Об изучении творческого наследия А.Е. Преснякова в школе > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Об изучении творческого наследия А.Е. Преснякова в школе


    Об изучении творческого наследия А.Е. Преснякова в школе

Имя А.Е. Преснякова (1870-1929 гг.) – крупнейшего исследователя истории Киевской Руси и Московского государства отнесено к плеяде тех ученых новаторов, которые внесли значительный вклад в развитие отечественной историографии. Не случайно в 1929 году кандидатура члeна корреспондента Академии Наук и профессора Ленинградского университета А.Е. Преснякова была выдвинута в академики. По этому поводу И. Татаров писал: “Бесспopно, это одна из наиболее удачных кандидатур, полностью отвечающая выставленным требованиям. В лице А.Е.Преснякова мы имеем крупнейшего ученого, насчитывающего 35 лет плодотворной научной работы, человека широкого теоретического охвата и большого педагогического опыта.”[1]

Доктор исторических наук М.Н.Мартынов, являвшийся в 20-ые годы XX века студентом факультета общественных наук Ленинградского университета, в своих воспоминаниях называл А.Е. Преснякова “замечательным мастером по изучению Киевской и Московской Руси”, поражавшего своих студентов “прекрасным знанием исторических источников этой эпохи и умением из сложных и противоречивых показаний источников воссоздать подлинное историческое прошлое…” [2]

В 20-е годы XX века А.Е. Пресняков успешно разpaбатывал декабристскую тематику, положив “почин” монографического изучения дня восстания 14 декабря.” [3] В это же время им были написаны два крупных очерка, посвященных Александру I и Николаю I. [4]

Вклад А.Е. Преснякова в изучение отечественной истории признан крупными учеными Л.В.Черепниным, И.И.Смирновым, А.М.Сахаровым и другими.

Несомненно, творческое наследие А.Е. Преснякова по истории феодальной России представляет собой золотой фонд отечественной историографии.

К сожалению, труды А.Е. Преснякова остаются и по сей день недоступными широкому кругу читателей, поскольку переизданы из них лишь некоторые. [5] Отсюда возрастает значение работ, в которых проанализированы взгляды А.Е. Преснякова о Киевской Руси, причинах образования Великорусского государства, о Московском государстве XVI - XVII веков, движении декабристов. [6]

Богатейшее творческое наследие историка, представленное в указанных работах, может быть использовано в школе при проведении факультатива “История исторической науки в России”, а также при изучении отдельных тем по истории Отечества феодального периода в 6,7,8,10 классах.

Правомерно отметить, что будучи крупным ученым, А.Е. Пресняков начинал свой педагогический путь в средней школе, где был лет 15 преподавателем истории. [7]

При изучении темы “Образование Древнерусского государства” учитель может обратиться к той части нашей работы “А.Е. Пресняков о Киевской Руси”, где историком излагается важнейший вопрос о руси и варягах, который решается им в духе норманской теории. Последняя служит Преснякову основой для доказательства норманского происхождения Киевской Руси. Следовательно, при изложении варяжской проблемы учитель имеет возможность проиллюстрировать ее конкретно на примере исторических взглядов А.Е. Преснякова.[8]

В представленной работе показывается, что яркие страницы исследований Преснякова посвящены хаpaктеристике дружины. Умело комбинируя данные источников, опираясь на обширный сравнительный материал, Пресняков мастерски охаpaктеризовал состав дружины, круг ее действий, основные этапы ее исторического развития. Данная хаpaктеристика дружины, несомненно, будет полезной на уроке “Киевская Русь в IX - X вв.”

При изучении темы “Возникновение самостоятельных русских княжеств в XII - XIII вв.” учитель имеет возможность обратиться к описанию Новгородского вече, сделанного Пресняковым, которое в его изображении, как показано в нашей работе, превращалось в орудие боярского класса.[9]

Думается, что интерес для учителя представят те части предлагаемой работы, в которых содержатся интересные замечания А.Е.Преснякова о боярском землевладении и категориях зависимого населения (смердах, закупах, изгоях ).

