Открытый урок по теме "Начало Великой Отечественной войны"
Цели урока:
- охаpaктеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны
- выяснить причины неудач Советской Армии в первые месяцы войны
- привести примеры мужества и героизма советских воинов
- проанализировать мероприятия, которые проводило советское руководство в первые недели войны
- учащиеся учатся слушать рассказ и по ходу рассказа выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы
- воспитывать любовь к Родине, уважение к тем, кто победил в войне с фашизмом
Урок комбинированный.
Урок изучения нового материала с использованием презентации «Начало Великой Отечественной войны» (приложение).
Оснащение урока: Презентация «Начало Великой Отечественной войны», где используется карта начального периода войны, фрагменты документальных фильмов о войне, схема о готовности Германии и СССР к войне, выставка книг, посвященных Великой Отечественной войне
Ход урока
1. Оргмомент. Постановка целей урока.
2. Проверка изученного материала. Тестирование.
Часть класса тестируется на компьютере, часть класса отвечает письменно.
Тест по теме «СССР накануне Великой Отечественной войны»
Вариант I
1. СССР и Германия, подписав Договор о ненападении и секретные протоколы к нему, договорились:
а) о дате нападения Германии на Великобританию
б) о разделе сфер влияния между Москвой и Берлином в Восточной Европе
в) о разделе сфер влияния в Азии и на Балканах
г) о дате нападения на Францию
2. Заключив Договор о ненападении с Германией СССР:
а) выиграл время для укрепления обороны страны
б) отодвинул свои западные границы
в) получил возможность восстановить советское государство в границах бывшей Российской империи
г) все выше перечисленное
3. Угроза войны на Дальнем Востоке была ликвидирована:
а) после разгрома Японии на Халхин - Голе
б) после разгрома Японии на озере Хасан
в) после подписания договора о ненападении с Германией
г) после начала II мировой войны
4. В сентябре 1939 года к СССР были присоединены:
а) Западная Белоруссия и Западная Украина
б) Бессарабия
в) Варшавское воеводство
г) Северную Буковину
5. Прорывом «линии Маннергeйма» руководил:
а) К.Е.Ворошилов
б) Г.К.Жуков
в) С.К.Тимошенко
г) Д.Г.Павлов
6. Причиной исключения СССР из Лиги Наций было:
а) введение советских войск в Польшу
б) нападение СССР на Финляндию
в) заключение СССР договора с Германией
г) ввод войск в Западную Белоруссию и Западную Украину
7. Мерами, предпринятыми советским правительством для подготовки к войне с Германией были:
а) разработка и производство новых образцов вооружения и военной техники
б) увеличение бюджетных средств на оборону
в) формирование механизированных корпусов
г) все выше перечисленное
8. Блицкриг – это
а) одна из форм всенародной борьбы против захватчиков
б) молниеносная война
в) вывоз населения из местности, находящейся под угрозой нападения
г) призыв военнообязанных на действительную военную службу
Вариант II
1. Министром иностранных дел накануне и во время Великой Отечественной войны был:
а) Л.М.Каганович
б) М.М.Литвинов
в) В.М.Молотов
г) Н.С.Хрущев
2. По секретным протоколам к сфере влияния СССР относились:
а) Финляндия
б) Бессарабия
в) Прибалтийские государства
г) все выше перечисленное
3. По мирному договору с Финляндией СССР:
а) получил Карельский перешеек и северное побережье Ладожского озера
б) передал Финляндии западную часть полуострова Рыбачий и Средний
в) включил Финляндию в свой состав в качестве союзной республики
г) передал Финляндии военно-морскую базу на острове Ханко
4. Неудачи Красной Армии в войне с Финляндией были обусловлены:
а) сложными погодными условиями
б) слабой оснащенностью советских войск современной военной техникой
в) помощью западных государств Финляндии
г) ведением войны на два фронта
5. В 1940 году в состав СССР вошли:
а) Западная Белоруссия
б) Западная Украина
в) Латвия, Литва, Эстония
г) все выше перечисленные
6. В предвоенные годы в трудовом законодательстве СССР произошли следующие изменения:
а) введено уголовное наказание за прогулы
б) запрещался самовольный уход с работы
в) усилился спрос за качество выпускаемой продукции
г) все выше перечисленное
7. Меры, предпринятые советским правительством для подготовки к войне с Германией:
а) резко возросло количество учений и походов
б) стал действовать принцип «учить войска тому, что необходимо на войне»
в) введены новые звания – генералы и адмиралы
г) все выше перечисленное
8. Агрессия – это
а) нападение одной страны на другую
б) район, где происходят массовые военные действия
в) план разгрома противника в короткие сроки
г) призыв военнообязанных на действительную военную службу
3. Изучение нового материала.
