Интегрированный урок истории России и права "Казачий мир" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Интегрированный урок истории России и права "Казачий мир"


    Интегрированный урок истории России и права "Казачий мир"

Цели урока.

Обучающая цель урока:

1. Дать представление об особенностях исторического развития и правовой культуры казачества.
2.Обобщить представления о роли и месте казачества в дореволюционной истории России.

Развивающая цель урока:

Развивать исследовательские умения учащихся в работе с историческими источниками.

Воспитательная цель урока:

Воспитывать уважение к истории казачества, к правопорядку.

Тип урока: урок закрепления знаний и формирования умений и навыков.

Данная тема изучается на 2 уроках.

Оборудование урока:

  • Дидактические раздаточные листы;
  • Мультимедиа проектор;
  • Мультимедиа презентация (см. приложение 1)

ИСТОРИЧЕСКИЙ БЛОК

ОРГМОМЕНТ

Знакомство с листами-заданиями.

1

КАЗАЧЕСТВО

Кто такие казаки, знают все. Понемногу все мы знаем историю казачества. Узнаваем образ казака. Так кто же такой КАЗАК?

Обобщение учителя после ответов детей: “Казак - слово нерусское. Оно пришло к нам от степных кочевников, которые с незапамятных времен совершали набеги на земли восточных славян. Слово “казак” или по-турецки и по-татарски “гозак” значит “Вольный человек”, легко-вооруженный конный воин, выступающий на бой без доспехов, шлема и кольчуги.

2

ВЕРСИИ О ПРОИСХОЖДЕНИИ КАЗАКОВ

Объяснение учителя.

Вопрос о возникновении казачества далеко не выяснен в исторической литературе.

  1. Как говорят многие энциклопедии, казаки— южнорусский и украинский субэтносы, появившиеся в XV веке на литовско-крымском пограничье (проходившем по рекам Днепр и Дон). Но сами представители этой культуры не согласны с таким определением даты их появления на Руси.
  2. По мнению историка Татищева в Египте был город Черказ (от него и казаки впоследствии у русских назывались черкасами), жители которого переселились на Кавказ и стали называться косогами”
  3. Л.Н.Гумилев производит запорожских и слободских казаков от крещеных половцев.
  4. В казачьем Словаре-справочнике 1968 г. (США) происхождение казаков связывают со скифским народом Кос-Сака и приазовским славянями, которые в начале новой эры (20 веков назад!) смешались с разнородными племенами Степи... Ханская Золотая Орда в течение многих последующих лет специально формировала такие же летучие конные отряды из угнанных в плен русских и украинских юношей, называя их казаками. Когда в Орде начались междоусобицы, казаки страдали от своеволия ордынских шаек. Это заставило их принять участие в войне Дмитрия Донского против Мамая. Известен факт, что Донские казаки в 1380 г. преподнесли князю Дмитрию Донскому накануне Куликовской битвы икону Божией Матери. По соглашению с Дмитрием Донским, казаки так и остались боевым лагерем на Дону, приняв на себя охрану южных границ славянской Руси.

Казаки восточные (Донские) назывались ордынскими, азовскими, западные (днепровские) запорожскими, малороссийскими, литовскими. Днепровские казаки назывались иногда черкесами, или черкасами. Это название происходило, вероятно, от города Черкасы. Городецкими казаками называли вольных людей, живших около Касимова (Мещерского городка, от чего происходило также название мещерских казаков), и далее около Волги (отсюда название волжских казаков).

3

СИЛИЩА КАЗАЦКАЯ

Спopна и интересна история казачества. Вот, например, как дончаки определяют свою роль в России: из века в век со стороны Кавказа, Каспия и Черного моря вырываются на простор Дикого Поля волны воинственных кочевников, ища пропитания, пастбищ и добычи; Дон-батюшка стал им преградой, заслонив собой Россию-матушку.

О силище донского казачества говорят многие исторические свидетельства:

В 1549 г. Царь Иоанн Грозный, отправляя своего посла к ногайскому князю Юсуфу, велел ему сказать секретно наедине следующее: “Дошел до нас слух, что Крымский царь не доброжелательствует вам, ибо Астpaxaнскому царю пушки и людей прислал на помощь. Я же, по дружбе вашей ко мне, повелел моим Путивльским и Донским казакам крымские улусы воевать”.

В том же году ногайские князья, с Юсуфом во главе, жалуются Московскому царю на обиды, чинимые им Донскими казаками.

Россия, находясь тогда почти в беспрерывной войне с ногайскими ордами и Крымским ханом, конечно, дорожила и всячески на свою сторону привлекала донских витязей. В грамотах XVI и XVII столетий крымские ханы и турецкие султаны беспрерывно жалуются Московским царям на бесчисленные обиды, чинимые Донскими казаками и настаивают, чтобы те уняли их или вывели с Дона куда-нибудь подальше этих беспокойных и опасных головорезов.

