Урок по истории России "Огненные вёрсты Гражданской". 11-й класс
Цели урока:
- Образовательная:
– рассмотреть причины, основные противоборствующие силы гражданской войны;
– показать специфику иностранной интервенции;
– выделить этапы гражданской войны и дать им общую хаpaктеристику;
– выявить причины победы “красных” и поражения “белых” в вооруженном противостоянии. - Воспитательная:
– осмыслить трагизм гражданской войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей. - Развивающая:
– продолжить работу над развитием умений высказывать свое мнение, отстаивать его, уважать противоположную точку зрения, находить в споре компромисс.
Работа над понятиями: гражданская война – это вооруженное столкновение различных политических сил, социальных и этнических групп, отдельных личностей, отстаивающих свои требования под знаменами различных цветов и оттенков.
Интервенция – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства.
Террор – форма политического запугивания, устрашения с использованием крайне жестоких методов вплоть до физического уничтожения противника.
Оснащение:
- компьютер;
- диапроектор;
- презентация;
- учебник – Н.В. Загладин “История Отечества. ХХ – начало ХХI века. 11 класс. 2007. М.: Просвещение.
- исторические документы.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
1. Вводная часть урока. (3 мин.) 1.1 Актуализация знаний 2. Мотивировка новой темы. 2.1. Постановка проблемного задания. |
Проблемно-познавательная задача – определить, почему “красные” одержали победу над “белыми”. |
3. Изучение новой темы. (35 мин.) | |
3.1. Причины гражданской войны. | Рассмотрение вопроса на основании предыдущих тем, знаний учащихся. |
3.2. Особенность гражданской войны. | Рассказ учителя, работа с исторической картой. |
3.3. Основные противоборствующие силы. | Работа учащихся с учебником. |
3.4. Этапы гражданской войны. | – рассказ учителя, – работа учащихся с таблицей, – рассмотрение схем, кинохроники. – опережающие задания учащихся (презентации) на основе регионального компонента. <Приложение> |
3.5. Причины победы “красных” и поражения “белых” в вооруженном противостоянии. | – лабораторная работа учащихся с историческими документами. – решение проблемно-познавательной задачи. |
4. Применение знаний. (5 мин.) 4.1. Проверочное тестирование. |
Тестирование с целью проверки усвоения учащимися пройденного на уроке. |
5. Домашнее задание. (2 мин.) | § 12–13, Таблица “Террор” Сообщения “Трагедия семьи Романовых”, “Чехословацкий мятеж”, “Война с Польшей”, “Южный фронт”. |
Ход урока
1. Вводная часть урока. (3 мин.)
1.1. Актуализация знаний.
2. Мотивировка новой темы.
Речь сегодня пойдет о небывалой в мировой истории по накалу и масштабам классовых сражений, глубине и яростности человеческих страстей братоубийственной войне. Война сама по себе ужасна, страшна для человека, а тем более если это гражданская война. Спустя 90 лет, оглядываясь назад, мы задаем себе вопрос: что мы знаем о ней, о гражданской. Оказывается, не так много. История хранит еще немало неизвестных страниц.
2.1. Постановка проблемного задания.
Цель нашего урока – выявить причины гражданской войны, ее особенность, участников, выделить этапы и решить проблемно–познавательную задачу – выяснить причины победы “красных” и поражения “белых”.
3. Изучение нового материала. (35 мин.)
3.1. Причины гражданской войны. Учитель задает вопрос: Ребята, а как вы думаете, что же такое гражданская война? |
учащиеся предполагают: – гражданская война – способ разрешения противоречий между сторонами с помощью вооруженных сил; – противостояние классов и общественных групп; – период острых классовых противоречий. |
А теперь давайте выясним, каковы же причины гражданской войны? | учащиеся говорят о тех событиях, которые им
известны: – Октябрьская революция, – Декрет о земле, – разгон большевиками Учредительного собрания, – Брестский мир. |
Добавим сюда глубокий общенациональный кризис в России к началу 1917 года и попытки помещиков и буржуазии вернуть дореволюционный порядок.
