Сценарий брейн-ринга для старшеклассников "Геральдика в России"
Цель:
- Патриотическое воспитание учащихся.
- Популяризация государственных символов России.
Задачи:
- Пропагандировать государственную символику России.
- Формировать гражданско-патриотическую позицию учащихся.
В игре принимают участие учащиеся 10-11 классов городских школ города. Количество участников в игре – 5 участников в комaнде, количество комaнд- 3. Желательно присутствие группы поддержки комaнд.
Ход игры
Игра состоит из четырех туров.
1. ТУР – Государственные Гербы 20 века.
2. ТУР –Российский Герб в 17- 20 веке.
3. ТУР – «Двуглавый орел».
4. ТУР – «Знамёна и флаги».
Правила игры: комaнды по очереди отвечают на вопросы ведущего, кто наиболее точно ответил на вопрос, получает наибольшее количество баллов. Если комaнда не знает ответа на вопрос, вопрос задается другой комaнде, если они отвечают правильно, заpaбатывают дополнительные баллы, если ни одна комaнда не знает ответ на вопрос, зрители могут ответить.
Побеждает комaнда, у которой будет наибольшее количество баллов к концу игры.
Зрители тоже могут участвовать в игре, отвечая на вопросы, на которые не смогли ответить участники игры, заpaбатывают при этом «ордена умников», за что получают призы в конце игры.
Приоритет отдаётся тем, кто лучше развил тему и полнее ответил на вопрос.
- Представляем участников игры.
- Представляем жюри.
- Награждение:
Победители и участники награждаются ценными призами и грамотами.
Геральдика- наука о гербах. Герб - условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода или отдельного лица. Герб обязательно отражает исторические традиции владельца. Гербы составляются по определенным правилам, принятым в данной стране в данный исторический период. И утверждаются специальным законодательным актом.
Историки считают, сто герб восходит к древнейшим культовым символам- тотемам, также, вероятно, игравших роль знаков собственности. Итак, начнем нашу игру!
Первый сектор Государственные Гербы 20 века.
1. Опишите герб Российской Федерации (Включает изображение увенчанного тремя коронами двуглавого орла в поле красного щита, всадника, колющего змея в красном щите на гpyди орла, державу и скипетр в лапах орла).
2. Когда был утвержден герб РФ? (в декабре 2000г.)
3. Как выглядит современный государственный герб Российской Федерации?
(Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх, распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла- скипетр, а в левой – держава. На гpyди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дpaкона. Допускается изображение двуглавого орла без щита с коронами, связанными лентами, со скипетром и державой в лапах и с изображением Ге opгия Победоносца на коне, поражающего змея копьем, которого топчет конь).
4. Чем отличается герб от простого знаков правителя или верховной власти? (Герб может считаться таковым лишь тогда, когда он используется постоянно на протяжении значительного времени).
5. Опишите герб РСФСР (Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика)? (Согласно первой конституции РСФСР (10 июля 1918 года) Государственный герб РСФСР состоял «Из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещённых крест – накрест рукоятками книзу, окружённых венцом из колосьев и с надписью: А) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика; Б) «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»).
6. Опишите герб СССР (Союза Советских Социалистических Республик).
Герб состоял из скрещенных серпа и молота на фоне земного шара, который изображался в лучах восходящего солнца. Эта композиция была обрамлена колосьями, перевитыми красной лентой. На ленте был начертан девиз: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
7. Когда был утвержден герб СССР? (Утвержден в 1924 году.)
8. Опишите как выглядел герб СССР? (Скрещенные серп и молот на фоне земного шара снизу освященного лучами восходящего солнца. Композиция обрамлена спелыми колосьями, перевитыми красной лентой. На ленте девиз: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»)9. Для чего государству необходима символика?
(Знак независимости государства, его суверенитета, является символом т.е. несёт смысловую нагрузку - выражает определённые взгляды, исторические традиции. Является знаком государственной принадлежности).
Второй сектор- Российский Герб в 17- 20 веке.
1. Вспомните, какие события произошли в России в начале ХVIIв. Какая новая династия воцарилась в России? Как звали первого царя из этой династии? (Первое десятилетие ХVIIв. - период Смуты, гражданской войны. На смену династии Рюриковичей пришла династия Романовых, первым царем из этой династии был Михаил Федорович).
