Урок истории по теме "Россия в эпоху Петра I"
Первый конкурс
1. Какой принцип организации армии был использован Петром I:
А) всеобщая воинская повинность;
Б) рекрутские наборы;
В) всеобщее ополчение?
2. Что побудило Петра заложить город в устье Невы:
А) тщеславное стремление оставить после себя город;
Б) желание построить порт на Балтике;
В) необходимость создать крупный центр мануфактурного производства в Северной России?
3. Почему России в начале XVIII века удалось завоевать выход в балтийское море:
А) благодаря созданию русского флота;
Б) потому что в России проведены реформы в экономической и военной областях;
В) т.к. Швеция располагала слабым флотом?
4. Что такое протекционизм:
А) меры покровительства отечественной промышленности и торговле;
Б) денежная система введенная при Петре I;
В) вид налога?
5. Как называется налог введенный Петром I и заменивший все прежние государственные налоги:
А) подворное обложение;
Б) подушная подать;
В) ревизия.
6. Чем занималось Адмиралтейство:
А) морским флотом;
Б) наблюдением за корабельными лесами;
В) делами армии?
7. Что такое Синод:
А) высший законодательный орган в России;
Б) высший орган управления православной церковью;
В) церковные доходы?
8. Кто назвал Петра I “вечным работником”?:
А) М.Ю. Лермонтов;
Б) А.С. Пушкин;
В) Г.Р. Державин.
Второй конкурсВычеркните события, выпадающие из общей логики.
- Введение рекрутских наборов,
- строительство города в устье Невы,
- разработка военных уставов,
- заключение мирного договора с Турцией,
- подготовка офицеров, перенос мощей Александра Невского,
- внимание к боевой подготовке войск.
Подчеркните одной чертой год, в котором был основан Санкт-Петербург, и двумя - в котором он стал столицей России.
1698 1700 1701 1703 1709 1711 1712
Четвертый конкурсСоотнесите даты и события
Начало Северной войны Поражение русских под Нарвой Первая победа русских над шведами в войне Основание Петербурга Сражение русских лодок со шведским кораблями |
1700 г. 1701 г. 1703 г. 1702 г. |
Группам предлагаются небольшие тексты (ранее не использовавшиеся на уроках). Ребятам предстоит проанализировать их и выполнить задания. Ниже приводится 2 таких фрагмента (оба из повести А. Н. Толстого “День Петра”).
Текст № 1
У светлейшего в только что отделанной приемной зале, с высокими невиданными окнами, при свете двухсот свечей, танцевали. Четыре музыканта – скрипка, флейта, Фанфары и контpaбас – дудели и пилили, обливаясь потом.
Боярыни и боярышни хотя и в немецких, но по-русски тяжелых платьях, нарумяненные, как яблоки, неловко держась за своих кавалеров, скакали и высоко подпрыгивали в общем кругу танцующих.
Посреди круга стоял герой мод и кутежей – Франц Лефорт.
Мимо него проносился, подпрыгивая, перепуганный, потный прапорщик гвардии, с дворянскими мясами, натуго перетянутыми суконным сюртуком.
Струи дыма ползли в залу из низкой комнаты, где за длинными столами играли в шахматы, курили, пили вино и хлопали друг друга по дюжим спинам птенцы Петровы. Веселье было великое. Музыка, и взрывы смеха, и топот ног по полу. В залу вошел Петр I…
Вопросы и задания к тексту:
- Где и когда могло происходить описанное в отрывке из повести А. Н. Толстого? Докажите ваше предположение, используя не менее 3-х аргументов.
- Как называется описанное в отрывке собрание?
- Был ли хозяином дома, где происходило это собрание, “герой мод и кутежей”- Франц Лефорт?
- Назовите упомянутые в тексте хаpaктерные приметы петровской эпохи.
Текст № 2
Петр выехал со двора. Вот так погода! Хороша погода! Морская, крепкая, сквозняк. С удовольствием, раздувая ноздри, вдыхал Петр соленый, сырой ветер, гнавший где-то по морю торговые, полные товаров суда, многопушечные корабли, выдувавший изо всех закоулков залежалый дух российский.
И пусть топор царя прорубал окно в самых костях и мясе народном, пусть гибли в великом сквозняке мужики. Не знавшие даже, зачем и кому нужна их жизнь; пусть треснула сверху донизу вся непробудность- окно все же было прорублено, и свежий ветер ворвался в ветхие терема, согнал с теплых печурок заспанных обывателей, и закопошились, поползли к раздвинутым границам русские люди- делать общее, государственное дело.
Вопросы и задания к тексту:
- Где происходит описанное в отрывке? Аргументируйте свой вывод.
- О каком “общем государственном деле” пишет А. Н. Толстой?
- О каких задачах, решавшихся Петром I ,упоминает автор текста?
- Как Толстой оценивает перемены в жизни России?
