Образно-эмоциональное обучение истории как основа формирования творческой, всесторонне развитой личности
Сегодня мы всё чаще и чаще говорим о необходимости развития образования на основе принципа гуманизации, то есть обучение и воспитание должны составлять единый процесс, результатом которого должна быть всесторонне развитая, творческая личность, имеющая высокие нравственные идеалы и ценности. Но при этом прослеживается доминирование в становлении рационально-аналитического мышления: развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, прогнозировать и т.д. Да, природа наделила нас стремлением познавать мир, раскрывать его тайны, но мы иногда забываем, что у ребёнка это стремление проявляется, прежде всего,через эмоциональные образы.
Давайте вспомним, как реагирует совсем маленький ребёнок на голоса окружающих: голос радостный приветливый - на его лице улыбка и он начинает весь светиться; в голосе сердитые нотки - улыбка исчезает, в глазах настороженность и страх. Это показывает, как тонко и быстро дети реагируют на происходящее и как важно сделать это реагирование правильным. Эмоции и образы - это то, что позволяет нам найти подход к детям, заглянуть им в душу, найти нужные струнки и затронуть их, что приведёт к музыке, наполненной неповторимым звучанием. Сегодня, как никогда необходимо развитие творческого мышления ребёнка, которое позволит ему подходить к решению задач и проблем с позиций всестороннего творческого подхода, он будет с уважением относиться к окружающим, ценить достигнутое, чувствовать, переживать и проживать происходящие события. А это возможно только в результате соединения эмоций, чувств и логики. То есть рациональное и эмоционально-чувственное содержание объекта соединяются и создают целостный образ. Это в наибольшей степени возможно в процессе преподавания именно истории.
История – это полное переплетение образов, эмоций и чувств: народные герои, которых прославляет народ; цари, выступающие часто в роли вершителей судеб людей и государств; поэты и писатели, создающие свои литературные шедевры; и даже века, эпохи, наполнившие историю своими событиями, интригами, неповторимыми личностями. Как важно умело создать этот эмоциональный образ, ведь это поможет нам раскрыть личностное отношение учащихся, развить их образно-эмоциональную сферу, поднять их на более качественный уровень учебной деятельности. В ходе данной деятельности происходит процесс стирания границ между учителем и учеником, мы становимся равноправными партнёрами учебного процесса, обучение переходит на уровень диалога, который позволит синтезировать рационально- логическую сущность материала и его образно-эмоциональное содержание.
Что включает в себя процесс обучения, основанный на соединении образов, эмоций и логики? Он может включать несколько этапов:
- представление образа с помощью продуманной образно- эмоциональной ситуации;
- введение теоретических знаний;
- создание проблемной ситуации: содержание проблемы должно включать в себя идею эмоционального образа;
- организация исследовательской работы, направленной на изучение, анализ образа;
- рефлексия по созданию образа.
Конечно же, эти этапы можно подвергать вариации в зависимости от целей урока, подготовленности класса, возраста детей и т.д. Но главное, чтобы образно-эмоциональная ситуация создавалась в начале урока, так она становится своеобразной ценностной установкой для учащихся. Она уже невольно побуждает к поиску, делая изучаемый материал личностно значимым, а учебный процесс более успешным.
История требует постоянного трепетного, сочувственного внимания и отношения и только потом понимания и анализа. Мир постигается как разумом, так и сердцем. Ведь нельзя проанализировать Красоту, Любовь, Добро - их нужно прочувствовать, а это происходить с помощью эмоций. Нам нужно бережно относиться к детским эмоциям: удивлению, восхищению; нужно воспитывать бережное отношение к нашему историческому наследию, пробуждать чувства меры, красоты, что так необходимо для полноценного развития детей. Необходимо учитывать психологические особенности учащихся: возрастные, личностные; особенности их мировосприятия, их способности к фантазии, перевоплощениям.
