Урок истории "Савва Иванович Мамонтов - предприниматель и художник, феномен в истории России"
« Всем, что делал Савва Иванович, тайно руководило искусство».
К. Станиславский
« Бог дал ему особый талант возбуждать творчество других»
В. Васнецов
Тип урока
Урок – исторический портрет, посвященный Савве Ивановичу Мамонтову – феномену русской истории XIX века, предпринимателю и художнику».
Цели и задачи урока
Продолжение знакомства учащихся с эпохой II половины XIX в начала XX в. Выявление роли Саввы Ивановича Мамонтова как феномена русской истории: успешного предпринимательства, мецената и художника. Путем анализа источников определение вклада Саввы Ивановича Мамонтова в развитие русской промышленности и культуры. Формирование навыков составления образной хаpaктеристики и оценки исторической личности. Содействие воспитанию уважения и истории России.
Оборудование урока
Специально для урока готовится зрительный ряд: портреты Мамонтова, Шаляпина; фотографии станций « Сергиев Посад» и Мамонтовка, виды Абрамцева – усадьбы С.И. Мамонтова; репродукции картин И.И. Левитана («Владимирка», «Золотая осень», «Тихая обитель»), Саврасова («Грачи прилетели»), И.Е. Репина («Бурлаки на Волге»), Сурикова («Взятие снежного городка», «Утро стрелецкой казни»), В.М. Васнецова («Аленушка», «Богатыри»), В.Д. Поленова («Московский дворик»).
Ход урока
Вступительное слово учителя: Когда Бог наделяет человека даром творить – будь то наука или искусство - , он, достигая небывалых высот в творчестве чаще всего в обыденной жизни остается беспомощным и неприспособленным, а потому заведомо обречен на отсутствие благоприятных условий для творчества и постоянную нужду, что подтачивает силы в итоге и заметно укорачивает жизнь физическую и творческую.
Либо человек рождается предприимчивым пpaктиком, шагает верной тропой к материальному благосостоянию.
Лучший стиль взаимодействия с прекрасным в таком случае – меценатство , выражаемое в материальной помощи художникам.
Но нередко бывают исключения. В ряду исключений редчайшее явление – русский предприниматель Савва Иванович Мамонтов.
Вопрос
Что вам известно о Савве Ивановиче Мамонтове?
Ученики могут вспомнить, что Савва Иванович Мамонтов был владельцем усадьбы Абрамцев – культурного феномена XIXв; на вокзальной площади г.Сергиева Посада находится памятник С.И. Мамонтову – активному участнику строительства железной дороги из Москвы в Сергиев Посад, куда Троице – Сергиева Лавра привлекала паломников со всей России.
Учитель: Савва Иванович Мамонтов – основатель и строитель крупнейших железных дорог России, создатель Московског вагоноделательного завода ( ныне Мытищинский вагоностроительный),опора и друг русских художников, учредитель нового оперного театра, талантливый скульптор – как нельзя лучше подходит на роль человека, вся жизни которого может служить готовым ответом на многие злободневные вопросы.
Вопрос
Как же удалось Савве Ивановичу сочетать интересы предпринимательства и интересы культуры, что здесь первично и что вторично?
Учитель: Выслушаем краткую биографию С.И. Мамонтова
Ученик (подготовленное сообщение):Савва Иванович Мамонтов («Савва Великолепный», «московский»,»Медичи»,как называли его современники) родился в 1841 году, в сибирском городе Ялуторовске в семье Ивана Федоровича Мамонтова потомственного купца, всегда тяготевшего к самым смелым проектам. Кроме Саввы в семье было еще два сына, но именно Савва, получивший прекрасное образование, становится опорой отца в деловых начинаниях, унаследовав от него главное: понимание духа прогресса. Позднее он блестяще проявил это в промышленном и в художественном деле. Отец Саввы одним из первых обратился к железнодорожному строительству. В 1859 году он получил концессию на строительство железной дороги из Москвы в Сергиев Посад к Троице – Сергиевой Лавре.
