Урок повторения по теме "Древняя Русь"
Цели:
- Повторить и обобщить знания о становлении древнерусского государства, проверить уровень усвоения изученного материала.
- Формировать умения соотносить даты, события, личности, находить причинно-следственные связи, умение работать с картой, сравнивать, сопоставлять.
- Воспитывать любовь к родине, уважение к богатому наследию русской истории, пробуждать интерес к истории русского народа.
Оборудование: карта «Киевская Русь IX–XII веков», ребусы, предметы для аукциона.
ХОД УРОКА
– Ребята, сегодня мы вспомним то, что узнали о древнем прошлом нашей родины.
1. Работа с картой.
Назвать племена восточных славян и показать их на карте.
2. Перечислите занятия восточных славян.
3. Одним из занятий восточных славян было рыболовство. Давайте и мы порыбачим.
(Ученики вылавливают «рыбок», на которых написаны даты: 862, 988, IX в., 907, 945, 1072, 882, 911, 1097 и называют соответствующие им события.)
4. В древности варяги называли Русь Гардарикой – страной городов. Вспомним названия русских городов.
(Ученик заполняет «цепочку», начерченную на доске.)
Ч | В | Р | В | К | К | В |
5. В это время проводится игра с классом «Узнай, чьи слова».
- «Князь, ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь». (Киевляне – Святославу)
- «Хочу мстить за обиду мужа». (Ольга)
- «Не хочу разувать сына paбыни». (Рогнеда)
- «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу ещё». (Игорь)
- «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает всё стадо, если не убить его». (Мал)
- «Земля наша обильна, а порядка в ней нет. Да приходите княжить и владеть нами». (Славяне – Рюрику)
- «Слышал, что имеете сестру дeвицу. Если не отдадите её за меня, то сделаю вашей столице то же, что сему городу сделал». (Владимир – грекам)
- «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей, туда стекаются все блага». (Святослав)
- «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб- да будет мне враг». (Владимир Святой)
- «Любезна мне речь ваша, – мужа моего уже не воскресишь, но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими». (Ольга)
6. Один ученик пишет на доске имена русских князей по порядку их правления.
7. В это время читается рассказ с ошибками, составленный учениками. Ребята исправляют ошибки.
«Рюрик умер в 862 году (879), а через три года его родственник Трувор (Олег) с дружинниками и малолетним Святославом (Игорем), сыном Рюрика, двинулся вниз по Днепру и подошёл к Киеву. Расправившись с Аскольдом и Диром, Игорь (Олег) захватил власть в Киеве. Таким образом, в 988году (882) под властью одного князя объединились Киев и Чернигов (Новгород). При Игоре (Владимире) произошло одно из величайших событий многовековой русской истории – Русь приняла христианство. В 1097 году по инициативе Ярослава Мудрого (Владимира Мономаха) князья собрались на съезд в Киеве (Любече). Испуганные греки послали Святославу (Владимиру) послов со словами: «Не губи града, дадим тебе дань, какую хочешь». Кирилл и Мефодий (Борис и Глеб) как безвинные кроткие мученики были причислены к лику святых».
8. Ученик определяет, какие события происходили при Ярославе Мудром, а какие – при Владимире Мономахе. Прикрепляют карточки с написанными на них событиями под именами князей.
События:
- организация 83 походов,
- создание «Поучения детям»,
- Любечский съезд князей,
- решительные победы над половцами,
- положил начало «Русской Правде»,
- строительство Софийского собора в Киеве,
- строительство города Юрьева,
- назначение митрополита из русских,
- разгром печенегов.
9. В это время проводится аукцион. Предлагаются предметы: щит (щит Олега), чаша (из черепа Святослава), овощи (распространившиеся после крещения Руси), чучела гoлyбя и воробья (посланные древлянами Ольге), идол (идол Перуна).
Ребята рассказывают всё, что связано с этими предметами в истории Руси.
10. «Что было раньше?» Учитель по два называет события, учащиеся определяют, какое из них было раньше.
- Восстание древлян. – Образование Древнерусского государства.
- Поход Олега на Византию. – Введение христианства на Руси.
- Создание «Русской Правды». – Разгром Хазарского царства.
