Образно-эмоциональное обучение истории как основа формирования творческой, всесторонне развитой личности > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Образно-эмоциональное обучение истории как основа формирования творческой, всесторонне развитой личности


    Образно-эмоциональное обучение истории как основа формирования творческой, всесторонне развитой личности

Сегодня мы всё чаще и чаще говорим о необходимости развития образования на основе принципа гуманизации, то есть обучение и воспитание должны составлять единый процесс, результатом которого должна быть всесторонне развитая, творческая личность, имеющая высокие нравственные идеалы и ценности. Но при этом прослеживается доминирование в становлении рационально-аналитического мышления: развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, прогнозировать и т.д. Да, природа наделила нас стремлением познавать мир, раскрывать его тайны, но мы иногда забываем, что у ребёнка это стремление проявляется, прежде всего,через эмоциональные образы.

Давайте вспомним, как реагирует совсем маленький ребёнок на голоса окружающих: голос радостный приветливый - на его лице улыбка и он начинает весь светиться; в голосе сердитые нотки - улыбка исчезает, в глазах настороженность и страх. Это показывает, как тонко и быстро дети реагируют на происходящее и как важно сделать это реагирование правильным. Эмоции и образы - это то, что позволяет нам найти подход к детям, заглянуть им в душу, найти нужные струнки и затронуть их, что приведёт к музыке, наполненной неповторимым звучанием. Сегодня, как никогда необходимо развитие творческого мышления ребёнка, которое позволит ему подходить к решению задач и проблем с позиций всестороннего творческого подхода, он будет с уважением относиться к окружающим, ценить достигнутое, чувствовать, переживать и проживать происходящие события. А это возможно только в результате соединения эмоций, чувств и логики. То есть рациональное и эмоционально-чувственное содержание объекта соединяются и создают целостный образ. Это в наибольшей степени возможно в процессе преподавания именно истории.

История – это полное переплетение образов, эмоций и чувств: народные герои, которых прославляет народ; цари, выступающие часто в роли вершителей судеб людей и государств; поэты и писатели, создающие свои литературные шедевры; и даже века, эпохи, наполнившие историю своими событиями, интригами, неповторимыми личностями. Как важно умело создать этот эмоциональный образ, ведь это поможет нам раскрыть личностное отношение учащихся, развить их образно-эмоциональную сферу, поднять их на более качественный уровень учебной деятельности. В ходе данной деятельности происходит процесс стирания границ между учителем и учеником, мы становимся равноправными партнёрами учебного процесса, обучение переходит на уровень диалога, который позволит синтезировать рационально- логическую сущность материала и его образно-эмоциональное содержание.

Что включает в себя процесс обучения, основанный на соединении образов, эмоций и логики? Он может включать несколько этапов:

  • представление образа с помощью продуманной образно- эмоциональной ситуации;
  • введение теоретических знаний;
  • создание проблемной ситуации: содержание проблемы должно включать в себя идею эмоционального образа;
  • организация исследовательской работы, направленной на изучение, анализ образа;
  • рефлексия по созданию образа.

Конечно же, эти этапы можно подвергать вариации в зависимости от целей урока, подготовленности класса, возраста детей и т.д. Но главное, чтобы образно-эмоциональная ситуация создавалась в начале урока, так она становится своеобразной ценностной установкой для учащихся. Она уже невольно побуждает к поиску, делая изучаемый материал личностно значимым, а учебный процесс более успешным.

История требует постоянного трепетного, сочувственного внимания и отношения и только потом понимания и анализа. Мир постигается как разумом, так и сердцем. Ведь нельзя проанализировать Красоту, Любовь, Добро - их нужно прочувствовать, а это происходить с помощью эмоций. Нам нужно бережно относиться к детским эмоциям: удивлению, восхищению; нужно воспитывать бережное отношение к нашему историческому наследию, пробуждать чувства меры, красоты, что так необходимо для полноценного развития детей. Необходимо учитывать психологические особенности учащихся: возрастные, личностные; особенности их мировосприятия, их способности к фантазии, перевоплощениям.

