Урок истории "Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: итоги и уроки"
Цели:
- Создать условия для понимания роли СССР в разгроме фашизма, что происходящее на нашей земле требует осмысления на личном уровне.
- Создать условия для формирования собственных взглядов на спopные проблемы истории и умение их отстаивать.
- На конкретных примерах подвести учащихся к пониманию того, что итоги войны определили ход истории послевоенной и превратили проблему войны и мира в глобальную.
- Совершенствование умений работать с дополнительной литературой, критически относиться к суждениям ученых, писателей публицистов.
- Помочь в выработке собственной позиции в оценке сегодняшней ситуации в мире.
Средства обучения:
- Карта «Великая мировая война».
- Карта «Великая Отечественная война».
- Карты-схемы:
- «Начало ВОв – 1942г.»
- «Сталинградская битва»
- «Курская битва»
- «Операция 1944 г.»
- «Берлинская операция»
- Выставка книг по теме.
Тип урока: семинар.
Ход урока
В истории человечества есть события решающего, поворотного значения. С полным основанием к ним можно отнести и завершившуюся 64 года назад ВОв.
Историческая победа явилась усилием 55 стран антигитлеровской коалиции, но главная тяжесть легла на плечи Советского Союза. Именно на Советско-Германском фронте происходили наиболее ожесточенные сражения второй мировой войны. Именно здесь, благодаря массовому героизму и стойкости советских солдат была решена учесть фашизма.
Предыстория войны, ход и результаты описаны и проанализированы в сотнях книг, статей, брошюр. Однако до сих пор в военной летописи остается немало «белых пятен». Именно это и позволяет нам провести урок в форме конференции.
|
Концепция ВОв на протяжении 50 лет истории менялась.
|
|||||
Беседа |
В свете какой концепции рассматриваем мы историю ВОв? ВОв – часть II мировой войны |
|||||
|
|
|||||
Беседа |
|
|||||
|
а) Реваншистские настроения – в результате сложившейся Верс.-Вашингтонгской системы мирный договоров после I Мировой войны, которая ставила Германию в унизительное положение; |
|||||
|
|
|||||
Беседа |
К какому историческому деятелю уходят истоки милитаризации Германии? |
|||||
Сообщение учащегося |
Начало II мировой войны |
|||||
Беседа |
Можно ли было предотвратить начало II мировой войны? |
|||||
|
|
|||||
Доска |
Аншлюс Австрии – захват Эфиопии – Мюнхенский сговор – диктатура Франко и т.д. |
|||||
|
|
|||||
Беседа |
Назовите, где был допущен самый крупный стратегический просчет. |
|||||
|
Захватили оружия – 40 девиз., заводы «Шкода». Германия к большой войне с СССР была не готова. Апр. 1939 г. – советское правительство предлагает заключить тройственный пакт о взаимопомощи на случай агрессии, а Гитлер – пакт «4» – Германия, Италия, Франция, Англия. ▪Большая дипломатическая игра – каждая из трех сторон стремилась переиграть другие и сковать их дипломатию. Снят Литвинов (МИД) – Молотов. Гитлер утвердил план вооруженной борьбы с Англией и Францией и заинтересован во временном союзе с СССР – готов идти на уступки. Договор о ненападении – предмет дискуссии. Своевременный нужный документ –
Не было необходимости в подписании такого документа
|
|||||
Сообщение учащегося |
Начало Великой Отечественной войны |
|||||
Беседа |
1. Было ли начало ВОв полной неожиданностью? |
|||||
|
(Да – оперативно-тактическая) |
|||||
|
2. На какое время рассчитывал Сталин начало войны? |
|||||
|
(осень – зима) (нет – стратегической) |
|||||
|
|
|||||
Беседа |
Чем можно объяснить такую чрезвычайно странную позицию «генерального стратега» |
|||||
|
|
|||||
Беседа |
Причины временных неудач КА |
|||||
|
|
|||||
Доска |
Далеко идущие последствия |
|||||
|
3 недели войны |
1941 г. |
начало войны |
|||
|
|
|||||
|
|
Германия |
СССР |
|
||
|
люди |
100 т. |
850 т. |
5,5 млн – 3,3 |
||
|
танки |
1700 |