- Строительство города Ярославля. – Введение уроков и погостов.
- Захват Олегом власти в Киеве. – Написание «Повести временных лет».
- Появление вотчин на Руси.– Любечский съезд князей.
- Феодальные усобицы. – Принятие Ольгой христианства.
- Строительство Софийского собора в Киеве. – Разгром половцев.
- Покорение вятичей. – Появление школ при монастырях.
11. Ребята разгадывают ребусы, подготовленные учащимися.
12. В это время ученик на доске устанавливает соответствие между именем князя, годами правления и его прозвищем.
Олег 1053 – 1125 г. Мудрый
Владимир 879 – 913 г. Вещий
Ярослав 980 – 1015 г. Мономах
Владимир 1019 – 1054 г. Красное Солнышко
13. Ребятам предлагается решить тестовые задания.
А. В IX в. восточные славяне исповедовали:
а) язычество,
б) мусульманство,
в) христианство.
Б. Что относится к жанру героического эпоса:
а) сказки,
б) летописи,
в) былины.
В. Как называлась славянская азбука:
а) буквица,
б) кириллица,
в) латиница.
Г. Восточнославянское племя, жившее вокруг озера Ильмень:
а) словене,
б) радимичи,
в) вятичи.
Д. Какое имя получил Ярослав при крещении:
а) Василий,
б) Юрий,
в) Иван.
Е. В правление какого князя была написана «Повесть временных лет»:
а) Владимира Мономаха,
б) Ярослава Мудрого,
в) Владимира Святого.
Ж.. Титул хазарских владык, применявшийся к русским князьям в X–XI веках:
а) царь,
б) султан,
в) каган.
З. В чём особенность христианства по сравнению с язычеством:
а) многобожие.
б) трёхбожие,
в) единобожие.
И. Автор «Повести временных лет»:
а) Нестор,
б) Илларион,
в) Феодосий.
К. Штраф, судебная пошлина за убийство или увечье:
а) куна,
б) вира,
в) гривна.
Л. Бог скота в языческой мифологии восточных славян:
а) Ярило,
б) Родомысл,
в) Велес.
В конце урока учитель подводит итоги, выставляет оценки и благодарит ребят за плодотворную работу.
Зачем человек учится? Зачем в школе преподается столько предметов? С одной стороны, на эти вопросы ответить легко, а с другой, сложно. Как было в далёком прошлом? Ученики переносятся в древние Афины, сравнивают, отвечают на волнующие вопросы....
27 05 2023 19:35:46
На уроке дается общее представление о федеративном устройстве России, учащиеся знакомятся с понятиями «патриот» и «патриотизм»....
26 05 2023 5:15:41
В работе обобщен опыт по применению различных приемов и методов обучения на уроках истории и обществознания. Рассматриваются следующие виды и формы деятельности, помогающие реализовать идеи проблемной и развивающей технологий: лекция; лабораторное занятие; пpaктическое занятие; семинарское занятие; уроки-диспуты, дискуссии; интегрированные уроки; уроки самоопределения и самореализации....
25 05 2023 21:30:32
Исполнилось 25 лет падения Берлинской стены в Германии. На открытом мероприятии мы говорили с учащимися об уроках Берлинской стены. Разрушение символа «холодной войны» стало одним из важных событий ХХ века....
24 05 2023 11:15:15
Мероприятие разработано для воспитания в детях бережного отношения к животному миру.
Построено в форме экскурсии по залам музея, посвященного кошке. Посетив исторический и литературный залы, учащиеся смогут перенести знания из курса истории в курс литературы, проявить свои творческие способности, осознать необходимость чуткого отношения к братьям нашим меньшим. В историческом зале ребята узнают о роли кошки и ее влиянии на человечество в разные эпохи. Литературный зал посвящен изображению кошачьей натуры в рассказе "Кот-ворюга".
...
23 05 2023 17:22:17
Цели урока: познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре I; воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны; развивать навыки работы с мультимедийным проектором, документами, дополнительным материалом; закрепить умение выделять общее, главное, систематизировать знания, правильно и грамотно говорить, работать с картой; развивать умения учащихся соотносить иллюстрированный, поэтический материал с происходящими событиями; обучить навыкам подготовки проектов.