Интерес к предмету - залог успешности его изучения и при этом очень важно заложить интерес или хотя бы его основы в самом начале. С чего мы начинаем изучение истории в 5 классе? С работы над понятием “ история”. И здесь важно оригинально создать этот образ истории, чтобы он запечатлелся в памяти детей, в их сознании и без эмоций здесь не обойтись. Я начинаю с просьбы нарисовать реку, но чтобы при этом обязательно прослеживался окружающий мир: берега, корабли или лодки, животный мир и т.д. Затем прошу представить, что река- это история, то есть образ истории сопоставляется с образом реки. Каково же удивление детей, которое сразу сменяется массой оригинальных идей и предложений. Образ соединился с эмоциями. Может они забудут определение понятия “ история”, но не забудут этого оригинального сравнения истории с рекой: то спокойной, то бурлящей, приносящей людям как хорошее, так и плохое. Ведь так важны и дороги первые впечатления, первая реакция на услышанное и увиденное, т.е. проявление эмоций и чувств. Затем следуют попытки осмыслить всё это: образы, эмоции, чувства переходят в понятия, суждения и умозаключения. Порой здесь так важно яркое, живое и образное слово учителя. Я очень верю в силу эмоциональности учительского слова. Сколько раз убеждалась в том, что построенный на эмоциях урок приносит сравнительно лучший результат, чем тот, где всё основано на сугубо рациональной основе.

Очень важны в становлении и развитии образно-эмоциональных основ межпредметные связи, особенно с такими предметами как литература, музыка, изобразительное искусство и др. В 8 классе на уроке “Россия накануне отмены крепостного права” уделяю большое внимание сравнительной хаpaктеристике двух эпох: уходящей - Николая I и утверждающейся - Александра II. При этом их образы показываю с помощью музыки: звучат два музыкальных фрагмента – первый наполнен давлением, тревогой (здесь возможно прослушивание оперы С.С.Прокофьева “Война и мир”); второй соединяет в себе настороженность, надежду, веру в новые свершения ( фрагмент оперы М.П.Мусоргского “Хованщина). Как интересно наблюдать проявление на лицах учеников эмоций и чувств на звучание музыки! Затем они передают как свои чувства, так и чувства людей того времени, соединяя свои эмоции с теоретическим материалом.

История - это сплошные личностные образы. Ни одно государство не испытало на себе такого влияния личности как наше. При этом каждая соединяет в себе массу противоречий, является историческим феноменом. Нельзя без эмоций говорить о Петре I, Александре Невском, Иване Грозном, Екатерине Великой, Ленине, Сталине и др. Каждый урок по изучению этих личностей - это уже интрига, проблема, рассмотрение которых требует кропотливой работы со стороны учителя. Здесь очень важно, чтобы эмоции соединились со здравым смыслом, не одержали верх над логикой, и личностное отношение не победило теорию. В начале урока по изучению какой-либо личности важно дать эпиграф или проблему, которые сразу же вызвали бы удивление, изумление, недоумение. Так происходит соединение эмоциональной реакции и интеллектуального процесса. Здесь я часто использую материалы из “ Задачника по истории России “ под авторством С.Г. Горяйнова, раздел “Исторические портреты”, где очень оригинально даны фрагменты биографии различных исторических личностей. Изучение их жизни – это ключ к пониманию истории. Происходит как бы взаимообразный процесс: понимание личности приведёт к пониманию истории, а понимание истории приведёт к пониманию поступков личностей.

Мы часто подвергаем анализу деятельность исторических личностей, выделяем их положительные и отрицательные стороны, критикуем, судим и т.д. Но при этом порою теряем эмоциональную сторону этого процесса, тот эмоциональный импульс, который должен подтолкнуть к мыслительной деятельности, направить её и, даже возможно, повернуть в непредсказуемую сторону. Ведь как важно, давая оценку деятельности Ивана Грозного, не потерять основы формирования его хаpaктера: потеря родителей, несладкое детство, страшное окружение. Дети должны пронести через свои эмоции понимание того, что именно социальная среда оказывает решающее влияние на формирование личности ребёнка. Мы не можем не согласиться с тем, этот фактор сыграл важную роль в становлении личности нашего первого царя. Конечно же, это не станет полным оправданием его минусов, но и отбросить в сторону это мы тоже не можем. А начать первый урок, посвящённый эпохе Ивана IV можно с рассказа о том, что когда у великого князя Василия III родился сын, то повивальная бабка предсказала, что у этого ребёнка два сердца: одно доброе, другое злое. Так и прожил он свою жизнь с двумя противоположными сердцами: символами добра и зла. Данный рассказ можно построить на фоне звучания ударов сердца. Этот приём вызывает высокую эмоциональную окраску у детей.

