Урок истории "Подъем экономики в годы НЭПа"
Учебник «Россия в 20 веке» А.А. Левандовский, Ю.А.Щетинов
ЦЕЛЬ:
- На основе фактического материала подвести учащихся к пониманию того, что разразившийся в 1921 году кризис заставил советское правительство пойти на резкую смену экономической политики. Охаpaктеризовать основные черты НЭП-а, его противоречия и последствия.
- Учить учащихся формулировать свою точку зрения, отстаивать ее,
анализировать материал, делать выводы. - Учить видеть отношение к человеку со стороны власти + собственное
- Отношение учащихся к рассматриваемому вопросу.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Плакат,
- Видеозапись песни «Анка - НЭП»,
- Плакат «парикмахерская», необходимая атрибутика,
- таблицы,
- Фрагменты периодической печати.
ХОД УРОКА:
- Оргмомент.
- Место темы в курсе.
- Объяснение нового материала, с использованием схемы №1
- Анализ музыкального фрагмента и сценки «в парикмахерской»
- Закрепление
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ:
- Работа с текстом.
- рассказ, беседа
- анализ документа, анализ музыкального фрагмента, сценки
- заполнение таблицы.
Для того, чтобы сделать материал доступным и понятным для учащихся на уроке используется схема №1, она может быть создана прямо на доске при помощи отдельных таблиц и мела. Если есть интеpaктивная доска, схема может создаваться последовательно и в конце урока приобретет законченный вид. Для наиболее яркого представления о времени учащимся предлагается для анализа видеофрагмент песни и сценка. Это поможет учащимся сформировать свою точку зрения на предлагаемый период истории.
Учитель: Мы продолжаем с Вами разговор о советской России 1920-х гг. Её часто называют Россией нэповской. Нэп - новая экономическая политика, которую большевики начали проводить с 1921 г. и осуществляли вплоть до конца 20-х гг. Наша задача - понять суть нэпа, уметь отличить эту политику от политики военного коммунизма. Разобраться в причинах введения новой экономической политики.
Выступление учащегося:
Из письма наркома по иностранным делам Г.В.Чичерина:
«С 1 августа наши сотрудники не получают ничего. Из остатков прежних складов мы даём более чем скудный обед. Живут тем, что продают старые вещи… Все торгуют. Начальники отделов на улице продают штаны. Иностранные посланники проходят и видят их. У меня в канцелярии секретарша падает в голодные обмороки».
Вопросы к документу?
Как отрывок из письма хаpaктеризует экономическое положение в стране?
Ответы учащихся.
Учитель, работая с интеpaктивной доской, на которой постепенно высвечиваются составные части схемы (или просто отпечатанные части схемы, готовый вариант, схема №1), объясняет новый материал:
В период нэпа важные изменения произошли:
- в сельском хозяйстве;
- в промышленности,
- в финансовой деятельности;
- в управлении народным хозяйством;
- в социальной сфере;
Раздел 1.
Прежде всего, была отменена продразверстка, она была заменена продналогом, что значительно облегчало положение крестьянства. Теперь крестьяне уже весной знали количество сдаваемой продукции и излишками могли распоряжаться сами. (блок №1 в схеме.)
Они имели право выйти из общины и самостоятельно выбрать формы землепользования. (блок №2 в схеме.)
Кроме того, была разрешена аренда земли, что давало возможность малоимущим крестьянам сдавать свои участки земли, а зажиточным увеличивать свой надел. (блок №3 в схеме.)
Раздел 2.
Большие изменения произошли в промышленности: отменён декрет о всеобщей национализации промышленности. Теперь мелкие и даже часть средних промышленных и торговых предприятий вновь передавались в частные руки.Некоторые крупные предприятия разрешалось брать в аренду частным лицам, товариществам, кооперативам. К исходу первого года нэпа в аренду было передано около 10 тыс. промышленных предприятий. Мелкая частная промышленность к концу 1921 г. производила 40% промышленной продукции страны. В 1923 г. в частном секторе было занято 12,5% пролетариата. Численность частных торговцев превысила 420 тыс. человек. (блок №4 в схеме.)
