Урок истории "Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: итоги и уроки"
Цели:
- Создать условия для понимания роли СССР в разгроме фашизма, что происходящее на нашей земле требует осмысления на личном уровне.
- Создать условия для формирования собственных взглядов на спopные проблемы истории и умение их отстаивать.
- На конкретных примерах подвести учащихся к пониманию того, что итоги войны определили ход истории послевоенной и превратили проблему войны и мира в глобальную.
- Совершенствование умений работать с дополнительной литературой, критически относиться к суждениям ученых, писателей публицистов.
- Помочь в выработке собственной позиции в оценке сегодняшней ситуации в мире.
Средства обучения:
- Карта «Великая мировая война».
- Карта «Великая Отечественная война».
- Карты-схемы:
- «Начало ВОв – 1942г.»
- «Сталинградская битва»
- «Курская битва»
- «Операция 1944 г.»
- «Берлинская операция»
- Выставка книг по теме.
Тип урока: семинар.
Ход урока
В истории человечества есть события решающего, поворотного значения. С полным основанием к ним можно отнести и завершившуюся 64 года назад ВОв.
Историческая победа явилась усилием 55 стран антигитлеровской коалиции, но главная тяжесть легла на плечи Советского Союза. Именно на Советско-Германском фронте происходили наиболее ожесточенные сражения второй мировой войны. Именно здесь, благодаря массовому героизму и стойкости советских солдат была решена учесть фашизма.
Предыстория войны, ход и результаты описаны и проанализированы в сотнях книг, статей, брошюр. Однако до сих пор в военной летописи остается немало «белых пятен». Именно это и позволяет нам провести урок в форме конференции.
|
Концепция ВОв на протяжении 50 лет истории менялась.
|
|||||
Беседа |
В свете какой концепции рассматриваем мы историю ВОв? ВОв – часть II мировой войны |
|||||
|
|
|||||
Беседа |
|
|||||
|
а) Реваншистские настроения – в результате сложившейся Верс.-Вашингтонгской системы мирный договоров после I Мировой войны, которая ставила Германию в унизительное положение; |
|||||
|
|
|||||
Беседа |
К какому историческому деятелю уходят истоки милитаризации Германии? |
|||||
Сообщение учащегося |
Начало II мировой войны |
|||||
Беседа |
Можно ли было предотвратить начало II мировой войны? |
|||||
|
|
|||||
Доска |
Аншлюс Австрии – захват Эфиопии – Мюнхенский сговор – диктатура Франко и т.д. |
|||||
|
|
|||||
Беседа |
Назовите, где был допущен самый крупный стратегический просчет. |
|||||
|
Захватили оружия – 40 девиз., заводы «Шкода». Германия к большой войне с СССР была не готова. Апр. 1939 г. – советское правительство предлагает заключить тройственный пакт о взаимопомощи на случай агрессии, а Гитлер – пакт «4» – Германия, Италия, Франция, Англия. ▪Большая дипломатическая игра – каждая из трех сторон стремилась переиграть другие и сковать их дипломатию. Снят Литвинов (МИД) – Молотов. Гитлер утвердил план вооруженной борьбы с Англией и Францией и заинтересован во временном союзе с СССР – готов идти на уступки. Договор о ненападении – предмет дискуссии. Своевременный нужный документ –
Не было необходимости в подписании такого документа
|
|||||
Сообщение учащегося |
Начало Великой Отечественной войны |
|||||
Беседа |
1. Было ли начало ВОв полной неожиданностью? |
|||||
|
(Да – оперативно-тактическая) |
|||||
|
2. На какое время рассчитывал Сталин начало войны? |
|||||
|
(осень – зима) (нет – стратегической) |
|||||
|
|
|||||
Беседа |
Чем можно объяснить такую чрезвычайно странную позицию «генерального стратега» |
|||||
|
|
|||||
Беседа |
Причины временных неудач КА |
|||||
|
|
|||||
Доска |
Далеко идущие последствия |
|||||
|
3 недели войны |
1941 г. |
начало войны |
|||
|
|
|||||
|
|
Германия |
СССР |
|
||
|
люди |
100 т. |
850 т. |
5,5 млн – 3,3 |
||
|
танки |
1700 |