Один из походов дончаков стал легендой.

Дети работают с заданием 1 (см. приложение 2)

Дополнение учителя об Азовском сидении:

Донцы просили государя принять под свою власть Азов. Но принять его значило отважиться на войну с турками и татарами. В случае успеха, выгоды от этой войны были бы очень велики. Можно было бы оградить южные области государства от татарских набегов; можно было бы и возобновить предприятие овладеть Крымом, некогда начатое при Грозном по внушению Вишневецкого и не доведенное до конца.

В январе 1642 года был опять созван собор. Думный дьяк Лихачев изложил дело об Азове, известил, что идет в Москву посол турецкий и нужно дать ему ответ; наконец, задал собору такие вопросы: “Воевать ли с султаном или мириться и отдать Азов? Если воевать, то война протянется не один год: нужны будут деньги и люди не один год. Где их взять?” Эти вопросы были записаны и розданы выборным людям: и они должны были отвечать письменно.

30 апреля 1642 года в Москву приехал турецкий посол за ответом. Царь послал Желябужского и Башмакова с приказанием казакам, чтоб они возвратили Азов туркам, а сами вернулись в свои курени. В следующем 1643 году царь отправил в Турцию послов с уверениями в дружеском расположении и с мехами для подарков. Казаки были очень раздражены, несмотря на то, что русский посол, проезжая в Турцию, привез им 2000 рублей царского жалованья и, кроме того, сукон, вина и разных запасов.

Почему же такая силища у казаков? Есть ли аналогии в истории других стран? Ответ найдем в социологии. “Лишнее население”, которое не находило достаточных средств к существованию на Родине, всегда “искало лучшей доли” в чужих странах. Этим объясняется массовое выселение из Западной Европы в Новый Свет в эпоху Великих географических открытий, “белая” колонизация Африки в XVIII-XIX веках.

Задание: Население Дона и других казачьих рек постоянно пополняется пришлыми.

КТО БЕЖАЛ НА ДОН? Объясните выделенные историзмы.

холопы  
крепостные крестьяне  
опальные бояре и дворяне  
раскольники  

Одних гнало сюда горе, других нужда, третьих месть, но несомненно, что главное ядро казачества состояло из той категории людей, у которых “силушка живчиком по жилочкам переливается”.

4

САМОБЫТНОСТЬ КАЗАЧЕСТВА

(см. презентацию)

Казаки обыкновенно селились группами человек в 80 - 100. Такие группы составляли свой стан, становище. Отсюда произошло название казачьих поселений________?

Дома свои казаки называли по-тюрски___________?

Особенности жизни казаков отразились на их одежде.

Своеобразный вид донской казачьей одежды складывался веками. Приходили беглые на Дон в своей русской одежде, а здесь носили то, что давало войско. Облик одежды воссоздают старинные казачьи песни.

На стружках, сидят гребцы — удалые молодцы,
Удалые молодцы — вседонские казаки.
На них шапочки собольи, верхи бархатные,
Пестрорядные рубашки с золотым галуном.
Астpaxaнские кушаки полушалковые,
С зачесами чулочки,
Да все гарусные.
Зелень-сафьян сапожки, кривые каблуки.

 Откуда бралась такая богатая одежда? Из “походов за зипунами”.

Казаки свободно относились к самобытности в одежде и рассматривали ее как один из существенных признаков своей самостоятельности. В 1705 году атаман Зимовейской станицы бывшего посольства Савва Кочет доносил благодарность Петру I от имени всего войска: "Мы взысканы твоей милостью паче всех подданных, нас не коснулся твой указ о платье и бородах. Мы носим платье по древнему своему обычаю, которое кому понравится. Один надевается черкесом, другой — калмыком, иной в русское платье старинного покроя и мы никакого нарекания и насмешек друг другу не делаем. Немецкого платья никто у нас не носит, охоты к нему вовсе не имеем."

Со временем в каждом казачьем Войске оформилась своя военная форма.

Исходя из подготовленности класса и наличия учебного времени возможен рассказ учителя о традициях казачества, об особенностях воспитания казака.

О силе духа казачьего рассказано в пословицах и поговорках:

Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.
Казачья смелость порушит любую крепость.
Где тревога, туда казаку и дорога.

ПРАВОВОЙ БЛОК

КОНФЛИКТ С ЦАРЕМ

Официально принято считать началом существования и службы Войска Донского Московским царям 1570 г., потому что этим годом помечены две самые ранние царские грамоты, непосредственно относящиеся к войску Донскому.

Но еще долго и трудно пришлось “замирять” Дон.