2. Какие изменения произошли на гербе при сыне Михаила Федоровича Алексее Михайловиче? (В 1654г. Когда было провозглашено присоединение Украины к России, орел на печати стал изображаться с поднятыми вверх - распахнутыми крыльями. Тогда же в лапах орла стали изображать скипетр и державу).
3. Что такое «регалии»? (Регалии- знаки королевской власти, это корона, скипетр, держава.) Прообразом средневековой короны послужил античный венок, который по началу возлагался на голову победителю в состязаниях, а затем превратился вообще в знак воздаваемой почести- полководцу, правителю, императору. Скипетр- жезл, атрибут верховной власти. Держава- символ верховной власти в виде шара с крестом наверху.4. Чем отличается изображение орла на гербе Временного правительства от изображения на современном гербе?
(Герб Временного правительства утверждён 21 марта 1917 года. Изображён двуглавый орёл без короны и с опущенными крыльями. У современного орла крылья подняты, над головами по короне и над ними сверху центральная корона, всего три, соединённые между собой лентами.)
5. Когда и на чём появилось первое изображение Российского герба?
(Впервые изображение российского герба появилось на красной восковой печати. Две значимые для российской символики были объединены на одной печати Ивана 3 -1497 год. На лицевой стороне печати помещалась эмблема московских князей – всадник, поражающий копьём змея; на оборотной – двуглавый орёл. С этого времени эти две эмблемы стали восприниматься как официальные символы российского государства.)
6. Когда была образована Герольдмейстерская контора и кто ее возглавлял? (По приказу Петра I в 1722г была образована Герольдмейстерская контора, которая заведовала составлением гербов. Ее возглавил С.А. Колычев).
7. Вспомните, как выглядел герб Москвы (Это было изображение в красном поле Ге opгия Победоносца на коне, поражающего копьем змия).
8. При правлении Павла 1 в герб были внесены изменения, какие? (По указу Павла1 в герб было внесено изображение мальтийского креста, но после cмepти Павла герб стал прежним. Четыре конца мальтийского креста были раздвоены наподобие хвоста ласточки).
Третий сектор «Двуглавый орел».
1. Назовите версию появления двуглавого орла на Руси?
(«Восточная», «Византийская». «Балканская» и «Габсбургская»). Рассказ одной из версий. Какие ещё версии появления двуглавого орла на Руси вы знаете?
1-я версия «Восточная».
Изображение орла идёт ещё от древних шумеров (символу более 3 тысяч лет). Использовали этот символ персидские шахи из династии Тишуба, арабские правители чеканили монеты с его изображением. Распространён в Персии как символ Победы, а так же в средневековье использовался в Золотой Орде и у турков- сельджуков, которые захватили Константинополь.
2-я версия: «Византийская».
Из Византии было заимствовано христианство, многие нормы права, религиозное искусство- живопись, литература, музыка находились под влиянием Византии. Поэтому историки и искусствоведы склоняются к этой версии. Более того, изображение двуглавого орла появилось в России именно тогда, когда Иван 3 женился на племяннице последнего византийского императора - Софье Палеолог. У династии же Палеологов изображение двуглавого орла было родовой эмблемой. Логично предположить, что Иван III, женившись на наследнице византийского трона, заимствовал и императорский герб. У ученых, однако, есть ряд сомнений в этой версии.
3-я версия: «Балканская».
Двуглавый орёл был хорошо известен в балканских странах.
Он получил геральдическое значение в Сербии, т.е. стал официальной эмблемой при Стефане Лазаревиче, в начале 15 века.
Присутствовал на монетах средневековой Болгарии, был известен
В Албании. Именно распространённость двуглавого орла на Балканах, а так же известные тесные связи средневековой Руси с Балканскими народами привели учёных к мысли, что орёл мог быть заимствован и оттуда.
4 версия: «Габсбурская» версия.
Наиболее вероятно все же заимствование двуглавого орла с Запада. Именно там двуглавый орёл по-настоящему стал гербом.
