Открытый урок по истории России "Русское зарубежье"
Цели урока:
- Познакомить учащихся с одной из драматичных и нераскрытых страниц истории Отечества.
- Помочь учащимся не только разобраться, но и понять причины и смысл эмиграции, ее влияние на развитие русской и зарубежной культуры.
- Развить интеллект у учащихся, пополнять активный словарь, формировать умение логически, последовательно излагать учебный материал.
- На примерах биографий и судеб деятелей культуры, их произведений воспитывать у учащихся любовь к родине , нравственную культуру, эстетический вкус.
КМО: проектор, презентация урока.
Книги: Сборники стихотворений М.Цветаевой, И.Бунина, К.Бальмонта; собрание сочинений В.Набокова.
Портреты: писателей русского зарубежья, композиторов и певца Ф.И. Шаляпина, С.Рахманинова, А.Глазунова, балерины А.Павловой, художника К.Коровина, Н.Рериха и др. Репродукции с картин Н.Рериха и К.Коровина.
Музыка: “Полонез” М.Огинского, “Дубинушка” в исполнении Ф.Шаляпина, “Концерт № 1” С.Рахманинова.
Межпредметные связи: история, русская литература, музыка.
Методическая цель урока: активные формы обучения и воспитания учащихся на основе комплексного использования дидактических и технических средств, методики опережающего задания.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация опopных знаний.
- Что называется Гражданской войной?
- Когда началась Гражданская война в России? Какие этапы в ней выделяются?
- В чем причины Гражданской войны? Кто виновен в его развязывании?
- Какие социальные слои и программы столкнулись в Гражданской войне?
- Почему победу в Гражданской войне одержали большевики?
- Каковы итоги и последствия Гражданской войны?
Вывод: война, ставшая трагедией для России, имела широкий спектр последствий. Прежде всего она привела к укреплению авторитарного режима большевиков, сопровождавшегося массовыми репрессиями и трaнcформацией культуры России. Уехавшие в эмиграцию участники Белого движения, все, кто не принял новую власть, были лишены Родины. Душевное состояние эмигрантов передает стихотворение поэта Р. Рождественского, написанное в 1948 г. (Учитель читает его ученикам).
КЛАДБИЩЕ ПОД ПАРИЖЕМ
Малая церковка. Свечи оплывшие.
Камень дождями изрыт до бела.
Здесь похоронены бывшие. Бывшие.
Кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
Здесь похоронены сны и молитвы.
Слезы и доблесть.
“Прощай!” и “Ура!”.
Штабс-капитаны и гардемарины.
Хваты полковники и юнкера.
Белая гвардия, белая стая,
Белое воинство, белая кость…
Влажные плиты травой прорастают.
Русские буквы. Французский погост…
Я прикасаюсь ладонью к истории.
Как же хотелось им в Первопрестольную
Я прохожу по Гражданской войне…
Въехать однажды на белом коне!..
Не было славы. Не стало и Родины.
Сердца не стало.
А память была…
Ваши сиятельства, их благородия-
Вместе на Сен-Женевьев-де-Буа.
Плотно лежат они, вдоволь познавши,
Муки свои и дороги свои.
Все – таки –русские. Вроде бы - наши.
Только не наши скорей,
А ничьи…
Как они после - забытые, бывшие
Все проклиная и нынче и впредь,
Рвались взглянуть на нее-
Победившую, пусть непонятную,
Пусть непростившую,
Землю родимую и умереть…
Полдень.
Березовый отсвет покоя.
В небе российские купола.
И облака, будто белые кони,
Мчатся над Сан-Женевьев-де-Буа.
- Изучение нового материала.
Звучит “Полонез” М. Огинского.
- Кто из вас знает название этого произведения? (Прощание с Родиной). Я не случайно выбрала эту музыку, т. к. сегодня у нас пойдет речь о Родине и о людях, вынужденных по разным причинам оставить Родину – русских эмигрантах. Разные мотивы побуждали их к этому.
