Урок истории "Подъем экономики в годы НЭПа"
Учебник «Россия в 20 веке» А.А. Левандовский, Ю.А.Щетинов
ЦЕЛЬ:
- На основе фактического материала подвести учащихся к пониманию того, что разразившийся в 1921 году кризис заставил советское правительство пойти на резкую смену экономической политики. Охаpaктеризовать основные черты НЭП-а, его противоречия и последствия.
- Учить учащихся формулировать свою точку зрения, отстаивать ее,
анализировать материал, делать выводы. - Учить видеть отношение к человеку со стороны власти + собственное
- Отношение учащихся к рассматриваемому вопросу.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Плакат,
- Видеозапись песни «Анка - НЭП»,
- Плакат «парикмахерская», необходимая атрибутика,
- таблицы,
- Фрагменты периодической печати.
ХОД УРОКА:
- Оргмомент.
- Место темы в курсе.
- Объяснение нового материала, с использованием схемы №1
- Анализ музыкального фрагмента и сценки «в парикмахерской»
- Закрепление
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ:
- Работа с текстом.
- рассказ, беседа
- анализ документа, анализ музыкального фрагмента, сценки
- заполнение таблицы.
Для того, чтобы сделать материал доступным и понятным для учащихся на уроке используется схема №1, она может быть создана прямо на доске при помощи отдельных таблиц и мела. Если есть интеpaктивная доска, схема может создаваться последовательно и в конце урока приобретет законченный вид. Для наиболее яркого представления о времени учащимся предлагается для анализа видеофрагмент песни и сценка. Это поможет учащимся сформировать свою точку зрения на предлагаемый период истории.
Учитель: Мы продолжаем с Вами разговор о советской России 1920-х гг. Её часто называют Россией нэповской. Нэп - новая экономическая политика, которую большевики начали проводить с 1921 г. и осуществляли вплоть до конца 20-х гг. Наша задача - понять суть нэпа, уметь отличить эту политику от политики военного коммунизма. Разобраться в причинах введения новой экономической политики.
Выступление учащегося:
Из письма наркома по иностранным делам Г.В.Чичерина:
«С 1 августа наши сотрудники не получают ничего. Из остатков прежних складов мы даём более чем скудный обед. Живут тем, что продают старые вещи… Все торгуют. Начальники отделов на улице продают штаны. Иностранные посланники проходят и видят их. У меня в канцелярии секретарша падает в голодные обмороки».
Вопросы к документу?
Как отрывок из письма хаpaктеризует экономическое положение в стране?
Ответы учащихся.
Учитель, работая с интеpaктивной доской, на которой постепенно высвечиваются составные части схемы (или просто отпечатанные части схемы, готовый вариант, схема №1), объясняет новый материал:
В период нэпа важные изменения произошли:
- в сельском хозяйстве;
- в промышленности,
- в финансовой деятельности;
- в управлении народным хозяйством;
- в социальной сфере;
Раздел 1.
Прежде всего, была отменена продразверстка, она была заменена продналогом, что значительно облегчало положение крестьянства. Теперь крестьяне уже весной знали количество сдаваемой продукции и излишками могли распоряжаться сами. (блок №1 в схеме.)
Они имели право выйти из общины и самостоятельно выбрать формы землепользования. (блок №2 в схеме.)
Кроме того, была разрешена аренда земли, что давало возможность малоимущим крестьянам сдавать свои участки земли, а зажиточным увеличивать свой надел. (блок №3 в схеме.)
Раздел 2.
Большие изменения произошли в промышленности: отменён декрет о всеобщей национализации промышленности. Теперь мелкие и даже часть средних промышленных и торговых предприятий вновь передавались в частные руки.Некоторые крупные предприятия разрешалось брать в аренду частным лицам, товариществам, кооперативам. К исходу первого года нэпа в аренду было передано около 10 тыс. промышленных предприятий. Мелкая частная промышленность к концу 1921 г. производила 40% промышленной продукции страны. В 1923 г. в частном секторе было занято 12,5% пролетариата. Численность частных торговцев превысила 420 тыс. человек. (блок №4 в схеме.)
