Конспект урока истории в 4-м классе по теме "Военные награды Российской империи"
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с первыми военными наградами Российской империи (до 1917 г.):
– орденом и знаком Святого Андрея
Первозванного;
– орденом и знаком Святого Ге opгия;
– знаком отличия – Ге opгиевским Крестом 1, 2, 3, 4
степеней.
2. Учить работать с картой, текстом учебника.
3. Развивать мышление, устную речь, память.
4. Воспитывать чувство гордости за наших воинов,
любви к Родине, желание быть защитниками своего
Отечества.
Задачи:
- Проследить историю развития наградного дела в России.
- Раскрыть содержание понятий: “орден”, “медаль”, “фалеристика”, “ге opгиевский кавалер”.
- Пробуждать желания узнать свой край.
Оборудование:
- карта “Россия в XIX в. – начале XX в.”; атласы;
- мультимедийное оборудование;
- презентация учителя Награды 1.ppt
- карточки с новыми словами;
- толковый словарь;
- цветные флажки для изображения мест сражений на карте;
- учебник истории (Н.И.Ворожейкина и др. “Рассказы по родной истории”)
Ход урока
1. Сообщение темы урока.
– Прослушайте отрывок из стихотворения М. Львова и сформулируйте тему урока:
Да, страна орденов не жалела –
Благодарной рукою она
За солдатское славное дело
Раздавала награды сполна.
Орден – гордость,
и слава,
и боль же:
Сколько сложено в битвах голов!
…Всё же подвигов было побольше,
Чем в Монетном дворе орденов.
– На протяжении многих уроков мы говорили о том, как развивалось и совершенствовалось русское военное искусство. Познакомились с талантливыми русскими полководцами, узнали, как они действовали в сражениях. Сегодня мы познакомимся с наградами полководцам, офицерам и нижним чинам за храбрость и мужество, проявленные на полях сражений.
Тема урока: “Военные награды Российской империи” Слайды 1-2
2. Повторение изученного материала.
– До какого года существовала Российская империя?
1. Какие произведения о русских солдатах и полководцах вы читали на уроках внеклассного чтения?
С. Алексеев “Рассказы о Суворове”, С. Алексеев “Рассказы о Кутузове”, К. Симонов “Ледовое побоище”, М. Лермонтов “Бородино”
– Как А. В. Суворов называл своих солдат?
Чудо – богатыри.
2. Из перечисленных дат выберите те, которые имеют отношение к победам русских воинов: 988, 1147, 959, 1380, 1242, 1812, 1240.
– Назовите битву и полководца. Какой это век?
– Покажите на карте, обозначьте флажками места сражений.
3. Кто и по какому поводу сказал:
“С потерей Москвы не потеряна Россия. Надо сохранить армию”.
Кутузов М. И. .после приказа: “Оставить Москву без боя”.
4. Работа по карте и атласу.
Показать и назвать территорию России к началу XIX в.
3. Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику §32, стр.141.
– Прочитайте статью в учебнике.
+ Карандашом красного цвета отметить, что узнали нового.
Самостоятельная работа учащихся.
2. Работа по таблице (Таблица заполняется по ходу урока)
Я знаю | Я узнал | Я хочу узнать |
– Перечислите, чем награждали наших предков – воинов за мужество и героизм.
(Заполняем 1 графу таблицы)
Князья награждали отличившихся дружинников (иллюстрации):
– крестами, золотыми цепями и кубками. “Легенда гласит, что за покорение Сибири царь Иван IV воинов отряда Ермака наградил деньгами, а самому предводителю подарил дорогие доспехи” [9]
– шубой с царского плеча, давали оружие и коня;
– офицеров и полководцев с XVI в. награждали именным золотым оружием;
– монетами. Полководец А. В. Суворов часто награждал своих “чудо-богатырей” екатерининскими рублёвиками и полтинами. Такие награды передавались из поколения в поколение и хранились на почётном месте – под иконами;
-медалями (с XV в.) награждали участников походов и сражений. Чем выше военный пост занимал награждённый, тем больше по размеру и весу была его медаль.
– Прочитайте значение слова по толковому словарю.