Иван Федорович владел совместно с В.А. Кокоревым нефтяными промыслами в Баку. К своему делу он начал и Савву. Осенью 1863г руководство Закаспийского Торгового Товарищества направило Савву заведовать Московским центральным отделением. А отец даже желал передать Савве руководство фирмой.. Постепенно Иван Федорович вовлекал сына и в железнодорожное строительство, участвуя вместе со своим сотоварищем Ф.В Чижовым в строительстве чугунки до Ярославля. Купец Федор Чижов, директор общества Московско – Ярославской железной дороги, был в высшей степени одаренной и интересной личностью. Деловая сметка, безукоризненная честность, напористость и трудолюбие вознесли его на высшую ступень финансово – промышленной иерархии. Ф.В. Чижов на многие годы станет покровителем и наставником Саввы Ивановича.
В августе 1869г скончался Иван Федорович и Савва Иванович стал во главе огромного дела. При поддержке Чижова он сделал удачную карьеру: в течении нескольких лет был кандидатом в члeны правления, а в 1872г по рекомендации Чижова, был избран директором общества Московско – Ярославской железной дороги, а затем С.И. Мамонтов получает правительственную концессию на строительство Донецкой каменноугольной дороги. Строительство завершилось в 1882 году.
Семейное дело Мамонтовых успешно продолжалось: железнодорожная линия прошла через Ростов к Ярославлю и не останавливаясь, потянулась к Архангельску
От отца и Чижова Савва унаследовал любовь к русскому Северу, и мечтой его было связать Север путями с центром России, приблизить его богатства к московскому рынку.
С 1898 года по завершенной в Архангельске линии началось регулярное движение, и в первый же год чистый доход Общества железной дороги составил 5,2 млн. рублей, что составляло огромную сумму. 150 – рублевые акции Общества выросли до 400 рублей. Но сумма оказалась съеденной долгами к затратам на модернизацию завода в Петербурге.
Невский завод производил паровозы, вагоны и суда ( огромные средства, вложенные в его модернизацию объяснялись и тем, что производство паровозов и вагонов в стране пpaктически не было освоено). 7 июля 1900г суд признал Мамонтова несостоятельным должником.
Вопросы
- Какие черты хаpaктера были свойственны Савве Ивановичу Мамонтову?
- Как вы считаете, что повлияло на формирование взглядов, убеждений этого человека?
Ученик (подготовленное сообщение):Помимо широкой известности и влияния в народном хозяйстве России Савва Иванович был популярен и уважаем как человек, разными путями связанный с искусством. Он обладал разнообразными талантами. С детства увлекавшийся театром и оперой учился в Италии пению.
У продолжателя торгового рода Мамонтовых оказался прекрасный голос. Достаточно было недолгих занятий с местными преподавателями и Савва вскоре смог договориться с одним из миланских театров о том, что он будет петь басовые партии в операх « Норма» и « Лукреция Борджиа». И только срочный вызов в Москву помешал этому миланскому дебюту русского купца на оперной сцене.
Вскоре после женитьбы Савва Мамонтов вновь едет в Италию и «начинает лепить – успех оказался необыкновенный!..» (скульптор Антокольский)
Конечно, Савва Мамонтов не мог оставить все в стороне и заняться только скульптурой, но интерес к ней он пронес через всю жизнь, а в разговоре с художниками он уже выступал на равных, был своим, коллегой, а не богатым барином, который балуется искусством.
С фамилией Мамонтова тесно связано другое имя – Абрамцево. Это поместье, стоящее как раз на своей « родной» Московско – Ярославской железной дороге Савва Иванович купил в1870 году. Поместье было куплено в 1870г. Так усадьба эта начала свою вторую жизнь в русской культуре. Поместье было куплено у семьи известного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, жившего в Абрамцеве до самой cмepти в 1859г. У Аксакова подолгу гостил Тургенев, Гоголь, славянофилы братья Киреевские, Хомяков, Самарин и другие литераторы.
Савва Мамонтов продолжил и развил славную традицию. Он хотел лишь одного – чтобы талантливые живописцы могли свободно, не заботясь о бытовой стороне дела творить, воплощать в жизнь свои давние задумки. Специально для этого хозяин дома строит обширную мастерскую, где работают Репин, Серов, Врубель, Коровин, Нестеров, Поленов, Антокольский, Васнецов.