Разрешалось также создание концессий с привлечением иностранного капитала. В 1921 г. была заключена концессиями между РСФСР и Большим северным телеграфным обществом на эксплуатацию телеграфной -линии между РСФСР, Данией, Финляндией, Швецией, Японией, Китаем. В 1922 г. открылась международная авиалиния Москва - Кёнигсберг. К 1923 г. насчитывалось 24 смешанных акционерных общества и совместных предприятий.
К середине 1920-х гг. капиталистический сектор включал около 20% промышленных предприятий. В розничной торговле частные предприниматели контролировали 53% товарооборота. (блок №5 в схеме.)
Государственные предприятия переводились на хозрасчёт, который давал возможность постепенного перехода на самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление. Предприятия сами распоряжались частью своей продукции. (блок №6 в схеме.)
Вводилось материальное стимулирование рабочих в зависимости от квалификации и качества выпускаемой продукции (т.е. упразднялась уравниловка). К 1925 г. заработная плата равнялась заработной плате рабочих в 1914г.
Вводился также свободный наём рабочей силы через биржу труда, отменялась трудовая мобилизация. (блок №7,8 в схеме.)
Рабочие могли переходить с одного предприятия на другое. Рабочий день составлял 7 часов при шестидневной рабочей неделе.
1924 г. продукция крупной государственной промышленности увеличилась в 2 раза по сравнению с 1921 г., но восстановлена была прежде лёгкая и пищевая промышленность. Страна по-прежнему оставалась аграрно-индустриальной, но был взят четкий курс на индустриализацию. . (блок №9 в схеме.)
С введением нэпа сформировалась новая буржуазия - нэпманы, которые на 30-50% были представителями старой буржуазии. Остальная часть – из среды советских служащих, кустарей, крестьян. Основной сферой их деятельности стала торговля, так как существовали ограничения в промышленности и жесткая налоговая политика. (блок №10 в схеме.)
Отношение к НЭПу в стране было различным. Сейчас вы познакомитесь с 2 точками зрения. Какая из них, на ваш взгляд, более справедлива, ближе вам по духу?
Видеозапись на интеpaктивной доске - песня в исполнении Анки – НЭП
Здравствуй! Пишу тебе с рабфака…
Рядом шумит за окнами Москва…
И мало грамоты, однако,
Еще жива надежа на пролетарские права…Здравствуй!
Здесь всюду рестораны,|
Пляшут и жрут икру под скрипачей…
Зачем сдавали мы наганы?
Не знаю кто, а я бы взяла на мушку сволочей!Здравствуй!
Москва разъела ряшки…
В шляпах и фильдекосах нэпмана,
А я хожу в своей тельняшке и не сниму, покуда,
У нас не кончиться война…
Сценка в парикмахерской:
Парикмахер: Ах! Мадам! Доброе утро!
Дама: Доброе утро, Иван Петрович! Я так рада, что вы снова, наконец, открыли свое заведение!
Парикмахер: А вы спросите, чего мне это стоило, мадам. Вы посмотрите, какие я приобрел зеркала, а инструмент, почитай все мои и папеньки сбережения ушли. Что делаем?
Дама: Как всегда. (мастер приступает к работе) Я хотела попросить вас Иван Петрович. Не могли бы взять на работу Матрену. Измаялась женщина совсем, 4 детей, знаете ли, муж ведь у нее на фронте погиб, помочь не кому.
Парикмахер: Да уж, знаю я это семейство. Мальчишки те еще сорванцы. Но только вряд ли я ее взять смогу. Принял уже на работу троих, жалованье плачу приличное и в срок, люди ценят, работают хорошо. Вот и все мадам прическа готова.
Дама: Спасибо Иван Петрович! Как всегда – великолепно.
Парикмахер: Всего доброго заходите!
Дама: непременно…
Вопросы классу:
- как с введением НЭПа изменилась экономическая ситуация в стране?
- Как относилось к НЭПу рядовое население страны?