медаль – круглая металлическая пластинка с изображением, присуждаемая в награду за что-либо или выпускаемая в память о каком-либо событии.
– Что вы узнали нового из истории развития наградного дела в России?
При Петре I появились ордена. Орденами награждали только богатых и знатных.
– Прочитайте значение слова по толковому словарю.
Орден –
1. Знак отличия, присуждаемый в награду за военные или гражданские заслуги.
Орден Святого Александра Невского.
2. Организация, община с определённым уставом (Тевтонский орден.)
Название некоторых тайных обществ. (Масонский орден.)
3. Первый орден Российской империи. Слайд 3.
– Как назывался первый российский орден?
Орден Святого Апостола Андрея Первозванного.
– Кто и в каком году учредил орден?
Царь Пётр I в конце XVII в. 1698 г.
– Почему так назывался орден?
Святого апостола Андрея Первозванного издревле считали небесным покровителем Руси. Много путешествовал, первым ознакомил славянские народы с христианской религией.
Вывод: Создавая орден в честь покровителя земли Российской – Святого апостола Андрея Первозванного – Царь Пётр I хотел укрепить престиж России, показать глубокие духовные и исторические корни своей державы. Андреевский крест, на котором был распят апостол за проповедь христианства, с 1699 г. по указу Петра I стал изображаться на русском военно-морском флаге.
– Найдите в тексте учебника описание ордена Святого Апостола Андрея Первозванного.
“Знаками ордена являлись:
– золотой, покрытый гoлyбой эмалью, косой андреевский крест с изображением Андрея Первозванного. По преданию он был распят на таком кресте за проповедь христианства.
Буквы SARP на концах креста означают Sanctus Andreas Russiae Patronus (Святой Андрей Покровитель России;
– восьмиконечная серебряная звезда с бриллиантами и девизом: “За веру и верность”;
Крест носили на широкой гoлyбой ленте через правое плечо. В особо торжественных случаях ленту заменяли золотой, украшенной разноцветными эмалями, цепью”.
– Орденом Святого Апостола Андрея Первозванного отмечались военные подвиги и безупречная государственная служба. Первым кавалером ордена стал в 1699 г. боевой адмирал Фёдор Головин.[8] Слайд 4
– Сам Пётр I получил орден из рук первого кавалера за воинскую доблесть, проявленную в мае 1703 года. В Устье реки Невы вошли два шведских военных корабля, вооружённых пушками. Пётр на нескольких галерах с солдатами гвардейской пехоты, имевшими только мушкеты и шпаги, взяли суда неприятеля на абордаж. Эта первая победа на водах Балтики доставила царю огромную радость. По его личному распоряжению отчеканили золотые и серебряные медали с изображением подвига.
4. Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Ге opгия и Знак отличия – Ге opгиевский Крест. Слайд 5.
– Самой почитаемой в России военной наградой был орден Святого Ге opгия, названный в честь храброго воина, считавшегося покровителем защитников Земли Руссой. Ещё Пётр I задумал учредить награду исключительно за военные заслуги. Эту идею смогла осуществить Екатерина II. 26 ноября 1769 г. ею был учреждён “Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Ге opгия”. Этим орденом награждались офицеры, проявившие храбрость на поле боя, а также за особые отличия, “принёсшие пользу и славу российскому оружию”. Орден считался высшей военной наградой. Девиз ордена: “За службу и храбрость”. [2]
– Что представлял собой орден Святого Ге opгия?
Прочитайте в учебнике.
“Знаками ордена являлись:
– большой золотой крест, покрытый белой эмалью с изображением в центре Святого Ге opгия на белом коне;
– ромбовидная позолоченная звезда, в центре помещался вензель СГ (Святой Ге opгий) и девизом вокруг – “За службу и храбрость”;
– лента с тремя чёрными и двумя оранжевыми полосами, носимая через правое плечо”.
