Урок по истории России "Огненные вёрсты Гражданской". 11-й класс
Цели урока:
- Образовательная:
– рассмотреть причины, основные противоборствующие силы гражданской войны;
– показать специфику иностранной интервенции;
– выделить этапы гражданской войны и дать им общую хаpaктеристику;
– выявить причины победы “красных” и поражения “белых” в вооруженном противостоянии. - Воспитательная:
– осмыслить трагизм гражданской войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей. - Развивающая:
– продолжить работу над развитием умений высказывать свое мнение, отстаивать его, уважать противоположную точку зрения, находить в споре компромисс.
Работа над понятиями: гражданская война – это вооруженное столкновение различных политических сил, социальных и этнических групп, отдельных личностей, отстаивающих свои требования под знаменами различных цветов и оттенков.
Интервенция – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства.
Террор – форма политического запугивания, устрашения с использованием крайне жестоких методов вплоть до физического уничтожения противника.
Оснащение:
- компьютер;
- диапроектор;
- презентация;
- учебник – Н.В. Загладин “История Отечества. ХХ – начало ХХI века. 11 класс. 2007. М.: Просвещение.
- исторические документы.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
1. Вводная часть урока. (3 мин.) 1.1 Актуализация знаний 2. Мотивировка новой темы. 2.1. Постановка проблемного задания. |
Проблемно-познавательная задача – определить, почему “красные” одержали победу над “белыми”. |
3. Изучение новой темы. (35 мин.) | |
3.1. Причины гражданской войны. | Рассмотрение вопроса на основании предыдущих тем, знаний учащихся. |
3.2. Особенность гражданской войны. | Рассказ учителя, работа с исторической картой. |
3.3. Основные противоборствующие силы. | Работа учащихся с учебником. |
3.4. Этапы гражданской войны. | – рассказ учителя, – работа учащихся с таблицей, – рассмотрение схем, кинохроники. – опережающие задания учащихся (презентации) на основе регионального компонента. <Приложение> |
3.5. Причины победы “красных” и поражения “белых” в вооруженном противостоянии. | – лабораторная работа учащихся с историческими документами. – решение проблемно-познавательной задачи. |
4. Применение знаний. (5 мин.) 4.1. Проверочное тестирование. |
Тестирование с целью проверки усвоения учащимися пройденного на уроке. |
5. Домашнее задание. (2 мин.) | § 12–13, Таблица “Террор” Сообщения “Трагедия семьи Романовых”, “Чехословацкий мятеж”, “Война с Польшей”, “Южный фронт”. |
Ход урока
1. Вводная часть урока. (3 мин.)
1.1. Актуализация знаний.
2. Мотивировка новой темы.
Речь сегодня пойдет о небывалой в мировой истории по накалу и масштабам классовых сражений, глубине и яростности человеческих страстей братоубийственной войне. Война сама по себе ужасна, страшна для человека, а тем более если это гражданская война. Спустя 90 лет, оглядываясь назад, мы задаем себе вопрос: что мы знаем о ней, о гражданской. Оказывается, не так много. История хранит еще немало неизвестных страниц.
2.1. Постановка проблемного задания.
Цель нашего урока – выявить причины гражданской войны, ее особенность, участников, выделить этапы и решить проблемно–познавательную задачу – выяснить причины победы “красных” и поражения “белых”.
3. Изучение нового материала. (35 мин.)
3.1. Причины гражданской войны. Учитель задает вопрос: Ребята, а как вы думаете, что же такое гражданская война? |
учащиеся предполагают: – гражданская война – способ разрешения противоречий между сторонами с помощью вооруженных сил; – противостояние классов и общественных групп; – период острых классовых противоречий. |
А теперь давайте выясним, каковы же причины гражданской войны? | учащиеся говорят о тех событиях, которые им
известны: – Октябрьская революция, – Декрет о земле, – разгон большевиками Учредительного собрания, – Брестский мир. |
Добавим сюда глубокий общенациональный кризис в России к началу 1917 года и попытки помещиков и буржуазии вернуть дореволюционный порядок.