Значительная часть промышленности, вся внешняя торговля осталась в руках государства. Как говорили большевики, они сохранили за собой комaндные высоты в экономике.
Таким образом, содержание нэпа в промышленности следующее:
- предоставление предприятиям права ограниченного сбыта своей продукции;
- денационализация мелких и средних предприятий;
- развитие аренды и концессий;
- привлечение иностранного капитала.
- Введение хозрасчета;
При этом в руках государства сохранялись комaндные высоты: тяжёлая промышленность, трaнcпорт, монополия внешней торговли.
Раздел 3.
В начале нэпа нарком финансов Г.Сокольников доказывал, что экономику не сдвинуть с места, если не будет твёрдой валюты. Ленин также говорил: «Нам нужна твёрдая валюта, хороший рубль, а не хлам в виде совзнака. Без твердой валюты нэп летит к чёрту».
Реформа началась в 1922 г. с выпуска советского червонца. (Показать купюры «Один червонец», «Пять червонцев») В обращении были одновременно устойчивый червонец и падающий совзнак. Обмен производился в соотношение 1 червонец на 60 тыс. совзнаков (курс менялся в зависимости от покупательной способности совзнаков). Червонец ценился на мировом рынке выше английского фунта стерлингов и был равен 5 долларам 14,5цента США.
Введение твёрдой конвертируемой валюты требовало гибкой системы налогов, займов. Сельхозналог составлял максимум 5% и колeбaлся в зависимости от качества земли, количества скота и т.п. в городах частник платил 1,5% с оборота и дополнительный налог в местный бюджет. Подоходный налог делился на основной и прогрессивный. Основной платили все граждане, кроме подёнщиков, чернорабочих, пенсионеров, рабочих и служащих с заработной платой менее 75 рублей в месяц. Прогрессивный платили те, кто получал дополнительную прибыль: нэпманы, частнопpaктикующие врачи, адвокаты, журналисты и т. д. Существовало более 12 видов косвенных налогов: на чай, соль, спички и т. д.
Вопрос. Как Вы понимаете высказывание Ленина: «Мы до известной степени заново создаём капитализм»?
Раздел 4.
Менялась и система управления народным хозяйством. Вместо главков создавались тресты, которые переводились на хозрасчёт. При этом расширялись их права при заготовке сырья, реализации продукции.
Общую координацию работы осуществляли ВСНХ и Госплан.
На съезде Ленин заявил о введениё нэпа «всерьёз и надолго, но... не навсегда». Почему всерьёз и надолго? На этот вопрос ответить не трудно: в годы «военного коммунизма» были разрушены союз рабочего класса и крестьянства, нормальные отношения между городом и деревней. Надолго - потому что быстро избавить страну от голода и нищеты было невозможно.
А что означает не навсегда! Конечно, то, что нэп Ленин считал чем-то временным, рассчитанным на восстановление разрушенного хозяйства. Известно, что Ленин связывал нэп с необходимостью временного отступления после неудавшегося штурма, но отступление не бывает вечным.
Уже на следующем съезде партии Ленин, отмечая отрицательные стороны нэпа (о них пойдёт на следующем уроке), заявил, что через несколько лет «из России нэповской будет Россия социалистическая».
Раздел 5.
Произошли изменения и в социальной сфере. За короткий период была восстановлена довоенная численность рабочего класса, установлен 7, 8-часовой рабочий день, упразднена уравнительная заработная плата. За счет расселения в дома бывших домовладельцев многие рабочие улучшили свои жилищные условия.
За первое десятилетие советской власти вдвое увеличилось количество врачей и медицинского персонала. Удалось почти полностью пресечь такие опасные и массовые инфекционные заболевания, как оспа, чума, тиф, холера. На 11 лет возросла продолжительность жизни людей.
Для закрепления материала ученикам предлагается заполнить сравнительную таблицу №1:
Таблица №1
«Военный коммунизм» | НЭП |
|
ДОКУМЕНТ №1
«Учитывая возможность военного нападения со стороны капиталистических государств на пролетарское государство ... необходимо уделить максимальное внимание быстрейшему развитию тех отраслей народного хозяйства вообще и промышленности в частности, на которые выпадает главная роль в деле обеспечения обороны и хозяйственной устойчивости страны ».
