Электронное учебное пособие "Политика" (готовимся к экзамену по обществознанию)
Пояснительная записка
Политологический раздел занимает одно из центральных мест в курсе обществознания. Изучение вопросов, относящихся к политической сфере жизни общества, способствует формированию ряда социальных компетенций ученика – гражданина, избирателя и др. Поэтому и объектами проверки на экзамене являются не только теоретические знания, но и широкий круг предметных умений.
Разработка дистанционного курса преследует
следующие дидактические цели:
У учащихся формируются компетентности:
Дистанционный курс расширяет темы, входящие в курс истории России и обществознания, а также охватывает предметные области: граждановедение, социально – экономическая география, информационные технологии.
Курс состоит из отдельных модулей (разделов) темы.
Структура курса включает в себя:
- Лекции (Используя гиперссылки, можно узнать значение термина в словаре, рассмотреть явление через схему, обобщить свои знания, просмотрев презентацию или видеофрагмент);
- Пpaктикум (Задания представляют собой текст с вопросами. Выполнение подобных заданий подготовит к выполнению части “С” на экзамене);
- Хрестоматия (Дополнительное чтение расширит знания по теме “Политика”);
- Проверь себя (Тестовые задания помогут закрепить знания по каждой теме раздела);
- Итоговое повторение (Тренинг и итоговый тест систематизируют знания по всему курсу).
При подготовке материалов курса учитывались познавательные потребности и возможности 15-16 летних подростков, а так же опыт преподавания автора в ресурсном центре предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Продолжительность изучения курса
Курс рассчитан на 8 занятий. Но, учитывая дистанционную форму обучения, ученик самостоятельно планирует время прохождения каждой темы.
Форма обучения – очно – заочная. МОУ “Ленская СОШ” является ресурсным центром предпрофильной подготовки и профильного обучения для учащихся основных и средних школ Ленского куста. Использование форм дистанционного обучения позволяет учащимся учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе электронные материалы и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной почте, а также личного контакта.
Руководит процессом обучения сетевой преподаватель ресурсного центра. При изучении курса ученик использует самоконтроль посредством выполнения пpaктических, тестовых работ, тренинга. Оценка за усвоение курса “Политика” выставляется педагогом ресурсного центра при очной форме обучения – зачёте.
Описание упражнений и тестовых заданий на усвоение материала
Цифровые учебные материалы предусматривают вариативность способов учебной работы, освоения и закрепления изучаемого учебного материала, отвечают индивидуальным стилям учебной деятельности школьников.
Большое внимание уделяется работе с неадаптированными источниками (философскими произведениями, документами). Перед учащимися ставится задача формирования навыков анализа текстов, предлагается высказать свою точку зрения по проблеме, опровергнуть или согласиться с высказываем, привести аргументы (примеры) в подтверждение позиции.
Пример:
Что такое правовое государство
О. Г. Румянцев, В. Н. Додонов – современные российские юристы.
Правовое государство – в конституционном праве хаpaктеристика
конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам и подзаконным актам, разделение властей и институт ответственности власти как организационная основа правового государства, независимость суда, приоритет норм международного права над нормами национального права РФ.
Румянцев О. Г., Додонов В. Н. Юридический энциклопедический словарь. – М., 1997. – С. 238.
Вопросы и задания
- На основе приведенного текста выделите признаки правового государства.
- Как вы понимаете, что такое нерушимость прав и свобод человека со стороны государства?
Проверка усвоенного материала осуществляется различными вариантами тестового контроля.
Упражнение на единственный выбор ответа
Кем является народ при демократии?
А) объектом обмана;
Б) субъектом власти;
В) высшим источником власти.
Упражнение на соответствие
Установите соответствие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца.
- Процесс разработки, принятия и реализации политических решений.
- Правовые, политические и мopaльные правила, лежащие в основе жизнедеятельности политической системы.
- Механизм формирования и осуществления политической власти
- Распространение и передача политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и обществом.
А) политическая система;
Б) политическая коммуникация;
В) политическое управление;
Г) политические нормы.
Упражнение типа “короткий ответ”: Вставьте пропущенное слово: “В обществе возникает борьба за _____________ и её использование для проведения той или иной политики.
