"…Откуда взялась мода на Британию?"
Цели и задачи урока:
- Ознакомить учащихся с основными процессами и событиями Викторианской эпохи.
- Способствовать формированию умения отбирать и творчески использовать информацию из исторических документов.
- Определять основные исторические понятия новой эпохи.
- Формулировать идеи, аргументированные выводы, оценки относительно эпохи.
- Проявлять уважение к разным культурам.
Оборудование урока:
- Проектор и ноутбук, экран.
- Презентация Power Point «Образ жизни в XIX веке» (приложение 1).
- Папка для работы в группах содержит следующее:
- План, цели и задачи урока.
- Лист для рецензий.
- Оценочный листок.
Урок проводится в виде конкурса телепередач (инсценировки) с опережающим домашним заданием, включающим в себя подготовку и защиту групповых проектов по темам, заданных учителем. Названия телепередач учащиеся выбирают сами, согласуясь с предложенными им темами. Выступления учащихся иллюстрируются презентацией в программе Power Point, подготовленной учителем. Во время всего урока класс заполняет Лист для рецензий, конспектируя и оценивая выступления групп.
План урока.
- Сообщение тема, целей, задач и формы проведения урока. Постановка проблемного задания на урок (слайд 1).
- Конкурс телепередач: канал «8-й ‘В’.TV»
- Новости Викторианской эпохи (слайды 2-3).
- Репортаж с промышленной выставки в Лондоне в 1851 году.
- Сенсация: просмотр первого фильма братьев Люмьер.
- Репортаж. Прямое включение с улиц Лондона: «Лига джентльменов».
- «Квартирный вопрос».
- Светская хроника. Новости моды: «Дамский салон». Скрытая камера.
- Викторина «Своя игра».
Ход урока
Учитель приветствует учащихся и сообщает тему урока. Учитель сообщает задачи и цели урока, а также информирует о форме проведения урока и представляет ведущих дикторов. Постановка проблемного задания на урок: выяснить, какие параллели существуют между Викторианской эпохой и современным временем.
Дикторы начинают программу с передачи «Новости Викторианской эпохи».
1-й диктор: Добрый день, уважаемые зрители! Мы рады приветствовать вас на телеканале «8-ой ‘В’.TV». Представляем вашему вниманию самые свежие новости викторианской эпохи.
2-й диктор: Правление королевы Виктории пришлось на период промышленной революции и развитие капитализма. Королева Виктория царствовала дольше всех английских монархов 63 года (1837-1901) и ее правление по праву называют Викторианская эпоха (слайд 2).
Трезвость, пунктуальность, трудолюбие, экономность и хозяйственность ценились и до правления Виктории, но именно в ее эпоху эти качества стали нормой. Это было естественным, поскольку именно они оказались наиболее полезными в новом индустриальном мире. Пример подала сама королева: ее жизнь, до конца подчиненная долгу и семье, разительно отличалась от жизни двух ее предшественников. Большая часть аристократии последовала ее примеру, отказавшись от броского, зачастую скандального образа жизни предыдущего поколения.
1-й диктор: Это была эпоха перемен, до сих пор влияющих на облик всего человечества, – долгое правление королевы Виктории, – это мир кэбов, пабов, тростей с цилиндрами и котелками, конных прогулок, сложного этикета и особой "викторианской" морали. В XIX веке средний класс рос как никогда и стал более разнородным, включив в себя профессиональных работников, таких, как священнослужители, юристы, доктора, дипломаты, банкиры и военные. Средний класс также включил в себя коммерческие классы, которые были истинными создателями богатства нации.
2-й диктор: Из Англии того времени распространились по всему миру фотография, телефон, телеграф и туристические агентства, а также многие достижения в науке и медицине, английский деловой костюм и кинематограф (слайд 3). А знаете ли вы, что именно тогда появился первый супермаркет? Некий Уильям Уитли, очень успешный предприниматель, обратил внимание, что простые люди, денег у которых заведомо меньше, чем у аристократии, стесняются это показать. Им стыдно покупать дешевые вещи в магазинах, причем стыдно почему-то перед продавцом. Вот Уитли и придумал самообслуживание, создав первый в мире супермаркет.
1-й диктор: Внимание! Сенсация! Только что доставлен к нам в студию один из первых кинофильмов, которые был созданы братьями Люмьер и показаны впервые в Париже! Его мы предлагаем вашему вниманию (просмотр фильма, встроенного в презентацию на слайде 3).
2-й диктор: В 1851году в Лондоне открылась с Всемирная промышленная выставка. Прямое включение: репортаж с выставки ведет (называет имя ученика, который готовил репортаж).
Репортаж. Идея организации первой Всемирной выставки принадлежит принцу Альберту, супругу королевы Виктории и президенту Королевского общества искусств (слайд 4). В 1849 году принц Альберт предложил организовать Международную выставку, в которой могли бы принять участие многие страны мира. Список учредителей возглавила сама королева Виктория. Выставка была открыта 1 мая 1851 года в Хрустальном дворце (Crystal Palace) Джозефа Пакстона, возведённом из железа и стекла на территории Гайд парка. (слайд 5). Торжество новой техники называлось: «Великая выставка изделий промышленности всех наций 1851 года». На первом этаже здания и в его галереях разместилось более 13км выставочных стендов. (слайд 6). В первой Всемирной выставке приняли участие 14 тысяч представителей различных стран. Выставка была открыта пять с половиной месяцев, и ее посетило более 6 миллионов человек. Выставку открыла королева Виктория в присутствии члeнов королевского семейства, двора, дипломатов и политиков, инженеров и промышленников (слайд 7). Для англичан, посетивших выставку 1851г. - это было "одно из чудес Мира" - заявила Королева Великобритании Виктория, - "действительно начало золотого века". А вот впечатление одного очевидца: "В том здании было что-то волшебное, в нем была какая-то идея величия, таинственная и неожиданная, которая вас сразу охватывала. Общий вид его был вместе и очарователен и величествен".
1-й диктор: Спасибо. Подошло время нашей ежедневной передачи «О чем говорят на улицах». Прямое включение с улиц Лондона: «Лига джентльменов» (освещается встреча трех джентльменов, ведущих разговор о строительстве и архитектуре).
1 джентльмен. А знаете ли вы, что одна треть всех домов в Великобритании была построена до 1914 года и большинство из них принадлежит Викторианской эпохе? В период индустриализации появилось новое поколение независимых промышленников, которые через архитектуру своих домов облекают свои достижения в осязаемые формы. Многие предпочитают подражать готическому стилю, что было романтической фантазией, намекавшей на древнее происхождение их рода. Мода на готику оставляет свой отпечаток не только на большом количестве сельских домов и вилл, но и на целых пригородах, например – северный Оксфорд.
2 джентльмен. Я заметил, что строители часто соединяли элементы сразу нескольких стилей наугад, используя греческое возрождение, а также романский, тюдоровский, елизаветинский и итальянский стили. Истинное представление об архитектуре заключает в себе две крайности: это дома, построенные удивительно изобретательными архитекторами, а с другой стороны, блочные дома с плоским фасадом, в которых жили бедняки. К началу 1880-х годов верхушка среднего класса стала отдавать предпочтение жизни в пригороде или сельской местности, поэтому стандартные блочные дома потеряли актуальность и стали ассоциироваться с низшими слоями общества, тогда как состоятельные люди все чаще строили себе виллы.
3 джентльмен. Индустриализация предполагает массовое производство. Реки и железная дорога позволяют без огромных затрат доставлять тяжелые материалы в самые отдаленные районы: чугун шел из Шотландии, глина и терpaкота — из Средней Англии, шифер — из Уэльса. Стекло и кирпич стали дешевле, чем когда-либо. Это очень даже неплохо, так как я собираюсь строить себе виллу за городом. Кстати, в одном из каталогов я видел интересные усовершенствования сантехники и вентиляции. Вентиляция также важна, потому что с ее помощью удаляются не только запахи от несовершенной системы водоотвода, но и вредный дым от газовых ламп и огня в камине (демонстрируется слайд 8). Прощаются и уходят.
2-й диктор: Добротные и благоустроенные по последнему слову техники виллы и дома среднего класса требуют соответствующей мeблировки. Поэтому переключаем вас на программу «Квартирный вопрос», который ведут (называет участников передачи: ведущий и дизайнер). Демонстрируется слайд 9.
Ведущий телепрограммы. Главная тенденция викторианского стиля — насыщенность деталями. С широкими креслами, диванами и шкафами соседствуют декоративные элементы: тумбочки, табуреты, подставки, подвесные полочки. Однако, несмотря на визуальную тяжеловесность, мебель мобильна и легко передвигается с места на место, меняя обстановку.
