Урок истории "Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: итоги и уроки"
Цели:
- Создать условия для понимания роли СССР в разгроме фашизма, что происходящее на нашей земле требует осмысления на личном уровне.
- Создать условия для формирования собственных взглядов на спopные проблемы истории и умение их отстаивать.
- На конкретных примерах подвести учащихся к пониманию того, что итоги войны определили ход истории послевоенной и превратили проблему войны и мира в глобальную.
- Совершенствование умений работать с дополнительной литературой, критически относиться к суждениям ученых, писателей публицистов.
- Помочь в выработке собственной позиции в оценке сегодняшней ситуации в мире.
Средства обучения:
- Карта «Великая мировая война».
- Карта «Великая Отечественная война».
- Карты-схемы:
- «Начало ВОв – 1942г.»
- «Сталинградская битва»
- «Курская битва»
- «Операция 1944 г.»
- «Берлинская операция»
- Выставка книг по теме.
Тип урока: семинар.
Ход урока
В истории человечества есть события решающего, поворотного значения. С полным основанием к ним можно отнести и завершившуюся 64 года назад ВОв.
Историческая победа явилась усилием 55 стран антигитлеровской коалиции, но главная тяжесть легла на плечи Советского Союза. Именно на Советско-Германском фронте происходили наиболее ожесточенные сражения второй мировой войны. Именно здесь, благодаря массовому героизму и стойкости советских солдат была решена учесть фашизма.
Предыстория войны, ход и результаты описаны и проанализированы в сотнях книг, статей, брошюр. Однако до сих пор в военной летописи остается немало «белых пятен». Именно это и позволяет нам провести урок в форме конференции.
|
Концепция ВОв на протяжении 50 лет истории менялась.
|
|||||
Беседа |
В свете какой концепции рассматриваем мы историю ВОв? ВОв – часть II мировой войны |
|||||
|
|
|||||
Беседа |
|
|||||
|
а) Реваншистские настроения – в результате сложившейся Верс.-Вашингтонгской системы мирный договоров после I Мировой войны, которая ставила Германию в унизительное положение; |
|||||
|
|
|||||
Беседа |
К какому историческому деятелю уходят истоки милитаризации Германии? |
|||||
Сообщение учащегося |
Начало II мировой войны |
|||||
Беседа |
Можно ли было предотвратить начало II мировой войны? |
|||||
|
|
|||||
Доска |
Аншлюс Австрии – захват Эфиопии – Мюнхенский сговор – диктатура Франко и т.д. |
|||||
|
|
|||||
Беседа |
Назовите, где был допущен самый крупный стратегический просчет. |
|||||
|
Захватили оружия – 40 девиз., заводы «Шкода». Германия к большой войне с СССР была не готова. Апр. 1939 г. – советское правительство предлагает заключить тройственный пакт о взаимопомощи на случай агрессии, а Гитлер – пакт «4» – Германия, Италия, Франция, Англия. ▪Большая дипломатическая игра – каждая из трех сторон стремилась переиграть другие и сковать их дипломатию. Снят Литвинов (МИД) – Молотов. Гитлер утвердил план вооруженной борьбы с Англией и Францией и заинтересован во временном союзе с СССР – готов идти на уступки. Договор о ненападении – предмет дискуссии. Своевременный нужный документ –
Не было необходимости в подписании такого документа
|
|||||
Сообщение учащегося |
Начало Великой Отечественной войны |
|||||
Беседа |
1. Было ли начало ВОв полной неожиданностью? |
|||||
|
(Да – оперативно-тактическая) |
|||||
|
2. На какое время рассчитывал Сталин начало войны? |
|||||
|
(осень – зима) (нет – стратегической) |
|||||
|
|
|||||
Беседа |
Чем можно объяснить такую чрезвычайно странную позицию «генерального стратега» |
|||||
|
|
|||||
Беседа |
Причины временных неудач КА |
|||||
|
|
|||||
Доска |
Далеко идущие последствия |
|||||
|
3 недели войны |
1941 г. |
начало войны |
|||
|
|
|||||
|
|
Германия |
СССР |
|
||
|
люди |
100 т. |
850 т. |
5,5 млн – 3,3 |
||
|
танки |
1700 |
