Электронное учебное пособие "Политика" (готовимся к экзамену по обществознанию)
Пояснительная записка
Политологический раздел занимает одно из центральных мест в курсе обществознания. Изучение вопросов, относящихся к политической сфере жизни общества, способствует формированию ряда социальных компетенций ученика – гражданина, избирателя и др. Поэтому и объектами проверки на экзамене являются не только теоретические знания, но и широкий круг предметных умений.
Разработка дистанционного курса преследует
следующие дидактические цели:
У учащихся формируются компетентности:
Дистанционный курс расширяет темы, входящие в курс истории России и обществознания, а также охватывает предметные области: граждановедение, социально – экономическая география, информационные технологии.
Курс состоит из отдельных модулей (разделов) темы.
Структура курса включает в себя:
- Лекции (Используя гиперссылки, можно узнать значение термина в словаре, рассмотреть явление через схему, обобщить свои знания, просмотрев презентацию или видеофрагмент);
- Пpaктикум (Задания представляют собой текст с вопросами. Выполнение подобных заданий подготовит к выполнению части “С” на экзамене);
- Хрестоматия (Дополнительное чтение расширит знания по теме “Политика”);
- Проверь себя (Тестовые задания помогут закрепить знания по каждой теме раздела);
- Итоговое повторение (Тренинг и итоговый тест систематизируют знания по всему курсу).
При подготовке материалов курса учитывались познавательные потребности и возможности 15-16 летних подростков, а так же опыт преподавания автора в ресурсном центре предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Продолжительность изучения курса
Курс рассчитан на 8 занятий. Но, учитывая дистанционную форму обучения, ученик самостоятельно планирует время прохождения каждой темы.
Форма обучения – очно – заочная. МОУ “Ленская СОШ” является ресурсным центром предпрофильной подготовки и профильного обучения для учащихся основных и средних школ Ленского куста. Использование форм дистанционного обучения позволяет учащимся учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе электронные материалы и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной почте, а также личного контакта.
Руководит процессом обучения сетевой преподаватель ресурсного центра. При изучении курса ученик использует самоконтроль посредством выполнения пpaктических, тестовых работ, тренинга. Оценка за усвоение курса “Политика” выставляется педагогом ресурсного центра при очной форме обучения – зачёте.
Описание упражнений и тестовых заданий на усвоение материала
Цифровые учебные материалы предусматривают вариативность способов учебной работы, освоения и закрепления изучаемого учебного материала, отвечают индивидуальным стилям учебной деятельности школьников.
Большое внимание уделяется работе с неадаптированными источниками (философскими произведениями, документами). Перед учащимися ставится задача формирования навыков анализа текстов, предлагается высказать свою точку зрения по проблеме, опровергнуть или согласиться с высказываем, привести аргументы (примеры) в подтверждение позиции.
Пример:
Что такое правовое государство
О. Г. Румянцев, В. Н. Додонов – современные российские юристы.
Правовое государство – в конституционном праве хаpaктеристика
конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам и подзаконным актам, разделение властей и институт ответственности власти как организационная основа правового государства, независимость суда, приоритет норм международного права над нормами национального права РФ.
Румянцев О. Г., Додонов В. Н. Юридический энциклопедический словарь. – М., 1997. – С. 238.
Вопросы и задания
- На основе приведенного текста выделите признаки правового государства.
- Как вы понимаете, что такое нерушимость прав и свобод человека со стороны государства?
Проверка усвоенного материала осуществляется различными вариантами тестового контроля.
Упражнение на единственный выбор ответа
Кем является народ при демократии?
А) объектом обмана;
Б) субъектом власти;
В) высшим источником власти.
Упражнение на соответствие
Установите соответствие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца.
- Процесс разработки, принятия и реализации политических решений.
- Правовые, политические и мopaльные правила, лежащие в основе жизнедеятельности политической системы.
- Механизм формирования и осуществления политической власти
- Распространение и передача политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и обществом.
А) политическая система;
Б) политическая коммуникация;
В) политическое управление;
Г) политические нормы.
Упражнение типа “короткий ответ”: Вставьте пропущенное слово: “В обществе возникает борьба за _____________ и её использование для проведения той или иной политики.
Упражнение с выбором нескольких ответов
Кто по Конституции РФ не имеет права избирать и быть избранным?
А) граждане, находящиеся в оппозиции к правительству,
Б) граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда,
В) граждане, признанные судом недееспособными,
Г) граждане, не имеющие собственной жилплощади.