Дизайнер. В Великобритании чуть ли не весь год пасмурная погода. За окном — тусклые улицы, дождь, снег, холод. В противовес невзгодам природы художники нашли решение: использование в декоре насыщенных цветов. Темно-зеленый, бордовый, ярко-желтый, оранжевый, красный, коричневый возвращают в лето. А кресла и диваны, в которых можно «утонуть», и исходящее от камина тепло позволяют хозяину забыть о прошедшем рабочем дне и погрузиться в мир отдыха. Мягкая мебель: На нее кладут покрывала и думки в тон скатерти. На стенах — гобелены или обои со сложным орнаментальным рисунком, часто объемным, напоминающим барельеф. Популярно изображение листьев и лесных цветов и ягод.
Ведущий телепрограммы. Поверх обоев прикрепляют панели из драгоценных пород дерева. Картины подвешивают на специальную рейку, рамки — объемные, тяжеловесные. Но их никогда не золотят и не серебрят. Картины викторианского стиля — портреты, пейзажи, сюжетные зарисовки. Настенные часы делают сразу из нескольких пород дерева, отличающихся по цвету и соединяющихся в сложный рисунок. Допускается обрамление контура в золото или медь. Обязателен маятник. Кукушка — по вкусу. В викторианском стиле лишней она не будет.
Дизайнер. Зеркала — в полный рост — ставят напротив камина, окон или дверей. Камины выполняют из гранита, черного или красного, и обязательно в классическом стиле. Огонь, как и окна, прикрывают экраном, который можно приобрести в мастерских, работающих над созданием витражей. Сам камин отгораживают металлическим заборчиком с готическими шпилями, выкрашенным в черный цвет, высотой 40–50 сантиметров. Без комнатных растений не обходится ни один интерьер викторианского стиля.
1-й диктор: Уважаемые телезрители! Только что вы увидели передачу о том, как надо строить и благоустраивать свои дома и квартиры. Но жилища строятся для людей. Как жили люди в эпоху королевы Виктории? Во что одевались? О чем говорили? Давай посмотрим следующую нашу передачу, которая ведется скрытой камерой. Мы посетим дамский салон. Итак, о чем говорят дамы… (Для программы требуется стол со скатертью, кофейный сервиз. В телепередаче участвуют три дeвoчки-дамы, желательно использовать некоторые аксессуары одежды викторианской эпохи). Демонстрируются слайды 10-12.
Встречаются две дамы. Приветствуют друг друга, целуются щечками.
1 дама. Ах, какой у тебя замечательный кофейный сервиз! Должна заметить, что он очень гармонирует с обстановкой и убранством столовой. Викторианская мода — мода буржуазная. Причем романтика — стиль не нуворишей, которые хвастаются направо и налево своими успехами.
2 дама. Я должна согласиться с этим утверждением. Золотая молодежь Викторианской эпохи всегда немного скучала, мечтала о чем-то настоящем и о высоком. В Викторианскую эпоху образование и достаток позволили людям прислушаться к своим чувствам. Дамы научились одеваться кокетливо, но не терять при этом достоинства. Так появился столь узнаваемый сегодня наряд — с подчеркнуто женственным силуэтом, тонкой талией и пышными рукавами фонариками.
1 дама. Узнать викторианский костюм легко. Прежде всего, по высоким воротникам. Вторая примета обновленного викторианского платья — силуэт: пышные рукава и юбки при туго затянутой талии. Третья особенность викторианской моды — насыщенный цвет. Ткани при Виктории стали красить только что изобретенным анилином — и наряды тут же стали немыслимо яркими. (Входит третья дама. Все здороваются щечками, жеманясь и кокетничая).
3 дама. Я думаю, что королева Виктория стала настоящим символом Великобритании. Если в начале ее правления в 1837 году мода являла из себя нечто вполне устоявшееся и изменялась раз в десять лет, то к концу царствования королевы в 1901 году быстрое развитие промышленности и технологий привели к возникновению моды, которая меняется ежегодно.
2 дама. В викторианский период широкие шляпы потеряли свое былое очарование, сменившись дамскими чепчиками. Столь резкое изменение пропорций головы не могло не повлиять на весь женский костюм. В моду также вошли романтичные прически из двух локонов, которые как бы окружали голову с двух сторон.