Вспомним народных героев-дончаков. Определим их роль в истории России. Перед учащимися на партах выложена таблица (см. Приложение 4).

Но что интересно в истории разиновщины. Мы встречаемся здесь с использованием политической технологии - листовками, рассылаемыми по селам и крепостям России. Называются листовки “Прелестные письма”.

Задание 2: 1. Объясните происхождение историзма “Прелестные письма”.

2. В социологии домовитое и голутвенное казачество определили бы терминами:_____________________________

3. “Я пришел дать Вам волю”,- так обращался Разин в своих письмах к предполагаемому электорату. Как он представлял эту волю для разных категорий населения России?

Стремясь привлечь на свою сторону основную массу казачества, К. Булавин также направлял во все городки “прелестные письма”. В них говорилось: “От Кандратья Булавина и от всего войска походного от Пристани вниз по Хопру и по Дону атаманам и молотцам. Ведомо им чинить чтоб по всем станицам всем верстатца пополам и быть готовым конным и оружейным, и одной половине в поход, а другой быть на куренях. Которой часто письмо в которую станицу придет, та б станица была готова в тот же час в поход. Ради того, что стоять им всем вкупе за дом пресвятые Богородицы за истинную христианскую веру и за благочестивого государя и за все Войско Донское, для того что зло на них еллинскую веру. А ведают они атаманы молотцы, как деды их и отцы положили и они породились, прежде сего старое поле все перевели и ни во что почли, и чтоб им старое поле не потерять. А ему Булавину запорожские казаки все и Белогороцкая орда и иные орды слово дали, что быть с ним заодно. А будет кто или которою станицею тому войсковому письму будут противны, пополам верстатца не станут, или кто в десятке не поверстаетца, и тому казаку будет cмepтная казнь. А верстатца опричь вольницы и посылать то письмо по городкам наскоро, и на усть Бузулука, и на усть Медведицы. Списав послать вверх по Бузулуку и по Медведице”.

Задание 3 (см. приложение 5).

КАЗАЧЬЯ ВОЛЯ

Задание4: Воля или государство? Если государство, то какая форма правления?

После ответов детей дополнение учителя. Мы говорим о казачьих речных республиках. В республике все высшие органы власти избираются или формируются на определенный срок. У казаков существовала избирательная система, делающая власть легитимной.

Все станичные дела обсуждались и решались __________?

Задание: Почему круг? Ваши версии?

После ответов детей дополнение учителя.

Обыкновенно круг собирался на майдане (площади) и если там имелась часовенка, то все станичники становились вокруг нее лицом друг к другу, если же часовенки не имелось, то на площадь выносили икону, ставили ее на аналой и вокруг иконы составлялся круг.

Даже в морских походах, собираясь для совещаний, казаки сплывались на лодках, образуя широкий круг, в сухопутных набегах поворачивали головы лошадей к центру и становились тоже в круг. Делалось это для того, чтобы при совещаниях и подаче голосов каждый видел всех товарищей, чтобы каждый мог смело и открыто высказать свое мнение и чтобы решения не принимались с голоса немногих нахальных горланов.

Круг со временем станет праздником войска:

17 октября - Войсковой праздник и Круг Всевеликого Войска Донского.

7 сентября - Войсковой праздник и Круг Терского казачьего войска.

12 сентября - Войсковой праздник и Круг Кубанского казачьего войска.

Вспомним основные признаки государства:

  • разделение людей по территории,
  • наличие обособленной публичной власти;
  • взимание налогов.
  • наличие единой территориальной организации власти;
  • наличие особого аппарата управления и принуждения;
  • выработка и принятие правовых норм;
  • суверенитет государственной власти.

Задание: Попробуйте конкретизировать каждый признак, соотнеся его с политико-правовыми отношениями Донского Войска.

Главный предводитель всего Войска Донского назывался войсковым Атаманом. Он избирался войсковым кругом. Выборы происходили ежегодно и решались большинством голосов. И как это бывает на выборах происходила борьба конкурентов, которая среди этой необузданной вольницы нередко заканчивалась кровопролитной схваткой.

Войсковой атаман в мирное время был только старший между равными, хотя и был окружен почетом товарищей, но картина круто менялась, как только атаман садился на коня или в лодку и поднимал свой пернач. Давайте разберемся в символах казачьей власти.

Беседа с классом: А для сравнения вспомним и объясним символы власти царя.

Казачья власть демонстрировалась иначе.

3

ПРАВО КАЗАКОВ

Историкам казачества повезло, т.к. сохранился правовой источник казачества, относящийся к XVIII веку. Это “заветы Игната Некрасова”. После разгрома Булавинского бунта часть казаков под предводительством атамана Игната Некрасы удалились на Кубань, а с приближение границы России переселилась в Турцию. В далекой басурманской стране некрасовцы свято чтили свои обычаи, передавая их из поколения в поколение в виде Заветов-законов. Свод законов был записан в “Игнатовой книге”, которая хранилась в священном ларце в церкви на озере Майносе.