Таким образом, формулируем причины гражданской
войны:
|
учащиеся отмечают в тетрадях причины войны |
3.2. Особенность гражданской войны Вопрос учителя: в чем проявлялась особенность Гражданской войны? А что такое интервенция? А, по-вашему мнению, каковы могли быть цели интервенции? Не забывайте, шла первая мировая война. |
учащиеся предполагают: в интервенции. Учащиеся размышляют о союзниках России, о том, что еще что они могли потерять. |
А теперь давайте рассмотрим масштабы интервенции (учитель работает с картой на слайде) | работа учащихся с картой учебника Н.В.Загладин. История Отечества. XX – нач. XXI вв. 11 класс. 2007. М. Просвещение. |
3.3. Основные противоборствующие силы. А теперь давайте поговорим об основных противоборствующих силах. |
учащиеся называют: “красные”, “белые”. |
Далее учитель предлагает выяснить, кто же являлся сторонником “красных”, “белых”. | Учащиеся выясняют. |
Сторонники “красных” | Сторонники “белых” |
Рабочие Малообеспеченное крестьянство |
Помещики, капиталисты, торговцы Офицерство Зажиточное крестьянство Казачество Представители разных партий – от правых социалистов до монархистов. |
Каковы основные идеи противоборствующих сил?
Основные идеи:
“красных”
“белых”
Защита завоеваний
Октябрьской революции
возрождение “великой, неделимой России”,
восстановление боеспособной армии для отпора большевизму.
Учитель добавляет, что были еще “зеленые”, что это за сила? (Предлагаю ответить учащимся, обратив внимание на стр. 131 учебника). | учащиеся работают с учебником, отвечают на вопрос. |
3.4. Этапы гражданской войны.
Историки до сих пор спорят о времени начала
Гражданской войны в России. Одни грозные зарницы Гражданской войны
усматривали в февральских уличных боях 1917 года, другие говорят о
середине 1918 г. А я вас попрошу обратить внимание, как автор учебника Н.В.Загладин определяет этапы гражданской войны (§ 12–13). |
Учащиеся работают с учебником и выделяют этапы
гражданской войны:
|
Рассмотрим их и дадим краткую хаpaктеристику.
1 этап. октябрь 1917 – весна 1918 гг. – локальный хаpaктер войны. начало гражданского противостояния.
В первые месяцы после октября 1917 г. возникли отдельные очаги сопротивления большевикам и развития белого движения. Наиболее крупный из них сложился на Дону и Кубани. Как вы думаете, почему?
Учащиеся отвечают: большая часть казачества была зажиточной, а Советская власть вела разказачивание, уравнительное перераспределение земли.
На Дону во главе антибольшевистского движения встал войсковой атаман А.М.Каледин. Ноябрь 1917 г. – начало формирования Добровольческой Армии, которое положило начало белому движению. Армию возглавил Корнилов, затем А.И.Деникин. Украина, Закавказье – здесь у власти находились антибольшевистские силы. Краснов создает угрозу Петрограду. На Южном Урале действуют казаки Дутова. В Забайкалье – атаман Семенов. Как вы видите, складывалась очень тяжелая обстановка для большевиков.
2 этап. Май 1918 – март 1919 гг. – начало полномасштабной Гражданской войны: Советская республика оказалась в кольце фронтов.
27 мая 1918 г. – мятеж чехословацкого корпуса. Работая с учебником, ответьте на вопрос: из кого состоял корпус?
Учащиеся отвечают: пленные военнослужащие, чехи, словаки.