6000 |
3,8 т. – 10,4 |
||
|
самолеты |
950 |
3500 |
4,6 т. – 8,6 т. |
||
|
|
|||||
Беседа |
Какая причина была главной? |
|||||
|
Тоталитарная система не допускала демократических решений, альтернативных вариантов |
|||||
Сообщение учащегося |
Ход войны 1941 г. |
|||||
ф/хр |
Речь Молотова |
|||||
Беседа |
Как советские люди восприняли известие о войне? |
|||||
|
Не сразу осознали всю серьезность обстановки, весь драматизм ситуации, предполагая, что военное противоборство не будет продолжительным и фашистский агрессор, как только подойдут КА, будет отброшен с советской земли и разгромлен |
|||||
Беседа |
Почему с речью выступил не Сталин, а Молотов? |
|||||
|
Люди могли усомниться в его мудрости, прозорливости, непогрешимости
|
|||||
Сообщение учащегося |
Ход войны 1942 г. |
|||||
Беседа |
Почему в 1942 г. повторились трагические неудачи первых дней войны? |
|||||
Вывод |
Сталинский режим не адоптировался в новых условиях ни экономически, ни политически, ни психологически - репрессии, окрики, пленники-изменники |
|||||
Сообщение учащегося |
Ход войны 1943 г. |
|||||
|
Конец 1943 г. – на запад продвинулись 600 – 1200 км – 218 дивизий 1944 г. – на Восточном фронте прошел под знаком подавляющего превосходства советских вооруженных сил, последовательно осуществлялись крупные стратегические операции на всем протяжении фронта |
|||||
Беседа по карте |
Операции 1945 г., значение Стоило ли нашим воинам отдавать жизни за свободу народов Европы? |
|||||
Вывод |
Война с фашистской Германией закончилась водружением красного знамени на куполе рейхстага 2 мая и подписанием безоговорочной капитуляции Германии (Кейтель – Жуков) 8 мая 1945 г. Великую и долгожданную Победу советский народ завоевал очень дорогой ценой. Ущерб – 2,6 триллиона рублей Погибло 27 млн.человек (из них около 9 млн. – КА) |
|||||
Беседа |
В чем причины колоссальных потерь? |
|||||
|
|
|||||
Беседа |
Есть ли угроза новой мировой войны? |
|||||
|
В настоящее время как никогда остро стоит проблема укрепления российского государственности, сотрудничества стран СНГ. |
|||||
Беседа |
|
|||||
Сообщение учащегося |
Развитие вооружения и военного искусства в годы второй мировой войны как основы для возникновения современных видов вооружения |
|||||
Беседа |
|
Обобщенные основные итоги записываются в таблице.
Учащиеся определяют последствия этих итогов.
АГК – антигитлеровская коалиция
Итоги |
Последствия |
1. Уничтожение фашизма как одной из форм тоталитаризма совместными усилиями АГК при решающей роли СССР |
Рост авторитета СССР и США, превращение их в сверхдержавы; впервые нацизм под судом на международном уровне; созданы условия для демократического развития стран; начало распада колониальной системы |
2. АГК – основа для создания ООН |
Возможность образования системы коллективной безопасности, возникновение новой организации в международных отношениях |
3. Огромные людские потери и материальные разрушения |
Послевоенные экономические трудности, нарушение демографической ситуации. Американский план Маршалла – основа экономического раскола Европы |
4. Развитие военного искусства, вооружений |
Основа для разработки и появлений новых видов вооружений |
5. Появление ядерного оружия |
Возникновение «холодной войны», превращение СССР во вторую ядерную державу, гонка вооружений, нарастание экологических проблем |
6. Освобождение КА народов ЦиЮВЕ |
Социалистический выбор под воздействием сложившихся условий и сталинского диктата; образование МСС в противовес капиталистической системе |
7. Рост международного авторитета СССР и расширение его границ |
Дальнейшее усиление тоталитарного режима, культа личности в нашей стране при явном росте и проявлении гражданской позиции населения |
Превращение проблемы мира в глобальную |
Итак, рабочая гипотеза отработана.