1 дама. Ах, как жаль! Я только что купила новую шляпку!
3 дама. Зато к 1845 году корсет удлинился настолько, что возник классический V-силуэт, дополняемый широкими рукавами. В результате модницы с трудом могли двигать руками, а их возможность передвижения была серьезно ограничена. Беспомощность и зависимость от мужчины дам викторианской эпохи делают нас еще более привлекательными в глазах кавалеров. Цветовая гамма стала более приглушенной, на первый план вышли небольшие детали, которые позволяли коренным образом изменять внешний вид. Женская скромность подчеркивалась и белыми шарфиками вокруг шеи.
2 дама. Верхняя юбка постепенно утратила свою былую круглую форму, став гораздо шире и приняв вид колокола. К 1850 году в моду вошло словечко «кринолин» обозначавшее верхнюю женскую юбку. Разумеется, кринолин был обязателен для высшего класса, тогда как представительницы низшего общества никогда не могли себе позволить носить пышные юбки. К 1867 году кринолин окончательно исчез с модного горизонта и ему на смену пришли турнюры, по поводу которых карикатуристы не преминули зло пошутить, сравнив модниц с важно шагающими гусынями.
1 дама. В Викторианскую эпоху ценились люди зрелые — даже юные дeвyшки не выглядели на свой цыплячий возраст. Некрасивая старящая причёска (на прямой пробор), кринолин – всё это превращало дeвyшку в тётку. Бесконечные "правила приличия", которыми руководствовалось общество, довольно быстро превращали щебечущую девчушку в унылую "королеву салонов", непременную мать семейства и в высшей степени высоконравственную особу. Вся Европа, вслед за рано состарившейся королевой, ходит с брюзгливым лицом и чинно раскланивается в уpoдливых кринолинах.
3 дама. Однако мода на кринолины уже проходит. Мне привезли очень странное платье не с кринолином, а с турнюром. Привезли из Парижа! Даже не знаю, как я буду его носить? А в Париже уже все дамы носят такие платья, и мужчины называют их гусынями.
1 дама. К сожалению, я должна вас покинуть. Хочу купить новую шляпку.
3 дама. Да и мне уже пора. Спасибо за превосходный кофе. (Прощаются и уходят).
Учитель. Переключаем канал на VF.TV(название канала по инициалам учителя). Предлагаем вам поучаствовать в программе «Своя игра» (слайды 13-14).
Блок 1. Прослушайте фрагмент из аудиокниги Татьяны Диттрич «Повседневная жизнь викторианской Англии: Этикет – отношение к даме» и ответьте на вопросы:
- Что можно сказать о положении женщины в обществе?
- Чем объяснить такое отношение к женщине?
Блок 2. Прослушайте фрагмент из аудиокниги Татьяны Диттрич «Повседневная жизнь викторианской Англии: Индустриализация 1-2» и ответьте на вопросы:
- Какие явления происходили в обществе Англии в середине XIX века?
- В чем причины демографического роста населения?
- Каковы причины миграции населения?
- Назвать причины урбанизации.
3. Подведение итогов урока, основные выводы, выставление оценок – оценивание в группах. Определяются лучшие телепередачи, им вручаются грамоты.
Литература для учителя. К. Журенков «Эпоха карьеристов и домохозяек», http://www.ogoniok.com/4979/30/
Приложение 2. Лист для рецензий.
Приложение 3. Оценочный листок.

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
22 03 2023 2:34:23
В статье рассматривается роль пpaктикума на уроках обществознания при подготовке к экзаменам в классах, работающих по программе базового уровня. В качестве приложения (аргументации) к основной статье прилагаются примеры разработанных авторских пpaктикумов. Основная цель – поиск эффективных форм занятий деятельностного типа через обсуждение в педагогическом сообществе....
21 03 2023 20:45:44
Урок для малокомплектной школы с малой наполняемостью класса – до 6, 8 учащихся — представляет деятельность учителя и учеников по обобщению и закреплению знаний по истории Раннего Средневековья, проводится в 6-м классе последним уроком истории в первой четверти.
...
20 03 2023 7:31:18
Урок изучения нового материала проходит в форме пpaктической работы, на котором проводится организация совместной познавательной деятельности учащихся для самостоятельного изучения и выявления ими основных направлений внешней политики России в XVII в....