- Как вы думаете, какие? (Политические, экономические, религиозные).
- Сегодня, когда мы переосмысливаем наше прошлое, русское зарубежье предстает перед нами во всем его многообразии. Это наша общая драма и трагедия, не до конца осознанная и раскрытая. Немало людей в разные эпохи бежало из России – князь Курбский, писатель А.Герцен, враги царизма. Однако, переломным рубежом, изменившим смысл прежнего понятия “эмиграция”, был октябрь 1917 г.
Цель нашего урока понять умом и почувствовать сердцем драматизм людских судеб. Наш урок - необычный, это будет бенефис, а провести мне его помогут учительница русского языка и литературы Абазова А.З., учительница музыки Шадуева Н.Ю. и вы ребята.
Учащиеся записывают тему урока и эпиграф:
Ты – в сердце, Россия!
Ты – цель и подножье,
Ты в ропоте крови, в смятенье мечты!
И мне ли плутать в этот век бездорожья?
Мне светишь по прежнему ты…
(В.Набоков)
План изложения материала.
- Белая эмиграция. Молодое поколение.
- “Отцы эмиграции”.
- Средние слои Русского зарубежья.
- Русская культура за рубежом.
Белая эмиграция. Это люди не принявшие Советскую власть и покинувшие Россию после Октября 1917 г.
- Как вы думаете, кто входил в это число? (Помещики, капиталисты, писатели, деятели культуры, купцы, чиновники, генералы, офицеры и др.)
В этот период выехало более 2 млн. человек во Францию, Германию, Болгарию, Китай, США, Канаду. Разные были эти люди и ностальгически переживавшие разлуку с Родиной, и запутавшиеся в революционное лихолетье, но мало кому известно , что среди эмигрантов существовали и фашистские партии.
Зачитывается сообщение ученика. Одна из фашистских партий возникла в США, в щтате Коннектикут. Ее организовал и был вождем А.Восняцкий – женат на миллионерше. Другая фашистская партия возникла в Манчжурии. С 1932 г. ее возглавил К.Родзаевский, новоявленный фюрер из молодого поколения. Он бежал из СССР в 1925 г. Своею целью русская фашистская партия видела в совершении национальной революции в России. На счету РФП были террор, убийства, похищения людей. РФБ была связана с японской мафией. Опасность русских фашистов поняли позже (приветствие “Слава России!”, свастика, галифе, с обожанием относились к Гитлеру.)
В начале 20-х г. в Праге, Белграде, Париже, пользуясь государственной финансовой поддержкой, возникли объединения российских земских и городских деятелей (Земгор). В Париже Земгор возглавил князь Г, Львов – бывший премьер –министр Временного правительства. С их помощью создавались русские школы по типу старых гимназий. Русская эмиграция организовала различные научные общества инженеров, химиков. Большой вклад в науку внес Сикорский И.И. (Ученик зачитывает отрывок из реферата)
В 1929-1931 г.г. во многих странах разразился мировой экономический кризис. Он нанес ощутимые удары и по русской эмиграции. Многие эмигранты оказались без работы. Не все выдержали очередного испытания судьбы. Но были и другие судьбы, более удачные и счастливые. Очень трудно приходилось интеллигенции, которые перебрались в Южную Америку: многие погибали на корчевке пней, рубке леса, тростниковых плантациях.
Но самой яркой и впечатляющей страницей является русская культура за рубежом. Среди тех, кто составляет плеяду крупных деятелей мировой культуры, наши соотечественники, жившие вдали от России: певец
Ф.И. Шаляпин; композиторы С.Рахманинов, А.Глазунов, писатели м поэты И.Бунин, А.Куприн, М.Цветаева, К.Бальмонт, балерина А.Павлова, художник К.Коровин. (Показываются их портреты, учащиеся зачитывают из своих рефератов биографии).
