Урок по истории России "Огненные вёрсты Гражданской". 11-й класс > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок по истории России "Огненные вёрсты Гражданской". 11-й класс


    Урок по истории России "Огненные вёрсты Гражданской". 11-й класс


Цели урока:

  • Образовательная:
    – рассмотреть причины, основные противоборствующие силы гражданской войны;
    – показать специфику иностранной интервенции;
    – выделить этапы гражданской войны и дать им общую хаpaктеристику;
    – выявить причины победы “красных” и поражения “белых” в вооруженном противостоянии.
  • Воспитательная:
    – осмыслить трагизм гражданской войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей.
  • Развивающая:
    – продолжить работу над развитием умений высказывать свое мнение, отстаивать его, уважать противоположную точку зрения, находить в споре компромисс.

Работа над понятиями: гражданская война – это вооруженное столкновение различных политических сил, социальных и этнических групп, отдельных личностей, отстаивающих свои требования под знаменами различных цветов и оттенков.

Интервенция – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства.

Террор – форма политического запугивания, устрашения с использованием крайне жестоких методов вплоть до физического уничтожения противника.

Оснащение:

  • компьютер;
  • диапроектор;
  • презентация;
  • учебник – Н.В. Загладин “История Отечества. ХХ – начало ХХI века. 11 класс. 2007. М.: Просвещение.
  • исторические документы.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

1. Вводная часть урока. (3 мин.)
1.1 Актуализация знаний
2. Мотивировка новой темы.
2.1. Постановка проблемного задания.
Проблемно-познавательная задача – определить, почему “красные” одержали победу  над “белыми”.
3. Изучение новой темы. (35 мин.)  
3.1. Причины гражданской войны. Рассмотрение вопроса на основании предыдущих тем, знаний учащихся.
3.2. Особенность гражданской войны. Рассказ учителя, работа с исторической картой.
3.3. Основные противоборствующие силы. Работа учащихся с учебником.
3.4. Этапы гражданской войны. – рассказ учителя,
– работа учащихся с таблицей,
– рассмотрение схем, кинохроники.
– опережающие задания учащихся (презентации) на основе регионального компонента. <Приложение>
3.5. Причины победы “красных” и поражения “белых” в вооруженном противостоянии. – лабораторная работа учащихся с историческими документами.
– решение проблемно-познавательной задачи.
4. Применение знаний. (5 мин.)
4.1. Проверочное тестирование.
Тестирование с целью проверки усвоения учащимися пройденного на уроке.
5. Домашнее задание. (2 мин.) § 12–13,
Таблица “Террор”
Сообщения “Трагедия семьи  Романовых”, “Чехословацкий мятеж”, “Война с Польшей”,  “Южный фронт”.

Ход урока

1. Вводная часть урока. (3 мин.)

1.1. Актуализация знаний.

2. Мотивировка новой темы.

Речь сегодня пойдет о небывалой в мировой истории по накалу и масштабам классовых сражений, глубине и яростности человеческих страстей братоубийственной войне. Война  сама по себе ужасна, страшна для человека, а тем более если это гражданская война. Спустя 90 лет, оглядываясь назад, мы задаем себе вопрос: что мы знаем о ней, о гражданской. Оказывается, не так много. История хранит еще немало неизвестных страниц.

2.1. Постановка проблемного задания.

Цель нашего урока – выявить причины гражданской войны, ее особенность, участников, выделить этапы и решить проблемно–познавательную задачу – выяснить причины победы “красных” и поражения “белых”.

3. Изучение нового материала. (35 мин.)

3.1. Причины гражданской войны.
Учитель задает вопрос:
Ребята, а как вы думаете, что же такое гражданская война?
учащиеся предполагают:
– гражданская война – способ разрешения противоречий между сторонами с помощью вооруженных сил;
– противостояние классов и общественных групп;
– период острых классовых противоречий.
А теперь давайте выясним, каковы же причины гражданской войны?  учащиеся говорят о тех событиях, которые им известны:
– Октябрьская революция,
– Декрет о земле,
– разгон большевиками Учредительного собрания,
– Брестский мир.

Добавим сюда глубокий общенациональный кризис в России к началу 1917 года и попытки помещиков и буржуазии вернуть дореволюционный порядок.