Эшелоны чехословаков растянулись от Самары до Владивостока. Выступление чехов привело к падению Советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. К осени чехи нанесли ряд поражений Красной Армии и вышли к Волге. Войска Краснова осадили Царицын. Юденич усилил влияние на Севере. Колчак – во главе Уфимской Директории. Деникин – закрепился на Дону. Десанты Антанты (200 тысяч человек). За этими скупыми словами – ожесточенные сражения двух враждебных сил, не на жизнь, а на cмepть, когда по разную сторону баррикад оказывались родные люди – сын против отца, брат против брата. В этом – страшная трагедия Гражданской войны.
Рассматривая события в масштабе страны, давайте задумаемся, а причастен ли к ним наш степной город, наш микрорайон?
Учащиеся применяют опережающее задание, подготовив презентации по краеведению.
Дальше давайте рассмотрим основные направления деятельности советского руководства, так как для большевиков складывалась очень тяжелая обстановка.
(Учащиеся по слайдам изучают материал действий большевистского руководства по организации Красной Армии.)
Учитель. Просмотрев весь материал, предлагаю вам ответить на вопрос: Как большевикам в довольно короткие сроки удалось сформировать боеспособную армию? Какие средства для этого применялись?
Учащиеся отвечают:
– отвергнут принцип добровольности;
– введена всеобщая обязанность;
– дисциплина;
– политруки.
Рассматривая слайд о численности Красной Армии, мы видим, что военспецы составляли 75.000 чел.
Вопрос: Как вы думаете, почему было много военных специалистов, перешедших на сторону большевиков.
(Военспецы служили во фронтовых частях, готовили новое пополнение, преподавали в академиях и военных школах.)
Ответ на вопрос:
– Быстрый рост численности армии давал возможность выдвижения молодым людям;
– примыкали те, кто считал, что в старой армии они не реализовали свои профессиональные способности.
Говоря о Гражданской войне, мы не можем упомянуть о терроре. Что такое “террор”? Отвечая на крестьянские мятежи, активизацию враждебного подполья, провалы на фронтах, в сентябре 1918 г. был принят Декрет “О красном терроре”. Но террор был и красным и белым. Предлагаю учащимся таблицу “Террор”.
Учащиеся отвечают: “Террор” – это форма политического запугивания, устрашения с использованием крайне жестоких методов, вплоть до физического уничтожения.
Красный террор | Белый террор |
Расстрел царской семьи | Покушение на жизнь Ленина |
Предлагаю учащимся таблицу доработать дома.
3 этап. Март1919 – март 1920 гг.
Учащиеся работают с учебником (с. 122–124), составляя таблицу.
Разгром основных сил белых. Эвакуация основных сил иностранных войск.
Учитель предлагает учащимся самостоятельно рассмотреть основные события этапа, работая с учебником с. 122–124 и составив таблицу:
“Решающие победы красных”
Дата | Событие | Фронт |
Май 1919 г. | Красная Армия под комaндованием С.С.Каменева остановила под Уфой силы армии Колчака и перешла в контрнаступление. | Восточный фронт |
Июль–август 1919 г. | Красная Армия под комaндованием М.Н.Тухачевского разбила белых и овладела Уралом (Златоустовская и Челябинская операции) | Восточный фронт |
Октябрь 1919 г. | Конница С.М.Буденного прорвала фронт белых под Воронежом и Касторной и вышла в тылы деникинских войск. | Южный фронт |
Март 1920 г. | Войска Красной Армии под комaндованием М.Н.Тухачевского, используя боевые возможности Первой Конной Армии, завершили разгром деникинских войск. | Кавказский фронт |
4 этап. Апрель 1920 – ноябрь 1920 г.
Рассказ учителя: Главные события этапа:
- Война с Польшей – но для большевиков, которые стремились к мировой революции, она сложилась неудачно. Ее результат: мирный договор, по которому к Польше отошли территории Западной Украины и Западной Белоруссии.
- Борьба Красной Армии с армией генерала Врангеля, укрепившегося в Крыму.
В ноябре 1920 г. войска Южного фронта под комaндованием М.В.Фрунзе штурмом овладели укреплениями на Перекопе и Чонгаре, форсировали залив Сиваш. Вооруженное столкновение закончилось победой красных.