Труды А.Е. Преснякова, посвященные образованию Великорусского государства и его дальнейшей эволюции в XVI - XVII веках, дают учителю богатейший материал по различным проблемам этого периода. Так, при хаpaктеристике Владимиро-Суздальской земли учитель может опереться на мнение Преснякова о высоком уровне развития этого края в XII - XIII веках, который, как указано в нашей работе “А.Е.Пресняков о причинах образования Великорусского государства”, отметил наличие прочной и преемственной княжеской власти, сильного боярства, значительной торговли по Волжскому пути, развитой местной культуры.

Указанная выше работа позволяет, основываясь на выводах Преснякова, убедительно показать отрицательную роль монголо-татарского нашествия и ига в истории Северо-Восточной Руси, ибо монгольское вторжение охаpaктеризовано Пресняковым как “катастрофа”, резко изменившая “общие условия положения Великороссии”. [10] Для того, чтобы расширить историографические знания учащихся об изучаемом событии учителю следует привлечь оценочные суждения В.О. Ключевского и С.М. Соловьева о роли монголо-татарского нашествия в истории Руси, которые приведены в нашей работе. Следует предложить учащимся высказать свое мнение по данному вопросу, что позволит дискуссионным путем достичь истины, а также создать у учащихся представление о развитии исторической науки.

Ощутимую помощь учителю окажет, на наш взгляд, рассматриваемая работа при изучении темы “Предпосылки образования единого Русского государства”, а также при рассмотрении вопроса о “Возвышении Москвы”.

Опираясь на содержание работы “А.Е. Пресняков о причинах образования Великорусского государства”, учитель имеет возможность представить широкий круг причин, в том числе нетрадиционных для советской историографии, воздействовавших на процесс образования единого Российского государства. Последнее, как показано в работе, формировалось, по Преснякову, под влиянием внешнеполитических, социально-экономических и этнографических факторов. Однако учителю следует учесть особенность концепции Преснякова, заключавшейся в том, что решающее значение он придавал внешнеполитическому фактору, возбуждавшему, по его мнению, действие внутренних процессов. Думается, что учет различных исторических факторов, воздействовавших на процесс образования единого Российского государства, в том числе нетрадиционных, будет способствовать более полному восприятию учащимися исторического процесса, приведшего к созданию на Руси единого государства.

Излагая вопрос о возвышении Москвы, учитель, используя материалы нашей работы, может на конкретных примерах, описанных Пресняковым, показать весь спектр упopной борьбы между различными княжествами за главенство в русских землях. Как подчеркнуто в работе, Пресняков не ограничился описанием истории Московского княжества, как это делали, главным образом, его предшественники и современники, а нарисовал подробную картину взаимоотношений между Московским, Тверским, Рязанским и Нижегородским княжествами, определявшими, по его мнению, с середины XIV века ход исторической жизни Великороссии. Изучив направление их внутреннего развития и положение, Пресняков заключил, что ни одно из них, кроме Московского, не смогло выступить в роли объединителя Руси.

Несомненный интерес для учителя истории представят, на наш взгляд, суждения Преснякова о роли боярства и церкви в создании единого Российского государства. [11]

Думается, что историк не обойдет вниманием мысль Преснякова о том, что Московское государство строилось “на дворянском землевладении и закрепощении крестьянства”.[12]

В работах Преснякова содержатся яркие хаpaктеристики людей Смутного времени. Историк мастерски нарисовал образы таких видных деятелей “Смутного времени”, как Прокопий Ляпунов, Филарет Никитич, Кузьма Минин, посвятив им отдельные статьи. (“Московское государство XVI - XVII веков в творческом наследии А.Е. Преснякова.” [13] При изучении темы “Россия в начале XVII века” учитель может воспользоваться названными хаpaктеристиками, что значительно оживит урок.

Значительное внимание в творческом наследии А.Е. Преснякова уделено изучению движения декабристов, причем восстанию 14 декабря 1825 года посвящена специальная монография. [14]

На широкой источниковой базе в ней воспроизведена историческая канва событий 14 декабря.

Опираясь на материалы указанной работы, учитель углубит фактические знания учащихся о восстании декабристов, в том числе о роли Милорадовича в событиях междуцарствия, значении в событиях Константина. Учитель подробно может представить план движения правительственных войск.

