"Именем Святой Екатерины нареченные"
Цели:
- Популяризация роли личности Екатерины II в истории Краснодарского края и города Краснодара;
- популяризация идеи возвращения городу Краснодару его исторического имени город Екатеринодар.
- привитие любви к малой Родине, родному городу, посёлку;
- развитие интереса к истории и культуре родного города;
- формирование чувства собственного достоинства, значимости, сопричастности к родной истории;
Задачи:
- формирование позитивного общественного мнения личности Екатерины II в истории Краснодарского края и города Краснодара;
- развитие познавательного интереса и повышение уровня мотивации к исследовательской деятельности в области кубановедения; развитие речи, памяти, внимания;
- воспитание любви к истории родного города; формирование гражданственности и патриотизма.
Ход урока
1. Вводное слово учителя.
2.Работа учащихся с летописью города Екатеринодара – Краснодара.
2.1.“Дар Екатерины”…Рождение…Столетие первое”
2.2.Столетие второе. “Екатеринодар глазами современников 19 века”
2.3. “Столетие третье. Город сегодня и завтра”
3.Мини референдум учащихся по вопросу возвращения городу его исторического имени
4.Заключение. Подведение итогов урока.
Форма проведения:
Защита проектов учащихся созвучных второму этапу урока, составленных на основе материалов летописи “Екатеринодар – Краснодар 1793-1993. Два века города в датах, событиях, воспоминаниях…” с представлением мультимедийных презентаций второй этап мини референдум среди учащихся по вопросу возвращения городу его исторического имени.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, класс оформлен стендами, картинами, работами учащихся по истории города Екатеринодара – Краснодара.
Программное обеспечение:
Microsoft Offis Word,
Microsoft Power Point.
Windows Media.
Power DVD
1. Вводное слово учителя:
Учитель: “Чувство Родины у каждого из нас начинается с памяти детства”… С тепла и радости родного дома, с тех любимых и родных сердцу мест, где родился и вырос, с улочек родного города или посёлка, где бегал с друзьями босиком…
Наша Великая Родина – Россия, а самая близкая и родная малая Родина – Краснодарский край (Кубань) и город Краснодар, которому исполняется в 2008 году …?
Учащиеся: 215 лет.
Учитель: Земля кубанская – древняя земля, с незапамятных времён населяемая разными племенами, народами и этносами. Многие города нашего края строились на местах древнейших городов и поселений и насчитывают иногда несколько тысячелетий. Последние археологические раскопки на территории города Краснодара произвели сенсацию. Оказывается, во времена Бронзового века здесь уже было поселение людей европейского типа. Однако тому городу, в котором нам посчастливилось жить, суждено было родиться несколько позднее – в 18 веке. И связано это событие с именем Великой императрицы Екатерины II.
(Слайд 2)
2. “Дар Екатерины”…Рождение…Столетие первое”
Учитель: О том, как был основан наш город, какое значение в его основании имеет имя Великой Российской императрицы Екатерины II, и Святой православной Великомученицы Екатерины, день которой мы отпразднуем 7 декабря, поведают нам ребята, работавшие с летописью города.
Ученик 1:
Из материалов летописи Екатеринодара:
“10 июля 1774 г. Закончилась Русско-Турецкая война заключением Кючук Кайнарджирского мира, согласно которому Крымское ханство провозглашалось независимым от Турции. Фактически это означало, что контролируемые ими территории, в том числе по правобережью реки Кубани, переходили под протекторат России”.
(Слайд 3)
Ученик 2:
“В январе-феврале 1778 г. Генерал-поручик А.В.Суворов, осмотрев низовья Кубани, выбрал места для постройки укреплений– крепостей и фельдшанцев Кубанской кордонной линии. Одним из них стал Архангельский фельдшанец, на месте которого в последствии будет построен Главный Ореховатый кордон, а рядом, за Карасуном, заложен войсковой град Екатеринодар”.
Ученик 3:
В начале 90-х годов XVIII века трудно жилось черноморскому казачеству после разгрома Запорожской сечи. Cмepть казачьего покровителя Г. Потёмкина– Таврического принесла им зыбкость и шаткость положения во временных поселениях на черноморском побережье. Предварительно совершив экспедицию в правобережье р. Кубани на предмет пригодности к заселению, послали казаки делегацию ко всемилостивейшей императрице Екатерине II с прошением. Возглавлял посольство войсковой судья Антон Головатый.