5 завершающий этап учитель предлагает учащимся разобрать в качестве домашнего задания.
Учитель: Ребята, самым сложным вопросом в истории гражданской войны является вопрос о месте и роли крестьянского движения. Охаpaктеризуйте поведение крестьян в ходе гражданской войны: Почему в конечном счете крестьянство поддержало красных?
Учащиеся отвечают: Важнейшим фактором, определившим исход войны, была позиция крестьянства. Прекратив войну, передав помещичью землю крестьянам, большевики обеспечили себе их поддержку. Но с появлением комбедов отношение крестьян к Советской власти стало резко ухудшаться. Крестьяне ждали прихода белых армий. Но это вызвало опасения крестьян, что в случае победы белого движения будут восстановлены права помещиков, что и происходило. И колебания крестьян сместились в сторону большевиков.
3.5.Причины победы “красных” и поражения “белых” в вооруженном противостоянии.
Итак, ни у одной из сил, участвовавших в Гражданской войне, не было бесспopных шансов на успех. Победили все же большевики. Давайте выясним, почему?
(Работа с документами.)
Учащиеся работают с документами, отвечают на поставленный вопрос.
Причины победы “красных”:
- Создание большевиками мощного государственного аппарата, мобилизация населения, террор.
- Агитационно-пропагандистская работа в массах.
- Популистские лозунги и политика, поддержанная бедняцкой частью населения.
- Нахождение в руках большевиков промышленной базы страны.
А почему белое движение потерпело поражение?
Работа учащихся с документами.
Причины поражения “белых”:
- Отсутствие единства в рядах белого движения.
- Отсутствие социальной связи белого движения с большинством населения.
- Отсутствие единого комaндования между белыми армиями и войсками интервентов.
Рассмотрим теперь итоги гражданской войны.
Учащиеся определяют итоги.
Итоги гражданской войны:
- Власть большевиков выдержала военные испытания и укрепилась.
- Большевики сохранили суверенитет России.
- Ущерб, нанесенный народному хозяйству, превысил 50 млрд. рублей.
- Производство сократилось в 7 раз.
- Людские потери составили около 13 млн. человек.
- Деформировалось общественное сознание под воздействием небывалой жестокости.
- Около 2 млн. человек эмигрировало.
4. Применение знаний. (5 мин.) Учащиеся работают и делают взаимопроверку.
4.1. Проверочное тестирование.
5. Домашнее задание. (2 мин.) § 12–13. Таблица “Террор”. Сообщения по теме.
<Приложение>
Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края. Осознание причастности истории братских народов к исторической судьбе России. Это должно стать целью данного классного часа. ...
28 03 2024 6:28:59
Урок построен в виде семинарско-пpaктического занятия и предполагает как устное выступление учащихся с последующим коллективным обсуждением спopных вопросов, так и изучение исторических источников по данной теме. ...
27 03 2024 7:31:17
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
26 03 2024 2:13:21
В данной статье содержится разработка урока по теме "СССР от сталинизма к "оттепели" (1945-1964 гг.) (всемирная история, 11-й класс), в котором использованы современные интеpaктивные и мультимедийные технологии....
25 03 2024 16:28:58
Устный журнал "Дню гародного единства посвящается..." проведен 2 ноября 2006 г. для учащихся 8—11-х классов МОУ "Воротынская СОШ" накануне этого нового для России праздника. Мероприятие сопровождалось демонстрацией компьютерных презентаций, выполненных учащимися. Возможен вариант построения мероприятия на основе картины С.Малиновского "Нижегородский подвиг. 1611 год" и статьи искусствоведа Л.И. Помыткиной. ...
24 03 2024 19:33:37
При изложении нового материала организуется беседа с целью воспитания неприятия жестокости и насилия. Активизации деятельности учащихся способствует обращение к личностным хаpaктеристикам главных участников революции, анализ документов, работа с картой, заполнение таблицы на основе текста учебника. Цель урока – охаpaктеризовать заключительный этап Великой французской революции, определить её историческое значение....
