Сценарий брейн-ринга для старшеклассников "Геральдика в России" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Сценарий брейн-ринга для старшеклассников "Геральдика в России"


    Сценарий брейн-ринга для старшеклассников "Геральдика в России"

Цель:

  1. Патриотическое воспитание учащихся.
  2. Популяризация государственных символов России.

Задачи:

  1. Пропагандировать государственную символику России.
  2. Формировать гражданско-патриотическую позицию учащихся.

В игре принимают участие учащиеся 10-11 классов городских школ города. Количество участников в игре – 5 участников в комaнде, количество комaнд- 3. Желательно присутствие группы поддержки комaнд.

Ход игры

Игра состоит из четырех туров.

1. ТУР – Государственные Гербы 20 века.

2. ТУР –Российский Герб в 17- 20 веке.

3. ТУР – «Двуглавый орел».

4. ТУР – «Знамёна и флаги».

Правила игры: комaнды по очереди отвечают на вопросы ведущего, кто наиболее точно ответил на вопрос, получает наибольшее количество баллов. Если комaнда не знает ответа на вопрос, вопрос задается другой комaнде, если они отвечают правильно, заpaбатывают дополнительные баллы, если ни одна комaнда не знает ответ на вопрос, зрители могут ответить.

Побеждает комaнда, у которой будет наибольшее количество баллов к концу игры.

Зрители тоже могут участвовать в игре, отвечая на вопросы, на которые не смогли ответить участники игры, заpaбатывают при этом «ордена умников», за что получают призы в конце игры.

Приоритет отдаётся тем, кто лучше развил тему и полнее ответил на вопрос.

  1. Представляем участников игры.
  2. Представляем жюри.
  3. Награждение:

Победители и участники награждаются ценными призами и грамотами.

Геральдика- наука о гербах. Герб - условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода или отдельного лица. Герб обязательно отражает исторические традиции владельца. Гербы составляются по определенным правилам, принятым в данной стране в данный исторический период. И утверждаются специальным законодательным актом.

Историки считают, сто герб восходит к древнейшим культовым символам- тотемам, также, вероятно, игравших роль знаков собственности. Итак, начнем нашу игру!

Первый сектор Государственные Гербы 20 века.

1. Опишите герб Российской Федерации (Включает изображение увенчанного тремя коронами двуглавого орла в поле красного щита, всадника, колющего змея в красном щите на гpyди орла, державу и скипетр в лапах орла).

2. Когда был утвержден герб РФ? (в декабре 2000г.)

3. Как выглядит современный государственный герб Российской Федерации?

(Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх, распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла- скипетр, а в левой – держава. На гpyди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дpaкона. Допускается изображение двуглавого орла без щита с коронами, связанными лентами, со скипетром и державой в лапах и с изображением Ге opгия Победоносца на коне, поражающего змея копьем, которого топчет конь).

4. Чем отличается герб от простого знаков правителя или верховной власти? (Герб может считаться таковым лишь тогда, когда он используется постоянно на протяжении значительного времени).

5. Опишите герб РСФСР (Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика)? (Согласно первой конституции РСФСР (10 июля 1918 года) Государственный герб РСФСР состоял «Из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещённых крест – накрест рукоятками книзу, окружённых венцом из колосьев и с надписью: А) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика; Б) «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»).

6. Опишите герб СССР (Союза Советских Социалистических Республик).

Герб состоял из скрещенных серпа и молота на фоне земного шара, который изображался в лучах восходящего солнца. Эта композиция была обрамлена колосьями, перевитыми красной лентой. На ленте был начертан девиз: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

7. Когда был утвержден герб СССР? (Утвержден в 1924 году.)

8. Опишите как выглядел герб СССР? (Скрещенные серп и молот на фоне земного шара снизу освященного лучами восходящего солнца. Композиция обрамлена спелыми колосьями, перевитыми красной лентой. На ленте девиз: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»)

9. Для чего государству необходима символика?

(Знак независимости государства, его суверенитета, является символом т.е. несёт смысловую нагрузку - выражает определённые взгляды, исторические традиции. Является знаком государственной принадлежности).

Второй сектор- Российский Герб в 17- 20 веке.

1. Вспомните, какие события произошли в России в начале ХVIIв. Какая новая династия воцарилась в России? Как звали первого царя из этой династии? (Первое десятилетие ХVIIв. - период Смуты, гражданской войны. На смену династии Рюриковичей пришла династия Романовых, первым царем из этой династии был Михаил Федорович).