Разрешалось также создание концессий с привлечением иностранного капитала. В 1921 г. была заключена концессиями между РСФСР и Большим северным телеграфным обществом на эксплуатацию телеграфной -линии между РСФСР, Данией, Финляндией, Швецией, Японией, Китаем. В 1922 г. открылась международная авиалиния Москва - Кёнигсберг. К 1923 г. насчитывалось 24 смешанных акционерных общества и совместных предприятий.
К середине 1920-х гг. капиталистический сектор включал около 20% промышленных предприятий. В розничной торговле частные предприниматели контролировали 53% товарооборота. (блок №5 в схеме.)
Государственные предприятия переводились на хозрасчёт, который давал возможность постепенного перехода на самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление. Предприятия сами распоряжались частью своей продукции. (блок №6 в схеме.)
Вводилось материальное стимулирование рабочих в зависимости от квалификации и качества выпускаемой продукции (т.е. упразднялась уравниловка). К 1925 г. заработная плата равнялась заработной плате рабочих в 1914г.
Вводился также свободный наём рабочей силы через биржу труда, отменялась трудовая мобилизация. (блок №7,8 в схеме.)
Рабочие могли переходить с одного предприятия на другое. Рабочий день составлял 7 часов при шестидневной рабочей неделе.
1924 г. продукция крупной государственной промышленности увеличилась в 2 раза по сравнению с 1921 г., но восстановлена была прежде лёгкая и пищевая промышленность. Страна по-прежнему оставалась аграрно-индустриальной, но был взят четкий курс на индустриализацию. . (блок №9 в схеме.)
С введением нэпа сформировалась новая буржуазия - нэпманы, которые на 30-50% были представителями старой буржуазии. Остальная часть – из среды советских служащих, кустарей, крестьян. Основной сферой их деятельности стала торговля, так как существовали ограничения в промышленности и жесткая налоговая политика. (блок №10 в схеме.)
Отношение к НЭПу в стране было различным. Сейчас вы познакомитесь с 2 точками зрения. Какая из них, на ваш взгляд, более справедлива, ближе вам по духу?
Видеозапись на интеpaктивной доске - песня в исполнении Анки – НЭП
Здравствуй! Пишу тебе с рабфака…
Рядом шумит за окнами Москва…
И мало грамоты, однако,
Еще жива надежа на пролетарские права…Здравствуй!
Здесь всюду рестораны,|
Пляшут и жрут икру под скрипачей…
Зачем сдавали мы наганы?
Не знаю кто, а я бы взяла на мушку сволочей!Здравствуй!
Москва разъела ряшки…
В шляпах и фильдекосах нэпмана,
А я хожу в своей тельняшке и не сниму, покуда,
У нас не кончиться война…
Сценка в парикмахерской:
Парикмахер: Ах! Мадам! Доброе утро!
Дама: Доброе утро, Иван Петрович! Я так рада, что вы снова, наконец, открыли свое заведение!
Парикмахер: А вы спросите, чего мне это стоило, мадам. Вы посмотрите, какие я приобрел зеркала, а инструмент, почитай все мои и папеньки сбережения ушли. Что делаем?
Дама: Как всегда. (мастер приступает к работе) Я хотела попросить вас Иван Петрович. Не могли бы взять на работу Матрену. Измаялась женщина совсем, 4 детей, знаете ли, муж ведь у нее на фронте погиб, помочь не кому.
Парикмахер: Да уж, знаю я это семейство. Мальчишки те еще сорванцы. Но только вряд ли я ее взять смогу. Принял уже на работу троих, жалованье плачу приличное и в срок, люди ценят, работают хорошо. Вот и все мадам прическа готова.
Дама: Спасибо Иван Петрович! Как всегда – великолепно.
Парикмахер: Всего доброго заходите!
Дама: непременно…
Вопросы классу:
- как с введением НЭПа изменилась экономическая ситуация в стране?
- Как относилось к НЭПу рядовое население страны?
Значительная часть промышленности, вся внешняя торговля осталась в руках государства. Как говорили большевики, они сохранили за собой комaндные высоты в экономике.
