Политический строй России в XVII веке
- Доказать, что в политическом развитии России XVII века главной тенденцией является централизация управления страной.
- Развивать умения обучающихся анализировать источники и делать выводы.
Средства обучения:
- Учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной “История государства и народов России”. М., 2004.
- Пакет документов (Приложение 1) и задания-инструкции для работы обучающихся в группах.
Этапы урока:
- Организационный: учитель сообщает тему урока, определяет форму самостоятельной работы обучающихся, разъясняет инструкции и требования к оформлению результатов работы.
- Самостоятельная работа обучающихся с учебными текстами, пакетами документов.
- Коллективное обсуждение результатов.
- Подведение итогов, формулирование выводов, оценивание результатов работы.
- Организация домашнего задания.
Ход урока
I. Задания для вступительной беседы:
Далее учитель сообщает тему урока, цель урока (в зависимости от подготовленности класса цель урока могут сформулировать сами учащиеся).
Класс разбивается на группы, каждая из которых получает пакет документов и инструкции для самостоятельной работы.
II. Работа в группах с документами.
Инструкция для работы группы №1 по теме “Земские соборы в XVII веке”
1. Проанализируйте документ 1, прочтите в учебнике пункт 2 параграфа 13.
2. Ответьте на вопросы:
- Какие слои населения посылали своих представителей в Земский собор?
- В каких случаях созывался Земский собор?
- Какую, по вашему мнению, функцию выполняли Земские соборы при царе? Подтвердите ваше мнение примерами из текста.
- Какие изменения произошли в работе Земских соборов в XVII веке?
3. Результаты работы оформите в виде устного ответа.
Инструкция для работы группы №2 по теме “Боярская дума в XVII веке”
- Проанализируйте документ 2, прочтите в учебнике пункт 3 параграфа 13.
- Ответьте на вопросы:
- Как формировалась боярская дума?
- Кто входил в думу?
- Какую роль играла боярская дума при царе? Каким современным государственным органам соответствует Боярская дума?
- Какие изменения произошли в составе и работе Боярской думы в XVII веке?
- Результаты работы оформите в виде устного ответа.
Инструкция для работы группы №3 по теме “Приказы в XVII веке”
- Проанализируйте документ 3, прочтите в учебнике пункт 4 параграфа 13.
- Ответьте на вопросы:
- Как при Алексее Михайловиче выглядела приказная система?
- С какой цель был создан Приказ тайных дел?
- Результаты работы оформите в виде устного ответа.
Инструкция для работы группы №4 по теме “Управление на местах в XVII веке”
- Проанализируйте документ 4, прочтите в учебнике пункт 5 параграфа 13.
- Ответьте на вопросы:
- Какие изменения произошли в управлении на местах в XVII веке?
- Как должны были управлять царские воеводы на местах? Как они в действительности управляли?
3. Результаты работы оформите в виде устного ответа.
Инструкция для работы группы №5 по теме “Власть царя в XVII веке”
- Проанализируйте документ 5, прочтите в учебнике пункт 1 параграфа 13.
- Ответьте на вопросы:
- В чем Григорий Котошихин видел отличие правления Алексея Михайловича от правления Михаила Федоровича?
- Как подписывали свои челобитные к царю люди различных слоев общества? О чем это говорит?
Результаты работы оформите в виде устного ответа.
Инструкция для работы группы №6 по теме “Государственный строй России в XVII веке”
- Проанализируйте документ 6.
- Ответьте на вопросы:
- Как оценивал Олеарий хаpaктер правления в России в XVII веке? Подтвердите ответ примерами из текста.
- Согласны ли вы с этой оценкой? Ответ обоснуйте.
Результаты работы оформите в виде устного ответа.
III. Творческие отчеты групп.
IV. Подведение итогов.
На основании представленных группами ответов обучающиеся формулируют вывод об усилении централизации управления страной, складывании в России в XVII веке самодержавной монархии. В схему “Органы государственной власти в XVI веке” вносятся изменения в соответствии с полученными в результате работы выводами, и составляется новая схема “Органы государственной власти в XVII веке” (Приложение 3).
