Программа элективного курса по истории России "В поисках исторических сокровищ" (для учащихся 10-х классов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Обоснование необходимости разработки и внедрение курса в учебно-воспитательный процесс:
Средняя (полная) общая школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России
В итоге различие между существующими ступенями исторического образования должно носить не количественный, а качественный хаpaктер, что подразумевает не столько увеличение суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования – от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки – и овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования.
Таким образом, в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.
Программа элективного курса “В поисках исторических сокровищ” разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.
Программа адресована педагогам и учащимся школ, которые в перспективе получают возможность выхода на один из гуманитарных профилей.
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:
– обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России;
– способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;
– повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;
– воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
– находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
– рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;
– выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;
– определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.
- Элективный курс рассчитан на 34 часа изучения в 10 классе в рамках профильной подготовки и предполагает изучение особенностей исторического развития нашего государства с древнейших времен до XVI века (период становления российской государственности).
Элективный курс по истории под названием “В ПОИСКАХ ИСТОРИЧЕСКИХ СОКРОВИЩ” вводится в учебно-воспитательный процесс для учащихся 10-х классов. Данное обстоятельство объясняется тем, что историческое образование необходимо для расширения кругозора и системы миропонимания учащихся. Первостепенным является нравственное, патриотическое, духовное саморазвитие и развитие личности. Учащиеся получают необходимые знания, способствующие формированию целостного представления об окружающей среде, условиях жизни и деятельности различных народов, устойчивый кругозор. Огромное внимание уделяется роли личности в истории и духовному, культурному развитию цивилизаций.
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы работы:
- анализ исторической литературы и исторических источников,
- эвристическая беседа,
- лекция,
- дискуссия (дебаты),
- сюжетно-ролевые игры,
- подготовка и обсуждение сообщений учащихся,
- “мозговой штурм” и др.
Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий), творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты “Кто есть кто?”).
Условия успешного освоения содержания
элективного курса: обеспечение доступа
учащихся к исторической литературе; возможность
создания и демонстрации электронных
презентаций; наличие раздаточного материала.
:
Учащиеся обучаются историческим дисциплинам на профильном уровне, выбран 2-й уровень программы – продуктивный, способствующий формированию устойчивого интереса к истории и исторического мышления.
Ведущая образовательная цель: способствовать самоопределению учащихся через активные формы и методы самостоятельного нахождения знаний по основным историческим источникам с помощью обучающего (предметного) и развивающего (надпредметного) образовательных модулей.
Цели обучения: закрепление ранее изученного и формирование системы знаний, умений, навыков учащихся; способствовать формированию умения применять ЗУН в новой ситуации, формировать интерес к историко-политической сфере общественной жизни.
Цели воспитания: воспитывать интерес к получению знаний и активности в приобретении новых знаний; воспитание гуманности, доброжелательности, честности, патриотических и нравственных качеств личности.
Цели развития личности: развитие мыслительных операций: анализировать, систематизировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать, конкретизировать, способствовать формированию абстpaктно-логического мышления, формировать инициативность, самостоятельность, настойчивость, способность преодолевать трудности, уверенность в своих силах; желание овладеть новыми знаниями и добиться высоких результатов в деятельности.
Продуктивный уровень программы реализуется при помощи таких методов организации образовательного процесса, как эвристические методы получения знаний: учебно-исследовательские, учебно-игровые, коммуникативно-диалоговые, особое внимание уделяется интеллектуальной, предметно-пpaктической сферам развития личности. Используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковые методы обучения; фронтальная, индивидуальная, групповая, индивидуальная, коллективная, самостоятельная формы организации учебной деятельности.
Для учащихся с целью устойчивой исторической подготовки будут организованы встречи с учеными, преподавателями, студентами исторических вузов, работниками музеев и библиотек, экскурсии по историческим местам, посещение музеев, библиотек, городов Татарстана.
Учащиеся изучают методику написания научно-исследовательских работ, выбирают тему и готовятся к защите на научно-пpaктической конференции, участвуют в различных ролевых играх, научных марафонах знаний, викторинах, конкурсах.