6000 |
3,8 т. – 10,4 |
||
|
самолеты |
950 |
3500 |
4,6 т. – 8,6 т. |
||
|
|
|||||
Беседа |
Какая причина была главной? |
|||||
|
Тоталитарная система не допускала демократических решений, альтернативных вариантов |
|||||
Сообщение учащегося |
Ход войны 1941 г. |
|||||
ф/хр |
Речь Молотова |
|||||
Беседа |
Как советские люди восприняли известие о войне? |
|||||
|
Не сразу осознали всю серьезность обстановки, весь драматизм ситуации, предполагая, что военное противоборство не будет продолжительным и фашистский агрессор, как только подойдут КА, будет отброшен с советской земли и разгромлен |
|||||
Беседа |
Почему с речью выступил не Сталин, а Молотов? |
|||||
|
Люди могли усомниться в его мудрости, прозорливости, непогрешимости
|
|||||
Сообщение учащегося |
Ход войны 1942 г. |
|||||
Беседа |
Почему в 1942 г. повторились трагические неудачи первых дней войны? |
|||||
Вывод |
Сталинский режим не адоптировался в новых условиях ни экономически, ни политически, ни психологически - репрессии, окрики, пленники-изменники |
|||||
Сообщение учащегося |
Ход войны 1943 г. |
|||||
|
Конец 1943 г. – на запад продвинулись 600 – 1200 км – 218 дивизий 1944 г. – на Восточном фронте прошел под знаком подавляющего превосходства советских вооруженных сил, последовательно осуществлялись крупные стратегические операции на всем протяжении фронта |
|||||
Беседа по карте |
Операции 1945 г., значение Стоило ли нашим воинам отдавать жизни за свободу народов Европы? |
|||||
Вывод |
Война с фашистской Германией закончилась водружением красного знамени на куполе рейхстага 2 мая и подписанием безоговорочной капитуляции Германии (Кейтель – Жуков) 8 мая 1945 г. Великую и долгожданную Победу советский народ завоевал очень дорогой ценой. Ущерб – 2,6 триллиона рублей Погибло 27 млн.человек (из них около 9 млн. – КА) |
|||||
Беседа |
В чем причины колоссальных потерь? |
|||||
|
|
|||||
Беседа |
Есть ли угроза новой мировой войны? |
|||||
|
В настоящее время как никогда остро стоит проблема укрепления российского государственности, сотрудничества стран СНГ. |
|||||
Беседа |
|
|||||
Сообщение учащегося |
Развитие вооружения и военного искусства в годы второй мировой войны как основы для возникновения современных видов вооружения |
|||||
Беседа |
|
Обобщенные основные итоги записываются в таблице.
Учащиеся определяют последствия этих итогов.
АГК – антигитлеровская коалиция
Итоги |
Последствия |
1. Уничтожение фашизма как одной из форм тоталитаризма совместными усилиями АГК при решающей роли СССР |
Рост авторитета СССР и США, превращение их в сверхдержавы; впервые нацизм под судом на международном уровне; созданы условия для демократического развития стран; начало распада колониальной системы |
2. АГК – основа для создания ООН |
Возможность образования системы коллективной безопасности, возникновение новой организации в международных отношениях |
3. Огромные людские потери и материальные разрушения |
Послевоенные экономические трудности, нарушение демографической ситуации. Американский план Маршалла – основа экономического раскола Европы |
4. Развитие военного искусства, вооружений |
Основа для разработки и появлений новых видов вооружений |
5. Появление ядерного оружия |
Возникновение «холодной войны», превращение СССР во вторую ядерную державу, гонка вооружений, нарастание экологических проблем |
6. Освобождение КА народов ЦиЮВЕ |
Социалистический выбор под воздействием сложившихся условий и сталинского диктата; образование МСС в противовес капиталистической системе |
7. Рост международного авторитета СССР и расширение его границ |
Дальнейшее усиление тоталитарного режима, культа личности в нашей стране при явном росте и проявлении гражданской позиции населения |
Превращение проблемы мира в глобальную |
Итак, рабочая гипотеза отработана.