Основным экономическим занятием майносцев было рыболовство, скотоводство, охота, говорит другой английский путешественник, Гамильтон, побывавший на Майносе в 1837 г. На рыбный лов уходили (15 августа, на Успенье, и возвращались в апреле) мужчины от 15 до 55 лет артелями (ватагами) по 18-25 человек во главе с “атаманком”. Ловили рыбу в Мраморном, Черном, Эгeйском, Средиземном морях и в озерах Турции. На обязанности “атаманка” лежали все хлопоты по заключению договоров на лов и сдачу рыбы и забота о члeнах ватаги. Он должен был следить за нравственным поведением члeнов артели, за их бытовыми нуждами, вел учет доходов. В конце сезона при участии всех работников делил доход поровну. При возвращении на Майнос каждый рыбак одну треть своего заработка отдавал в войсковую казну.

Один из главных заветов: “Царизму не покоряться, при цaризме в Расею не возвращаться”.

Другие заветы гласили: дети работают с заданием 5 (см. приложение 6)

Задание: Прочитайте “Заветы Игната” и сгруппируйте эти заветы по отраслям права. Можно отметить соответствующими буквами (Например, Конституционное право отметить буквой “К”).

После ответа детей вывод учителя: в “Заветах” представлены все основные отрасли права. Конституционное, Уголовное, Семейное, Процессуальное, Налоговое.

4

ДОГОВОР С РОССИЕЙ

Официально принято считать началом существования и службы Войска Донского Московским царям 1570 г., потому что этим годом помечены две самые ранние царские грамоты, непосредственно относящиеся к войску Донскому.

Эти грамоты были даны на руки Ивану Петровичу Новосильцеву, посланному царем Иоанном IV Грозным к турецкому султану Селиму.

Вот полный текст одной из этих грамот.

“А се такова грамота дана Ивану ж Новосилцову.

От Царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси на Донец Северской, атаманом казацким и казаком всем безотмены. Послали есмя для своего дела в Азов Ивана Петровича Новосилцова, и где учнет вас для нашего дела посылати или по вестем, для береженья, на кои места велит вам с собою идти, и вы бы Ивана во всех наших делах слушали безо всякого ослушания, тем бы есте нам послужили, а мы вас за вашу службу жаловати хотим. Писана на Москве, лета 7078, Генваря в 3 день”.

После войны Степана Разина Дон вновь заставили присягнуть на верность Московскому царю.

Четыре дня на Кругу шли споры. Казаки кричали, что великому государю и без крестного целования служить рады верно и целование креста ни и чему. Но было решено, что “всем войском великому государю обещанье учинить перед Евангелием”. Присяга была учинена на площади перед co6oрoм. Имена присягнувших были внесены в книгу, присланную из Посольского Приказа.

28 августа 1671 года донские казаки стали подданными московского царя, и Донское Войско вошло в состав Российского государства.

Волжское государственное казачье Войско, созданное Анной Иоановной в 1730-е годы (по идее Петра Великого!), просуществовало недолго. Уже в 1777-1778 годы за активное участие в движении Пугачева оно было репрессировано и основной частью переселено на Кавказ на Моздокскую сторожевую линию.

С Днепровскими казаками Екатерина Великая поступила так же по итогамрусско-турецких войн, выслав их на Кавказ, на Реку Кубань.

С расширением российских пределов казачьи Войска появились даже на Дальневосточных окраинах России. Российские монархи, проявляя терпение, создавая и упраздняя по мере необходимости новые казачьи Войска, смогли “приручить” казачью вольницу и постепенно добиться безусловного повиновения государству.

Вопрос классу: Какая форма территориально-государственного устройства предполагает подобный договор? А форма правления на Дону? А тип политического режима?

Надеемся, что эти уроки помогли Вам оценить роль и место казачества в русской истории. А завершат урок слова из боевой казачьей песни:

За казачий наш Род,
Да за Русский весь народ,
За честь Казаков,
Мудрость стариков;
За родной Отчий дом,
Взгляд любимый за окном,
За павших друзей,
Вдов и Матерей.
Во славу Казачью, да во славу России –
Будем сердцем крепки,
Братцы казаки!

Посчитаем заработанные балы согласно рейтинговому листу. Выставление оценок за урок.

Приложение 3

Приложение 7

Приложение 8

Фото


Урок истории в 5-м классе. Тема: "В афинских школах и гимнасиях"


    Урок истории в 5-м классе. Тема: "В афинских школах и гимнасиях"

      Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....