Пресняковым также, как показано в нашей статье “Оценка А.Е. Пресняковым политических программ декабристов”, изучены программные документы “Южного” и “Северного” обществ декабристов, причем одним из первых в литературе 20-х годов XX века Пресняков заговорил о “революционной направленности программы северной организации”. Историком достаточно полно определены причины поражения движения декабристов и показано его историческое значение[15]. Данные материалы помогут, на наш взгляд, сделать урок о декабристах более ярким и убедительным.

Более подробно и систематизировано творческое наследие А.Е. Преснякова может быть представлено при изучении темы “Отечественная историография конца XIX – начала XX века” в курсе факультатива “История исторической науки в России”.

Несомненно, обращение к творческому наследию выдающегося историка А.Е. Преснякова будет способствовать развитию исторического мышления учащихся, интереса к познанию прошлого, обогатит их общий кругозор.

1. Татаров И. Проф. А.Е.Пресняков (Перед выборами новых академиков) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов. - 1928.-14 октября.- № 240 (3474).

2. Мартынов М.Н. Экзаменует Жизнь // В кн.: На штурм науки. Воспоминания бывших студентов факультета общественных наук Ленинградского университета. Л., 1971. С. 63.

3. Нечкина М.В. Движение декабристов. Т.1. М., 1955. С.34.

4. Пресняков А.Е. Александр 1. Пб., 1924; его же. Апогeй самодержавия. Николай I. Л., 1925.

5. А.Е.Пресняков. Российские самодержцы. М., 1990; его же. Княжое право в древней Руси. Очерки по истории X - XII столетий. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М., 1993; его же. Образование Великорусского государства. М., 1998.

6. Paкитин С.А. А.Е.Пресняков о Киевской Руси /МГПИ им. В.И.Ленина. М., 1987.- 87с. Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР № 31136 от 9.09.1987 г.; его же. А.Е. Пресняков о причинах образования Великорусского государства /МГПИ им. В.И.Ленина. М., 1988.- 56 с. Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР № 35329 от 25.08.1988 г.; его же. Московское государство XVI - XVII веков в творческом наследии А.Е Преснякова / МГПИ им. В.И.Ленина. М., 1989.- 179 с. Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР № 39661 от 5.10.1989 г.; его же. Оценка А.Е.Пресняковым политических программ декабристов // В кн.: Из истории общественно-политической мысли России XIX в. М., 1985. С.35-51.

7. Платонов С.Ф. А.Е.Пресняков. Некролог. // Известия АН СССР, VII серия. Отделение гуманитарных наук. Л., 1930. № 2. С.83.

8. Paкитин С.А. А.Е.Пресняков о Киевской Руси. С. 55-60.

9. Там же. С. 72-74.

10. Paкитин С.А. А.Е.Пресняков о причинах образования Великорусского государства. С. 26-27.

11. Там же. С. 32-37.

12. Там же. С. 49.

13. Paкитин С.А. Московское государство XYI - XYII веков в творческом наследии А.Е.Преснякова. С.147.

14. Пресняков А.Е. 14 декабря 1825 года. М., 1926.

15.  Paкитин С.А. Оценка А.Е. Пресняковым политических программ декабристов. С.35-51




Уроки объяснения нового материала по теме "Право как особая система норм" в курсе обществознания 10-го класса


    Уроки объяснения нового материала по теме "Право как особая система норм" в курсе обществознания 10-го класса

      Уроки "Источники права" (2 ч.) построены на основе методики деятельностного подхода в изучении обществознания. Главное место на уроках отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников. Сочетая объяснение нового материала с самостоятельной работой учащихся, учитель добивается развития разнообразных компетенций учеников. ...

24 01 2022 2:41:22

Тесты по теме "История России с древнейших времен до XVII в." для подготовки к ЕГЭ по истории


    Тесты по теме "История России с древнейших времен до XVII в." для подготовки к ЕГЭ по истории

      Работа содержит тематические задания для отработки заданий группы «А» ЕГЭ по истории. Тематические тесты «История России с древнейших времен до XVII в.». ориентированы на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче ЕГЭ. Задания акцентируют внимание на формулировках заданий, помогут избежать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене. Использовать предлагаемые тестовые задания можно в классе и дома....