Дальнейшая работа должна ее скорректировать.
Представленную викторину можно проводить как обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная война" или как внеклассное мероприятие, приуроченное к 9 мая. Участники викторины: 9-11-е классы.
Цель викторины: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны; воспитание чувства патриотизма и гражданственности; воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения....
04 06 2023 1:14:40

Материал охватывает историю Древней Руси и Руси периода феодальной раздробленности и борьбы с иностранной интервенцией. Проверяемый материал разбит на 9 рубрик: личность, фразы, термины, даты, общество, культура, экономика, география, политика. Вопросы проранжированы по уровню сложности. Материал может быть использован при подготовке учащихся к ГИА....
03 06 2023 8:54:10
Урок построен как проблемный с дополнительными материалами, презентацией и другими учебными ресурсами. На уроке предполагается работа учащихся в группе, выступление ученика, получившего опережающее задание, представителей от каждой группы. В конце урока оценивается работа каждого ученика в группе и индивидуально, что даёт возможность заработать оценки всем ученикам....
02 06 2023 1:38:19
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
01 06 2023 22:40:52
Урок по программе А.Н. Кравченко «Человечество как сумма поколений» позволяет реализовать принцип внутрипредметной и межпредметной интеграции (математика, литература, искусство, история, краеведение). Формирование интеллектуальных и творческих способностей школьников на основе краеведческих знаний, бережного отношения к традициям своей семьи представляет пpaктическую ценность в воспитании....
31 05 2023 16:47:40

Урок посвящен изучению нового материала по теме "Крещение Руси. Владимир Святославович". Развивается критическое мышление. После вступительного слова учителя проводится пpaктическая работа с историческими текстами о крещении Руси. Для контроля используется игра "Веришь – не веришь"....
30 05 2023 7:12:16
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника.
...
29 05 2023 4:47:41
Представлен урок-экскурсия по территории Московского Кремля. Он поможет учащимся побывать за Кремлевской стеной и увидеть своими глазами все великолепие архитектуры московского Кремля. А также познакомит с историей создания памятников....
28 05 2023 7:29:24
Урок является вторым в блоке «Древняя Индия». Формы и методы работы на уроке позволяют не только изучить новый материал, но также повторить и закрепить все изученное по теме. У учителя есть возможность оценить знания всех учеников класса. Использование игр вызывает интерес к теме и предмету. ...
27 05 2023 13:28:29
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока.
Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
26 05 2023 2:55:59
Смутное время в России - сложный переходный период в истории страны, а также исторический материал, изобилующий фактологической основой. Представленный урок является одним из вариантов разбора этой темы в условиях временных ограничений (2 часа по плану); а его форма позволяет наиболее эффективно решить задачи личностно-ориентированного обучения и как его составляющей технологии критического мышления....
25 05 2023 3:48:56
Групповые занятия по основам православной культуры для 4-го класса.
...
24 05 2023 16:13:39
Понимание социальных процессов, происходивших в России на рубеже XIX–XX вв., – вот ключ, который поможет учащимся понять причины и логику неоднозначных событий нашей истории первых десятилетий XX века. Урок основан на принципах педагогики сотрудничества, включает элементы как традиционных, так и инновационных педагогических технологий (информационно-коммуникативной, уровневой дифференциации, групповой, проектной деятельности)....
23 05 2023 22:33:23
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
22 05 2023 2:20:54
Занятие с целью ознакомления учащихся с историей Олимпийских игр и спортивных традиций....
21 05 2023 15:23:11
Урок для 10-го класса по теме «Киевская Русь» позволяет активизировать самостоятельную деятельность на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения на события....
20 05 2023 9:39:13
Данное мероприятие позволяет подвести итог работы учащихся, показать, что узнали, чему научились. В подготовке интеллектуальной игры принимали участие учащиеся 7-го класса, родители, что способствует коллективной творческой деятельности.