- Среди биографий известных соотечественников, которые жили за рубежом, выделяется необычная история жизни знаменитого художника Н.Рериха (биографическая справка, портрет репродукции его картин). Если хорошо всмотреться в его картины, то вы ощутите великую гармонию человеческой души и космоса.
- Гордостью России, воплощением лучших черт русского народа, его глубокого таланта является Ф.И. Шаляпин (биографическая справка, портрет и грамзапись).
- С.Рахманинов (звучит его музыка, портрет, биографическая справка)
- Трагичной была судьба И.Бунина, жившего воспоминаниями о той России, которая была ему близка и понятна (портрет, краткий рассказ о поэте, стихотворение “Родина”).
- Живя большую часть своей жизни за границей, многие поэты так и не смогли найти в ней покой и уединение. Родина всегда была неотступна, перед глазами. Об это говорят их стихи, письма, воспоминания. В литературном мире было широко известно имя К.Бальмонта (портрет, краткий рассказ о поэте, стихотворение “Прощание с родиной”).
- Одной из самых ярких и трагических фигур, так и не понятой окружающими людьми, была поэтесса Марина Цветаева. Сегодня вы узнаете одну из страниц ее драматической биографии(портрет поэтессы, рассказ о ней, одно из ее стихотворений “Тоска по Родине”).
- Закрепление темы.
Мы перелистали с вами только некоторые страницы из жизни русского зарубежья. В этот же период не приняв Советской власти и спасаясь от расправы со стороны большевиков, большое число участников белого движения-кабардинцев покинуло свою родину. Покинули родные места Владимир (Эльбуздоко) Кудашев, автор книги “Исторические сведения о кабардинском народе”, его 19-летний сын Али, генералы Константин Хагондоков и Мудар Анзоров, бывший глава кабардинского национальногосовета Таусултан Шакманов и др.(сообщение ученика, портрет Ирины Хагондоковой).
По данным общества “Родина” в 1999 г. численность наших соотечественников за рубежом составляла более 30 млн. человек. Только в США проживает около 10 млн. русских.
- Итог урока. (Выставление оценок.)
- Домашнее задание: написать сочинение – эссе об эмигрантах.
Приложение 1
Приложение 2
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
03 12 2023 7:15:58
Урок-дискуссия ‒ форма занятия, на которой развивается мышление и устная речь учащихся, они овладевают ораторскими умениями и умением доказательного спора, увеличивается интерес к истории. Именно такая форма урока развивает информационную, коммуникативную, а также рефлексивную компетентности для более глубокого усвоения материала....
02 12 2023 19:52:40
Объяснение нового материала на данном уроке сопровождается мультимедийной презентацией, выполненной в программе Microsoft Office PowerPoint. В ходе урока учащиеся определят причины, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель.
...
01 12 2023 6:35:49

Особенность урока ‒ постоянный диалог учителя и учеников, основанный на постановке проблемы и совместный поиск ответов по презентации. Дидактический аппарат будет частично интересен и на уроках в 6-м классе (расселение славян, путь "из варяг в греки", слайд-шоу о язычестве). Основные материалы урока – текст, таблицы, схемы, большое количество иллюстраций, рефлексия-тесты....
30 11 2023 12:56:28
Открытый интегрированный урок по ИЗО, истории и МХК, проведенный в марте 2009 года на семинаре учителей ИЗО и МХК, знакомит учащихся с историей возникновения письменности, с рукописными книгами, с искусством каллиграфии. Учащиеся пробуют писать "буквицы", выступают в роли зрителя, читателя, слушателя, исследователя. Знакомятся со славянскими просветителями, братьями Кириллом и Мефодием. Узнают о науке палеографии, о русской культуре до и после возникновения письменности....
29 11 2023 2:43:34
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
28 11 2023 8:44:17
Данный урок позволит формировать у учащихся навыки поиска социальной информации; формулирования собственного мнения и позиции; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем. На уроке учащиеся работают в группах с историческими документами, которые хаpaктеризуют органы государственной власти России данного периода. Весь урок посвящается поиску ответа на вопрос «Какие изменения произошли в политическом устройстве России в XVII веке?»....