23 03 2024 12:38:35
Данное мероприятие позволяет подвести итог работы учащихся, показать, что узнали, чему научились. В подготовке интеллектуальной игры принимали участие учащиеся 7-го класса, родители, что способствует коллективной творческой деятельности. ...
22 03 2024 4:24:26
Программа элективного курса рассчитана на изучение истории своего родного края – Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, его роли и места в российской и всемирной истории. Курс является интегрированным, так как предполагает свободное владение основным материалом и базовыми понятиями смежных предметов: отечественной и всеобщей истории, географии, литературы....
21 03 2024 14:36:48
Работа представляет собой сценарий внеурочного занятия, а также может быть применена и на уроке истории. Посвящена одному из знаменательных событий в ходе Великой Отечественной войны — битве под Курском. ...
20 03 2024 8:30:29
Урок истории раскрывает тему через мини-проекты, мини-исследования, использование интеpaктивной доски, показывает опасность для человечества решения конфликтов путем войны. Проблема урока вопрос: кто смог остановить агрессию фашистских государств? Используются интеpaктивные методы, работа в группах, исследовательская, проектная деятельность учащихся. Знания учащихся оцениваются компьютерными тестами....
19 03 2024 20:49:55
Работа подготовлена к научно-пpaктической конференции по истории. Данный материал можно использовать для подготовки к внеклассному мероприятию по истории, к классному часу по данной тематике, использовать на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война. В конспекте работы используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
18 03 2024 6:31:46
Урок посвящён прекрасным и могущественным богам Древней Греции. Урок способствует формированию образного представления о божественном пантеоне Древней Греции. В ходе урока ребята используют карту самоконтроля, в карте ученики будут отмечать каждый этап урока, в котором они примут участие....
17 03 2024 10:15:59
Разработка урока по праву для 11-го класса к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. Изучение темы рассчитано на два академических часа, при этом предпочтителен вариант спаренных часов. Важнейшую роль в просвещении в области прав человека по-прежнему играют школьные уроки, которые закладывают базу правовой культуры у будущих члeнов гражданского общества правового российского государства. ...
16 03 2024 19:43:17
Вопрос о первой русской революции остается чрезвычайно сложным. Её понимание зависит от времени и готовности людей учиться у истории. Материал урока активизирует познавательный интерес учащихся к изучению этого исторического периода, дает возможность интегрировать знания, полученные на уроках истории и литературы, развивает заинтересованность историей своей страны, приобщает к культурному наследию прошлого, формирует представление о роли России в первой русской революции....
15 03 2024 1:30:28
Выбранная форма занятия - интегрированное (бинарное) - как нельзя лучше способствует всесторонней подготовке студентов в плане формирования общекультурных компетенций и их совершенствования. Кроме того, данная интеграция между литературой и историей направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между выбранными дисциплинами....
14 03 2024 9:35:49
Мероприятие позволяет расширить знания детей по истории России. Знакомит с русскими народными традициями, обычаями наших предков, песнями, танцами, частушками, потешками, пословицами. Способствует формированию патриотизма, приобщает учащихся к изучению историко-культурного наследия родного края. Оно помогает раскрыть индивидуальные способности детей и развить навыки культурного поведения и общения. В нем принимают участие дети, родители и учителя. ...
13 03 2024 22:55:28
Урок "Государственные реформы Петра I" предусматривает использование компьютерных технологий. Иллюстрации, используемые на уроке, позволяют создать живой образ той эпохи, анимированные схемы обеспечивают наглядную демонстрацию изменений в структуре государственного управления России в начале XVIII века, приведенные фрагменты документов конкретизируют изучаемый материал. Эффект анимации дает возможность поставить перед учащимися задачу, обсудить ее выполнение в конце урока и тут же проверить....