Таким образом, содержание нэпа в промышленности следующее:
- предоставление предприятиям права ограниченного сбыта своей продукции;
- денационализация мелких и средних предприятий;
- развитие аренды и концессий;
- привлечение иностранного капитала.
- Введение хозрасчета;
При этом в руках государства сохранялись комaндные высоты: тяжёлая промышленность, трaнcпорт, монополия внешней торговли.
Раздел 3.
В начале нэпа нарком финансов Г.Сокольников доказывал, что экономику не сдвинуть с места, если не будет твёрдой валюты. Ленин также говорил: «Нам нужна твёрдая валюта, хороший рубль, а не хлам в виде совзнака. Без твердой валюты нэп летит к чёрту».
Реформа началась в 1922 г. с выпуска советского червонца. (Показать купюры «Один червонец», «Пять червонцев») В обращении были одновременно устойчивый червонец и падающий совзнак. Обмен производился в соотношение 1 червонец на 60 тыс. совзнаков (курс менялся в зависимости от покупательной способности совзнаков). Червонец ценился на мировом рынке выше английского фунта стерлингов и был равен 5 долларам 14,5цента США.
Введение твёрдой конвертируемой валюты требовало гибкой системы налогов, займов. Сельхозналог составлял максимум 5% и колeбaлся в зависимости от качества земли, количества скота и т.п. в городах частник платил 1,5% с оборота и дополнительный налог в местный бюджет. Подоходный налог делился на основной и прогрессивный. Основной платили все граждане, кроме подёнщиков, чернорабочих, пенсионеров, рабочих и служащих с заработной платой менее 75 рублей в месяц. Прогрессивный платили те, кто получал дополнительную прибыль: нэпманы, частнопpaктикующие врачи, адвокаты, журналисты и т. д. Существовало более 12 видов косвенных налогов: на чай, соль, спички и т. д.
Вопрос. Как Вы понимаете высказывание Ленина: «Мы до известной степени заново создаём капитализм»?
Раздел 4.
Менялась и система управления народным хозяйством. Вместо главков создавались тресты, которые переводились на хозрасчёт. При этом расширялись их права при заготовке сырья, реализации продукции.
Общую координацию работы осуществляли ВСНХ и Госплан.
На съезде Ленин заявил о введениё нэпа «всерьёз и надолго, но... не навсегда». Почему всерьёз и надолго? На этот вопрос ответить не трудно: в годы «военного коммунизма» были разрушены союз рабочего класса и крестьянства, нормальные отношения между городом и деревней. Надолго - потому что быстро избавить страну от голода и нищеты было невозможно.
А что означает не навсегда! Конечно, то, что нэп Ленин считал чем-то временным, рассчитанным на восстановление разрушенного хозяйства. Известно, что Ленин связывал нэп с необходимостью временного отступления после неудавшегося штурма, но отступление не бывает вечным.
Уже на следующем съезде партии Ленин, отмечая отрицательные стороны нэпа (о них пойдёт на следующем уроке), заявил, что через несколько лет «из России нэповской будет Россия социалистическая».
Раздел 5.
Произошли изменения и в социальной сфере. За короткий период была восстановлена довоенная численность рабочего класса, установлен 7, 8-часовой рабочий день, упразднена уравнительная заработная плата. За счет расселения в дома бывших домовладельцев многие рабочие улучшили свои жилищные условия.
За первое десятилетие советской власти вдвое увеличилось количество врачей и медицинского персонала. Удалось почти полностью пресечь такие опасные и массовые инфекционные заболевания, как оспа, чума, тиф, холера. На 11 лет возросла продолжительность жизни людей.
Для закрепления материала ученикам предлагается заполнить сравнительную таблицу №1:
Таблица №1
«Военный коммунизм» | НЭП |
|
ДОКУМЕНТ №1
«Учитывая возможность военного нападения со стороны капиталистических государств на пролетарское государство ... необходимо уделить максимальное внимание быстрейшему развитию тех отраслей народного хозяйства вообще и промышленности в частности, на которые выпадает главная роль в деле обеспечения обороны и хозяйственной устойчивости страны ».