V. Организация домашнего задания
Прочитать параграф 13. Ответить на два вопроса после параграфа по выбору обучающихся. Для желающих можно предложить творческое задание: написать челобитную царю от имени воеводы, дворянина, крестьянина, ремесленника (по выбору).
Список литературы
- Родная старина: Отечественная история в рассказах и картинах (С XVI до XVII ст.)/ Сост. В.Д.Сиповский. – М., 1993.
- Г. Котошихин. “О России в царствование Алексея Михайловича”.
- А. Мейерберг. “Путешествие в Московию 1661 года”.
- А. Олеарий. “Описание путешествия в Московию”.
Цель урока – обобщить знания по истории Древнего Египта, полученные на предыдущих уроках.
...
28 01 2023 23:33:39
В настоящее время актуален вопрос сохранения духовного и культурного наследия. Каждый человек хоть немного должен разбираться в архитектуре и живописи и понимать их своеобразный язык. Данные сведения вызовут интерес как у обучающихся, так и у учителя, который можно использовать на уроках истории, МХК. Урок насыщен дополнительной информацией по культуре Руси, наглядностью, сопровождается презентацией. Предусматривается использование музыкальных фрагментов: церковный благовест и акапельное духовное песнопение....
27 01 2023 18:44:10
Работа может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых победе советских войск под Сталинградом, уроках окружающего мира, истории. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны.
...
26 01 2023 4:46:19
Спаренный урок истории России ХХ века, интегрированный с всеобщей историей. Данный урок является вторым уроком из модуля "Вторая мировая и Великая Отечественная войны". На уроке учащиеся, используя различные формы учебной деятельности, знакомятся с началом Второй мировой и Великой Отечественной войн, с планами фашистской Германии.
...
25 01 2023 7:53:18
Цели урока: сформировать понятие предприниматель и предпринимательство, сформировать представления о роли предпринимательства в экономике, сформировать представления об организационно-правовых формах предпринимательства; познакомить обучающихся с процедурой создания фирмы;...
24 01 2023 14:55:51
Для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение истории своей страны. Полученные знания расширяют представление детей о стране, в которой они живут, о родном городе, воспитывают любовь к родному краю, к Родине.
Внеклассное мероприятие для начальной школы (3-й класс) с элементами театрализации помогает детям получить представления о таких понятиях, как "прошлое", "настоящее", "родословная", "семейные реликвии". Полученные знания дети активно используют пpaктически на всех уроках: литературного чтения, изобразительного искусства, окружающего мира.
...
23 01 2023 23:12:33
Урок эмоционального сопереживания в форме историко-литературной гостиной способствует осознанию учащимися через исторический и литературный материал ценности каждой человеческой жизни, неприятию идей насилия. Цель: формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей родины....
22 01 2023 21:49:40
В статье автор приводит общие принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет эффективной, а также предлагает алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока....
21 01 2023 17:30:16
Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «СССР в годы войны и мира». Это 3-й урок в теме, он рассчитан на 1 академический час. За две недели до урока учащиеся получают список литературы и самостоятельно изучают тему. Данный урок призван проверить эффективность использования дополнительной литературы, работы с документами при помощи ИКТ. В ходе работы с документами и их обсуждения раскрывается сущность реформ и их влияние на дальнейший ход развития государства....
20 01 2023 22:52:29
Урок демонстрирует роль устного народного творчества в формировании представлений о мире и человеке, прививает навыки работы в группе, развивает коммуникативность, умение ставить и решать проблемы через творческую деятельность сотрудничества, социальную ответственность перед своей группой....
19 01 2023 0:33:22
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур.
...
18 01 2023 12:12:34
Урок помогает познакомить детей с началом перехода от присваивающего к производящему хозяйству, продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, описывать факты; воспитывать уважительное отношение к труду....
17 01 2023 11:22:43
Урок формирует у обучающихся исторические знания о Петровской эпохе в Северной войне, формирует информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, анализировать текст учебника); развивает навыки работы с художественным текстом, воспитывает гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к истории России XVII–XVIII вв., гордость за героические свершения предков, любовь к художественному слову....