Таким образом, формулируем причины гражданской  войны:
  1. Октябрьская революция 1917 г., взятие власти партией большевиков;
  2. Национализация всей земли, конфискация помещичьих земель;
  3. Попытки помещиков и буржуазии вернуть дореволюционный порядок;
  4. Разгон большевиками Учредительного собрания;
  5. Глубокий общенациональный кризис в России к началу 1917 г.
учащиеся отмечают в тетрадях причины войны
3.2. Особенность гражданской войны
Вопрос учителя: в чем проявлялась особенность Гражданской войны?
А что такое интервенция?
А, по-вашему мнению, каковы могли быть цели интервенции? Не забывайте, шла первая мировая война.
 учащиеся предполагают: в интервенции.

Учащиеся размышляют о союзниках России, о том, что еще что они могли потерять.

А теперь давайте рассмотрим масштабы интервенции (учитель работает с картой на слайде)  работа учащихся с картой учебника Н.В.Загладин. История Отечества. XX – нач. XXI вв. 11 класс. 2007. М. Просвещение.
3.3. Основные противоборствующие силы.
А теперь давайте поговорим об основных противоборствующих силах.
учащиеся называют: “красные”, “белые”.
Далее учитель предлагает выяснить, кто же являлся сторонником “красных”, “белых”. Учащиеся выясняют.

 

Сторонники “красных” Сторонники “белых”
Рабочие
Малообеспеченное крестьянство
Помещики, капиталисты, торговцы
Офицерство
Зажиточное крестьянство
Казачество
Представители разных партий – от правых социалистов до монархистов.

Каковы основные идеи противоборствующих сил?

Основные идеи:

                          

“красных”                                                 “белых”
Защита завоеваний
Октябрьской революции                        возрождение “великой, неделимой России”,
                                                                  восстановление боеспособной армии для отпора большевизму.

Учитель добавляет, что были еще “зеленые”,  что это за сила? (Предлагаю ответить учащимся, обратив внимание на стр. 131 учебника). учащиеся работают с учебником, отвечают на вопрос.

 3.4. Этапы гражданской войны.

Историки до сих пор спорят о времени начала Гражданской войны в России. Одни грозные зарницы Гражданской войны усматривали в февральских уличных боях 1917 года, другие говорят о середине 1918 г.
А я вас попрошу обратить внимание, как автор учебника Н.В.Загладин определяет этапы гражданской войны (§ 12–13).
Учащиеся работают с учебником и выделяют этапы гражданской войны:
  1. октябрь 1917 – весна 1918 гг.
  2. май 1918 – март 1919 гг.
  3. март 1919 – март 1920 гг.
  4. апрель 1920 – ноябрь 1920 гг.
  5. конец 1920 –1922 гг.

Рассмотрим их и дадим краткую хаpaктеристику.

1 этап. октябрь 1917 – весна 1918 гг. – локальный хаpaктер войны. начало гражданского противостояния.

В первые месяцы после октября 1917 г. возникли отдельные очаги сопротивления большевикам и развития белого движения. Наиболее крупный из них сложился на Дону и Кубани. Как вы думаете, почему?

Учащиеся отвечают: большая часть казачества была зажиточной, а Советская власть вела разказачивание, уравнительное перераспределение земли.

На Дону во главе антибольшевистского движения встал войсковой атаман А.М.Каледин. Ноябрь 1917 г. – начало формирования Добровольческой Армии, которое положило начало белому движению. Армию возглавил Корнилов, затем А.И.Деникин. Украина, Закавказье – здесь у власти находились антибольшевистские силы. Краснов создает угрозу Петрограду. На Южном Урале действуют казаки Дутова. В Забайкалье – атаман Семенов. Как вы видите, складывалась очень тяжелая обстановка для большевиков.

2 этап. Май 1918 – март 1919 гг. – начало полномасштабной Гражданской войны: Советская республика оказалась в кольце фронтов.

27 мая 1918 г. – мятеж чехословацкого корпуса. Работая с учебником, ответьте на вопрос: из кого состоял корпус?

Учащиеся отвечают: пленные  военнослужащие, чехи, словаки.