Таким образом, формулируем причины гражданской
войны:
|
учащиеся отмечают в тетрадях причины войны |
3.2. Особенность гражданской войны Вопрос учителя: в чем проявлялась особенность Гражданской войны? А что такое интервенция? А, по-вашему мнению, каковы могли быть цели интервенции? Не забывайте, шла первая мировая война. |
учащиеся предполагают: в интервенции. Учащиеся размышляют о союзниках России, о том, что еще что они могли потерять. |
А теперь давайте рассмотрим масштабы интервенции (учитель работает с картой на слайде) | работа учащихся с картой учебника Н.В.Загладин. История Отечества. XX – нач. XXI вв. 11 класс. 2007. М. Просвещение. |
3.3. Основные противоборствующие силы. А теперь давайте поговорим об основных противоборствующих силах. |
учащиеся называют: “красные”, “белые”. |
Далее учитель предлагает выяснить, кто же являлся сторонником “красных”, “белых”. | Учащиеся выясняют. |
Сторонники “красных” | Сторонники “белых” |
Рабочие Малообеспеченное крестьянство |
Помещики, капиталисты, торговцы Офицерство Зажиточное крестьянство Казачество Представители разных партий – от правых социалистов до монархистов. |
Каковы основные идеи противоборствующих сил?
Основные идеи:
“красных”
“белых”
Защита завоеваний
Октябрьской революции
возрождение “великой, неделимой России”,
восстановление боеспособной армии для отпора большевизму.
Учитель добавляет, что были еще “зеленые”, что это за сила? (Предлагаю ответить учащимся, обратив внимание на стр. 131 учебника). | учащиеся работают с учебником, отвечают на вопрос. |
3.4. Этапы гражданской войны.
Историки до сих пор спорят о времени начала
Гражданской войны в России. Одни грозные зарницы Гражданской войны
усматривали в февральских уличных боях 1917 года, другие говорят о
середине 1918 г. А я вас попрошу обратить внимание, как автор учебника Н.В.Загладин определяет этапы гражданской войны (§ 12–13). |
Учащиеся работают с учебником и выделяют этапы
гражданской войны:
|
Рассмотрим их и дадим краткую хаpaктеристику.
1 этап. октябрь 1917 – весна 1918 гг. – локальный хаpaктер войны. начало гражданского противостояния.
В первые месяцы после октября 1917 г. возникли отдельные очаги сопротивления большевикам и развития белого движения. Наиболее крупный из них сложился на Дону и Кубани. Как вы думаете, почему?
Учащиеся отвечают: большая часть казачества была зажиточной, а Советская власть вела разказачивание, уравнительное перераспределение земли.
На Дону во главе антибольшевистского движения встал войсковой атаман А.М.Каледин. Ноябрь 1917 г. – начало формирования Добровольческой Армии, которое положило начало белому движению. Армию возглавил Корнилов, затем А.И.Деникин. Украина, Закавказье – здесь у власти находились антибольшевистские силы. Краснов создает угрозу Петрограду. На Южном Урале действуют казаки Дутова. В Забайкалье – атаман Семенов. Как вы видите, складывалась очень тяжелая обстановка для большевиков.
2 этап. Май 1918 – март 1919 гг. – начало полномасштабной Гражданской войны: Советская республика оказалась в кольце фронтов.
27 мая 1918 г. – мятеж чехословацкого корпуса. Работая с учебником, ответьте на вопрос: из кого состоял корпус?
Учащиеся отвечают: пленные военнослужащие, чехи, словаки.