По наиболее авторитетному мнению изображение двуглавого орла появилось в Западной Европе в результате крестовых походов - Крестоносцы, завоевавшие Палестину, познакомились там с эмблемой и привезли её домой. Вскоре она вошла в гербы многих Западноевропейских родов, в том числе правителей многих европейских государств - Баварии, Чехии и прочих. В 13 в. двуглавый орёл изображался на монетах короля Сицилии, а затем императора Священной Римской империи Фридриха II из рода Штауфенов. Однако в качестве постоянного герба императора эмблема утвердилась позднее – в 15 веке при императоре Сигизмунде I. Постоянным гербом государства-империи - она становится в начале 16 века.
2. После свержения монархии в феврале 1917 г. Началось уничтожение изображений двуглавых орлов, почему это происходило? (Двуглавый орел воспринимался как символ царизма, который должен быть уничтожен вместе с монархией.)
3. Опишите новый герб для печати Временного правительства? (Его изобразил художник И.Я. Билибин. За основу был избран двуглавый орел с опущенными крыльями. На печати по кругу шла надпись: «Российское Временное Правительство». Под орлом был изображен Таврический дворец).
4. Когда было издано постановление, которое запрещало использовать двуглавого орла? (В 1918году, тогда же были устроены массовые сожжения старых государственных эмблем).
5. К годовщине Октябрьской революции двуглавые орлы были сняты с башен Московского Кремля, на что их заменили? (Их заменили красные звезды).
6. Где еще в первые годы после октябрьского переворота можно было встретить эмблемы Временного правительства? (Орел Временного правительства еще некоторое время служил официальной эмблемой различных белых правительств- А.И. Деникина, А.В. Колчака и прочих).
Вопросы зрителям, болельщикам:
1. Новорожденных мальчиков принято пеленать, используя гoлyбую ленту, а девочек - розовую. Откуда пошел этот обычай?
(При Петре 1 учрежден орден для новорожденных царской фамилии: мальчикам - орден Андрея Первозванного на гoлyбой ленте, дeвoчкам- орден Святой Анны на розовой ленте).
2. С каким мифологическим сюжетом связана традиция ношения перстней на пальцах? (При освобождении Прометей, у которого каждый палец был прикован к горе, вырвал кольцо вместе с камнем)
3. Жителей каких стран в старину на Руси называли немцами?
( Всех иностранцев, «немец»- от слова немой, т.е. не умеющий говорить по-русски).
4. Кто назывался «Стягом?» Возможно это слово произошло от слова «стягать», т.е.стягивать собирать вокруг себя воинов. Стягом назывался военный отряд.
5. Как называется наука изучения знамен? (Вексиллология -занимается изучением знамён, их историей и разновидностью).
6. Кто помнит, как выглядел прежний, советский военно- морской флаг? (Это было полотнище с красным серпом, молотом и звездой и гoлyбой полосой вдоль нижней кромки).
7. Могут ли гербы (геральдические знаки) субъектов
Российской Федерации (муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, организаций или учреждений) быть идентичными Государственному гербу РФ?
( На основании Федерального закона о государственном гербе РФ- не могут. Даже не могут использоваться в качестве основы под другие гербы и знаки не федерального уровня).
8. Где может быть помещён Государственный герб Российской Федерации?
Государственный герб Российской Федерации помещается: на фасаде здания официальной резиденции Президента Российской Федерации; на фасадах зданий Совета Федерации Федерального собрания, Государственной Думы, Правительства, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, дипломатических представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации.- в рабочем кабинете Президента России; залах заседаний вышеперечисленных учреждений; врабочих кабинетах Председателей Государственной думы.
Четвертый сектор «Знамёна и флаги».
В русском языке существует два слова для обозначения одного понятия: «флаг» и «знамя». Слово флаг голландского происхождения, оно означает «корабельное знамя».
Слово знамя – русского происходит от слов «знамение», «знак».
1. Что же это за знаки, символы: знамя и флаг и для чего они нужны?
( в древности знамёна (стяги) служили для управления войсками в битве. Воины по знамени узнавали о расположении своего комaндира, своего отряда - знамя было опознавательным знаком, помогало ориентироваться во время сражения, служило символом власти. Теперь флаг-символ любого государства).
2. Какое определение слова «Флаг» даётся в «толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова? (Там слово «флаг» определяется как «прикреплённое к дереву или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой».
3. Что обозначает слово «прапор»? (Прапор- это форма полкового знамени на Руси, со скошенной снизу вверх клином и каймой).