...
22 05 2023 6:54:29
Учащиеся выделяют причины и последствия возвышения Владимиро-Cуздальского княжества. Объясняются преимущества и недостатки в деятельности Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Оцениваются поступки людей того времени с позиции современного человека....
21 05 2023 0:51:17
Цель урока — обобщение, систематизация и закрепление знаний учащихся по данному разделу. Методика проведения урока разработана с учётом современных педагогических технологий, таких как технология развивающего обучения, технология педагогического сотрудничества, игровые технологии, технология работы в группах. Урок основан на проблемно-дискуссионных, поисковых, исследовательских заданиях.
...
20 05 2023 12:15:36
Урок в 5-м классе проводится в форме игры-турнира по знанию истории, религии и культуры древневосточных цивилизаций Египта и Азии.
Урок построен на повторении и закреплении у учащихся знаний исторических фактов и имен, их сопоставлении и обобщении; позволяет развивать умение работы с исторической картой и источниками, дает возможность учащимся проявить находчивость и юмор.
...
19 05 2023 21:38:33
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
18 05 2023 0:52:28
Изучение курса позволит учащимся глубже погрузится в изучение истории родного края, изучить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании курса исторического краеведения. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России и родного края.
...
17 05 2023 18:37:17
Учащиеся знакомятся с историей развития Чехии в XIV веке. Ученики работают с текстовой информацией, обpaбатывая ее разными способами. На уроке формируются информационные навыки: работа с текстом, составление схем, выделение главной мысли, составление логических цепей....
16 05 2023 6:53:22
Цель урока - проверить знания учащихся по теме "Древний Восток"; выявить умения учащихся систематизировать полученные знания; умение находить сходства и различия; соотносить исторические события с временем, когда они происходили, с историческими личностями.
...
15 05 2023 21:41:22
Статья демонстрирует эффективность использования компаративного (сравнительного) метода для повышения мотивации учащихся к истории и формированию умений анализа текстового материала. Рассматриваются этапы включения заданий на сравнение в 5-м классе: с использованием наглядных информативных источников (карт, моделей, схем); с использованием табличной формы организации материала. В статье приведены конкретные примеры заданий на сравнение по истории Древнего мира.
...
14 05 2023 17:28:59
В ходе освоения дисциплины студенты приобретают знания и умения, которые позволят им толерантно воспринимать адептов иной конфессии, распознавать и отличать деструктивные секты от традиционных религиозных систем. С учетом специфики задач указанной дисциплины и содержания изучаемого материала в преподавании рекомендуется использовать проблемный и интеpaктивный подходы, метод сравнительного анализа, разнообразную методику семинарских занятий - обсуждение, дискуссию, фронтальную беседу....
13 05 2023 2:53:15
Урок по истории России для учащихся 9-х классов можно использовать и при проведении внеклассного мероприятия. На уроке используется компьютерная презентация. В презентации используются: таблица со статистическими данными, анимированные карты, фотографии времен войны, материал о наших земляках.
...
12 05 2023 23:47:52
В процессе выполнения игровых упражнений учащиеся получают непосредственный опыт поведения в условно-конфликтных ситуациях. Они осуществляют самостоятельный поиск аргументов в пользу собственного мнения через пpaктическое освоение информации. На уроке происходит формирование навыков самостоятельной работы, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
11 05 2023 22:20:41
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
10 05 2023 0:55:32
Метод проекта дает возможность учителю комплексно представить тему, сложную для восприятия учащихся. Уроки различного типа и вида объединены в единый блок, состоящий из шести учебных занятий. С целью активизации познавательной деятельности учащихся, проект предусматривает использование в учебном процессе современных педагогических технологий (информационно-компьютерной, модульной, развитие критического мышления) и их элементов....
09 05 2023 6:33:42
Урок по всеобщей истории для 9-го класса является заключительным в разделе "Международная политика в 50-х - 90-х годах". Форма урока - обобщающий семинар. Целью занятия является анализ международной политики в период "холодной войны". Урок рассчитан на 2 часа. Урок состоит из анализа причин, предпосылок и основных признаков "Холодной войны", заполнения таблицы "Периоды "холодной войны" противостояние и сотрудничество". Урок предполагает подготовку учениками сообщений по теме и слайд-шоу с иллюстрациями и основными схемами по теме.