(Слайд 4)
1.04. 1792г. Императрица приняла их. А 30.06. подписала Жалованную Грамоту.
Из материалов летописи Екатеринодара:
Ученик 1:
Черноморскому казачьему войску “в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагория со всею землёю, лежащею по правую сторону реки Кубани от устья ея к Усть Лабинскому редуту… чтобы с одной стороны река Кубань, а с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли”. В обязанность войску вменялись “бдение и стража пограничная”.
Работа учащихся с документом (см Приложения. Жалованная грамота.)
И уже 25 августа флотильи черноморцев под комaндованием войскового полковника Саввы Белого прибыла к берегам Тамани.
23 октября Захарий Чепига с войском и обозом прибыл к реке Ея и остановился на зимовку.
Весной следующего 1793 года А.Головатый собрал всех оставшихся в Слободзее казаков и их семьи и отправил на Кубань.
(Слайд 5)
Ученик 2.
9 июня 1793 г. кошевой атаман Захарий Чепига с войсковым правительством расположился лагерем в Карасунском куте, близ Ореховатого озера, а 12 июня направил войсковому судье А. Головатому письмо: “…Поздравляю Вас с прибытием в Тамань на войсковую землю… уведомляю, что я, расставивши по реке Кубани пограничную стражу, состою с правительством над оною при урочище Карасунском куте, где и место сыскал под войсковой град…”
(Слайд 6)
15 августа правительство Черноморского казачьего войска решило:
“В Карасунском куте против дубравы, называемой Круглик, в достопамятное воспоминание имени Жизнодательницы нашей Великой Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, воздвигнуть главный город Екатеринодар, построить в нём войсковое правительство и сорок куреней”
(Слайд 8)
Учитель:
Так наш город обрёл место рождения и своё славное величавое имя ЕКАТЕРИНОДАР. Ангелом-хранителем, покровительницей города стала Святая великомученица Екатерина, хранившая город и его жителей в самые трудные времена.
(Слайд 7)
Сообщение уч-ся о Святой великомученице Екатерине
18 сентября началось размежевание города. День Святой Екатерины, 24.11.1793 г., назван датой его основания.
“Порядок общей пользы”, принятый 1.01. 1794 официально закрепил название и статус города как административного центра казачьего войска.
(Слайд 8-9)
20 октября Данила Волкорез был “избран” первым городничим, который провёл первую в истории перепись населения.
(Слайд 10)
По материалам переписи Д.Волкореза:
“…На 11 11 1794 года в Екатеринодаре имелось :
9 домов,75 хат “на версии”, 154 землянки, 42 казака своего жилья не имели.
По “художествам” (занятиям) горожане распределялись следующим образом:
Хлеборобы – 71 |
плотники – 11 |
Пекари – 36 |
ковали (кузнецы) – 7 |
Шевцы (сапожники) – 27 |
резники(мясники) – 6 |
Кравцы(портные) – 19 |
ткачи – 5 |
Бондари – 3 |
священник – 1 |
Гончары – 2 |
диакон – 1 |
Иконописцы – 2 |
винокур – 1 |
Музыканты – 2 |
22 екатеринодарца “промышляли разно” (охотой, рыбной ловлей, бортничеством и т.д.”
Задание для учащихся. Анализ документа:
– Каков социальный состав первых жителей города?
– Хаpaктерна ли социальная и имущественная дифференциация общества?
– Какова общая численность населения Екатеринодара?
2.2.Столетие второе. “Екатеринодар глазами современников 19 века”
Учитель: Начало нового столетия Екатеринодар встретил с утверждения в должности нового атамана Черноморского казачьего войска Ф.Я. Бурсака. 5 октября 1802 г. Освящён войсковой собор во имя Воскресения Господня.
(Слайд 11)
В 1803 г. Открыта казачья школа, а через год училище для обучения казачьих детей наукам.
Задание для учащихся:
Прочесть заранее подобранные из дополнительной литературы
Воспоминания очевидцев о Екатеринодаре 19 века.