Эшелоны чехословаков растянулись от Самары до Владивостока. Выступление чехов привело к падению Советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. К осени чехи нанесли ряд поражений Красной Армии и вышли к Волге. Войска Краснова осадили Царицын. Юденич усилил влияние на Севере. Колчак – во главе Уфимской Директории. Деникин – закрепился на Дону. Десанты Антанты (200 тысяч человек). За этими скупыми словами – ожесточенные сражения двух враждебных сил, не на жизнь, а на cмepть, когда по разную сторону баррикад оказывались родные люди – сын против отца, брат против брата. В этом – страшная трагедия Гражданской войны.
Рассматривая события в масштабе страны, давайте задумаемся, а причастен ли к ним наш степной город, наш микрорайон?
Учащиеся применяют опережающее задание, подготовив презентации по краеведению.
Дальше давайте рассмотрим основные направления деятельности советского руководства, так как для большевиков складывалась очень тяжелая обстановка.
(Учащиеся по слайдам изучают материал действий большевистского руководства по организации Красной Армии.)
Учитель. Просмотрев весь материал, предлагаю вам ответить на вопрос: Как большевикам в довольно короткие сроки удалось сформировать боеспособную армию? Какие средства для этого применялись?
Учащиеся отвечают:
– отвергнут принцип добровольности;
– введена всеобщая обязанность;
– дисциплина;
– политруки.
Рассматривая слайд о численности Красной Армии, мы видим, что военспецы составляли 75.000 чел.
Вопрос: Как вы думаете, почему было много военных специалистов, перешедших на сторону большевиков.
(Военспецы служили во фронтовых частях, готовили новое пополнение, преподавали в академиях и военных школах.)
Ответ на вопрос:
– Быстрый рост численности армии давал возможность выдвижения молодым людям;
– примыкали те, кто считал, что в старой армии они не реализовали свои профессиональные способности.
Говоря о Гражданской войне, мы не можем упомянуть о терроре. Что такое “террор”? Отвечая на крестьянские мятежи, активизацию враждебного подполья, провалы на фронтах, в сентябре 1918 г. был принят Декрет “О красном терроре”. Но террор был и красным и белым. Предлагаю учащимся таблицу “Террор”.
Учащиеся отвечают: “Террор” – это форма политического запугивания, устрашения с использованием крайне жестоких методов, вплоть до физического уничтожения.
Красный террор | Белый террор |
Расстрел царской семьи | Покушение на жизнь Ленина |
Предлагаю учащимся таблицу доработать дома.
3 этап. Март1919 – март 1920 гг.
Учащиеся работают с учебником (с. 122–124), составляя таблицу.
Разгром основных сил белых. Эвакуация основных сил иностранных войск.
Учитель предлагает учащимся самостоятельно рассмотреть основные события этапа, работая с учебником с. 122–124 и составив таблицу:
“Решающие победы красных”
Дата | Событие | Фронт |
Май 1919 г. | Красная Армия под комaндованием С.С.Каменева остановила под Уфой силы армии Колчака и перешла в контрнаступление. | Восточный фронт |
Июль–август 1919 г. | Красная Армия под комaндованием М.Н.Тухачевского разбила белых и овладела Уралом (Златоустовская и Челябинская операции) | Восточный фронт |
Октябрь 1919 г. | Конница С.М.Буденного прорвала фронт белых под Воронежом и Касторной и вышла в тылы деникинских войск. | Южный фронт |
Март 1920 г. | Войска Красной Армии под комaндованием М.Н.Тухачевского, используя боевые возможности Первой Конной Армии, завершили разгром деникинских войск. | Кавказский фронт |
4 этап. Апрель 1920 – ноябрь 1920 г.
Рассказ учителя: Главные события этапа:
- Война с Польшей – но для большевиков, которые стремились к мировой революции, она сложилась неудачно. Ее результат: мирный договор, по которому к Польше отошли территории Западной Украины и Западной Белоруссии.
- Борьба Красной Армии с армией генерала Врангеля, укрепившегося в Крыму.
В ноябре 1920 г. войска Южного фронта под комaндованием М.В.Фрунзе штурмом овладели укреплениями на Перекопе и Чонгаре, форсировали залив Сиваш. Вооруженное столкновение закончилось победой красных.
