Уроки объяснения нового материала по теме "Право как особая система норм" в курсе обществознания 10-го класса
Уроки 1-2. Источники права
Цели и задачи урока
Римский историк Тит Ливий (59 г. до н.э. – XVII г. н.э.) назвал Законы XII таблиц (древнейшая письменная фиксация римского права, осуществленная в 451-450 гг. до н.э.) “источником всего публичного и частного права”, имея ввиду, что это “корень, из которого и выросло могучее дерево римского права”.
- Что же такое “ источник права”?
- Какие выделяют источники права?
- Каково соотношение источников права?
Ответы на эти вопросы мы получим, изучив новую тему.
1. Что такое “источник права”.
Задание. Приведите примеры источников права .
(Ответы учащихся : произведения римских юристов, Русская Правда, Конституция РФ и др.)
2. Виды источников права.
Задание. Охаpaктеризуйте источники права, заполните таблицу.
(Учащиеся работают с текстом учебника Л.Н.Боголюбова “Обществознание 10 класс”, М., Просвещение, 2007 г., стр. 285-288, дополнительный материал дается учителем)
Вид источника права | Происхождение | Хаpaктеристика | Примеры |
Правовой обычай | Самая древняя форма права, формировалась на протяжении многих веков, закреплялась государственной властью | Сложившиеся на протяжении длительного периода правила, которым государство придает общеобязательное значение и гарантирует его соблюдение своей принудительной силой. | 1.Обычай делового оборота (ст. 5 ГК) –это
сложившееся и широко применяемое в какой-либо
области предпринимательской деятельности
правило поведения, не предусмотренное
законодательством, независимо от того,
зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Деловой оборот в этом смысле рассматривается как
сложившаяся система правил о передаче имущества,
денег, информации, оказании услуг. 2. Дипломатический этикет – встреча высокопоставленных делегаций сопровождается правилами церемониального хаpaктера. |
Судебный прецедент | Появился в Англии. Решения, которые вынесены палатой лордов, составляли обязательные прецеденты для всех судов и для самой палаты лордов. |
Решение суда(судебный прецедент) или должностного лица (административный прецедент) по конкретному делу, которым руководствуются в дальнейшем при разрешении схожих проблем. Такое решение становится нормативным, то есть приобретает общеобязательный хаpaктер. | В 1997 г судья окружного суда США Южного округа Нью-Йорка при рассмотрении дела по обвинению в интеллектуальном пиратстве редакции российской эмигрантской газеты “Курьер” использовал свыше 35 дел по аналогичным вопросам, на основе прецедентов было принято решение в пользу истца. |
Нормативно – правовой акт | Появление связано с возникновением государства. Первые из дошедших до наших времен писаных законов были изданы в Шумере в XXI веке до н.э. Наиболее известны законы вавилонского царя Хаммурапи (правил в 1792-1750 гг. до н.э.) | Юридический документ, который принимается в особом порядке уполномоченным на то должностным лицом или государственным органом. Он содержит общеобязательные для исполнения нормы и имеет, по мнению многих юристов, преимущества в сравнении с другими источниками права. | Конституция РФ., Закон о местном самоуправлении , Уголовный кодекс, Трудовой кодекс и др. |
Естественное право | Появляется с рождением человека. Возникло объективно, из самой природы человека. | Прирожденные и неотчуждаемые права человека, которые признаны государством и закреплены в его конституции и других законах | Право на жизнь, право на свободное определение своей судьбы, право на личное достоинство, право на личную неприкосновенность и т. д. – эти естественные права стали источником позитивного права – Декларация независимости США (1776 г.), Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.), Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) |
3. Нормативно-правовой акт. Хаpaктеристика. Виды.
Нормативно – правовой акт – это выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий нормы права.
Отличительные черты.
- Исходит от государства; общеобязательность, гарантированность со стороны государства.
- Возможность оперативно издать, изменить или отменить нормативно – правовой акт.
- Особый юридический язык, формулировки точны и понятны, однозначное толкование.
- Подлежит официальному опубликованию.
Закон – нормативно –правовой акт, который принимается высшим представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, обладает высшей юридической силой и регулирует важные общественные отношения.
Задание. Расположите в иерархическом порядке законы:
Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ”, Закон “Об акционерных обществах”, закон субъекта Федерации .
Подзаконный акт – нормативный акт, принятый на основе и во исполнение закона.
Хаpaктеристика.
- Обладает меньшей юридической силой.
- Исходит не от законодательной власти (принимают органы исполнительной власти и должностные лица).
- Юридическая сила каждого акта определяется законодательно установленной должностной компетенцией государственного органа (или должностного лица), издавшего акт, т.е. тем положением, которое он занимает в общей системе (иерархии) исполнительной власти.