23 01 2022 10:40:19

Классный час "Никто не забыт, ничто не забыто…"


    Классный час "Никто не забыт, ничто не забыто…"

      Цели классного часа: дать информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии; сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите....

22 01 2022 7:22:46

Терроризм и экстремизм – проявление ненависти или глупости?


    Терроризм и экстремизм – проявление ненависти или глупости?

      Мероприятие для 11-го класса представлено в форме устного журнала состоящего из следующих страниц: 1. «Проявление экстремизма в крестовых походах»; 2. «Экстремизм. Фашизм. Нацизм»; 3. «Экстремизм и международный терроризм»....

21 01 2022 15:13:49

Урок истории "Личность Ивана IV. Внутренняя политика". 10-й класс


    Урок истории "Личность Ивана IV. Внутренняя политика". 10-й класс

      Для раскрытия данной темы учитель использовал работу в парах, проблемный вопрос, предварительное индивидуальное задание. Мотивация учебной деятельности ведется на всех этапах урока. Работоспособность учащихся обеспечивается за счет частой смены деятельности, проблемного вопроса, заинтересованности в начале урока....

20 01 2022 12:18:49

Я б в избиратели пошел, пусть меня научат!


    Я б в избиратели пошел, пусть меня научат!

      Данный курс призван заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к участию в политических процессах страны, республики, города. Формирование у учащихся активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав, в том числе избирательных, – одна из важнейших задач школы....

19 01 2022 12:26:47

Методическая разработка урока истории "Защита Отечества - общее дело"


    Методическая разработка урока истории "Защита Отечества - общее дело"

      Задача уроков истории – показать события прошлого и их связь с настоящим. Особенное место занимает изучение периодов, во время которых происходили важные для патриотического воспитания события....

18 01 2022 6:53:15

Тема урока по УТП: "Литература и искусство"


    Тема урока по УТП: "Литература и искусство"

      Основная цель представленной работы: дать представление о становлении и развитии светских жанров русской литературы; показать особенности культуры барокко и классицизма в русской живописи, архитектуре и скульптуре....

17 01 2022 6:19:15

Путь 12-й Гвардейской Краснознаменной Пинской ордена Суворова дивизии к Великой Победе


    Путь 12-й Гвардейской Краснознаменной Пинской ордена Суворова дивизии к Великой Победе

      Легендарная дивизия прошла путь от Москвы до Берлина, в послевоенные годы ветераны дивизии дружны, стараются общаться. Их родные ведут поисковую работу, организуют встречи и праздники. Урок продуман так, чтобы ученики смогли понять: история войны и жизнь ветеранов – это не сказка, не забытая история. И сегодня жив дух ветеранов, растет надежная смена патриотов, чтящих историю и традиции своей державы....

16 01 2022 18:31:29

Применение опopных конспектов на уроках экономики


    Применение опopных конспектов на уроках экономики

      На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....

15 01 2022 22:40:14

Деловая игра по обществознанию «Что такое мое Я?»


    Деловая игра по обществознанию «Что такое мое Я?»

      Материал можно использовать как на уроках обществознания, при изучении темы "Самопознание подростка" в 7-м классе, так и на классном часе. Полученные знания необходимы учащимся для подготовки к социализации, основанной на знании своего "Я", и умении применить эти знания в процессе адаптации. Занятие проводится в форме деловой игры, с использованием компьютерных технологий....

14 01 2022 8:15:45

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках истории в профильном классе


    Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках истории в профильном классе

      Научные работники и педагоги Кузбасса выстроили систему комплексного мониторинга, которая позволяет отслеживать динамику показателей физического и психического здоровья каждого ученика, класса, курса в процессе обучения, а также осуществлять оценку качества знаний, влияния той или иной методики обучения на здоровье ребенка....

13 01 2022 8:34:19

Методическая разработка по обществознанию "Семья и общество"


    Методическая разработка по обществознанию "Семья и общество"

      Цель методической разработки состоит в определении основной хаpaктеристики семьи и семейных отношений, определить сущность семьи, назвать и охаpaктеризовать ее функции....