...
08 05 2023 2:55:53
Цель урока – выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий; определить последствия Смуты; развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос.
...
07 05 2023 5:12:43
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
06 05 2023 22:27:36
Мероприятие направлено на воспитание патриотических чувств у детей, любви к своему Отечеству, любви к малой родине и её истории, уважительного и бережного отношения к старшим....
05 05 2023 6:34:50
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать
основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
04 05 2023 18:42:49
На уроке акцентируется внимание на роли СССР в разгроме фашизма. Итоги войны определили в значительной степени ход послевоенной истории и превратили проблему войны и мира в глобальную, выявили необходимость сотрудничества всех государств. На уроке обсуждаются спopные вопросы, «белые пятна» Второй мировой войны, анализируются данные о людских и материальных потерях воюющих стран.
...
03 05 2023 23:27:44
Интегрированный урок обществознания, географии, информатики в 11-м классе. Целью данного урока является хаpaктеристика мировых и национальных религий. На уроке учащиеся расширят и углубят знания, полученные ранее, смогут высказать своё отношение к тому, какую роль религия играет в современном обществе.
...
02 05 2023 15:37:52
Применение на уроках технологии ЛСМ В.Э. Штейнберга позволяет моделировать различные условия учебного процесса через алгоритм нанесения информации на координатные оси, установление связей между узлами ЛСМ, и как результат - формирование ситуации успеха ребенка....
01 05 2023 0:48:57
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
30 04 2023 23:26:27
Заключительный урок в системе уроков «Права и свободы человека и гражданина». С помощью игры легко не только проверить знания обучающихся по разделу, но и активизировать их познавательную деятельность. Важно, что на уроке отpaбатываются навыки анализа документа, делаются выводы и обобщения. Урок, систематизируя знания учащихся, формирует активную жизненную позицию....
29 04 2023 23:28:43
Урок построен по традиционной системе с элементами ролевой игры. Данный урок позволяет рассмотреть изменения на политической карте мира во второй половине XIX века и определить место и роль России в этих изменениях. Особенностью урока является установление причинно-следственной связи исторических событий. Важный момент урока – это работа учащихся со схемами и таблицами, умение их анализировать и сравнивать....
28 04 2023 9:23:11
Цель урока: знать активизации общественного движения в XIX веке в России; основные направления; цели и задачи каждого направления. Уметь: выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией; обобщать полученную информацию в форме модели; выделять основное в каждом направлении, преобразуя модель в схему....
27 04 2023 21:33:21
На уроке изучаются события лета 1942 – зимы 1943 года на Кавказе. Особое внимание уделяется изучению материала регионального компонента. Конкретизируются события 1942 г. в станице Курской. Материалы об оккупации станицы представлены в сообщениях учащихся и в презентации. Урок воспитывает чувство гордости и уважения к станичникам, пережившим фашистскую оккупацию.
...
26 04 2023 13:46:48
В статье определяется сущность понятия «холодная война», выясняются причины этого явления, определяется влияние внешних факторов на внешнюю политику СССР в послевоенный период, отpaбатываются лексико-грамматические навыки и переработки информации....
25 04 2023 14:26:31
Урок проводится в нестандартной форме устного журнала на последней неделе первой четверти в 5-м классе. Применение интеpaктивных технологий дает возможность подать материал о возвышении и крушении Ассирийской державы ярко, многогранно; способствует формированию представления учащихся, что история - наука развивающаяся, живая, полная тайн и открытий.
...
24 04 2023 5:53:28
Самостоятельная работа - активный метод обучения, в процессе которого учащиеся по заданию преподавателя и под его руководством решают учебную задачу.
В пpaктической деятельности преподавания истории на первом концентре у меня сложилась некоторая система формирования умений учащихся работать самостоятельно. Во многом она условна, и ее прохождение зависит от индивидуальных особенностей учащихся. Главное в том, что научить учащихся работать самостоятельно можно не вдруг и не сразу, а поэтапно. Описанию такого подхода и посвящена данная статья.