2. Какие изменения произошли на гербе при сыне Михаила Федоровича Алексее Михайловиче? (В 1654г. Когда было провозглашено присоединение Украины к России, орел на печати стал изображаться с поднятыми вверх - распахнутыми крыльями. Тогда же в лапах орла стали изображать скипетр и державу).

3. Что такое «регалии»? (Регалии- знаки королевской власти, это корона, скипетр, держава.) Прообразом средневековой короны послужил античный венок, который по началу возлагался на голову победителю в состязаниях, а затем превратился вообще в знак воздаваемой почести- полководцу, правителю, императору. Скипетр- жезл, атрибут верховной власти. Держава- символ верховной власти в виде шара с крестом наверху.

4. Чем отличается изображение орла на гербе Временного правительства от изображения на современном гербе?

(Герб Временного правительства утверждён 21 марта 1917 года. Изображён двуглавый орёл без короны и с опущенными крыльями. У современного орла крылья подняты, над головами по короне и над ними сверху центральная корона, всего три, соединённые между собой лентами.)

5. Когда и на чём появилось первое изображение Российского герба?

(Впервые изображение российского герба появилось на красной восковой печати. Две значимые для российской символики были объединены на одной печати Ивана 3 -1497 год. На лицевой стороне печати помещалась эмблема московских князей – всадник, поражающий копьём змея; на оборотной – двуглавый орёл. С этого времени эти две эмблемы стали восприниматься как официальные символы российского государства.)

6. Когда была образована Герольдмейстерская контора и кто ее возглавлял? (По приказу Петра I в 1722г была образована Герольдмейстерская контора, которая заведовала составлением гербов. Ее возглавил С.А. Колычев).

7. Вспомните, как выглядел герб Москвы (Это было изображение в красном поле Ге opгия Победоносца на коне, поражающего копьем змия).

8. При правлении Павла 1 в герб были внесены изменения, какие? (По указу Павла1 в герб было внесено изображение мальтийского креста, но после cмepти Павла герб стал прежним. Четыре конца мальтийского креста были раздвоены наподобие хвоста ласточки).

9. Новый император Александр I, отменил нововведения своего отца. Как стал выглядеть герб? (Герб принял прежний вид, на нем двуглавый орел стал похож на французского орла. Вместо скипетра и державы он держал в правой лапе пучок стрел, факел и ленту, а в левой- венок и ленту). 10. Как выглядел новый Большой государственный герб? (Старые эмблемы- двуглавый орел и всадник- дpaконоборец. В центре черный двуглавый орел с поднятыми вверх крыльями и хищно раскрытыми клювами под двумя императорскими коронами, над которыми в центре располагалась третья корона большего размера. Орел был помещен в щит желтого цвета. Таким образом. В основе герба лежало имперское сочетание цветов- черного с желтым. Вокруг щита была изображена цепь ордена Андрея Первозванного гoлyбого цвета. В лапах орел держал скипетр и державу. На гpyди орла располагался герб Москвы).

Третий сектор «Двуглавый орел».

1. Назовите версию появления двуглавого орла на Руси?

(«Восточная», «Византийская». «Балканская» и «Габсбургская»). Рассказ одной из версий. Какие ещё версии появления двуглавого орла на Руси вы знаете?

1-я версия «Восточная».

Изображение орла идёт ещё от древних шумеров (символу более 3 тысяч лет). Использовали этот символ персидские шахи из династии Тишуба, арабские правители чеканили монеты с его изображением. Распространён в Персии как символ Победы, а так же в средневековье использовался в Золотой Орде и у турков- сельджуков, которые захватили Константинополь.

2-я версия: «Византийская».

Из Византии было заимствовано христианство, многие нормы права, религиозное искусство- живопись, литература, музыка находились под влиянием Византии. Поэтому историки и искусствоведы склоняются к этой версии. Более того, изображение двуглавого орла появилось в России именно тогда, когда Иван 3 женился на племяннице последнего византийского императора - Софье Палеолог. У династии же Палеологов изображение двуглавого орла было родовой эмблемой. Логично предположить, что Иван III, женившись на наследнице византийского трона, заимствовал и императорский герб. У ученых, однако, есть ряд сомнений в этой версии.

3-я версия: «Балканская».

Двуглавый орёл был хорошо известен в балканских странах.

Он получил геральдическое значение в Сербии, т.е. стал официальной эмблемой при Стефане Лазаревиче, в начале 15 века.