19 03 2023 11:18:24
Вступая в диалог с автором, учащиеся проникают в умонастроение и ментальность общества, изучаемой эпохи, чтобы понять действия и поступки людей, ушедших в прошлое.
...
18 03 2023 11:38:36
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
17 03 2023 18:50:12
Цели урока: создать условия для формирования представления, что такое группа людей и их виды, для развития умения выполнять "групповые нормы", навыков сотрудничества и сопереживания в группе; взаимопонимания, взаимовыдержки, доброжелательного отношения к окружающим людям....
16 03 2023 3:33:31
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
15 03 2023 6:48:40
На уроке изучаются изменения в духовной сфере жизни общества в конце XIX – начале ХХ в....
14 03 2023 21:12:24
Тема "Эпоха просвещения" изучается в курсе "Новая история" 2 часа. Обилие фактического материала, яркие исторические персоны, богатейший спектр художественных произведений затрудняют целостное восприятие эпохи. Поэтому целесообразно провести повторительно-обобщающий урок в игровой форме. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа, элементы проектной деятельности – все это способствует высокому темпу работы на уроке. Для глубинного анализа темы использовались два художественные произведения: "Лунная соната" Людвига ван Бетховена и репродукция картины Уильяма Хогарта "Модный бpaк" (картина затрагивает нравственные проблемы общества эпохи Просвещения)....
13 03 2023 8:17:27
Представленный урок был проведен в 11 классе, рассчитан на 2 часа. Цель урока - проанализировать основные достижения художественной культуры конца XIX - начала XX века.
...
12 03 2023 1:38:55
Использование преданий на уроках истории позволяет учащимся лучше узнать наше историческое прошлое, а учителю – сделать свои уроки интересными и запоминающимися....
11 03 2023 9:26:34
На данном уроке ученики принимали активное участие в процессе познания, так как работали в творческих группах с иллюстративным материалом и текстами из дополнительной литературы. Такая форма деятельности позволяет учащимся выступить в качестве исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....
10 03 2023 13:44:12

Урок обобщает знания школьников по истории Отечественной войны 1812 года; акцентирует внимание на важнейших событиях, определяет их значение в ходе войны; показывает народно-освободительный хаpaктер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев; рассматривает итоги и значение победы русского народа, как для России, так и для народов Европы....
09 03 2023 4:17:33
Содержательный материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся 8-го класса. Данный материал посвящен нравственным проблемам, которые являются опорой и основой нравственного поведения каждого человека. Цель: создание условий для размышления о нравственных ценностях: добре и зле, научить определять для себя значимые личностные ценности, совершенствовать навыки общения....
08 03 2023 4:20:28
При изучении материала урока используется информационно-коммуникационная технология (мультимедийная презентация выполненной в PowerPoint, мультимедийный учебник "История России"), технология развивающего обучения. Через контроль выполнения внеаудиторной работы достигается развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом, развивается познавательный интерес к предмету, формируется гражданская позиция....
07 03 2023 19:19:44
Цель урока: увековечение памяти Февроньи Николаевны Малгиной, потерявшей пятерых сыновей во время войны. Урок способствует воспитанию патриотических чувств, любви к родному краю, чувства гордости и уважения к старшему поколению, бережного отношения к ним....
06 03 2023 18:22:22
Данный урок является составной частью раздела «Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....
05 03 2023 19:40:50
Мероприятие рассчитано на учащихся 8–11-х классов. Способствует развитию чувства патриотизма и гражданственности, формирует традиционные православные ценности. Адресовано учителям истории, мировой художественной культуры, заместителям директора по воспитательной работе. Может быть проведено в рамках недели истории. Актуальность мероприятия объясняется ростом потребности общества в повышении духовности и нравственности подрастающего поколения.
...
04 03 2023 20:49:37
В статье приведены примеры из опыта работы учителя истории. Даны рекомендации как работать с хронологическим материалом, понятиями; как добиться грамотного и аккуратного ведения тетрадей; что нужно сделать, чтобы интерес к предмету не только не угас, но и развивался. В статье даны рекомендации о том, как сделать предмет интересным для учащихся....