...
23 04 2023 20:58:43
Тема полностью выносится на самостоятельное изучение учащихся. За две недели до проведения урока ученики класса делятся на три группы, каждая получает задание и список рекомендуемой литературы. На этапе предварительной подготовки учитель выступает в роли консультанта, помогая ученикам выбрать, осмыслить, систематизировать информацию и сделать правильные выводы. Учащиеся работают по плану....
22 04 2023 16:56:26

Урок итогового повторения новой истории в 8-м классе проводится в виде комaндного конкурса, состоящего из трех частей: пролога (конкурс капитанов), основной части и эпилога (вопросы для групп поддержки). Участвуют 2 комaнды по 3–5 человек, каждая комaнда имеет группу поддержки. Победителем в конкурсе признается комaнда, набравшая больше баллов....
21 04 2023 5:39:42
Проектная деятельность в школе вызвана пpaктической потребностью общества в личности, обладающей логическим мышлением. Эта потребность связана с общей тенденцией к свободному обществу, в котором адаптируется свободная, творческая личность. Очевидно, что адаптация личности в этом обществе подразумевает социальное творчество, основанное на реконструировании старых и конструировании новых ценностей, что невозможно без проектной деятельности....
20 04 2023 23:49:51
В статье даётся обоснование технологии личностно-ориентированного обучения в средней школе на уроках истории в 5-м классе. Теоретическое обоснование необходимости этой технологии подкреплено примерами диалогической познавательной деятельности школьника на уроках истории древнего мира. Приводится пример использования познавательных задач в форме разноуровневых тестов по типу ЕГЭ....
19 04 2023 19:37:14
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления.
...
18 04 2023 12:29:43
В разработке классного часа, посвященного изучению истории села Чернышевка, показано, как можно формировать личность учащихся, воспитывать патриотизм, развивать познавательный интерес, творческие способности ребят. Материалы можно использовать и на факультативных занятиях по истории Приморского края, и на внеклассных занятиях, приобщая учащихся к поисковой работе.
...
17 04 2023 12:14:28
Основная идея занятия состоит в том, что, работая в группах, учащиеся изучают документ - Конституцию РФ 1993 года, дают определение Конституции, называют ее признаки, находят необходимые разделы Конституции и статьи. Каждая группа (их 4) получает индивидуальное задание (для каждой группы по 2 задания). Результаты изучения статей Конституции обсуждаются в ходе занятия и заносятся в тетрадь....
16 04 2023 15:19:39
Цели и задачи урока: охаpaктеризовать социально-политическое положение Аравии в VI–VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата....
15 04 2023 11:44:53
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти.
...
14 04 2023 9:27:59
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
13 04 2023 23:29:49
Урок ставит задачу выяснить в процессе исследования, кем был Петр I – тираном или реформатором. Для выполнения домашнего задания класс был разделен на две группы. Задание для первой группы учащихся: приготовить презентацию, в которой Петр выступает как тиран. Заданием для второй группы было показать императора реформатором.
...
12 04 2023 18:39:47
На уроке осуществляется знакомство учащихся с основными направлениями политики российского государства в XVII в.; выяснить причины и основные этапы вхождения Якутии в состав Российского государства; на примере достойных землепроходцев воспитывать чувство любви к Родине....
11 04 2023 2:41:25
Воссоздать у учащихся целостную картину Октябрьских событий. Учащиеся должны знать политическую, социально-экономическую обстановку осенью 1917 г. Важно выявить причины прихода к власти большевиков. Во время урока продолжить обучение навыкам самостоятельного, сопоставительного анализа в работе с документами, литературными источниками. Вызвать интерес у учащихся к данной странице истории России.
...
10 04 2023 11:26:20
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
09 04 2023 4:55:26
Урок сообщения и первичного закрепления новых знаний для 8-го класса формирует представление о причинах возникновения тайных организаций будущих декабристов и целях участников, развивает умение критически анализировать документы («Проект конституции Н.М. Муравьева», «Русская правда П.И. Пестеля»), чувство коллективизма, толерантности. На уроке используются фрагменты из цикла передач «Империя» Л. Парфенова....
08 04 2023 4:59:46
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::