Упражнение с выбором нескольких ответов
Кто по Конституции РФ не имеет права избирать и быть избранным?
А) граждане, находящиеся в оппозиции к правительству,
Б) граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда,
В) граждане, признанные судом недееспособными,
Г) граждане, не имеющие собственной жилплощади.
Д) граждане, плохо говорящие по-русски.
Описание методики работы с материалами курса
Разработанный курс “Политика” представляет собой кейс-технологию: учебно-методические материалы четко структурированы и соответствующим образом скомплектованы в специальный набор (“кейс”), которые затем пересылаются обучаемому для самостоятельного изучения с периодическими консультациями у сетевого преподавателя ресурсного центра. Основными методами обучения, реализованными в курсе “Политика” являются информационно-рецептивный и эвристический.
Учебный (электронный) курс выступает носителем информации, организатором познавательной деятельности учащихся по теме “Политика”, при желании можно интегрировать в качестве компонента в действующий учебник “Обществознание” (печатный). Материалами электронного учебного курса “Политика” можно пользоваться при изучении тем по истории, географии, обществознанию, факультативного курса “Политика и право”. Учащиеся 9-11-х классов используют данный курс при подготовке к олимпиадам по праву, обществознанию, при подготовке к ИГА, ЕГЭ.
Только хорошее знание предмета во всех его аспектах является основой успешной сдачи экзамена по обществознанию!
Для дистанционного обучения учащийся должен
- знать основы работы на ПК,
- владеть основными программами из пакета Microsoft Office (Word, Internet Explorer, Power Point, Outlook Express),
- владеть навыками работы в Интернете и пользования электронной почтой.
При подготовке учебных материалов дистанционного курса были использованы следующие учебные пособия и литература:
- Единый государственный экзамен 2006. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/Рособрнадзор, ИСОП – М.: Интеллект – Центр, 2006.
- Лазебникова А.Ю., Котова О.А. ЕГЭ 2005. Обществознание. Поурочное планирование. – М.:Издательство “Экзамен”, 2005.
- Учебное электронное издание по курсу “Обществознание”.
- Сайт “Сетевое объединение методистов”
- Сайт “Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов”, http://school-collection.informika.ru
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Целью урока является формирование знаний об особенностях развития стран в XI–XIV вв. Автор развивает умения сравнивать, выделять главное, работать с историческими источниками, обобщать. Комбинирование продуктивных и репродуктивных методов обучения позволяет обеспечить дифференцированный подход к обучению. На уроке используется презентация с фрагментом Образовательного комплекс "Российская и всеобщая история" ООО "1С Паблишинг", 2008....
05 12 2023 5:36:49
Работа может быть использована учителями-предметниками на уроках истории, обществознания и права. Также систематизированный материал будет полезен при подготовке к факультативным и индивидуально-лекционным занятиям в рамках школьного компонента....
04 12 2023 22:55:13
Цели урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу; подвести учащихся к обобщению основных проблем, раскрытию теоретических вопросов и фактического материала; к пониманию причин победы советского народа в Великой Отечественной войне.
...
03 12 2023 19:11:54
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
02 12 2023 19:58:37
В статье раскрывается содержание урока обществознания. Цель: определение трaнcформации труда в XX–XXI вв., определяются качественные хаpaктеристики достойного труда и современного работника. Постиндустриальное общество изменило главный предмет труда и его главный конечный продукт. Вместо материалов и вещей им становится сам человек, его способности, интересы и потребности, его основные черты и хаpaктеристики....
01 12 2023 1:43:17
Урок знакомит учащихся с событиями исторического прошлого нашего города, сохранившихся в памятниках культуры, воспитывает бережное отношение к историческому прошлому, формирует гражданскую позицию учащихся....
30 11 2023 22:15:14
Урок проводится с целью способствовать развитию правовой компетентности учащихся; обобщить знания и представления по темам: «Права человека», «Международные документы о правах человека».
...