Материал о Екатерине Великой нельзя изучать без вступительного слова о том, что эта женщина была немкой по национальности, Россия встретила её довольно сурово, но она смогла полюбить нашу страну, полюбить всей душой и сердцем, сильнее, чем многие русские люди, сильнее, чем наследники Петра I. Парадокс истории: не имея родственных связей с Петром Великим, она тоже стала Великой. Но обстоятельства сложились так, что в отличие от него, Екатерине не удавалось вести политику в соответствии со своими взглядами и убеждениями, ведь она была всё-таки незаконным правителем, что и определило противоречивый хаpaктер её правления. Каково это: выбрать между монастырём и правлением, между смирением и непокорностью? В данном случае уместно предложить метод вхождения в роль, когда учащиеся “примеряют “ на себе сложившуюся ситуацию и пытаются предложить возможный выход из неё.

Более глубоко и всесторонне изучить личность можно с помощью исследовательской работы, которая обязательно несёт с собой личностное отношение ученика, проявление его интереса. Процесс информатизации позволяет нам делать это более качественно и продуктивно: по - первых, ученики могут пользоваться материалами сети Интернет;

во-вторых, созданные учениками презентации уже позволяют видеть проявление чувств и эмоций авторов: выделение текста, цветовые оттенки, виды аннимаций, ведь это уже личностное отношение, личностное выражение своего отношения к героям истории, проявление их творчества. В данном случае могу привести примеры презентаций по работе над большим проектом “Кавказская война XIX века - одна из неизвестных войн России”, где исследованиям были, в частности, подвергнуты личности генерала Ермолова, лидера горских народов Шамиля. Очень интересно, что личность Ермолова оказалась огромной загадкой и вызвала неоднозначное как эмоциональное, так и научное отношение. Гипотеза о том, кем же, в самом деле, был генерал Алексей Ермолов, так и осталась гипотезой, но приобрела чёткую цветовую гамму, определённые контуры. Кто он - Алексей Ермолов? Выдающийся военный деятель, но при этом любимец армии или жестокий завоеватель? Инициативный и государственный деятель либерального направления? А может просто способный военный историк? Сколько удивления, даже изумления вызвала у детей работа над данным образом! Но именно соединение логики и эмоций помогли им понять такое неоднозначное отношение к Ермолову, его политике.

Приложение 1. Презентация “Личность в истории. Алексей Ермолов”.

Совершенно изменилось отношение к личности Шамиля, который раньше выступал больше в образе яростного противника России. Его завещание “жить в мире с Россией” вызывает восхищение, а сожаление о том, что произошло в годы войны уважение и прощение.

Приложение 2. Презентация “Имам Шамиль - вне войны, вне политики”.

В данной форме работы произошёл процесс формирования образа через изучение теоретического материала. Нужно было видеть удовлетворение на лицах детей, переработавших такой огромный исторический материал и узнавших так много нового.

Как трудно порой логически объяснить происходящие события. Приходится искать нестандартные пути и методы. Гражданская война в России XX века! Как объяснить, что порой, близкие люди идут против близких, брат против брата, сын против отца и т.д.? Слова “белый”, “красный” - решали всё: судьбы людей, судьбу страны. В работе над данной темой использую отрывки из литературных произведений, выдержки из документов, высказывания историков, государственных деятелей и т.д. Нельзя давать этот материал без эмоционального сопровождения, дети должны прочувствовать страшный трагизм подобных войн, задуматься о том, что такого не должно вообще происходить.

Можно ещё много размышлять о методах и направлениях работы в данном направлении, но главное заключается в том, что плодом наших трудов должна стать творчески мыслящая личность, соединяющая в себе умение логически мыслить через соединение рационального и образно- эмоционального компонентов. На рефлексивном этапе урока учащимся я часто предлагаю составить “синквейн”- четырёхстишие, по содержанию отвечающее изучаемой проблеме. Это своеобразное стихотворение из четырёх строк, где каждая строка соответствует определённой части речи: 1- одно существительное, 2- два прилагательных, 3-три глагола; 4- кульминация - эмоциональное отношение. Кроме этого можно предложить работу над эссе- это небольшое по размеру письменное или устное сочинение- размышление учащегося, позволяющее получить представление о том, как восприняли тему дети, и наметить пути решения возникших проблем. При этом часто удивляешься тому, как самостоятельны, оригинальны, а порой даже непредсказуемы, бывают их размышления.

Создание образов вызывает обязательно эмоциональное отношение к объекту, стимулирует проявление воображения, способности переносить свойства одного объекта на другой, воспринимать правильно все оттенки и нюансы, и при этом одновременно осознавать внутреннее содержание образа через мыслительную деятельность. Это и есть творчество, так необходимое сегодня нашим ученикам, творчество, которое закладывает основы для их всестороннего развития и становления как личности.