Задание. Расположите в порядке соподчинения:
Международные договоры, локальные нормативные акты, Конституция РФ, указы Президента РФ, акты министерств, федеральных служб, агентств, законы субъекта Федерации, федеральные законы, акты исполнительных органов власти субъекта Федерации, федеральные конституционные законы, акты органов местного самоуправления , постановления Правительства РФ.
Международные договоры
Конституция РФ
Федеральные конституционные законы
Федеральные законы
Указы Президента РФ
Постановления Правительства РФ
Акты министерств, федеральных служб, агентств
Законы субъекта Федерации
Акты исполнительных органов власти субъекта
Федерации
Акты органов местного самоуправления
Локальные нормативные акты
4. Конституция РФ – Основной закон государства.
Задание. Охаpaктеризуйте Конституцию РФ :
- структура,
- содержание глав,
докажите, что Конституция РФ – основной закон государства.
Учащиеся работают с источником – Конституцией РФ, делают выводы:
1. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу на всей территории РФ, т.к. эту силу Конституция получила непосредственно из рук народа, поскольку принята была путем референдума 12 декабря 1993 г.
2. Задачи, которые решает Конституция в качестве главного источника права, не может решить ни один другой нормативный акт.
3. Конституция закрепляет:
- основы конституционного строя;
- права и свободы граждан;
- федеративное устройство;
- организацию высших органов власти.
4. Конституция служит высшей нормой поведения граждан, общественных объединений, всех органов государственной власти и должностных лиц.
5. Применение полученных знаний при решении пpaктических заданий.
1. Правовые отношения родителей и детей регулирует
1) Конвенция о правах ребенка
2) гуманитарное право
3) Семейный кодекс
4) Административный кодекс
2. Среди прав, предоставляемых Конституцией 1993г., новым является
1) право на образование
2) право на участие в местном самоуправлении
3) право избирать и быть избранным
4) право на жизнь
3. Отдельные политико-юридические акты, имеющие торжественный хаpaктер, ставящие целью подчеркнуть их особо важное значение для судеб государства или ряда государств, носят название
1) распоряжение
2) договор
3) декларация
4) постановление
4. Что относится к источникам права?
1) газетная статья о военной службе
2) мемуары известного военачальника
3) обращение в Комитет солдатских матерей
4) приказ министра обороны
5. Конституция РФ гарантирует обеспечение права на
1) наследование
2) высшее образование
3) выезд за пределы РФ
4) труд
6. Какое слово пропущено в схеме?
Ответы: 1-3, 2-4, 3-3, 4-4, 5-1, 6-правовой обычай.
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
31 03 2023 23:45:13
Каждый человек пишет свою собственную историю в зависимости от условий рождения, жизненного опыта, остроты взгляда. В личном восприятии истории есть место и дому, где родился, и школе, где учился, и селу, где провел детство и т.д. «Свою историю» уже несколько лет пишут учащиеся Краснооктябрьского района, а итогами своих работ делятся на районной краеведческой научно-пpaктической конференции, которая проводится по итогам определенного периода исследовательской работы....
30 03 2023 23:49:53
Рабочая программа по истории Отечества для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта. В данной рабочей программе приведены примеры структурных компонентов, кроме календарно-тематического планирования....
29 03 2023 21:37:31
Учащиеся на уроке рассматривают высокое искусство Древнего Египта. Раскрывают причины обожествления сил природы, находят связь между религией и искусством....
28 03 2023 6:46:34
Ученики из России знакомят английских студентов с тем, как осваивались кубанские земли, какие традиции и обычаи принесли и сохранили до сегодняшних дней переселившиеся и укоренившиеся на благодатной кубанской земле казаки. Урок сопровождается наглядными пособиями, музыкальным оформлением и мультимедийной презентацией....
27 03 2023 23:20:49
Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала....
26 03 2023 3:59:10
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане.
Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
25 03 2023 13:22:49
На уроке истории должны быть созданы условия для развития умения осмысливать исторические факты и явления; развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, выражении собственной позиции; приобщения учащихся к культурному наследию прошлого. Урок должен способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности, целесообразно использовать вариативные образовательные технологии, составной частью которых может стать работа с историческим документом.
...
24 03 2023 16:33:58
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
23 03 2023 10:33:56
На уроке учащиеся знакомятся с причинами рабства и способами использования рабского труда в Древнем Риме; на примере восстания Спартака раскрыты цели, причины и итоги борьбы за свободу и ее историческое значение....
