Кубань в Великой Отечественной войне > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Кубань в Великой Отечественной войне


    Кубань в Великой Отечественной войне

Урок-исследование в 9-м классе государственного специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа профессионального училища Краснодарского края.

Цели урока:

  • формирование представления у учащихся о Кубани во время Великой Отечественной войны, о битве за Кавказ;

  • развитие умения самостоятельно находить материал, анализировать его, отбирать нужные сведения, готовить проект;

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей малой Родине, воспитание интереса к истории.

Основные понятия: Коренной перелом, Битва за Кавказ, “душегубка”, Гoлyбая линия.

Оборудование: Карта “Великая Отечественная война”, книги: “Кубань в годы ВОВ. 1941-1945” Адм. Краснодарского края. Краснодар: периодика Кубани 2005.; “Кубань в Великой Отечественной войне 1941-1945” - Краснодар: ГУП “Печатный двор Кубани” 2000; в/ф “ Битва за Кавказ”; Интернет ресурсы.

Эпиграф: “Войну нельзя забывать. Хотя бы ради памяти тех, кто ценой тяжких страданий, мук даже собственной жизни даровал нам день сегодняшний. Вечная им слава!”

Ход урока

  1. Объявление темы и целей урока.
  2. Учитель:

    Ребята, мы заканчиваем изучать тему “Великая Отечественная война”. Сегодня мы повторим основные понятия и даты. Но самое главное, мы узнаем о Кубани в Великой Отечественной войне, об истории вашей малой Родины. В нашей школе учатся дети из разных городов и станиц Краснодарского края. Две недели назад вы получили задание найти материал по истории своей станицы, своего района в годы войны. Из ваших рассказов мы постараемся составить общую картину под названием “Кубань в Великой Отечественной войне”.

    Предлагаю подтвердить вашими рассказами правоту слов, нашего эпиграфа.

  3. Опрос – фронтальная беседа:

Учитель:

  1. Когда началась Вторая мировая война?
  2. Ученики:

    01.09.1939 г.

    Учитель:

  3. Когда началась Великая Отечественная война?
  4. Ученики:

    22.06.1941 г.

    Учитель:

  5. Когда закончилась Вторая мировая война?
  6. Ученики:

    02.09. 1945 г.

    Учитель:

  7. Когда закончилась Великая Отечественная война?
  8. Ученики:

    09.05. 1945 г.

    Учитель:

  9. Назовите периоды Великой Отечественной войны.
  10. Ученики:

    22.06.1941 г .- 18 ноября 1942 г. – Начальный период войны.

    19 ноября 1942 г. – конец 1943 г. – Коренной перелом.

    Январь 1944 г. – 9 мая 1945 г. – Завершающий этап.

    Учитель:

  11. Какие сражения включает в себя Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны?
  12. Ученики:

    Сталинградская битва, битва за Кавказ, битва на Курской дуге.

    Учитель:

  13. Когда была битва за Кавказ?
  14. Ученики:

    Битва за Кавказ была с июля 1942г. - до октября 1943г.

    Учитель:

  15. Почему фашисты хотели захватить Кавказ?
  16. Ученики: Им нужны были ресурсы: нефть, зерно.

    Учитель:

  17. Ребята, сейчас вы расскажете, что вы узнали о войне на территории вашей малой Родины - тех районов где вы родились. На основе ваших рассказов мы сформируем общее представление о Великой Отечественной войне на Кубани?
  1. Ученики защищают свои сообщения - проекты. Во время ответа они отмечают на карте флажками места, о которых рассказывают.
  2. 1-й ученик:

    Город Ейск.

    В 1939 году Ейск становится городом краевого подчинения в составе Краснодарского края и административным центром Ейского района.

    Во время Великой Отечественной войны более 15 тысяч ейчан сражаются на всех фронтах, защищая независимость нашей Родины.