Любовь к России и вера в силы народа пронизывали всю жизнь обитателей усадьбы и гостей Абрамцева.
На следующем этапе урока предстоит определить роль Саввы Ивановича Мамонтова в истории, оценит его деятельность. Учитель организует групповую работу учащихся: класс делится на 4 группы, каждая из которых получает раздаточный материал и вопросы к ним.
Вопросы для группы
- Назовите события, в которых принимал участие Савва Иванович Мамонтов?
- Оцените деятельность Саввы Ивановича Мамонтова
а) как его деятельность повлияла на развитие промышленности России?
б) в чем культурный феномен XIX в – усадьбы Абрамцево, его владельца и посетителей
3. Выскажите свое отношение к действиям Саввы Ивановича Мамонтова.
Приложение
« Вклад Саввы Ивановича Мамонтова в историю России» (раздаточный материал для группы)
Готовятся ответы на вопросы – см.выше.
1. Уникальность его определил художественный критик Я.А. Тургенхольд « Другие коллекционировали искусство, он же его двигал. Можно говорить о целом мамонтовском периоде русской литературно - художественной жизни, ибо Мамонтов был ее сосредоточием в 80 -90 х годах.».
Наделенный многими талантами, Савва Мамонтов был способен не только глубоко понимать людей искусства, но и помогать им в творчестве.
Обширные знания, человеколюбие и тончайшая интуиция позволили ему благотворно влиять на людей. Как не вспомнить высказывания Мамонтова: « Надо приучать глаз народа к красивому на вокзале, в храмах, на улице». Как не вспомнить «жемчужину» архитектурного ансамбля на Комсомольской площади – Ярославский вокзал, реконструированный в свое время Ф. Шехтейлем по заказу Саввы Мамонтова. Это символ удачного сочетания творческого мировоззрения и предпринимательских интересов.
Кроме того, Мамонтов стал реформатором русского музыкального театра , сам Станиславский считал его своим учителем.
Стоит упомянуть отдельно еще одну важную особенность Саввы Ивановича: его сопровождала слава « открывателя талантов». Общепризнанным украшением сей бесценной короны считается имя Федора Ивановича Шаляпина. Встреча с Мамонтовым была для него определяющей: именно в мамонтовской Частной опере смогло расцвести дарование певца. Именно здесь Шаляпин прошел школу мастерства. По признанию певца , « Мамонтов воспитывал его художественный вкус, деятельно участвовал в создании его оперного репертуара
2. Когда С.И. Мамонтов становится председателем Общества Московско – Ярославской дороги и владельцем контрольного пакета ее акций, дающим право единолично принимать решения. Тут впервые в железнодорожном строительстве Мамонтов показал, сколь это важно – быть художником, увидеть и воплощать то, что никто пока не видит. Решение нового хозяина тянуть дорогу дальше от Ярославля до Костромы. Это сразу же вызвало недоумение у партнеров и насмешки в образованном обществе: зачем нам Кострома, кто поедет в эту глушь? Давайте тянуть дороги на Запад, в Европу, а не в медвежьи углы России. Что за выдумки? А Мамонтов ничего не выдумывал, он просто помнил, что первая дорога в России, по которой еще при Иване Грозном началось регулярное пассажирское движение ( на санях и возах), - это дорога от Москвы до «Студеного моря», до Архангельска. Но Савва Иванович думал не только о прошлом или об освоении огромных природных богатств Северного края, он смотрел дальше. Еще у Александра III зародилось понимание того, что России уже мало петровского окна в Европу. В случае войны порты на Балтике могут быть легко блокированы противником, и тогда русский флот оказался бы запертым в своих базах. Нужен был другой, независимый от иностранных держав выход в открытое море. Император хотел заложить порт и основную военно-морскую базу на Мурмане. Это решение отвечало Александровской политике» опоры на собственные силы», «У России только два надежных союзника. Это ее армия и флот».
Савва Иванович едет в Мурманский край для поиска дополнительных аргументов.