22 03 2023 4:52:13
Урок проводится в 10-м классе по разделу «Российское государство во второй половине XV–XVII вв.». Проблемно-поисковый метод предполагает, прежде всего, создание проблемной ситуации, поэтому в начале урока перед учащимися поставлены проблемные вопросы. При исследовании причин и итогов опричнины Ивана Грозного применяется метод «Фишбоун», который развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы....
21 03 2023 17:26:12
Урок в 6-м классе с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо призван дать обучающимся представления о том, что такое семья, какие виды семей существуют, сформировать понятие об основных функциях семьи, способствовать формированию активной жизненной позиции, гражданскому самосознанию, уважению к институту семьи....
20 03 2023 21:22:50
Представленная разработка игры-викторины может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых воспитанию гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны....
19 03 2023 0:17:26
Урок обществознания построен в виде пpaктической работы с подобранными учителем Интернет-ресурсами. Учит самостоятельно отбирать теоретический материал по проблеме, развивает умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и Интернет-ресурсами....
18 03 2023 1:36:17
Цели курса: научить учащихся работать с компьютерными дисками по истории Отечества и на этой основе углубить их знания по предмету, расширить круг знаний по национально-региональному компоненту.
...
17 03 2023 13:28:53
Как много знает подрастающие поколение о Великой Отечественной войне, о ее героях, победах и поражениях? Данное внеклассное мероприятие позволяет познакомить учащихся с героями войны, жителями Алтайского края....
16 03 2023 14:34:43
Внеклассное мероприятие, призванное повысить интерес к предмету, способствовать развитию логического мышления. Разнообразие творческих заданий способствуют развитию не только находчивости и сообразительности, но и развивает интерес к учебному учреждению, в котором они учатся. В ходе игры студенты повторяют материал школьного курса и знакомятся с занимательными фактами из области истории....
15 03 2023 13:39:29
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
14 03 2023 19:20:31
Урок проводится в 6-м классе на основе привлечения различных исторических источников. Важнейшим источником по истории славян является летопись, составленная в начале XII века монахом Нестором. Его "Повесть временных лет" содержит сведения о событиях и людях за целых три столетия. На уроке используются византийские, арабские источники, содержащие свидетельства о быте, обычаях, нраве славян.
...
13 03 2023 0:21:10
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007).
...
12 03 2023 14:35:38
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
11 03 2023 1:53:25
Сценарий открытого урока по истории с элементами театрального действия, цель которого – в яркой, красочной форме познакомить учащихся с историей возникновения Олимпийских игр. Учащиеся в ходе урока познают национальный колорит Древней Греции: звучит греческая музыка, участники театрализованного действия одеваются в костюмы прежней эпохи. На уроке не только изучается и повторяется материал по истории Древней Греции, но и используется дополнительная информация....
10 03 2023 19:14:41
В современных условиях развития правового государства большую роль приобретает правовое воспитание учащихся. Цель мероприятия: закрепить юридические умения и навыки, развивать умение применять их; воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру. Мероприятие можно использовать как на обобщающем уроке по ОПЗ, так и во внеурочной работе....
09 03 2023 20:30:58
Урок позволяет систематизировать знания учащихся о правителях Древней Руси, их политике и событиях IX—XII веков, помогает установить причинно-следственные связи событий Древней Руси, раскрыть их сущность.
...
08 03 2023 15:19:35
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
07 03 2023 23:17:46
В современных условиях переоценки исторического прошлого своей страны, духовных ценностей на учителе лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России, умение беречь созданное нашими предшественниками, продолжать народные традиции.
...
06 03 2023 1:16:32
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
05 03 2023 13:56:29
В связи с дискуссионностью проблемы о цивилизационной принадлежности России целесообразно сочетание лекционного изложения учителем основных проблем, связанных с определением своеобразия российской цивилизации, и собеседования с учащимися по существу этих проблем....
04 03 2023 3:48:55
Урок демонстрирует роль устного народного творчества в формировании представлений о мире и человеке, прививает навыки работы в группе, развивает коммуникативность, умение ставить и решать проблемы через творческую деятельность сотрудничества, социальную ответственность перед своей группой....
03 03 2023 17:13:53
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
02 03 2023 13:39:58

В ходе урока необходимо познакомить учащихся с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны; охаpaктеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны; оценить значение победы в Северной войне для России. Урок направлен на воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину. Эту разработку можно использовать на уроке истории в 10-м классе....
01 03 2023 13:54:30
Цели урока: изучение теоретических представлений и формирование пpaктических навыков в области избирательных отношений у обучающихся; воспитание гражданственности и активной жизненной позиции у молодёжи....
28 02 2023 23:56:48
В данной работе представлен конспект урока по предмету "История". Урок проводится с использованием элементов развивающего обучения и сопровождается презентацией в программе PowerPoint.
...
