Урок истории России "Политический портрет Петра Великого глазами современников". 7-й класс
Цели урока:
- Учебная: закрепить знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи.
- Развивающая: содействовать формированию у учащихся умения анализировать документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока.
- Воспитательная: способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны. Вызвать гордость за свое Отечество.
Задачи:
- Выяснить в процессе исследования кем был Петр I - тираном или реформатором.
- Закрепить знания учащихся событий в России в начале XVIII века.
Эпиграф урока.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Оборудование:
- Карта «Российская империя в XVIII веке»;
- компьютер;
- раздаточный материал - тест "Деятельность Петра I",
- портрет Петра I,
- 2 презентации к уроку: 1 - Петр – тиран (приложение 1), 2 - Петр – реформатор (приложение 2);
- выставка детских работ;
- литература о Петре Великом.
Урок состоит из 2 частей:
- Проверка домашнего задания.
- Решение задачи урока посредством игры, подготовленной заранее с инсценировкой.
В классе, заранее выделяется 2 группы противоположные по своему отношению к личности Петра. Они получают задание оформить свое отношение к Петру Первому в виде презентации.
- 1 комaнда – Обвинители (считают, что император Петр I, прежде всего тиран).
- 2 комaнда - Защитники (считают императора Петра I великим реформатором).
На 3 учениках надеты головные уборы XVIII века: на первом треуголка Петра I, на двух остальных четырехугольные шапочки с кисточкой с боку, символизирующие магистров.
Ход урока
Учитель: А.С. Пушкин период петровского правления назвал движущимся кораблем с великим капитаном-шкипером на мостике.
Личность Петра I волнует умы наших соотечественников. Не случайно II Российский канал на протяжении всего 2008 года выяснял – имя России. И Петр Первый постоянно находился в числе лиц с наиболее высоким рейтингом.
Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы в процессе повторения деятельности Петра I должны, наконец, выяснить: кто же был император Петр: - в первую очередь тиран или все-таки великий реформатор.
В процессе подготовки к уроку я решила, что вы уже можете вполне самостоятельно решать проблемные вопросы. Для этого я предлагаю погрузиться в Петровскую эпоху.
Перед вами лежат ксерокопии документов того времени. (Это выдержки из документов подписанных Петром, направленных на реформирование государства). Посмотрите внимательно и скажите, что это за документы. (Дети отвечают).
А сейчас откройте учебник на стр.176. Давайте прочтем отрывок из Воинского Устава.
- Как вы считаете, почему такие суровые наказания следовали за невыполнение буквы Устава?
- Вспомните, когда Петр стал царем?
- В связи, с чем царь Петр стал императором?
- Ребята, а имел ли наш город отношение к приходу Петра на трон?
(Дети рассказывают о роли Троице-Сергиева монастыря в жизни Петра).
Учитель:
- А теперь я передаю свои полномочия своим помощникам - из магистрат-коллегии времен Петра I и самому императору.
Петр I
Некоторые историки до сих пор спорят о моей личности.
Мне бы очень хотелось, чтобы вы, мои потомки, наконец, разобрались и перестали спорить о том кто я - великий реформатор, выведший Россию в Европу или всего лишь тиран.
Президент магистр-коллегии:
Разберемся Ваша светлость, непременно разберемся на этом же уроке. Не извольте волноваться.
Вице-президент магистр-коллегии:
Позвольте, Ваша Светлость, приступить к работе.
Петр.
Пора бы уже.
Вице-президент магистр-коллегии:
Вначале дадим слово обвинителям.
(Группа ребят заранее приготовили рассказ-презентацию, в которой Петр хаpaктеризуется не с лучшей стороны). Дети показывают презентацию, в которой Петр I выступает злым и коварным, безнравственным и алчным.
На доске в столбик «президент магистр-коллегии» записывает нeблаговидные деяния императора. Обвинители пытаются доказать, что Петр прежде всего – тиран.
(Учащиеся записывают в тетради).
Вице-президент магистр-коллегии.
Да, ну и картину вы нам нарисовали. Давайте теперь послушаем группу защиты.
Вторая группа учеников при помощи презентации хаpaктеризует царя, как реформатора.
Второй столбик на доске состоит из реформ.
Президент магистр-коллегии.
Мне кажется, что вы мало уделили внимания образованию, и мне как президенту магистр-коллегии обидно. Ведь почти все реформы и преобразования были невозможны без образованных людей. Президент перечисляет новшества в области образования.