Д) граждане, плохо говорящие по-русски.
Описание методики работы с материалами курса
Разработанный курс “Политика” представляет собой кейс-технологию: учебно-методические материалы четко структурированы и соответствующим образом скомплектованы в специальный набор (“кейс”), которые затем пересылаются обучаемому для самостоятельного изучения с периодическими консультациями у сетевого преподавателя ресурсного центра. Основными методами обучения, реализованными в курсе “Политика” являются информационно-рецептивный и эвристический.
Учебный (электронный) курс выступает носителем информации, организатором познавательной деятельности учащихся по теме “Политика”, при желании можно интегрировать в качестве компонента в действующий учебник “Обществознание” (печатный). Материалами электронного учебного курса “Политика” можно пользоваться при изучении тем по истории, географии, обществознанию, факультативного курса “Политика и право”. Учащиеся 9-11-х классов используют данный курс при подготовке к олимпиадам по праву, обществознанию, при подготовке к ИГА, ЕГЭ.
Только хорошее знание предмета во всех его аспектах является основой успешной сдачи экзамена по обществознанию!
Для дистанционного обучения учащийся должен
- знать основы работы на ПК,
- владеть основными программами из пакета Microsoft Office (Word, Internet Explorer, Power Point, Outlook Express),
- владеть навыками работы в Интернете и пользования электронной почтой.
При подготовке учебных материалов дистанционного курса были использованы следующие учебные пособия и литература:
- Единый государственный экзамен 2006. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/Рособрнадзор, ИСОП – М.: Интеллект – Центр, 2006.
- Лазебникова А.Ю., Котова О.А. ЕГЭ 2005. Обществознание. Поурочное планирование. – М.:Издательство “Экзамен”, 2005.
- Учебное электронное издание по курсу “Обществознание”.
- Сайт “Сетевое объединение методистов”
- Сайт “Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов”, http://school-collection.informika.ru
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
10 06 2023 21:35:34
Данная разработка урока представляет интерес для учителей начальных классов, работающих по учебникам: Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьёв, М.Т. Студеникин. "Рассказы по родной истории"; Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова. "Наша Родина в прошлом". Беседы по истории России для 3-го класса.
...
09 06 2023 18:47:23
Данный урок дает возможность смыслить обстоятельства вступления Петра I на царский престол, особенности становления его как личности, понять сущность реформ. Воспитать чувство гордости у учащихся за победу русской армии в Северной войне, давшую выход к Балтийскому морю, рост международного авторитета России, ставшей великой державой – Империей.
...
08 06 2023 5:48:20
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
07 06 2023 12:28:30
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
06 06 2023 21:38:39
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
05 06 2023 14:41:52
Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений об истории и культуре Древней Ассирии и об изменениях в деятельности людей, связанных с освоением железа....
04 06 2023 12:22:39
Творчество особенно ярко проявляется в ходе обучения и реализации полученных учащимися знаний на пpaктике. Пpaктическим примером данного подхода может служить разработка учащимися 11-го класса тестовых заданий по истории с использованием ИКТ. ...
03 06 2023 21:52:49
Урок призван познакомить с жизнью святых людей, живших на земле русской; познакомить с жизнью святителя Митрофана Воронежского, проживавшего в п. Савино Ивановской области; расширить словарный запас обучающихся по предмету.
...
02 06 2023 4:13:32
Урок помогает познакомить обучающихся с основными нормами МГП и их ролью в урегулировании вооружённых конфликтов.
...
01 06 2023 23:32:47
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
31 05 2023 1:59:57
Урок для учащихся 5-го класса предназначен для проведения внеклассного занятия или повторения пройденного материала по теме "История Древнего мира". Цели игры: раскрытие знаний по истории Древнего мира; стимулирование интереса учащихся к истории; развитие творческих способностей; воспитание коллективизма, уважение к наследию народов древности. Для достижения данных целей урок проводится в форме игры "Что? Где? Когда?"....
30 05 2023 0:36:43
Урок позволит расширить историческую грамотность школьников, а так же позволит изучить на примере Чехии деятельность католической церкви в средние века....
29 05 2023 10:12:58
Игра может проводиться в связи с датами принятия Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ для учащихся 9–10-х классов. Расширяет правовой кругозор учащихся и осознание того, что РФ является частью мирового сообщества, доступна для ученика любого уровня подготовленности....
