"Театр в Греции". Урок в 5-м классе, предмет "История Древнего мира" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

"Театр в Греции". Урок в 5-м классе, предмет "История Древнего мира"


    "Театр в Греции". Урок в 5-м классе, предмет "История Древнего мира"

Цель: Познакомить учащихся с культурой Древней Греции, греческим театром.

Задачи:

Обучающая: Способствовать расширению кругозора учеников в области культуры и искусства.

Развивающая: Развивать аналитическое мышление, способности позволяющие проводить анализ явлений и событий.

Воспитательная: Воспитание художественно-эстетического вкуса у учащихся.

Форма урока: традиционный с элементами игры и театрализации.

Оборудование урока:

1. Интеpaктивная доска.
2. Мультимедийная презентация по теме: «Греческий театр» (Приложение)
3. Видеоаппаратура.
4. Видеокассета с сюжетом из фильма “Чудеса света”, видеокассета с сюжетом ролевой игры “Ссора в театре”.
3. Учебник: А.А. Вигасин “История древнего мира”, 5 класс, М. “Просвещение” 2007 г.

План урока:

1. Возникновение греческого театра.
2. Устройство греческого театра.
3. Декламации. Виды театральных постановок.
4. Дидактический материал по теме “Греческий театр”

Ход урока

Эпиграф:

 «Откуда чудный шум, неистовые крики.
Кого, куда зовут и бубны и тимпан?
Что значат радостные лики
И песни поселян?
… Он приближается…
Вот он, вот сильный бог!
Вот Бахус мирный, вечно юный!»

А.С. Пушкин “Торжество Вакха”

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

I. Повторение

Повторение по теме «Олимпийские игры».

Учитель: Ребята на прошлом уроке мы изучили с вами тему «Олимпийские игры»

Задание 1. Ответьте на вопросы.

1. Олимпийские игры проходили в 778 г.
2. Борцы на играх смазывали тело оливковым маслом
3. Олимпийские игры длились 5 дней
4. Готовились к играм 2 года
5. Игры проходили 5 раз в году
6. Всего было 5 состязаний
7. Атлет – это спортсмен
8. Игры проходили в Олимпии
9. Участниками были мужчины, и женщины
10. Самый популярный вид состязаний – метаний диска

Учащиеся отвечают на вопросы «да» или «нет» .

Задание 2. Какое имя является лишним в ряду: Полидам, Геродот, Милон, Феаген.

Задание 3. Расскажите о видах спортивных состязаний. Ответьте понятия: ипподром, атлет.

II. Изучение нового материала

1. Возникновение греческого театра. Устройство театра

Учитель: Ребята мы закончили повторение по теме «Олимпийские игры» и сегодня на уроке мы познакомимся с греческим театром.

 Необходимо знать, что современный театр своими корнями и традициями восходит к театру древней Греции. Назначением его было воспитание высоких гражданских чувств. Театр возник две половиной тысячи лет назад. Его зарождение связано с празднествами в честь бога Диониса. Греки – спутники Диониса облачались в козлиные шкуры и маски, подражая лесным богам – сатирам. Разыгрывались сценки из мифов, а позже стали появляться театральные здания для театральных представлений.

Театр в Греции был наиболее массовым и любимым видом искусства.

Учитель: Ребята, а вы были когда-нибудь в современном театре?

Сколько раз в году в театре идут представления? А вот в греческом театре постановки были только несколько раз в году и сегодня на уроке мы тоже посмотрим древнегреческую театральную постановку. Но сначала мы изучим, как был устроен древнегреческий театр.

2. Устройство греческого театра

Задание классу. Ребята, сейчас вы посмотрите видеосюжет из фильма «Чудеса света. Греческий театр» и ответьте на следующие вопросы:

- В честь какого бога устраивались народные празднества, из которых возник греческий театр? (Ответ: в честь бога Диониса.)

- Сколько мест было в греческом театре? (Ответ: 17 тысяч)

Если нет видеосюжета, то для изучения материала о театре учащимся раздается текст.

Учитель: Перед вами на партах лежит текст о греческом театре. Вы должны его прочитать и ответить после на вопросы, которые вам предлагаются ниже на листе.

ТЕКСТ: Греческий театр

Древнегреческие города сильно уступали по числу жителей современным. Но театры Греции превосходили по размерам современные театры. Они рассчитаны были на тысячи зрителей. Места в театре не были пронумерованы, и поэтому их нередко занимали с ночи. Билеты были круглыми, из глины. Актёры выступали в масках, и их было на сцене только трое. Женщинам играть роли не разрешалось. Места в театре занимались заранее. Представления начинались на рассвете. Зрителям показывали несколько пьес, поэтому многие брали узелки с едой. Театральные спектакли шли при дневном освещении. Над головами зрителей не было крыши, а было небо. Возвести крышу над таким громадным сооружением греческие инженеры не умели, к тому же крыша помешала бы солнечному свету проникать внутрь театра (другого освещения не было). В театре не было микрофонов. Сам театр имел форму чаши, и звук, отражаясь от стен усиливался. Слышимость была прекрасная.