Присутствовал на монетах средневековой Болгарии, был известен

В Албании. Именно распространённость двуглавого орла на Балканах, а так же известные тесные связи средневековой Руси с Балканскими народами привели учёных к мысли, что орёл мог быть заимствован и оттуда.

4 версия: «Габсбурская» версия.

Наиболее вероятно все же заимствование двуглавого орла с Запада. Именно там двуглавый орёл по-настоящему стал гербом.

По наиболее авторитетному мнению изображение двуглавого орла появилось в Западной Европе в результате крестовых походов - Крестоносцы, завоевавшие Палестину, познакомились там с эмблемой и привезли её домой. Вскоре она вошла в гербы многих Западноевропейских родов, в том числе правителей многих европейских государств - Баварии, Чехии и прочих. В 13 в. двуглавый орёл изображался на монетах короля Сицилии, а затем императора Священной Римской империи Фридриха II из рода Штауфенов. Однако в качестве постоянного герба императора эмблема утвердилась позднее – в 15 веке при императоре Сигизмунде I. Постоянным гербом государства-империи - она становится в начале 16 века.

2. После свержения монархии в феврале 1917 г. Началось уничтожение изображений двуглавых орлов, почему это происходило? (Двуглавый орел воспринимался как символ царизма, который должен быть уничтожен вместе с монархией.)

3. Опишите новый герб для печати Временного правительства? (Его изобразил художник И.Я. Билибин. За основу был избран двуглавый орел с опущенными крыльями. На печати по кругу шла надпись: «Российское Временное Правительство». Под орлом был изображен Таврический дворец).

4. Когда было издано постановление, которое запрещало использовать двуглавого орла? (В 1918году, тогда же были устроены массовые сожжения старых государственных эмблем).

5. К годовщине Октябрьской революции двуглавые орлы были сняты с башен Московского Кремля, на что их заменили? (Их заменили красные звезды).

6. Где еще в первые годы после октябрьского переворота можно было встретить эмблемы Временного правительства? (Орел Временного правительства еще некоторое время служил официальной эмблемой различных белых правительств- А.И. Деникина, А.В. Колчака и прочих).

Вопросы зрителям, болельщикам:

1. Новорожденных мальчиков принято пеленать, используя гoлyбую ленту, а девочек - розовую. Откуда пошел этот обычай?

(При Петре 1 учрежден орден для новорожденных царской фамилии: мальчикам - орден Андрея Первозванного на гoлyбой ленте, дeвoчкам- орден Святой Анны на розовой ленте).

2. С каким мифологическим сюжетом связана традиция ношения перстней на пальцах? (При освобождении Прометей, у которого каждый палец был прикован к горе, вырвал кольцо вместе с камнем)

3. Жителей каких стран в старину на Руси называли немцами?

 ( Всех иностранцев, «немец»- от слова немой, т.е. не умеющий говорить по-русски).

4. Кто назывался «Стягом?» Возможно это слово произошло от слова «стягать», т.е.стягивать собирать вокруг себя воинов. Стягом назывался военный отряд.

5. Как называется наука изучения знамен? (Вексиллология -занимается изучением знамён, их историей и разновидностью).

6. Кто помнит, как выглядел прежний, советский военно- морской флаг? (Это было полотнище с красным серпом, молотом и звездой и гoлyбой полосой вдоль нижней кромки).

7. Могут ли гербы (геральдические знаки) субъектов

Российской Федерации (муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, организаций или учреждений) быть идентичными Государственному гербу РФ?

( На основании Федерального закона о государственном гербе РФ- не могут. Даже не могут использоваться в качестве основы под другие гербы и знаки не федерального уровня).

8. Где может быть помещён Государственный герб Российской Федерации?

Государственный герб Российской Федерации помещается: на фасаде здания официальной резиденции Президента Российской Федерации; на фасадах зданий Совета Федерации Федерального собрания, Государственной Думы, Правительства, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, дипломатических представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации.- в рабочем кабинете Президента России; залах заседаний вышеперечисленных учреждений; врабочих кабинетах Председателей Государственной думы.

 Четвертый сектор «Знамёна и флаги».

В русском языке существует два слова для обозначения одного понятия: «флаг» и «знамя». Слово флаг голландского происхождения, оно означает «корабельное знамя».

Слово знамя – русского происходит от слов «знамение», «знак».

1. Что же это за знаки, символы: знамя и флаг и для чего они нужны?

( в древности знамёна (стяги) служили для управления войсками в битве. Воины по знамени узнавали о расположении своего комaндира, своего отряда - знамя было опознавательным знаком, помогало ориентироваться во время сражения, служило символом власти. Теперь флаг-символ любого государства).

2. Какое определение слова «Флаг» даётся в «толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова? (Там слово «флаг» определяется как «прикреплённое к дереву или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой».

3. Что обозначает слово «прапор»? (Прапор- это форма полкового знамени на Руси, со скошенной снизу вверх клином и каймой).

4. Во время Куликовской битвы русские воины Большого полка сражались под красным знаменем, на котором был изображён лик Спасителя, на таких знамёнах часто изображались лики святых, Богородицы, Спасителя - как назывались такие знамёна? (Хоругви).

5. Что в русской символике обозначают белый, синий и красный цвета? (Например, белый - честность, светлые помыслы, правдивость. Синий - вера, мирные намерения. Красный- мужество, красота, смелость).

6. Что такое стяг и какую форму имеет? (Стяг – древнерусское знамя. В Древней Руси стяги могли быть в виде вытянутого треугольника, так же были распространены знамёна с пришитыми к ним длинными отростками- косицами или хоботами, которые колыхались на ветру, создавая особое настроение).

7. Каким было «Знамя царя Московского» в 1693 г.? (Знамя Петра 1 бело-сине- красный триколор, имел такое же расположение и цвет полос, как и нынешний российский флаг.)

8. Какое ещё знамя придумал Пётр 1 и сделал его флагом военно-морского флота? (Андреевский флаг- косой гoлyбой крест на белом полотнище).

9. Почему косой крест называется Андреевским? (По преданию, на кресте именно такой формы был распят апостол Андрей, которого Петр считал покровителем Российского государства).

10. Какой праздник установлен в 1991 году 22 августа, празднуется и по сегодняшний день? (День Государственного флага Российской Федерации.)

11. Как выглядел флаг СССР? (Красный, с серпом, молотом и красной звездой в углу.)

12. Какие еще официальные российские флаги вы знаете? (Это Андреевский флаг, штандарт президента РФ, а так же Знамя Победы).

13. Опишите Знамя Победы? (Символ Знамени Победы представляет собой полотнище Красного цвета с отношением длинны к ширине 2:1.На обеих сторонах в верхнем углу расположено изображение пятиконечной звезды).

14. Опишите государственный национальный флаг России 1858 года? (или ещё название «Гербовый народный флаг по царскому указу).

Ответ: В1857 году проводилась гербовая реформа. Она состояла в том, чтобы упорядочить всю имперскую геральдическую атрибутику.Продолжением этой реформы стала реформа знамени. Она состояла в том,что было создано и законодательно закреплено знамя Российской империи. В 1858 год его утвердил император Александр.

А сейчас жюри подведет итоги конкурса. Спасибо за игру!

Награждение.

Сценарий составила: педагог-организатор Н.В. Пожидаева


Формирование ценностных ориентаций учащихся в процессе преподавания истории


    Формирование ценностных ориентаций учащихся в процессе преподавания истории

      В школе проводится диагностика ценностных ориентаций старшеклассников по методикам М.Рокича, Фридмана, О.Е. Лебедева. Исследования показали, что произошли изменения в выборе ценностных ориентаций ребят. На уроках учащиеся вступают в прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с историческим персонажем, чем отличаются, как бы они поступили на его месте участников....

05 12 2023 19:10:54

Интегрированный урок литературы и истории на тему "А.С. Пушкин и декабристы"


    Интегрированный урок литературы и истории на тему "А.С. Пушкин и декабристы"

      Интегрированный урок имел своей целью показать идейную связь творчества Пушкина А.С. с декабристским движением в России, а также углубить знания по изученному в 8-м классе материалу о движении декабристов, показав историю с альтернативной точки зрения - политической и светской жизни общества первой половины XIX века. ...

04 12 2023 17:55:24

Урок по истории "Восстановление экономики"


    Урок по истории "Восстановление экономики"

      На уроке «Восстановление экономики» дети работают самостоятельно. Выделяется время работе с историческими документами, дающими возможность отработки навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся, способствующих формированию аналитического мышления учащихся, а также погружающих их в изучаемую эпоху....

03 12 2023 20:48:51

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся "Обобщение по теме "Древний Египет". 5-й класс


    Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся "Обобщение по теме "Древний Египет". 5-й класс

      Разнообразие форм работы, частая смена деятельности делают урок динамичным, постоянно поддерживают познавательный интерес и не дают ученикам заскучать. Цель нашего путешествия по Древнему Египту – вспомнить основные факты из жизни этого государства, проверить, насколько глубоко усвоен изученный материал....

02 12 2023 20:31:10

Интегрированный урок истории, обществознания и литературы по теме "Национальное самосознание". 11-й класс


    Интегрированный урок истории, обществознания и литературы по теме "Национальное самосознание". 11-й класс

      В ходе урока учащиеся на примере фрагментов текстов известных русских писателей и философов знакомятся с понятием и структурой «национального менталитета», с факторами, определяющими особенности национального менталитета, определяют их роль в формировании национального хаpaктера. Также школьники отpaбатывают умение анализировать стихотворения....

01 12 2023 22:41:56

Урок-конференция "Труд молодежи в современном обществе"


    Урок-конференция "Труд молодежи в современном обществе"

      Интегративный урок-конференция (обществознание, право, экономика) в 11-м классе. Урок может быть завершающим в теме "Трудовое право". Проведение его в форме конференции дает возможность использовать элементы проблемной и интеpaктивной технологии. Урок побуждает старшеклассников задуматься и ответить на вопрос, как современной молодежи найти свое место на рынке труда. ...

30 11 2023 11:34:18

"Мастерская мира, мировой извозчик, мировой банкир". 8-й класс


    "Мастерская мира, мировой извозчик, мировой банкир". 8-й класс

      На уроке ведется работа над умением анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать исторические факты, выделять главное, работать с исторической картой, составлять схемы, извлекать и сопоставлять информацию из разных источников, в том числе электронных. Важна и воспитательная цель урока – показать преимущества эволюционного пути развития общества, содействовать воспитанию уважения к традиции....

29 11 2023 21:16:38

Сценарий урока истории "Школа в Древней Греции"


    Сценарий урока истории "Школа в Древней Греции"

      Представлен сценарий урока по истории Древнего мира. Урок в 5-м классе проводился по теме "Школа в Древней Греции". При подготовке к данному уроку была проведена большая предварительная работа учителем и учащимися. Урок комбинированный, но проходит в нестандартной форме. Учитель и ученики проводят его вместе. При проведении урока необходимо использовать иллюстративный материал, взятый из альбома по искусству Древнего мира, карту "Древняя Греция" и атласы, слайды по истории Древней Греции....

28 11 2023 20:11:20

Развитие политического режима в СССР в 60–80-е годы XX века


    Развитие политического режима в СССР в 60–80-е годы XX века

      Цели урока: изучение политического режима в СССР в 60–80-х гг.; формирование умения работать с историческими источниками, сравнивать политические режимы, давать собственную оценку исторических событий; формирование интереса к истории своей Родины....

27 11 2023 15:57:33

Урок-викторина "Новая история XIX – начала XX века


    Урок-викторина "Новая история XIX – начала XX века

      Цели урока: закрепить ранее изученный материал; обобщить знания учащихся о зарубежной истории 1800-1913 гг.; проверить уровень усвоения материала по новой истории 1800-1913 гг.; вспомнить основные факты, имена, даты, понятия; используя игровую форму урока, стимулировать интерес к изучению истории у учащихся....

26 11 2023 23:49:47

Открытый урок по истории по теме "Становление Отечественной истории, развитие культуры через познание идей христианства" в 6-м классе


    Открытый урок по истории по теме "Становление Отечественной истории, развитие культуры через познание идей христианства" в 6-м классе

      Урок для 6-го класса, на котором дети закрепляют знания об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявляют связь становления отечественной истории с принятием христианства. ...

25 11 2023 23:47:19

Великая Отечественная война в истории Омского автотрaнcпортного колледжа


    Великая Отечественная война в истории Омского автотрaнcпортного колледжа

      Патриотизм - понятие равно эмоциональное и рациональное. Он появляется там, где есть любовь, вера, уважение. Главной задачей работы является изучение истории Омского автотрaнcпортного колледжа и событий, связанных с сотрудниками и студентами, принимавшими участие в военных действиях....

24 11 2023 17:55:19

Урок истории по теме "Эпоха дворцовых переворотов"


    Урок истории по теме "Эпоха дворцовых переворотов"

      В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....

23 11 2023 23:34:45

Образно-эмоциональное обучение истории как основа формирования творческой, всесторонне развитой личности


    Образно-эмоциональное обучение истории как основа формирования творческой, всесторонне развитой личности

      Одной из главных целей современного образования является воспитание творческой и всесторонне развитой личности, которая будет не только правильно и аналитически мыслить, но и проявлять своё эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу. Это залог творческого мышления, в основе которого лежат эмоции и чувства, позволяющие нам более правильно и продуктивно создать образ изучаемого объекта. При этом важен процесс соединения образно-эмоционального восприятия и рационально-логического познания. И именно преподавание истории позволяет нам добиться желаемых результатов. ...

22 11 2023 23:41:53

Внеклассное мероприятие по обществознанию. 6-й класс


    Внеклассное мероприятие по обществознанию. 6-й класс

      Внеклассное мероприятие воспитываеn ответственных граждан России. Итогом занятия должно стать понимание роли человека для государства и государства в жизни гражданина, воспитывается чувство гордости за свою родину....

21 11 2023 13:50:31

Урок проверки знаний по разделу «Западная Азия в древности»


    Урок проверки знаний по разделу «Западная Азия в древности»

      Цели и задачи урока: проверить и закрепить у учащихся знания особенностей о географическом положении, природе, занятиях жителей, культуре, религиозных верований каждого из древних государств Междуречья; познакомиться с понятием стендовый доклад, научиться презентовать и защищать его....

20 11 2023 6:33:39

Урок истории по теме "Бородино: победа или поражение?"


    Урок истории по теме "Бородино: победа или поражение?"

      Автор знакомит учащихся с историей Отечественной войны 1812 года. Помогает ребятам уяснить историческое значение Бородинского сражения....

19 11 2023 18:56:32

Обобщающий урок по истории в 6-м классе по теме "Киевская Русь IX-XII веков"


    Обобщающий урок по истории в 6-м классе по теме "Киевская Русь IX-XII веков"

      Урок истории в 6-м классе обобщает и закрепляет знания учащихся по теме "Киевская Русь", дает оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси, а также пополняет знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления. ...

18 11 2023 7:38:15

Конспект урока "Внутренняя политика Николая I". 8-й класс


    Конспект урока "Внутренняя политика Николая I". 8-й класс

      Урок, сопровождаемый презентацией, знакомит учащихся с историческими личностями рассматриваемого периода, учит анализировать документы, предлагает ролевые задания....

17 11 2023 10:23:59

Сценарий к 70-летию битвы под Москвой


    Сценарий к 70-летию битвы под Москвой

      Сценарий к 70-летию битвы под Москвой можно использовать как внеклассное мероприятие в 7–9-х классах, а также при проведении декады истории или нетрадиционных уроков....

16 11 2023 13:53:13

Письменная работа учащегося профильной школы по истории и обществознанию как результат учебной деятельности


    Письменная работа учащегося профильной школы по истории и обществознанию как результат учебной деятельности

      Диагностика и оценивание результатов учебной деятельности школьников важны для учителя, работающего в профильной школе. Неотъемлемой частью этой системы должны стать письменные работы (аннотация, эссе и др.). В сочетании с различными формами оценивания предметных результатов учебной деятельности они будут прекрасным инструментом для диагностики метапредметных результатов обучения учащихся....

15 11 2023 16:30:56

Урок истории в 5-м классе "Древнее Междуречье — колыбель цивилизации"


    Урок истории в 5-м классе "Древнее Междуречье — колыбель цивилизации"

      Представлен конспект урока истории в 5-м классе по теме: "Древнее Междуречье - колыбель цивилизации"....

14 11 2023 19:27:17

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

13 11 2023 2:42:20

Урок истории с использованием ИКТ


    Урок истории с использованием ИКТ

      Изучение нового материала сопровождается показом презентации. В течение части урока ребята, используя различные источники информации и выполняя задания в группе, проpaбатывают блок урока. Затем группа должна выступить по изученному вопросу. К концу урока появляется общая картина рабовладения в Риме во II-I вв. до н.э....

12 11 2023 17:13:48

Урок по теме "Высокогорский район в годы Великой Отечественной войны"


    Урок по теме "Высокогорский район в годы Великой Отечественной войны"

      Урок посвящен Высокогорскому району в годы Великой Отечественной войны, его вкладу в Победу над фашистской Германией. ЗадачиЦель урока: привести примеры мужества и героизма советских воинов, тружеников тыла – наших земляков; развивать поисково-исследовательские умения учащихся....

11 11 2023 5:22:54

Урок истории "Внешняя политика России в начале XVIII века. Начало Северной войны"


    Урок истории "Внешняя политика России в начале XVIII века. Начало Северной войны"

      Урок посвящен изучению основных направлений внешней политики России в начале XVIII в. и событиям первого периода Северной войны. Показан ход войны на суше, переход от поражений к победам русской армии. Раскрывается роль Полтавской битвы как генерального сражения. Приоритетом урока является проблемность изложения материала. ...

10 11 2023 8:10:34

Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона


    Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона

      Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....

09 11 2023 4:33:54

Вопросы для интеллектуального марафона, секция "История"


    Вопросы для интеллектуального марафона, секция "История"

      Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане. Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....

08 11 2023 7:20:26

Урок-викторина "Умники и умницы"


    Урок-викторина "Умники и умницы"

      Урок-викторина строится на основе использования компьютерной технологии, которая предоставляет богатейшие возможности передачи информации. Викторина дает возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность. ...

07 11 2023 3:31:53

Урок в 10-м классе по теме "Противостояние Орде при Дмитрии Донском"


    Урок в 10-м классе по теме "Противостояние Орде при Дмитрии Донском"

      Урок построен в виде семинарско-пpaктического занятия и предполагает как устное выступление учащихся с последующим коллективным обсуждением спopных вопросов, так и изучение исторических источников по данной теме. ...

06 11 2023 7:38:24

Внеклассное мероприятие по истории "Битва за Москву"


    Внеклассное мероприятие по истории "Битва за Москву"

      Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....

05 11 2023 18:47:49

Литературно-музыкальная композиция "200 дней и ночей Сталинграда"


    Литературно-музыкальная композиция "200 дней и ночей Сталинграда"

      Общешкольное мероприятие для учащихся 7–11-х классов. Его педагогическая целесообразность его заключается в обеспечении формирования творческой деятельности, формировании нравственно-патриотического воспитания, умения работать в комaнде. Мероприятие достаточно ценно и актуально в наше время, так как военная тема не интересна современным подросткам 13–15 лет и, чтобы привлечь их внимание, необходимо чаще и больше говорить о прошлом нашей Родины, гордиться её героями....

04 11 2023 22:43:12

Колесо истории


    Колесо истории

      В настоящее время, чтобы овладеть вниманием учащихся, удивить, заинтересовать, увлечь своим предметом, повысить эффективность занятий необходимо внедрять в свою работу нестандартные формы обучения. Подготовка к этим урокам сложная, требует мобилизации знаний, времени, более высокого уровня организации труда как самого учителя, так и учащихся....

03 11 2023 17:49:21

Создание личностно-ориентированных моделей обучения истории в 5-м классе с использованием разноуровнего тестирования


    Создание личностно-ориентированных моделей обучения истории в 5-м классе с использованием разноуровнего тестирования

      В статье даётся обоснование технологии личностно-ориентированного обучения в средней школе на уроках истории в 5-м классе. Теоретическое обоснование необходимости этой технологии подкреплено примерами диалогической познавательной деятельности школьника на уроках истории древнего мира. Приводится пример использования познавательных задач в форме разноуровневых тестов по типу ЕГЭ....

02 11 2023 13:35:17

Классный час для учащихся 9–11-х классов. Тема: "Д.С. Лихачев. Человек и Гражданин"


    Классный час для учащихся 9–11-х классов. Тема: "Д.С. Лихачев. Человек и Гражданин"

      На примере жизни, деятельности Д.С. Лихачева, а также использовании его сочинений, донести до кадетов примеры добра, человеческого счастья, справедливости, истинной толерантности....

01 11 2023 15:55:59

Урок истории на тему «Нацизм: прошлое и настоящее». 9–11-е классы


    Урок истории на тему «Нацизм: прошлое и настоящее». 9–11-е классы

      Тема актуальна в связи с активизацией неонацизма в мире. Рассматриваются вопросы о зарождении идеологии нацизма, пpaктическом проявлении в годы войны. Подобрана информация о неонацизме в XXI веке, демонстрирующая опасность и губительность этой идеологии для общества в целом....

31 10 2023 9:38:53

Урок по теме "Русь и Орда" (урок по истории России для 6-го класса)


    Урок по теме "Русь и Орда" (урок по истории России для 6-го класса)

      Конспект урока разработан в соответствии с программой «История России с древнейших времён до конца XVI века». 6-й класс. Авторский коллектив: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. ...

30 10 2023 8:11:11

Культура России в первой половине ХIХ века


    Культура России в первой половине ХIХ века

      Урок с использованием мультимедиа-технологий позволяет учащимся приобщиться к культурным ценностям страны: не только совершить экскурсию по залам Третьяковской галереи, но и попробовать себя в роли искусствоведов, погрузиться в мир театра XIX века....

29 10 2023 19:23:47

"Социальная сфера общества". Урок обобщения и систематизации знаний по обществознанию


    "Социальная сфера общества". Урок обобщения и систематизации знаний по обществознанию

      Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....

28 10 2023 6:46:38

Дуэль и русская культурная традиция: проблема чести и милосердия


    Дуэль и русская культурная традиция: проблема чести и милосердия

      Выбранная форма занятия - интегрированное (бинарное) - как нельзя лучше способствует всесторонней подготовке студентов в плане формирования общекультурных компетенций и их совершенствования. Кроме того, данная интеграция между литературой и историей направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между выбранными дисциплинами....

27 10 2023 18:55:32

Урок-игра по обобщению изученного материала "Путешествие по странам Древнего Востока". 5-й класс


    Урок-игра по обобщению изученного материала "Путешествие по странам Древнего Востока". 5-й класс

      На уроке повторяется изученный материал по теме "Древний Восток", систематизируя и выделяя основные блоки. Урок стимулирует познавательную активность пятиклассников и интерес к изучению истории....

26 10 2023 19:57:42

Интегрированный интеpaктивный урок (история России + краеведениЕ + литература) "Бунт бессмысленный и беспощадный"


    Интегрированный интеpaктивный урок (история России + краеведениЕ + литература) "Бунт бессмысленный и беспощадный"

      Урок по истории России, краеведению и литературе «Бунт бессмысленный и беспощадный» (крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва и её отражение в произведениях А.С. Пушкина и А.С. Маркова.) проводится по итогам изучения темы: «Социально- экономическое положение России во второй половине XVIII века». ...

25 10 2023 2:50:20

Разработка урока по истории России "Исторические образы в русской литературе XIX века" (на примере драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов")


    Разработка урока по истории России "Исторические образы в русской литературе XIX века" (на примере драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов")

      Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....

24 10 2023 13:42:47

Из опыта организации проектной деятельности учащихся при обучении истории в школе


    Из опыта организации проектной деятельности учащихся при обучении истории в школе

      В данной статье вы можете узнать об организации проектной деятельности учащихся в школе при обучении истории и обществознанию. Автор делится опытом организации клуба любителей истории "Клио" и научного общества учащихся любителей истории "Отечество". Здесь вы найдёте методические рекомендации по написанию рефератов . ...

23 10 2023 19:39:57

Интегрированный урок (история + литература) по теме "Идея сверхчеловека" (Философия Ницше и герои М.Горького)


    Интегрированный урок (история + литература) по теме "Идея сверхчеловека" (Философия Ницше и герои М.Горького)

      В работе рассматриваются основные положения философского учения Ницше о «сверхчеловеке» и его влияние на взгляды русской интеллигенции начала ХХ в. На примере произведений Горького прослеживается эволюция взглядов писателя на свободу человека, показывается поиск Героя от романтических произведений до рассказов позднего периода. Показаны губительность и разрушительное воздействие идеи «сверхчеловека» на формирование личности, необходимость ответственного выбора каждым своей «концепции человека». ...

22 10 2023 1:38:19

Социально значимая деятельность школьников и ее роль в формировании гражданина


    Социально значимая деятельность школьников и ее роль в формировании гражданина

      В статье изложен опыт работы по организации социально значимой деятельности школьников. Представлен реальный выход учителя на новые педагогические технологии в ходе реализации социально-образовательного проекта учащихся....

21 10 2023 15:27:29

Разработка урока по истории


    Разработка урока по истории

      Урок истории в 10-м классе расширяет знания учащихся о движении декабристов. ...

20 10 2023 6:13:32

Урок обществознания по теме "Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних"


    Урок обществознания по теме "Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних"

      Цель урока: способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений....

19 10 2023 23:46:50

Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания


    Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания

      Использование технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию. Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков....

18 10 2023 21:30:31

Урок-презентация по истории России "Культура Серебряного века"


    Урок-презентация по истории России "Культура Серебряного века"

      Представленный урок был проведен в 11 классе, рассчитан на 2 часа. Цель урока - проанализировать основные достижения художественной культуры конца XIX - начала XX века. ...

17 10 2023 8:36:42

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::