Вице-президент магистр-коллегии:
Подведем итог: у нас получились два почти одинаковые столбика. Какой вывод напрашивается? Попрошу всех высказать свое мнение.
(Дети высказываются, делают выводы). Класс разделился почти пополам.
Президент магистр-коллегии:
Позвольте мне, как президенту магистр-коллегии. Я думаю и надеюсь, что меня поддержат наши потомки, что царь Петр I воплотил в себе столько разных и порой противоречивых качеств, что трудно его охаpaктеризовать однозначно. Личность Петра неоднозначна и противоречива. Но, все же, заслуги Петра I настолько велики, что его стали называть Великим, а государство превратилось в империю. Историк Ключевский пишет: «Бесчеловечность и жестокость, от которых Петр не мог воздержаться, а рядом с этим беззаветная любовь к Отечеству, непоколебимая преданность своему делу, широкий и светлый взгляд на свои задачи, смелые планы, задуманные с творческой чуткостью и проведенные с беспримерной энергией, столь разнообразные черты трудно укладываются в цельный образ».
Император Петр I проводил свои реформы с помощью кнута, но этот кнут был необходим в то время для положительного результата.
Учитель. И так в результате исследования деятельности Петра I мы выяснили, что он проводил свои реформы силою, зачастую слишком жестокими методами. Но в данном случае результаты оправдали средства. Россия перестала быть закрытым традиционным обществом и влилась в состав европейских государств, поступательно преодолевая отсталость. Следовательно, правление Петра I является больше реформаторским. И подтверждением этого является, тот факт, что мы с удовольствием пользуемся петровскими реформами.
Учитель. Скажите, а какие реформы вам больше всего по душе?
(Дети перечисляют реформы и читают стихи Пушкина, Державина и Ломоносова, которые подтверждают восхищение Петром в разные времена).
Петр I.
Ну, чтож, спасибо и на том. Но мне бы хотелось, на последок удостоверится в ваших знаниях. Ответьте-ка на мои вопросы. Хочу убедиться, что потомки мои хорошо знают историю Великой России.
(Ребята выполняют короткий тест).
- Жестокости Петра I были следствием:
а) плохой наследственности;
б) психологического потрясения;
в) физической травмы. - Россия стала империей в
а) 1721 году
б) 1722 году
в) 1726 году - Что обьединяло между собой этих людей - Александр Кикин, Дмитрий Галицын, Петр Апpaксин, Василий Долгорукий:
а) великое посольство;
б) дружба и преданность Петру I;
в) недовольство политикой Петра I. - Уберите лишнее:
- «цифирные школы»,
- медицинские училища,
- «табель о рангах»,
- инженерные школы,
- морская академия.
- Петр I умер в:
а) 1721 году
б) 1723 году
в) 1725 году
(Петр собирает листики с тестом и отдает учителю).
Учитель.
Хочу всех поблагодарить.(Отдельно хаpaктеризуется работа каждого ученика, особенно выделяется заслуга ребят выполняющих опережающее задание и создавших презентации).
Д/З: написать эссе «Петр I – тиран или реформатор».
Приложение 3
Приложение 4
Цели урока: через работу с историческими источниками познакомить учащихся с "новым" порядком, оценить его пагубность для народов, захваченных Германией; способствовать формированию умения учащихся извлекать первичную информацию о событиях; умения построения своей аргументации на основе источника....
01 02 2023 12:24:36
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
31 01 2023 9:55:18
Этот диспут проводился на неделе истории в 11-12-х классах. Заранее были предложены программа, учебная и художественная литература по теме. В группах участвуют только желающие (10–16 чел.), а остальные могут выступать в роле зрителей. Учитель выступает в роли ведущего. Этот диспут можно использовать и на обобщающем уроке по теме "Российская империя в XVIII веке"....
30 01 2023 15:27:36
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам.
...
29 01 2023 10:36:58
Игра может проводиться в связи с датами принятия Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ для учащихся 9–10-х классов. Расширяет правовой кругозор учащихся и осознание того, что РФ является частью мирового сообщества, доступна для ученика любого уровня подготовленности....
28 01 2023 20:23:59
Игру можно использовать как на уроке, так и во внеурочной работе по истории. Она неизменно вызывает интерес, помогает поддерживать высокий познавательный уровень. При проведении занятия можно использовать как компьютерные технологии (презентацию), так и обычную доску, разлиновав её по турам, а вопросы зачитывать...