Дальнейшая работа должна ее скорректировать.
Урок "Государственные реформы Петра I" предусматривает использование компьютерных технологий. Иллюстрации, используемые на уроке, позволяют создать живой образ той эпохи, анимированные схемы обеспечивают наглядную демонстрацию изменений в структуре государственного управления России в начале XVIII века, приведенные фрагменты документов конкретизируют изучаемый материал. Эффект анимации дает возможность поставить перед учащимися задачу, обсудить ее выполнение в конце урока и тут же проверить....
01 02 2023 22:20:53
Музыкально-литературная композиция посвящена творчеству поэтов-фронтовиков, многие из которых не вернулись с полей Великой Отечественной войны. Цель урока – раскрыть глубину, многогранность, своеобразие произведений поэтов разных поколений и разных национальностей, посвящённых теме Великой Отечественной войны. У учащихся на жизненном примере и произведениях поэтов воспитываются лучшие нравственные качества: порядочность, благородство, беззаветная преданность Родине, чувство долга....
31 01 2023 13:39:52
Основная цель представленной работы: дать представление о становлении и развитии светских жанров русской литературы; показать особенности культуры барокко и классицизма в русской живописи, архитектуре и скульптуре....
30 01 2023 12:39:54
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
29 01 2023 4:55:19

Урок для 10-го класса – урок сообщения и первичного закрепления новых знаний. Урок рассчитан на 2 школьных часа. Позволяет сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Руси через межпредметные связи истории и МХК; сформировать умение критически анализировать документальные источники; способствует формированию чувства сопричастности к истории Родины....
28 01 2023 8:31:10
Урок проведен по учебнику А.А. Вигасина с использованием дополнительной литературы. Работа организуется так, чтобы учащиеся не только извлекали историческую информацию из учебника, но и находили ее в других источниках. Материал урока позволяет детям анализировать события прошлого и настоящего.
...
27 01 2023 23:12:44
Учащиеся выделяют причины и последствия возвышения Владимиро-Cуздальского княжества. Объясняются преимущества и недостатки в деятельности Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Оцениваются поступки людей того времени с позиции современного человека....
26 01 2023 22:14:53
Урок обобщения и систематизации исторического материала применяет интеpaктивные технологии. Цель урока: развивать коммуникативные компетенции учащихся, умение анализировать, синтезировать историческую информацию, отстаивать личную точку зрения, способность работать в группе; воспитывать уважение к историческому наследию наших предков. Учащиеся в ходе урока формируются в группы и работают совместно....
25 01 2023 6:45:36
На уроке учитель моделирует ситуацию политических выборов. Ученики выступают в роли лидеров политических партий, активных избирателей. Таким образом, проектируя историческую ситуацию начала ХХ века, ученики учатся не только анализировать программы политических партий начала ХХ века, но и знакомятся с правилами и условиями избирательной системы, сравнивая её с днём сегодняшним....
24 01 2023 8:36:13
Авторы выдвигают свои гипотезы, предположения относительно того, что же происходило в Советском Союзе в предвоенный период и почему. Учащиеся должны сами разобрать ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выяснить, каким образом политика руководства СССР способствовала развязыванию войны, как страна готовилась к войне.
...
23 01 2023 10:47:10
Проблемно-проектная дискуссия урока формирует у учащихся четкое представление о борьбе за крестьянскую реформу, основных лагерях в этой борьбе, воссоздает ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права. Форма урока позволяет сформировать важнейшие интеллектуальные умения - анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, работать с документами.
...
22 01 2023 16:36:18
В статье рассматриваются примеры реализации этнокультурной составляющей на уроках истории с учетом компетентностного подхода. Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации знаний, качеств, способностей, но и его готовность к использованию и применению знаний, умений, отношений, опыта в учебной или жизненной ситуации. Cоставной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании....
21 01 2023 10:55:11
На занятии дети узнают о структуре, составе и деятельности высших законодательных органов России и Татарстана....