Прокладка пути была благополучно завершена в 1897г, общей длиной 1826 верст. Но все значение этой трассы смогла страна полностью оценить лишь через 17 лет…
3. В 1882 году вошла в строй Донецко – Мариупольская железная дорога, связавшая 500 верстами Донецкий угольный бассейн и Мариупольский порт. Савва Иванович хотел, чтобы перспективы этой магистрали были раскрыты в соответствующих картинах – символах, которые поего замыслу, должны были украсить залы Правления Донецкой железной дороги. И Васнецов пишет три картины- панно: « Битва русских со скифами (прошлое Донецкого края), « Три царевны подземного царства ( богатство донецких недр) и « Ковер – самолет» ( образ новой магистрали, символ новых скоростей).
Первая мировая война все расставила по своим местам. Раньше российские власти упopно считали «стратегическими» лишь те дороги, которые по их мнению могли сыграть важную роль во время войны, - вели к вероятной линии фронта. Теперь, с началом боевых действий, в полном смысле стратегическими стали две мамонтовские дороги – Северная и Донецкая. Железные пути, ведущие на Запад, были блокированы линией фронта, и эти дороги стали для России буквально дорогами жизни, обеспечивая стране выход во внешний мир, торговлю и военные союзнические поставки.
4. Смело можно утверждать, что не будь особой атмосферы Абрамцева, проникнутой любовью к России, вере в силы народа, духовной идеей, которая неуничтожима, вдохновляющей роли Мамонтова, никогда не были бы написаны картины, которые сейчас составляют золотой фонд русской живописи. Именно в Абрамцеве были написаны «Дeвoчка с персиками» Серова ( портрет дочери Саввы Ивановича – Веры), «Богатыри» и «Аленушка» Васнецова, пейзажи Поленова, «Запорожцы»Репина, « Явления отроку Варфоломею» Нестерова, посвященное Сергию Радонежскому, многие работы Врубеля.
Дух «мамонтовского кружка» захватывал всех, кто только попадал в его «силовое поле». Здесь слились воедино ученые споры и творческий поиск, заботы о российских дорогах и развитии национальных русских промыслов, живопись и театр.
По завершении работы в группах учитель организует проверку выполненной работе.
Учитель: Подведем итоги нашего урока. Художник и предприниматель – в одном лице. Такого рода исторических деятелей Россия не знала ни до, ни после Саввы Мамонтова. Явление непривычное, не укладывающееся ни в какие рамки. Не потому ли его, не всегда понимали в прошлом, забывают в настоящем.
Дельцы и художники боролись за Мамонтова «спасали его от ошибок». Предприниматели говорили, что не пора ли ему прекратить чудить, ведь удача может применить и этому «баловню судьбы», который умудряется легко и хорошо делать все за что не возьмется?
Художники недоумевали, что же интересного находит Мамонтов в рельсах, шпалах, векселях и финансовых расчетах? Антокольский писал Савве Ивановичу: « Я думаю , что не вы с вашей чистой душой призваны быть деятелем железной дороги, в этом деле необходимо иметь кровь холодную как лед, камень на месте сердца и лопаты на месте рук». Мамонтов же совершенно искренне не понимал ни тех ни других: разве одно другому помеха? Разве в делах не требуется воображения, уметь увидеть, фигурально выражаясь, статую в глыбе мрамора. Можно ли бросить Дело, которое дает и себя показать и державе послужить, которое на глазах меняет лицо страны, соединяет железными дорогами дальние города российские?
После Саввы Ивановича Мамонтова остались его железные дороги, остался культурный феномен XIX века - Абрамцево. Лучше всего о нем сказал философ отец Павел Флоренский: « Абрамцево…прежде всего есть духовная идея, которая неуничтожаема… Если будет жива идея Абрамцева, не все погибло».
Современники считали, Что Савве Мамонтову нужно поставить не менее четырех памятников в России. Долгие годы не было ни одного. Мы можем гордиться. Что памятник Савве Ивановичу Мамонтову, поставлен именно в нашем городе, в Сергиеве Посаде.
Домашнее задание
- Найдите дополнительную литературу (сведения в Интернете) о С.И. Мамонтове, расширить полученные на уроке знания.
- Найдите дополнительные сведения о культурном феномене XIXв- Абрамцевском кружке.
- Подготовить творческие задания (на выбор):
а) Русские меценаты
б) Абрамцево-культурный феномен в истории России XIXв.
в) Лики России в живописи второй половины XIX в.