Сам греческий театр состоял из 3 частей:

- места для зрителей
- орхестра – круглая площадка, на которой выступали актёры.
- скене – примыкавшая к орхестре постройка, к ней крепили декорации, внутри скене хранили костюмы.

Театр – это место для зрелищ.

Представления сопровождались хором, который пел песни.

Вопросы к тексту:

1. Из каких частей состоял театр?
2. Как вы думаете, почему актеры выступали в масках?
3. Что такое театр?

Учитель: Итак, вы ответили на все вопросы и знаете, как был устроен древнегреческий театр. А теперь назовите отличия современного театра от древнегреческого:

Ответы могут быть:

- в древнегреческом театре представления шли редко, а в современном каждый день;
- в древнегреческом театре зрителям показывали несколько пьес подряд;
- в древнегреческом театре играли только три актера, а сейчас много;
- было дневное освещение;
- в постановках не разрешалось участвовать женщинам, а сейчас у нас много профессиональных актрис;
- в древности не существовало театральных биноклей, и актеры были в масках;
- места в театре не были нумерованы и их занимали с ночи.

Могут быть названы другие отличия.

Задание. Работа с материалом сценки «Ссора в театре» . Сценка может быть подготовлена самими учащимися из класса или старшеклассниками.

Учитель: А у нас, ребята, гости, два почтенных грека, которые недавно наслаждались театральным представлением. Он хотят задать вам вопрос.

Сценка “Ссора в театре”

Выходят два грека в греческих костюмах. Голова у одного из них забинтована… Видно, что он участвовал в дpaке.

1 грек: Ребята, вчера я и мой друг ходили в театр…

2 грек: Да, нам очень понравилось представление “Антигона”.

1 грек: Но перед представлением у нас произошла ссора.

2 грек: Посмотрите, как мы пострадали.

1 грек: Я еле-еле домой добрался.

2 грек: Как вы думаете, почему у нас произошла ссора, которая переросла потом в дpaку? (видеосюжет останавливается).

Ответ учеников: ссора произошла из-за места.

1 грек: Действительно, ссора произошла из-за места.

2 грек: Это ты виноват (обращается к товарищу) , я пришёл первый на представление…

1 грек: А я знатнее тебя, я – аристократ, я имею больше прав.

2 грек: Ну и что, у нас в стране демократия, я тоже имею права.

1 грек: Ну ладно, хватит, а то опять поссоримся…

После просмотра ученики делают вывод, что знатные греки занимали лучшие места.

3. Декламации. Виды постановок

Учитель: В греческом театре перед представлением часто выступали декламаторы, чтецы. Они соревновались друг с другом в чтении отрывков из знаменитых трагедий и комедий. Сегодня у нас тоже есть два декламатора, которые желают посоревноваться друг с другом.

Выходят декламаторы.

Учитель: Давайте послушаем их чтение и выберем лучшего.

1 декламатор: Отрывок из комедии Эсхила “персы”

Вся стонет Азия теперь,
Осиротевшая земля:
“Повёл их за собою Ксеркс,
Их гибели виною Ксеркс,
Всё это горе неразумный Ксеркс
Уготовил кораблям…
Азия больше не будет
Жить по персидской указке,
Больше не будут народы
Дань приносить самодержавцам,
В страхе не будут люди
Падать наземь.
Не стало царской власти сегодня.
Люди язык за зубами
Сразу держать перестанут:
Тот, кто свободен от ига,
Также и речи свободен.”

2 декламатор: Отрывок из песни хора “Антигона”

В мире много сил великих,
Но сильнее человека
Нет в природе ничего.
Мчится он, непобедимый,
По волнам седого моря,
Сквозь ревущий ураган…
Горного зверя и дикого
Порабощает он хитростью,
И на коня густогривого,
И на быка непокорного
Он возлагает ярмо…
… Злой недуг побеждает
И грядущее предвидит
Многоумный человек.

Учитель: Ребята вы прослушали чтецов. Кто из них был лучше? Почему?

Ученики комментируют выступления. (Учитывается выразительность чтения, применение жестикуляции.)

Учитель: Действительно, в греческом театре награждали аплодисментами всех чтецов. У каждого зрителя был свой любимый декламатор, которому он отдавал предпочтение. Победителя награждали лавровыми венками. Давайте наградим выступивших.

Звучит греческая музыка, и под неё победителям надевают на головы лавровые венки.

Учитель: Итак, мы узнали, что в греческом театре помимо постановок были ещё и декламации. Нужно отметить, что граждане греческих государств своим восприятием были подготовлены к восприятию вершин театрального искусства, они были благодарными зрителями. Несчастья, которые проходили в трагедиях, заставляли греков рыдать. Во время представления трагедий греки переживали страх за судьбу героя. Театральное искусство делало людей человечнее. Оно воспитывало их.