27 01 2023 18:25:36
Работа автора относится к развивающим формам обучения, обеспечивающим благоприятные условия для качественного усвоения учебного материала. Большую роль в развитии критического и творческого мышления на уроке имеют систематизация и классификация материала, которому обучаются ребята при составлении схемы "Абсолютизм", умение находить закономерности. Модульное обучение обеспечивает учащимся возможность работы в индивидуальном темпе, а также работы в парах и группах, делового общения с товарищами.
...
26 01 2023 14:40:57
Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами.
...
25 01 2023 19:15:52

Урок-диспут формирует у учащихся представления о Конституции Российской Федерации и государственной символике России, развивает патриотические чувства и любовь к родине....
24 01 2023 16:27:32
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
23 01 2023 1:26:40
Данный урок может проводиться для учащихся 9–11-x классов, а также как внеклассное мероприятие по немецкому языку. Урок проводится в форме музыкального путешествия, для этого необходимо создать творческую атмосферу урока: зажжённые свечи, музыкальные инструменты, возможно, костюмы, платья или элементы одежды XVII–XIX вв....
22 01 2023 16:53:47
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
21 01 2023 18:56:54
Цель урока: закрепление пройденного материала и проверка усвоения знаний через организацию игрового образовательного прострaнcтва....
20 01 2023 13:52:23
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
19 01 2023 18:20:18
Особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией.
Умение заимствовать у других стран всё имеющее ценность для своей страны, при сохранении национальной культуры.
Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских держав.
...
18 01 2023 18:27:57
Урок по теме организован как урок-пpaктикум. Цель урока - рассмотреть расселение первобытного человека на территории Приенисейского края в эпоху палеолита....
17 01 2023 1:48:16
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
16 01 2023 22:32:46
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
15 01 2023 19:33:59

На уроке дается краткая хаpaктеристика эпохи Возрождения, раскрываются общественно-исторические предпосылки появления новой культуры, ее гуманистический хаpaктер;
определяется ценность эпохи, рассматриваются разные жанры искусства....
14 01 2023 8:16:40
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
13 01 2023 13:32:41
Когда в 5-м классе начинается систематическое преподавание истории, учитель должен определить уровень знаний и умений, необходимых для работы с картой. Если такие знания и умения отсутствуют или присутствуют лишь фрагментарно, нужно формировать их заново....
12 01 2023 10:19:19
Данный урок проходит по образцу телевизионных передач КВН и "Что? Где? Когда?". Участвуя в конкурсах и отвечая на вопросы, ученики знакомятся с данной темой....
11 01 2023 16:21:29
Цель урока: познакомить учащихся с местоположением, природными условиями Древнего Египта и занятиями его жителей.
...
10 01 2023 13:14:25
Урок-погружение – особая форма современного образовательного процесса, может быть использован с целью повышения интереса к отдельным темам, в данном случае к событиям эпохи становления Наполеона Бонапарта как правителя, его взлета и падения, краха идеалов революции, или как вариант обобщения и повторения изученного материала. Урок рассчитан на 1,5 часа....
09 01 2023 21:25:24
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
08 01 2023 6:39:29
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
07 01 2023 8:56:54
В настоящее время в современной школе уделяется большое внимание научно-исследовательской деятельности учащихся. Настоящая статья предлагается в помощь учителям истории для правильной организации научно-исследовательской деятельности своих учеников....
06 01 2023 18:22:49
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
05 01 2023 2:38:44
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
04 01 2023 15:55:52
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
03 01 2023 10:51:42
Урок подводит учащихся к пониманию возрастающей роли СМИ на формирование духовно-нравственной культуры человека и всего общества в целом. На уроке определяются положительное и отрицательное влияние СМИ на человека, формулируются выводы о проблемах информационного воздействия на общество.
...
02 01 2023 9:45:54
Сейчас основное внимание уделяется новым технологиям в обучении. Но возможность старых, традиционных далеко не исчерпаны ни в решении воспитания, ни в решении задач обучения. Урок-лекция позволит развивать умения, делать сравнительный анализ, решать проблемы, учавствовать в дискуссии, делать выводы, доказывать свою точку зрения, анализировать высказанную мысль оппонента. Я считаю, что, изучая такую сложную тему, необходимо некоторые моменты проигрывать. Это создает ситуацию присутствия, учит сопереживанию.
...