Интерес к предмету - залог успешности его изучения и при этом очень важно заложить интерес или хотя бы его основы в самом начале. С чего мы начинаем изучение истории в 5 классе? С работы над понятием “ история”. И здесь важно оригинально создать этот образ истории, чтобы он запечатлелся в памяти детей, в их сознании и без эмоций здесь не обойтись. Я начинаю с просьбы нарисовать реку, но чтобы при этом обязательно прослеживался окружающий мир: берега, корабли или лодки, животный мир и т.д. Затем прошу представить, что река- это история, то есть образ истории сопоставляется с образом реки. Каково же удивление детей, которое сразу сменяется массой оригинальных идей и предложений. Образ соединился с эмоциями. Может они забудут определение понятия “ история”, но не забудут этого оригинального сравнения истории с рекой: то спокойной, то бурлящей, приносящей людям как хорошее, так и плохое. Ведь так важны и дороги первые впечатления, первая реакция на услышанное и увиденное, т.е. проявление эмоций и чувств. Затем следуют попытки осмыслить всё это: образы, эмоции, чувства переходят в понятия, суждения и умозаключения. Порой здесь так важно яркое, живое и образное слово учителя. Я очень верю в силу эмоциональности учительского слова. Сколько раз убеждалась в том, что построенный на эмоциях урок приносит сравнительно лучший результат, чем тот, где всё основано на сугубо рациональной основе.
Очень важны в становлении и развитии образно-эмоциональных основ межпредметные связи, особенно с такими предметами как литература, музыка, изобразительное искусство и др. В 8 классе на уроке “Россия накануне отмены крепостного права” уделяю большое внимание сравнительной хаpaктеристике двух эпох: уходящей - Николая I и утверждающейся - Александра II. При этом их образы показываю с помощью музыки: звучат два музыкальных фрагмента – первый наполнен давлением, тревогой (здесь возможно прослушивание оперы С.С.Прокофьева “Война и мир”); второй соединяет в себе настороженность, надежду, веру в новые свершения ( фрагмент оперы М.П.Мусоргского “Хованщина). Как интересно наблюдать проявление на лицах учеников эмоций и чувств на звучание музыки! Затем они передают как свои чувства, так и чувства людей того времени, соединяя свои эмоции с теоретическим материалом.
История - это сплошные личностные образы. Ни одно государство не испытало на себе такого влияния личности как наше. При этом каждая соединяет в себе массу противоречий, является историческим феноменом. Нельзя без эмоций говорить о Петре I, Александре Невском, Иване Грозном, Екатерине Великой, Ленине, Сталине и др. Каждый урок по изучению этих личностей - это уже интрига, проблема, рассмотрение которых требует кропотливой работы со стороны учителя. Здесь очень важно, чтобы эмоции соединились со здравым смыслом, не одержали верх над логикой, и личностное отношение не победило теорию. В начале урока по изучению какой-либо личности важно дать эпиграф или проблему, которые сразу же вызвали бы удивление, изумление, недоумение. Так происходит соединение эмоциональной реакции и интеллектуального процесса. Здесь я часто использую материалы из “ Задачника по истории России “ под авторством С.Г. Горяйнова, раздел “Исторические портреты”, где очень оригинально даны фрагменты биографии различных исторических личностей. Изучение их жизни – это ключ к пониманию истории. Происходит как бы взаимообразный процесс: понимание личности приведёт к пониманию истории, а понимание истории приведёт к пониманию поступков личностей.
Мы часто подвергаем анализу деятельность исторических личностей, выделяем их положительные и отрицательные стороны, критикуем, судим и т.д. Но при этом порою теряем эмоциональную сторону этого процесса, тот эмоциональный импульс, который должен подтолкнуть к мыслительной деятельности, направить её и, даже возможно, повернуть в непредсказуемую сторону. Ведь как важно, давая оценку деятельности Ивана Грозного, не потерять основы формирования его хаpaктера: потеря родителей, несладкое детство, страшное окружение. Дети должны пронести через свои эмоции понимание того, что именно социальная среда оказывает решающее влияние на формирование личности ребёнка. Мы не можем не согласиться с тем, этот фактор сыграл важную роль в становлении личности нашего первого царя. Конечно же, это не станет полным оправданием его минусов, но и отбросить в сторону это мы тоже не можем. А начать первый урок, посвящённый эпохе Ивана IV можно с рассказа о том, что когда у великого князя Василия III родился сын, то повивальная бабка предсказала, что у этого ребёнка два сердца: одно доброе, другое злое. Так и прожил он свою жизнь с двумя противоположными сердцами: символами добра и зла. Данный рассказ можно построить на фоне звучания ударов сердца. Этот приём вызывает высокую эмоциональную окраску у детей.