27 02 2023 8:42:51
Целью: показать учащимся роль семьи в общей структуре общества. На уроке используются такие методы работы, как эвристический (частично поисковая беседа), деятельностный (работа в группах), дедуктивный (от общего к частному), а так же метод классификации. На одном из этапов урока (работа с материалом) учащиеся создают проект-коллаж «Мое представление о семье», на основе которого приходят к осознанному пониманию терминов, относящихся к семье и семейным отношениям.
...
26 02 2023 19:19:17
Целью работы является изучение обрядов народов Севера, особенности традиций и шаманских ритуалов малочисленных народов Севера, проживающих на Таймыре. Использован частично-поисковый метод....
25 02 2023 5:13:25
Данная работа предназначена для контроля и проверки знаний по теме «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.» учащихся 11-го класса. Формат заданий соответствует заданиям ЕГЭ по истории 2015 года. Контрольная работа составлена в двух вариантах. Материал может быть использован как в рамках изучения отдельной темы, так и при подготовке к экзамену по истории. При выполнении работы использовались сборники тренировочных материалов ЕГЭ по истории 2014–2015гг....
24 02 2023 22:47:20
Урок для учащихся 9-го класса формирует представление о гражданском долге, мужестве, героизме тружеников Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Урок помогает понять учащимся роль самовоспитания в формировании нравственности, мужества, чувства долга и ответственности перед обществом, понять меру ответственности каждого за вклад в общее дело победы....
23 02 2023 4:10:22
Урок знакомит учащихся с основными положениями Конституции РФ о праве каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства.
...
22 02 2023 8:14:31
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование пpaктических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала.
...
21 02 2023 4:23:45
Задача урока - обеспечить формирование у учащихся индивидуального стиля поведения, основанного на лучших качествах рыцарства. Создать условия для выработки ценностных установок на неприятие жестокости, благородное отношение к женщине, соблюдение правил, хаpaктеризующих кодекс части рыцарства.
...
20 02 2023 8:41:52
Работа показывает истоки, ход и итоги новой экономической политики СССР в 20-х годах прошлого века. НЭП затронула не только экономические, но и политические, социальные основы жизни общества. Работа позволяет проследить весь ход изменений, понять причины неудач и, что самое главное, сравнить НЭП с современностью....
19 02 2023 22:50:18
Историческое познание начинается с первых уроков истории в 5-м классе, предполагает вызвать интерес к исторической науке, позволяет создать для учащихся комфортную и продуктивную образовательную среду, способствующую личностному росту каждого ученика. Информационные технологии можно успешно применять в структуре школьного исторического образования, они позволяют создавать яркие и образные моменты на основе исторического учебного материала, например, о Древней Индии.
...
18 02 2023 20:56:21

Цель игры: формирование прочных знаний по разным темам. Игра развивает внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, находить аналогии, воображение, творческие способности, умение находить оптимальные решения....
17 02 2023 20:30:49
30 октября в России отмечается День Памяти жертв политических репрессий. Кровавый террор, смерчем пронесшийся над страной, обрушился страшной трагедией и на марийский народ, уничтожив его цвет, богатство и достояние нации. Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о том, что такое репрессии и кого называют жертвами политических репрессий, целостное представление о сущности политических репрессий в Республике Марий Эл....
16 02 2023 6:37:21
Урок - ролевая игра "Выборы президента" раздела "Конституционное право".
Игра в миниатюре представляет предвыборную кампанию. Как демонстрационный материал на пороге получения учащимися права избирать и быть избранными. Предоставляется возможность в игровой форме проявить свою точку зрения....
15 02 2023 16:27:27
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
14 02 2023 22:50:39
Учащимся очень интересно изучать тот материал, который сопоставляется с современностью. Урок в 5-м классе "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии" является повторительно-обобщающим уроком в большом блоке "Древняя Греция".
...
13 02 2023 18:39:59
В ходе знакомства с учебным материалом учащиеся узнают, что Гражданская война не обошла стороной Царицын, и о том, какие кровопролитные бои шли на территории нашего посёлка, читая воспоминания очевидцев тех страшных лет. Познакомятся с историей сражений на северных подступах к Царицыну в годы Гражданской войны, изучат ход боевых сражений в п.Городище. Учащиеся познакомятся с памятными местами, посвящёнными Гражданской войне на территории Царицына....
12 02 2023 16:33:31
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
11 02 2023 4:45:34
Урок состоит из двух частей: анализ программных документов декабристов, составление сравнительной таблицы и "погружение" в события 14 декабря 1825 г. Предлагаются разноуровневые домашние задания. Прилагаются портреты декабристов в виде мультимедийной презентации.
...
10 02 2023 0:18:56
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::