27 11 2023 17:10:18
Содержание военной реформы учащимся известно с предшествующих уроков. Учитель предлагает вспомнить её основные положения и определить значение....
26 11 2023 8:18:22
Комбинированный урок истории и английского языка в 6-м классе.
...
25 11 2023 18:21:27
Урок предполагает тщательную предварительную подготовку. За две недели до занятия формируются проблемные группы, группа экспертов, краеведческая группа, группа по оборудованию урока. Вывешивается перечень вопросов для обсуждения, заранее с классом определяются проблемы, вывешивается список рекомендованной литературы. До урока проводится конкурс рефератов, докладов учащихся о Великой Отечественной войне, конкурс сочинений "Моя семья в годы Великой Отечественной войны". Краеведческая группа посещает совет ветеранов Великой Отечественной войны, участников Сталинградской и Курской битв, выпускает стенную газету "Они защищали Сталинград", "Участники Курской битвы", "Волгоград сегодня", приглашает на урок участника Сталинградской битвы.
...
24 11 2023 7:58:44
В работе обобщен опыт по применению различных приемов и методов обучения на уроках истории и обществознания. Рассматриваются следующие виды и формы деятельности, помогающие реализовать идеи проблемной и развивающей технологий: лекция; лабораторное занятие; пpaктическое занятие; семинарское занятие; уроки-диспуты, дискуссии; интегрированные уроки; уроки самоопределения и самореализации....
23 11 2023 9:18:39
В ходе урока рассматриваются различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе, раскрываются черты самобытности России и влияние западной цивилизации.
...
22 11 2023 11:18:37
Статья рассказывает о том, как можно построить свою краеведческую работу в обычной сельской школе, чтобы привить любовь к истории у современных детей. Какие методы и способы можно использовать. Каков результат данной работы....
21 11 2023 2:38:56
Представлена интересная форма урока-аукциона, на котором ученики помимо закрепления знаний в игровой форме приобретают навыки общения и решения творческих задач.
...
19 11 2023 5:40:42
Представлен сценарий литературно-музыкальной композиции. Цель урока – осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для российской и мировой истории....
18 11 2023 3:44:19

В ходе урока необходимо познакомить учащихся с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны; охаpaктеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны; оценить значение победы в Северной войне для России. Урок направлен на воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину. Эту разработку можно использовать на уроке истории в 10-м классе....
17 11 2023 14:33:14
Цель урока является формирование у школьников негативного образа репрессий, актуализация знаний о ее разрушительных последствиях для личности, общества, страны, культуры. На фоне "отрицательного портрета" убедительнее звучат призывы к диалогу, толерантности, разумным компромиссам, сотрудничеству.
...
16 11 2023 0:35:32
Урок обобщения знаний по теме "Рыцарь тоже человек, он без стpaxa и упрека..." предполагает обобщение знаний по теме "Рыцари Средневековья" с привлечением исторического романа В.Скотта "Айвенго". Данный материал позволяет расширить познавательное прострaнcтво учащихся, развивать эмоциональный опыт учащихся, их творческие способности, умение на пpaктике использовать полученные знания; совершенствовать речевую и коммуникативную компетентности....
15 11 2023 11:23:26
Урок для учащихся 9-го класса формирует представление о гражданском долге, мужестве, героизме тружеников Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Урок помогает понять учащимся роль самовоспитания в формировании нравственности, мужества, чувства долга и ответственности перед обществом, понять меру ответственности каждого за вклад в общее дело победы....
14 11 2023 7:44:23
При проведении урока использован материал национально-регионального компонента, связанный с крещением зырянского края и деятельностью святителя Стефана Пермского....
13 11 2023 3:54:12
Так уж сложилось, что исторически и географически наш регион оказался в эпицентре трагических событий периода Гражданской войны, непосредственно связанных с мятежом чехословацкого корпуса. Цель статьи состоит в том, чтобы, используя исторические источники и литературу, раскрыть роль чехословацкого мятежа в событиях июня 1918 года в селе Большеустьикинское Златоустовского уезда Уфимской губернии....
12 11 2023 12:29:56
Методическая разработка урока может использоваться преподавателями обществоведческих дисциплин на уроках истории и экономики. Материал позволит учителям познакомить учеников с экономическим и историческим развитием одной из областей нашей Родины. Урок является примером интеграции учебных предметов.
...
11 11 2023 9:31:24
Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...
10 11 2023 17:38:43
Опрос, как правило, вызывает у учащихся наибольшие трудности, в особенности при проверке домашнего задания. Как сделать из опроса-допроса опрос-игру, увлекательное занятие? С чего начать? В первую очередь следует изменить отношение к оценке учащихся. Такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам - это рейтинг, количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой....
09 11 2023 13:10:13
Автор статьи предлагает повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по курсу новой истории. Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". В результате закрепляется весь изученный материал. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму повторения....
08 11 2023 18:47:33
Урок по литературе, истории, МХК и краеведению направлен на формирование чувства патриотизма и гордости за защитников Отечества, на ознакомление с историей самого знаменательного события в истории нашей страны в XX веке, на привитие любви к родному краю, на формирование навыков поисково-исследовательской работы. Урок подготовлен в рамках празднования годовщины Победы....
07 11 2023 23:54:13
Урок изучения нового материала для 6-го класса разработан с учётом возрастных особенностей детей. Сопровождается мультимедийной презентацией и различными методами: объяснение учителя, работа с картой, групповая исследовательская работа. Дети работают с историческим документом, читают отрывок из «Повести временных лет» о расселении славян. Урок насыщен заданиями творческого и исследовательского хаpaктера. В конце занятия даётся домашнее занятие....
06 11 2023 19:45:47
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
05 11 2023 9:40:34
На конкретном примере из рабочей программы по истории для 11-го класса на тему «Культура Руси XV–XVI веков» представлено пpaктическое использование коллективно-распределительной деятельности учащихся для формирования коммуникативных действий на уроке. Дается обоснование необходимости применения коллективно-распределительной формы сотрудничества учащихся на уроке как важном подготовительном этапе к индивидуальной познавательной деятельности школьника под руководством учителя....
04 11 2023 9:46:24
Состояние современного образования таково, что процесс обучения происходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к перегруженности учебных программ. В этих условиях, качество образования зависит от правильной организации учебной работы и от профессионализма и компетентности преподавателя....
03 11 2023 12:58:16
В данной методической разработке представлен урок по Новой истории для 7-го класса. Это урок повторения по теме "Эпоха Возрождения". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания, что позволяет им вспомнить основные достижения культуры и ярких представителей эпохи Возрождения. Урок построен в форме групповой работы....
02 11 2023 14:47:48
Мероприятие является финальным соревнованием в конкурсе "Лучшие знатоки истории". Участие принимают три комaнды первого и второго курса. Игра включает пять конкурсов: "Историческая мозаика", "Маска, я вас знаю", "Исторические события", "Аукцион", Финал.
...
01 11 2023 0:18:36
Урок по обществознанию в 11-м классе "Социальная структура и социальные отношения" проводится с использованием ИКТ. Данный урок позволяет раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний, а также помогает школьникам осознать свою собственную позицию. Урок состоит из двух частей: презентации и диспута....
31 10 2023 4:31:18
Урок был дан в рамках преподавания "Истории Отечества" в 11-м классе. Особенностью урока является то, что наряду с важнейшими итогами Великой Отечественной войны, которые даны в учебнике, ученики использовали дополнительный материал (книжный, мультимедийный, воспоминания близких родственников). Исследуя итоги войны, ученики поднимают вопросы, которые являются спopными в изучении этого периода истории нашей страны. Урок способствует патриотическому воспитанию выпускников....