27 02 2024 2:37:21

Внеклассное мероприятие по истории "Моя родословная". Презентация "Откуда я родом…"


    Внеклассное мероприятие по истории "Моя родословная". Презентация "Откуда я родом…"

      Урок основан на заранее подготовленных творческих проектах учащихся «Моя родословная». Дети представляют свои проекты, а затем обсуждают их и выполняют игровые задания. Урок призван показать учащимся, как важно знать родословную и историю жизни своих предков....

26 02 2024 8:32:43

Организация самостоятельной работы учащихся на первом концентре исторического образования


    Организация самостоятельной работы учащихся на первом концентре исторического образования

      Самостоятельная работа - активный метод обучения, в процессе которого учащиеся по заданию преподавателя и под его руководством решают учебную задачу. В пpaктической деятельности преподавания истории на первом концентре у меня сложилась некоторая система формирования умений учащихся работать самостоятельно. Во многом она условна, и ее прохождение зависит от индивидуальных особенностей учащихся. Главное в том, что научить учащихся работать самостоятельно можно не вдруг и не сразу, а поэтапно. Описанию такого подхода и посвящена данная статья. ...

25 02 2024 22:32:46

Урок по истории Отечества в 9-м классе "Битва за Москву"


    Урок по истории Отечества в 9-м классе "Битва за Москву"

      На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....

24 02 2024 15:31:55

Курс по выбору для 9 класса "Славные страницы истории родного города"


    Курс по выбору для 9 класса "Славные страницы истории родного города"

      Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....

23 02 2024 1:28:59

Использование проектной методики для изготовления объемной наглядности при изучении истории


    Использование проектной методики для изготовления объемной наглядности при изучении истории

      Для повышения интереса к предмету и стимулирования познавательной деятельности учащихся, начиная с пятого класса, я предлагаю учащимся проект изготовления моделей. Модель может представлять собой: предметы быта, орудия труда, одежду, архитектурный объект и т.д. В результате творческой деятельности рождаются очень интересные модели, которые можно использовать и в дальнейшей работе в качестве объемной наглядности по предмету....

22 02 2024 23:40:27

Урок-игра "Христианская церковь в XI–XIII веках. Крестовые походы"


    Урок-игра "Христианская церковь в XI–XIII веках. Крестовые походы"

      Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....

21 02 2024 2:46:18

Конспект внеклассного занятия по истории "Колымская трагедия"

Факультативное занятие по истории Отечества и краеведению "Колымская трагедия" нацелено на формирование у подростков патриотического сознания, социальной активности и гражданской позиции; воспитание гуманного отношения к людям, пострадавшим от репрессий; развитие доброжелательности, чувства справедливости, гордости за своих соотечественников, земляков, за их мужество; воспитание ответственности за свои поступки. Использована театрализованная технология, слайд-шоу, обширная выставка литературы и экспозиции по темам "Ссылка и каторга России", "Шаги репрессий в СССР", "Бутовский полигон", "Зырянгал"....

20 02 2024 2:36:12

Звездный час "Древняя Греция"


    Звездный час "Древняя Греция"

      Повторительно-обобщающий урок для 5-го класса дается в форме звездного часа. В самом уроке использованы: наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал, видеофрагменты, рисунки учащихся....

19 02 2024 1:26:13

Игра "Заглянем в прошлое"


    Игра "Заглянем в прошлое"

      Игра для 5-7-х классов закрепляюет знания полученные на уроках истории, литературы знания об укладе жизни русского населения России XVII-XIX веков, об архаичных словах и понятиях, о смысле пословиц и поговорок, принципы составления загадок. ...

18 02 2024 19:29:39

Использование деятельностного подхода в обучении на уроках истории и обществознания


    Использование деятельностного подхода в обучении на уроках истории и обществознания

      При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....

17 02 2024 14:33:41

Сибирское купечество: вклад в развитие экономики и культуры региона. 9-й класс


    Сибирское купечество: вклад в развитие экономики и культуры региона. 9-й класс

      Методическая разработка урока истории, подготовленная на основе научных исследований ученых-сибиреведов последних лет, позволит провести познавательное занятие, в рамках которого ребята смогут познакомиться с жизнедеятельностью сибирского купечества, узнать, что полезного сделали купцы для развития своих городов и региона в целом. На примере купеческих биографий учитель сможет наглядно раскрыть значение таких понятий, как «милосердие», «меценатство», «благотворительность»....

16 02 2024 20:49:50

Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории "Эрудиада"


    Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории "Эрудиада"

      Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории проводится с целью активизации познавательной деятельности, поддержания интереса к предмету на уроках закрепления знаний. ...

15 02 2024 9:24:14

Урок в технологии "Педагогические мастерские" (6-й класс). Обществознание. Тема: "Зачем человеку семья?"


    Урок в технологии "Педагогические мастерские" (6-й класс). Обществознание. Тема: "Зачем человеку семья?"