Учащиеся должны научиться конструировать рассказ в различных его вариантах (ответ на зачете, выступление на конференции, подготовка и защита сообщений, докладов по определенным вопросам), умение сравнивать, обобщать, систематизировать полученный материал; использовать дополнительный учебный материал предметов историко-литературного цикла, материалы из СМИ и периодической печати, статистические данные, умение решать исторические задачи в новой ситуации на основе частичной перестройки и выбора способов (мысленными пробами) из ранее известных способов.
Учащиеся должны уметь составлять сценарии и проводить деловые игры, коллективно-творческие дела. Должны научиться делать выводы и обобщения из полученной информации и сведений, уметь самостоятельно разpaбатывать и применять высокоэффективные варианты рассказа, в этом числе и наиболее сложные из них (умения дискутировать, выступать с докладом и научным сообщением).
Диагностика результатов образовательного процесса проводится через проверку умений самостоятельного получения знаний, проверку общеучебных знаний, умений, навыков (ЗУН); участие в олимпиадах, ролевых играх, конкурсах и методической неделе по истории (составлены индивидуальные задания, тесты).
Активность учащихся на занятиях должна быть наивысшей, преобладающими являются нетрадиционные формы обучения и образования развивающего хаpaктера.
Результатом образовательного процесса является расширение знаний учащихся по историческим дисциплинам, помощь в адаптации (социализации) личности, формирование культуры и мировоззрения, подготовка к научно-пpaктическим конференциям различного уровня (республиканский фестиваль “Паруса науки”, Всероссийская конференция школьников “Открытие”, Всероссийская научная конференция школьников имени Н.И.Лобачевского и многие другие) умение применять полученные ЗУН в пpaктической деятельности.
- Возраст детей: 15-16 лет.
- Численность в группе: 25 человек.
- Режим занятий: два раза в неделю, продолжительность занятий по 2 часа.
- Межпредметные связи:
- литература;
- история родного края, краеведение;
- правоведение;
- археология;
- вспомогательные исторические дисциплины;
- мировая художественная культура и другие.
*** ПЛАН воспитательной работы:
- родительские собрания;
- совместные мероприятия;
- открытые занятия;
- творческие игры;
- консультации;
- концерты и другие виды деятельности.
Систематическое проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, Дней Здоровья.
- Активное участие во всех культурно-массовых мероприятиях Городского центра творчества детей и молодежи (отдел интеллектуального развития).
- Активное участие и проведение педагогических советов в отделе по вопросам воспитания и организации деятельности учащихся, организация круглых столов по актуальным проблемам.
- Проведение лекционных и пpaктических занятий для учащихся и педагогов по организации научно-исследовательской работы в объединениях по теме: Методика оформления, написания и публичной защиты научно-исследовательских работ.
- Создание культурной среды: внешняя и внутренняя культура (оформление кабинета, культура речи, культура общения, использование форм по изучению других культур (НРК, погружение в культуру).
*** ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК:
(количество часов – 4 часа в неделю, занятия организованы два раза в неделю, длительность одного занятия- 90 минут + 15 минут перерыв).
- С целью чередования труда и отдыха проводятся различные “МИНУТКИ”:
на релаксацию, дыхание, психогимнастика, физкультминутки, для глаз, осанки, игровые элементы, музыкальные паузы и т.д.
- Программа мероприятий в каникулярное время направлена на создание активного двигательного режима, профилактику вредных привычек.