– Орден имел 4 степени. Крест I-ой степени носили на ленте через плечо, II-ой и III-й степени – на шее, IV-й на левой стороне гpyди. Первым Ге opгиевским кавалером стал полковник 1-го гренадёрского полка Ф. И. Фабрициан, получивший орден Святого Ге opгия в декабре 1769 г. за проявленную храбрость при взятии крепости Гала во время русско-турецкой войны. [9]
– Насколько почётна и авторитетна была эта награда, можно судить по тому, что за всё время существования этого ордена высшую степень ордена получили всего 25 военачальников. В том числе великий русский полководец А. В. Суворов в 1789 г. за победы при Фокшанах и Рымнике. А кавалерами всех степеней стали только 4 человека: генерал – фельдмаршал М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толи, И. Ф. Паскевич, И. И. Дибич.[9] Слайд 6
– К ордену Святого Ге opгия имело отношение и наградное “золотое оружие”, получившее название Ге opгиевского оружия, – это шпаги, сабли, кортики с надписью на эфесе: “За храбрость”, с миниатюрным Ге opгиевским Крестом и темляком из Ге opгиевской ленты. Как орден Святого Ге opгия, так и Ге opгиевское оружие могли получить за боевые заслуги только офицеры.[1]
– В 1807 г. учреждается награда для нижних чинов – Знак отличия Военного ордена, получивший название Ге opгиевский Крест. В середине XIX в. солдатский Ге opгиевский Крест разделили на 4 степени: I-я, II-я – стали золотыми, III-я и IV-я – серебряными. “Для низших воинских чинов в награду за выдающиеся подвиги и самоотвержения, оказанные в бою против неприятеля”. [9] Обладатели всех его четырёх степеней становились полными Ге opгиевскими кавалерами. Статутом 1913 г. предусмотрена и Ге opгиевская медаль “За храбрость” 4-х степеней. В 1843 г. для солдат – кавалеров были учреждены новые льготы. Они освобождались от телесных наказаний. Слайды 7-8
– Кроме того, существовали особые “ге opгиевские отличия” для воинских частей – ге opгиевские знамёна, трубы и другие отличия. Слайд 9
– В честь ордена Святого Ге opгия и его кавалеров назван один из залов Большого Кремлёвского дворца. [1]
-После революционных событий 1917 г. орден прекратил своё существование. Но ге opгиевские цвета мы можем видеть на лентах солдатского ордена Славы, учреждённого в 1943 г., и на медали “За победу над Германией”.
– Многие не вернулись с войны – они погибли на фронте, защищая свою землю, свой народ. Мужество и героизм – вот, что составляло славу русского воина. Его любовь к своей Отчизне, его вера в торжество правды Божией давало ему силы для многих побед! Воин наш шёл на войну воевать с врагом за веру, за народ, за Русь, а не за себя!
4. Закрепление изученного материала.
1. Вывод по второй графе таблицы.
– Что такое орден?
– В каком веке в России учреждён первый орден? Как он назывался?
– Что вы можете рассказать о Ге opгии Победоносце?
– Почему он был особо почитаем в Российской империи?
– Кто мог считаться полным Ге opгиевским кавалером?
– Как называется наука, изучающая историю орденов, медалей? Прочитайте значение слова по толковому словарю.
Фалеристика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю орденов,
медалей, знаков отличия, а также коллекционирование этих предметов. Получила развитие в I половине XX в. Тесно связана с нумизматикой.[5]
2. Соотнесите слова и их толкование.
Медаль – наука, изучающая историю орденов, медалей, знаков отличия, а также коллекционирование этих предметов.
Орден – особый знак отличия, присуждаемый в награду за военные или гражданские заслуги.
Фалеристика – круглая металлическая пластинка с изображением, присуждаемая в награду за что-либо.
3.Найти ошибки в тексте:
“За храбрость и мужество, проявленные на полях сражений, наших предков-воинов награждали сначала “орденами и медалями, позднее – доспехами”
1– доспехами;
2 – медалями;
3 – орденами.
4. ? Я хочу узнать …
– Что бы вы хотели узнать по этой теме?
5. Домашнее задание.
– Найдите в справочной литературе:
1) За какие подвиги награждали орденом Святого Александра Невского? Когда он был учреждён? Слайд 10
2) Как были отмечены все участники боевых сражений Отечественной войны 1812 г.?