Литература:
1. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре Сиб 1994.
2. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России второй половины XIX в. М.: 1997.
3. Рябцев Ю.С. « История русской культуры: художественная жизнь и быт XVII- XIX вв».М.: 1997.
4. Материалы периодической печати ( газеты «Гудок», «Вперед», «Зеркало»).
Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 11-х классов с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и пpaктических заданий. Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами в истории родного города, предполагает большую самостоятельную работу с архивными как опубликованными, так и неопубликованными источниками....
05 12 2023 23:33:23
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
04 12 2023 10:13:22
Понимание социальных процессов, происходивших в России на рубеже XIX–XX вв., – вот ключ, который поможет учащимся понять причины и логику неоднозначных событий нашей истории первых десятилетий XX века. Урок основан на принципах педагогики сотрудничества, включает элементы как традиционных, так и инновационных педагогических технологий (информационно-коммуникативной, уровневой дифференциации, групповой, проектной деятельности)....
03 12 2023 16:20:52
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся.
...
02 12 2023 13:26:52
Обучающиеся на данном уроке находятся в постоянном поиске, что активизирует мыслительную деятельность и прививает интерес к предмету. Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно сложным. Их понимание зависит от времени, от готовности людей учиться у истории. Война и Победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему....
01 12 2023 18:57:59
Развитие толерантных качеств личности в рамках преподавания данного предмета может идти в двух основных направлениях: поиска общечеловеческих ценностей и формирования интереса, понимания, адекватного восприятия межконфессиональных различий. Материал содержит примеры творческих заданий, урока-интервью, мнения обучающихся.
...
30 11 2023 12:20:10

Цель урока: воспитывать патриотизм и любовь к родине, уважение к защитникам Руси; сформировать первоначальные представления детей об образовании российского государства, о государственной символике; дать возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; воспитывать уважительное отношение к ближним....
29 11 2023 12:11:44
Задача уроков истории – показать события прошлого и их связь с настоящим. Особенное место занимает изучение периодов, во время которых происходили важные для патриотического воспитания события....
28 11 2023 20:52:13
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
27 11 2023 0:23:39
Воспитание любви к Родине - одна из главных задач истории. Изучение вопросов региональной истории по теме «Участие населения Удмуртии в Отечественной войне 1812 года» должно быть социально ориентированным, интересным, развивающим, увлекательным и запоминающимся для каждого школьника. Этого можно достичь, опираясь на развитие творческих способностей школьников, через организацию проектной деятельности на уроках....
26 11 2023 7:26:32
В данной статье рассматриваются возможности использования краеведческого материала на уроках истории.
...
25 11 2023 1:35:28
Урок посвящен 15-летию Совета Федерации. Основной целью являлось на основе статей Конституции Российской Федерации, а также дополнительного материала изучить деятельность, вопросы ведения и основные полномочия Совета Федерации.
...
24 11 2023 10:19:41
Используемая на уроке REAL-методика по форме является релаксационно-активной, т.е. предполагающей чередование этапов релаксации (накопление информации, работа правого творческого полушария) с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, структурирование информации). Она позволяет учащимся более эффективно и творчески усвоить и закрепить информацию о периоде Смутного времени в России начала XVII в., дает возможность ребенку уйти от перегрузок и стрессов на уроке, сохраняя тем самым его здоровье.
...
23 11 2023 15:59:10
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
22 11 2023 15:36:45
Урок «Мифы Древней Греции» является заключительным уроком темы «Боги Олимпа». Он тесно связан с предыдущими уроками, на которых учащиеся постепенно знакомятся с греческими богами и героями, и работает на последующие, так как позволит учащимся различать греческих и римских богов....
21 11 2023 20:36:47
Предлагаемая программа факультативного курса "Страницы воинской славы России" разработана на базе основополагающих принципов государственной политики в области образования - формирование подрастающего поколения как истинных патриотов, граждан своей страны, закреплённых в Законе РФ "Об образовании", в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы"....
20 11 2023 5:55:32
В статье рассмотрены особенности проектирования учебного занятия в системно-деятельностном подходе на примере темы «Отмена крепостного права в России». 8-й класс....