Материал о Екатерине Великой нельзя изучать без вступительного слова о том, что эта женщина была немкой по национальности, Россия встретила её довольно сурово, но она смогла полюбить нашу страну, полюбить всей душой и сердцем, сильнее, чем многие русские люди, сильнее, чем наследники Петра I. Парадокс истории: не имея родственных связей с Петром Великим, она тоже стала Великой. Но обстоятельства сложились так, что в отличие от него, Екатерине не удавалось вести политику в соответствии со своими взглядами и убеждениями, ведь она была всё-таки незаконным правителем, что и определило противоречивый хаpaктер её правления. Каково это: выбрать между монастырём и правлением, между смирением и непокорностью? В данном случае уместно предложить метод вхождения в роль, когда учащиеся “примеряют “ на себе сложившуюся ситуацию и пытаются предложить возможный выход из неё.
Более глубоко и всесторонне изучить личность можно с помощью исследовательской работы, которая обязательно несёт с собой личностное отношение ученика, проявление его интереса. Процесс информатизации позволяет нам делать это более качественно и продуктивно: по - первых, ученики могут пользоваться материалами сети Интернет;
во-вторых, созданные учениками презентации уже позволяют видеть проявление чувств и эмоций авторов: выделение текста, цветовые оттенки, виды аннимаций, ведь это уже личностное отношение, личностное выражение своего отношения к героям истории, проявление их творчества. В данном случае могу привести примеры презентаций по работе над большим проектом “Кавказская война XIX века - одна из неизвестных войн России”, где исследованиям были, в частности, подвергнуты личности генерала Ермолова, лидера горских народов Шамиля. Очень интересно, что личность Ермолова оказалась огромной загадкой и вызвала неоднозначное как эмоциональное, так и научное отношение. Гипотеза о том, кем же, в самом деле, был генерал Алексей Ермолов, так и осталась гипотезой, но приобрела чёткую цветовую гамму, определённые контуры. Кто он - Алексей Ермолов? Выдающийся военный деятель, но при этом любимец армии или жестокий завоеватель? Инициативный и государственный деятель либерального направления? А может просто способный военный историк? Сколько удивления, даже изумления вызвала у детей работа над данным образом! Но именно соединение логики и эмоций помогли им понять такое неоднозначное отношение к Ермолову, его политике.
Приложение 1. Презентация “Личность в истории. Алексей Ермолов”.
Совершенно изменилось отношение к личности Шамиля, который раньше выступал больше в образе яростного противника России. Его завещание “жить в мире с Россией” вызывает восхищение, а сожаление о том, что произошло в годы войны уважение и прощение.
Приложение 2. Презентация “Имам Шамиль - вне войны, вне политики”.
В данной форме работы произошёл процесс формирования образа через изучение теоретического материала. Нужно было видеть удовлетворение на лицах детей, переработавших такой огромный исторический материал и узнавших так много нового.
Как трудно порой логически объяснить происходящие события. Приходится искать нестандартные пути и методы. Гражданская война в России XX века! Как объяснить, что порой, близкие люди идут против близких, брат против брата, сын против отца и т.д.? Слова “белый”, “красный” - решали всё: судьбы людей, судьбу страны. В работе над данной темой использую отрывки из литературных произведений, выдержки из документов, высказывания историков, государственных деятелей и т.д. Нельзя давать этот материал без эмоционального сопровождения, дети должны прочувствовать страшный трагизм подобных войн, задуматься о том, что такого не должно вообще происходить.