Эшелоны чехословаков растянулись от Самары до Владивостока. Выступление чехов привело к падению Советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. К осени чехи нанесли ряд поражений Красной Армии и вышли к Волге. Войска Краснова осадили Царицын. Юденич усилил влияние на Севере. Колчак – во главе Уфимской Директории. Деникин – закрепился на Дону. Десанты Антанты (200 тысяч человек). За этими скупыми словами – ожесточенные сражения двух враждебных сил, не на жизнь, а на cмepть, когда по разную сторону баррикад оказывались родные люди – сын против отца, брат против брата. В этом – страшная трагедия Гражданской войны.

Рассматривая события в масштабе страны, давайте задумаемся, а причастен ли к ним наш степной город, наш микрорайон?

Учащиеся применяют опережающее задание, подготовив презентации по краеведению.

Дальше давайте рассмотрим основные направления деятельности советского руководства, так как для большевиков складывалась очень тяжелая обстановка.

(Учащиеся по слайдам изучают материал действий большевистского руководства по организации Красной Армии.)

Учитель. Просмотрев весь материал, предлагаю вам ответить на вопрос: Как большевикам в довольно короткие сроки удалось сформировать боеспособную армию? Какие средства для этого применялись?

Учащиеся отвечают:

– отвергнут принцип добровольности;

– введена всеобщая обязанность;

– дисциплина;

– политруки.

Рассматривая слайд о численности Красной Армии, мы видим, что военспецы составляли 75.000 чел.

Вопрос: Как вы думаете, почему было много военных специалистов, перешедших на сторону большевиков.

(Военспецы служили во фронтовых частях, готовили новое пополнение, преподавали в академиях и военных школах.)

Ответ на вопрос:

– Быстрый рост численности армии давал возможность выдвижения молодым людям;

– примыкали те, кто считал, что в старой армии они не реализовали свои профессиональные способности.

Говоря о Гражданской войне, мы не можем упомянуть о терроре. Что такое “террор”? Отвечая на крестьянские мятежи, активизацию враждебного подполья, провалы на фронтах, в сентябре 1918 г. был принят Декрет “О красном терроре”. Но террор был и красным и белым. Предлагаю учащимся таблицу “Террор”.

Учащиеся отвечают: “Террор” – это форма политического запугивания, устрашения с использованием крайне жестоких методов, вплоть до физического уничтожения.

Красный террор Белый террор
Расстрел царской семьи Покушение на жизнь Ленина

Предлагаю учащимся таблицу доработать дома.

3 этап. Март1919 – март 1920 гг.

Учащиеся работают с учебником (с. 122–124), составляя таблицу.

Разгром основных сил белых. Эвакуация основных сил иностранных войск.

Учитель предлагает учащимся самостоятельно рассмотреть основные события этапа, работая с учебником с. 122–124 и составив таблицу:

“Решающие победы красных”

Дата Событие Фронт
Май 1919 г. Красная Армия под комaндованием С.С.Каменева остановила под Уфой силы армии Колчака и перешла в контрнаступление. Восточный фронт
Июль–август 1919 г. Красная Армия под комaндованием М.Н.Тухачевского разбила белых и овладела Уралом (Златоустовская и Челябинская операции) Восточный фронт
Октябрь 1919 г. Конница С.М.Буденного прорвала фронт белых под Воронежом и Касторной и вышла в тылы деникинских войск. Южный фронт
Март 1920 г. Войска Красной Армии под комaндованием М.Н.Тухачевского, используя боевые возможности Первой Конной Армии, завершили разгром деникинских войск. Кавказский фронт

4 этап. Апрель 1920 – ноябрь 1920 г.

Рассказ учителя: Главные события этапа:

  1. Война с Польшей – но для большевиков, которые стремились к мировой революции, она сложилась неудачно. Ее результат: мирный договор, по которому к Польше отошли территории Западной Украины и Западной Белоруссии.
  2. Борьба Красной Армии с армией генерала Врангеля, укрепившегося в Крыму.

В ноябре 1920 г. войска Южного фронта под комaндованием М.В.Фрунзе штурмом овладели укреплениями на Перекопе и Чонгаре, форсировали залив Сиваш. Вооруженное столкновение закончилось победой красных.

5 завершающий этап учитель предлагает учащимся разобрать в качестве домашнего задания.