19 11 2023 19:10:25
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся.
Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
18 11 2023 0:21:31
Цель урока: способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений....
17 11 2023 3:36:13
Использование метода проекта на уроке позволяет повторить пройденный материал, синтезировать знания из других областей наук, формировать у учащихся навыки сотрудничества и создать проект музея, в котором располагаются залы: "Лики Ивана Грозного", "Книгопечатание", "Школа XVI века".
...
16 11 2023 7:20:44
Урок изучения нового материала в 10-м классе. Вид урока - продвинутая лекция в технологии критического мышления. Урок способствует воспитанию свободного осознанного выбора личностной патриотической позиции, интереса к прошлому как "кладовой образцов дурного и хорошего", формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
15 11 2023 3:15:22
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
14 11 2023 1:21:52
Не ослабевает интерес к той романтической эпохе, когда, по преданию "помыслы были чисты". Почему же декабристы вызывают такое особое благоговение? Учащиеся изучали биографии декабристов, работали с мемуарами, воспоминаниями и программными документами тайных обществ, пытались оспаривать точки зрения известных историков.
...
13 11 2023 13:23:15
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
12 11 2023 12:36:59
Смутное время относят к числу наиболее трудных и переломных эпох в истории России. Поэтому итоговый урок для десятиклассников ставит целью не только систематизацию материала по теме с учётом сложности исторического подхода, а и формирование навыков умения искать пути решения задач (в данном случае - пути выхода из кризиса начала XVII в.). Урок проводится в нетрадиционной форме с применением элементов выборной технологии, игры, видеоматериалов, инсценирования, что повышает интерес учащихся....
11 11 2023 5:17:50
Внеклассное мероприятие для старшеклассников проводится для развития интереса к истории своей Родины; расширения культурного кругозора; организации взаимодействия между советами старшеклассников разных школ. Мероприятие имеет соревновательный хаpaктер....
10 11 2023 10:49:35
Цель представленного урока – закрепление пройденного материала; расширение кругозора и повышение интереса к истории....
09 11 2023 14:20:11
На уроке у учащихся формируются представления о происхождении и назначении денег, их функциях; развиваются умения анализировать, делать выводы, использовать жизненный опыт при решении проблемных задач....
08 11 2023 7:27:52
Цели урока: познать хаpaктерные черты богов древних египтян; сформировать представления о богах Египта; воспитать интерес к истории Древнего мира....
07 11 2023 4:23:14
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР....
06 11 2023 22:34:59
Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. ...
05 11 2023 13:50:11
Комбинированный урок с использованием слайд-презентации, позволяющей преподавателю максимально сосредоточить внимание на ходе урока и проиллюстрировать свой рассказ при создании исторических портретов, образов эпох, событий, исторической обстановки. Целью данного урока является показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Александра Васильевича Суворова....
04 11 2023 11:53:12
Выбирая тему работы, обращала внимание на ее актуальность: в настоящее время проводится множество различных конкурсов, викторин по избирательному праву. Урок является повторительным, вызывает интерес у учащихся, несмотря на сложность заданий. Данную разработку можно использовать не только как урок, но и как внеклассное мероприятие.
...
03 11 2023 11:10:41
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
02 11 2023 6:50:12
<p>Представлен урок с элементами лабораторной работы. На уроке широко используются извлечения из Городового положения (1870 г.), Положения о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.), Учреждения судебных установлений (1864 г.), адаптированные для восприятия учащимися 8 класса. Анализируя источники, учащиеся формируют своё отношение к реформаторской деятельности Александра II.</p>
...
01 11 2023 8:16:19
Урок изучения нового материала с использованием активных форм работы. Элементы ролевой игры помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. Одна из главных задач урока — способствовать нравственному воспитанию.
...
31 10 2023 20:15:23
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
30 10 2023 20:30:50

Урок изучения нового материала представляет собой учебное исследование с ИКТ. Цель: продемонстрировать ресурсы учебника «История. Россия в XX гг. ‒ начале XXI века» (А.А. Данилов) и дополнительной информации (диаграммы, таблицы, схемы) для подготовки к ГИА; активизировать познавательный интерес к проблеме. Учащиеся делают вывод о том, что в период 70-х ‒ начала 80-х годов XX века в СССР наблюдался социально-экономический застой....