Учащиеся:
В июле 1808 г. Француз Карл Сикар, побывавший в Екатеринодаре писал:
“ Уже шесть дней как мы здесь находимся, и я хочу отдать вам отчёт о моих наблюдениях о Екатеринодаре и казаках, в нём живущих. Сей город в окружности столь же велик как и Париж… Улицы в нём чрезвычайно широки, а места – суть обширные равнины… Дамы строены в одно только жильё и крыты соломою; у каждого есть свой сад, а иногда маленькой стороне песок…
“ Население дополняется всякий год новыми казаками. Все они записаны в полк – и действительно солдаты. Презрение богатсва есть главная черта их хаpaктера.” – Писал некто С. Медик их столицы.
Учитель: В 1809 г. В Екатеринодаре родилось 247 чел. ( 122 мужчины, 125 жен. ) умерло 165 чел. ( 144 муж. И 51 жен.), заключено 76 бpaков.
(Слайд 12)
В 1810 г. 2 августа благодаря хлопотам протоирея Черноморского казачьего войска К. В. Россинского “Для благолепнейшего богослужения” был основан певческий хор ( существующий и поныне – Кубанский казачий хор )
(Слайд 13)
Кирилл Васильевич стал просветителем земли Кубанской. Первая школа преобразована в 1806 году в училище (такие же училища были образованы в городах и столицах края), 1820году создана гимназия.
“Служа другим, расточаю себя” – девиз с которым жил К.В.Россинский. Важное место в жизни казачьего града и казаков занимала духовность и религия. Поэтому в городе с самого начала строились православные церкви и соборы. Первым был Войсковой Воскресный собор, стоявший на территории Екатеринодарской крепости в 1802 г.
В 1814 освящена церковь святой Екатерины, которая в 1914 году была переселена в наш посёлок, но, к сожалению, сгорела наша церковь в 1978 году.
(Слайд 14)
В 1849 году император Николай I утвердил герб г. Екатеринодара, который воплотил символику императрицы Екатерины второй и кубанского казачьего войска и других императоров России.
(Слайд 15)
XIX век это век расцвета г. Екатеринодара.
Город строится, расширяется стремительными темпами и к концу XIX века численность жителей превышает уже 5000 чел.
“Застывшей музыкой” называют современники архитектурные постройки центра города.
Учитель: рассмотрим результаты предварительной работы учащихся с источниками: (слайд 16)
Население Екатеринодара
1805 г. |
1809 г. |
1811 г. |
1854 г. |
1897 г. |
|
Общая численность |
1710 |
2500 |
2345 |
10554 |
65606 |
Мужчин |
1108 |
1506 |
5629 |
34494 |
|
Женщин |
602 |
4925 |
31112 |
Население большей частью потомки запорожских казаков.
1897 |
|
Уроженцев | 24874 |
Приезжих | 5495 |
Иногородних | 1043 |
Задание учащимся:
? С чем связано значительное увеличение численности населения города в XIX веке?
Учащиеся:
Много замечательных людей, деятелей науки, культуры просвещения бывают в Екатеринодаре и ленту в его строительство и развитие. Скульптор Микешин, архитектор Н. М. Козово – Полянский, Козлов, А. П. Косякин создают архитектурное лицо города. Здесь бывали А. Пушкин,
М. Лермонтов, И. Репин.
Посещали город и императоры Российские Александр II,Александр III.
Физик Академик Коваленко основал картинную галерею и его назвали кубанский Третьяков.
Е. Д. Фелицын изучал древнее прошлое края и основал историко – археологический музей.
В 1867 году город перестал быть войсковым и получил статус Гражданского и сюда начался приток “иногородних”. Так называли всех людей неказачьего сословия, прибывших в город из разных регионов России. Во второй половине 19 века в городе строились новые здания, открывались институты, городские суды, метеорологические станции, новые библиотеки, создавались музеи, появилось электрическое освещение.
(Слайды 17-20)
В 1896г. на улице Красной рядом с областным правлением открылась выставка “живых фотографий” – прообраз кинематографа, который демонстрировался в Екатеринодаре на год раньше парижского киносеанса братьев Люмьер.