Учитель: Ребята, самым сложным вопросом в истории гражданской войны является вопрос о месте  и роли крестьянского движения. Охаpaктеризуйте  поведение крестьян в ходе гражданской войны: Почему в конечном счете крестьянство поддержало красных?

 Учащиеся отвечают: Важнейшим фактором, определившим исход войны, была позиция крестьянства. Прекратив войну, передав помещичью землю крестьянам, большевики обеспечили себе их поддержку. Но с появлением комбедов отношение крестьян к Советской власти стало резко ухудшаться. Крестьяне ждали прихода белых армий. Но это вызвало опасения крестьян, что в случае победы белого движения будут восстановлены права помещиков, что и  происходило. И колебания крестьян сместились в сторону большевиков.

3.5.Причины победы “красных” и поражения “белых”  в вооруженном противостоянии.

Итак, ни у одной из сил, участвовавших в Гражданской войне, не было бесспopных шансов на успех. Победили все же большевики. Давайте выясним, почему?

(Работа с документами.)

Учащиеся работают с документами, отвечают на поставленный вопрос.

Причины победы “красных”:

  1. Создание большевиками мощного государственного аппарата, мобилизация населения, террор.
  2. Агитационно-пропагандистская работа в массах.
  3. Популистские лозунги и политика, поддержанная бедняцкой частью населения.
  4. Нахождение в руках большевиков промышленной базы страны.

А почему белое движение потерпело поражение?

Работа учащихся с документами.

Причины поражения “белых”:

  1. Отсутствие единства в рядах белого движения.
  2. Отсутствие социальной связи белого движения с большинством населения.
  3. Отсутствие единого комaндования между белыми армиями и войсками интервентов.

Рассмотрим теперь итоги гражданской войны.

Учащиеся определяют итоги.

Итоги гражданской войны:

  1. Власть большевиков выдержала военные испытания и укрепилась.
  2. Большевики сохранили суверенитет России.
  3. Ущерб, нанесенный народному хозяйству, превысил 50 млрд. рублей.
  4. Производство сократилось в 7 раз.
  5. Людские потери составили около 13 млн. человек.
  6. Деформировалось общественное сознание под воздействием небывалой жестокости.
  7. Около 2 млн. человек эмигрировало.

4. Применение знаний. (5 мин.) Учащиеся работают и делают взаимопроверку.

4.1. Проверочное тестирование.

5. Домашнее задание. (2 мин.) § 12–13. Таблица “Террор”. Сообщения по теме.

<Приложение>



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок в 6-м классе "Культура Древней Руси"


    Урок в 6-м классе "Культура Древней Руси"

      На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...

26 09 2021 22:25:16

Особенности и содержание образования в произведениях протопопа Аввакума


    Особенности и содержание образования в произведениях протопопа Аввакума

      С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....

25 09 2021 19:45:27

Развитие парламентаризма в России


    Развитие парламентаризма в России

      В ходе представленного урока прослеживается весь путь развития парламентаризма в России, начиная с первой Государственной Думы в 1906 году и заканчивая Госдумой, избранной в 2007 году. Рассматриваются вопросы полномочий, деятельности члeнов Совета Федерации и Госдумы. Наглядно приводится процесс принятия законов в Думе. На уроке используется презентация, дающая возможность увидеть и сравнить составы разных Государственных Дум....

24 09 2021 9:45:14

Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812 года"


    Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812 года"

      Обобщающий урок проводится в старших классах, так как рассчитан на два урока учебного времени. Основной его целью является не столько обобщение материалов по истории войны, хотя и это важно, сколько заострение внимания учеников на высоком патриотическом порыве российских народов в годы общей беды. Обязательно привлекаются местные материалы, что не только подчеркивает единство народа, армии, власти России в войне, но и позволяет ученикам через деятельность своих предков почувствовать и свою причастность к тем далеким великим событиям....

23 09 2021 6:30:11

Разработка урока по истории России по теме "Политика СССР в восстановительный период 1945–1953 гг."


    Разработка урока по истории России по теме "Политика СССР в восстановительный период 1945–1953 гг."

      Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....

22 09 2021 3:15:36

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся "Обобщение по теме "Древний Египет". 5-й класс


    Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся "Обобщение по теме "Древний Египет". 5-й класс

      Разнообразие форм работы, частая смена деятельности делают урок динамичным, постоянно поддерживают познавательный интерес и не дают ученикам заскучать. Цель нашего путешествия по Древнему Египту – вспомнить основные факты из жизни этого государства, проверить, насколько глубоко усвоен изученный материал....