03 03 2023 3:46:19
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
02 03 2023 23:25:37
Семинар – важное средство мотивации учения и возможности подготовки к ЕГЭ для учащихся 10–11-х классов. Может быть полезно тем, кто хотел бы провести свое исследование мотивационной сферы личности учащихся. В работе затронуты не только методические, но и психологические аспекты деятельности учителя по управлению процессом обучения....
01 03 2023 11:22:56
В ходе проблемного урока с элементами игрового моделирования учащиеся должны познакомиться с возрастающей ролью информации в жизни человека и ее влиянием на общество, научиться видеть различные, противоположные стороны одной той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию, узнать, с какими проблемами приходится сталкиваться людям в условиях информационного бума....
28 02 2023 22:23:48
Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями развития Спартанского государства в сравнении с Афинским, а также изучение быта и нравов спартиатов. Для усиления познавательного интереса учащихся к истории Древнего мира, а также технологизации образовательного процесса использована презентация. Наличие кругограммы, опopных схем, исторических документов, загадок позволяют сделать процесс обучения более интересным, содержательным в плане развития умений учащихся анализировать, сопоставлять, обобщать. Героизация исторического прошлого, я считаю, — одна из важных задач исторической науки. На уроке есть возможность самореализации как сильным ученикам, так и более слабым. ...
27 02 2023 22:27:43
К государственным символам любой страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века....
26 02 2023 2:54:19
Цели урока: знакомство учащихся с преобразованиями, произошедшими в России в эпоху правления Петра I; рассказ о первых ассамблеях, порядке их проведения и отношении российского общества к этому новшеству; знакомство учащихся с традиционным русским костюмом на рубеже XVII-XVIII веков и преобразованиями в моде, введенными Петром I; знакомство учащихся с танцами, исполнявшимися на Петровских ассамблеях; изучение некоторых танцев Петровских ассамблей; проведение танцевального вечера в стиле Петровских ассамблей....
25 02 2023 0:42:46
Методическая разработка урока по теме «Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда» для учащихся 9-го класса дает представления о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о героизме жителей блокадного города; развивает умение анализировать исторические события, систематизировать исторический материал; содействует воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну....
24 02 2023 7:46:12
Данная тема – одна из сложных и проблемных тем в курсе истории России, многие вопросы темы являются дискуссионными. Целесообразно проводить изучение нового материала, используя технологию развивающего обучения с элементами дискуссии. Обозначение проблемы и совместный поиск её решения увлекает всех учащихся независимо от способностей и позволяет прочнее усвоить материал.
...
23 02 2023 4:12:12
Представлен интегрированный урок в блоке тем по культуре Древней Греции. Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, изготавливают театральные маски, играют отрывки из комедий и трагедий античных авторов.
...
22 02 2023 1:54:58
Обобщающий урок по теме "Внешняя политика России"; сравнительный анализ Крымской и Русско-японской войн для учащихся 10–11-х классов. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащиеся изучают документы, справочные материалы, заполняют аналитическую таблицу. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
21 02 2023 21:44:31
Статья позволяет определить основные принципы работы по методу проектов на уроках истории и обществознания. Рассматриваются виды школьной проектной деятельности и методика работы над проектами.
...
20 02 2023 2:32:49
Урок проводится в технологии исследования. Данная технология способствует не только усвоению новых знаний, но формированию ключевых компетенций: информационных, коммуникативных, социальных. Применяемая рейтинговая система оценивания работы учащихся позволяет оценивать деятельность на каждом этапе урока и в каждом виде деятельности, что стимулирует активность учащихся, позволяет видеть сильные и слабые стороны учащихся и объективно оценивать в течение всего урока....
19 02 2023 10:50:28
Урок знакомит учащихся с дальнейшей судьбой декабристов после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года....
18 02 2023 0:55:45
Вашему вниманию предлагается электронное обучающее средство, выполненное в формате презентация по курсу "Государственные символы России". Курс рассчитан на 17 часов и может быть использован как элективный курс, факультатив, спецкурс....
17 02 2023 21:28:53
Урок позволит учащимся познакомиться с избирательным правом. Основные понятия, вводимые на уроке, подкрепляются пpaктическими примерами. Анализ документов, знакомство со стенограммой заседания Госсовета по вопросам развития политической системы, речь президента РФ Д.Медведева сделают урок более наглядным и действенным. Главная задача - воспитание гражданской активности....
16 02 2023 10:29:41
На уроке дается общее представление о федеративном устройстве России, учащиеся знакомятся с понятиями «патриот» и «патриотизм»....