В 1897 г. в начале бульвара по ул. Красной был сооружён по проекту архитектора В.А. Филиппова обелиск в честь 200-летия Кубанского Казачьего войска (историю войска отсчитывали от хопёрских полков, сформированных при Петре Великом – в 1696 году). В 30-х годах прошлого, 20-го, века он был снесён.
Своё столетие в 1893 году город встретил без особых празднеств.
2.4. “Столетие второе”
Рассказ группы учащихся о Екатеринодаре-Краснодаре в 20 веке:
“6 мая 1907 года в Екатеринодаре состоялось открытие памятника Екатерине II по проекту знаменитого русского скульптора М.О. Микешина (завершал работу Б.В. Эдуардс).
А 10 декабря 1900 года состоялось освящение екатеринодарского трамвая и открытие трамвайного движения в городе.
Екатеринодар продолжал формироваться как крупный промышленный центр. В 1911 г. состоялось освящение первого завода по производству машин и орудий для глубокого бурения нефтяных скважин “Кубаноль”, первого не только в Кубанской области, но и в России. Сейчас это завод им. Седина. Маслобойня братьев “Аведовых”, “Жиртрест”, “Мармеладная фабрика” составляли гордость промышленности Екатеринодара.
(Слайд 21)
“Завершилось строительство Екатерининского собора– самого большого в области, способного вместить четыре тысячи человек. Оно продолжалось 14 лет и стоило 300 тысяч рублей, не считая расходов на внутреннюю отделку собора”,– говорилось в Кубанских областных ведомостях за 27 марта 1914г.
(Слайд 22-23)
Первая мировая война 1914 года, революция 1917-го, а затем и гражданская война нарушили мирную жизнь екатеринодарцев. Эти события не только унесли много человеческих жизней, но и разрушили вековые устои жизни страны. Екатеринодару, цветущему южному городу со 100-тысячным населением, суждено было оказаться в эпицентре этих исторических событий.
В 1920 город начал жить с новым именем.
Однако антирелигиозная и нетерпимая к сохранению памятников истории и культуры политика советского правительства сыграла свою отрицательную роль. Власть большевиков изменила внешний облик города Екатеринодара и его внутреннее содержание. У него – отняли имя…,его лишили герба, уничтожили памятники истории и культуры…
Работа с учащимися:
- Какие памятники истории и культуры были уничтожены с 1918 по 1940 гг.?
- Какие политические процессы повлияли на решения в отношении к культурным и религиозным ценностям?
- Почему такая же судьба ожидала и название города?
(Слайд 24-26)
7 декабря 1920 года. Постановлением Наркомата внутренних дел РСФСР №24378, город Екатеринодар, согласно ходатайства Кубчерревкома, был переименован в Краснодар.
Менялся статус города. С 1924г. он был центром Кубанского округа, с 1930г. – лишь районным центром, и только с образованием в 1937г. Краснодарского края он стал его столицей, что повлекло за собой бурное экономическое и культурное развитие.
Созидательную работу жителей нашего города прервала Великая Отечественная война с фашистской Германией. Война коснулась пpaктически каждой семьи. Предприятия города работали на оборону.
С 12 августа 1942 по 12 февраля 1943 года Краснодар был оккупирован немецко-фашистскими войсками, нанесшими городу большой ущерб. Оккупация города длилась шесть месяцев, которые стали самыми страшными за всю его историю: мученической cмepтью погибли 13 тысяч жителей города. Для уничтожения населения в Краснодаре фашисты впервые применили душегубки (грузовой автомобиль с герметичным кузовом, куда поступал отработанный выхлопной газ двигателя). Город был в развалинах, пpaктически весь разрушен.
(Слайд 27-29)
После войны он был заново отстроен и реконструирован, но планировка улиц центральной части города сохранилась в том виде, в каком она была с начала 19 века. Центральной улицей Краснодара, как и прежде, является улица Красная, где здания – магазины, гостиницы, банки, – сжимают её, как уступы реку, чтоб вновь выпустить на простор на площади Революции.
За весь послевоенный период Краснодар превратился в крупнейший промышленный, научный и культурный центр Юга России, и, шагнув в третье тысячелетие, город и его жители не только стали смело смотреть в будущее, но и строить настоящее.
В городе появилась своя набережная, хорошеют парки, облагораживаются Карасунские озёра, развиваются новые микрорайоны.
(Слайды 30-38)
2.3. “Столетие третье. Город сегодня и завтра”
Просмотр видеофильма “Краснодару – столичный облик”. Прослушивание стихотворений, сочинённых учащимися и учителями в честь города Екатеринодара – Краснодара.
3. Мини референдум учащихся по вопросу возвращения городу его исторического имени.
Учитель:
Сегодня среди жителей Краснодара идёт полемика по поводу возвращения городу его исторического имени. На сайте http://ekaterinodar.com проводится интернет голосование, в котором Вы можете принять участие. С результатами голосования можно познакомиться из предложенного Вам документа. Давайте мы сейчас внесём свой вклад в будущее нашего любимого города и условно проголосуем за его будущее имя.
4. Заключение. Подведение итогов урока.
Приложения
Презентация
Конспект урока изучения нового материала по предмету «Обществознание», дающего представление о социальных нормах, помогающих регулировать поведение в обществе. Цель урока: воспитывать готовность к соблюдению социальных норм....
28 01 2023 7:47:23
Урок посвящен выдающемуся политическому деятелю, руководителю, ученому-экономисту Республики Саха (Якутия) Исидору Барахову. Целью урока является ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью И.Барахова. В ходе урока дети получают знания путем работы с источниками. Урок также способствует воспитанию уважения к истории родного края.
...
27 01 2023 7:30:50
Интеллектуально-правовая игра ориентирована на учащихся 9–11-х классов. Сегодня эти старшеклассники еще не являются избирателями, но пройдет год и многим из них придется делать выбор. В основе игры лежит законодательная база, а игра поможет в интересной игровой форме изучить материал по этому вопросу. Игра апробирована в межвыборный период и проведена на межмуниципальном уровне при поддержке городской территориальной избирательной комиссии....
26 01 2023 6:58:52
Урок с использованием мультимедиа-технологий позволяет учащимся приобщиться к культурным ценностям страны: не только совершить экскурсию по залам Третьяковской галереи, но и попробовать себя в роли искусствоведов, погрузиться в мир театра XIX века....
25 01 2023 10:25:49
Тема "Эпоха просвещения" изучается в курсе "Новая история" 2 часа. Обилие фактического материала, яркие исторические персоны, богатейший спектр художественных произведений затрудняют целостное восприятие эпохи. Поэтому целесообразно провести повторительно-обобщающий урок в игровой форме. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа, элементы проектной деятельности – все это способствует высокому темпу работы на уроке. Для глубинного анализа темы использовались два художественные произведения: "Лунная соната" Людвига ван Бетховена и репродукция картины Уильяма Хогарта "Модный бpaк" (картина затрагивает нравственные проблемы общества эпохи Просвещения)....
24 01 2023 2:36:10
Урок по истории России с древнейших времен до конца XIX века для учащихся 8-10-х классов, построенный по типу популярной телевизионной интеллектуальной игры "Своя игра" и рассчитан на 1-2 часа. Это один из способов сделать повторительно-обобщающее занятие увлекательным и запоминающимся, поддержать интерес учащихся к изученному материалу.
Целью данной разработки является активизация изучения и закрепления учащимися понятий, определений, терминов, событий, явлений, фактов, хронологии и т.д.
Эту разработку можно использовать и для внеклассного мероприятия, и для недели истории в школе.
...
23 01 2023 16:57:21
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
22 01 2023 2:47:31
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
21 01 2023 19:17:52
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
20 01 2023 6:32:24
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
19 01 2023 1:38:52
Автор знакомит учащихся с образом Владимира Красно Солнышка, целями проводимых им войн, походов и реформ....
18 01 2023 20:47:53
В статье автор поднимает проблему познания природы человека через самопознание. Актуальность данного исследования в формировании «Я – концепции», представлении человека о самом себе через мнения других людей и соотнесении себя с другими. В процессе дискуссии у старшеклассников развиваются навыки самоанализа, изучения себя через образы и ситуации с учетом мнения других людей....
17 01 2023 23:42:24

На уроке через исторические сведения об орудиях Великой Отечественной войны автор статьи показывает учащимся влияние трудового порыва и творчества на героизм народа. Воспитывает патриотизм и уважение к истории России. В ходе урока представлены как индивидуальные, так и разные модели коллективной деятельности учащихся, воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков....
16 01 2023 14:35:57
Урок позволяет расширить знания учащихся о стадиях, классификации, стратегиях разрешения социального конфликта. Промежуточная диагностика знаний, записи в рабочих листах, проблемное задание дают возможность накапливать необходимый материал для дальнейшей работы с заданиями ЕГЭ. Презентация наглядно показывает и объясняет сложную терминологию....
15 01 2023 17:16:14
В канун 65-летия Победы предлагается сценарий для проведения воспитательных мероприятий по теме. Цели и задачи: формирование знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах; нравственно-патриотическое воспитание школьников; воспитание любви и уважения к своему народу, к истории страны, бережного отношения к ветеранам.
...
14 01 2023 22:57:22
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур.
...
13 01 2023 6:27:12
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
12 01 2023 16:41:27
Урок проводится при изучении курса МХК в 8-м классе. На уроке предусматривается активная познавательная и творческая деятельность школьников на основе эмоционального восприятия в условиях погружения в атмосферу православного искусства. Урок также может быть проведен при изучении курса истории России....
11 01 2023 22:37:39
Урок создает возможность для многостороннего и глубокого рассмотрения проблемы, приучает ребят не принимать на веру безапелляционные мнения. Вместе с тем он требует от учащихся серьезной подготовки. Для того чтобы вжиться в образ, в эпоху, понять, чем жили люди, как они мыслили, чувствовали, действовали, учащиеся должны изучить самые разные источники – документы, мемуары, историческую литературу.
...
10 01 2023 10:29:52
Проектная деятельность в школе вызвана пpaктической потребностью общества в личности, обладающей логическим мышлением. Эта потребность связана с общей тенденцией к свободному обществу, в котором адаптируется свободная, творческая личность. Очевидно, что адаптация личности в этом обществе подразумевает социальное творчество, основанное на реконструировании старых и конструировании новых ценностей, что невозможно без проектной деятельности....
09 01 2023 22:38:18
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне.
Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв".
...
08 01 2023 8:37:28
Представлен урок изучения нового материала в 5-м классе по теме "Древний Египет"....
07 01 2023 3:34:43
Урок развивает навыки работы с текстом. По форме урок представляет собой пpaктикум. При работе с текстом содержание усваивается эффективнее. Особенность урока состоит в помощи учителя, ориентировки к действиям. Оба текста одинаковы построены. Первый текст разделен на абзацы, второй – нет. Ученику необходимо перенести действия с первым текстом на второй....
06 01 2023 23:30:36
Работа содержит тематические задания для отработки заданий группы «А» ЕГЭ по истории. Тематические тесты «История России с древнейших времен до XVII в.». ориентированы на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче ЕГЭ. Задания акцентируют внимание на формулировках заданий, помогут избежать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене. Использовать предлагаемые тестовые задания можно в классе и дома....
05 01 2023 1:48:15
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
04 01 2023 12:26:22
В программе по обществознанию в 6-м классе есть особая тема – это «Конституция России» и «Конституция Республики Коми». На уроке идет ознакомление детей с основным законом страны – Конституцией, с государственными символами РК. Чтение текста гимна (перевод с коми языка, прослушивание на коми языке). Одна из главных целей – это воспитание любви и уважения к родине (малой родине), ее законам, формирование представлений о правах и обязанностях граждан страны, в том числе детей....
03 01 2023 14:45:17
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
02 01 2023 2:34:16
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
01 01 2023 18:42:34
Это конкурс-викторина в форме известной телевизионной игры "Умники и умницы".
В соревновании учащиеся должны показать свои знания о выдающихся наших полководцах, начиная со времён Киевской Руси и до нашего времени. Тема представляет интерес как для учителей истории, так и для организаторов внеклассной работы в средней школе.
...