20 01 2023 7:16:29
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
19 01 2023 16:38:41
В плане деятельности школьного клуба «Россияне» отражены различные мероприятия, которые дают возможность оказывать большое эмоциональное воздействие на обучающихся. Наиболее эффективными являются литературные или литературно-музыкальные композиции. Сценарий заседания клуба продолжил цикл музыкально-литературных композиций, посвященных памятным датам отечественной истории....
18 01 2023 4:41:46
День Победы – самый дорогой памятник нашей памяти, совести и чести. Единственный праздник, который отмечают со слезами на глазах, с огромной гордостью за нашу страну, нашу Родину, нашу армию. Праздник, который вселяет надежду на жизнь, заставляет сердце учащенно биться, вспоминая историю нашей Победы....
17 01 2023 0:39:12
Цель урока-фестиваля: создать условия для развития коммуникационной, культуроведческой компетенции через расширение, углубление знаний, что будет способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма и любви.
...
16 01 2023 20:23:36
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
15 01 2023 2:52:38
Задачи урока: воспитание уважения к подвигу советского народа, обучение установлению причинно-следственных связей в ходе исторического процесса. Тип урока - урок изучения нового материала, его обобщения и закрепления. Урок построен в форме презентации. Используются общеклассная, групповая, индивидуальная формы работы с учащимися.
...
14 01 2023 17:35:58
В работе определены функции гражданского политического образования....
13 01 2023 13:33:28
Представленное занятие призвано закрепить в неформальной игровой обстановке знания школьников по военной истории России, а также способствовать воспитанию активной гражданской позиции.
...
12 01 2023 19:31:13
C чего начинается Родина? Каждый человек имеет свой ответ на этот вопрос. Для меня Родина начинается с ее прошлого: истории своей страны, своего края… История Орловского края берет свое начало с VIII века, когда по берегам реки Оки расселилось одно из племен восточных славян. Это было племя вятичей....
11 01 2023 21:23:49

Цель урока - формирование знаний учащихся о тайных обществах царствования Александра I и восстании декабристов....
10 01 2023 10:56:56
Воспитание любви к Родине - одна из главных задач истории. Изучение вопросов региональной истории по теме «Участие населения Удмуртии в Отечественной войне 1812 года» должно быть социально ориентированным, интересным, развивающим, увлекательным и запоминающимся для каждого школьника. Этого можно достичь, опираясь на развитие творческих способностей школьников, через организацию проектной деятельности на уроках....
09 01 2023 6:17:25
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
08 01 2023 16:21:49
Урок истории в 6-м классе создать условия для освоения знаний учащимися о главных событиях Столетней войны, показывает героическую роль в ней народной героини Жанны д'Арк....
07 01 2023 23:13:30
Цель урока: активное применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности. В процессе урока учащиеся научатся и смогут: отработать навыки работы с картой; научатся показывать на карте границы империи Александры Македонского, а также Сирийского, Македонского и Египетского царств; смогут составлять схемы; с помощью учителя выводить определения; выражать собственное мнение о наследии эллинистических государств....
06 01 2023 22:51:54
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
05 01 2023 2:31:13
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
04 01 2023 6:49:57
Урок изучения нового материала в 9-м классе. На уроке проходит групповая работа при ответе на главный вопрос учебного занятия. Заполняется опopная схема. Урок способствует воспитанию патриотизма, интереса к прошлому, формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
03 01 2023 13:15:44
Урок посвящен выдающемуся политическому деятелю, руководителю, ученому-экономисту Республики Саха (Якутия) Исидору Барахову. Целью урока является ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью И.Барахова. В ходе урока дети получают знания путем работы с источниками. Урок также способствует воспитанию уважения к истории родного края.
...
02 01 2023 20:50:33
Расширение знаний, представлений учащихся о Родине — России, Калмыкии через особенности и символы: суверенитет — независимость государства; язык как часть национальной культуры, государственный флаг, герб, гимн. Воспитание чувства патриотизма, гражданской позиции учащихся. Закрепление знания текста гимна, умения вести себя при поднятии флага и звучании гимна....