15 02 2023 17:54:28
Статья содержит описание особенностей лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам с целью помочь преподавателю, работающему со взрослыми обучающимися, осмыслить феномен обучения взрослого человека в контексте непрерывного образования, изучить и апробировать наряду с традиционными и инновационные формы подачи лекционного материала, которые используются в современной пpaктике обучения взрослых....
14 02 2023 13:49:29
Урок, посвященный XVIII веку – переломному периоду в истории России, очень насыщенному событиями. Особенности данного периода – частая смена правителей, сильные личности во главе государства, главенствующее положение дворянства в государстве. Государство Российское подвело черту под прошлым, перевернуло страницу своей истории и начало переход к новым рубежам.
...
13 02 2023 9:57:36
Мероприятие направлено на воспитание патриотических чувств у детей, любви к своему Отечеству, любви к малой родине и её истории, уважительного и бережного отношения к старшим....
12 02 2023 16:12:29
Урок предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. Учащимся предлагается поработать с текстом учебника, с историческими документами, выполнить задания в парах, высказать свою точку зрения по отдельным вопросам, проверить свои знания, выполняя тестовые задания. Прилагается презентация к уроку. При проведении урока используется диск «История России 862–1917», Ледовое побоище – анимация и фрагмент художественного фильма....
11 02 2023 12:59:57
В работе представлена классификация активных и интеpaктивных методов в преподавании, их "плюсы" и "минусы" в пpaктическом применении, отечественная и зарубежная историография. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных разработках занятий представленных ниже. Все разработки включают в себя применение различных активных и интеpaктивных методов на разных этапах урока. Разработки могут использоваться на уроках истории, обществознания, а также на других предметах образовательной области "обществоведение"....
10 02 2023 8:22:48
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать
основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
09 02 2023 5:58:42

Презентации по курсу «История с древнейших времён до конца XVI века» ориентированы на обучение детей с нарушением слуха и речи и могут быть рекомендованы для использования в школах I–II-го вида, кроме того, в общеобразовательных школах....
08 02 2023 9:53:51
Цели урока: познать хаpaктерные черты богов древних египтян; сформировать представления о богах Египта; воспитать интерес к истории Древнего мира....
07 02 2023 20:14:40
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
06 02 2023 2:33:42
Интегрированный урок-путешествие в 5-м классе по теме: "Древний Восток: прошлое
и настоящее". Урок с элементами игры погружает в эпоху Древнего мира.
Используются обучающие видео- и DVD-материалы, презентации в программе Power Point.
Основная цель: осознания учащимися сути развития цивилизации и заслуг предков в обеспечении нам современного уровня жизни. Урок рассчитан на 3 академических часа.
...
05 02 2023 11:49:22
За 300 лет своего правления Романовы оставили глубочайший след в истории не только России, но и всего мира. Любопытно, как бы могла развиваться история нашего государства, если бы так, и не суждено было наступить 21 февраля 1613 года, когда боярина Михаила Федоровича Романова, "ближайшего по крови к угасшему царственному роду Рюрика и Владимира Святого", избрали на царство Великим земским собором в Москве....
04 02 2023 5:11:25
На уроке учащиеся знакомятся с составом преступлений «Получение взятки» и «Дача взятки» УК РФ и видом наказания, предусмотренного за данный вид преступлений. Урок способствует развитию навыков работы с нормативными документами, составления тезисов по ходу урока; умений давать отзыв на ответы других учащихся, участвовать в обсуждении, применять знания при анализе проблемных ситуаций современного общества....
03 02 2023 12:14:22
В статье подробно описано 2-часовое занятие, которое включает в себя: беседы, дискуссию, работу в группах, коллективную творческую деятельность. В презентации рассматриваются понятия: МГП; Женевская конвенция; "субъекты" и "объекты" в условиях вооруженного конфликта и др.
...
02 02 2023 21:57:20

Комбинированный урок обобщает знания по истории России первой половины XIX века. Материал и план занятия рассчитан на 2 часа. Помимо межпредметных связей, учащиеся 8-го класса осваивают различные ролевые позиции; сопоставляют разнотипные тексты и выявляют разночтения; извлекают социальные факты из литературных и исторических источников; строят различные версии исторического события....
01 02 2023 6:27:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::