5 завершающий этап учитель предлагает учащимся разобрать в качестве домашнего задания.
Учитель: Ребята, самым сложным вопросом в истории гражданской войны является вопрос о месте и роли крестьянского движения. Охаpaктеризуйте поведение крестьян в ходе гражданской войны: Почему в конечном счете крестьянство поддержало красных?
Учащиеся отвечают: Важнейшим фактором, определившим исход войны, была позиция крестьянства. Прекратив войну, передав помещичью землю крестьянам, большевики обеспечили себе их поддержку. Но с появлением комбедов отношение крестьян к Советской власти стало резко ухудшаться. Крестьяне ждали прихода белых армий. Но это вызвало опасения крестьян, что в случае победы белого движения будут восстановлены права помещиков, что и происходило. И колебания крестьян сместились в сторону большевиков.
3.5.Причины победы “красных” и поражения “белых” в вооруженном противостоянии.
Итак, ни у одной из сил, участвовавших в Гражданской войне, не было бесспopных шансов на успех. Победили все же большевики. Давайте выясним, почему?
(Работа с документами.)
Учащиеся работают с документами, отвечают на поставленный вопрос.
Причины победы “красных”:
- Создание большевиками мощного государственного аппарата, мобилизация населения, террор.
- Агитационно-пропагандистская работа в массах.
- Популистские лозунги и политика, поддержанная бедняцкой частью населения.
- Нахождение в руках большевиков промышленной базы страны.
А почему белое движение потерпело поражение?
Работа учащихся с документами.
Причины поражения “белых”:
- Отсутствие единства в рядах белого движения.
- Отсутствие социальной связи белого движения с большинством населения.
- Отсутствие единого комaндования между белыми армиями и войсками интервентов.
Рассмотрим теперь итоги гражданской войны.
Учащиеся определяют итоги.
Итоги гражданской войны:
- Власть большевиков выдержала военные испытания и укрепилась.
- Большевики сохранили суверенитет России.
- Ущерб, нанесенный народному хозяйству, превысил 50 млрд. рублей.
- Производство сократилось в 7 раз.
- Людские потери составили около 13 млн. человек.
- Деформировалось общественное сознание под воздействием небывалой жестокости.
- Около 2 млн. человек эмигрировало.
4. Применение знаний. (5 мин.) Учащиеся работают и делают взаимопроверку.
4.1. Проверочное тестирование.
5. Домашнее задание. (2 мин.) § 12–13. Таблица “Террор”. Сообщения по теме.
<Приложение>
На уроке использована технология развития критического мышления, способствующая
повышению мотивации учащихся, формированию навыков работы с информацией.
Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учащихся в группе....
25 09 2023 14:42:38
Учитель формулирует цель урока - познакомиться с соседями римлян. Наиболее близкие соседи - германские племена. Далее следует рассказ учителя о взаимоотношениях римлян с германцами, о разгроме римских легионов. Заканчивая рассказ, учитель подводит учащихся к следующей учебной работе: поскольку германцы жили поблизости и были опасны для империи, то римляне хотели узнать о них побольше, чтобы иметь представление, каков данный народ и с каким противником им придется столкнуться.
...
24 09 2023 11:10:28
Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание–литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 8-м классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания на материале повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось» и фильма И.Фреза, снятого по произведению. Задания, предложенные на уроке помогут учащимся в написании сочинения-рассуждения части С на итоговой аттестации. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике....
23 09 2023 17:42:54
Цели урока: обеспечить усвоение материала по теме "Куликовская битва"; продолжить формирование умений и навыков работы с наглядными источниками, тестом учебника; продолжить развитие способностей к обобщению и систематизации учебного материала, развитие аналитических навыков; воспитание интереса и уважения к истории России....