28 05 2023 6:30:23
Внеклассное мероприятие по истории проведено в рамках тематической недели истории и литературы, посвящённой творчеству А.С. Пушкина. Цель проведения – расширение представлений учащихся о творчестве Пушкина, об особенностях эпохи начала XIX в.; формирование активной гражданской позиции учащихся....
27 05 2023 4:40:32
В данной методической разработке предлагается вариант проведения урока истории в 11-м классе по теме "Брестский мир", цель которого – раскрыть альтернативные взгляды левых коммунистов, троцкистов и сторонников Ленина на проблему заключения мира с Германией.
Можно предложить учащимся обратиться к пьесе М.Шатрова "Так победим!" и подготовить на ее основе инсценировку.
...
26 05 2023 22:37:30
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
25 05 2023 5:37:20
Литературно-музыкальная композиция одной из своих основных задач ставит воспитание чувства патриотизма, гордость за свою Родину и граждан, которые ценою своей жизни готовы были спасти свой любимый город. При подготовке к данному мероприятию студенты знакомятся с кинохроникой военных лет, документами, изучают героико-патриотическую литературу, что дает возможность ещё больше погрузиться в историю родного города.
При подготовке сценария использованы материалы из различных интернет-ресурсов....
24 05 2023 23:49:56
В статье приводятся примеры из опыта работы по формированию представления у учащихся о социальных нормах, их значения в воспитании гражданской позиции. Учащиеся, опираясь на знания, полученные во время уроков, и свой жизненный опыт самостоятельно формулируют нормы, правила, которыми они готовы руководствоваться в пpaктической жизни. Знакомство с правилами становится основой выработки тех жизненных принципов и смыслов, которыми руководствуются учащиеся в реальной жизни....
23 05 2023 2:32:45
Урок развивает навыки работы с текстом. По форме урок представляет собой пpaктикум. При работе с текстом содержание усваивается эффективнее. Особенность урока состоит в помощи учителя, ориентировки к действиям. Оба текста одинаковы построены. Первый текст разделен на абзацы, второй – нет. Ученику необходимо перенести действия с первым текстом на второй....
22 05 2023 7:39:37
Урок формирования новых знаний в форме урока-путешествия с использованием мультимедийной презентации (учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира», М., «Просвещение», 2009). Цель урока: познакомить учащихся с религиозными представлениями древних египтян; проанализировать те изменения, которые произошли в религиозных представлениях египтян с возникновением неравенства (загробное воздаяние, главный и второстепенный боги, обожествление фараона)....
21 05 2023 21:36:51
Автор знакомит учащихся с определениями причин Первой мировой войны, определением целей стран-участниц, хаpaктеристикой основных военных действий, анализом влияния войны на положение российского общества. Урок проводится в виде исследования на основе групповой работы и рассчитан на два часа....
20 05 2023 14:37:38
Учащиеся анализируют собственные и чужие политические симпатии и определяют факторы, способствующие политической активности населения. Узнают, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения....
19 05 2023 2:17:16
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
18 05 2023 17:16:51
Учащиеся выделяют причины и последствия возвышения Владимиро-Cуздальского княжества. Объясняются преимущества и недостатки в деятельности Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Оцениваются поступки людей того времени с позиции современного человека....
17 05 2023 3:38:37

Игра на уроке истории порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, помогает создавать в детском коллективе атмосферу дружелюбия. Это активная форма учебных занятий, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой оживают люди – исторические лица....
16 05 2023 12:27:17
Урок основан на работе с письмами выпускника-афганца Мелешина В.Н., погибшего при выполнении воинского долга в Афганистане. Ход афганской войны рассматривается через судьбы её отдельных участников – выпускников школы. На уроке идет словарная работа, работа в группах, подготовка к сжатому изложению. ...
15 05 2023 6:52:16

Занятие посвящено личности великого российского реформатора П.А. Столыпина....
14 05 2023 17:20:19
Итоговый урок-конференция по обществознанию в 11-м классе «Взгляд в будущее» с использованием проектно-исследовательской образовательной технологии решает следующие задачи: обобщение знаний о глобальных проблемах современности, повышение уровня их осмысления старшеклассниками, формирование гражданской позиции....
13 05 2023 8:21:54
Особенностью урока является активизация творческой и мыслительной деятельности учащихся по овладению знаниями. Урок способствует «погружению» в эпоху XIX века, позволяет рассмотреть одно из драматических событий истории Казахстана, которое было «белым пятном истории» в советское время....