Тематическое планирование элективного курса по истории: “В поисках исторических сокровищ” для 10-го класса, профильный уровень обучения
№ |
Тема занятий |
Формы работы |
Часы |
1 |
ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ. История как наука и удивительное путешествие в прошлое. Наша Родина в древности. |
Лекция учителя | 1 |
2
|
Древние люди на территории нашей
страны. Образование государств. Скифское государство. Восточные славяне: происхождение, быт и хозяйство. |
Сообщения учащихся | 1 |
3 |
Откуда пошла Русская земля | дискуссия с | 1 |
4 |
Пpaктикум: “Повесть временных лет” Нестора. | Пpaктикум | 2 |
5 |
Древнерусское государство. IХ – первая
половина ХII века (историческая панорама). Предпосылки создания государства у восточных славян. Становление Древнерусского государства. |
Эвристическая беседа | 1 |
6 |
Правление князя Владимира. Крещение
Руси. 988 год. Расцвет Древнерусского государства. |
Сообщения учащихся | 1 |
7 |
Пpaктикум: “Русская Правда” Ярослава Мудрого: работа с историческими документами. | Пpaктикум | 2 |
8 |
Жители Древней Руси: технология
написания исторического эссе. Историческое эссе по истории Древней Руси (на выбор). |
Историческое эссе | 1 |
9
|
Начало распада Древнерусского
государства. Культура Руси IХ – начала ХII века. Игра: В мире прекрасного. “Живая” культура”. |
Ролевая игра
|
1
|
10
|
Русские земли и княжества в ХII –
середины ХIII века. Раздробленность русских земель. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. |
Историче-ская дискуссия | 1
|
11 |
История в лицах: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо. | Сообщения учащихся | 1 |
12
|
Народы и государства на территории
нашей страны в XIII – XIV веках (исторический обзор). Походы Батыя на Русь. Чингисхан – Великий хан. Борьба русских земель с западными завоевателями. |
Семинар-ское занятие | 1
|
13 |
Пpaктикум: работа с контурной картой. | Пpaктикум | 2 |
14
|
Александр Невский – великий
полководец. Русь и Орда в XIII – XIV веках. Дмитрий Донской и Куликовская битва 1380 года. Великое княжество Литовское и Русское в XIII – XIV веках. |
Сообщения учащихся | 2
|
15
|
Усиление Московского княжества в
Северо-Восточной Руси в первой половине XIV века. Собирание русских земель во второй половине XIV века. |
Лекция учителя | 1
|
16 |
Развитие культуры в русских землях во
второй половине XIII – XIV веке. Формирование и укрепление централизованного российского государства. XV век. |
Круглый стол | 1 |
17 |
Московское княжество в первой половине XV века (театрализованное представление). | Исторический театр | 2 |
18 |
Распад Золотой Орды. Российское государство во второй половине XV – начале XVI века. Жители российского государства второй половины XV – начала XVI века. |
Выполнение проблемных заданий | 1
|
19 |
Русская культура в XV – начале XVI века (урок с использованием информационных технологий) |
Сообщения учащихся | 1 |
20 |
Родословная древнерусских князей. Московская княжеская династия. (урок с использованием информационных технологий) |
Семинар | 1
|
21
|
Методика оформления и написания
научно-исследовательских работ по истории.
Подготовка к школьной научно-пpaктической
конференции “Эврика”. Предзащита тем научно-исследовательских работ по истории. |
Научно-пpaктиче-ская конференция | 2 |
22 |
Защита научно-исследовательских работ
по истории. Подготовка к научно-пpaктическим конференциям различного уровня. |
Научно-пpaктиче-ская конференция | 2 |
23 |
История в лицах (интересные факты из
жизни знаменитых личностей). История в фактах: события прошлого в современном анализе. |
Дебаты. “Мозговой штурм” |
1 |
24
|
Читаем по истории: исторические
произведения. Историческое эссе: “Я пишу письмо…” (творческие задания по историческому материалу. Составление исторических кроссвордов, шарад, ребусов. |
Исторические игры | 2
|
25
|
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ: Сообщения учащихся: Я хочу рассказать интересную историческую историю… (театрализованные представления). Игра: Мы в музее. Восстанавливаем исторические события. Путешествие по истории: события, факты, личности. Культура и быт народов мира. Вклад личности в мировую цивилизацию. Историческое и культурное наследие цивилизаций. История родного края. Знаменитые люди истории. |
Сообщения учащихся Ролевая игра Семинар Анализ исторической литературы и исторических источников. |
2
|
Итого: 34 часа
Рекомендуемая литература для учителя:
*** Рекомендуемая литература для дополнительного чтения:
Для педагогов:
- Фрэзэр Д.Д. Золотая ветвь. М.,1999.
- Хачатурян. История мировых цивилизаций.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1999.
- Пашков В.Г. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий 862 – 1917 гг. – 2-е издание. – М.: ЦентрКом, 1997.
Для учащихся:
- Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.
- Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1999.
- Гpaбарь И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1999.
- Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1993.
- Греков и.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории. Русские земли в XIII- XV вв. М., 1998.
- Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1998.
- Каргалов В.В. Полководцы X- XVI вв. М., 1998.
- Каргалов В.В. Конец ордынского ига. М., 1999.
- Куликовская битва. М., 2000.
- Мавродин В.В. Откуда есть пошла Русская земля. М., 1998.
- Пашуто В.Т. Александр Невский. М., 1995.
- Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1998.
- Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси: историко-бытовые очерки XI- XIII вв. М.; Л., 1998.
- Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII- XIII вв. М.; 1993.
- Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М.; 1994.
- Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М.; 1993.
- Сахаров А.Н. “Слово о полку Игореве”: историко-литературный очерк. М.; 1997.
- Сергеев В.Н. Рублев. М.; 1990.
- Скрынников Р.Г. Митрополит Алексей и Сергий Радонежский. М.; 1993.
- Скрынников Р.Г. Третий Рим. М.; 1993.
- Творогов О.В. Князья Рюриковичи: краткие биографии. М.; 1992.
- Тихомиров М.Н. Древняя Москва. XII - XV вв. Средневековая Россия на международных путях XIV – XV вв. М.; 1992.
В плане деятельности школьного клуба «Россияне» отражены различные мероприятия, которые дают возможность оказывать большое эмоциональное воздействие на обучающихся. Наиболее эффективными являются литературные или литературно-музыкальные композиции. Сценарий заседания клуба продолжил цикл музыкально-литературных композиций, посвященных памятным датам отечественной истории....
28 01 2023 0:52:14
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
27 01 2023 22:36:55
Урок истории Отечества ХХ века призван отразить сущность глубоких социальных противоречий становления советского общества, пресечение основ демократического общества. Используются универсальные учебные действия, применяются кейс-технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные. Хаpaктеризуется тоталитаризм и выясняются причины утверждения в СССР тоталитарного режима, анализируется Конституция СССР 1936 года....
26 01 2023 22:58:27
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
25 01 2023 23:30:16
Цели урока: раскрыть положение тружеников в Древнем Египте, имущественное и социальное расслоение общества; развивать умения анализировать и обобщать исторический материал с опорой на усвоенные понятия и законы общественного развития; формулировать и обосновывать, логически правильно строить доказательства, выводы; рассказывая о труде земледельцев и ремесленников, требующем мастерства и терпеливости, воспитывать чувство уважения к труду....
24 01 2023 8:25:24
Важная задача школы – воспитание патриотизма. Урок посвящен героизму народа России в период Отечественной войны 1812 года, раскрывает тему "Выбор пути развития России при Александре I". Урок совершенствует не только умения учащихся анализировать и обобщать исторический материал, но и выpaбатывать свою точку зрения и аргументированно отстаивать свои взгляды....
23 01 2023 16:59:37
Урок является завершающим в теме «Великая Отечественная война». В ходе урока учащиеся в различных формах приобретают новые знания о событиях Великой Отечественной войны, формируют умения и навыки работы с историческими документами, картами, видеофрагментами. Методическая разработка содержит применение и описание различных технологий: методы критического мышления, кейс-стадия, ИКТ-технологии, проблемное обучение, элементы исследовательской деятельности....
22 01 2023 19:42:48
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
21 01 2023 5:13:15
Урок изучает особенности культуры, традиций и обычаев древних китайцев; знакомит учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция. Формирует умения выделять главное, работать с текстом, картой, наглядными пособиями. Развивать умение воспроизводить информацию, ориентироваться в событиях истории Древнего Востока....
20 01 2023 0:17:37
Урок по истории России предназначен для проведения в 11-м классе. Рассмотрены причины, основные противоборствующие силы Гражданской войны. Выделены этапы Гражданской войны, которым дана общая хаpaктеристика. Выявлены причины победы "красных" и поражения "белых" в вооружённом противостоянии. Присутствует электронное приложение к уроку.
...
19 01 2023 23:35:40
Расширение знаний, представлений учащихся о Родине — России, Калмыкии через особенности и символы: суверенитет — независимость государства; язык как часть национальной культуры, государственный флаг, герб, гимн. Воспитание чувства патриотизма, гражданской позиции учащихся. Закрепление знания текста гимна, умения вести себя при поднятии флага и звучании гимна....
18 01 2023 12:37:26
Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. ...
17 01 2023 21:42:11
Содержание урока предполагает рассмотреть особенности политического развития и социальную структуру российского общества в начале ХХ века, историческую необходимость их реформирования. Дети учатся искать и анализировать историческую информацию в источниках разного типа....
16 01 2023 18:14:29
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
15 01 2023 0:46:46
Тема «Дом, в котором мы живем» изучается в курсе обществознания в 6-м классе по А.Ф. Никитину. Некоторые элементы урока могут быть использованы при проведении классных часов. В работе раскрывается история возникновения жилища, значение жилища для человека. Разработка урока содержит презентацию, представлены пpaктические задания для обобщения и закрепления материала....