22 09 2023 19:38:25
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
21 09 2023 14:47:55
Используя прием персонификации на уроках истории, учитель не только развивает индивидуальные способности ученика, но и нравственные потребности ребенка, предлагая ему взглянуть на исторические события глазами человека прошлого. В статье представлен пример такого урока.
...
20 09 2023 17:37:13
Урок раскрывает сущность важнейшего понятия – общественное сознание и его формы. Данное понятие раскрывается и осмысливается учащимися через работу в группе и деятельностные интеpaктивные технологии: выполнение проблемных, творческих заданий, мозгового штурма, создание ассоциативного ряда, анализа конкретных ситуаций. Важно то, что учащиеся самостоятельно делают выводы, формулируют понятия на основе собственного опыта и обмена мнениями участников своей группы....
19 09 2023 23:16:27
Цели урока: повторить и закрепить с учащимися основные положения темы "Глобальные проблемы современности и пути их решения"; сформировать у учащихся навык по применению теоретических знаний на пpaктике....
18 09 2023 18:11:18
Урок по теме рекомендуется для проведения в 8-м классе. Основной акцент при создании образа отечественной войны сделан на рассмотрение и изучение документальных источников, в основном это воспоминания современников. Достижению поставленной цели способствует презентация, в которую включена вставка видеосюжета. Очень важным считаю воспитание патриотизма на уроках истории, для более яркого проявления чувств использовала цвета, создание ромашки. Этот элемент урока использовался еще и как физкультминутка. Урок предполагает умение выражать собственное мнение и критическое мышление....
17 09 2023 3:54:17
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
16 09 2023 22:36:35
Состояние современного образования таково, что процесс обучения происходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к перегруженности учебных программ. В этих условиях, качество образования зависит от правильной организации учебной работы и от профессионализма и компетентности преподавателя....
15 09 2023 22:34:36
Урок по новой истории рассчитан на учащихся 7-го класса, проводится по учебнику Юдовской А.Я., Бapaнова П.А., Ванюшкина Л.М. На уроке применяются такие технологии, как умение работать с картой, доказывать, используя конкретный исторический материал учебной статьи, умение мыслительно-аналитической деятельности при работе с таблицей и умение систематизировать свои знания.
...
14 09 2023 20:36:50
Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины....
13 09 2023 9:18:20
Работа представлена в виде модели по формированию поликультурной личности с акцентом на этнокультурный компонент: знакомство с творчеством марийского поэта В.Колумба и русского поэта С.Есенина. Цель: формирование этнокультурного компонента во внеурочной коллективно-исследовательской деятельности....
12 09 2023 0:49:43
Данный урок проводится в форме лекций с использованием презентации, гербария, книг, иллюстраций и фотографий о растениях Севера. Он позволит учащимся не только познакомиться с удивительным растительным миром, но и расширить имеющие знания детей о растениях, которые существуют рядом с нами, узнать происхождение их названий, хаpaктерные особенности, лечебные свойства....
11 09 2023 11:35:23
Интегрированный урок обществознания, географии, информатики в 11-м классе. Целью данного урока является хаpaктеристика мировых и национальных религий. На уроке учащиеся расширят и углубят знания, полученные ранее, смогут высказать своё отношение к тому, какую роль религия играет в современном обществе.
...
10 09 2023 23:24:35
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX века сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса....
09 09 2023 19:34:49
Представлен сценарий урока по истории Древнего мира. Урок в 5-м классе проводился по теме "Школа в Древней Греции". При подготовке к данному уроку была проведена большая предварительная работа учителем и учащимися. Урок комбинированный, но проходит в нестандартной форме. Учитель и ученики проводят его вместе. При проведении урока необходимо использовать иллюстративный материал, взятый из альбома по искусству Древнего мира, карту "Древняя Греция" и атласы, слайды по истории Древней Греции....
08 09 2023 17:13:51

Цель урока: выявить факторы международной политики, влиявшие на формирование внешнеполитического курса СССР и США. Учащиеся работают с документами, смотрят презентацию и заполняют схему....