12 03 2024 17:58:35
Что такое человек? Какое место он занимает в истории? В статье автор рассказывает об интересном человеке, который оставил свой след в древнейшей истории. Волею судьбы он становится первым русским князем, основателем государства русского, хоть и сам не был русского происхождения. В работе систематизированы знания о происхождение Рюрика, о его деятельности....
11 03 2024 8:47:14
Цели урока: познакомить учащихся с основами избирательного права, способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях. Использованы активные методы обучения: творческие задания, диалог с учителем (дискуссия); интеpaктивные методы: игра «Выборы»; тестирование. ...
10 03 2024 5:25:21
На основе анализа материалов Сталинградской областной комиссии по установлению ущерба, нанесенного немецко-фашистскими захватчиками, документов Сталинградского городского комитета обороны, свидетельств очевидцев учащиеся устанавливают, какой урон был нанесен городу и его жителям во время Сталинградской битвы, как масштабы разрушений повлияли на условия жизни сталинградцев, а также на их мopaльное состояние. ...
09 03 2024 1:42:39
Цели урока: раскрыть положение тружеников в Древнем Египте, имущественное и социальное расслоение общества; развивать умения анализировать и обобщать исторический материал с опорой на усвоенные понятия и законы общественного развития; формулировать и обосновывать, логически правильно строить доказательства, выводы; рассказывая о труде земледельцев и ремесленников, требующем мастерства и терпеливости, воспитывать чувство уважения к труду....
08 03 2024 22:54:24
Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....
07 03 2024 1:27:45
Дети, живя и развиваясь в реальном мире, должны знакомиться с историческими, культурными и этическими ценностями окружающей их среды. Поэтому наряду с социально-экономическими задачами, проводится патриотическое воспитание детей и молодёжи, способных защитить свою Родину, сохранить духовное и материальное наследие предков, развить и возвысить Россию....
06 03 2024 6:41:10
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
05 03 2024 21:46:21
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
04 03 2024 22:11:58
Цель урока – это обобщение и систематизация материала по теме «Образование Российской империи», а также формирование умений применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения реформ Петра I. Игровая форма работы позволяет учащимся включиться в коллективную деятельность и общение при обсуждении вопросов, формировании комaнд, также она способствует развитию самореализации и самовыражения личности....
03 03 2024 20:36:22
На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....
02 03 2024 11:20:21
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
01 03 2024 16:41:43
Структура календарно-тематического планирования уроков обществознания для 8-х классов утверждена на заседании методического Совета школы. В колонки структурной таблицы КТП внесены соответствующие обозначения мультимедийных компонентов, указаны виды (типы уроков), лабораторные и пpaктические работы, виды контроля на уроках, общеучебные умения и навыки, а также диагностические умения и навыки (ЗУН). ...
29 02 2024 5:31:23
Цель: познакомить студентов с событиями связанными с битвой под Москвой; показать героизм и патриотизм нашего народа....
28 02 2024 8:45:43
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
27 02 2024 15:46:10
На уроке рассматриваются причины и ход смутного времени; просматривается связь изучаемых событий с предыдущим периодом истории России; учащиеся осмысливают значимость этих событий в истории нашего государства....
26 02 2024 16:34:29
Данный материал можно использовать на уроках истории города, истории России, литературы, при проведении классных часов и викторин, на кружковых занятиях по краеведению. Большое количество улиц, в старое время, было названо в честь людей, чья деятельность связана с основанием нашего города. Поэтому мы подготовили презентацию и виртуальный музей «Электросталь. Улицы и лица», а также решили продолжить наше исследование и создать справочник для школьной библиотеки....
25 02 2024 4:28:26
Урок обобщает и систематизирует теоретический материал раздела «СССР в 1965–1985 гг., развивает навыки исследовательской работы, воспитывает потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «я» к прошлому и настоящему. ...