31 12 2022 19:40:29
Этот урок проводится с использованием опopных сигналов, национально-регионального компонента и элементов интеграции истории и английского языка. В процессе объяснения нового материала идет сравнение двух культур: ненецкой и индейской. Целью урока является сформирование у учеников представления об основании колоний в Северной Америке....
30 12 2022 3:25:21
Цели и задачи урока: проверить и закрепить у учащихся знания особенностей о географическом положении, природе, занятиях жителей, культуре, религиозных верований каждого из древних государств Междуречья; познакомиться с понятием стендовый доклад, научиться презентовать и защищать его....
29 12 2022 14:59:54
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
28 12 2022 13:18:32
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
27 12 2022 8:18:48
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
26 12 2022 20:36:54
На уроке создается образ эпохи Первобытного мира. Учащиеся учатся находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившееся со времен Первобытного мира; учатся сравнивать, формулировать вопросы, работать с текстом, картой, иллюстрацией....
25 12 2022 21:46:50
Цель: изучение вопроса о многообразии способов познания мира в ненаучном познании, деловая игра с защитой презентаций пяти групп учеников и учителя для закрепления вопроса в форме ЕГЭ....
24 12 2022 1:12:41
При написании сценария поставили перед собой цель: сформировать у учащихся культуру мира понимания и осознать исторического прошлое и будущее в нем; привить чувство гражданской ответственности, достоинства, уважение к истории и культуре своей страны; уважению старшему поколению. Знать и понимать значение слов: война, хлеб, холод. Учащиеся должны знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа. Не зная истории, мы не сможем узнать настоящего, а тем более будущего нашей Родины....
23 12 2022 10:46:40
Сценарий урока был использован в проведении поселкового праздника. Его можно использовать на уроках истории при изучении темы «Смутное время» в 7–10-м классе и для проведения внеурочного мероприятия. В сценарий включена авторская поэма «Русская смута»....
22 12 2022 20:11:34
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
21 12 2022 22:18:20
Урок позволяет систематизировать знания учащихся о правителях Древней Руси, их политике и событиях IX—XII веков, помогает установить причинно-следственные связи событий Древней Руси, раскрыть их сущность.
...
20 12 2022 21:18:11
Урок "Народническое движение" второй урок в изучении темы. На первом уроке учащиеся, работая в группах, определили основных представителей народнического движения, направления и методы их борьбы. На втором уроке звучит отчет групп и дальнейшее изучение темы. На уроке сопоставляется терроризм XIX века и современный терроризм....
19 12 2022 18:16:23
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
18 12 2022 0:20:25
Данная работа по истории содержит электронное пособие "Справочник. Русь в IX-XII веках". Справочник состоит из 3-х глав: исторические термины, персоналии, даты. Проект может использоваться в 10-х и 6-х классах как при изучении нового материала, так и для отработки основных понятий, дат, персоналий на уроках повторения....
17 12 2022 2:17:37
Стремительно развивающийся научно-технический прогресс стал основой глобального процесса информатизации и интеграции всех сфер жизни общества. Предлагаемая стратегия призвана раскрыть возможности обучающихся на основе преемственности и многоуровневых программ....
16 12 2022 7:48:25
Учащимся 6-х классов трудно усвоить понятия «свобода», «закон», «парламент», поэтому на уроке используется большое количество наглядного материала: презентация учителя, презентации учеников; устанавливается связь с современностью (например, с российским парламентом). Уровень усвоения материала урока проверяется тестом....
15 12 2022 16:42:44
Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, основной проблеме в экономике, ограниченности ресурсов и проблемы выбора....
14 12 2022 12:21:17
Игра «Но вечный выше нас закон» проводится для учащихся 7–8-х классов. В течение игры расширяются правовые знания учащихся, формируются базисные знания о государстве, праве, развивается интерес к правоведению....
13 12 2022 19:50:13
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
12 12 2022 23:48:30
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
11 12 2022 12:51:52
Урок для 11-го класса разработан с применением метода проектной технологии при полной самостоятельной деятельности учащихся. К данной разработке прилагается технологическая карта (памятка) для самостоятельной деятельности и тесты для первичного контроля. Такая методика позволяет при полной самостоятельной деятельности учащихся усвоить новый материал в большем объеме с хорошими результатами усвоения.
...
10 12 2022 17:52:43
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::