(из резолюции XV партийного съезда.) ПОДУМАЙ!
Почему необходимо развивать именно промышленное производство?
Какие преимущества даёт быстрое развитие промышленности, строительство новых заводов и фабрик?
Итоги урока. Выставление оценок.
Схема.
Автор знакомит учащихся с основным ходом Куликовской битвы и ее значением. Формирует навык исследовательской, аналитической работы с историческим и художественным текстом. Воспитывает уважение к истории страны через изучение ее героического прошлого....
18 03 2024 3:16:59
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
17 03 2024 14:41:41
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
16 03 2024 19:41:17
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....
15 03 2024 12:14:50
Современные стандарты образования предполагают обязательной формой обучения проектную деятельность. Результатом представленной проектной работы является интеpaктивная и пешеходная экскурсия по московскому району Сокол, который имеет богатую военную историю....
14 03 2024 7:21:26
В ходе урока затронуты многие важные проблемы: отсутствие гарантий и механизма соблюдения права на жизнь, существование в нашей стране профашистских и экстремистских организаций, выявление причин способствующих росту экстремизма в России и т.д. Критический подход к рассмотрению темы позволил не только заинтересовать, но и пробудить в учениках стремление способствовать улучшению правового фона вокруг себя путем осознания прав человека и гражданина как важной общечеловеческой ценности. Это развивает гуманистичекое мышление у подростков – члeнов общества....
13 03 2024 18:20:51
Работа может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых победе советских войск под Сталинградом, уроках окружающего мира, истории. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны. ...
12 03 2024 17:50:22
На уроке «Русь и Орда в XIII–XIV вв.» показаны тяжёлое, бедственное положение Русского государства, его зависимость от Орды, последствия ордынского владычества и необходимость объединения русских князей для консолидации и совместного отпора внешнему врагу, а также предпосылки для начала объединительного процесса русских земель вокруг Москвы....
11 03 2024 11:48:21
Для раскрытия данной темы учитель использовал работу в парах, проблемный вопрос, предварительное индивидуальное задание. Мотивация учебной деятельности ведется на всех этапах урока. Работоспособность учащихся обеспечивается за счет частой смены деятельности, проблемного вопроса, заинтересованности в начале урока....
10 03 2024 16:56:41
В результате победы восстания 26 октября вся власть в Петрограде перешла к Петроградскому военно-революционному комитету (хотя Петроградская дума продолжала функционировать). На II Съезде Советов рабочих и солдатских депутатов был продекларирован переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а 27 октября было сформировано новое правительство России — Совет Народных Комиссаров во главе с Лениным....
09 03 2024 14:20:54
Материал раскрывает причины создания антигитлеровской коалиции, хаpaктер отношений между странами-участницами коалиции; рассматривает этапы формирования коалиции. Может быть использован на уроках истории в 9-м, 11-м классах при изучении нового материала или его закреплении....
08 03 2024 7:44:33
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
07 03 2024 10:47:29
Урок проводится как итоговый в разделе «Архитектурные стили Санкт-Петербурга». На уроке учащиеся могут применить полученные знания на пpaктике в ходе блиц-турнира, изучение нового материала и закрепление объединяются. Урок формирует эстетические вкусы учащихся, воспитывает любовь к родному городу, формирует способность решать творческие задачи....
06 03 2024 1:53:47
Урок обобщает и систематизирует полученные ранее знания о МГП. На уроке обсуждаются высказывания великих философов, писателей. Работа с учащимися организуется как фронтальная, так и индивидуальная, и по группам. Материал урока подобран таким образом, что заставляет ребят задуматься о способах ведения войны, о бедах и страданиях, которые причиняет война. Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка и отрицательного отношения к конфликтам в любых их проявлениях....
05 03 2024 1:35:30
В представленной работе предпринята попытка определить возможные причины того, что на протяжении многих лет текст Домостроя считался свидетельством косности нравов и главенства патриархального уклада жизни в то время. Также необходимо объективно оценить важность этого культурного наследия для современного общества....
04 03 2024 21:14:15
Межнациональные отношения – материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты. В современном мире существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами. Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия....