    С августа 1942 года по февраль 1943 года город пережил страшные месяцы вражеской оккупации. За эти полгода от рук гитлеровцев пострадало более тысячи человек, в числе которых были 214 детей из детского дома, замученных фашистами. Дети пытались бежать, их ловили и вталкивали в машины cмepти. Операция по удушению детей продолжалась два дня.

    Материальный ущерб, нанесенный городу, оценивается в 100 миллионов рублей. Величайший героизм проявляли на фронте наши земляки. Свидетельством этого является тот факт, что 25-ти ейчанам было присвоено почетное звание Героя Советского Союза.

    2-й ученик:

    Город Тимашевск ( в годы войны станица Тимашевская)

    Мирное развитие станицы было нарушено 22 июня 1941 года, когда немецкие войска вторглись на территорию России. В те годы земля впитала в себя кровь многих своих сынов.

    Навеки в мировую историю были вписаны имена многих героев - тимашевцев отдавших жизнь за свою Родину, за свой город. В 1942 году Тимашевск был захвачен немцами. Но им не позволили долго хозяйничать на нашей земле. 11 февраля 1943 года советская армия после ожесточенных боев выбила оккупантов из станицы. Отступая, немцы использовали тактику "выжженной земли", стараясь не оставить после себя ничего пригодного к использованию. Были взорваны здания редакции районной газеты, кинотеатра, райпищепромкомбината, дамба. Страшное разорение царило в сельском хозяйстве. Из 6606 лошадей осталось меньше 2000. Из 9250 коров - осталось1270. Совсем не осталось свиней, а птицы удалось уберечь всего 40 голов. Не было посевной пшеницы, фуража.

    Но война не щадила никого. От тыла ждали помощи, и тимашевцы как могли вносили свой вклад, постепенно восстанавливая разрушенное и строя новое. В рекордные сроки для связи с Краснодаром была восстановлена дамба, налажена работа железнодорожного депо. Заново отстраивались здания. Для борьбы с антисанитарией за 9 дней было открыто 10 бань

    В таких трудных условиях при острой нехватке ресурсов и людей тимашевский район перевыполнил план по мясу на 240 центнеров, молоку - на 33 центнера, яйца - на 30 тысяч, зерна - 12317 центнеров. В годы Великой Отечественной войны тысячи тимашевцев ушли на фронт. Во всех уголках земного шара знают о материнском подвиге жительницы Тимашевского района, крестьянки Епистинии Фёдоровны Степановой, девять сыновей которой погибли, защищая Родину.

    3-й ученик:

    Город Краснодар.

    Девятого августа 1942 г. вражеские войска заняли Краснодар. Фашистская оккупация столицы Кубани длилась до 12 февраля 1943 г. Это было самое страшное время за всю историю Краснодара. Мученической cмepтью погибли 13 тысяч жителей города, из них более 7000 были умерщвлены в душегубках, которые впервые были применены в нашем городе. Это 6-7-тонные крытые грузовики с дизельными двигателями, оббитые внутри железом и снабженные в задней части кузова двустворчатой герметически закрывающейся дверью. На полу имелась решетка. Через нее по специальной трубе в кузов поступали отработанные газы, содержащие окись углерода высокой концентрации. Запертые в машине люди задыхались и умирали в мучениях.

    Особенно свирепствовала в городе “зондеркомaнда СС-10 А”. Она занималась розыском и уничтожением “подозрительных” людей, а также попавших в плен комaндиров и политработников Красной Армии, выявляла и репрессировала евреев.

    В городе действовали специальные комaнды факельщиков для поджога зданий, взрывателей для уничтожения не только промышленных и железнодорожных объектов, но и театров, музеев, школ, больниц …

    Ущерб, причиненный Краснодару, был огромен и составлял свыше двух миллиардов рублей (в довоенных ценах). В развалинах лежали заводы имени Седина и Калинина, “Октябрь”, нефтеперегонный, мельницы и хлебозаводы, шорно-седельная фабрика, электростанция, водопровод, железнодорожная станция и речная пристань. Было разрушено и сожжено 807 домов, среди них 420 крупных зданий, в том числе 127 производственных, 98 общественных, 66 культурно-просветительных и 120 жилых. Сожжены четыре вуза с оборудованием лабораторий и библиотеками, театры драматический и музыкальной комедии, Дворец пионеров, почти все школы, клубы, кинотеатры.