14 01 2023 2:21:52
Итоговое занятие после изучения темы «Япония» можно провести в форме викторины, которая позволит расширить представление учащихся об этой стране....
13 01 2023 10:20:26
Уже пролетело 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Война затронула абсолютно каждый город и каждую деревню нашей Родины. Не только те города, в которых происходили военные действия, испытывали на себе все ужасы этой трагедии, но и те которые находились в глубоком тылу. В их числе и наш родной г. Орск Оренбургской области. О том, как наше современное поколение хранит память о подвигах солдат Великой Отечественно войны, и будет наше внеклассное мероприятие....
12 01 2023 21:12:15
Внеклассное мероприятие "Поле ратной славы", посвященное Прохоровскому танковому сражению, сопровождаемое компьютерной презентацией. Данная методическая разработка Урока мужества призвана познакомить юных граждан с военной историей малой Родины, ее духовным наследием, рассказать о героях, мужественно защищавших Отечество.
...
11 01 2023 5:48:23
Представленный урок помогает создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии личностно ориентированного обучения....
10 01 2023 18:50:23
Образовательная цель курса состоит в овладении опытом и знаниями, взаимосвязь
событий и направлений в истории Хакасии. Воспитательная цель курса: формирование у учащихся национального
сознания, их самоидентификация, чувство гордости и патриотизма за свой народ,
развитие толерантности. Развивающая цель: формирование исторического мышления у учащихся,
получение социально значимой информации для себя, умение ориентироваться и
применять их для определения собственной позиции....
09 01 2023 12:37:57
При изучении истории очень важно сформировать представления не об отдельных фактах или явлениях, а о процессе в целом. Начинать нужно как можно раньше. В данном уроке с пятиклассниками мы рассматриваем геополитические факторы (не называя их) - комплекс условий развития общества, среди которых наиболее важными являются географические и климатические особенности среды обитания, влияние ее на занятия, быт, отношения с соседями, взаимодействие и столкновение различных цивилизаций....
08 01 2023 4:59:10
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
07 01 2023 10:13:56
Урок проводится в 5-м классе для изучения нового материала. На протяжении всего урока продолжается формирование основных умений и навыков, углубление сведений по истории Древней Индии. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, тестами, заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссворда, нахождение ошибок в тексте) способствуют воспитанию интереса к предмету «История».
...
06 01 2023 11:58:43
Урок повторения и обобщения пройденного материала, выделения особенностей развития стран Востока и Запада в Раннее Средневековье. Учащиеся должны показать умение работать с картой, устанавливать причинно-следственные связи, продемонстрировать знание исторических терминов и дат. ...
05 01 2023 2:28:57
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования.
...
04 01 2023 21:31:18
По курсу обществознание с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная
деятельность на уроке - работа в малых группах, ролевая игра. Данное занятие позволяет
познакомиться с типами политических режимов, учащиеся смогут называть основные
режимы и их хаpaктеристики, анализировать политическую ситуацию в странах....
03 01 2023 12:51:25
В современной школе аспектный анализ урока является актуальным для учителя-методиста. Уметь обосновать выбор формы урока, использование методических приёмов, увидеть себя со стороны, выделить сильные стороны урока, усмотреть недостатки - это едва ли не самые важные задачи, стоящие перед педагогом-исследователем.
...
02 01 2023 9:23:18
Урок проводится в рамках семинара методического объединения учителей общественных дисциплин
г. Прохладный КБР по теме «Проведение интегрированных уроков общественных дисциплин в целях оптимизации учебного процесса» и нацелен на увеличение объема (в связи с тем, что сведения в учебниках по истории Кабардино-Балкарии и географии Кабардино-Балкарии охватывают период до 2002 г.) и закрепление знаний об одной из ведущих отраслей экономики КБР – сельском хозяйстве....
01 01 2023 11:26:15
Представлена программа дополнительного образования по краеведению "Мой край северный", рассчитанная на пять лет, включенная во внеурочную деятельность для учащихся 5–8-х классов. Она представляет достаточные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, эстетического и нравственного воспитания учащихся. Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Ямала как части России....