Можно ещё много размышлять о методах и направлениях работы в данном направлении, но главное заключается в том, что плодом наших трудов должна стать творчески мыслящая личность, соединяющая в себе умение логически мыслить через соединение рационального и образно- эмоционального компонентов. На рефлексивном этапе урока учащимся я часто предлагаю составить “синквейн”- четырёхстишие, по содержанию отвечающее изучаемой проблеме. Это своеобразное стихотворение из четырёх строк, где каждая строка соответствует определённой части речи: 1- одно существительное, 2- два прилагательных, 3-три глагола; 4- кульминация - эмоциональное отношение. Кроме этого можно предложить работу над эссе- это небольшое по размеру письменное или устное сочинение- размышление учащегося, позволяющее получить представление о том, как восприняли тему дети, и наметить пути решения возникших проблем. При этом часто удивляешься тому, как самостоятельны, оригинальны, а порой даже непредсказуемы, бывают их размышления.
Создание образов вызывает обязательно эмоциональное отношение к объекту, стимулирует проявление воображения, способности переносить свойства одного объекта на другой, воспринимать правильно все оттенки и нюансы, и при этом одновременно осознавать внутреннее содержание образа через мыслительную деятельность. Это и есть творчество, так необходимое сегодня нашим ученикам, творчество, которое закладывает основы для их всестороннего развития и становления как личности.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной системе СПО является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности....
31 03 2023 3:35:17
Данная работа посвящена символике Российской Федерации, Ставропольского края и своей малой родины – Курской. Работа рассчитана на учащихся 9-х классов, которые успешно изучили историю России с древнейших времен до XX века. Нестандартный урок занял 2-е место в краевом конкурсе «Овеянные славой». К работе прилагается презентация....
30 03 2023 7:54:53
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
29 03 2023 3:23:14
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
28 03 2023 0:47:17
Предмет «Право» дает обучающимся не только теоретические знания, но и предоставляет возможность применить эти знания на пpaктике (в учебнике предусмотрено решение правовых задач), что призвано помочь адаптироваться выпускникам школ во взрослой жизни. Я предлагаю презентационное обеспечение одной из лекций в цикле темы «Собственность», «Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности». Следующий урок по данной теме направлен на решение правовых задач....
27 03 2023 19:57:21
В ходе мероприятия используются: мультимедийная презентация некоторых событий, описанных в поэмах, кроссворд, настенная карта. Участники мероприятия работают в группах по предложенному сценарию. Мероприятие рассчитано на учащихся 5–х классов различной степени обученности (из пpaктики - достаточно уверенно себя чувствуют учащиеся класса коррекции). Даёт возможность запомнить действующих лиц, дать оценку их действиям, стать участниками событий, описанных в поэмах.
...
26 03 2023 7:42:54
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
25 03 2023 13:55:47
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
24 03 2023 13:21:45
Представлен конспект интегрированного урока "Роль А.Линкольна в гражданской войне в США (1861–1865 гг.)"....
23 03 2023 1:16:30
Сейчас основное внимание уделяется новым технологиям в обучении. Но возможность старых, традиционных далеко не исчерпаны ни в решении воспитания, ни в решении задач обучения. Урок-лекция позволит развивать умения, делать сравнительный анализ, решать проблемы, учавствовать в дискуссии, делать выводы, доказывать свою точку зрения, анализировать высказанную мысль оппонента. Я считаю, что, изучая такую сложную тему, необходимо некоторые моменты проигрывать. Это создает ситуацию присутствия, учит сопереживанию.
...
22 03 2023 15:31:21

В статье представлен сценарий общешкольного внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию битвы под Москвой «Поклонимся великим тем годам»....
21 03 2023 19:27:31
Урок знакомит учащихся с произведениями литературы, архитектуры, скульптуры средневековья и заставляет почувствовать, пережить вместе с героями произведений тот период времени, в котором они жили. На уроке присутствуют межпредметные связи с литературой, музыкой, МХК, задания творческого хаpaктера. Для полного понимания эпохи средневековья используется презентация, аудиозаписи музыкальных произведений на стихи поэтов....
20 03 2023 20:24:50
Предлагаемый урок призван сформировать образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших предков....
19 03 2023 2:30:44
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
18 03 2023 13:48:14
Данный урок проводится в 8-м классе, является интегрированным: обществознание и психология.
Задачи урока: определить понятия семья, любовь; познакомить с к классификациями чувства любви и любви как отношения к другому; выявить перспективность мотивов вступления в бpaк; подвести учащихся к осознанию своего опыта и своих взаимоотношений.