Интеллектуальная игра "Счастливый случай" на тему "Земля моя Коми"


    Интеллектуальная игра "Счастливый случай" на тему "Земля моя Коми"

      Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....

30 11 2022 8:51:39

Война за Россию. 11-й класс


    Война за Россию. 11-й класс

      Цель урока – проанализировать причины, этапы Гражданской войны, действия «белых» и «красных» в период Гражданской войны и сделать вывод, почему в Гражданской войне победили большевики. У учащихся развивается умение работать с фактическим материалом, документами, картой....

29 11 2022 0:57:36

Интегрированный урок "История письменности" по истории и информатике для 5-го класса


    Интегрированный урок "История письменности" по истории и информатике для 5-го класса

      Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....

28 11 2022 18:59:15

Игровая программа "Знаешь ли ты историю Древнего мира?"


    Игровая программа "Знаешь ли ты историю Древнего мира?"

      Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...

27 11 2022 6:56:18

Начальная история села Тейкова


    Начальная история села Тейкова

      Целью данной статьи я ставлю осветить историю градообразующего предприятия и храмовый комплекс села. Работая над этой темой, я пользовалась источниками, предоставленными Государственным архивом Ивановской области и Государственным архивом Владимирской области, материалами краеведческого музея средней школы №4 г. Тейкова, оставшимися фондами городского краеведческого музея (к сожалению, музей уже перестал существовать), библиотекой Ильинской церкви, рядом статей в местной печати и публикациями по истории Тейкова. Работа не претендует на статус научной, это только первые шаги в этом направлении. Материал разделен на части: история возникновения градообразующего предприятия и первые предприниматели, храмовый комплекс села. Почему именно история села? Да потому, что из истории таких сел, городков складывается история Отечества. Настоящий гражданин должен быть патриотом. Но невозможно любить то, что не знаешь, то, что ты воспринимаешь как что-то абстpaктное. Мне ближе познание большого через малое. Чтобы не вырасти "Иванами, не помнящими родства", мы в школе и решили заняться изучением родных мест. Почему именно градообразующее предприятие? Это предприятие дает экономическую возможность жить тысячам наших горожан, помогает развиваться городу. Почему именно история храмового комплекса? Это истоки нашей духовности. Без души невозможно существование русского человека, без нее теряет всякий смысл жизнь. ...

26 11 2022 22:14:50

Защита прав потребителей


    Защита прав потребителей

      Урок разработан на основе закона РФ «О защите прав потребителей». Урок представлен в форме – урок-игра. Участвуют две комaнды. Переходя от этапа к этапу, дети демонстрируют свои знания, проявляют свое творчество, делают свой выбор. Урок включает в себя разнообразные формы: от домашнего задания до театрального представления....

25 11 2022 12:13:29

Повторительно-обобщающий урок "На войне как на войне, но прояви милосердие"


    Повторительно-обобщающий урок "На войне как на войне, но прояви милосердие"

      Данный урок проводится с целью обобщения знаний по теме "Международное гуманитарное право" и привлечения внимания учащихся к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов. Потребность в изучении вопросов международного гуманитарного права стала особенно актуальной в последние годы. Всеобщего мира добиться в один момент трудно, и поэтому нужно приложить все усилия, чтобы облегчить страдания людей, приносимые войной. Этому способствует международное гуманитарное право - одна из отраслей международного права....

24 11 2022 8:17:29

Развитие парламентаризма в России


    Развитие парламентаризма в России

      В ходе представленного урока прослеживается весь путь развития парламентаризма в России, начиная с первой Государственной Думы в 1906 году и заканчивая Госдумой, избранной в 2007 году. Рассматриваются вопросы полномочий, деятельности члeнов Совета Федерации и Госдумы. Наглядно приводится процесс принятия законов в Думе. На уроке используется презентация, дающая возможность увидеть и сравнить составы разных Государственных Дум....

23 11 2022 21:30:33

Нашествие. Угроза с Запада


    Нашествие. Угроза с Запада

      Глухие дети овладевают словесной речью позже слышащих и на иной основе. В развитии их мышления наблюдается много особенностей: преобладание наглядных форм мышления над понятийными, логическое и абстpaктное мышление пpaктически не развито. Целью уроков в школе для глухих и слабослышащих детей является не только передача информации учащимся, но и их социализация. Изучение материала строится по наглядным пособиям с использованием ИТ. Большое внимание уделяется словарной и речевой работе....