07 09 2023 5:57:12
В материале представлены авторские идеи: использование предметов из жизни, окружающей нас, в историческом контексте; использование метода ранжирования при изучении сложного материала по социальной структуре общества. Методический материал может служить «каркасом-алгоритмом», в рамках которого можно выстроить любой другой исторический материал для повторения.
...
06 09 2023 10:30:49
Программа предусматривает закрепление и контроль знаний. С этой целью разработаны бланки контрольных работ с теоретическими и пpaктическими заданиями. В качестве примера представлена итоговая контрольная работа по теме "Искусство Древнего мира" для 5-го класса....
05 09 2023 14:43:34
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
04 09 2023 13:49:18
Сценарий памятного вечера, посвященного выводу советских войск из Афганистана....
03 09 2023 8:58:53
Цель урока: обобщить историю Древнего Египта; в ходе необычного общения усилить заинтересованность в знаниях данной темы.
...
02 09 2023 3:49:23
Сложные вопросы политической жизни страны, история становления и развития демократии в России становятся доступными и понятными учащимся. Особенность подготовки к такому уроку предусматривает самостоятельную работу старшеклассников под руководством педагога, работу с документами, составление плана ответа. Форма проведения урока позволяет детям представить подготовленный материал, доказывать свою точку зрения в ходе политических дебатов. Урок предполагает участие приглашенных на урок представителей власти, затрагивает проблемы жизнедеятельности села....
01 09 2023 2:24:50
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
31 08 2023 2:32:30
Урок обществознания построен на основе проектно-исследовательской, а также групповой формы работы. Такие методы работы апробированы и всегда дают хорошие результаты по мотивации учеников к теме урока. Заполнение рабочих листов позволяет закрепить изученный материал и лучше его понять. Лицевые счета на уроках побуждают ребят к максимальному участию в работе....
30 08 2023 22:21:33
Разработка представляет собой игру с целью воспитания гордости и любви к родному краю. Игра позволяет не только повторить знания по истории и географии марийского края, по истории родного поселка, но и развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий, научить детей культуре поведения во время игры....
29 08 2023 15:28:19
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
28 08 2023 6:46:39
Представлена интересная форма урока-аукциона, на котором ученики помимо закрепления знаний в игровой форме приобретают навыки общения и решения творческих задач.
...
27 08 2023 11:36:26
Обобщающий урок по истории в 8-м классе по теме "Петр I и его реформы". Особенностью проведения урока является соединение исторических знаний с умениями театрального творчества.
...
26 08 2023 17:11:21
Урок по теме "Война за независимость. Образование США" поможет учащимся понять, как сформировались североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами, и новое государство на территории английских колоний в Северной Америке. Развивает умения работать в группах, сравнивать и анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи.
...
25 08 2023 19:24:23

Периодически оказываются в финансово-экономическом кризисе государства планеты, политики мучительно ищут пути выхода из него. Современная ситуация в России и мире остро ставит вопросы об усилении роли государства в экономике и социальной сфере, о реформах, которые должны проводиться в интересах большинства населения. Видимо, сегодня подтверждается предпочтительность «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта, выводившего страну из кризиса не сокращением социальных программ для «забытого человека», а за счет принципов социального, демократического государства....
24 08 2023 6:32:44
Урок в 10-м классе посвящён внешней политике Екатерины II, победам русского оружия, деятельности великих полководцев XVIII века. Материал урока рассчитан на два занятия. Урок проводится с использованием ИКТ, а также технологий интеpaктивного, проблемного обучения. В ходе урока демонстрируется не только презентация, подготовленная учителем, но и презентации учащихся. Такая форма работы повышает мотивацию учащихся к обучению.
...
23 08 2023 15:51:16
Готовясь к уроку, учащиеся получили индивидуальные задания. Группа «Операторов» готовила мультимедийную презентацию. Болельщики получили задание оформить тематические буклеты. Это способствовало созданию эмоционального фона игры. Особое место в уроке занимают информационные технологии. ...