31 12 2022 19:26:13
Статья посвящена научно-пpaктической организации выставочных экспозиций в школе. Освещена поэтапная подготовка, организация и создание выставочных экспозиций, представлен собственный опыт учителя. Показана воспитательная роль совместной деятельности по организации выставок учащихся и учителя, роль родителей, муниципальных и общественных организаций. Рассмотрены научно-пpaктические аспекты деятельности учащихся в организации выставок и связанные с ними исследовательские работы....
30 12 2022 8:12:40
Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного театра....
29 12 2022 2:17:50
Курс является источником знаний, расширяет возможности учащихся, круг их метапредметных умений и навыков. Курс учитывает не только познавательные способности учащихся, он применим для школьников, имеющих различный уровень сформированности исследовательских умений....
28 12 2022 9:29:35
Представлен конспект урока истории по программе для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев "Всеобщая история" (авторы Колпаков С.В., Пономарёв М.В.) к учебнику "История Древнего мира" для 5-го класса (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.), издательство "Просвещение", 2003. Тема урока "Быт древних греков"....
27 12 2022 0:52:51
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
26 12 2022 18:24:22
Урок является первым в блоке "Времена Российской империи. XVIII – начало XIX в.". Его главная цель – сформировать у учащихся образ преобразований Петра Великого. Реформы Петра I коснулись всех сторон общественной и экономической жизни России. Россию стали уважать, с ней стали считаться, она получила выход ("прорубила окно") в Европу. Россия стала великой державой.
...
25 12 2022 7:28:18
Урок предусматривает использование презентации. Учитель рассказывает о наших далеких предках, их занятиях, верованиях, культуре....
24 12 2022 8:46:59
На этот урок обществознания в 9-м классе отведен один час (программа Боголюбова Л.Н.). На уроке использован метод индивидуальной работы, который не только повышает интерес учеников к предмету, но и обеспечивает более глубокое усвоение материала, выработку гражданских навыков. Урок помогает осмыслить существование школы и права на образование....
23 12 2022 6:29:24
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
22 12 2022 18:38:59
Мероприятие используется в работе как знакомство с Ханты-Мансийским автономным округом. В ходе внеклассного мероприятия материал представлен в виде ряда слайдов с текстом и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов....
21 12 2022 9:18:15
Данный урок проводился в 7-м классе Стерлитамакской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида и способствовал развитию
представлений об истории восточных славян....
20 12 2022 2:32:30
Главная цель музеев в исследовательских работах – это формирование интереса школьников к истории, к самостоятельной познавательной деятельности, развитие исследовательских умений. Все материалы, хранимые в музеях, служат основой для создания учащимися школы творческих исследовательских работ....
19 12 2022 8:32:47

Цель урока: выяснить каковы причины отечественной войны 1812 года? каковы планы сторон в войне? почему Бородинскую битву считают мopaльной победой русской армии? каковы причины победы России в отечественной войне 1812 года? почему война 1812 года носит название Отечественная?...
18 12 2022 16:20:58
В данной статье рассматриваются возможности использования краеведческого материала на уроках истории.
...
17 12 2022 12:44:18
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе.
...
16 12 2022 22:27:24
Цели урока: познакомить учащихся с полководческим талантом Александра Невского, его политикой в отношении Золотой Орды; обеспечить усвоение учащимися знаний о борьбе русских земель с западными завоевателями, особенностями отношений Руси с Золотой Ордой в этот период; выяснить причины и значение побед Александра Ярославовича над крестоносцами....
15 12 2022 1:57:44
Повторительно-обобщающий урок может быть проведен в 8-х и 11-х классах. Разноуровневые задания предназначены для повторения темы. Вопросы-тесты можно использовать в различных комбинациях: устроить викторину, разбив класс на 3–5 групп и задавать вопросы каждой группе или ученику. В качестве примера приведено 50 вопросов-тестов простого уровня и 9 вопросов-тестов сложного уровня....
14 12 2022 14:39:37
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
13 12 2022 11:33:55
Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....
12 12 2022 10:49:21
Внеклассное мероприятие по истории проведено в рамках тематической недели истории и литературы, посвящённой творчеству А.С. Пушкина. Цель проведения – расширение представлений учащихся о творчестве Пушкина, об особенностях эпохи начала XIX в.; формирование активной гражданской позиции учащихся....
11 12 2022 18:28:34
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
10 12 2022 6:30:34
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::