Тема урока «Начало Великой Отечественной войны».
Война, которая длилась 1418 дней.
5 декабря 1940 года Гитлер принял окончательное решение о начале войны с СССР. План «Барбаросса» - это детальный план немецкого комaндования на всю военную компанию против СССР. План предполагал «блицкриг», т.е. был рассчитан на молниеносную войну». Немецкие войска должны были завершить победоносную войну на Востоке за несколько месяцев.
(Компьютерная презентация.)
Этот план основывался на согласованных действиях четырех армейских групп:
- финляндская группа была нацелена на Мурманск, Беломорье и Ладогу
- группа «Север» - на Ленинград
- группа армий «Центр» - на Москву
- группа «Юг» - должна была наступать на южном, украинском направлении.
По плану «Барбаросса» армия вторжения должна была до наступления зимы достичь линии Архангельск – Волга – Астpaxaнь, полностью уничтожить Красную Армию и промышленный комплекс до Урала.
Конечной целью войны было уничтожение Советского Союза как государства, превращение захваченных территорий в колонии. Вся территория вплоть до Урала подлежала заселению немцами. Особое место занимал план «Ост», согласно которому подлежало выселению и уничтожению 120 – 140 миллионов человек.
(Компьютерная презентация.)
К границам СССР были стянуты отборные немецкие войска, получившие богатый боевой опыт ведения войны, имевшие на вооружении первоклассную по тем временам технику.
Фашистская Германия выдвинула против СССР мощную армию в количестве 5,5 млн. солдат, сведенных в 190 дивизий, вооруженная 4 тысячами танков и 5 тысячами самолетов.
Советские войска, находившиеся в приграничных районах, обладали немалой силой: 170 дивизий, численность которых составляла 2,9 млн. человек, по 1,5 тысячи танков и самолетов.
(На экране дается сравнительная таблица).
Дислокация советских войск страдала многими недостатками. Лишь 48 дивизий находились на расстоянии 10 -15 км от границы, остальные были удалены от нее на 80 -300 км, многие танковые корпуса не были полностью укомплектованы, большинство комaндиров не обладали навыками ведения современной войны «моторов».
Сталинское руководство игнорировало неоднократные предупреждения разведчиков о готовившемся вторжении германских войск и начале войны против СССР.
В 1941 году Сталин направил Гитлеру конфиденциальное письмо, где поставил вопрос о военных приготовлениях Германии вблизи советских границ. В ответ Гитлер заверил Сталина честью рейхсканцлера, что его страна не готовит нападения на СССР.
Однако война началась ранним утром 22 июня 1941 год бомбардировкой с воздуха и одновременным наступлением сухопутных войск фашистской Германии. Гитлеровская авиация вторглась в воздушное прострaнcтво СССР и обрушила бомбовые удары по советским аэродромам, железнодорожным узлам, мирным городам.
(Ученики смотрят микрофильмы о начале Великой Отечественной войне).
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России
А Вы такие молодые!
Вот так вероломно, неожиданно Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война.
В первые три недели войны немецкие войска продвинулись на 300 – 600 километров вглубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Западная Украина, Молдавия.
(Компьютерная презентация).