      Целью: показать учащимся роль семьи в общей структуре общества. На уроке используются такие методы работы, как эвристический (частично поисковая беседа), деятельностный (работа в группах), дедуктивный (от общего к частному), а так же метод классификации. На одном из этапов урока (работа с материалом) учащиеся создают проект-коллаж «Мое представление о семье», на основе которого приходят к осознанному пониманию терминов, относящихся к семье и семейным отношениям. ...

14 02 2024 19:32:32

Открытый урок ("Окружающий мир", 4-й класс) по теме "Путешествие в древнюю Москву. Иван III – господин всея Руси"


    Открытый урок ("Окружающий мир", 4-й класс) по теме "Путешествие в древнюю Москву. Иван III – господин всея Руси"

      Изучение курса истории в начальных классах, по мнению специалистов, вызывает некоторую трудность, так как учащимся бывает сложно сориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. Цель данного урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля....

13 02 2024 7:11:19

Урок по истории древнего мира «Поход Александра Македонского на Восток»


    Урок по истории древнего мира «Поход Александра Македонского на Восток»

      Урок по курсу истории древнего мира соответствует требованиям ФГОС как урок открытия новых знаний на основе групповой работы с текстом учебника и дополнительными материалами, элементами игры «греческого» голосования, физкульт-паузы, имитирующей разрубание «гордиева меча»....

12 02 2024 10:10:56

Факультатив по истории для учеников старших классов. Тема: "История становления и развития института наследования в системе имущественных правоотношений"


    Факультатив по истории для учеников старших классов. Тема: "История становления и развития института наследования в системе имущественных правоотношений"

      Работа может быть использована учителями-предметниками на уроках истории, обществознания и права. Также систематизированный материал будет полезен при подготовке к факультативным и индивидуально-лекционным занятиям в рамках школьного компонента....

11 02 2024 15:27:25

Урок — ролевая игра по истории Древнего мира "В афинских школах и гимнасиях"


    Урок — ролевая игра по истории Древнего мира "В афинских школах и гимнасиях"

      Урок проводится в форме ролевой игры. Ученикам предоставляется возможность на уроке через игровую деятельность побывать в роли учителя и учеников и ощутить особенности обучения в школах Древней Греции. ...

10 02 2024 15:48:44

Обобщающий урок по истории в 10-м классе "Киевская РУсь"


    Обобщающий урок по истории в 10-м классе "Киевская РУсь"

      Урок для 10-го класса по теме «Киевская Русь» позволяет активизировать самостоятельную деятельность на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения на события....

09 02 2024 23:51:41

Урок-игра "Преобразование мира в XIX в."


    Урок-игра "Преобразование мира в XIX в."

      В настоящее время большой интерес вызывает всеобщая история и культура зарубежных стран. Предлагаемый урок окажет помощь учителям в процессе обучения, развития коммуникативных возможностей, социализации личности подростка. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся систематизируют, обобщают и закрепляют знания по курсу «Новая история» (ХIХ век)....

08 02 2024 20:18:59

Повторительно-обобщающий урок по теме "Московская Русь"


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Московская Русь"

      Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания пройденного материала по теме в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала; развитие интереса к предмету и расширение кругозора учащихся, воспитание любви к Родине....

07 02 2024 15:32:55

Урок по истории средних веков, 6-й класс, по теме "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"


    Урок по истории средних веков, 6-й класс, по теме "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"

      Образовательная цель урока - формирование у учащихся представлений об условиях усиления католической церкви и причинах появления ересей. Урок включает поиск ответов на проблемные задания, работу с текстом учебника, работу в группах, сообщения учащихся на уроке, работу в тетрадях, самостоятельные выводы учащихся, высокую активность и интерес учащихся на уроке....

06 02 2024 12:50:36

Урок по теме "Олимпийские игры в Древней Греции", 5-й класс


    Урок по теме "Олимпийские игры в Древней Греции", 5-й класс

      Цели урока: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения; пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта. ...

05 02 2024 5:53:20

Закрепление и повторение материала в форме проектов в процессе обучения истории


    Закрепление и повторение материала в форме проектов в процессе обучения истории

      В статье представлены две проектные формы закрепления и обобщения материала, которые эффективно зарекомендовали себя на пpaктике. Это «Пpaктические работы» для учащихся изучающих курс отечественной истории ХХ века, «Историческая азбука» для учеников 6-7-х классов. ...

04 02 2024 21:49:37

Открытый урок по музыке в 7-м классе "Роль военных песен в победе Великой Отечественной войны"


    Открытый урок по музыке в 7-м классе "Роль военных песен в победе Великой Отечественной войны"

      Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....