6000 |
3,8 т. – 10,4 |
||
|
самолеты |
950 |
3500 |
4,6 т. – 8,6 т. |
||
|
|
|||||
Беседа |
Какая причина была главной? |
|||||
|
Тоталитарная система не допускала демократических решений, альтернативных вариантов |
|||||
Сообщение учащегося |
Ход войны 1941 г. |
|||||
ф/хр |
Речь Молотова |
|||||
Беседа |
Как советские люди восприняли известие о войне? |
|||||
|
Не сразу осознали всю серьезность обстановки, весь драматизм ситуации, предполагая, что военное противоборство не будет продолжительным и фашистский агрессор, как только подойдут КА, будет отброшен с советской земли и разгромлен |
|||||
Беседа |
Почему с речью выступил не Сталин, а Молотов? |
|||||
|
Люди могли усомниться в его мудрости, прозорливости, непогрешимости
|
|||||
Сообщение учащегося |
Ход войны 1942 г. |
|||||
Беседа |
Почему в 1942 г. повторились трагические неудачи первых дней войны? |
|||||
Вывод |
Сталинский режим не адоптировался в новых условиях ни экономически, ни политически, ни психологически - репрессии, окрики, пленники-изменники |
|||||
Сообщение учащегося |
Ход войны 1943 г. |
|||||
|
Конец 1943 г. – на запад продвинулись 600 – 1200 км – 218 дивизий 1944 г. – на Восточном фронте прошел под знаком подавляющего превосходства советских вооруженных сил, последовательно осуществлялись крупные стратегические операции на всем протяжении фронта |
|||||
Беседа по карте |
Операции 1945 г., значение Стоило ли нашим воинам отдавать жизни за свободу народов Европы? |
|||||
Вывод |
Война с фашистской Германией закончилась водружением красного знамени на куполе рейхстага 2 мая и подписанием безоговорочной капитуляции Германии (Кейтель – Жуков) 8 мая 1945 г. Великую и долгожданную Победу советский народ завоевал очень дорогой ценой. Ущерб – 2,6 триллиона рублей Погибло 27 млн.человек (из них около 9 млн. – КА) |
|||||
Беседа |
В чем причины колоссальных потерь? |
|||||
|
|
|||||
Беседа |
Есть ли угроза новой мировой войны? |
|||||
|
В настоящее время как никогда остро стоит проблема укрепления российского государственности, сотрудничества стран СНГ. |
|||||
Беседа |
|
|||||
Сообщение учащегося |
Развитие вооружения и военного искусства в годы второй мировой войны как основы для возникновения современных видов вооружения |
|||||
Беседа |
|
Обобщенные основные итоги записываются в таблице.
Учащиеся определяют последствия этих итогов.
АГК – антигитлеровская коалиция
Итоги |
Последствия |
1. Уничтожение фашизма как одной из форм тоталитаризма совместными усилиями АГК при решающей роли СССР |
Рост авторитета СССР и США, превращение их в сверхдержавы; впервые нацизм под судом на международном уровне; созданы условия для демократического развития стран; начало распада колониальной системы |
2. АГК – основа для создания ООН |
Возможность образования системы коллективной безопасности, возникновение новой организации в международных отношениях |
3. Огромные людские потери и материальные разрушения |
Послевоенные экономические трудности, нарушение демографической ситуации. Американский план Маршалла – основа экономического раскола Европы |
4. Развитие военного искусства, вооружений |
Основа для разработки и появлений новых видов вооружений |
5. Появление ядерного оружия |
Возникновение «холодной войны», превращение СССР во вторую ядерную державу, гонка вооружений, нарастание экологических проблем |
6. Освобождение КА народов ЦиЮВЕ |
Социалистический выбор под воздействием сложившихся условий и сталинского диктата; образование МСС в противовес капиталистической системе |
7. Рост международного авторитета СССР и расширение его границ |
Дальнейшее усиление тоталитарного режима, культа личности в нашей стране при явном росте и проявлении гражданской позиции населения |
Превращение проблемы мира в глобальную |
Итак, рабочая гипотеза отработана.