30 10 2023 4:50:24
Интегрированный урок истории и литературы с информационными технологиями сочетает в себе элементы повторения и освоения новых знаний; строится на основе работы учащихся с исторической информацией об Английской буржуазной революции (1640−1653) и биографической справкой о поэте Английской революции Джоне Мильтоне. Учащиеся отpaбатывают навыки отбора информации, ее обработки и анализа; развивают навык работы с историческими и биографическими источниками....
29 10 2023 16:12:10
Данное внеклассное мероприятие своей многогранностью и объемом материала, сочетающего в себе общие сведения о России и краеведческий материал, подводит детей к осознанию своей причастности к судьбе страны, воспитывает гордость за свою родину, любовь к отчизне....
28 10 2023 21:20:38
Урок разработан для детей с ДЦП (детский церебральный паралич). Объем материала предполагает проведение двух уроков по данной теме и дает возможность учителю использовать данный материал, применяя свой личный творческий потенциал. Целью урока является расширение представления об окружающем мире и обогащение словарного запаса....
27 10 2023 1:42:13
Данный урок проводился в 7-м классе Стерлитамакской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида и способствовал развитию
представлений об истории восточных славян....
26 10 2023 9:47:35
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
25 10 2023 2:15:12
На уроке использована презентация; отрывки из документальных фильмов: Забытая война. Накануне. Первая Мировая. Самоубийство Европы; отрывок из речи В.В.Путина на открытии памятника Героям Первой Мировой войны на Поклонной горе в 2014 г. Студенты вспомнили имена конкретных участников и героев войны и прочувствовали свою причастность к нашей истории....
24 10 2023 6:50:48
Интегрированный урок истории и литературы для учащихся 10-го класса знакомит учащихся с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов», развивает умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз; на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствует проявлению сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла....
23 10 2023 19:35:38
На уроке учащиеся знакомятся с культурой, обычаями и традициями древних индейцев. Они совершают увлекательное путешествие на индейский летний фестиваль....
22 10 2023 14:12:42
Цель урока: показать исторические предпосылки политических перемен в стране, альтернативы развития СССР после cмepти И.В. Сталина, борьбу за власть между партийными и государственными лидерами, роль Н.С. Хрущева в демократизации политической системы....
21 10 2023 4:42:30

Урок освещает тенденции и динамику развития древнерусского государства, хаpaктеризует сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, оценивает значение принятия христианства при князе Владимире, формирует умение работать с исторической картой, воспитывает любовь и уважение к истории страны....
20 10 2023 6:47:47
Цели урока: познакомиться с основными событиями политической реформы эпохи перестройки; подойти к пониманию итогов политической реформы.
...
19 10 2023 18:10:13
Участвуя в школьных интеллектуальных играх, повышается степень эстетического, историко-культурного, духовного развития, расширение кругозора. Проведение интеллектуальных игр представляет собой целую систему. Представленная работа является лишь ее частью. Все темы, входящие в систему, подбираются с учетом их актуальности в обществе....
18 10 2023 16:53:27
Урок по теме "Внутреннее положение России в середине XVII века" проводился в 7-м классе. Данная тема одна из наиболее важных и сложных для изучения. Сложность заключается в большом объеме материала и терминов, с которыми необходимо познакомить учащихся. Важно дать хаpaктеристику народных выступлений периода правления Алексея Михайловича и сформировать представление о причинах этих восстаний. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что "соляной бунт" в конечном итоге вызвал принятие нового свода законов - Уложения 1649 г. Важно подчеркнуть поведение царя в 1648 г., когда он пpaктически не сопротивлялся требованиям восставших, и указать, как изменилась политика царя в период "медного" бунта....
17 10 2023 23:55:58
Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интеpaктивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения....
16 10 2023 3:26:38
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
15 10 2023 21:26:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::