16 01 2023 2:19:45
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
15 01 2023 3:28:44
Программа курса «Основы жизненного самоопределения» для 5-го класса. В основу программы легли некоторые обществоведческие курсы, существующие в образовательной среде. Цель курса — формирование социальной компетентности. Данный курс можно использовать не только в рамках изучения предмета, но и во внеклассной работе....
14 01 2023 11:15:56
Цели урока: создание условий для применения предметных умений (совершенствования языковых и речевых навыков) и формирования первичных предметных умений по теме «Семья. Родственные связи»....
13 01 2023 23:36:28
Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва» включает технологическую карту и комментарий. Материал предназначен для проведения урока-экскурсии в 10-м классе (XX – начало XXI века). Цель: знакомство с историей родного края в десятилетие Н.С.Хрущёва....
12 01 2023 2:50:25
Исследовательская работа осуществляется самыми разными способами: коллективной, групповой и индивидуальной работой по проблеме, методами сравнительного анализа, частично-поисковой работы. Учащиеся работают с документами, сообщениями, контурными картами, заполняют таблицы....
11 01 2023 21:19:48
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
10 01 2023 15:27:44
В истории Великой Отечественной войны Сталинградское сражение занимает особое место. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. здесь шли ожесточенные бои, ставшие переломным моментом Второй мировой......
09 01 2023 7:15:40
Пробудить у учащихся чувство сострадания, гуманности и уважения к человеческому достоинству - это основная цель и главный результат изучения Международного гуманитарного права в школе.
...
08 01 2023 20:45:14
В основе конкурса научно-творческих проектов лежит технология проектной деятельности, способствует: воспитанию художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры; овладению умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения; развитию художественно-творческих способностей; стимулирование творческого мышления и самовыражения, а также разработки, создания и представления собственного творческого проекта....
07 01 2023 21:45:59
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся 6-го класса с целью формирования целостного представления об истории и языке римской и средневековой Англии. Урок составлен в игровой форме, что повышает мотивацию учащихся к изучению обоих предметов. Некоторые задания имеют дифференцированный уровень сложности....
06 01 2023 0:19:39
Интегрированный урок по истории и литературе посвящен одному из крупнейших поворотных моментов в истории Отечества – эпохе освобождения. Рассматривается эволюция идеи отмены крепостного права и последствия его отмены на основе исторических источников, литературных произведений второй половины XIX в....
05 01 2023 3:45:44
Представлен конспект исторической игры "Меч и дипломатия Александра Невского" для учащихся 6-х классов....
04 01 2023 21:26:26
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
03 01 2023 22:55:51
В статье отражены причины, цели индустриализации, проводимой в СССР в годы первых пятилеток, итоги первых пятилетних планов. Материал подходит для использования на уроках истории в 9-х классах....
02 01 2023 13:57:39
Игра основана на интеграции предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, музыки, ИЗО, МХК. Герой этой игры М.Ю. Лермонтов – не только гениальный поэт, но и человек многих талантов и интересов, свидетель и исследователь исторических и культурных событий, поэтому диапазон освещаемых здесь вопросов весьма широк. В мероприятии реализуются принципы педагогики сотрудничества, развивающего и проблемного обучения, игровые технологии....
01 01 2023 11:24:56
Цели урока: Закрепить знания учащихся по теме, обобщить и подвести итоги изученного материала.
...
31 12 2022 14:50:35
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
30 12 2022 13:29:43

Цель урока: формирование у учащихся представлений о могуществе католической церкви и ее роли в средневековом обществе....
29 12 2022 13:49:15
Цель урока: закрепление и обобщение знаний об истории и культуре арабов. Учитель стремится привить уважение и интерес к арабо-мусульманской цивилизации, закрепить умения и навыки работы с дополнительной литературой и картой. Учитель воспитывает чувство сопричастности к истокам современной мировой цивилизации, и желание объяснить современные события на Востоке старинными цивилизационными особенностями....