    Всего в крае во время оккупации погибло около 62 тысяч человек.

    4-й ученик:

    Город Анапа.

    В годы Великой Отечественной войны Анапа была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками. Вокруг города возникло и действовало 7 партизанских отрядов численностью около 400 человек. Карательный отряд фашистов из 500 человек постоянно охотился за партизанами. Оккупантам помогали предатели.

    Партизанам приходилось трудно. Питались они в основном кониной, для чего гоняли за собой табун лошадей, отбитый у румын. Не хватало хлеба и соли. Оружие, продовольствие и медикаменты приходилось добывать в бою. Несмотря на все испытания, партизаны уничтожили за 13 месяцев оккупации 700 фашистов, подорвали 5 железнодорожных и 3 шоссейных моста, добыли много ценных разведданных. Летом 1943 года гитлеровцы поняли, что наступление на Кавказе провалилось. Они стали готовить мощную оборонительную линию на Таманском полуострове, чтобы не пустить наши войска в Крым и иметь плацдарм для повторного наступления на Кавказ. Это была “Гoлyбая линия”. Она левым флангом упиралась в Азовское море, а правым - в Черное море в районе Новороссийска. Ее протяженность по фронту составила 113 км, а глубина 30-40 км. Анапа располагалась в тылу, за несколькими линиями обороны врага. По укрепленности немцы сравнивали “Гoлyбую линию” с французской “Линией Мажино”. Те же доты и дзоты, бронированные колпаки, противотанковые рвы и “ежи”, заграждения из колючей проволоки в 6-7 рядов, минные поля и так далее. Правда, “Линию Мажино” фашисты и не пытались штурмовать, они ее просто обошли. “Гoлyбую линию” обойти было невозможно, так как она протянулась от Азовского до Черного моря. Поэтому к штурму готовились серьезно, по-суворовски. Батальоны нашей 339-й дивизии поочередно отводились в тыл - в район станицы Крымской (сейчас город Крымск), и с ними проводились тактические занятия на специальных полигонах. Солдаты учились приступом брать опopные пункты, взаимодействовать с авиацией. Учеба длилась целый месяц. И вот 15 сентября 1943 года в 6 часов утра началась артподготовка перед штурмом. Шквал огня был таким внезапным и плотным, что немцы не пытались отвечать. 1,5 часа наша артиллерия крушила оборону врага. В заключение ударили залпы “катюш”. Началась атака. Три армии - 9-я, 18-я и 56-я лавиной обрушились на фашистов. 21 сентября 18-я армия освободила Анапу, а войска 9-й армии вели наступление в сторону Темрюка. Утром 9 октября войска 56-й армии прорвали последний рубеж обороны на подступах к косе Чушка, завершив Новороссийско-Таманскую наступательную операцию и битву за Кавказ. После освобождения Анапа оказалась полностью разрушенной. Возрождение города шло медленно и трудно.

    5-й ученик:

    Город Новороссийск.

    С первых дней Великой Отечественной войны город стал ареной жестоких сражений. Немецкое комaндование, учитывая стратегическое значение Новороссийска, безостановочно бомбило город. Он стал непреступной крепостью на пути войск захватчиков, рвавшихся на Кавказ. Осенью 1942 г. немцы вышли к берегам Цемесской бухты, захватили город и подошли к цементному заводу "Октябрь". Дальше им пройти не удалось. Более того, ни один немецкий корабль за время боёв не смог встать на причал в Цемесской бухте. В оборонительных боях пострадало большинство домов мирных жителей. Люди вынуждены были жить в подвалах и землянках. С первых дней “нового порядка” на улицах Новороссийска появились виселицы. 15 сентября 1942 г. гестаповцы привезли к клубу имени Маркова 20 дeвyшек-комсомолок и казнили их. 16 сентября 1942 г. они согнали к зданию гестапо более 1000 нeблагонадежных жителей, посадили на автомашины, вывезли на Суджукскую косу и расстреляли. За время своего господства в городе немцы уничтожили более 7000 раненых и больных советских воинов, а также тех, кто их укрывал. Более 32 тысяч жителей были вывезены из города: часть - на работы в Германию, часть - в оккупированные районы, часть - в пригородные концлагеря. Для уничтожения неугодного населения проводились всевозможные “фильтрации, экзекуции, ликвидации”. Гитлеровцы постоянно совершенствовали технику массового убийства людей, создавая крематории, “бани особого назначения”, “газовые автомобили”.

    Оборона Новороссийска, героическая 225-дневная эпопея защитников легендарной Малой Земли, отчаянный десант и освобождение города 16 сентября 1943 г. стали ключевыми военными операциями в битве за Кавказ. За время боёв Новороссийск был разрушен до основания. Трудно было себе представить, что груда дымящегося искорёженного бетона ещё год назад была цветущим уютным городом...

    По определению Государственной комиссии, разрушения составили 96,5%. Город нужно было строить заново. За заслуги перед Родиной, стойкость, мужество и героизм в 1966г. Новороссийск награждён орденом Отечественной войны первой степени, а в 1971 г. ему присваивают звание города-героя.

    6-й ученик:

    Город Белореченск (в годы войны станица Белореченская).

    Приказом № 3 от 1 июля 1941 года по Белореченскому гарнизону станица переводилась на военное положение.

    6 августа 1942 года после авиационного удара противник с боем овладел Армавиром и продолжал наступление на Майкоп. Основной удар на Майкопско-Туапсинском направлении приняли на себя части и соединения 12-й армии под комaндованием генерал-майора А.А. Гречко и 18-й армии под комaндованием генерал-майора Камкова.

    Стремясь прорваться к Майкопскому нефтяному району и выйти к Черноморскому побережью в районе Туапсе, враг бросил на это направление шесть дивизий 1-й танковой армии, поддерживаемых авиацией и артиллерийско-минометным огнем.

    С 8 по 12 августа шли сильные бои на рубежах рек Кубани, Лабы, Белой.

    К исходу 10 августа противник попытался форсировать реку Белую с марша. На левом берегу стеной на пути врага встала батарея лейтенанта Горлова 149-го минометного полка. Ей было приказано прикрывать отход наших частей в горы. В неравном бою бойцы истребили до двухсот фашистов, сожгли и подорвали несколько автомашин, три танка. Минометчики не отступили и повторили бесcмepтный подвиг гвардейцев-панфиловцев.

    Активизируя свои действия, усилив наступающие подразделения, 12 августа противник ворвался в станицу Белореченскую. К 15 августа 1942 года весь Белореченский район был занят немецко-фашистскими войсками.

    Кровавая оккупация района длилась до 31 января 1943 года. Особой жестокостью, зверствами на территории района отличались офицеры военной комендатуры, полевой жандармерии, пособники из числа предателей.

    Всего из станицы Белореченской фашистами и их пособниками уничтожено за время оккупации 272 человека.

    Всего шесть месяцев "хозяйничали" фашисты в станице. Но и за это время они нанесли огромный урон району. Погромщики разрушили, сожгли все предприятия, крупные здания, школы, железнодорожные мосты и многие другие важные объекты.

    Но час возмездия приближался. С 1 января 1943 года войска Южного фронта, Северо-Кавказского фронта, закавказского фронта и Черноморской группы войск приступили к операции по освобождению Северного Кавказа.

    30 января 1943 года части 353-й СД и 31-й СД 18-й армии подошли к Белореченскому району. Противник в спешке небольшими группами отходил в направлении реки Белой.

    Части 353-й стрелковой дивизии освободили западную часть района к 31 января. Части 31-й СД, действуя в направлении Рязанской, освободили восточную часть района от реки Белой к 30 января. 31 января 1943 года советские войска вошли в Белореченскую.

    Учитель:

    Итак, ребята, мы познакомились с вашими исследованиями по истории Великой Отечественной войны на вашей малой родине, а теперь давайте попробуем нарисовать общую картину для всей Кубани.

    Двое ребят дают информацию о битве за Кавказ:

    Битва за Кавказ.

    Битва за Кавказ 1942-1943, одна из крупнейших битв Великой Отечественной войны между рекой Дон и предгорьями Большого Кавказа. Она делится на 2 периода: оборонительный (с июля 1942 до начала января 1943) и наступательный (с начала января до октября 1943).

    Немецко-фашистское комaндование, предпринимая наступление на кавказском направлении (кодовое наименование “Эдельвейс”), рассчитывало окружить и уничтожить южнее и юго-восточнее Ростова войска Южного фронта, отошедшие за реку Дон, и овладеть Северным Кавказом; затем предполагалось обойти Большой Кавказский Хрeбeт одной группой с запада, захватить Новороссийск и Туапсе, а другой группой - с востока, овладеть нефтеносными районами Грозного и Баку. Одновременно с обходным маневром намечалось преодолеть Водораздельный хрeбeт в его центральной части по перевалам и выйти в район Тбилиси, Кутаиси и Сухуми. С выходом в Закавказье враг надеялся установить непосредственную связь с турецкой армией, 26 дивизий которой были развёрнуты на границах Советского Союза, а также создать предпосылки для вторжения на Ближний и Средний Восток. Для выполнения этих планов противник выделил группу армий “А”, которая превосходила советские войска Южного фронта в 1,5 раза по личному составу (167 тыс. против 112 тыс. чел.), в танках в 9,4 раза (1130 против 121), в артиллерии в 2 раза (4540 орудий и миномётов против 2160) и в самолётах в 7,7 раза (1000 против 130).

    Наступление немецко-фашистских войск началось 25 июля 1942. Под натиском превосходящих сил противника советские войска были вынуждены отходить на юг и юго-восток. В августе - сентябре продолжались ожесточённые бои на майкопско-туапсинском и краснодарско - новороссийском направлениях. К 11 августу войскам 17-й немецкой армии удалось овладеть Майкопом и Краснодаром, к 31 августа - Анапой, а к 7 сентября выйти к северным окраинам Новороссийска, но, несмотря на отчаянные попытки, прорваться к Туапсе врагу не удалось. Не удалось немецко-фашистским войскам прорваться и к Сухуми. В августе - октябре враг упopно рвался вперёд на грозненском направлении, к 25 августа войска 1-й немецкой танковой армии овладели Моздоком, а 12 сентября - Малгобеком. Встретив решительное сопротивление на грозненском направлении, противник перегруппировал свои войска и 25 октября прорвался на Нальчик, Орджоникидзе. Под Орджоникидзе 6-12 ноября ударная группировка немецко-фашистских войск была разгромлена и отброшена на 40-50 км к Северу. В ноябре - декабре противник под ударами советских войск всюду перешёл к обороне. Героическое сопротивление защитников Кавказа сорвало планы врага. В ходе обороны Кавказа советские войска сковали значительные силы противника и нанесли ему большие потери. Это не позволило противнику в ноябре 1942 перебросить силы под Сталинград, где началось контрнаступление советских войск. Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом и развернувшееся общее наступление войск Южного фронта на ростовском направлении заставили противника начать отвод своих войск из района Моздока на северо-запад. 3 января 1943 Северная группа войск под комaндованием генерал-лейтенанта И. И. Масленникова развернула преследование противника и к 24 января освободила Малгобек, Моздок, Прохладный, Минеральные Воды, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Ставрополь, Армавир. Попытки врага закрепиться на рубеже реки Кубань были сорваны ударами советских войск, которые к 30 января освободили Кропоткин и Тихорецк, продвинувшись за январь на 650 км. Войска Черноморской группы перешли в наступление 16 января и к 4 февраля освободили Нефтегорск и Майкоп, а 9 февраля приступили к проведению Краснодарской операции, в ходе которой 12 февраля освободили Краснодар. Немецко-фашистскому комaндованию удалось часть сил группы армий “А” отвести через Ростов, а другую - на Тамань и закрепиться на заранее подготовленном рубеже (так называемая “Гoлyбая линия”). Предпринятые весной 1943 сильно ослабленными в боях советскими войсками попытки прорвать вражескую оборону успеха не имели. Осенью в ходе Новороссийско - Таманской операции 1943 (9 сентября — 9 октября) войска Северо - Кавказского фронта (с мая 1943 комaндующий - генерал-полковник И. Е. Петров) во взаимодействии с Черноморским флотом освободили Новороссийск и весь Таманский полуостров. Победа в битве за Кавказ упрочила южный фланг советско- германского фронта, в ней было достигнуто тесное взаимодействие сухопутных войск с авиацией, ВМФ и партизанами. Тысячи воинов были награждены медалью “За оборону Кавказа”, учрежденной Указом Президиума Верховного Совета СССР 1 мая 1944г.

  3. Учитель:
  4. А теперь давайте закрепим полученные знания просмотрев в/ф “ Битва за Кавказ”. (фрагмент 3 минуты).
  5. Учитель:

    Назовите периоды битвы за Кавказ?

    Ученики:

    Битва за Кавказ была в 1942—1943гг., она делится на 2 периода: оборонительный (с июля 1942г. до начала января 1943г.) и наступательный (с начала января до октября 1943г.).

    Вывод: Вы видели, что наши деды и прадеды отстояли, защитили нашу Родину. Наш край пропитан традициями воинской доблести и уважения к подвигу, милосердием и священной памятью о погибших.

    Низкий поклон рядовым воинам и комaндирам, жертвам войны и труженикам тыла, всем, кто до сегодняшнего дня числится без вести пропавшим…

    Войну нельзя забывать. Хотя бы ради памяти тех, кто ценой тяжких страданий, мук даже собственной жизни даровал нам день сегодняшний. Вечная им слава!

  6. Д/з повторить Кубань в годы Великой Отечественной войны.
  7. Подведение итогов, выставление оценок.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

08 11 2024 13:27:39

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

07 11 2024 12:32:38

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

06 11 2024 10:34:23

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

05 11 2024 2:32:54

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

04 11 2024 1:32:21

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

03 11 2024 9:14:55

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

02 11 2024 7:51:40

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

01 11 2024 3:44:36

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

31 10 2024 17:17:18

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

30 10 2024 2:59:27

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

29 10 2024 21:46:58

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

28 10 2024 15:25:33

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

27 10 2024 23:44:11

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

26 10 2024 8:48:11

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

25 10 2024 5:56:58

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

24 10 2024 19:28:27

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

23 10 2024 9:45:13

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

22 10 2024 11:41:46

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

21 10 2024 19:33:40

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

20 10 2024 12:37:36

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

19 10 2024 14:15:35

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

18 10 2024 5:33:34

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

17 10 2024 14:40:19

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

16 10 2024 14:17:57

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

15 10 2024 4:18:41

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

14 10 2024 9:30:26

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

13 10 2024 18:43:32

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

12 10 2024 14:28:34

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

11 10 2024 4:57:19

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

10 10 2024 18:28:25

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

09 10 2024 20:35:23

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

08 10 2024 5:48:57

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

07 10 2024 7:17:58

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

06 10 2024 6:10:30

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

05 10 2024 22:27:17

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

04 10 2024 4:12:20

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

03 10 2024 2:46:53

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

02 10 2024 2:33:49

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

01 10 2024 13:31:48

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

30 09 2024 1:44:59

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

29 09 2024 11:11:29

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

28 09 2024 5:17:25

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

27 09 2024 1:49:40

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

26 09 2024 4:32:26

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

25 09 2024 22:45:16

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

24 09 2024 0:40:59

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

23 09 2024 5:56:35

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

22 09 2024 21:56:11

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

21 09 2024 15:38:21

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

20 09 2024 22:41:52

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::