Вывод могут сделать дети или учитель: Театральное искусство играло большую роль в Греции, оно воспитывало граждан.

Учитель: А сейчас мы посмотрим театральную постановку, которую подготовили наши актёры. Эта постановка – отрывок из произведения поэта Эсхила. Название произведения вы должны назвать сами.

Сценка

Гефест:

На камне этом горестном…
Висеть ты будешь вечно: непреклонен Зевс,
Всегда суровы новые правители.
Родство и дружбу не могу не чтить, пойми.
О, как мне ненавистно ремесло моё!

Власть:

Так закрепи ж и эту руку, чтоб помнил впредь,
Что, как он не искусен, Зевс искуснее.

Гефест: Лишь Прометей и вправе побранить мой труд.

Власть:

Теперь шипом железным и безжалостным
Ему с размаху, с силой гpyдь насквозь проткни.

Гефест: Ах, Прометей, я плачу о беде твоей!

Власть:

Я вижу лишь возмездье справедливое.
И теперь кольцом железным охвати бока!

Гефест: Не нужно понуканий, всё я сделаю.

Прометей:

Тайком унёс я искру огнеродную.
Она для cмepтных стала и началом благ.
И вот в цепях без крова опозорённый
За это преступления я отбываю казнь…
Меры не знал я cмepтных любя… .

Ученики называют произведение “Прометей”.

Учитель: Ребята, что это? Трагедия или комедия? (Ученики не только должны назвать вид постановки, но привести аргументы.)

Как вы думаете, чем комедия отличается от трагедии? (Ответы: трагедия – это вид постановки, который повествует нам о трагических, печальных событиях, а комедия о радостных и веселых.)

Самыми популярными постановками в Греции были трагедия Софокла «Антигона» и комедия Аристофана «Птицы». (изучить подробнее эти произведения можно используя учебник).

Вывод: В греческом театре было два вида постановок: трагедия и комедия.

Учитель: Итак, ребята, мы познакомились сегодня с греческим театром. Театр в Греции называли “школой для взрослых”. Он играл значительную роль в жизни греков, воспитывал их, пробуждал самые разные чувства.

III. Закрепление изученного материала

В конце урока можно провести с ребятами беседу по вопросам:

- Почему театр назывался “школой для взрослых”?
- Кто такой Дионис?
- Чем отличался современный театр от древнегреческого?
- Какие виды постановок шли в греческом театре?
- Что такое трагедия и комедия?

Домашнее задание

Нарисуйте рисунки на тему: «Как я представляю греческий театр».

Составьте рассказ « Древнегреческий театр».

Параграф 39.

Литература для подготовки к уроку

  1. Н.В. Мирецкая « Уроки Античной культуры», Обнинск,1996 г.
  2. Г.И. Годер «Изучение истории Древнего мира», Просвещение, Москва, 1965 г.
  3. О.В. Арасланова. Поурочные разработки по «Истории Древнего мира». 5 класс ВАКО, Москва, 2004 г.
  4. Пьер Микель «Во времена Древней Греции». ОЛМА-ПРЕСС, 1999 г.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

21 05 2024 10:34:50

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

20 05 2024 6:57:37

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

19 05 2024 9:27:10

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

18 05 2024 5:26:18

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

17 05 2024 6:52:45

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

16 05 2024 18:33:23

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

15 05 2024 12:48:50

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

14 05 2024 1:41:14

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

13 05 2024 19:31:45

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

12 05 2024 5:13:48

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

11 05 2024 7:38:19

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

10 05 2024 10:19:41

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

09 05 2024 13:47:29

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

08 05 2024 0:37:39

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

07 05 2024 3:21:46

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

06 05 2024 21:19:58

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

05 05 2024 4:24:35

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

04 05 2024 1:46:28

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

03 05 2024 21:12:15

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

02 05 2024 4:30:22

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

01 05 2024 10:18:20

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

30 04 2024 9:14:27

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

29 04 2024 5:13:22

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

28 04 2024 5:58:57

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

27 04 2024 10:52:59

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

26 04 2024 16:48:29

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

25 04 2024 8:44:32

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

24 04 2024 7:15:28

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

23 04 2024 23:17:44

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

22 04 2024 22:39:39

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

21 04 2024 19:46:24

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

20 04 2024 6:45:24

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

19 04 2024 5:19:49

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

18 04 2024 10:14:38

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

17 04 2024 3:41:31

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

16 04 2024 7:35:55

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

15 04 2024 17:42:46

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

14 04 2024 11:25:34

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

13 04 2024 16:35:31

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

12 04 2024 0:20:45

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

11 04 2024 22:50:40

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

10 04 2024 15:21:52

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

09 04 2024 8:55:44

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

08 04 2024 9:12:27

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

07 04 2024 21:25:16

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

06 04 2024 11:45:28

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

05 04 2024 19:15:28

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

04 04 2024 16:14:38

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

03 04 2024 20:46:14

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

02 04 2024 20:11:58

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::