28 12 2022 14:29:42
Cтатья знакомит с началом новой эпохи, масштабными преобразованиями, затронувшими пpaктически все сферы социальной жизни, преобразованиями, последствия которых продолжают в той или иной мере ощущаться и сегодня, почти три столетия спустя....
27 12 2022 6:47:56
Урок состоит из двух частей: анализ программных документов декабристов, составление сравнительной таблицы и "погружение" в события 14 декабря 1825 г. Предлагаются разноуровневые домашние задания. Прилагаются портреты декабристов в виде мультимедийной презентации.
...
26 12 2022 12:10:32
Представлен конспект интегрированного урока по ОБЖ и истории в 10-м классе "Дни воинской славы". Урок позволяет проявить себя и слабо подготовленным учащимся, которые могут выбрать вопрос с наименьшим числом баллов, и сильным ученикам с вопросами, оцениваемыми большим количеством баллов....
25 12 2022 11:32:49
На занятии на примере каменного зодчества XVIII века составляется представление о русской культуре....
24 12 2022 21:41:43
Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....
23 12 2022 14:42:24
Современных школьников трудно увлечь историей через учебники и даже дополнительные источники информации. Перед учителем истории стоит задача не только в передаче ученикам определённой суммы знаний, умений, навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину, относящейся критически к прошлому своей страны, какое бы оно не было. Эту нелёгкую задачу помогает решить и реализовать историческое краеведение....
22 12 2022 15:19:35
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
21 12 2022 11:11:11
Даная тема изучается в 6-м классе в курсе история Отчества с древнейших времен до XVI века и является новой в разделе «Раздробленность на Руси», следовательно, был выбран тип урока комбинированный, с элементами технологии критического мышления, по форме – работа в группах. Предусмотренная форма проведения занятия требовала того, чтобы обучающиеся в позиции исследователей реализовали умения доказательно излагать свою точку зрения, работать с текстом учебника, с картой....
20 12 2022 17:28:41
Правовая игра рассчитана на учащихся старших классов. Проводится с целью вовлечения их в политическую жизнь и формирование гражданской позиции. Основана на знании основных конституционных терминов. Даёт представление об управлении Российской Федерацией. Учит применять свои знания в жизни. Ориентирована на активное участие болельщиков. С новой стороны подходит к историческим и литературным персонажам.
...
19 12 2022 0:25:14
Урок истории предназначен для проведения в 6-м классе. На изучение данной темы по программе отводится 1 час.
Изучая эту тему, учащиеся получают возможность познакомиться с историей создания института государства в России в IX веке. Определяют основные признаки государства, узнают, кто стоял у истоков образования государства в России, какие князья и какой вклад внесли в это важное дело.
Основой урока являются задачи, способствующие не просто усвоению определенных фактов, подтверждающих появление государства у восточных славян в IX в., а также развитие умений и навыков самостоятельной работы с текстом, формированию научного мировоззрения. ...
18 12 2022 7:35:24
Разработка урока "Российская империя на рубеже веков и ее место в мире" поможет учителю в проведении первого урока в 9-м классе по курсу "История России". Для организации продуктивной работы на уроке использовались рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с учебником, картами, статистическим материалом. Организация урока, его ход могут быть успешно реализованы с учащимися любого уровня подготовки....
17 12 2022 19:39:46
Данное пособие содержит советы и рекомендации для подготовки к любому виду исторических состязаний, проводящихся в школе, колледже, городе, округе....
16 12 2022 3:52:40
На уроке учащиеся знакомятся с историческим портретом Екатерины II. Целью урока является знакомство с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики. Показать роль дворянских привилегий и продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками....
15 12 2022 17:55:14
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
14 12 2022 17:47:20
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
13 12 2022 19:27:17
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
12 12 2022 22:30:15
На вступительном уроке по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» анализируются первые главы романа, а также обобщаются и систематизируются экономические и исторические сведения, связанные с эпохой, получившей отражение в романе. Все это готовит учащихся к восприятию сложности идеологической борьбы 60-х годов XIX века, развивает аналитические умения при сравнительной хаpaктеристике исторических эпох и экономических систем.
...
11 12 2022 19:38:41
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
10 12 2022 1:25:16
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::