(из резолюции XV партийного съезда.) ПОДУМАЙ!
Почему необходимо развивать именно промышленное производство?
Какие преимущества даёт быстрое развитие промышленности, строительство новых заводов и фабрик?
Итоги урока. Выставление оценок.
Схема.
Представлены тесты по истории России в 9-м классе по темам: «История СССР в период 1953–1964 гг.» и «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX века»....
10 06 2023 6:58:59
Мероприятие посвящено судьбе выдающегося ученого, академика, лауреата Нобевской премии мира, правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова. Он наш современник, и его вклад в науку и политическую жизнь нашей страны, его высказывания и работы находят отражение в наше время. Мероприятие построено в форме конференции, на которой учащиеся выступали в качестве биографов, социологов, политологов, в роли самого А.Д. Сахарова, читали стихи, посвященные А.Д. Сахарову....
09 06 2023 9:23:11
В данной статье приводится система работы учителя в старших классах с использованием лекционно-семинарско-зачетной системы преподавания, которая позволяет осуществлять гуманизацию образования, ставить личность в центр образовательного процесса. Цель работы — формирование личности, способной ориентироваться во всем многообразии современного мира....
08 06 2023 20:55:22
Представлена методическая разработка урока для 11-го класса «Налоги и налогообложение» в системе уроков по дисциплине «Обществознания» в разделе «Экономика» и «Финансовая грамотность». В разработке представлены: презентация, технологическая карта урока, задачи расчёта НДФЛ для физических лиц и задания для подготовки к ЕГЭ....
07 06 2023 21:21:25
Представлен урок изучения нового материала в 5-м классе по теме "Древний Египет"....
06 06 2023 0:32:23
Данная работа представляет собой анализ педагогического опыта по использованию технологий и методов развивающего обучения на уроках истории. Рассмотрено применение коллективного способа обучения, ТРИЗ-педагогики, методов эвристического обучения. Показана целесообразность их использования учителем истории в условиях развивающего обучения....
05 06 2023 9:52:55
Урок посвящен Высокогорскому району в годы Великой Отечественной войны, его вкладу в Победу над фашистской Германией. ЗадачиЦель урока: привести примеры мужества и героизма советских воинов, тружеников тыла – наших земляков; развивать поисково-исследовательские умения учащихся....
04 06 2023 14:39:38
В работе приведена разработка проведения урока истории в 6-м классе в форме викторины между тремя комaндами учеников. Цель викторины - закрепление пройденного учебного материала в форме соревновательной игры с использованием самостоятельно изготовленных учениками костюмов и реквизита. Викторина проводится в несколько этапов и подразумевает участие всех учеников класса. Судейство осуществляют специально отобранные ученики этого класса (герольды) под руководством учителя. Приведены методические рекомендации для учителей.
...
03 06 2023 5:29:25
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
02 06 2023 16:33:38
Урок разработан как урок новых знаний учащихся. Большое количество фактов биографии Николая II, гибель царской семьи и её тайное захоронение, вопросы связанные с нахождением останков, погребением, канонизацией, а также реабилитацией - всё вызовет неподдельный интерес учащихся к теме урока....
01 06 2023 4:43:51
Предлагается урок-презентация, который дает представление учащимся о развитии культуры Киевской Руси и ее мировом значении.
...
31 05 2023 0:31:41
Урок разработан с применением метода проектной технологии. Форма урока в виде ролевой игры «Избирательная кампания» способствует пpaктическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя, умением вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение....
30 05 2023 12:55:28
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
29 05 2023 13:20:42
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
28 05 2023 2:58:16
В статье автор приводит общие принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет эффективной, а также предлагает алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока....
27 05 2023 9:23:19
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
26 05 2023 18:12:26
В работе представлены примеры тестовых заданий, алгоритм составления схем, заполнения таблиц и составления простого плана параграфа учебника. Моделирование учебной деятельности обучающихся будет успешным, если учитывать закономерности развития урока, принципы построения учебной деятельности, биопсихофизиологические особенности учащихся....