12 05 2023 5:47:30
Цель внеклассного мероприятия: показать особое значение традиций празднования главного православного праздника – Пасхи, дать представление о Страстной и Светлой седмицах....
11 05 2023 1:21:14
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Главной целью является определение роли уездного города в истории России, знакомство с жизнью родного города во второй половине XIX века, исследование связи с современностью и произведениями искусства (литературой). При подготовке к уроку учащиеся работали с дополнительной литературой и архивными данными. Урок стимулирует детей к социальной активности и творчеству....
10 05 2023 18:23:31
Целью игрового занятия является создание яркого представления о Великой Отечественной войне. Игровое занятие способствует возникновению личностных аналогий у школьников, формированию умений выдвигать простейшие гипотезы на основе изученного, аргументировано защищать свою позицию, а также объяснять новую терминологию....
09 05 2023 11:14:40
В ходе урока учащиеся вспоминают месторасположение географических объектов, указывают их на карте. Посмотрев сцену из жизни paба, попавшего волею случая в Вавилон, учащиеся понимают необходимость жизни государства и общества согласно законам. На заключительном этапе школьники выступают в качестве детективов и восстанавливают испорченный мошенниками исторический документ....
08 05 2023 9:49:13
Цели: закрепление знаний о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усвоение основополагающих принципов, составляющих суть религиозных представлений древних египтян (культ животных и культ природы; знакомство с древнеегипетским мифом об Осирисе и Исиде; знакомство с древнеегипетской "эннеадой": имена богов, их значение и символика....
07 05 2023 18:27:47
При проведении урока использован материал национально-регионального компонента, связанный с крещением зырянского края и деятельностью святителя Стефана Пермского....
06 05 2023 15:16:19
На уроке закладываются представления об основных принципах участия граждан в
выборах. На личном примере учащиеся в ходе игры усвоят то, что именно через выборы
каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами
государства и осознают важность и ответственность шага, связанного с участием в
выборах....
05 05 2023 8:37:49
Цели урока: расширить знания учащихся о причинах, сущности и результатах буржуазных реформ П.А. Столыпина; сформировать умение давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей; закрепить навыки оформления конспекта, умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; пробудить интерес учащихся к пополнению знаний на основе изучения дополнительной литературы.
...
04 05 2023 3:32:57

Правовая игра по обществознанию построена по принципу популярной телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером».. Цель игры: в занимательной форме расширить знания учащихся по теме «Конституция РФ»....
03 05 2023 11:56:54
Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Эти символы – часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны....
02 05 2023 4:23:11
Цель урока - дать представление о процессе индустриализации в Советской России на примере строительства КМК; обеспечить усвоение причин, целей, источников, особенностей индустриализации; познакомить с достопримечательностями Центрального района г. Новокузнецка; формировать умение работать с картой города изучаемого периода; воспитывать интерес к истории родного города.
...
01 05 2023 19:32:47
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
30 04 2023 12:38:55
Аграрная реформа П.А. Столыпина сыграла важнейшую роль не только в истории России, но и Челябинска в целом. Важнейшей особенностью методической разработки является включение широкого круга источников как уже давно зарекомендовавших себя (письменные, фотографии, статистика), недавно опубликованных (фотографии), так и визуальные источники из семейных архивов учеников школы (фотографии)....
29 04 2023 2:29:23
По организации и порядку проведения эта игра напоминает хорошо знакомую телепередачу. Цели игры: обобщить и закрепить в форме игры знания учащихся исторических событий; развивать творческие способности через разные виды внеурочной деятельности....
28 04 2023 8:52:49

Цель игры: повторение и обобщение пройденного материала; развитие логического мышления, самостоятельности, навыков публичной речи; формирование навыков общения в игре; развитие познавательного интереса....
27 04 2023 8:55:11
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
26 04 2023 8:45:50
Презентация у уроку знакомит учащихся с причинами отступления Красной армии в начале войны....
25 04 2023 16:50:48
В приложении нашли отражение задания, которые можно предлагать учащимся за пределами урока – в кружковой и факультативной работе, внеклассных мероприятиях. Большинство заданий универсальны, доступны в урочной и внеурочной пpaктике....
24 04 2023 1:28:17
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем.
Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
23 04 2023 14:47:45
Урок учит анализировать материал, аргументировать свою точку зрения, развивает умение выслушивать иную точку зрения, четко излагать свои мысли. Урок разработан с применением технических средств обучения: мультимедийного проектора, программы PowerPoint, с использованием пpaктических заданий....
22 04 2023 23:12:21
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::