Группы выполняют задания, образцы которых приводятся ниже.
1. В 1700 г. в России было выплавлено 150 000 пудов чугуна. В 1725 г. 800 000.
- Что сделало возможным и необходимым столь резкий прирост производства?
- К каким последствиям должен был привести бурный рост металлургического производства в XVIII столетии?
2. В 1700 г. Россия вывозила пеньку, лен, сало, сырую кожу, смолу, мачтовый лес.
В 1725 г. к этим товарам добавились железо и полотно.
- Что можно сказать об изменениях, происшедших в России за четверть века. Если основываться только на этих фактах?
Седьмой конкурс
Все группы получают общую тему для обсуждения: “Изменения в области просвещения, культуры, науки”.
Представители групп поочередно приводят факты, свидетельствующие об этих изменениях.
Восьмой конкурсГруппы получают вопросы для обсуждения (или составляют их сами).
1. Чем объяснить неизменный интерес потомков к эпохе Петра I?
2. Можно ли найти черты сходства в школах Петровского времени и современных школах?
3. Являются ли последствия реформ заслугой (или виной) одного Петра I?
4. Какие поучительные для нас уроки можно извлечь из истории Петровской эпохи?
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
10 06 2023 18:32:45
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий:
шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся.
...
09 06 2023 8:33:16
В представленном уроке используется методика модульного обучения, которая позволяет научить учащихся: работать со статистическим материалом; самостоятельно работать с новым материалом и историческими документами; составлять различные виды планов; оценить работу всех учащихся; дает возможность получить положительные оценки слабо мотивированным ученикам....
08 06 2023 14:25:53
Урок соответствует ФГОС второго поколения. В основе лежит системно-деятельностный подход. Цель: развитие умения работать с различными источниками информации и формирование универсальных учебных действий. Урок сопровождается презентацией, в которую включены даты, термины, видеофрагмент и интеpaктивные упражнения на закрепление изученного....
07 06 2023 23:14:36
Цели урока – рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады; определить факторы, способствовавшие усилению царской власти. Выбираются эксперты, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели. Составляется план для обсуждения, которому необходимо следовать, чтобы раскрыть тему урока.
...
06 06 2023 22:29:11
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
05 06 2023 17:59:20
Урок построен на основе технологи разноуровневой дифференциации, целями которого является обобщить и систематизировать знания учащихся путем создания педагогической ситуации для вовлечения каждого ученика в деятельность в соответствии с зоной его ближайшего развития. Учитель на уроке является координатором, цель которого предоставить учащимся возможности для обобщения и систематизации знаний, полученных ими на предыдущих уроках с помощью разнообразных форм и методов....
04 06 2023 3:30:48
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
03 06 2023 9:34:48
В статье рассматриваются примеры духовно-нравственного воспитания в преподавании истории. Автор предлагает программу элективного курса "Русская Православная церковь в борьбе с врагом". Элективный курс способствует духовно-нравственному воспитанию молодежи, воспитанию чувства уважения к трагическим страницам истории нашей страны. Курс может изучаться учащимися как предпрофильных, так и профильных классов и рассчитан на 15 часов....
02 06 2023 0:39:39
На уроке рассматриваются причины и ход смутного времени; просматривается связь изучаемых событий с предыдущим периодом истории России; учащиеся осмысливают значимость этих событий в истории нашего государства....
01 06 2023 21:14:24
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
31 05 2023 7:12:16
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
30 05 2023 17:19:57
Цели: закрепление знаний, формирование уважения к историческому и культурному наследию Средневековья.
...
29 05 2023 6:28:52
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
28 05 2023 22:57:21

Презентация поможет лучше усвоить материал, формирует уважение к героическому прошлому страны на примере подвигов, совершенных детьми в годы войны....
27 05 2023 7:10:24
Урок истории, цели которого ознакомить учащихся с развитием русской архитектуры в XV–XVI веках, воспитывать любовь к прекрасному, уважение к архитектурным памятникам, развивать логическое мышление учащихся....
26 05 2023 12:47:36
Обобщающий урок для 6-го класса по учебнику А.А. Данилова «История России». В основе организации урока опopные сигналы по теме и групповая работа учащихся....
25 05 2023 14:30:14
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007).
...
24 05 2023 8:21:56
Интегрированный урок технологии, истории и краеведения в 9-м классе рассказывает о постройках Башни Братского острога.
...
23 05 2023 20:12:11
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся совершенствуют навыки работы с различными источниками исторической информации (текст, карта, иллюстрация); коммуникативные навыки; аналитические способности....
22 05 2023 21:43:31

Театральная постановка посвящена историческим эпохам, таким, как Средневековье, Новое Время, Наполеоновские войны. Учащиеся разных классов в театрализованной форме играют роли исторических персонажей на основе переплетения реальных и вымышленных событий. Постановка предполагает ИКТ-технологии, исполнение песен, танцев, чтение стихов....