25 05 2023 19:52:59
Урок проводится по технологии методики продуктивного обучения. Показывает реализацию личностно-ориентированного обучения на уроках гуманитарного цикла.
...
24 05 2023 15:26:59

В статье анализируется роль презентаций в преподавании нового предмета ОРКСЭ. Автор рассказывает о эмоционального эстетическом восприятии презентации учащимися: о значении таких важных составляющих, как цвет изображения и текста, фон слайдов, их переходы, анимация отдельных элементов видеоряда и звуковое сопровождение. Урок сопровождается презентацией....
23 05 2023 20:37:26
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
22 05 2023 11:16:32
Научные работники и педагоги Кузбасса выстроили систему комплексного мониторинга, которая позволяет отслеживать динамику показателей физического и психического здоровья каждого ученика, класса, курса в процессе обучения, а также осуществлять оценку качества знаний, влияния той или иной методики обучения на здоровье ребенка....
21 05 2023 1:45:46
На уроке учитель формирует представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта. Работа с историческими источниками, интеpaктивной картой, игровые моменты, познавательные задачи – основные методические моменты и этапы работы на уроке....
20 05 2023 23:53:20
Учащиеся изучают причины возникновения Столетней войны; знакомятся с основными этапами и событиями войны. В статье показывается героическая роль в войне Жанны д'Арк....
19 05 2023 19:38:18
Выбор темы обусловлен необходимостью изучения культуры Древней Греции, ставшей фундаментом европейской культуры. В разработку урока включены: цели, формируемые навыки обучающихся, предполагаемые ответы, разноуровневые задания; материалы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Содержание материала соответствует обязательному минимуму содержания образования.
...
18 05 2023 7:54:53
Рациональным зерном урока явилась постановка и решение проблемной задачи, что является новым приёмом для 7-го класса. Ребята благодаря цепочке выводов по отдельным моментам урока сумели дать исчерпывающий интересный ответ на проблемный вопрос. Данный урок расширил кругозор учащихся и дал новые знания о труде и системе оплаты труда....
17 05 2023 17:37:54
Целью данного занятия является формирование представления о Древней Руси, о русских князьях; развитие устной монологической речи; воспитание любви к Родине и пробуждение интереса к истории как науки....
16 05 2023 3:15:15
Урок с целью укрепления представлений о сущности крестьянской реформы 1861 года. Разбор основных положений реформы, уяснение значения отмены крепостного права....
15 05 2023 13:28:29
Рабочая программа учебного курса разработана с учётом национально-регионального компонента образовательного стандарта, рассчитана на 35 часов. Реализация программы способствует развитию интереса школьников к истории родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности, воспитанию патриотизма и гражданственности. Программа адаптирована к интегрированному обучению детей с задержкой психического развития....
14 05 2023 6:48:32
Цели: Познакомить учащихся с новым этапом развития человечества - Новым временем. Развивать умения: работать в группе, логическое мышление, устную речь, умение делать выводы, самостоятельно искать ответы на вопросы. Воспитывать интерес и любовь к истории.
...
13 05 2023 13:12:54
Предлагается конспект урока "Истоки" (региональный компонент учебного базисного плана Вологодской области). Может быть использован на уроках истории, во внеклассной работе. При разработке урока использована иллюстрация Валерия Карпущенко из личной коллекции Сизоненко Т.В.
...
12 05 2023 21:40:52
Цель урока - на примере подлинных исторических событий Великой Отечественной войны показать учащимся, что такое фашизм и насколько страшно его возвращение. Многие молодые люди, вступая в наше время в фашистские организации, даже не подозревают, на что они себя обрекают, забывают, какой ценой была достигнута Победа....
11 05 2023 7:42:24
Проблема генезиса феодальных отношений на Руси. Специфика по сравнению с проявлениями феодальных черт в странах Западной Европы. ...