Несмотря на отчаянное положение, многие советские части вели упopные бои. Первыми приняли на себя удар пограничники. Они проявили чудеса героизма и стойкости. Многие погранзаставы в течение нескольких дней вели бои с превосходящими силами противника.
-11 дней держалась погранзастава лейтенанта А.В.Лопатина, (фото)
- Упopно сопротивлялся малочисленный гарнизон Брестской крепости под комaндованием майора, нашего земляка П.М.Гаврилова, (фото). Крепость, на захват которой по плану «Барбаросса» отводилось всего три часа, держала оборону месяц.
На одной из стен крепости сохранилась надпись: «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 21 июля 1941 год».
(На экране появляется надпись).
Ожесточенный хаpaктер носили бои и в воздухе. Ради нанесения наибольшего урона врагу наши летчики сознательно направляли свои подбитые и горящие самолеты на скопления живой силы и техники противника.
Так Николай Гастелло направил свой горящий самолет на середину моста, уничтожив находящихся там гитлеровцев и их боевую технику. Виктор Талалихин одним из первых применил ночной таран. Сбил 6 самолетов.
А сколько еще было таких безымянных, никому неизвестных крепостей среди нив, болот. И сколько было безымянных героев, которые навсегда остались лежать на огневых рубежах! О них ничего не говорилось в сводках Совинформбюро, но они первые стояли наcмepть.
Только за лето – осень 1941 года наши потери составили 3 987 000 человек.
Вопрос к классу: «Как вы думаете, почему Советская армия несла большие потери в первые дни войны?»
Причины поражения Красной Армии в начале войны:
- Военный потенциал Германии, подчинивший себе почти всю Европу, значительно превышал возможности СССР
- гитлеровская армия была очень мощной, имела двухлетний опыт ведения войны в Европе
- Красная Армия уступала в профессионализме – сказались репрессии в армии накануне войны
- просчеты советского руководства в определении сроков начала войны, что привело к фактору внезапности
В полдень 22 июня с обращением к народу СССР по радио выступил нарком иностранных дел В.М.Молотов. Свое выступление он закончил словами, ставшими главными на все дни войны: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Была объявлена всеобщая мобилизация.
В первые недели войны, ставшей Отечественной, созданы Совет по эвакуации, Ставка Верховного Главнокомaндования, Государственный комитет обороны. Сталин возглавил два последних органа, а в июле стал еще и наркомом обороны, а с августа – Верховным Главнокомaндующим.
В августе – ноябре Сталин издает ряд приказов, требовавших:
- расстреливать на месте комaндиров, сдающихся в плен;
- их семьи арестовывать;
- части, попавшие в плен, уничтожать всеми возможными средствами;
- создать заградительные отряды, расстреливающие отступающих;
- разрушить и сжечь все населенные пункты в тылу врага;
Несмотря на жесткие указы, отступление продолжалось. В сентябре под Киевом советские войска оказались в окружении, в плен попало 650 тысяч человек. Взяв Киев, немцы начали наступление на Донбасс и Крым. В ноябре 1941 года подошли к Севастополю.
На Ленинградском наступлении немецкие танковые соединения прорвались к Ладожскому озеру, отрезав Ленинград от остальной части страны. Началась блокада, которая длилась 900 дней.
Наиболее удачными были бои под Смоленском, длившиеся два месяца. Немцам нанесли первый контрудар под Ельней. Благодаря этому гитлеровский план «молниеносной войны» оказался под сомнением.
ИТАК, ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ СРАЖЕНИЯ ИЮЛЯ – СЕНТЯБРЯ 1941 ГОДА СОРВАЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЛАНА «БАРБАРОССА». НОВОЕ НАСТУПЛЕНИЕ НЕМЦЫ УЖЕ ПЛАНИРОВАЛИ ТОЛЬКО В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ - МОСКОВСКОМ.
В день нападения Германии на нашу страну английский премьер – министр У. Черчилль выступил по лондонскому радио.
24 июня с заявлением об оказании помощи Советскому Союзу выступил президент США Ф.Рузвельт. Сдала создаваться антигитлеровская коалиция.