21 05 2023 15:11:10
Используя методику логического понятийного анализа и знания ключевых философских понятий, можно расширить возможности учащихся при работе с документальными материалами. Задания выполняются в группах, что формирует навыки социального партнёрства. Учитель только координирует деятельность. Альтернативное домашнее задание способствует развитию познавательной активности обучающихся и формированию интереса к истории и философии. ...
20 05 2023 0:27:29
В ходе урока используется системно-деятельностный подход. Цель урока: познакомить учащихся с реформами Солона, сформировать понимание об их значении; развивать умение давать хаpaктеристику конкретным событиям на основе текста; формировать умения работать со схемой, таблицей....
19 05 2023 11:37:37
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Поэтому и предлагается работа на тему "Игровые технологии как фактор активизации познавательной деятельности учащихся".
...
18 05 2023 6:59:13
Урок создает возможность для многостороннего и глубокого рассмотрения проблемы, приучает ребят не принимать на веру безапелляционные мнения. Вместе с тем он требует от учащихся серьезной подготовки. Для того чтобы вжиться в образ, в эпоху, понять, чем жили люди, как они мыслили, чувствовали, действовали, учащиеся должны изучить самые разные источники – документы, мемуары, историческую литературу.
...
17 05 2023 7:29:55
Не секрет, что заинтересовать учеников изучать Всеобщую историю очень трудно. Данный урок для учащихся 9-го класса, представляющий собой урок-игру с элементами состязательности, решает эту задачу. На уроке используется страноведческий подход. Для рассмотрения предлагаются следующие страны: Великобритания, Франция, Италия, Германия....
16 05 2023 21:44:21
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
15 05 2023 11:42:20
Урок несет в себе воспитательный потенциал, так как на первый план выходят личностные результаты изучения темы: испытания чувства гордости за свою Родину, умение определять и высказывать свое мнение, умение слушать, оценивать ответы одноклассников. Урок построен в соответствии с требованиями нового ФГОС. Цель урока: показать взаимосвязь восточных славян с их соседями, раскрыть сущность образа жизни и религиозных верований....
14 05 2023 11:53:54
За последние годы отношение к вопросу о благотворительной деятельности в России значительно изменилось. Данное методическое пособие представляет опыт работы по проблеме воспитания благотворительности через образование и воспитание. Я предлагаю использование игровых и групповых технологий в просветительской деятельности, поскольку игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности.
...
13 05 2023 3:46:35
Статья рассказывает о создании в школе "Книги памяти" и её роли в патриотическом воспитании школьников. Воспоминания людей, переживших войну, помогают детям лучше понять события Великой Отечественной войны, учат сопереживать людям, пережившим войну, гордиться подвигами своих родных и близких. Страницы Книги используются на уроках истории и во внеклассной работе....
12 05 2023 17:30:12
Данные уроки являются началом темы «Экономический и политический расцвет греческих государств в V веке до н.э.». Цели уроков – усвоение учащимися причин греко-персидских войн; изучение основных этапов и сражений, итогов и значения этих войн для дальнейшей судьбы Афин и Греции; показать мужество и героизм греков, защищающих свою родину. Уроки дают возможность развивать навыки работы с картой и историческими источниками.
...
11 05 2023 22:20:20
Внеклассное мероприятие по истории является КТД, которое ежегодно проводится в нашем МОУ. В 2007-2008 уч.г. была выбрана тема "Герои Средневековья". Представлен сценарий мероприятия, мультимедийное сопровождение (сокращенный вариант) и творческий отчет.
...
10 05 2023 13:15:30
Вниманию учителей предлагается сценарий урока о судейской профессии. Ведущий и учащиеся задают приглашённым гостям много вопросов, связанных с ней. Подобные уроки расширяют кругозор школьников о работе правоохранительных органов и способствуют формированию у них правовой культуры....
09 05 2023 16:34:59
Урок призван охаpaктеризовать общественно-политическое развитие Казанской губернии в начале XX века, выявить общие черты и отличия политических сил России и Казанской губернии, проанализировать деятельность мусульманской фpaкции и депутатов в Государственной думе. Даются дополнительные сведения по истории Казанской губернии в начале XX века. Урок помогает активизировать гражданскую позицию, привлекает внимание к важным политическим событиям родного края....
08 05 2023 6:46:26
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
07 05 2023 22:13:58
В условиях сельской школы используют много дополнительной литературы и компьютерную презентацию. На этом уроке дети совершили путешествие в Санкт-Петербург и Москву первой половины XIX века и познакомились с памятниками архитектуры и скульптуры....
06 05 2023 9:55:39
Игра "Древний Восток" составлена для учащихся 5-х классов. Её можно использовать не только на уроках повторения, но и во внеклассной работе для проведения интеллектуальных игр. При организации игры желательно подготовить презентацию, выполненную в PowerPoint. Если такой возможности нет, то применять карты, иллюстрации с изображением исторических деятелей, памятников архитектуры и живописи....
05 05 2023 19:30:27
Память - это мост, который соединяет прошлое и будущее. Ведь мы последнее поколение, которое может пообщаться с живущими сейчас ветеранами. Мы не имеем права упускать этот шанс.
...
04 05 2023 16:14:45
Урок Мужества посвящен войне в Афганистане. Основная цель урока – показать события той войны, погрузить обучающихся в атмосферу того времени, дать возможность сопереживать. Урок способствует воспитанию патриотизма и гражданственности, углублению знаний по истории.
Этот материал может быть использован на уроках истории в 9-м классе, на классном часе, посвященном Дню защитников Отечества, Дню Героев России....
03 05 2023 2:55:43
Общешкольное мероприятие для учащихся 7–11-х классов. Его педагогическая целесообразность его заключается в обеспечении формирования творческой деятельности, формировании нравственно-патриотического воспитания, умения работать в комaнде. Мероприятие достаточно ценно и актуально в наше время, так как военная тема не интересна современным подросткам 13–15 лет и, чтобы привлечь их внимание, необходимо чаще и больше говорить о прошлом нашей Родины, гордиться её героями....
02 05 2023 9:18:19
Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи.
...
01 05 2023 8:11:32
Основными задачами урока являются: развитие исследовательской мыслительной деятельности на примере спopных вопросов Смутного времени; развитие умения самостоятельно выбирать из вариантов правильный ответ, доказывать его состоятельность; на примере возрожденного национального самосознания 17 века воспитание личной ответственности за судьбу страны.
...
30 04 2023 20:19:19

Своя игра проводилась с разновозрастными комaндами к 200-летию Бородинского сражения. Вопросы составлены по разным категориям: литература, искусство, оружие и обмундирование солдат в войне 1812 года, краеведение и история. Почти во всех заданиях содержится иллюстративный материал, это помогает отвечать на некоторые вопросы. Цель игры: расширить кругозор, повысить интерес учеников к истории и литературе, воспитывать патриотизм....
29 04 2023 0:44:40
Проблемы глобализации и глобальных проблем рассматриваются на различных ступенях образования в курсах истории, обществознания, географии, биологии, следовательно, занятие может носить интегративный (межпредметный) хаpaктер. Интерес к данным вопросам обусловлен тем, что взросление человека предполагает осознание им своих, более широких связей с миром, с его общим культурным, экономическим, образовательным достоянием. Обращение к вопросам глобализации на ступени основного общего образования позволит заложить основы понимания основных фактов, процессов и явлений, хаpaктеризующих целостность и системность отечественной и всемирной истории, которые содержат требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы на базовом и профильном уровнях....
28 04 2023 3:17:41
Данная работа является обобщающим уроком по истории в 4-м классе
(автор учебника Ворожейкина Н.И.) Урок относится к теме "Россия
сегодня". В ходе урока учащиеся обобщают знания о современной России
- ее территории, населении, природных богатствах, столице, символике
страны и родного края....
27 04 2023 21:53:49
Данный урок направлен на усвоение понятия познания, изучение уровней познавательной деятельности человека, их особенностей. Урок предполагает использование электронных образовательных ресурсов по предмету....
26 04 2023 3:26:23
Тема урока является достаточно сложным материалом в истории России ХХ века, в то же время она актуальна для нашего времени, что позволяет связать урок с современностью. В подготовке к уроку участвует группа учащихся, получившая опережающее домашнее задание. Ценность урока в том, что обилие документального материала позволяет отработать навыки исследовательской деятельности учащихся, предложенные задания (дифференцированные вопросы) – включить в работу и слабых учеников....
25 04 2023 16:14:47
Повторительно-обобщающий урок занимает ведущее место в курсе истории России XVIII в. Содержит проблемные задания для индивидуальной и фронтальной работы с классом. Самостоятельная работа с источниками развивает у учащихся ключевые компетенции: коммуникативную, информационную, самообразования. Тесты базового и повышенного уровней дифференцированно проверяют знания....
24 04 2023 16:17:59
Урок организован в форме дискуссии по вопросу: "В чём смысл жизни". Он сконструирован таким образом, что каждый ученик получил возможность для самореализации в процессе самостоятельной работы с "Рабочим листом"....
23 04 2023 0:42:56
Цели урока: закрепить и обобщить полученные знания детей об истории и культуре первобытного общества; закрепить умения и навыки работы с исторической картой, атласом и дополнительной литературой; привить учащимся любовь к художественной литературе; привить учащимся уважение к древнему человеку; воспитать чувства сопричастности к истокам развития цивилизации.
...
22 04 2023 10:26:50
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::