12 01 2022 22:10:21

Раздробленность русских земель


    Раздробленность русских земель

      Данная методическая разработка была применена в среднеуровневом малонаполняемом классе. Предлагаю как вариант проведения урока. Урок развивает навыки работы с картой, аудирования, работы с первоисточниками, мыслительной активности учащихся....

11 01 2022 5:10:28

Урок обществознания в 9-м классе по теме "Преступление и уголовная ответственность"


    Урок обществознания в 9-м классе по теме "Преступление и уголовная ответственность"

      Автор статьи предлагает лабораторно-пpaктическое занятие, нацеленное на развитие правосознания учащихся через формирование способности оценивать свои действия и действия других людей с точки зрения закона. Четкий алгоритм и система задач позволяет учащимся в ходе самостоятельной работы отработать навыки применения правовых знаний в оценке и решении конкретных жизненных ситуаций....

10 01 2022 21:53:54

"Н.С. Хрущев: исторический портрет на фоне эпохи"


    "Н.С. Хрущев: исторический портрет на фоне эпохи"

      Урок-дискуссия ‒ форма занятия, на которой развивается мышление и устная речь учащихся, они овладевают ораторскими умениями и умением доказательного спора, увеличивается интерес к истории. Именно такая форма урока развивает информационную, коммуникативную, а также рефлексивную компетентности для более глубокого усвоения материала....

09 01 2022 23:25:50

Урок истории России "Политический портрет Петра Великого глазами современников". 7-й класс


    Урок истории России "Политический портрет Петра Великого глазами современников". 7-й класс

      Урок ставит задачу выяснить в процессе исследования, кем был Петр I – тираном или реформатором. Для выполнения домашнего задания класс был разделен на две группы. Задание для первой группы учащихся: приготовить презентацию, в которой Петр выступает как тиран. Заданием для второй группы было показать императора реформатором. ...

08 01 2022 22:56:16

Путь развития России. 10-й класс


    Путь развития России. 10-й класс

      Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....

07 01 2022 4:26:16

Вавилония. Царь Хаммурапи и его законы


    Вавилония. Царь Хаммурапи и его законы

      Урок-путешествие рассчитан на учащихся 5-го класса. Игровая форма урока позволит заинтересовать учащихся и будет способствовать развитию образного мышления, умений и навыков работы с историческими источниками, картой, развитию умений делать выводы, сравнивать, воспитанию чувства уважения к законам, как правилам, обязательным для выполнения всеми людьми....

06 01 2022 8:50:37

Культура Древнего Египта


    Культура Древнего Египта

      Учащиеся на уроке рассматривают высокое искусство Древнего Египта. Раскрывают причины обожествления сил природы, находят связь между религией и искусством....

05 01 2022 0:11:37

Обществоведение, 7-й класс. "Образование"


    Обществоведение, 7-й класс. "Образование"

      Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....

04 01 2022 8:38:29

Зачем нужны выборы. Урок по избирательному праву для 10–11-х классов


    Зачем нужны выборы. Урок по избирательному праву для 10–11-х классов

      Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....

03 01 2022 1:47:20

Тема урока "Поход дружины Ермака в Сибирь"


    Тема урока "Поход дружины Ермака в Сибирь"

      Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....

02 01 2022 9:40:34

Открытый урок по теме "Итоговое повторение по истории Древней Греции"


    Открытый урок по теме "Итоговое повторение по истории Древней Греции"

      Повторительно-обобщающий урок с целью итогового повторения и проверки знаний. Повторение проводится в форме исторического турнира. ...

01 01 2022 5:10:44

Усинск – наш дом

Место где ты родился, где живут родные и близкие тебе люди, друзья, где все тебе родное и знакомое, называется малой Родиной. С чувством Родины не рождаются; это чувство проникает в нас постепенно, с улыбкой мамы, с ощущением, в котором ты живешь, с видом родной и единственной до боли знакомой улицы, образа людей, которых ты видел каждый день и говорил им «здравствуйте». Чувство малой Родины греет и сопровождает нас всю жизнь, помогает преодолевать самые трудные вершины жизни....

31 12 2021 20:21:55

Роль школьного краеведения в познавательной деятельности


    Роль школьного краеведения в познавательной деятельности

      О большой роли школьного краеведения как ведущего фактора воспитания патриотизма. ...