...
17 03 2023 1:35:28
Урок о семье Степановых создает условие для формирования представления учащихся о роли семьи в истории Великой Отечественной войны. Семейная история помогает ощутить прошлое предшествующих поколений. Ведь семья – это маленькое зеркало большого общества....
16 03 2023 18:44:49
Урок систематизирует и обобщает знания о зарождении и развитии капитализма в начале Нового времени; развитии торговли, значении образования банков и бирж; переходе от ремесленной мастерской к мануфактуре; формировании новых социальных слоев европейского общества и их отличительных чертах; способствует формированию собственного отношения к периоду Раннего Нового времени; ориентирует на "проживание" учащимися исторической эпохи, культуры данного периода....
15 03 2023 6:26:19
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
14 03 2023 21:24:14
Автор знакомит учащихся с народной музыкой Кубани на примере репертуара местного хора "Надежда"....
13 03 2023 15:24:22
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
12 03 2023 2:27:53
Цель данной работы состоит в изучении сущности международного гуманитарного права. Я рассматриваю положения международных гуманитарных конвенций, действовавших в период Второй мировой войны и действия нацистской Германии, которая нарушала нормы международного гуманитарного права. Выполнив данную работу, я сделала следующие выводы: все нормы международного гуманитарного права нарушались в ходе Второй Мировой войны....
11 03 2023 21:19:57
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
10 03 2023 18:32:27
Урок проводится с целью способствовать развитию правовой компетентности учащихся; обобщить знания и представления по темам: «Права человека», «Международные документы о правах человека».
...
09 03 2023 10:57:51
Увлекательная викторина по отечественной истории для старшеклассников расширяет знания учащихся о своей родине, воспитывает любовь к России. В увлекательной форме учащиеся смогут узнать судьбу своей страны, проверить полноту и прочность знаний....
08 03 2023 6:25:55
Курс "И сама по себе не играет гитара (отражение истории в авторской песне)" рассчитан на учащихся 9-х классов (предпрофильная подготовка), является межпредметным (история, литература, музыка), рассчитан на 10 часов. Целью курса является рассмотрение отдельных моментов истории России через их отражение в авторской песне.
...
07 03 2023 22:54:14
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
06 03 2023 10:37:32
Предлагаю вашему вниманию авторскую историко-краеведческую программу «Начало», которая может быть использована для краеведческой и внеурочной деятельности. Содержит материал по истории родного края села Сергиевск Самарской области Сергиевского района. Программа имеет рецензию Самарского Областного центра детско-юношеского туризма и краеведения. (ОЦДЮТК ЦСМ). В программе содержится теоретический и пpaктический материал....
05 03 2023 5:40:48
Открытый урок дает представление о том, что такое парламентаризм и какова его роль в России, общества и каждого российского гражданина. Цель урока: воспитание у школьников гражданских качеств патриотизма, активной жизненной позиции; формирование базисных знаний о государстве, парламентской власти, правах человека....
04 03 2023 21:41:26
Урок расширения и закрепления знаний учащихся по истории и культуре Древнего Востока с целью повышения интереса к истории Древнего мира как к части мировой культуры....
03 03 2023 3:57:48
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
02 03 2023 4:57:10
История развития государства есть история борьбы за власть. Но история дореволюционной России знает и другие примеры. Данный урок позволяет обобщить и систематизировать знания о хаpaктере царской власти, ее взаимоотношениях с обществом и оппозицией, о причинах и последствиях Февральской революции 1917 года.
...
01 03 2023 16:42:37
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
28 02 2023 3:34:37
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем истории, является воспитание патриотизма, гордости за свою Родину. Урок позволяет на основе личностно-ориентированного подхода обеспечить качественно-новый уровень образования детей с патологией зрения.
...
27 02 2023 15:42:26
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся совершенствуют навыки работы с различными источниками исторической информации (текст, карта, иллюстрация); коммуникативные навыки; аналитические способности....
26 02 2023 2:31:41
Данная презентация предназначена для изучения нового материала по теме «Реформы П. А. Столыпина».