24 02 2024 4:57:50
Данный урок разработан в рамках сети повторительно-обобщающих уроков по истории России, интегрированных с разными предметными областями. Обязательным компонентом таких уроков является не просто обобщение пройденного материала, а развитие познавательных компетентностей обучающихся....
23 02 2024 2:55:11
Урок изучение нового материала в игровой форме формирует представление учащихся о культуре греков, воспитании сильных и мужественных защитников родины в связи с увлечением Олимпийскими играми, которые сближали свободное население Греции. Форма обучения – групповая....
22 02 2024 8:20:50
Внеклассное мероприятие к юбилею Сергия Радонежского можно использовать для всех возрастов учащихся. В конце его используется игровой материал....
21 02 2024 7:51:11
Автор знакомит учащихся с историей Отечественной войны 1812 года. Помогает ребятам уяснить историческое значение Бородинского сражения....
20 02 2024 19:57:50
Целью урока является выявления причин Великой греческой колонизации, а также процесс освоения переселенцами новых земель. В ходе изучения истории учащиеся получают комплекс знаний по Древней Греции и греческим колониям. Представленный урок способствует формированию интереса к изучению истории....
19 02 2024 22:27:14
Цель урока: увековечение памяти Февроньи Николаевны Малгиной, потерявшей пятерых сыновей во время войны. Урок способствует воспитанию патриотических чувств, любви к родному краю, чувства гордости и уважения к старшему поколению, бережного отношения к ним....
18 02 2024 23:34:19
В настоящее время большой интерес вызывает всеобщая история и культура зарубежных стран. Предлагаемый урок окажет помощь учителям в процессе обучения, развития коммуникативных возможностей, социализации личности подростка. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся систематизируют, обобщают и закрепляют знания по курсу «Новая история» (ХIХ век)....
17 02 2024 19:30:28
Повторительно-обобщающий урок с целью итогового повторения и проверки знаний. Повторение проводится в форме исторического турнира. ...
16 02 2024 16:24:54
Внеклассное мероприятие по истории является КТД, которое ежегодно проводится в нашем МОУ. В 2007-2008 уч.г. была выбрана тема "Герои Средневековья". Представлен сценарий мероприятия, мультимедийное сопровождение (сокращенный вариант) и творческий отчет. ...
15 02 2024 6:43:56
На уроке использована технология развития критического мышления, способствующая повышению мотивации учащихся, формированию навыков работы с информацией. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учащихся в группе....
14 02 2024 6:38:37
Урок повторения проводится в форме игры-путешествия по Древнему Египту, обобщает знания учеников по теме. Развивает коммуникативные навыки, умение излагать свою точку зрения, пересказывать информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Египта....
13 02 2024 22:15:34
Материалы могут быть использованы не только на уроке истории, но и на внеклассном мероприятии. Занятие проводится в форме коллективного исследования, где учащиеся, жители Архангельской области, находят с помощью различных источников доказательства определяющей роли города Архангельска в создании регулярного военного морского флота в России при Петре I....
12 02 2024 14:25:18
«Братск – город Всесоюзный. И люди тут Всесоюзные. У них мышление масштабнее», - так считал Ю.А.Ножиков, первый губернатор Иркутской области. Доказать это попытались учащиеся лицея на уроке – проекте, на котором на основе разнообразных источников информации о выдающихся людях «Братской земли», их деятельности в образовании и культуре осмысливалась их роль в истории Братска в начале XIX века....
11 02 2024 23:56:14
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
10 02 2024 10:35:19
Урок знакомит учащихся с особенностями Спартанского полиса, способствует развитию умений анализировать, сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия....
09 02 2024 0:28:57
В истории каждой страны есть незабываемые даты. Декабрь 1825 года – явление такого рода. По делу декабристов были привлечены 579 человек. В июле 1926 года началась отправка в Сибирь осужденных. Вслед за "государственными преступниками" отправились жены. Наш урок посвящен женам декабристов. ...
08 02 2024 2:33:54
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::