Дальнейшая работа должна ее скорректировать.
В настоящее время для работающего учителя выпускается огромное количество методической литературы, поурочного планирования, дидактические материалы к урокам, но всегда бывает интересно узнать, как эту или иную тему изучает коллега в другой школе, в другом городе. Целями урока являются изучение особенностей государства в период феодальной раздробленности; выяснение причины феодального раздробления, объяснение закономерности феодальной раздробленности, создание представлений о феодальной морали и обычаях, формирование умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий....
02 10 2023 1:42:53
Занятие в номинации "Гражданское и патриотическое воспитание школьников" в рамках реализации национального образовательного проекта - комбинированный урок с элементами творческой, исследовательской работы учащихся. Его цели: знакомство с символами российского государства и их историей; развитие памяти, аналитического и творческого мышления; воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности на основе соприкосновения с отечественной историей и анализа "главной песни страны".
...
01 10 2023 2:51:22
Занятие предназначено для учащихся 5-х классов. Целью является повторение и обобщение знаний по теме «Десятичные дроби», воспитание уважительного отношения к истории своей страны. На занятии развивается устная речи, творческие способности и интеллектуальный уровень учащихся....
30 09 2023 1:41:12
Цель работы: сформировать у обучающихся компетентность в сфере познавательной деятельности и сделать детей активными участниками учебного процесса. Организация развивающего обучения предполагает освоение определённой системой знаний, создание условий для овладения приёмами умственной деятельности. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Для формирования и развития общеучебных, исследовательских и интеллектуальных умений учащихся в преподавании истории и обществознания используются развивающие игры и интеллектуальные упражнения.
...
29 09 2023 14:52:20
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
28 09 2023 22:20:11
Выбор темы обусловлен необходимостью изучения культуры Древней Греции, ставшей фундаментом европейской культуры. В разработку урока включены: цели, формируемые навыки обучающихся, предполагаемые ответы, разноуровневые задания; материалы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Содержание материала соответствует обязательному минимуму содержания образования.
...
27 09 2023 13:35:34
В данной статье рассматриваются возможности использования краеведческого материала на уроках истории.
...
26 09 2023 22:57:19
Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....
25 09 2023 4:30:46
Одной из главных целей современного образования является воспитание творческой и всесторонне развитой личности, которая будет не только правильно и аналитически мыслить, но и проявлять своё эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу. Это залог творческого мышления, в основе которого лежат эмоции и чувства, позволяющие нам более правильно и продуктивно создать образ изучаемого объекта. При этом важен процесс соединения образно-эмоционального восприятия и рационально-логического познания. И именно преподавание истории позволяет нам добиться желаемых результатов.
...
24 09 2023 14:37:22

Цель урока - формирование знаний учащихся о тайных обществах царствования Александра I и восстании декабристов....
23 09 2023 5:15:10

Урок посвящен 65-летию Победы. Цель мероприятия: показать учащимся масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа. Воспитывает патриотизм....
22 09 2023 12:31:38
На уроке учащиеся должны рассмотреть и проанализировать ход военных действий Отечественной войны 1812 года, познакомится с планами обеих сторон и причинами победы России. Урок развивает у учеников навыки самостоятельной работы с материалом, анализа исторических документов, работы с картой, на примере героической обороны русских войск прививает учащимся чувство патриотизма и долга перед страной....