03 02 2024 21:16:23

Некоторые советы начинающим учителям истории (из опыта преподавания истории Древнего мира)


    Некоторые советы начинающим учителям истории (из опыта преподавания истории Древнего мира)

      В статье приведены примеры из опыта работы учителя истории. Даны рекомендации как работать с хронологическим материалом, понятиями; как добиться грамотного и аккуратного ведения тетрадей; что нужно сделать, чтобы интерес к предмету не только не угас, но и развивался. В статье даны рекомендации о том, как сделать предмет интересным для учащихся....

02 02 2024 6:16:56

Урок истории по теме "Усиление русского государства при Иване III". 6-й класс


    Урок истории по теме "Усиление русского государства при Иване III". 6-й класс

      Урок истории в 6-м классе основан на использовании элементов технологии критического мышления. Данный урок проходит в форме групповой работы учащихся (УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен…» издательства «Просвещение»)....

01 02 2024 12:52:14

"Народные волнения в 1660–1670-е годы". 7-й класс


    "Народные волнения в 1660–1670-е годы". 7-й класс

      Цель урока: сформирование представления о народных движениях XVII века, развитие мыслительных навыков и познавательных умений, воспитание интереса к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому....

31 01 2024 6:55:33

Начало Великой Отечественной войны


    Начало Великой Отечественной войны

      Урок позволяет формировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны, познакомить с трагическими событиями начала войны, раскрыть причины неудач Красной армии и показать, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный хаpaктер....

30 01 2024 12:44:31

Штурм крепости (Повторительно-обобщающий урок)


    Штурм крепости (Повторительно-обобщающий урок)

      Данная работа рассчитана на учащихся 6-х классов общеобразовательных школ. Проводится данный урок после изучения курса истории Средних веков в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволит повысить интерес школьника к предмету "История". Дух соревнования поможет активной работе ученика на уроке....

29 01 2024 2:19:59

Проблемы преподавния курса "История Красноярского края" в рамках национально-регионального компонента


    Проблемы преподавния курса "История Красноярского края" в рамках национально-регионального компонента

      История Красноярского края значима для детей, так как это истории малой Родины, ее изучение расширяет кругозор. Возможности истории для патриотического воспитания безграничны. Истории своего региона содействует формированию нравственной позиции личности, проявлению чувств сопричастности к этносам, населяющих данный край. В статье содержится анализ некоторых проблем, с которыми сталкивается учитель. В статье и в приложениях содержится материал пpaктического хаpaктера. ...

28 01 2024 8:46:41

Урок истории по теме "Борьба за власть после cмepти Сталина". 9-й класс


    Урок истории по теме "Борьба за власть после cмepти Сталина". 9-й класс

      Данный урок истории в 9-м классе посвящен борьбе между советскими руководителями после cмepти И.В. Сталина. Разработан на основе учебника «История России. XX век» А.Т. Перевезенцева....

27 01 2024 5:45:11

Развитие Казахстана в первой половине XVIII века


    Развитие Казахстана в первой половине XVIII века

      Статья представляет собой методическое пособие по истории Казахстана. Дается в авторском варианте оформления....

26 01 2024 16:41:43

Обобщающий урок по теме "Гражданская война в России" (9-й класс)


    Обобщающий урок по теме "Гражданская война в России" (9-й класс)

      Обобщающий урок по теме «Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....

25 01 2024 7:37:37

Урок обществознания в 11-м классе по теме "Политические партии"


    Урок обществознания в 11-м классе по теме "Политические партии"

      Урок обществознания предполагает создание синквейна по теме, достаточно сложной для понимания учащихся. Урок рассчитан на сильный класс. Планом-конспектом предполагается включенность всех учащихся класса в учебно-познавательный процесс, способствующая развитию представлений учащихся о партийной системе нашего государства. ...

24 01 2024 20:45:57

Причины и предпосылки образования единого государства (6-й класс)


    Причины и предпосылки образования единого государства (6-й класс)

      Изучение нового материала осуществляется на основе презентации, содержащей схемы, таблицы, документы и др. дидактические материалы. Ряд заданий предусматривает использование Smart-доски. ...

23 01 2024 23:23:24

Распад СССР. Становление новой российской государственности


    Распад СССР. Становление новой российской государственности

      На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....

22 01 2024 21:54:31

Память поколений. Сталинградская битва


    Память поколений. Сталинградская битва

      Урок духовно-патриотического воспитания с использованием мультимедийных средств обучения. Изучение темы "Сталинградская битва" является составной частью цикла уроков и мероприятий "Память поколений", посвященного Победе в Великой Отечественной войне. Организация урока в форме проектной деятельности учащихся позволяет не только создать целостное представление о роли Сталинградской битвы в ходе войны, но и погрузиться в эпоху, понять и прочувствовать её на основе работы с историческими источниками. ...