21 09 2021 14:42:51

Формирование единого образовательного прострaнcтва молодежи как важная задача современной российской педагогики


    Формирование единого образовательного прострaнcтва молодежи как важная задача современной российской педагогики

      Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....

20 09 2021 23:34:31

Урок "Петр I", 10-й класс


    Урок "Петр I", 10-й класс

      Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....

19 09 2021 5:20:45

Урок-пpaктикум по обществознанию с ИКТ. Тема: "Происхождение человека и становление общества". 10-й класс


    Урок-пpaктикум по обществознанию с ИКТ. Тема: "Происхождение человека и становление общества". 10-й класс

      Урок обществознания построен в виде пpaктической работы с подобранными учителем Интернет-ресурсами. Учит самостоятельно отбирать теоретический материал по проблеме, развивает умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и Интернет-ресурсами....

18 09 2021 3:47:13

Интегрированный урок (литература + история + МХК + краеведение) "Этот День Победы…"


    Интегрированный урок (литература + история + МХК + краеведение) "Этот День Победы…"

      Урок по литературе, истории, МХК и краеведению направлен на формирование чувства патриотизма и гордости за защитников Отечества, на ознакомление с историей самого знаменательного события в истории нашей страны в XX веке, на привитие любви к родному краю, на формирование навыков поисково-исследовательской работы. Урок подготовлен в рамках празднования годовщины Победы....

17 09 2021 10:58:19

Повторительно-обобщающий урок по теме "Российское общество XVII века"


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Российское общество XVII века"

      Учащиеся обобщают, закрепляют и систематизируют знания о российском государстве XVII века посредством урока-игры «Умники и умницы». Участники распределяются на категории: три комaнды, ареопаг, зрители. В ходе игры дети приходят к выводу, когда, как и почему проявились новые черты в истории России в политической, экономической и социальной сфере. ...

16 09 2021 6:29:46

Урок-семинар по истории России. 10-й класс


    Урок-семинар по истории России. 10-й класс

      Открытый урок по теме «История древнерусского государства в исторических лицах». Цели урока: повторение основных этапов становления древнерусского государства и установление влияния князей-правителей (Святослав, Владимир Святославович, Ярослав Мудрый) на ход истории; обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Древнерусское государство. Расцвет древнерусского государства»; формирование умений анализа и обобщения на основе знаний об истории Руси....

15 09 2021 14:57:44

Государство на берегах Нила. 5-й класс


    Государство на берегах Нила. 5-й класс

      На уроке учитель формирует представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта. Работа с историческими источниками, интеpaктивной картой, игровые моменты, познавательные задачи – основные методические моменты и этапы работы на уроке....

14 09 2021 4:49:25

Открытый урок по всемирной истории на тему «Английская революция XVII века». 8-й класс


    Открытый урок по всемирной истории на тему «Английская революция XVII века». 8-й класс

      Работа на уроке освещена в соответствии с существующими сегодня требованиями образовательных стандартов. Нами предложен опopный конспект, позволяющий получить учителю как методическую, так и информационную поддержку. В течение всего занятия предлагается осуществление рефлексивных действий, дающих возможность педагогу контролировать степень и глубину восприятия учениками нового материала. А различные формы и методы организации обучения повышают активность учащихся....

13 09 2021 19:54:24

Урок-обобщение в 5-м классе по теме "Древний Восток"


    Урок-обобщение в 5-м классе по теме "Древний Восток"

      В течение всего урока дети учатся обобщать, сравнивать, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях в далеком прошлом. У них формируются понятия «гражданин», «свобода», «демократия», активная жизненная позиция, патриотизм....

12 09 2021 21:46:31

Интеллектуально-познавательная игра "Колесо истории", посвященная Дню народного единства


    Интеллектуально-познавательная игра "Колесо истории", посвященная Дню народного единства

      В игре, состоящей из трёх туров, участвуют три дружины: красная, зелёная и синяя. Побеждает дружина, набравшая наибольшее количество вёрст. К мероприятию привлечены учащиеся среднего звена исторического кружка....