29 10 2023 17:33:30
Урок по теме: "Права человека в Великой Французской революции" ставит своей целью воспитание уважения к человеку, его правам. Данный урок может быть вариантом повторительно-обобщающего урока по теме "Великая Французская революция"; материалы к уроку могут быть использованы на уроках обществознания и права.
...
28 10 2023 10:53:34
Данный урок разработан для итогового повторения, образовательные задачи которого заключаются в повторении, закреплении и углублении знаний по курсу «История Сибири», являющимся дополнительным компонентом к курсу отечественной истории. Урок проводится в форме игры-викторины. Представленные материалы включают все необходимые для проведения урока приложения.
...
27 10 2023 6:16:20
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
26 10 2023 17:27:37
В данной работе рассказывается о наскальных изображениях, или, как их иначе называют, о петроглифах, писаницах, издавна привлекающих внимание не только исследователей древнего искусства, но и вообще любознательных людей. В результате многочисленных исследований стало ясно, что на территории Приамурья сохранились многочисленные и, по-своему, яркие, хаpaктерные образцы древнейшего наскального искусства. Таким образом, исследователями был собран и обработан определенный материал по искусству севера Приамурья, который представлял собственную семантику и хронологию, отличавшихся от других известных уже материалов по Северной и Центральной Азии.
...
25 10 2023 18:41:46
Глубокие изменения в европейском обществе шли рука об руку с переменами во взглядах и представлениях людей. Философы, а затем и социологи выдвинули ряд теорий, давших новый взгляд на процессы и явления общественной жизни. В данной статье мы остановимся на некоторых направлениях развития социологии в Новое время. ...
24 10 2023 1:55:57
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007).
...
23 10 2023 13:27:39
Урок в 5-м классе проводится в форме игры-турнира по знанию истории, религии и культуры древневосточных цивилизаций Египта и Азии.
Урок построен на повторении и закреплении у учащихся знаний исторических фактов и имен, их сопоставлении и обобщении; позволяет развивать умение работы с исторической картой и источниками, дает возможность учащимся проявить находчивость и юмор.
...
22 10 2023 3:33:42
Цель урока: закрепление и обобщение знаний об истории и культуре арабов. Учитель стремится привить уважение и интерес к арабо-мусульманской цивилизации, закрепить умения и навыки работы с дополнительной литературой и картой. Учитель воспитывает чувство сопричастности к истокам современной мировой цивилизации, и желание объяснить современные события на Востоке старинными цивилизационными особенностями....
21 10 2023 6:15:31
Интегрированный урок-путешествие в 5-м классе по теме: "Древний Восток: прошлое
и настоящее". Урок с элементами игры погружает в эпоху Древнего мира.
Используются обучающие видео- и DVD-материалы, презентации в программе Power Point.
Основная цель: осознания учащимися сути развития цивилизации и заслуг предков в обеспечении нам современного уровня жизни. Урок рассчитан на 3 академических часа.
...
20 10 2023 13:39:27
Становление в Российской Федерации школы, включающей предпрофильную ориентацию учащихся, является перспективой развития российского образования. Данная форма обучения позволяет более полно учитывать склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами. В данной статье представлен некоторый опыт освоения элективных курсов, которые являются важнейшей составляющей профильного обучения....
19 10 2023 13:16:39
Как заставить учеников задуматься, прочувствовать учебный материал? Думаю, что на этом уроке будет к месту прием, который я назвала "размытая карта" - карта без четких границ, названий. Её предстоит дополнять во время урока, сравнивать с современной картой. Работать на уроке можно с использованием функции "шторка" интеpaктивной доски....
18 10 2023 20:34:13
Курс относится к предметной области «Обществознание». В содержание социально-гуманитарного образования входит введение в мир социологии, политики, права, психологии, дается возможность учащимся окунуться в мир предметов, которые будут изучаться на старшей ступени обучения. Главное на данном этапе — не «давать знания», а вести обучение с учетом максимального приближения учащихся к изучаемым темам или проблемам, опираясь на имеющийся у них жизненный опыт и «картину мира»....
17 10 2023 22:38:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::