...
19 05 2023 13:20:48
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
18 05 2023 1:20:29

Каждая эпоха имеет своих героев и злодеев. Их и прославляют творческие люди: писатели, поэты, художники, композиторы, кинорежиссёры. Обучающимся предлагается повторение темы «Смутное время» сквозь призму произведений искусства и литературы. Игра включает вопросы по следующим разделам: «Смута в литературе и музыке», «Смута в живописи и киноискусстве», «Вооружение и доспехи воинов конца XVI – начала XVII вв.» (оружие порой также является произведением искусства)....
17 05 2023 11:22:22
Урок проводится в 5-м классе, предусматривается соблюдение преемственности среднего звена и начальной школы. Цель: систематизация контроля и качества знаний учащихся по разделу «Жизнь первобытных людей».
...
16 05 2023 1:16:50
Введение задания по анализу карикатуры в ЕГЭ в блок В12–13 по истории потребовало вновь вернуться к методическим основам изучения карикатуры как исторического источника знаний. Собраны рекомендации по изучению карикатуры....
15 05 2023 13:22:28
Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опopных конспектов; составление древа понятий; составление хаpaктеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала.
...
14 05 2023 16:24:30
Главная цель музеев в исследовательских работах – это формирование интереса школьников к истории, к самостоятельной познавательной деятельности, развитие исследовательских умений. Все материалы, хранимые в музеях, служат основой для создания учащимися школы творческих исследовательских работ....
13 05 2023 2:36:40
Современным школьникам мало известно о подвигах советских ученых в годы войны, об открытиях и изобретениях, сыгравших немаловажную роль в победе над фашизмом. Данный урок рассказывает о деятельности выдающихся физиков в годы войны, их мужестве, героизме, самоотверженном труде, благодаря чему, наша армия была обеспечена новым вооружением, новыми технологиями и одержала победу....
12 05 2023 1:51:50
Представленное занятие способствует углублению знаний обучающихся по истории средневекового рыцарства и помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показывает им необходимость глубоких и прочных знаний по истории Средневековья....
11 05 2023 21:45:24
В статье показан опыт работы по социальному проектированию. Учитель в проекте выступает координатором. Учащиеся сами выбирают актуальную проблему, существующую на территории, где они проживают, и предлагают свой вариант ее решения. Важным моментом социального проектирования является непосредственное участие школьников в решении проблемы. Эта работа позволяет выpaбатывать у учащихся активную гражданскую позицию. Данный материал может быть использован как во внеклассной деятельности, так и на уроках обществознания....
10 05 2023 2:27:33
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
09 05 2023 7:22:37
Цель: изучение вопроса о многообразии способов познания мира в ненаучном познании, деловая игра с защитой презентаций пяти групп учеников и учителя для закрепления вопроса в форме ЕГЭ....
08 05 2023 4:42:28
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
07 05 2023 12:35:30
Урок организован в форме дискуссии по вопросу: "В чём смысл жизни". Он сконструирован таким образом, что каждый ученик получил возможность для самореализации в процессе самостоятельной работы с "Рабочим листом"....
06 05 2023 17:13:10
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
05 05 2023 13:37:41
Урок–игра был разработан для 6-го класса. Основная идея урока: через игровые технологии не только систематизировать знания и развивать интеллектуальные умения ребят, но и научить их умению работать в комaнде, развивать их коммуникативные навыки. Игра строится по принципу популярной некогда телеигры, поэтому данную разработку можно использовать как при проведении урока, так и на внеклассном мероприятии по истории....
04 05 2023 5:15:20
Подготовка к ЕГЭ по обществоведению. На уроке учащиеся получают теоретические знания по проблеме, отpaбатывают умения решения ситуативных задач, выполняют задания ЕГЭ; работая с материалами периодической печати, подбирают примеры, иллюстрирующие теоретические знания, анализируют статистические материалы.....
03 05 2023 7:15:46
Урок позволяет разобраться в причинах и сущности дворцовых переворотов, отметить решающую роль гвардии. В ходе урока учащиеся проводят анализ принятых в период дворцовых переворотов указов и приходят к выводу, что внутренняя политика самодержавия в этот период отвечала интересам дворянства и отчасти купечества....