11 09 2021 12:54:34

Интегрированный урок (история + география) по теме "Великие географические открытия". 7-й класс


    Интегрированный урок (история + география) по теме "Великие географические открытия". 7-й класс

      Урок позволяет педагогу увлечь школьников учебным предметом, повышает познавательную мотивацию учащихся через рассказ учителя истории, инсценированных диалогов учеников и выполнение пpaктических заданий, которые проводит учитель географии. Учащиеся совершенствуют свои умения и навыки работы с географической и исторической картой и углубляют полученные в курсе географии знания о путешествиях средневековых мореплавателей....

10 09 2021 19:59:47

Необходимость использования ИКТ в преподавании истории


    Необходимость использования ИКТ в преподавании истории

      Некоторые педагоги считают, что возможности информационных технологий полностью раскрываются только в точных науках, а не в гуманитарных. В статье совершена попытка доказать обратное. Автор делится своим опытом работы использования ИКТ не только на уроках истории, но и во внеурочной деятельности....

09 09 2021 2:47:39

Интегрированный урок по отечественной истории XIX века. "Русская деревня после отмены крепостного права"


    Интегрированный урок по отечественной истории XIX века. "Русская деревня после отмены крепостного права"

      Интегрированный урок проводится в 8-м классе в соответствии с программой по курсу истории России и является завершающим в теме «Отмена крепостного права в России». В ходе урока учащиеся вспоминают изменения, которые произошли в русской деревне после подписания Манифеста 1861 года, учатся анализировать картины, отражающие особенности крестьянской жизни, делать выводы. ...

08 09 2021 4:28:11

Интегрированный урок-презентация по истории и литературе на тему: "Путешествие по Петербургу". 10-й класс


    Интегрированный урок-презентация по истории и литературе на тему: "Путешествие по Петербургу". 10-й класс

      Интегрированный урок-презентация по истории и литературе в 10-м классе по теме "Путешествие по Петербургу". Использование компьютера позволяет увеличить интенсивность подачи материала, сообщить больше сведений по изученной теме за меньший промежуток времени и представить материал в более наглядной и доходчивой форме. Данная презентация позволяет ученику проверить свои ответы прямо на экране компьютера. ...

07 09 2021 6:20:18

Урок по экономике, обществознанию "Рынок, цена, конкуренция. Спрос и предложение"


    Урок по экономике, обществознанию "Рынок, цена, конкуренция. Спрос и предложение"

      В ходе урока рассматриваются взаимосвязанные вопросы: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения, взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики. ...

06 09 2021 7:24:46

Урок истории в 6-м классе по теме "Связь жизни человека с историей страны"


    Урок истории в 6-м классе по теме "Связь жизни человека с историей страны"

      Изучая жизнь учителя М.М. Даниловой, мы рассмотрели важные этапы истории развития нашей страны. И приходим к выводу, что жизнь каждого человека тесно связана с историей страны. ...

05 09 2021 8:24:49

Владимир Святославич. Принятие христианства


    Владимир Святославич. Принятие христианства

      Цель урока: охаpaктеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления, дать представление об историческом значении принятия Русью христианства...

04 09 2021 8:14:22

Методическая рекомендация для написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию (задание С)


    Методическая рекомендация для написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию (задание С)

      В статье описывается методика написания эссе по обществознанию. Главной хаpaктеристикой работы является тот факт, что ее использование рассчитано на подготовку учащихся общеобразовательной школы, изучающих обществознание на базовом уровне. Автором определена четкая и ясная последовательность действий при выполнении заданий ЕГЭ уровня С. В качестве основы данной методической разработки использованы классические риторические приемы и основные логические законы мышления....

03 09 2021 1:25:14

Права ребенка и их исполнение в Краснощековском районе


    Права ребенка и их исполнение в Краснощековском районе

      Групповой проект может быть использован в 9-м классе при изучении темы «Права и свободы человека и гражданина» рассчитан приблизительно на 4 недели. Проект развивает личность в период социального взросления, ее познавательные интересы, формирует собственную позицию, способности к развитию и саморазвитию....

02 09 2021 13:45:12

Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")


    Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")

      Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....