4. Во время Куликовской битвы русские воины Большого полка сражались под красным знаменем, на котором был изображён лик Спасителя, на таких знамёнах часто изображались лики святых, Богородицы, Спасителя - как назывались такие знамёна? (Хоругви).
5. Что в русской символике обозначают белый, синий и красный цвета? (Например, белый - честность, светлые помыслы, правдивость. Синий - вера, мирные намерения. Красный- мужество, красота, смелость).
6. Что такое стяг и какую форму имеет? (Стяг – древнерусское знамя. В Древней Руси стяги могли быть в виде вытянутого треугольника, так же были распространены знамёна с пришитыми к ним длинными отростками- косицами или хоботами, которые колыхались на ветру, создавая особое настроение).
7. Каким было «Знамя царя Московского» в 1693 г.? (Знамя Петра 1 бело-сине- красный триколор, имел такое же расположение и цвет полос, как и нынешний российский флаг.)
8. Какое ещё знамя придумал Пётр 1 и сделал его флагом военно-морского флота? (Андреевский флаг- косой гoлyбой крест на белом полотнище).
9. Почему косой крест называется Андреевским? (По преданию, на кресте именно такой формы был распят апостол Андрей, которого Петр считал покровителем Российского государства).
10. Какой праздник установлен в 1991 году 22 августа, празднуется и по сегодняшний день? (День Государственного флага Российской Федерации.)
11. Как выглядел флаг СССР? (Красный, с серпом, молотом и красной звездой в углу.)
12. Какие еще официальные российские флаги вы знаете? (Это Андреевский флаг, штандарт президента РФ, а так же Знамя Победы).
13. Опишите Знамя Победы? (Символ Знамени Победы представляет собой полотнище Красного цвета с отношением длинны к ширине 2:1.На обеих сторонах в верхнем углу расположено изображение пятиконечной звезды).14. Опишите государственный национальный флаг России 1858 года? (или ещё название «Гербовый народный флаг по царскому указу).
Ответ: В1857 году проводилась гербовая реформа. Она состояла в том, чтобы упорядочить всю имперскую геральдическую атрибутику.Продолжением этой реформы стала реформа знамени. Она состояла в том,что было создано и законодательно закреплено знамя Российской империи. В 1858 год его утвердил император Александр.
А сейчас жюри подведет итоги конкурса. Спасибо за игру!
Награждение.
Сценарий составила: педагог-организатор Н.В. Пожидаева
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
10 11 2024 11:57:48
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
09 11 2024 11:10:17
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
08 11 2024 18:48:14
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
07 11 2024 19:19:12
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
06 11 2024 12:29:34
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
05 11 2024 0:53:24
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
04 11 2024 22:48:38
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
03 11 2024 2:46:27
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
02 11 2024 20:19:33
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
01 11 2024 12:54:57
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
31 10 2024 7:56:55
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
30 10 2024 13:51:28
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
29 10 2024 3:15:28
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
28 10 2024 6:54:43
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
27 10 2024 19:54:37
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
26 10 2024 10:12:12
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
25 10 2024 18:34:40
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
24 10 2024 0:57:55
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
23 10 2024 20:37:13
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
22 10 2024 7:28:48
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
21 10 2024 22:48:26
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
20 10 2024 0:58:22
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
19 10 2024 2:18:40
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
18 10 2024 11:27:30
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
17 10 2024 19:35:17
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
16 10 2024 11:42:38
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
15 10 2024 7:15:39
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
14 10 2024 3:40:13
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
13 10 2024 19:54:51
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
12 10 2024 1:11:34
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
11 10 2024 0:49:44
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
10 10 2024 13:13:47
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
09 10 2024 10:39:19
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
08 10 2024 15:22:52
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
07 10 2024 10:30:40
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
06 10 2024 7:59:57
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
05 10 2024 6:34:22
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
04 10 2024 8:37:53
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
03 10 2024 3:16:12
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
02 10 2024 2:11:19
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
01 10 2024 9:34:13
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
30 09 2024 0:34:57
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
29 09 2024 23:20:25
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
28 09 2024 22:27:26
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
27 09 2024 16:15:59
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
26 09 2024 23:26:13
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
25 09 2024 11:32:34
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
24 09 2024 19:47:56
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
23 09 2024 8:58:36
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
22 09 2024 0:18:11
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::