Пакет содержит информацию о реформаторской деятельности на рубеже 19 – 20 – х веков Столыпина П.А. в доступном, наглядном виде. Здесь же представлены проблемные и познавательные задания, которые должны быть отработаны на данном уроке. Такая форма урока развивает наглядно-образное мышление, аналитическую деятельность учащихся....
25 02 2023 13:31:56
Проектная деятельность в школе вызвана пpaктической потребностью общества в личности, обладающей логическим мышлением. Эта потребность связана с общей тенденцией к свободному обществу, в котором адаптируется свободная, творческая личность. Очевидно, что адаптация личности в этом обществе подразумевает социальное творчество, основанное на реконструировании старых и конструировании новых ценностей, что невозможно без проектной деятельности....
24 02 2023 6:55:45
Урок по новой истории в 8-м классе на тему «Признаки империализма» помогает выяснить причины, процесс и последствия образования монополий; развивать навыков у учащихся работы по опopным схемам; раскрыть значение новых понятий к теме с помощью опopных схем....
23 02 2023 10:46:34
Используя методику логического понятийного анализа и знания ключевых философских понятий, можно расширить возможности учащихся при работе с документальными материалами. Задания выполняются в группах, что формирует навыки социального партнёрства. Учитель только координирует деятельность. Альтернативное домашнее задание способствует развитию познавательной активности обучающихся и формированию интереса к истории и философии. ...
22 02 2023 10:31:11
На занятии дается представление об экономическом и социально-политическом развитии США в первой половине XIX века, показываются различия в развитии Севера и Юга, рассматриваются причины и итоги Гражданской войны....
21 02 2023 1:53:41
Учебная игра остается одним из наиболее широко используемых средств обучения в пpaктике преподавания истории. Игра дает возможность развивать интерес школьников к предмету, реализует интеллектуальный потенциал учащихся....
20 02 2023 13:55:25
Урок истории России в 11-м классе по теме «Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны». Способствует развитию навыков исследовательской и поисковой деятельности. В ходе урока используется мультимедийная презентация....
19 02 2023 8:20:31
Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отpaбатываются навыки коллективной работы....
18 02 2023 2:54:16
Интегрированный урок cлужит закреплению знаний о средневековом городе через погружение в исторический период, формированию образного представления о жизни средневекового города, развитию единого информационного прострaнcтва, коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся. Презентация к уроку может быть использована в качестве наглядного пособия на уроках иностранного языка и истории....
17 02 2023 1:33:30
Настольная интеллектуальная игра для учащихся 5-х классов разработана в целях лучшего усвоения и запоминания учебного материала. За основу взята настольная игра «Русское лото», однако здесь большую роль играют не цифры, а знания истории по различным направлениям. Игра дает возможность быстро и непринужденно запоминать различные географические названия, определения терминов и понятий, имена исторических деятелей, даты, события, названия мифических героев. Детям очень нравятся эти игры....
16 02 2023 1:37:40
На уроке использована презентация; отрывки из документальных фильмов: Забытая война. Накануне. Первая Мировая. Самоубийство Европы; отрывок из речи В.В.Путина на открытии памятника Героям Первой Мировой войны на Поклонной горе в 2014 г. Студенты вспомнили имена конкретных участников и героев войны и прочувствовали свою причастность к нашей истории....
15 02 2023 1:43:26
А.С. Грибоедов был современником тех событий, на которые дан намек в произведении "Горе от ума". Через призму текста произведения учащиеся взглянули на современников Грибоедова, оценили их устремления и желания, отметили изменения, произошедшие в обществе с 1812-го по 1825 г....
14 02 2023 22:35:56
Курс направлен на расширение знаний учащихся по истории становления многопартийной политической системы России XX в. и формирование навыков политической культуры....
13 02 2023 10:55:47
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока.
Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
12 02 2023 16:33:35
Метод «ассоциаций». Варианты его применения. Подбор ассоциаций к терминологическому ряду, включающему понятия, факты, персоналии. Ассоциации-"перевертыши". Используются на всех этапах актуализации знаний, обобщений, закреплении....
11 02 2023 9:21:30
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
10 02 2023 14:18:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::