21 09 2023 23:35:25
Разработка представляет собой урок-игру с различными типами заданий на знания фактического материала, умения учащимися сопоставлять, анализировать, давать оценку историческим событиям, проявлять находчивость, смекалку; формируется умение работать в комaнде, анализировать допущенные ошибки.
...
20 09 2023 8:19:17
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
19 09 2023 13:49:39
Автор знакомит с опытом подготовки школьников к ЕГЭ по истории, начиная с 6-го класса основной школы. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую прострaнcтвенно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох.
...
18 09 2023 6:25:28
Повторительно-обобщающий урок по разделу Древний Восток, в форме интеллектуальной игры-турнира в 5 классе обобщает знания обучающихся по разделу Древний Восток, помогает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока.
...
17 09 2023 3:33:22
При разработке урока использованы документы по теме. Дана хронология исторических событий 30-х годов. Цель урока – раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия. Инсценированы фрагменты романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»....
16 09 2023 13:16:45
Урок по литературе, истории, МХК и краеведению направлен на формирование чувства патриотизма и гордости за защитников Отечества, на ознакомление с историей самого знаменательного события в истории нашей страны в XX веке, на привитие любви к родному краю, на формирование навыков поисково-исследовательской работы. Урок подготовлен в рамках празднования годовщины Победы....
15 09 2023 1:10:21
Актуальность курса обусловлена тем, что развитие военного искусства не изучают на уроках истории, учебников по данному направлению нет. Ребята, готовящиеся в будущем связать себя с государственной и военной службой, должны разбираться в вопросах: как возникла армия, в чем прочность армии, каковы законы ведения войны, какая основа военной науки....
14 09 2023 20:27:42

Цель игры: формирование прочных знаний по разным темам. Игра развивает внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, находить аналогии, воображение, творческие способности, умение находить оптимальные решения....
13 09 2023 20:22:21
Урок истории в 6-м классе создать условия для освоения знаний учащимися о главных событиях Столетней войны, показывает героическую роль в ней народной героини Жанны д'Арк....
12 09 2023 12:56:34
Методическая разработка урока по теме «Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда» для учащихся 9-го класса дает представления о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о героизме жителей блокадного города; развивает умение анализировать исторические события, систематизировать исторический материал; содействует воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну....
11 09 2023 0:35:34

Мозаика культур – интегративная модель, предусматривающая работу с отдельными блоками данного курса, связанными с соответствующими темами по истории, ориентированная на понимание и принятие ценностей многоликого мира, воспитание толерантности, гражданских качеств личности, выбор ориентиров деятельности в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры....
10 09 2023 19:51:35
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
09 09 2023 12:54:41
В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на "Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....
08 09 2023 13:46:19
Урок проводится как театрализованное представление в форме судебного заседания. Требует от участников активной познавательной деятельности, способствует сотрудничеству учителя и учащегося. Проведение урока поможет формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности. Неформальная обстановка дает возможность учащимся свободно мыслить, делать высказывания, дополнять, задавать вопросы....
07 09 2023 3:34:30
Материал урока дает возможность учителю совершенствовать навыки работы с историческим источником, отpaбатывать умения формулировать свои мысли, работать в группе. Наличие большого количества иллюстраций помогает "оживить" историю, сделать ее персональной. Подача вопросов в компьютерном варианте направлена на совершенствование тестовой культуры, а обратная связь помогает формированию критического отношения к информации, развитию историко-логического мышления....
06 09 2023 13:16:33
Цель урока: повторить и закрепить основы правовой культуры; воспитывать навыки правовой культуры; развивать навыки работы с нормативными документами, дополнительной литературой, работой на компьютере....
05 09 2023 20:31:21
Урок обществознания может быть использован в 10‒11-х классах на уроках правоведения или обществознания. Содержит информационный материал, который закрепляется через дискуссию по вопросам....
04 09 2023 6:53:36
Урок обобщения и систематизации знаний по истории Средних веков. Обучающиеся повторяют знания довольно большого периода с VI по XV века. Использование заданий творческого хаpaктера делает урок познавательным, наглядным и интересным....
03 09 2023 20:30:14
Курс рассчитан на реализацию в средних общеобразовательных учреждениях различных типов как элективный и во внеклассной работе по предмету. Способствует формированию толерантного отношения у учащихся, способности адекватно оценивать себя и других людей, овладению социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений.
...
02 09 2023 0:54:59
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
01 09 2023 21:29:49
Урок обществознания для 11-го класса. В настоящее время в связи с экономическим и социальным развитием общества социальные перемещения становятся все боле частыми. Именно с этим связано такое социальное явление как маргинализация. Главным в маргинальности является то, что личность теряет принадлежность к какой-либо конкретной общности.
...
31 08 2023 9:33:15
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
30 08 2023 13:11:13
Каждый ученик России должен знать историю страны, вопрос в том, как сохранить интерес к предмету в условиях массовой школы. Для решения этой задачи учитель может использовать активные и интеpaктивные методы обучения. Конспект внеклассного мероприятия для 9-го класса поможет формированию интереса к истории. Материал может использоваться и как повторительно-обобщающий урок....
29 08 2023 18:42:41
Урок для 6-го класса, на котором дети закрепляют знания об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявляют связь становления отечественной истории с принятием христианства.
...
28 08 2023 22:51:35
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
27 08 2023 5:33:54
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
26 08 2023 6:15:34
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007).
...
25 08 2023 12:17:25
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
24 08 2023 23:20:32
Предлагаемая программа предназначена для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ социально-гуманитарного профиля.
В программе представлен материал, который хронологически и тематически охватывает весь период становления и развития российской государственности и права, начиная с древности до конца XIX века.
Цели учебной программы: Ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического правового становления и развития российского государства, воспитание уважения к правовым традициям, стремление к уважению системы права России....
23 08 2023 22:57:42
Особое место в арсенале инновационных педагогических средств занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Используя метод проектов, педагоги формируют ключевые компетенции учащихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни. Во время выполнения проекта школьники переосмысливают роль знаний в социальной пpaктике.
...
22 08 2023 5:24:52

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
21 08 2023 0:10:41
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
20 08 2023 8:50:46
Предлагается сценарий гражданско-патриотической игры как один из примеров патриотического воспитания в игровой форме. В ходе игры у школьников появляется возможность проявить свои способности, продемонстрировать знания, почувствовать себя члeном комaнды....
19 08 2023 12:14:34
Варианты познавательных заданий по истории "Друзья Шерлока Холмса" для учащихся 6-го класса (тема "Образование и наука XI–XV веков", история средних веков) и учащихся 7-го класса (тема "Дворцовые перевороты", история России)....
18 08 2023 16:16:50
Урок повторения и обобщения темы "Смута". Задания предусматривают работу с терминами, ключевыми событиями периода Смуты. Работа на уроке построена в виде соревнования между группами....
17 08 2023 7:47:54
Информационное сопровождение учащихся – деятельность учителя по оказанию помощи школьнику в реализации его образовательных потребностей в предметной области. Оно может осуществляться двумя способами: как непосредственное взаимодействие учителя и учащихся в процессе учебных занятий, факультативов, элективных курсов, консультаций; с помощью информационно-коммуникационных технологий (e-mail, веб-сайт учителя, Skype)....
16 08 2023 5:52:50
Данное занятие может быть проведено в рамках элективного курса по истории России в профильном 10–11-м классе. Предлагаемые методы обучения основаны на критическом мышлении. Познавательные задания подготовлены на основе приемов перспективного подхода к изучению истории, многоуровневого анализа исторических источников....
15 08 2023 12:51:13
Изучение курса позволит учащимся глубже погрузится в изучение истории родного края, изучить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании курса исторического краеведения. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России и родного края.
...
14 08 2023 21:25:28
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::