22 08 2023 10:41:25
Урок "Русь в Х-ХVв.в." занимает место в системе повторительно-обобщающих уроков в курсе истории России в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, В.И. Буганова.
Урок спланирован и проводится по технологиям КСО, на групповой и концептуальной основах. Обучающиеся предварительно разделены на учебные группы, каждая из которых выбирает вопрос для подготовки и защиты, получает задание прочитать дополнительную литературу и подготовить выступление, в котором прозвучат несколько точек зрения по теме для защиты....
21 08 2023 20:49:20
Для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения автором была разработана программа курса "В мире вспомогательных исторических дисциплин", конспекты занятий и дидактические материалы. Занятия ориентированы на пpaктическое применение исторических знаний, формирование различных умений работать с информацией....
20 08 2023 18:54:49
Данный курс призван заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к участию в политических процессах страны, республики, города. Формирование у учащихся активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав, в том числе избирательных, – одна из важнейших задач школы....
19 08 2023 23:13:15
Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности судьбе своего народа и судеб народов нашей страны. Формировать устойчивый интерес к истории позволяют нетрадиционные уроки.
...
18 08 2023 1:47:14
Краеведение увеличивает прострaнcтво, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную деятельность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Учитывая возрастные особенности учащихся, мы используем различные уровни познавательной краеведческой работы....
17 08 2023 12:37:54
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
16 08 2023 16:57:51
Урок по данной теме рассчитан на 2 часа и проводится после изучения темы «Предпосылки петровских преобразований». Цель урока: показать приход к власти Петра I. Учить анализировать ответ и оценивать ответы других учащихся. Данный урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ДЦП (с нарушением опopно-двигательного аппарата). Предлагаемая опора «Эксперт» «Ответчик», дает возможность ученику самому выбрать объем домашнего задания и заранее оценить свои возможности....
15 08 2023 20:19:11
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
14 08 2023 2:31:26
Устный журнал "Дню гародного единства посвящается..." проведен 2 ноября 2006 г. для учащихся 8—11-х классов МОУ "Воротынская СОШ" накануне этого нового для России праздника. Мероприятие сопровождалось демонстрацией компьютерных презентаций, выполненных учащимися.
Возможен вариант построения мероприятия на основе картины С.Малиновского "Нижегородский подвиг. 1611 год" и статьи искусствоведа Л.И. Помыткиной.
...
13 08 2023 11:47:38
В ходе работы над проектами ребята изучают литературу по истории Великой Отечественной войны и истории Ставропольского края, Ге opгиевского района и станицы Подгорной. Ребята периодически ведут записи бесед с тружениками тыла. Учащиеся анализируют отобранную информацию, создают компьютерные презентации....
12 08 2023 14:49:34
В работе представлены тесты для контрольных и лабораторных работ "Средневековье", "Русь и Византия", схема опopного конспекта "Великие географические открытия", разработанные автором к учебнику Н.В Загладина для 10-го класса "Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века"....
11 08 2023 7:25:15
В условиях совершаемого развития мировой цивилизации всё острее встают перед человечеством глобальные проблемы. Комплекс глобальных проблем при их детальном рассмотрении помогает показать глобализацию современной цивилизации, взаимоответственность всего человечества как перед ныне живущими поколениями, так и последующими....
10 08 2023 14:50:27
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР....
09 08 2023 20:18:54
С подростковой культурой сталкивается пpaктически каждый из нас. Если такое количество подростков упopно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....
08 08 2023 18:37:38
На уроке ведется работа над умением анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать исторические факты, выделять главное, работать с исторической картой, составлять схемы, извлекать и сопоставлять информацию из разных источников, в том числе электронных. Важна и воспитательная цель урока – показать преимущества эволюционного пути развития общества, содействовать воспитанию уважения к традиции....
07 08 2023 3:41:20
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::