29 11 2023 4:37:21
Проведение урока-лекции по данной теме позволяет обратить внимание учащихся на новые аспекты становления и развития демократического общества, ещё раз показать влияние сильной личности на ход политических и экономических процессов, происходящих в обществе. Урок такого плана дает возможность нестандартно и интересно раскрыть изучаемую тему.
...
28 11 2023 9:24:14
Урок посвящен одной из выдающихся личностей истории России – Петру Великому. При подготовке к уроку учащимся дается опережающее задание: подготовить сочинение-размышление на тему: "Мне нравится Петр I", "Мне не нравится Петр I", а также познакомиться с дополнительной информацией по изучаемым вопросам темы.
...
27 11 2023 2:43:26
Предлагаемая программа предусматривает подробное и последовательное изучение истории развития культуры Москвы с древнейших времён до наших дней. В каждом периоде выделены такие темы, как развитие архитектуры, науки и искусства, быта, нравов москвичей. Большое внимание уделяется людям, так много сделавшим для развития культуры Москвы, для сохранения её исторических, архитектурных, мемориальных памятников....
26 11 2023 18:34:12
Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....
25 11 2023 13:17:51
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
24 11 2023 16:52:48
Знаем ли мы самих себя? Урок формирует представления человека о самом себе, его "я-концепции", которая определяет деятельность и поведение индивида в контактах с людьми и возможности развития в будущем. На уроке решаются воспитательные и развивающие задачи; используются компьютерные технологии, предварительная подготовка; групповые формы работы с целью развития коммуникативных, информационных, интеллектуальных компетенций....
23 11 2023 12:28:39
Урок закрепления с целью проверить уровень знания учащихся, выяснить насколько хорошо усвоена тема, формировать у учащихся умения работать с картой, схемой, документами; воспитывать добросовестность и чувство коллективизма....
22 11 2023 5:37:25
Одной из главных образовательных целей урока является формирование представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, понимания исторической закономерности падения крепостного права, определение роли Александра II в отмене крепостного права....
21 11 2023 10:33:43
В современной школе аспектный анализ урока является актуальным для учителя-методиста. Уметь обосновать выбор формы урока, использование методических приёмов, увидеть себя со стороны, выделить сильные стороны урока, усмотреть недостатки - это едва ли не самые важные задачи, стоящие перед педагогом-исследователем.
...
20 11 2023 23:27:55
Увлекательная викторина по отечественной истории для старшеклассников расширяет знания учащихся о своей родине, воспитывает любовь к России. В увлекательной форме учащиеся смогут узнать судьбу своей страны, проверить полноту и прочность знаний....
19 11 2023 14:27:23
Урок в виде игры по истории Древней Греции. Учащиеся классов заранее распределяются по группам; повторяют изученный материал по истории и литературе; учат стихотворения об Олимпийских играх, выполняют иллюстрации к понравившимся мифам и легендам Древней Греции; участвуют в репетиции греческого танца и театрализованного представления, в инсценировках "Яблоко раздора" и "Немейский лев", помогают готовить реквизит и костюмы....
18 11 2023 4:13:33
В статье содержится описание организации педагогического взаимодействия при изучении нового материала....
17 11 2023 2:36:19
В современных условиях переоценки исторического прошлого своей страны, духовных ценностей на учителе лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России, умение беречь созданное нашими предшественниками, продолжать народные традиции.
...
16 11 2023 6:15:57
Современному российскому обществу необходимы граждане, любящие свой край и своё Отечество, уважающие свой народ, его культуру и духовные традиции и в то же время уважительно и доброжелательно относящиеся к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Бесценным материалом для формирования названных качеств у учащихся на уроках истории являются исторические источники – летописи, древние рукописи, поучения, жития и др. Ярким примером подобного исторического источника является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»....
15 11 2023 13:51:59
Нетрадиционная форма проведения урока помогает преподавателю закрепить и обобщить пройденный материал в игровой форме позволяет объективно оценивать знания учащихся, разжигает интерес не только к пройденной теме, но и к предмету история в целом. Игра помогает учащимся закрепить основные исторические и экономические понятия на пpaктике, условия аукциона вынуждают быстро принимать решение.
...