22 11 2022 5:23:27

Июнь 1918 года в истории моего края


    Июнь 1918 года в истории моего края

      Так уж сложилось, что исторически и географически наш регион оказался в эпицентре трагических событий периода Гражданской войны, непосредственно связанных с мятежом чехословацкого корпуса. Цель статьи состоит в том, чтобы, используя исторические источники и литературу, раскрыть роль чехословацкого мятежа в событиях июня 1918 года в селе Большеустьикинское Златоустовского уезда Уфимской губернии....

21 11 2022 4:59:44

Деловая игра по обществознанию «Что такое мое Я?»


    Деловая игра по обществознанию «Что такое мое Я?»

      Материал можно использовать как на уроках обществознания, при изучении темы "Самопознание подростка" в 7-м классе, так и на классном часе. Полученные знания необходимы учащимся для подготовки к социализации, основанной на знании своего "Я", и умении применить эти знания в процессе адаптации. Занятие проводится в форме деловой игры, с использованием компьютерных технологий....

20 11 2022 2:12:53

Урок по истории или внеклассная работа по теме "Национализм и конфликт"


    Урок по истории или внеклассная работа по теме "Национализм и конфликт"

      Данная тема открывает широкие возможности для обсуждения одной из глобальных проблем. Работа в группах, использование разнообразных методов формирования критического мышления на уроках истории позволили мне рассмотреть данную проблему на уроке с разных позиций и в разных аспектах....

19 11 2022 0:53:16

Сценарий урока на тему "Правоотношения"


    Сценарий урока на тему "Правоотношения"

      Сценарий урока с использованием презентации. Целью данного урока является формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение ориентироваться в правовом прострaнcтве. На уроке у учеников формируются такие понятия, как юридический факт, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. ...

18 11 2022 5:41:42

Проблемно-дискуссионный урок "Русь в XIII веке: между Западом и Ордой"


    Проблемно-дискуссионный урок "Русь в XIII веке: между Западом и Ордой"

      Представлен материал проблемно-дискуссионного урока истории в 6-м классе. Структура урока предполагает обсуждение факторов и альтернатив исторического выбора Руси в XIII веке, а также последствий этого выбора. Показана сложность мopaльно-нравственной позиции и личной ответственности Александра Невского....

17 11 2022 13:37:34

Литературно-музыкальная композиция "Дум высокое стремленье" (памяти декабристов)


    Литературно-музыкальная композиция "Дум высокое стремленье" (памяти декабристов)

      Цель литературно-музыкальной композиции: воспитание уважительного отношения к истории страны, формирование потребности знать и помнить исторические события, стимулирование интереса к чтению художественной и исторической литературы, воспитание чувства патриотизма, формирование положительной нравственной оценки подвига во имя родины....

16 11 2022 22:14:24

Интегрированный урок по истории России и литературе на тему "Борис Годунов: неслыханное возвышение и трагический конец"


    Интегрированный урок по истории России и литературе на тему "Борис Годунов: неслыханное возвышение и трагический конец"

      Основная цель урока состоит в том, чтобы, используя дополнительный материал курсов литературы и истории, познакомить учеников с личностью первого избранного русского царя – Бориса Годунова и его трагической судьбой. Урок создал условия для самореализации учеников через моделирование проблемных ситуаций, пробуждение познавательного интереса и поиск путей решения проблем. ...

15 11 2022 20:55:31

Урок истории в 10-м классе по теме "Внутренняя политика Иоанна Грозного"


    Урок истории в 10-м классе по теме "Внутренняя политика Иоанна Грозного"

      Работа на уроке проходит в учебных группах. Задействованы все учащиеся. Ученики по итогам урока пытаются определить собственное отношение к внутренней политике Ивана Грозного. В ходе урока работают с дополнительным материалом, самостоятельно находят ответы на предложенные вопросы. Построенная по данному плану работа может способствовать развитию навыков анализа исторического материала, умения делать выводы, аргументированно высказывать свое мнение. Для разработки урока был использован исторический материал, напечатанный ранее в приложении к газете "Первое сентября" - "История". ...

14 11 2022 16:15:13

Урок мужества "Давно закончилась война", 9-й класс


    Урок мужества "Давно закончилась война", 9-й класс

      Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....

13 11 2022 11:17:53

Внеклассное мероприятие по обществознанию для 9–11-х классов "Мы - будущие избиратели"


    Внеклассное мероприятие по обществознанию для 9–11-х классов "Мы - будущие избиратели"

      Форма проведения мероприятия – игра, где каждый участник может представить себя избирателем, кандидатом в депутаты или на должность президента, члeном избирательной комиссии, представителем СМИ. Игра пропагандирует политическую и правовую культуру среди молодежи....