30 12 2021 2:34:10

Разработка урока по истории России в 7-м классе на тему "Присоединение Хакасии к России"


    Разработка урока по истории России в 7-м классе на тему "Присоединение Хакасии к России"

      Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...

29 12 2021 18:26:14

Интегрированный урок-путешествие "Древний Египет: прошлое и настоящее"


    Интегрированный урок-путешествие "Древний Египет: прошлое и настоящее"

      Интегрированный урок-путешествие в 5-м классе по теме: "Древний Восток: прошлое и настоящее". Урок с элементами игры погружает в эпоху Древнего мира. Используются обучающие видео- и DVD-материалы, презентации в программе Power Point. Основная цель: осознания учащимися сути развития цивилизации и заслуг предков в обеспечении нам современного уровня жизни. Урок рассчитан на 3 академических часа. ...

28 12 2021 2:30:25

Урок на тему "Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине". 9-й класс


    Урок на тему "Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине". 9-й класс

      Задача урока – воссоздать максимально полную и объективную картину коллективизации, выяснить, как на самом деле совершался этот глубочайший, сложный и противоречивый переворот в жизни деревни, к каким непосредственным и отдалённым последствиям он привёл; подумать над тем, как же в конечном итоге оценивать сущность коллективизации....

27 12 2021 15:17:16

Урок обществознания для 8-го класса "Вечные вопросы"


    Урок обществознания для 8-го класса "Вечные вопросы"

      На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...

26 12 2021 6:53:50

Использование телекоммуникационных проектов в урочной и внеклассной работе по истории


    Использование телекоммуникационных проектов в урочной и внеклассной работе по истории

      Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....

25 12 2021 15:21:52

Урок окружающего мира по теме "Трудные времена на Русской земле". 4-й класс


    Урок окружающего мира по теме "Трудные времена на Русской земле". 4-й класс

      Урок по окружающему миру в 4-м классе (УМК Школа России), на котором учащиеся знакомятся с историей монголо-татарского нашествия на Русь; историческим значением Невской битвы и Ледового Побоища....

24 12 2021 3:16:51

Внеклассное мероприятие "Ижевск – мой город родной". 5-й класс


    Внеклассное мероприятие "Ижевск – мой город родной". 5-й класс

      Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....

23 12 2021 15:35:55

Урок "Экономика и общество", 10-й класс. Базовый уровень


    Урок "Экономика и общество", 10-й класс. Базовый уровень

      Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....

22 12 2021 2:39:38

Урок по истории в 9-м классе по теме: "Становление биполярного мира. Холодная война"


    Урок по истории в 9-м классе по теме: "Становление биполярного мира. Холодная война"

      Урок построен с использованием групповой формы работы. Итогом деятельности учащихся на уроке является опopный конспект по теме. В работе на уроке учащимися проводится анализ документов, помещенных в учебнике, хрестоматиях по новейшей истории зарубежных стран, проводится заполнение таблиц, имеющихся в рабочей тетради по истории. ...

21 12 2021 18:45:24

Ассирийская держава. 5-й класс


    Ассирийская держава. 5-й класс

      Урок формирует целостный образ – представление о государстве Ассирия. Учитель развивает умение учащихся работать с картой; идет самостоятельная работа с учебником, работа по карточкам, с основными понятиями и терминами....

20 12 2021 7:53:15

Урок-дискуссия «Клио и кино» (по фильму «Ярослав. Тысячу лет назад»)


    Урок-дискуссия «Клио и кино» (по фильму «Ярослав. Тысячу лет назад»)

      Урок истории посвящен становлению Древнерусского государства, русского общества, правовой системы. Совместная деятельность педагога и учащихся – дискуссия, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения последних в коллективный поиск разрешения поставленной на уроке проблемы....

19 12 2021 21:10:55

Турнир любознательных "Влилась в века Эллада, как вино…"


    Турнир любознательных "Влилась в века Эллада, как вино…"

      Урок в форме викторины углубляет и проверяет знания и эрудицию учащихся по истории, мифологии и культуре Древней Греции. ...

18 12 2021 2:17:11

Интегрированный урок по Отечественной истории. XIX век. Тема урока "Движение декабристов"


    Интегрированный урок по Отечественной истории. XIX век. Тема урока "Движение декабристов"

      Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....

17 12 2021 16:17:57

Урок обществознания по теме "Общество как сложная динамическая система"


    Урок обществознания по теме "Общество как сложная динамическая система"

      Урок знакомит с различными определениями понятия "общество" на основе устойчивых словосочетаний, в которые входит данное слово; раскрывает сущность понятия "общество"; формирует представление об обществе как системе, состоящей из подсистем, то есть сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной и социальной), на основе графических моделей раскрывает взаимосвязь сфер общественной жизни; опираясь на знания учащихся о природе и обществе, определяет их взаимосвязь....

16 12 2021 0:30:24

Игровая программа "Знаешь ли ты историю Древнего мира?"


    Игровая программа "Знаешь ли ты историю Древнего мира?"

      Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...

15 12 2021 11:46:21

Урок-пpaктикум "Парадоксы реформаторского курса Н.С. Хрущева"


    Урок-пpaктикум "Парадоксы реформаторского курса Н.С. Хрущева"

      Работа представляет собой урок-пpaктикум в профильном 11-м классе, цель которого проанализировать изученный материал по теме «СССР в 1953–1964 гг.» и закрепить умение работы с источниками. Урок сопровождается презентацией. Учащиеся анализируют предложенные тексты, делают самостоятельные выводы, которые обобщаются на слайдах....

14 12 2021 1:25:45

Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"


    Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"

      Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...

13 12 2021 14:11:29

Создание Книги Памяти «Я помню и горжусь…» учащимися 5–7-х классов. Технология поиска информации об участнике военной поры


    Создание Книги Памяти «Я помню и горжусь…» учащимися 5–7-х классов. Технология поиска информации об участнике военной поры

      В Книге памяти опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся школы о военных годах. Работа над созданием «Книги памяти» расширяет представления учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим)....

12 12 2021 8:25:52

Самодержавие и Земские соборы в России


    Самодержавие и Земские соборы в России

      Организация современного урока истории предполагает использование педагогических технологий, основанных на разных видах активности учащихся. Примером такого урока является проблемно-лабораторное занятие. В его основе изучение и обсуждение учащимися документального материала, составленного на основе принципа противоречия. ...

11 12 2021 22:48:37

Методическая рекомендация для написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию (задание С)


    Методическая рекомендация для написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию (задание С)

      В статье описывается методика написания эссе по обществознанию. Главной хаpaктеристикой работы является тот факт, что ее использование рассчитано на подготовку учащихся общеобразовательной школы, изучающих обществознание на базовом уровне. Автором определена четкая и ясная последовательность действий при выполнении заданий ЕГЭ уровня С. В качестве основы данной методической разработки использованы классические риторические приемы и основные логические законы мышления....

10 12 2021 7:13:20

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

09 12 2021 7:25:53

Открытый урок "Возникновение христианства". 5-й класс


    Открытый урок "Возникновение христианства". 5-й класс

      Урок изучения нового материала с использованием активных форм работы. Элементы ролевой игры помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. Одна из главных задач урока — способствовать нравственному воспитанию. ...

08 12 2021 9:32:38

Методическая разработка урока "Екатерина II: исторический портрет"


    Методическая разработка урока "Екатерина II: исторический портрет"

      Урок проводится как обобщающий по теме «Эпоха Екатерины II». Главный акцент в хаpaктеристике исторического деятеля делается на индивидуальном своеобразии, уникальности, неповторяемости, на психологических мотивах и нравственных аспектах его деятельности. ...

07 12 2021 15:22:46

Повторительно-обобщающий урок в 10-м классе "Россия. XIX век. Краткий путеводитель"


    Повторительно-обобщающий урок в 10-м классе "Россия. XIX век. Краткий путеводитель"

      Урок является завершающим в изучении блока «XIX век в истории России» в 10-м классе средней школы. Тип урока – повторительно-обобщающий, форма занятия – групповая работа, главный метод – проектная деятельность. В ходе подготовки к уроку ребята консультировались у учителей ИЗО, музыки, поэтому урок носит интегрированную направленность....

06 12 2021 0:32:43

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::