21 01 2024 6:45:25

Внеклассное мероприятие по обществознанию для 9–11-х классов "Мы - будущие избиратели"


    Внеклассное мероприятие по обществознанию для 9–11-х классов "Мы - будущие избиратели"

      Форма проведения мероприятия – игра, где каждый участник может представить себя избирателем, кандидатом в депутаты или на должность президента, члeном избирательной комиссии, представителем СМИ. Игра пропагандирует политическую и правовую культуру среди молодежи....

20 01 2024 5:32:50

Урок "Можно ли считать реформы 60–70-х годов XIX века великими?" Дискуссионная игра-дебаты


    Урок "Можно ли считать реформы 60–70-х годов XIX века великими?" Дискуссионная игра-дебаты

      В основе разработки урока проблемно дискуссионная игра, которая строится по сценарию вокруг обсуждения проблемы. Роль учителя сводится к минимуму, а ученики решают проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Данный урок расширяет рамки изучения темы "Реформы Александра II". ...

19 01 2024 20:45:27

Сценарий внеклассного мероприятия "Светлая Русь"


    Сценарий внеклассного мероприятия "Светлая Русь"

      Мероприятие рассчитано на учащихся 8–11-х классов. Способствует развитию чувства патриотизма и гражданственности, формирует традиционные православные ценности. Адресовано учителям истории, мировой художественной культуры, заместителям директора по воспитательной работе. Может быть проведено в рамках недели истории. Актуальность мероприятия объясняется ростом потребности общества в повышении духовности и нравственности подрастающего поколения. ...

18 01 2024 3:39:39

Урок в 10-м классе "Флаг России — символ государственности"


    Урок в 10-м классе "Флаг России — символ государственности"

      Тема "Символы государственной власти" является одной из главных в патриотическом воспитании учащихся. Урок в 10-м классе, может быть представлен как классный час и в средней параллели. Урок проведен в нетрадиционной форме. Содержит статистические данные, собранные учащимися школы, информацию об истории Российского флага. Для наглядности на уроке используется презентация "Флаг России - символ государственности"....

17 01 2024 5:46:56

Игра "Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ"


    Игра "Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ"

      Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме игры по обществознанию. Мероприятие проводится с целью проверить и закрепить знания по теме: «Конституция РФ. Основы Конституционного строя РФ». С помощью игры удается закрепить умение раскрывать теоретические положения; сформировать у учащихся умение выполнять познавательные и пpaктические задания, оценивать свои учебные достижения; формировать правовую культуру обучающихся....

16 01 2024 20:13:45

Поход Александра Македонского на Восток


    Поход Александра Македонского на Восток

      Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....

15 01 2024 14:22:25

Декада гуманитарных наук в школе


    Декада гуманитарных наук в школе

      Одной из наиболее эффективных форм внеурочной работы по предметам гуманитарного цикла является декада гуманитарных наук. Она требует большой подготовки, но делает возможным реализовать целую систему мероприятий, способствующих гуманизации образования, патриотическому воспитанию учащихся при одновременном развитии их творческих способностей. ...

14 01 2024 5:44:55

Историко-краеведческая викторина


    Историко-краеведческая викторина

      Представленная викторина может быть проведена в рамках Недели истории в школе. Викторина проводится по принципу "Своей игры", в три тура. Презентация сделает занятие более увлекательным и интересным. ...

13 01 2024 10:50:39

Интегрированный урок-викторина по теме "Умножение и деление многозначных чисел на целое число. История нашей страны древнейшего периода"


    Интегрированный урок-викторина по теме "Умножение и деление многозначных чисел на целое число. История нашей страны древнейшего периода"

      Интегрированный урок-викторина с целью закрепления и обобщения знаний по истории и математике может представлять интерес для учителей истории и математики. Был проведен во II четверти. ...

12 01 2024 7:45:32

Песня "В солдатской шинели"


    Песня "В солдатской шинели"

      Данное мероприятие способствует воспитанию патриотизма, гуманного отношения к окружающим людям, к ветеранам войны, обогащает социальный опыт детей через участие в инсценировках песен, сопереживание различных ситуаций. Мероприятие было построено на интеграции предметов: всемирная история, история Казахстана, музыка, мировая художественная культура, изобразительное искусство, начальная военная подготовка....

11 01 2024 5:23:57

Познавательная игра "Главная книга страны"


    Познавательная игра "Главная книга страны"

      Познавательную игру можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний и как внеклассное мероприятие ко Дню Конституции....

10 01 2024 6:28:55

Интеллектуальная игра по истории Древнего мира "Умники и умницы" (5-й класс)


    Интеллектуальная игра по истории Древнего мира "Умники и умницы" (5-й класс)

      Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....

09 01 2024 7:38:42

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::