02 05 2023 22:59:52
Комбинированный урок истории с использованием ИКТ относится к Разделу II «Расцвет Средневековья» и является вторым в теме «Средневековый город». Он является одним из наиболее важных, так как на этом уроке формируются знания о возникновении и особенностях средневековых городов. Главный акцент на уроке сделан на изучение новой темы. Так как в течение урока осуществляется регулярная смена методов ведения урока, перегрузки школьников не происходит....
01 05 2023 10:10:29
Урок-путешествие рассчитан на учащихся 5-го класса. Игровая форма урока позволит заинтересовать учащихся и будет способствовать развитию образного мышления, умений и навыков работы с историческими источниками, картой, развитию умений делать выводы, сравнивать, воспитанию чувства уважения к законам, как правилам, обязательным для выполнения всеми людьми....
30 04 2023 3:25:22
Цель урока: знакомство учащихся с ростом торговли в средние века; заочное путешествие по центральным торговым местам, выработка умений ориентироваться по карте; воспитание любви к уроку истории; нравственное воспитание....
29 04 2023 14:45:57
Представленный урок помогает создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии личностно ориентированного обучения....
28 04 2023 19:21:51
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
27 04 2023 19:23:58
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
26 04 2023 10:57:22
Урок, сопровождаемый презентацией, знакомит учащихся с историческими личностями рассматриваемого периода, учит анализировать документы, предлагает ролевые задания....
25 04 2023 10:54:50

Урок закрепляет знания учащихся о средневековом городе, его устройстве, занятиях населения, управлении городами, борьбе городов с сеньорами. Знакомит учащихся с историей некоторых итальянских городов и их расцветом в период Крестовых походов. Элементы театрализованной игры урока развивают творческие способности учащихся....
24 04 2023 22:53:56
Урок построен в виде групповой работы с использованием мультимедийной презентации. Обучающиеся разыгрывают сценку «Философский спор о свободе», выступают с сообщениями по вопросу «Зависит ли свобода от внешних условий», просматривают видеоролик «Философия свободы», обсуждают, анализируют, делают выводы....
23 04 2023 14:59:33
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
22 04 2023 14:10:11
Урок истории для учащихся 8-го класса на тему показывает как шло развитие России в первой половине XIX в.; знакомит учащихся с основными тенденциями социально-экономического развития России....
21 04 2023 7:39:17
В статье рассматривается тестирование как одно из важных и эффективных форм контрольно-оценочной деятельности учителя. Тесты позволяют получить объективную оценку уровня знаний, умения и навыков учащихся. Использование тестов вносит в процесс обучения элементы состязательности и игры, помогает учащемуся снять психологическую напряженность во время уроков, а также самому оценить свои знания....
20 04 2023 13:12:29
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
19 04 2023 2:46:39
Урок обобщения знаний по теме "Рыцарь тоже человек, он без стpaxa и упрека..." предполагает обобщение знаний по теме "Рыцари Средневековья" с привлечением исторического романа В.Скотта "Айвенго". Данный материал позволяет расширить познавательное прострaнcтво учащихся, развивать эмоциональный опыт учащихся, их творческие способности, умение на пpaктике использовать полученные знания; совершенствовать речевую и коммуникативную компетентности....
18 04 2023 13:20:26

В статье анализируется роль презентаций в преподавании нового предмета ОРКСЭ. Автор рассказывает о эмоционального эстетическом восприятии презентации учащимися: о значении таких важных составляющих, как цвет изображения и текста, фон слайдов, их переходы, анимация отдельных элементов видеоряда и звуковое сопровождение. Урок сопровождается презентацией....
17 04 2023 12:30:31

Цель мероприятия: воспитать патриотизм, гордость за свою родину и преклонение перед подвигом; глубокое уважение к ветеранам; научить свято помнить мужество, самоотверженность и героизм за тех, кто пал на полях боя....
16 04 2023 7:39:55
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::