01 01 2023 2:58:42
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
31 12 2022 9:57:42
Урок может быть проведен в 11-м классе по теме параграфа 23 «На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е годы» по учебнику «История России» А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова, С.В. Мироненко. При организации урока необходимо уделить внимание подготовленности обучающихся в решении проблемных задач и навыкам работы с историческими документами....
30 12 2022 2:30:21
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
29 12 2022 14:58:52
Урок по обществознанию "Человек в мире экономических отношений" рассчитан на учащихся 8-го класса. Составлен на основе учебника "Введение в обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, является третьим по теме "Человек в обществе".
...
28 12 2022 1:59:39
Урок истории в 5-м классе по теме «Первый властелин единого Китая». Урок усвоения и первичного закрепления знаний. Цель урока: познакомить с историей возникновения Китая. На уроке используются приемы синквейн и кластер....
27 12 2022 3:45:43
В ходе урока проводится анализ деятельности Н.С. Хрущёва на посту руководителя государства и даётся оценка роли личности в истории через его политический образ. Также закрепляются навыки работы с заданиями части А, В и С ЕГЭ по истории....
26 12 2022 13:21:55
Урок истории обобщает и систематизирует знания учащихся о внутренних социальных процессах, которые происходили в Древнерусском государстве; на основе правовых документов учащиеся выявляют источники формирования населения, зависимого от земельной собственности феодала.
...
25 12 2022 19:14:16
Программа факультативного курса "Введение в краеведение. История Шарангского района" является основой изучения прошлого малой родины, включает содержательные ориентиры преподавания, методические приёмы, список источников и литературы. Учащиеся знакомятся с деятельностью многих поколений жителей края через изучение различных сфер общественной жизни в их единстве – техника, развитие культуры и образования, военная история, деятельность органов государственной власти и управления в крае....
24 12 2022 7:15:21
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
23 12 2022 3:59:14
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
22 12 2022 21:57:57
За 300 лет своего правления Романовы оставили глубочайший след в истории не только России, но и всего мира. Любопытно, как бы могла развиваться история нашего государства, если бы так, и не суждено было наступить 21 февраля 1613 года, когда боярина Михаила Федоровича Романова, "ближайшего по крови к угасшему царственному роду Рюрика и Владимира Святого", избрали на царство Великим земским собором в Москве....
21 12 2022 3:53:19
Урок знакомит учащихся с молитвой как формой общения с Богом. Формируется ценностное отношение ребенка к молитве, просьбам. Представлены различные методические приемы, направленные на деятельностный подход к обучению....
20 12 2022 23:15:20
Цель внеклассного мероприятия: показать особое значение традиций празднования главного православного праздника – Пасхи, дать представление о Страстной и Светлой седмицах....
19 12 2022 7:40:49
История – это тот предмет, где через элементы краеведения можно более глубоко изучить тот или иной исторический факт или историческое событие. В старших классах при изучении истории, кроме констатации исторического факта, необходим ещё и анализ происходящего, его оценка. Поэтому необходимо привлекать учащихся к научной работе по изучению края и прививать умение правильно оформлять свои работы....
18 12 2022 16:21:19
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
17 12 2022 21:20:10
Учителю надо уметь пользоваться всем арсеналом средств, чтобы разнообразить свои уроки, добиваясь конечного результата, особенно при работе с детьми с ЗПР. Чтобы обеспечить школьнику возможность активного участия в процессе познания, выработать интерес к познанию окружающего мира, и разработан данный урок.
...
16 12 2022 19:49:51
На уроке рассматривается городская жизнь в Европе Средних веков, причины возникновения городов, их влияние на развитие цивилизации.
...
15 12 2022 10:15:35
Урок истории преследует цель актуализировать имеющиеся знания у учащихся по этой теме и углубить представления школьников об ордынском иге. При подготовке к уроку используется дополнительная литература (сочинения Карамзина, Гумилева, Ключевского, исследования современных авторов в и другие). Форма урока позволяет создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, вести диалог....
14 12 2022 1:26:35
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::