14 11 2023 12:41:56
Урок разработан для 5-го класса на основе стандартов второго поколения по теме «Древняя Индия». Проходит в форме путешествия. Используются методы обучения: наглядный, словесный и пpaктический. Применяется презентация, а также музыка индийского народа....
13 11 2023 6:12:28
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
12 11 2023 16:42:41
Разработка бинарного урока в 6-м классе позволяет организовать повторение и обобщение темы «Средневековый город» по истории и познакомить учащихся с эволюцией города на примере истории становления и развития родного города (данная тема изучается в курсе «Обществознание», программа А.И. Кравченко). Урок строится по схеме презентации, созданной в программе Power Point. Слайды содержат вопросы к каждому этапу урока, что позволяет организовать диалог учителя и учащихся, а также иллюстрации с видами родного города....
11 11 2023 17:40:15
Урок проводится в 11-м классе в качестве итогового по теме «Вторая мировая война». Данный урок - итог долгосрочного интегрированного проекта совместно с учителями английского и немецкого языков, а также с учителем информатики. На уроках иностранного языка учащимся предлагалось 10 плакатов США или Германии (в зависимости от изучаемого языка), которые необходимо было перевести и проанализировать....
10 11 2023 16:56:56
Вашему вниманию предлагается урок по истории по теме "Факторы формирования цивилизации", (10-й класс)....
09 11 2023 23:50:22
История - это могучая и вечная сила, которая творит гражданина, патриота. Дни воинской славы, установленные Федеральным законом, стали тематической канвой данного урока. Его содержание создаёт своеобразное прострaнcтво патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, солидарности, гордости за историческое прошлое своего народа, чувство ответственности за его настоящее и будущее.
...
08 11 2023 18:17:52
Кейс-технология – это интеpaктивная педагогическая технология, использующаяся для активизации учебного процесса. Ее суть состоит в том, что учащимся дается описание определенной ситуации, созданной на основе реальных или вымышленных событий. Одна из важнейших хаpaктеристик кейс-метода ‒ умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Главное его предназначение – развивать способность проpaбатывать различные проблемы и находить их решение....
07 11 2023 7:32:10
Урок в 6-м классе призван сформировать представление о героизме на примере подвига Жанны д'Арк, охаpaктеризовать этапы Столетней войны, выявить место, роль Жанны в войне, отношение к ней разных слоев населения, причины предательства, а затем возвышения королем до национальной героини, определить свое отношение к проблеме героизма....
06 11 2023 12:23:14
Урок построен на основе модульной технологии, состоит их 5 модулей, три из которых предполагают исследовательскую работу с документом. Урок предусматривает все виды работ, которые учащиеся должны уметь выполнять на ЕГЭ: тест, работа с документом, написание эссе. Достоинством урока является его высокая результативность, все учащиеся получают оценки в процессе урока и после него за написание эссе.
...
05 11 2023 2:29:28
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника.
...
04 11 2023 14:27:32
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
03 11 2023 23:46:37
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
02 11 2023 16:32:22
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан России. Проблема отношений между юношами и дeвyшками, любви, создания семьи всё чаще возникает перед молодыми людьми, достигших 15–17 лет.
Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность (презентация) позволят учащимся ближе познакомиться с российским законодательством, с правами и обязанностями супругов....
01 11 2023 15:58:46
Внеклассное мероприятие по истории проведено в рамках тематической недели истории и литературы, посвящённой творчеству А.С. Пушкина. Цель проведения – расширение представлений учащихся о творчестве Пушкина, об особенностях эпохи начала XIX в.; формирование активной гражданской позиции учащихся....
31 10 2023 3:16:19
Оригинальность проекта состоит в соотнесении культуры ХХ в. со своими социокультурными, духовными ценностями. Проблемы искусства рассматриваются на материале конкретных, часто общеизвестных культурных явлений, событий, имен не только русской, но и мировой культуры.
Проект направлен на тех, кто в нем участвует, и на поиск единомышленников. Опора на особенности современного ученика совпадает с возможностями интеpaктивного подхода к проекту....