10 05 2023 9:23:48

Урок посвящен изучению нового материала по теме "Крещение Руси. Владимир Святославович". Развивается критическое мышление. После вступительного слова учителя проводится пpaктическая работа с историческими текстами о крещении Руси. Для контроля используется игра "Веришь – не веришь"....
09 05 2023 3:20:26
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
08 05 2023 0:21:59
Автор предлагает проанализировать советско-германские отношения накануне войны; выяснить плюсы и минусы этих отношений; охаpaктеризовать советско-финскую войну и ее последствия; определить степень готовности СССР к войне с Германией....
07 05 2023 14:57:58
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
06 05 2023 21:53:37
Актуальность данной темы в том, что она знакомит ребят с историей античных и современных Олимпийских игр и их героями, помогает понять подлинно глобальные масштабы олимпийского движения и роль спорта в жизни современного общества.
...
05 05 2023 7:48:28
Урок-исследование. В ходе урока у учащихся формируется национального самосознание, патриотизм и гражданственность, уважение к историческому прошлому своей Родины. Создается ценностно-значимая педагогическая ситуация, которая стимулирует активность старшеклассников по осмыслению и присвоению гуманистических ценностей. Урок способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности, умений обучающихся, повышению их культуры общения....
04 05 2023 2:27:54
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
03 05 2023 16:25:58
Современные ученые сходятся во мнениях, что традиционные формы уроков устарели. Цель педагога на современном этапе - завладеть вниманием ученика, удивить его, заинтриговать, заинтересовать.
...
02 05 2023 21:41:20
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
01 05 2023 22:24:29
Краеведение увеличивает прострaнcтво, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную деятельность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Учитывая возрастные особенности учащихся, мы используем различные уровни познавательной краеведческой работы....
30 04 2023 10:11:12
Используя информационно-коммуникативные технологии, автор привлекает внимание учащихся к изучению темы, активизирует их познавательную деятельность. Раскрывает предпосылки общенародного движения в Чехии, показав, как в условиях хозяйственного подъема второй половины XIV века в стране происходило усиление феодального гнета, сочетавшееся с засильем немецких колонизаторов и господством католической церкви....
29 04 2023 16:36:21
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
28 04 2023 9:52:45
Специфика образования Черниговского района объясняется глубокими историческими процессами, протекавшими в России в конце
ХIХ–ХХ вв. Исследование обусловлено возросшим интересом к этнокультурной ситуации по России и в отдельных ее регионах. Географическая локализации проблемы исследования нисколько не уменьшает и не сужает значимость темы, так как территория и этнический состав населения Приморского края и Черниговского района отличается динамичностью....
27 04 2023 12:22:23
Урок затрагивает актуальную проблему Великой Отечественной войны и вклада Рязанского края и рязанцев в общую победу. Урок соответствует требованиям ФГОС. В ходе работы в группах обучающиеся изучают документы, историческую информацию, позволяющую дать многоаспектный анализ деятельности Рязанского края в годы войны. Выполнение Боевых листков и заполнение таблиц на основе выступлений представителей групп позволяют глубже осмыслить материал....
26 04 2023 4:59:45
Урок по теме "Права ребенка" знакомит учащихся с основными правами детей. Данное занятие проводится в групповой форме, используются различные методы (исследовательские, аналитические, рефлексивные) и приемы: работа с документами, решение логических и творческих заданий ( например, пантомима). Урок способствует воспитанию сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их. Занятие можно провести не только как урок в 9-м классе, но и как внеклассное мероприятие....
25 04 2023 3:26:40
Урок знакомит учащихся с основными событиями войны 1812 года. Внимание акцентируется на Бородинском сражении, значении для хода войны, партизанском движении, роли народных масс в победе над французскими завоевателями. На слайдах представлены фрагменты из гравюр XIX века, репродукции картин, которые живо воссоздают события Отечественной войны. Текст слайдов –воспоминания участников этих событиий, наполненные эмоциями от пережитого....
24 04 2023 20:15:11
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
23 04 2023 0:20:53
Занятие с целью ознакомления учащихся с историей Олимпийских игр и спортивных традиций....
22 04 2023 9:49:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::