01 09 2021 19:40:29

Урок-реконструкция "Рыцарский замок". 6-й класс


    Урок-реконструкция "Рыцарский замок". 6-й класс

      Метод исторической реконструкции, очень актуален, т.к. позволяет детям погрузиться в мир Средневековья, получить представление об образе рыцарей Средневековья, расширить горизонты познания. Разработанная модель урока может быть применена учителями 10-х классов как возможный вариант изучения темы по Всемирной истории....

31 08 2021 22:46:26

Методическая разработка "Пешеходная экскурсия «Замоскворечье»"


    Методическая разработка "Пешеходная экскурсия «Замоскворечье»"

      Представленная методическая разработка дает возможность учителю самостоятельно, не прибегая к услугам платных гидов, провести экскурсию для учеников и родителей. Это – великолепная возможность не только расширить свой кругозор и попробовать себя в ином качестве, но и поднять свой авторитет в глазах детей и их родителей. Используя презентацию, можно провести заочную экскурсию....

30 08 2021 5:50:16

Разработка урока обществознания в 8-м классе по теме "Вечные вопросы"


    Разработка урока обществознания в 8-м классе по теме "Вечные вопросы"

      Несколько групп учащихся готовят мини-исследования по различным темам. В ходе работы дети овладевают такими методами исследования, как анкетирование, интерпретация полученных результатов. Для оформления материалов проекта используются компьютерные технологии. На уроке у ребят есть возможность продемонстрировать свои информационные умения, навыки публичного выступления....

29 08 2021 21:48:15

Сценарий открытого урока, посвященного 70-летию Великой Победы


    Сценарий открытого урока, посвященного 70-летию Великой Победы

      Методическая разработка направлена на содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию студентов, формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, к государственным праздникам России....

28 08 2021 3:20:45

Урок в форме телеигры "Слабое звено": "Новейшая история XX в. Зарубежные страны"


    Урок в форме телеигры "Слабое звено": "Новейшая история XX в. Зарубежные страны"

      Урок по Новейшей истории XX в. в 9-м классе по теме «Новейшая история XX в. Зарубежные страны» проводится в игровой форме по типу телеигры «Слабое звено». Урок предназначен для обобщения и закрепления знаний по окончанию курса....

27 08 2021 16:26:41

Урок-путешествие "Господин Великий Новгород"


    Урок-путешествие "Господин Великий Новгород"

      Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....

26 08 2021 16:44:32

С древности до Великой Отечественной…


    С древности до Великой Отечественной…

      На занятии учащиеся закрепляют, повторяют и углубляют исторические знания, готовятся к ЕГЭ....

25 08 2021 22:58:31

Урок "Россия в 1894–1916 годах" (9-й класс)


    Урок "Россия в 1894–1916 годах" (9-й класс)

      События 1894-1916 годов в истории России позволяют учащимся сформировать представления об особенностях развития Российской империи на рубеже ХIХ–ХХ веков, понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны....

24 08 2021 20:39:18

Открытый урок по теме "Прошлое, настоящее и будущее системы профессионального образования"


    Открытый урок по теме "Прошлое, настоящее и будущее системы профессионального образования"

      С появлением этого документа открылась новая страница в истории планового воспроизводства квалифицированной рабочей силы, новый этап в развитии профессионального образования, подготовке молодых квалифицированных рабочих. Принятие указа – хоть и не начальный в истории обучения профессии, тем не менее он считается поворотным в истории профессионального образования. Цель урока: знакомство учащихся с прошлым, настоящим и будущим профессионального образования....

23 08 2021 21:23:45

Интегрированный урок по курсу истории России и литературы в 8-м классе "Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой"


    Интегрированный урок по курсу истории России и литературы в 8-м классе "Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой"

      Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....

22 08 2021 10:41:50

Урок правоведения (профильный уровень) "Правотворчество и правореализация", 10-й класс


    Урок правоведения (профильный уровень) "Правотворчество и правореализация", 10-й класс

      Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...

21 08 2021 15:31:24

Программа элективного курса "Введение в политологию" для профильного обучения


    Программа элективного курса "Введение в политологию" для профильного обучения

      Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....

20 08 2021 21:27:27

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. 7-й класс


    Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. 7-й класс

      Цель урока: объяснить учащимся противоречивые процессы в развитии экономики России во второй половине XVIII века. Задачи: создать условия для осмысления темы урока в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся; продолжить формирование у учащихся метапредметных навыков работы с учебником, чтения карт и диаграмм, умения составлять таблицы; развивать интерес к истории, воспитывать чувство гордости за свою Родину....