01 01 2023 9:23:38
Данная разработка может использоваться как на уроках обществознания в рамках изучения темы "Мораль" в 5-м классе, так и как классный час в 4-6-х классах.
...
31 12 2022 7:44:22
Сценарий интеpaктивного урока по истории средних веков для учащихся 6-го класса. Учебное занятие проводится в форме увлекательного путешествия по средневековому городу, во время которого "жители" знакомятся с деятельностью цеховых организаций. Методической основой урока является технология критического мышления....
30 12 2022 16:31:13
Целью урока является выявления причин Великой греческой колонизации, а также процесс освоения переселенцами новых земель. В ходе изучения истории учащиеся получают комплекс знаний по Древней Греции и греческим колониям. Представленный урок способствует формированию интереса к изучению истории....
29 12 2022 23:39:35
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «история» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нахождения интересного материала, ему удастся заинтересовать ученика в получении знаний. Цели урока: раскрыть причины войны; дать представление о подготовке войск к войне двух стран; сформировать представление о ходе военных действий; ознакомить учащихся с личностью народной героини Жанны д'Арк; рассмотреть итоги Столетней войны....
28 12 2022 17:19:39
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Активизировать работу с одарёнными детьми позволяет использование инновационных технологий, позволяющих достичь высоких результатов при изучении истории для детей с разными способностями....
27 12 2022 9:15:17
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
26 12 2022 8:47:27
Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....
25 12 2022 15:38:19
Сценарий урока включает в себя различные занимательные задания и игровые формы работы с учащимися, такие как: историческая цепочка, историческая перестрелка, исторический диктант, неизвестная земля, чёрный ящик, каверзные вопросы, исторический задачник, детектор лжи, экскурсия в музей, открытое голосование.
...
24 12 2022 8:57:49
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
23 12 2022 20:10:14
Исторический образ Св. Ге opгия Победоносца - защитника Отечества, являетсявдохновляющей силой для русского искусства любого времени. Ге opгий Победоносец был и остаётся духовной поддержкой и примером для современной молодежи. Для формирования у кадетов компетентностного подхода в патриотическом воспитании очень важен этот образ. На уроке использованы информационные технологии. Выполнено социологическое исследование, дана хаpaктеристика образа Св. Ге opгия в художественной культуре. Исследован краеведческий аспект проблемы....
22 12 2022 21:12:29
Урок приглашает к исследованию проблемы, которую учащиеся решают самостоятельно, опираясь на знания. Это дает возможность понять, как в недрах прошлого вызревают ростки новой культуры, что позволяет представить развитие мировой культуры как единый и целостный процесс....
21 12 2022 15:33:48
Урок является одним из способов организации исследовательской деятельности учащихся, способствует выработке активной гражданской позиции и оценке исторических событий с позиций конкретно-исторического подхода. Помогает раскрыть индивидуальные способности каждого учащегося и развить коммуникативную компетенцию....
20 12 2022 14:24:40
В ходе проблемной беседы у школьников формируется преставление о том, что долг и совесть – важнейшие мopaльно-этические регуляторы поведения человека....
19 12 2022 3:38:48
Урок разработан в соответствие современными требованиями ФГОС ООО. Цели урока: отработка и закрепление универсальных учебных действий. У учащихся будут сформированы: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за родной город, уважение истории, культурных и исторических памятников, посвященных подвигу советских солдат в дни Сталинградской битвы. Урок рассчитан на средний уровень подготовленности аудитории....
18 12 2022 8:59:31
Вашему вниманию предлагается электронное обучающее средство, выполненное в формате презентация по курсу "Государственные символы России". Курс рассчитан на 17 часов и может быть использован как элективный курс, факультатив, спецкурс....
17 12 2022 17:22:35
На уроке, проходящем в форме игры, учащиеся повторяют и обобщают знания учащихся об условиях жизни господствующего класса при феодальном строе. Урок дает представление о некоторых мopaльных нормах и установках феодалов, закрепляет знания дат, имен, понятий по теме "Феодализм".
...
16 12 2022 22:45:25

Мероприятие посвящено 100-летию Отечественной войны 1812 года. Развивает у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за свое Отечество, интерес к истории своей страны, формирует активную гражданскую позицию и национальное самосознание. Речь идет о тех, кто выстоял во время войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю, кому посвящены произведения литературы и изобразительного искусства....
15 12 2022 12:35:32
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
14 12 2022 18:12:20
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::