03 03 2024 3:50:57
Статья представляет собой литературно-музыкальную композицию к 450-летию города Астpaxaни. ...
02 03 2024 6:37:23
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся 6-го класса с целью формирования целостного представления об истории и языке римской и средневековой Англии. Урок составлен в игровой форме, что повышает мотивацию учащихся к изучению обоих предметов. Некоторые задания имеют дифференцированный уровень сложности....
01 03 2024 0:17:45
Данная работа – взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа – один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее. ...
29 02 2024 21:40:57
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...
28 02 2024 4:38:15
На конкурс представлен урок для 6-го класса по теме "Доколумбова Америка". Тип урока - урок изучения нового материала. При проведении урока автор использовал активную доску, так как она имеется в кабинете истории нашей школы. За неимением таковой можно воспользоваться АРМ. Во время урока пpaктически не использовался учебник, вся необходимая информация была представлена в письменных исторических источниках, с которыми и проводилась работа. Такая форма деятельности интересна ученикам, так как позволяет им выступить в качестве историков-исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....
27 02 2024 6:34:17
Цель урока: познакомить учащихся с историей парламентаризма в России и деятельностью Государственной Думы в 1906–1917 гг.; рассмотреть историю и деятельность Государственной Думы на новом этапе развития парламентаризма в России с 1993 года и до наших дней; показать роль и место органов народного представительства в политической системе современной России....
26 02 2024 20:57:25
Цель урока: дать учащимся представление о ходе Курской битвы, разъяснить суть происшедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки; разъяснить цели и планы фашистов летом 1943 г., понятие «Курская дуга»; подвести к пониманию, что Курская битва завершила коренной перелом в ходе войны; объяснить, почему люди во все времена чтут героев, защищавших Отечество....
25 02 2024 2:28:53
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
24 02 2024 7:34:29
Урок посвящен событиям на Курской дуге. Героическим поступкам тех, кто добывал победу. Учащиеся формируют умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, историческими документами, историческими картами, делать выводы....
23 02 2024 9:36:59
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
22 02 2024 5:56:27
Мероприятие проводится в форме игры "брейн-ринг". Участники делятся на две комaнды. Каждой комaнде выдаются различные задания на карточках. В конце игры жюри оценивает ответы ребят в баллах....
21 02 2024 17:22:32
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...
20 02 2024 1:59:53
Музыкально-литературная композиция посвящена творчеству поэтов-фронтовиков, многие из которых не вернулись с полей Великой Отечественной войны. Цель урока – раскрыть глубину, многогранность, своеобразие произведений поэтов разных поколений и разных национальностей, посвящённых теме Великой Отечественной войны. У учащихся на жизненном примере и произведениях поэтов воспитываются лучшие нравственные качества: порядочность, благородство, беззаветная преданность Родине, чувство долга....
19 02 2024 13:40:40
Цели урока: углубить представления учащихся по проблеме феодальной раздробленности; выявить особенности этого явления на Руси....
18 02 2024 18:23:30
В ходе урока учащиеся сравнительно сопоставляют основные тенденции экономического развития России первой половины XIX века; выделяют своеобразие экономического развития России; участвуют в дискуссиях по актуальным историческим проблемам....
17 02 2024 22:12:45
Урок истории проводится на основе межпредметной интеграции (литература, краеведение, экономика, культурология). Противоречия общественно-политической жизни страны победившего социализма раскрываются в поисковой и творческой деятельности. Продолжением урока могут стать классные часы, исследовательская работа, элективные занятия, что не только повышает научный потенциал урока, но и формирует активную жизненную позицию подростков, воспитывая гуманное отношение к людям, чувство справедливости....
16 02 2024 0:59:23
Основные задачи урока: познакомить с либеральными взглядами 40-х гг. XIX века; сравнить взгляды западников и славянофилов, используя документы; пересмотреть вечный спор славянофилов и западников; на основе проведенного социологического опроса показать актуальность проблемы «Россия – Запад» в наши дни; подумать по какому пути идти России сегодня....
15 02 2024 11:29:34
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
14 02 2024 0:18:50
Учебная игра остается одним из наиболее широко используемых средств обучения в пpaктике преподавания истории. Игра дает возможность развивать интерес школьников к предмету, реализует интеллектуальный потенциал учащихся....
13 02 2024 22:25:12
Урок соответствует ФГОС. Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья. На уроке используются индивидуальная и парная формы работы, метод кластера, проблемного изложения, работа с учебником....
12 02 2024 21:18:48
Урок поиогает получить представление о сущности духовного мира личности и его значении для современного общества, формирует отношение к духовной жизни общества. Разнообразные формы и способы, используемые на уроке, повышают познавательную активность учащихся, воспитывает коммуникативность, толерантность в общении с другими, развивают умения сопоставлять, рационально решать познавательные и проблемные задачи....
11 02 2024 20:11:26
Урок-презентация способствует формированию у учащихся навыков публичного общения, умению отбирать наиболее важный материал из различных исторических источников, использовать его в выступлениях, а также воспитанию толерантного отношения к культуре и религии различных эпох и народов. Используются компьютерные презентации учащихся, музыкальное сопровождение. ...
10 02 2024 20:59:27
Урок по теме рекомендуется для проведения в 8-м классе. Основной акцент при создании образа отечественной войны сделан на рассмотрение и изучение документальных источников, в основном это воспоминания современников. Достижению поставленной цели способствует презентация, в которую включена вставка видеосюжета. Очень важным считаю воспитание патриотизма на уроках истории, для более яркого проявления чувств использовала цвета, создание ромашки. Этот элемент урока использовался еще и как физкультминутка. Урок предполагает умение выражать собственное мнение и критическое мышление....
09 02 2024 6:57:42
Мероприятие посвящено героям-участникам Отечественной войны 1812 года. Цель: заинтересовать учащихся, расширять кругозор, закрепить изученный материал на уроке с элементами контроля. К мероприятию создана презентация с портретами императоров, героев войны, цитатами современников....
08 02 2024 21:25:25
Урок разработан в технологии критического мышления; проводится с целью сформировать представление учащихся о жизни и реформаторской деятельности Петра I, направленной на изменения всех сфер жизни общества в России....
07 02 2024 16:14:24
Учащиеся знакомятся с этапами становления и развития антифашистской коалиции; раскрывается роль и историческое значение антифашистской коалиции в борьбе с фашизмом; продолжается работа над формированием умения анализировать исторические документы, статистические данные; давать оценку историческим и политическим деятелям. ...
06 02 2024 3:27:30
Материалы этого проекта могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, классных часах и спецкурсах по выбору....
05 02 2024 15:42:44
Сложные вопросы политической жизни страны, история становления и развития демократии в России становятся доступными и понятными учащимся. Особенность подготовки к такому уроку предусматривает самостоятельную работу старшеклассников под руководством педагога, работу с документами, составление плана ответа. Форма проведения урока позволяет детям представить подготовленный материал, доказывать свою точку зрения в ходе политических дебатов. Урок предполагает участие приглашенных на урок представителей власти, затрагивает проблемы жизнедеятельности села....
04 02 2024 20:42:49
Цель урока: познакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны; продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать хаpaктеристику событиям и их участникам....
03 02 2024 8:19:41
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
02 02 2024 16:22:32
Данная игра приурочена к годовщине контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941 г. и призвана в игровой форме познакомить учащихся с событиями этого периода. Она рассчитана на достаточно большое количество человек (от 25). Целевой аудиторией данной игры могут быть как 9-е классы (как до прохождения темы, так и после), так и 8-е классы....
01 02 2024 1:41:34
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
31 01 2024 3:21:52
Цели и задачи урока: охаpaктеризовать социально-политическое положение Аравии в VI–VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата....
30 01 2024 13:10:45
Конспект интегрированного урока по литературе и истории, рекомендуемый для проведения в 10-м классе. Ученики выступают как активные участники образовательного процесса, получают целостное представление об историческом событии - постройке Покровского храма в Москве. ...
29 01 2024 10:12:27
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::