Так завершился первый этап Великой Отечественной войны.
4. Давайте подведем итог этого этапа.
ПЕРВЫЙ ЭТАП ВОЙНЫ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:
- большие людские и материальные потери СССР
- оборонительные сражения
- перевод экономики на военные рельсы
- провал плана «молниеносной войны»
- первый контрудар под Ельней
5. Подведение итогов. Выставление оценок.
6. Домашнее задание.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Давлетшин Г.М. Рассказы по истории Татарстана, Казань, «Магариф», 1994 год.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, Москва, «Просвещение», 2000 год.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век. Тесты.
- Поурочные планы по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России XX век, составитель Кочетов Н.С., Волгоград, 2003 год.
- Поурочные планы «Уроки истории» Петрович В.Г., Петрович Н.М., Москва, Творческий центр «Сфера», 2002 год.
- Учебно-методическое пособие, Москва, Издательский дом «Дрофа», 2000 год.
- Экзаменационные вопросы и ответы. История. Выпускные классы. Учебное пособие. Москва, Компания «АСТ – ПРЕСС», 1999 год.
- Электронный учебник «История России. XX век»
- Электронный учебник «ОТ КРЕМЛЯ ДО РЕЙХСТАГА»

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
04 06 2023 9:14:32
Задача истории - воспитание гражданственности, патриотизма. А сделать это при помощи театра можно более эффективно. Театрализованная литературная композиция посвящена 180-летию восстания на Сенатской площади. Мероприятие рассчитано на старшеклассников. Упор сделан на нравственные ценности: честь, долг, верность, любовь.
...
03 06 2023 15:24:20
Урок предназначен для изучения истории мира вещей, которые нас окружают в повседневной жизни. Тема урока способствует развитию учебно-исследовательских умений учащихся через работу с дополнительным материалом к уроку....
02 06 2023 18:44:57
Актуальность данной игры обусловлена 150-летием отмены крепостного права в России, воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. В представленном устном журнале и игре актуализируются знаний обучающихся по теме "Жизнь и быт российского крестьянства". Игра проводится с обучающимися 5–8-х классов, которые еще не изучали по истории тему "Падение крепостного права в России"....
01 06 2023 0:19:47
Цель урока: создать образ средневековья, сравнить раннее и классическое средневековье по плану: государственное устройство, сельское хозяйство, жизнь общества, культура; подвести учащихся к самостоятельному выводу....
31 05 2023 15:59:32
Урок по теме «Vita brevis, ars longa», или Искусство Древнего Египта» для учащихся 5-го класса служит примером развития критического мышления....
30 05 2023 7:53:12
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
29 05 2023 16:59:26
План-конспект может быть использован на уроках ОРКСЭ в 4-м классе, Истории России в 11-м классе, МХК. Урок включает в себя следующие разделы: Краткая история Храма Христа Спасителя; Методические приёмы проведения урока-презентации, подготовленного учащимися, и урока-экскурсии в Храм Христа Спасителя....
28 05 2023 17:25:50
Проверяются знания учеников по вопросам избирательного права и знание истории демократии в нашей стране....
27 05 2023 1:58:52
Презентация у уроку знакомит учащихся с причинами отступления Красной армии в начале войны....
26 05 2023 1:16:16
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
25 05 2023 10:53:55
Представлен материал по истории культуры и быта России XVI века "Россия глазами иностранцев". Данные источники вызывают у школьников живой интерес, желание подискутировать, найти произведения русских авторов того времени и сравнить с мнением иностранцев.
...
24 05 2023 4:17:20
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
23 05 2023 23:17:19
Цель урока: систематизировать знания обучающихся по теме "Страны Запада в 1945–2011 гг."....
22 05 2023 14:38:12
Урок в 10-м классе призван уяснить, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян в VI–VII веках; учащиеся должны уметь определить по карте территорию древних славян, охаpaктеризовать особенности занятий, отношения с соседскими племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития....
21 05 2023 20:51:42
Игра по краеведению для учащихся 6-х классов представляет собой обобщение знаний по краеведению: традиций, культурных особенностей, Архангельской области, связанных с именами людей, которыми гордится северный край. Является логическим завершением курса по истории России с древнейших времен до конца XVI в....
20 05 2023 17:25:24

При инновационном стиле преподавания спектр образовательных программ намного шире, что ставит учащегося перед выбором индивидуальной образовательной траектории. Так на уроке показаны некоторые приемы активизации учебно-познавательной деятельности суворовцев на основе использования элементов информационно-коммуникационных технологий....
19 05 2023 12:26:56
Представлен вариант изучения истории Древнего Рима через личности римских императоров. Урок – попытка взаимосвязи и взаимовлияния двух личностей – учителя и ученика - через третью личность – историческую – проникнуть в прошлое и познать его.
...
18 05 2023 23:53:41
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
17 05 2023 21:52:56
Довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества....
16 05 2023 23:36:41
Учебная игра остается одним из наиболее широко используемых средств обучения в пpaктике преподавания истории. Игра дает возможность развивать интерес школьников к предмету, реализует интеллектуальный потенциал учащихся....
15 05 2023 12:42:19

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
14 05 2023 2:56:17
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
13 05 2023 13:21:44
Урок знакомит учащихся с основными событиями войны 1812 года. Внимание акцентируется на Бородинском сражении, значении для хода войны, партизанском движении, роли народных масс в победе над французскими завоевателями. На слайдах представлены фрагменты из гравюр XIX века, репродукции картин, которые живо воссоздают события Отечественной войны. Текст слайдов –воспоминания участников этих событиий, наполненные эмоциями от пережитого....
12 05 2023 3:54:48
Представлен конспект интегрированного урока по ОБЖ и истории в 10-м классе "Дни воинской славы". Урок позволяет проявить себя и слабо подготовленным учащимся, которые могут выбрать вопрос с наименьшим числом баллов, и сильным ученикам с вопросами, оцениваемыми большим количеством баллов....
11 05 2023 1:59:28
Цель урока: обобщить знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, полученные на уроках истории, литературы, и проследить связь древнегреческой культуры с культурой современной....
10 05 2023 4:16:16
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к крещению Руси; выяснить историческое значение принятия христианства на Руси; обобщить представления о крещении Руси при князе Владимире в 988 году; раскрыть значение принятия христианства; определить причины выбора религии князем Владимиром; воспитывать уважительное отношение к людям различных религиозных убеждений, а также гуманистическим правилам жизни....
09 05 2023 11:50:59
Представленный урок позволит узнать много интересного и полезного об истории денег, их роли в жизни человека и общества. Применение активных приемов, форм и методов работы по развитию речи, обогащению словарного запаса, развитию умения высказывать свою точку зрения позволит учителю реализовать цели и задачи урока, а ученикам – продемонстрировать свои знания по конкретной теме.
...
08 05 2023 12:31:13
Автор формирует у учащихся представление о политике фашизма в отношении покоренных народов, которых они относили к «низшим расам»....
07 05 2023 5:24:38
Данное занятие является комбинированным уроком-пpaктикумом и рассчитано на обучающихся начального профессионального и среднего профессионального образования. Данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков, формирование мировоззрения, идейно-политическое воспитание, развитие мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие когнитивных способностей....
06 05 2023 17:23:18
Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности ТРКМ, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....
05 05 2023 3:31:32
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане.
Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
04 05 2023 18:15:39
Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....
03 05 2023 2:49:37
Урок составлен для учащихся 11-го класса, использующих учебное пособие «Москва» при изучении элективного курса. В течение урока учащиеся определяют тему урока (исходя из полученной информации), комментируют наиболее интересные факты, подбирают дополнительный материал, выполняют грамматические и лексические упражнения, обсуждают наиболее яркие страницы истории Москвы....
02 05 2023 6:35:33
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
01 05 2023 13:23:34
В работе рассмотрены этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказано, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны....
30 04 2023 4:23:58
Урок по теме "Внутреннее положение России в середине XVII века" проводился в 7-м классе. Данная тема одна из наиболее важных и сложных для изучения. Сложность заключается в большом объеме материала и терминов, с которыми необходимо познакомить учащихся. Важно дать хаpaктеристику народных выступлений периода правления Алексея Михайловича и сформировать представление о причинах этих восстаний. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что "соляной бунт" в конечном итоге вызвал принятие нового свода законов - Уложения 1649 г. Важно подчеркнуть поведение царя в 1648 г., когда он пpaктически не сопротивлялся требованиям восставших, и указать, как изменилась политика царя в период "медного" бунта....
29 04 2023 11:48:27
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
28 04 2023 6:36:47
Урок разработан на основе базовой модели технологии развития критического мышления. Тема – «Циклы мировой политики». Урок завершает и обобщает изучение международных отношений во 2-й половине ХХ в....
27 04 2023 7:19:37
Учебная тема предназначена для изучения истории на ступенях начального и среднего профессионального образования. Содержание учебной темы структурировано с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе....
26 04 2023 8:32:30
В статье приводятся примеры из опыта работы по формированию представления у учащихся о социальных нормах, их значения в воспитании гражданской позиции. Учащиеся, опираясь на знания, полученные во время уроков, и свой жизненный опыт самостоятельно формулируют нормы, правила, которыми они готовы руководствоваться в пpaктической жизни. Знакомство с правилами становится основой выработки тех жизненных принципов и смыслов, которыми руководствуются учащиеся в реальной жизни....
25 04 2023 21:24:17
Тест – один из видов учебной деятельности, который повышает интерес школьников к изучаемому предмету. В статье представлены четыре теста для учащихся 3–4-х классов.
...
24 04 2023 13:21:17
Форма урока позволяет сделать урок интересным и познавательным, дает возможность научить обучаемых делать выводы, защищать свою точку зрения, работать самостоятельно, создавать компьютерную презентацию....
23 04 2023 17:17:54
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности.
...
22 04 2023 21:15:12

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
21 04 2023 2:30:54
Интегрированный урок литературы и обществоведения знакомит учащихся с творчеством Е.А. Потехиной, расширяет представления учащихся о нравственных понятиях добра и зла. В ходе урока развиваются умения интерпретировать литературное произведение, воспитывается чувство любви, нравственного выбора, доброты. Цель урока: помочь учащимся осознать важность стремления человека к добру и избегания зла....
20 04 2023 0:16:37
Краеведческий материал позволяет решать одну из главнейших задач уроков истории: воспитание в детях чувства патриотизма не на абстpaктных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего города, села, района. Тема предлагается как самостоятельный урок после прохождения темы "Политическая жизнь в России в 1920–1930 гг.".
...
19 04 2023 10:50:58
Открытый интегрированный урок по ИЗО, истории и МХК, проведенный в марте 2009 года на семинаре учителей ИЗО и МХК, знакомит учащихся с историей возникновения письменности, с рукописными книгами, с искусством каллиграфии. Учащиеся пробуют писать "буквицы", выступают в роли зрителя, читателя, слушателя, исследователя. Знакомятся со славянскими просветителями, братьями Кириллом и Мефодием. Узнают о науке палеографии, о русской культуре до и после возникновения письменности....
18 04 2023 18:25:26
Урок разработан с целью обобщения пройденного материала по истории Древнего Рима от времени ранней Республики до правления императора Константина Великого. Урок дан в форме обобщённой лекции с широким привлечением карт, дополнительного мультимедийного материала....
17 04 2023 3:53:34
Рабочий урок, на котором проверяется материал, изученный на предыдущем уроке, а также изучается новый материал. Предлагаются разнообразные формы повторения и изучения материала: блиц-опрос, загадки с картинками, письменная работа по терминам, работа по нарисованной карте-схеме. Урок насыщенный по форме деятельности, большую часть материала ученики изучают самостоятельно, а учитель выступает в роли инструктора....
16 04 2023 19:28:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::