12 11 2022 6:29:10

Урок истории Древнего мира в 5-м классе "В театре Диониса"


    Урок истории Древнего мира в 5-м классе "В театре Диониса"

      Урок представлен в нетрадиционной форме - "урок-путешествие", "урок-спектакль". Такая форма проведения урока дает богатые эмоциональные переживания, помогает лучше усвоить, воспринять материал, позволяет использовать дополнительную информацию в большом объеме. На этом уроке ученики имеют возможность познакомиться с театральным искусством Древней Греции, с фрагментами древнегреческой музыки и литературы. ...

11 11 2022 20:43:34

Разработка урока по истории России "Исторические образы в русской литературе XIX века" (на примере драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов")


    Разработка урока по истории России "Исторические образы в русской литературе XIX века" (на примере драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов")

      Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....

10 11 2022 17:40:10

М.В. Ломоносов – великий человек России


    М.В. Ломоносов – великий человек России

      Урок истории в 10-м классе (2 часа) через изучение различных источников информации способствует формированию у школьников целостного представления о личности Ломоносова, призван помочь задуматься над вечными философскими вопросами....

09 11 2022 0:20:52

Урок проверки знаний по разделу «Западная Азия в древности»


    Урок проверки знаний по разделу «Западная Азия в древности»

      Цели и задачи урока: проверить и закрепить у учащихся знания особенностей о географическом положении, природе, занятиях жителей, культуре, религиозных верований каждого из древних государств Междуречья; познакомиться с понятием стендовый доклад, научиться презентовать и защищать его....

08 11 2022 15:54:32

Интегрированный урок (русский язык + литература + история) по теме "Анализ письма — поучения потомкам Владимира Мономаха"


    Интегрированный урок (русский язык + литература + история) по теме "Анализ письма — поучения потомкам Владимира Мономаха"

      Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....

07 11 2022 2:22:57

"Все мы — личность" (урок обществознания в 6-м классе)


    "Все мы — личность" (урок обществознания в 6-м классе)

      Данная разработка урока проводится по учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой и др. "Обществоведение. 6-й класс" на втором занятии для закрепления пройденного §5 "Что такое личность". Урок проводится в виде игры между группами учащихся....

06 11 2022 10:20:29

Урок истории в 5-м классе с элементами драматизации и ретроспективности на тему: "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"


    Урок истории в 5-м классе с элементами драматизации и ретроспективности на тему: "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

      В ходе урока используется методика А.Литвинова, позволяющая превратить текст учебника в динамичные образные сюжеты, вызвать оживление и интерес, увеличить долговременную память. Оздоровительные приемы повышают работоспособность учащихся на уроке. ...

05 11 2022 14:26:38

Модульный урок. История России. XX век. Тема "Итоги и значение Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.). Урок-пpaктикум в 11-м классе


    Модульный урок. История России. XX век. Тема "Итоги и значение Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.). Урок-пpaктикум в 11-м классе

      Урок-пpaктикум, повторительно-обобщающий по теме "ВОВ". Выбранная система модульной технологии обусловлена ее направленностью: дифференцированный подход, формирование у учеников навыков самообразования, пошаговое решение ребятами поставленных учебных заданий. Задания подобраны в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта общего образования области "Обществознание"....

04 11 2022 9:48:24

Авторская программа дополнительного профессионального образования "Инновации в организации итоговой аттестации учащихся по обществознанию"


    Авторская программа дополнительного профессионального образования "Инновации в организации итоговой аттестации учащихся по обществознанию"

      Программа образовательного модуля предназначена для учителей обществознания, преподающих предмет в старших классах, как на базовом, так и на профильном уровне. Экзамен по обществознанию является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством учащихся, так как предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности....

03 11 2022 22:42:14

Бинарный урок литературы и истории по теме "Через учение счастлив будь…"


    Бинарный урок литературы и истории по теме "Через учение счастлив будь…"

      Цель бинарного урока: знакомство с достижениями М.В. Ломоносова в разных областях наук: истории, литературе, языкознании, искусствоведении. На примере жизни и творчества М.В. Ломоносова воспитывается в учащихся положительная мотивация к учению, чувство патриотизма и любви к родине. Особенность урока заключается в наличии метапредметных связей в области литературы, истории, языкознания, МХК, искусствоведения....