19 08 2021 11:55:55

Гусинское движение в Чехии. 6-й класс


    Гусинское движение в Чехии. 6-й класс

      Урок позволит расширить историческую грамотность школьников, а так же позволит изучить на примере Чехии деятельность католической церкви в средние века....

18 08 2021 15:54:10

Путешествие по Древнему Востоку. Древняя Индия. Древний Китай


    Путешествие по Древнему Востоку. Древняя Индия. Древний Китай

      Урок повторяет материал и расширяет знания о Древнем Востоке. Развивается познавательный интерес, учащиеся ищут необходимую информацию для выполнения учебных заданий с учебной литературой, учатся выступать перед аудиторией....

17 08 2021 5:24:56

Интегрированный урок (английский язык + обществознание) "Семья. Родственные связи"


    Интегрированный урок (английский язык + обществознание) "Семья. Родственные связи"

      Цели урока: создание условий для применения предметных умений (совершенствования языковых и речевых навыков) и формирования первичных предметных умений по теме «Семья. Родственные связи»....

16 08 2021 16:37:35

Урок по методу проектов


    Урок по методу проектов

      Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...

15 08 2021 15:41:16

Изучение индустриализации в курсе истории 9-го класса


    Изучение индустриализации в курсе истории 9-го класса

      В статье отражены причины, цели индустриализации, проводимой в СССР в годы первых пятилеток, итоги первых пятилетних планов. Материал подходит для использования на уроках истории в 9-х классах....

14 08 2021 2:32:58

Великие люди Великой Британии


    Великие люди Великой Британии

      The main thing today is to summarize the whole information you have found in our home reading book "Great Britain", in the Net, in different libraries, watched the film. During our lesson we'll speak English because we are going to speak about people who ruled England from 11 till 17 centuries. So the topic of our lesson is The Great people of Great Britain. William the Conqueror, Henry VII and Henry VIII, Bloody Mary, Elizabeth and others....

13 08 2021 6:58:55

Методика использования текстов с ошибками и пропусками на уроках истории


    Методика использования текстов с ошибками и пропусками на уроках истории

      Данный метод сочетает в себе элементы игры и исследования. В качестве примера предлагается рабочий лист по теме урока в 8-м классе: «Общественное движение в 80–90-х годах XIX века» по учебнику «История России XIX век», авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. «Просвещение», 2008., а также мультимедийную презентацию....

12 08 2021 3:14:46

Урок по истории.11-й класс. "Русская культура конца XIX - начала XX века"


    Урок по истории.11-й класс. "Русская культура конца XIX - начала XX века"

      Урок позволяет сформировать у школьников представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века, показать достижения русского искусства и художественную ценность новых направлений в искусстве. ...

11 08 2021 13:55:56

Урок по истории Отечества "Пугачевщина"


    Урок по истории Отечества "Пугачевщина"

      Урок проводится как театрализованное представление в форме судебного заседания. Требует от участников активной познавательной деятельности, способствует сотрудничеству учителя и учащегося. Проведение урока поможет формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности. Неформальная обстановка дает возможность учащимся свободно мыслить, делать высказывания, дополнять, задавать вопросы....

10 08 2021 21:17:40

Интегрированный урок (история России + информатика) по теме "В память об ушедших и во славу живущих"


    Интегрированный урок (история России + информатика) по теме "В память об ушедших и во славу живущих"

      Урок составлен с учетом регионального компонента и нацелен на расширение знаний и представлений учащихся по истории Великой Отечественной войны. Важное место в содержании отводится знакомству с малоизвестными эпизодами жизни родного города, края, страны, с выдающимися людьми, чьи имена вошли в историческую память народа....

09 08 2021 19:12:35

Крестьянская реформа 1861 года, отмена крепостного права в России


    Крестьянская реформа 1861 года, отмена крепостного права в России

      Цели урока: расширить кругозор учащихся, составить представления о значении отмены крепостного права в России, и последствий данного события для дворянства и крестьянства; развить навыки работы с историческими документами, источниками; продолжить формирование умений работать с текстом учебника, выделяя главное....

08 08 2021 0:10:13

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::