30 10 2023 3:13:12
Каждый ученик России должен знать историю страны, вопрос в том, как сохранить интерес к предмету в условиях массовой школы. Для решения этой задачи учитель может использовать активные и интеpaктивные методы обучения. Конспект внеклассного мероприятия для 9-го класса поможет формированию интереса к истории. Материал может использоваться и как повторительно-обобщающий урок....
29 10 2023 12:18:42
Освоение Приамурья - одна из суровых и героических страниц истории нашего народа. Далекий, почти безлюдный край, открытый отважными землепроходцами, обживался в тяжелейших условиях. Памятниками упорству и мужеству наших предков - первооткрывателей и защитников - служат современные амурские села. Приближается юбилейная дата – 160-летие со дня основания г.Благовещенска. В связи с этим тема «Заселение Приамурья» вызывает огромный интерес....
28 10 2023 19:26:47
Цель урока: формирование системы знаний учащихся о причинах возникновения движения декабристов, целях участников тайных организаций, итогах и историческом значении восстания декабристов. Статья содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный хаpaктер, рассчитана на 90-минутный объем учебного времени....
27 10 2023 14:11:39
Учащиеся совершенствуют навыки знаний о Реформации в Европе, развивают умение работать с текстом учебника, документом. Анализируют факты и события, дают оценку деятельности исторических личностей и историческим событиям....
26 10 2023 9:19:11
Данный урок - урок закрепления, обобщения и систематизации знаний. Для проведения урока используется электронная презентация, в которой комбинируются различные средства наглядности: схемы, видеофрагменты, гиперссылки на документы, работа с интеpaктивной доской для заполнения схемы. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект....
25 10 2023 3:17:22
Данное мероприятие проводится для учащихся 9-11-х классов. Основные цели: познакомить учащихся с основными причинами, ходом событий и итогами афганской войны, развивать внимание, память, логическое мышление, умение слушать, анализировать и делать выводы, воспитывать патриотические чувства, гордость за своих земляков, провести грань между войной и миром.
...
24 10 2023 4:43:49
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
23 10 2023 19:24:36

Урок обобщающего повторения проводится в форме конкурса, класс делится на три комaнды, каждая из которых в ходе урока отвечает на вопросы конкурсных заданий. Конкурсные задания проецируются в виде слайдов презентации, после ответов комaнд на экран проецируются правильные ответы с последующей коррекцией знаний учащихся....
22 10 2023 2:49:35
Урок проводится в 10-м классе, учащиеся закрепляют знания по теме прослеживается связь с уроками литературы. Урок можно использовать как для объяснения учебного материала, так и для закрепления знаний по теме.
...
21 10 2023 12:48:50
История – это не просто увлекательная наука. Это наша жизнь, жизнь нашей страны. В истории, как и в нашей жизни, было много ошибок, много плохого и хорошего… Мне бы хотелось, чтобы моим детям передалась моя любовь к истории. Я очень надеюсь на то, что в их сердцах будет гореть огонь любви к своей Родине, к своему народу. Верю, что они будут уважать ее историю, помнить ее традиции. А я постараюсь сделать все для того, чтобы зажечь в детских сердцах этот огонек…
На уроках я на примерах прошлого и настоящего хочу воспитывать гражданина, патриота своей Родины, обогащать душу и подготавливать ребенка к вхождению во взрослую жизнь....
20 10 2023 3:12:24
Музейный урок в классе освещает основные вехи жизни и творчества И.И. Шишкина. Занятие способствует расширению кругозора школьников по творчеству великого художника, развивает коммуникативные и интеллектуальные навыки учащихся, учит работать в группе.
...
19 10 2023 12:28:41
Место где ты родился, где живут родные и близкие тебе люди, друзья, где все тебе родное и знакомое, называется малой Родиной. С чувством Родины не рождаются; это чувство проникает в нас постепенно, с улыбкой мамы, с ощущением, в котором ты живешь, с видом родной и единственной до боли знакомой улицы, образа людей, которых ты видел каждый день и говорил им «здравствуйте». Чувство малой Родины греет и сопровождает нас всю жизнь, помогает преодолевать самые трудные вершины жизни....
18 10 2023 4:55:24
Представлены материалы к уроку-зачёту по истории в 11-м классе вечерней школы....
17 10 2023 8:16:23
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::