02 11 2022 2:48:55

Урок обществознания "Закон и права"


    Урок обществознания "Закон и права"

      Цель урока: повторить и закрепить основы правовой культуры; воспитывать навыки правовой культуры; развивать навыки работы с нормативными документами, дополнительной литературой, работой на компьютере....

01 11 2022 23:52:51

Урок исторического краеведения "Занятия бохайцев и их отношения с другими государствами"


    Урок исторического краеведения "Занятия бохайцев и их отношения с другими государствами"

      Государство Бохай просуществовало более 200 лет и оставило заметный след в истории Дальнего Востока. Использование на уроке фрагментов рабочей тетради поможет сделать занятие интересным и увлекательным. Учащиеся узнают о занятиях бохайцев, о развитии образования, литературы, отправятся вместе с посольством Бохая к далёким берегам Японии. ...

31 10 2022 20:10:27

Урок истории в 9-м классе "Российская империя на рубеже веков и ее место в мире"


    Урок истории в 9-м классе "Российская империя на рубеже веков и ее место в мире"

      Разработка урока "Российская империя на рубеже веков и ее место в мире" поможет учителю в проведении первого урока в 9-м классе по курсу "История России". Для организации продуктивной работы на уроке использовались рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с учебником, картами, статистическим материалом. Организация урока, его ход могут быть успешно реализованы с учащимися любого уровня подготовки....

30 10 2022 19:54:10

Разработка урока истории на тему "Ранние буржуазные революции XVI–XVII веков: Нидерландская буржуазная революция"


    Разработка урока истории на тему "Ранние буржуазные революции XVI–XVII веков: Нидерландская буржуазная революция"

      Революции XVII–XX вв. во многом определили облик современного мира и стали важнейшей сквозной темой новой и частично новейшей истории. Данный вариант урока предлагает начальный этап изучения темы "Революция" на материале событий в Нидерландах в середине XVI в. через составление учащимися алгоритма, который будет применяться и в дальнейшем. Предложенный метод работы поможет активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся при развитии навыка оптимизации работы с историческим материалом, используя алгоритм анализа типовых задач по истории....

29 10 2022 23:27:42

Урок-путешествие по Древнему Востоку с использованием SMART-технологии


    Урок-путешествие по Древнему Востоку с использованием SMART-технологии

      Представлена интересная форма урока-аукциона, на котором ученики помимо закрепления знаний в игровой форме приобретают навыки общения и решения творческих задач. ...

28 10 2022 2:52:32

Социально-экономическое и политическое развитие Японии в начале ХХ в.


    Социально-экономическое и политическое развитие Японии в начале ХХ в.

      Развивающий, комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИТ и работу учеников. В качестве оборудования используется мультимедийный проектор. Вся наглядная информация об уроке представлена на диске в виде слайдов. Урок проходит в форме беседы с сочетанием самостоятельной работы учащихся. В конце урока – презентация чайной церемонии. Проводит ученик. Предлагается попробовать два сорта зеленого чая. По ходу чаепития ученик и учитель рассказывают об особенностях чайной церемонии в Китае и Японии. ...

27 10 2022 1:10:17

Внеклассное мероприятие по истории "Восточное путешествие". 5-й класс


    Внеклассное мероприятие по истории "Восточное путешествие". 5-й класс

      Одним из способов усиления интереса к предмету являются внеклассные мероприятия. На конкурс предложен сценарий для учащихся 5-го класса "Восточное путешествие". Он рассчитан на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагает различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....

26 10 2022 2:50:56

Тема урока "Поход дружины Ермака в Сибирь"


    Тема урока "Поход дружины Ермака в Сибирь"

      Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....

25 10 2022 5:56:49

Урок мужества "Москва военная", посвященный 70-летию победы в Московской битве (1941–2011)


    Урок мужества "Москва военная", посвященный 70-летию победы в Московской битве (1941–2011)

      Урок воссоздает картину жизни и быта Москвы и ее жителей в условиях военного времени. Подводит учащихся к пониманию того, что жизнь Москвы и в годы войны, несмотря на напряженность и трагизм того периода, продолжала оставаться многогранной. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры москвичей, давала толчок к проявлению душевных и личностных качеств. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу, любовь....

24 10 2022 3:52:59

Урок по истории Древнего мира. 5-й класс. "Кастовое деление в Древней Индии"


    Урок по истории Древнего мира. 5-й класс. "Кастовое деление в Древней Индии"

      Урок является вторым в блоке «Древняя Индия». Формы и методы работы на уроке позволяют не только изучить новый материал, но также повторить и закрепить все изученное по теме. У учителя есть возможность оценить знания всех учеников класса. Использование игр вызывает интерес к теме и предмету. ...