Например, российского фельдмаршала М. И. Кутузова наградили золотой, украшенной алмазами и бриллиантами шпагой. Стоила она колоссальные по тем временам деньги – 25125 рублей. [9]
– Отличились на полях сражений и наши земляки. Комaндир Псковского пехотного полка полковник Ляпунов награждён поcмepтно золотой шпагой и орденом Святого Ге opгия IV-ой степени за участие в Бородинском сражении. “…Удерживал с полком свою позицию во всё время сражения у редута, водил офицеров нижних чинов в штыковые атаки, пока сам не был срублен сабельным ударом неприятеля”… А Штабс-капитан Журба – орденом Святого Ге opгия I степени.
– В боях с врагом побеждает не только мужество, отвага, героизм бойцов, но и военная техника, вооружение армии. Михаил Тимофеевич Калашников – главный конструктор, разработал лучшие образцы автоматического стрелкового оружия XX века. Кавалер возрождённого в 1998 г. ордена Святого Апостола Андрея Первозванного. [8]
6. Подведение итогов урока.
– Сегодня на уроке мы познакомились с военными наградами Российской империи. В государственных наградах, как в зеркале, отражается история государства: его развитие, революции, войны и победы, созидательный мирный труд и памятные события. Российская награда – это наша история. За каждым орденом и медалью стоят судьбы людей. Самое страшное, что есть на Земле, – это война. В нашем областном центре – городе Пскове – появились места памяти героев – десантников 6-й роты Псковской воздушно – десантной дивизии. Эти ребята – герои России, они погибли в Чечне, защищая свой народ, нашу Россию. Вечная им память!
– Святая Православная Русская Церковь молитвенно поминает наших героев, наших воинов, отдавших свою жизнь за нашу Родину Россию и за жизнь каждого из нас. Она молится и теперь за наше воинство, за крепость и мужество тех, кто и ныне несёт свою воинскую службу по защите рубежей нашего Отечества, за безопасность и счастье всех нас.
“В братской любви
и святом единенье
Наших успехов залог.
И не страшны нам
врагов ухищренья.
В правде поможет нам Бог”.
(Отрывок из стих. “Братский гимн”, протоиерей Николай Гурьянов)
– Урок окончен. Спасибо, дети, за урок!
Используемые источники и литература:
- Ге opгиевские кавалеры. – М., 2004. – (Серия “История России”)
- Иллюстрированный энциклопедический словарь – М., 2003.
- Колесников Г. А. Ордена и медали СССР. – Минск, “Народная асвета”, 1986.
- Можейко И. В. и др. Государственные символы России. История и современность. – М., 2003.
- Нечаева И. В. Словарь иностранных слов. – М., 2002.
- Пчёлов Е. В. Государственные символы России: герб, флаг, гимн, – М., 2002.
- Цветков Н. А. Пыталово: Село – полустанок – город. – Пыталово 2003.
- Электронная энциклопедия “Государственная символика России. История и современность”
- Я познаю мир. Детская энциклопедия: Награды/Авт.-сост. А.А.Яковлев.-М.: ООО “Агенство “КРПА “Олимп”: ООО “Издательство АСТ”, 2002.
Приложение I. Презентация учителя Награды.ppt
Данная работа предназначена для контроля и проверки знаний по теме «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.» учащихся 11-го класса. Формат заданий соответствует заданиям ЕГЭ по истории 2015 года. Контрольная работа составлена в двух вариантах. Материал может быть использован как в рамках изучения отдельной темы, так и при подготовке к экзамену по истории. При выполнении работы использовались сборники тренировочных материалов ЕГЭ по истории 2014–2015гг....
18 03 2024 23:44:47
Совместная деятельность учителя и ученика учит навыкам осмысления текстового, статистического материала, учит не только высказывать свою точку зрения, но и её отстаивать, приводя свои аргументы. Организация такой учебной деятельности – залог успешного усвоения учебного материала. В конце урока учащиеся должны показать эволюцию социальной структуры постсоветского общества, назвав её причины, чтобы в последствии дать точную историческую оценку происшедшего в России в 90-е годы....
17 03 2024 16:20:41
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока, который рассчитан на 2 часа. За две недели до урока класс разбивается на группы и дается задание представить проект-презентацию по выбранной группой теме. Урок формирует ряд ключевых учебных, коммуникативных и социально-личностных компетенций. На уроке связываются теоретические знания с социальным опытом учащихся 10-го класса....
16 03 2024 16:36:52
Предлагаемая программа факультативного курса "Страницы воинской славы России" разработана на базе основополагающих принципов государственной политики в области образования - формирование подрастающего поколения как истинных патриотов, граждан своей страны, закреплённых в Законе РФ "Об образовании", в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы"....
15 03 2024 0:45:17
Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Приведены примерные варианты вопросов, составленных учащимися и учителем по данной теме. Вопросы – разноуровневые, предназначены для повторения темы. Их формулируют как сами учащиеся, так и учитель. Проблемные вопросы дадут возможность учащимся обратиться к дополнительной литературе для закрепления темы....
14 03 2024 16:23:47
Каждый день на протяжении своей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла, нам ежедневно приходится выбирать. Поэтому наверное, интересно будет узнать, а что думали об источниках добра и зла в человеческой жизни великие учителя - философы, которые оказали влияние на воспитание человеческого в человеке, учили различать добро и зло. ...
13 03 2024 11:42:15
Этот урок продолжает тему курса «Коммуникации в глобальной сети Интернет» и является его составной частью, позволяющей с помощью языка HTML создавать простейший web-документ. Этот урок закрепляет ранее полученные знания, расширяя их. На данном уроке учащиеся рассматривали одни и те же события с разных сторон, глубже вникали в проблематику вопроса, анализировали информацию, выделяли главное, отстаивали свою точку зрения, слушали друг друга....
12 03 2024 16:33:49
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...
11 03 2024 13:34:55
Особенностью урока является активизация творческой и мыслительной деятельности учащихся по овладению знаниями. Урок способствует «погружению» в эпоху XIX века, позволяет рассмотреть одно из драматических событий истории Казахстана, которое было «белым пятном истории» в советское время....
10 03 2024 2:17:38
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
09 03 2024 16:56:27
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
08 03 2024 17:32:18
Проблемно-проектная дискуссия урока формирует у учащихся четкое представление о борьбе за крестьянскую реформу, основных лагерях в этой борьбе, воссоздает ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права. Форма урока позволяет сформировать важнейшие интеллектуальные умения - анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, работать с документами. ...
07 03 2024 6:27:38
Учащимся показан ход Северной войны, постепенный переход от поражений к победам и к решению главной задачи войны - выходу к морю и становлению морской державой европейского статуса. Современные ИКТ делает возможным подойти к процессу обучения творчески, повышать мотивацию познавательного процесса. ...
06 03 2024 15:59:10
Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....
05 03 2024 13:37:22
Цель занятия – определить роль и место святого Ге opгия Победоносца в истории России. Работа осуществляется в группах. В ходе урока учащиеся знакомятся с основными фактами биографии Ге opгия Победоносца, выясняют, как сложился культ святого Ге opгия на Руси, изучают историю ордена Ге opгия Победоносца. На занятии присутствует краеведческий элемент – ученики знакомятся с церквами Святого Ге opгия в Волгограде. В ходе подготовки к уроку учащиеся подбирают иллюстрации, стихотворения, выполняют рисунки....
04 03 2024 6:11:51
Здоровье детей можно рассматривать как педагогическую категорию. Создание условий здоровьесбережения детей на уроке позволит оптимизировать процесс формирования ключевых компетенций учащихся. Целью работы является достижение качественного образовательного результата (формирования ключевых компетенций учащихся) через обеспечение условий сохранения здоровья детей. ...
03 03 2024 17:19:11
На уроке происходит обобщение знаний учащихся о преобразовании России и общества в результате петровских реформ; их историческом значении и неоднозначной оценке. Урок способствует развитию умений учащихся работать с документами, таблицами, устанавливать причинно-следственные связи....
02 03 2024 5:24:34
Подтема продолжает тему «Социальная сфера», которая рассматривается комплексно на протяжении ряда лет обучения. Так, в 6–10-х классах изучаются социально-психологические, этические, правовые вопросы семьи, социальная структура общества, основные функции общества, социальная мобильность, проблемы социального неравенства и несправедливости. Таким образом, занятие в 11-м классе носит повторительно-обобщающий хаpaктер....
01 03 2024 9:23:40
Целью работы является изучение обрядов народов Севера, особенности традиций и шаманских ритуалов малочисленных народов Севера, проживающих на Таймыре. Использован частично-поисковый метод....
29 02 2024 3:47:38
Итоговый урок по разделу «Московская Русь» для учащихся 10-го класса. Используются различные методы и приемы обучения: беседа с элементами дискуссии, самостоятельная работа в группах с историческими документами. Эти методы позволяют активизировать работу учащихся на уроке и творчески осмыслить программный материал. Для лучшего восприятия материала программа сопровождается слайдами PowerPoint. ...
28 02 2024 13:47:37
Представлен урок объяснения нового материала. При этом учитель заполняет вместе с учащимися технологическую карту, которая поможет классу в усвоении новой темы. Данная карта выступает как метод организации самостоятельной работы учащихся и как прием познавательной деятельности. Целью урока является проанализировать причины, ход, последствия Крымской войны....
27 02 2024 13:57:54
Урок построен на основе просмотра видеофильма "Спартак" К.Дугласа (1960 г.) и позволяет в нетрадиционной форме познакомить учащихся с этим ярким событием древней истории. Он выдержал проверку временем, легко повторяется и неизменно вызывает интерес учащихся. Пpaктическая цель урока - научить ребят извлекать информацию из различных исторических источников, в том числе художественных фильмов....
26 02 2024 9:20:38
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
25 02 2024 22:58:39
Урок завершает изучение основ государственного права и посвящен проблеме выборов, как одного из наиболее доступных способов гражданского участия в жизни государства. На уроке учащиеся знакомятся с различными сторонами предвыборной кампании: дебаты, агитация, деятельность СМИ и избирательных комиссий, изготовление предвыборных агитационных листков и приобретают пpaктические навыки участия в процедуре голосования. Занятие способствует развитию творческих способностей, формирует у детей целостное представление об ответственности каждого за свой выбор, о влиянии выборов на судьбу своего государства. ...
24 02 2024 12:58:11
Внеклассное мероприятие по обществознанию по курсу 8–9-х классов. Можно использовать как итоговое занятие. Урок помогает ознакомиться с основами российского законодательства; проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних; выяснить причину этих правонарушений и указать причину этих правонарушений; указать способы поведения в критических ситуациях....
23 02 2024 8:57:41
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
22 02 2024 14:48:45
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
21 02 2024 18:25:39
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
20 02 2024 0:15:19
Данный урок направлен на усвоение понятия познания, изучение уровней познавательной деятельности человека, их особенностей. Урок предполагает использование электронных образовательных ресурсов по предмету....
19 02 2024 19:38:30
Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....
18 02 2024 22:19:13
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...
17 02 2024 11:26:43
Тема урока является достаточно сложным материалом в истории России ХХ века, в то же время она актуальна для нашего времени, что позволяет связать урок с современностью. В подготовке к уроку участвует группа учащихся, получившая опережающее домашнее задание. Ценность урока в том, что обилие документального материала позволяет отработать навыки исследовательской деятельности учащихся, предложенные задания (дифференцированные вопросы) – включить в работу и слабых учеников....
16 02 2024 6:23:11
Цель урока: определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества; дается определение понятия «профсоюз»; раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества; рассматривается ход развития профсоюзного движения России в различные социально-экономические периоды; актуализируются знания и личный опыт учащихся в отношении участия в профсоюзном движении....
15 02 2024 7:50:46
Интегрированный урок истории и изобразительного искусства проведён с использованием регионального компонента. Целью урока является знакомство с историей, легендами, использованием колоколов; обучение рисованию на объёмном предмете (колокольчике); воспитание гордости и любви к родному краю, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; формирование духовно-нравственного отношения к малой родине....
14 02 2024 9:51:59
Урок закрепления с целью проверить уровень знания учащихся, выяснить насколько хорошо усвоена тема, формировать у учащихся умения работать с картой, схемой, документами; воспитывать добросовестность и чувство коллективизма....
13 02 2024 7:37:11
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
12 02 2024 10:41:17
В условиях перехода к ЕГЭ актуально проведение урока изучения нового материала с возможностью повторения значительного объема предшествующих событий. Хорошая возможность для такого повторения создается при изучении работ передвижников, в которых отображены события российской истории. ...
11 02 2024 13:48:34
Данный урок дается в рамках школьной программы 8-го класса на основе программы А.А. Данилова "История государства и народов России с древнейших времен до наших дней", учебного пособия Данилова А.А., Косулина Л.Г. "История России. XIX век". Урок может быть использован также при работе по другим программам и учебным пособиям. Методы, используемые на уроке: тестирование, работа с документами, заполнение таблицы, работа с текстом учебника. ...
10 02 2024 22:38:46
Вашему вниманию предлагается урок обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России с применением информационно-компьютерных технологий в 8-м классе. Для компьютерного тестирования использована программа "Конструктор тестов". ...
09 02 2024 18:46:35
Урок обществознания построен на основе проектно-исследовательской, а также групповой формы работы. Такие методы работы апробированы и всегда дают хорошие результаты по мотивации учеников к теме урока. Заполнение рабочих листов позволяет закрепить изученный материал и лучше его понять. Лицевые счета на уроках побуждают ребят к максимальному участию в работе....
08 02 2024 0:10:23
На уроке рассматриваются способы интегрированного изучения смежных предметов как форма использования межпредметных связей для расширения и углубления знаний учащихся, формирования целостной картины мира. У ребят развиваются знания о демократическом политическом режиме на примере российского парламентаризма – одного из важнейших признаков и механизмов демократии....
07 02 2024 18:41:53
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
06 02 2024 18:38:24
Урок для 11-го класса разработан с применением метода проектной технологии при полной самостоятельной деятельности учащихся. К данной разработке прилагается технологическая карта (памятка) для самостоятельной деятельности и тесты для первичного контроля. Такая методика позволяет при полной самостоятельной деятельности учащихся усвоить новый материал в большем объеме с хорошими результатами усвоения. ...
05 02 2024 23:39:53
Сценарий праздника воссоздает картину жизни нашего государства в начале XVII века в условиях Смутного времени. Знакомит учащихся с трагическими страницами русской истории. Подводит к пониманию обстановки напряженности и трагизма периода времени Лихолетья. Показывает и раскрывает хаpaктеры и душевные качества россиян. Формирует чувство гордости и ответственности за право называться гражданином России....
04 02 2024 22:39:16
Литературная гостиная памяти Владимира Высоцкого знакомит обучающихся с традициями авторской песни, с биографией и творчеством Высоцкого; позволяет развивать навыки выразительного, эмоционального чтения, вдумчивого восприятия, умение сопереживать, сочувствовать; помогает пробудить у обучающихся интерес и любовь к поэзии, слову....
03 02 2024 16:20:34
В процессе обучения умению устанавливать причинно-следственные связи учащиеся должны уметь отвечать на два вопроса: "Почему произошло это событие? Что произойдет, если?.." (т.е. уметь высказывать гипотезу). Следовательно, задача учителя - помочь ученику освоить это умение. ...
02 02 2024 16:14:40
Проведение урока-лекции по данной теме позволяет обратить внимание учащихся на новые аспекты становления и развития демократического общества, ещё раз показать влияние сильной личности на ход политических и экономических процессов, происходящих в обществе. Урок такого плана дает возможность нестандартно и интересно раскрыть изучаемую тему. ...
01 02 2024 0:49:40
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....
31 01 2024 11:36:29
Представлен урок сообщения новых знаний, направленный не только на изучение нового материала, но и активацию мыслительной деятельности, развитие навыков работы с дополнительными материалами и источниками, а также ведение живой беседы и умению правильно задавать вопросы по теме. На урок приглашён ветеран Сталинградской и Курской битв Андреев Павел Алексеевич. Живое общение с очевидцем и участником войны придаёт уроку эмоциональность и содержательность....
30 01 2024 12:12:21
Цель урока: познакомить учащихся с местоположением, природными условиями Древнего Египта и занятиями его жителей. ...
29 01 2024 10:35:23
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::