23 10 2022 17:11:46

Урок обществознания в 9-м классе "Правонарушения и виды юридической ответственности"


    Урок обществознания в 9-м классе "Правонарушения и виды юридической ответственности"

      Поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права, или противоправным, т.е. нарушающим правовые нормы. Противоправное поведение является опасным, совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями. Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность. ...

22 10 2022 10:50:22

Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"


    Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"

      Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Однако не только общество служит источником опасностей для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное, выступает источником риска для окружающих людей....

21 10 2022 8:15:40

Программа по основам истории военного дела "Патриот" для 5–8-х классов с углубленным изучением предметов образовательной области "Физическая культура"


    Программа по основам истории военного дела "Патриот" для 5–8-х классов с углубленным изучением предметов образовательной области "Физическая культура"

      Данная программа направлена на создание у обучающихся целостного представления об особенностях военной службы, истории становления военного дела у нас в стране, ранней профориентацией, подготовки ребят к осознанному выбору профессии службы Отечеству на военном поприще. Особенностями программы являются: использование исторического материала, ранее не изучаемого на основных предметах; получение многообразных знаний для обучения в военных профильных учебных заведениях....

20 10 2022 10:42:40

Интегрированный урок "История письменности" по истории и информатике для 5-го класса


    Интегрированный урок "История письменности" по истории и информатике для 5-го класса

      Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....

19 10 2022 23:26:57

"Финикия". 5-й класс


    "Финикия". 5-й класс

      В ходе урока учащиеся знакомятся с географическим положением, природными условиями Финикии, занятиями жителей. На уроке используется групповая форма работы....

18 10 2022 12:48:23

Урок обществознания в 10-м классе по теме "Человек в системе социальных связей"


    Урок обществознания в 10-м классе по теме "Человек в системе социальных связей"

      Урок разработан с учетом того, что учащиеся должны получить не только новые знания, но и отработать навыки, необходимые для сдачи ЕГЭ по обществознанию. Учащиеся должны усвоить специфику социального в человеке, углубить свои знания о понятии «личность», о факторах ее формирования....

17 10 2022 4:18:21

Советская страна в годы НЭПа. 11-й класс


    Советская страна в годы НЭПа. 11-й класс

      Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....

16 10 2022 20:25:47

Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Уроки Гражданской войны"


    Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Уроки Гражданской войны"

      В педагогике исторические корни интеграции можно отыскать в трудах классика педагогической мысли К.Д. Ушинского, который объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, хаpaктеризующих мир природы и человека. В современной педагогике проблема интеграции "зазвучала" в 80-е годы XX века с новой силой и с новым содержанием. Почему? ...

15 10 2022 8:10:12

Урок-путешествие по теме "Рабство в Древнем Риме"


    Урок-путешествие по теме "Рабство в Древнем Риме"

      Используются компьютерная презентация, мультимедийный учебный рассказ, тесты, чайнворд, учебные диски. Дети вводятся в игровое состояние: объясняется задача, распределяются роли, подготавливаются костюмы, присваиваются латинские имена. Игра снимает ряд психологических проблем. Используется воображаемая ситуация (письмо другу из прошлого) – попытка пpaктически применить знания. Учитель придерживается роли председателя-ведущего, закрепляя итоги игровых моментов. Учащиеся выступают в ролях актеров, зрителей, экспертов. ...

14 10 2022 5:40:16

Внеклассное мероприятие по избирательному праву "Ты гражданином быть обязан"


    Внеклассное мероприятие по избирательному праву "Ты гражданином быть обязан"

      Внеклассное мероприятие по избирательному праву формирует активную гражданскую позицию, стимулирует явку на выборы, инициирует домашнее (семейное) обсуждение важности активного голосования с последующим совместным походом на избирательные участки для учащихся, еще не обладающих активным избирательным правом....

13 10 2022 1:41:32

Урок по теме "Высокое Возрождение. Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы (конец XV - первая половина XVII вв.)


    Урок по теме "Высокое Возрождение. Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы (конец XV - первая половина XVII вв.)

      Урок направлен на подробное знакомство с высшими достижениями в области духовной культуры, подводит учащихся к пониманию того, что эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бесcмepтными творениями изобразительного искусства. ...

12 10 2022 9:30:50

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"

Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ.

Социальная структура общества и социальные отношения

Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами.