Социализация личности в курсе обществознания
В декабре 2008 года исполнилось 60 лет со дня рождения принятия “Всеобщей Декларации прав и свобод человека”.
Как всегда к таким датам вспоминаешь свою работу по данной теме. Вопросы, связанные с правами человека мы изучаем в школе в разделах “Обществоведение”, “История России” - на многих уроках. Я посмотрела на этот вопрос внимательно, готовясь к открытому уроку “Развитие парламентаризма в России” - посвященному 100летию I Государственной Думы. Мне захотелось подготовить учащихся к разговору о демократии, правах человека не только по учебнику, материалам СМИ, но и из жизненных наблюдений. Для этого я организовала экскурсию в Московскую областную Думу. Учащиеся побывали на Старой площади, посетили библиотеку, информационный центр и даже зал заседаний, где решались очередные вопросы, связанные с правами человека в нашем Подмосковье. Впечатлений было много. Участие в уроке I заместителя Московской областной Думы Алексеева В.К. сделало урок более значимым. Это подтолкнуло меня продолжить начатую работу и систематизировать накопленный материал, но уже с привлечением данных Ступинского муниципального района.
Я составила план факультативных занятий “Социализация личности в курсе “Обществоведения” и построила первый год обучения с учащимися разных возрастов. Учащиеся среднего звена включались в работу, наблюдая и используя опыт старшеклассников. Чтобы приблизить рассматриваемые темы к возрасту моих учеников я решила начать работу с вопросов, связанных с правами ребенка в нашем городе.
По мнению Л.С.Выготского “образование ведет за собой развитие общества”
Процесс укоренения в школе ценностей права и демократии начался с принятия закона “Об образовании”, провозгласившего демократические ценности и предложившего подходы к правовому образованию в школе. Изучая правительственный документ “Модернизация образования. Стратегия российской реформы”, я решила остановиться на вопросе взаимодействия школы с внешним социумом на основе социальных проектов, разработанных и осуществляемых совместно властью, обществом и школой более подробно. Для решения этой задачи приоритетными ориентирами в образовании личности становятся:
- способность и самореализации, умения отстаивать свои права,
- участвовать в деятельности и создании общественных объединений,
- толерантность, терпимость к чужому мнению,
- умение вести диалог,
- искать и находить содержательные компромиссы;
- правовая культура.
В теоретической части факультативного курса я знакомила учащихся с понятиями: гражданин, патриотизм, демократия и т.д. Обращая внимание на нарушение прав человека, я ориентировала учеником на умение применять знания законов в различных жизненных ситуациях. Ведь часто люди, говоря “вы не имеете права”, обращаясь к своему соседу, не понимают, что это не проблемы прав человека. Права человека – это только то, что происходит между властью, с одной стороны и человеком, с другой, а не между людьми: мной и соседом и т.д. Язык прав человека, применительно к школе, можно употрeбллять в отношениях между школьником и директором, родителем и ребенком (родительская власть). В законах и юридической литературе чаще всего имеются ввиду, юридические нормы, защищающие людей не от власти о от других людей, негосударственных организаций и т.д.
Декларация прав ребенка, принятая ООН в 1959 году записан важнейший принцип: человек имеет права со дня своего рождения. Права детей, как и права человека, рассматриваются в аспекте “власть – личность”. Разница между правами человека и правами ребенка заключаются в том, что взрослые сами могут защитить свои интересы, а ребенок нет. И с этой целью он обращается к помощи взрослых, тех, кто готов и должен гарантировать соблюдение их прав.
Права ребенка, как и права человека, подлежат ограничениям, но только таким, которые предусматриваются законом и которые действуют в правовом обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка и предотвращения преступлений, охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Не подлежат ограничениям права детей на защиту от пыток, унижающих достоинство, видов обращения и наказания и защиту от рабства и подневольного состояния.
Конвенцию о правах ребенка приняли в 1989 году и как международный акт, она обладает высшей юридической силой, является составной частью правовой системы Российской Федерации согласно 15 ст. Конституции РФ
Конвенция о правах ребенка обеспечивает гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права детей; касается всех детей, всех стран, подписавших Конвенцию; целостна по своему хаpaктеру и обязательна.
Но задача факультатива не только познакомить учащихся с нормативными актами, которые разработаны на Федеральном, муниципальном уровне по защите прав ребенка, но и воспитание активной гражданской позиции, формирование человека, способного жить в гражданском обществе, понимающего, что именно от его участия будет зависеть будущее страны, воспитать патриота.
Патриотизм – качество нравственное. Прививая это чувство школьникам, мы даем ему возможность прикоснуться к памятным страницам истории Отечества через историю своего города, семьи. Патриотизм, гражданственность и правовая культура - эти понятия взаимосвязаны. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней.
Главная задача, стоящая перед школой, воспитать сознательного гражданина, патриота,
- человека, знающего свои права и обязанности и умеющего применять эти знания на благо семьи, города, государства;
- человека, который активно участвовал в политической, социальной, культурной жизни страны;
- человека, который умело защищал не только свои интересы, но и интересы других людей, любил и защищал свою Родину;
- человека, умеющего проявлять сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинствующую непримиримость.
Программа, рассчитанная, на 3 года, реализуется не только на уроках, но и во внеклассной деятельности (факультативах, классных часах и т.д. )
Начало было положено подготовкой урока “Парламентаризм в России”, объявленного министерством образования к 100-летию Государственной думы. Готовясь к уроку, я обратилась к передаче Леонида Парфенова “Российская империя”- главе, посвященной 1 Государственной Думе. Мне захотелось перед уроком познакомить учащихся с работой Московской Областной думы. Я обратилась за помощью к депутату М.О. Думы Алексееву В.К., являющегося первым заместителем председателя М.О. Думы, проживающему в нашем городе. Он согласился мне помочь и организовал экскурсию в Московскую Областную думу. Алексеев В.К. любезно согласился принять участие в уроке “Развитие парламентаризма в России”.
Следующее занятие было посвящено обсуждению урока, поездки в Москву. Учащимся было предложено написать либо эссе, либо рецензию, либо отзыв. Анализ работ подвел меня к необходимости продолжить изучение вопросов развития демократии, но уже на местном уровне. С этой целью я подготовила программу “Социализация курса “Обществознание”, в которой попыталась соединить теоретические вопросы обществознания с работой муниципальных органов власти. Программа рассчитана на 32 часа. (Приложение 1)
Лучшие сочинения по теме “Моя гражданская позиция”, “Если бы я был президентом” были объявлены в классе и представлены на общешкольный стенд.
Учащиеся рассматривали многие вопросы применительно к решению этих проблем в нашем городе Ступино. Именно такой подход позволяет формировать социальную активную личность с гражданской позицией, применяющую самостоятельное решение, сострадающую чужому горю.
Я благодарна многим организациям, которые нашли время и возможности для освещения своей деятельности перед моими учениками, посещающими правовой факультатив. Это и Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе Московской области, Отдел опеки, попечительства и социальной поддержки населения, Отдел по делам, женщин и детей Ступинского управления министерства социальной защиты населения Московской области.
В нашем лицее был разработан и проведен мониторинг по правовым знаниям. Он показал, что 85% от общего числа учащихся обладают хорошими и отличными знаниями главы “Права и свободы” Конституции РФ.
Очень хорошо подвел итог двухлетней работы факультатива стали стихи Ивана Саранцева, написавшего:
“Память о людях, память о времени,
Все это прошлый, забытый рассказ.
Вся жизнь зародилась из божьего семени,
А продолжается рост и сейчас.
Память – самое грустное, самое важное,
Самое нужное в жизни для нас,
А может веселая иль очень страшная,
Все это – забытый рассказ.Память и совесть, мораль, обязательство
Память – кино о жизни моей.
Память – может души издевательство,
А, может, делает жизнь веселей.”
Работа по программе факультатива продолжается и по настоящее время во внеклассной и внеурочной деятельности Волонтерское движения по правам человека, ребенка остается основным направлением в моей работе в этом учебном году для подведения итогов и обобщения опыта. Учащиеся, посещавшие факультатив, готовят работы для участия во Всероссийском конкурсе “Права человека – глазами ребенка”,
Для подведения итогов была организована и проведена ролевая игра “Заседание Комиссии по делам несовершеннолетних”, на которой учащиеся показали умение грамотно применять законы в каждом конкретном случае. Сценарий игры в приложении 2.
Я рада, что работа продолжается и останавливаться на достигнутом результате мы не намерены.
Викторина знакомит учащихся с героическими страницами истории России с древних времен до Великой Отечественной войны. Ее можно использовать как на внеклассных мероприятиях, так и на уроках истории....
04 06 2023 20:22:23
Игра позволяет проверить уровень усвоения учащимися пройденного материала, привить интерес к предмету, способствует формированию чувства гордости за историю России.
...
03 06 2023 10:18:54
Игра-викторина, посвященнная историческому событию, с помощью которой создаются условия для развития познавательной и творческой активности учащихся. Игра формирует патриотическое самосознание учащихся, чувство гордости за доблесть и славу русской армии, развитие чувства коллективизма у учащихся....
02 06 2023 11:18:55
Цель урока: совершенствование у учащихся приемов работы с текстом. Урок начинается с показа учащимися на карте государств, расположенных в Западной Азии. Учитель зачитывает описание персов, написанное Геродотом, а ученики формулируют тему урока «Персидская держава «царя царей». Далее составляются вопросы к теме урока. Учитель предлагает составить вопросы по изучаемой теме и самый интересный выбрать на домашнее задание....
01 06 2023 22:50:23
Повторительно-обобщающий урок на выявление степени усвоения учащимися знаний о периоде правления Петра I и их проверка. Формирование у учащихся оценочных суждений о деятельности царя-реформатора, показать взаимосвязь его внешней, внутренней и культурной политики, сделать вывод о значении реформ для последующего развития России....
31 05 2023 3:45:56
В статье представлен вариант методической разработки нестандартного урока в 10-м классе по теме «Цивилизации эпохи Средневековья: европейская» по курсу "История России". Предлагаемый материал поможет формировать навыки индивидуальной и групповой деятельности учащихся; формировать их гражданскую позицию и развивать ключевые компетентности учащихся на основе проблемных, поисковых и пpaктических методов; ориентирует на пpaктико-ориентированный подход в обучении....
30 05 2023 20:49:49
В настоящее время в России происходит процесс, когда человек может участвовать в жизни и политике государства через малые группы, общественные и политические организации, элиты и классы. В статье рассматривается взаимосвязь человека, политики и национальности; затронуты вопросы влияния национальности на жизнь человек.
...
29 05 2023 0:45:32
Урок по обществознанию "Человек в мире экономических отношений" рассчитан на учащихся 8-го класса. Составлен на основе учебника "Введение в обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, является третьим по теме "Человек в обществе".
...
28 05 2023 14:54:58
Представлена разработка урока на повторение, обобщение, систематизацию знаний учащихся по курсу отечественной истории конца XVI–XVIII вв. в форме игры. Учащиеся делятся на комaнды в классе (3 большие комaнды) и мини-комaнды по 2 человека. Им предлагаются задания разного уровня сложности. Всего 8 туров и соответственно 8 групп заданий. Данная форма урока способствует повышению познавательного интереса к предмету, развитию умений работать в больших и малых группах, уважать мнение собеседников....
27 05 2023 21:10:59
Особенностью этой разработки является то, что реализация целей и задач урока происходит с использованием материала, отражающего специфику образовательного процесса конкретного учреждения. В ходе урока обучающиеся знакомятся с извлечениями из устава школы, учебного плана, плана воспитательной работы. И это не просто знакомство с документами, а серьезный анализ текста....
26 05 2023 4:21:50
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
25 05 2023 2:49:39
Урок помогает привить учащимся основы безопасного поведения, умение ориентироваться в среде обитания, выpaбатывать экологическую культуру, любовь к туризму и краеведению....
24 05 2023 5:19:59
Вниманию учителей обществознания предлагается урок-диспут атеиста (учитель) и теиста (иерей Александр). Учащиеся 11-го класса присутствуют на своеобразном ток-шоу, имея возможность задать вопрос отцу Александру. Примерные подвопросы рассматриваемой темы: сущность религии и религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации, религия и мораль, религия в современном мире, свобода совести и вероисповеданий....
23 05 2023 5:58:40
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
22 05 2023 9:40:35
Мероприятие отражает подвиг декабристов в литературе, кино, живописи; связь декабристов с А.С. Пушкиным; тема декабристов в творчестве Н.А. Некрасова. Нравственное воспитание на примере лучших людей эпохи начала XIX века. Эстетическое воспитание....
21 05 2023 2:54:28
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
20 05 2023 10:22:51

Прекрасен Донской край! Прекрасен он всем: весенней цветущей степью, поразительным золотом июньский хлебных полей, своеобразием станиц и хуторов с расписными хатами – мазанками и резными куренями! Прекрасен Донской край культурой, гармонично сочетающей в себе все лучшие традиции народов, когда-либо проживавших и приходивших сюда искать работу, службу и приключения!.. Прекрасен Донской край мастерами – умельцами, прославившими свой край и род!...
19 05 2023 23:31:32
В данной статье предлагается методическая разработка урока, в ходе которого используются различные формы и методы обучения, направленные на формирования умений и навыков (работать с текстом, выделять главное, знать понятия и уметь их применять, разpaбатывать мини-исследования, делать мини-проекты и уметь их представлять, делать выводы), с целью формирования ключевых компетенций.
...
18 05 2023 18:31:42
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
17 05 2023 7:53:35
Урок разработан в логике компетентностного подхода с использованием технологии критического мышления. Его суть заключается в разработке обучающимися аналитических моделей политической системы общества, ее функций путем анализа и структурирования текстового материала учебного пособия и документа. В проекте урока выделены стадии ТРКМ: вызов, осмысление, рефлексия, функции каждой стадии, приемы и методы, роль учителя, формы познавательной деятельности обучающихся, формируемые компетенции....
16 05 2023 3:22:17
Цели урока: способствовать формированию представлений о многообразии форм человеческой деятельности. Задачи урока: систематизировать знания учащихся о деятельности и потребностях человека; конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром; представить различные подходы к классификации деятельности человека....
15 05 2023 10:17:14
Работа на уроке освещена в соответствии с существующими сегодня требованиями образовательных стандартов. Нами предложен опopный конспект, позволяющий получить учителю как методическую, так и информационную поддержку.
В течение всего занятия предлагается осуществление рефлексивных действий, дающих возможность педагогу контролировать степень и глубину восприятия учениками нового материала. А различные формы и методы организации обучения повышают активность учащихся....
14 05 2023 5:30:33
В данном материале представлена разработка урока с использованием активных форм обучения и технологии критического мышления. Цель урока: сформировать представление о трудностях торговли, важнейших путях и центрах международной торговли в Европе. Развивать умения анализировать и работать с учебником....
13 05 2023 4:54:40
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности....
12 05 2023 10:41:30

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
11 05 2023 23:16:20
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур.
...
10 05 2023 21:17:12
Цели урока: познакомить учащихся с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века....
09 05 2023 16:29:32

Работа посвящена 1125-летию зарождения государственности нашей страны. Содержит исторические, литературные сведения о России. Разработку классного часа можно использовать на уроках истории, литературы. Материал классного часа содержит патриотический, гражданско-правовой, эстетический воспитательный аспект....
08 05 2023 14:49:18
Урок направлен на развитие творческих способностей обучающихся: воображения, эмоционально-образного, художественно-творческого мышления Целью является продолжение работы по знакомству с традиционными вышивками финно-угорской группы; с ее особенностями, видами; знакомство с историей возникновения вышивки; с вышивками русского и татарского народа. Создание условий для развития личности каждого ученика, раскрытия его способностей к творчеству....
07 05 2023 3:24:29
Цели урока: познакомиться с основными событиями политической реформы эпохи перестройки; подойти к пониманию итогов политической реформы.
...
06 05 2023 4:46:56
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
05 05 2023 19:56:10
Предлагается разработка проекта по теме "Дворянский быт второй половины XVIII века. Посещение дворянской усадьбы", 7-й класс и реализация его итогов на уроке "Один день из жизни дворян в усадьбе XVIII в.". На уроке используется метод проживания в эпохе с элементами театрализации. Учащиеся, работая в группах, готовят выступления по отдельным вопросам. Эта тема позволяет окунуться в эту эпоху: услышать музыку и речь; увидеть, а может быть, и попробовать меню из блюд дворянской кухни; оценить моду, вкусы, пристрастия людей того времени; приобщиться к культурным ценностям и народному достоянию. На уроке предполагается использование ИКТ учащимися....
04 05 2023 10:33:52
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
03 05 2023 17:27:35
На уроке хаpaктеризуется внутренняя политика преемников Петра I. Дается представление о развитии российского общества во второй четверти – середине XVIII в. Показана готовая генеалогическая таблица династии Романовых в конце XVII – середине XVIII в....
02 05 2023 20:22:44
Данная работа – взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа – один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее.
...
01 05 2023 1:52:24
Урок проводится в рамках семинара методического объединения учителей общественных дисциплин
г. Прохладный КБР по теме «Проведение интегрированных уроков общественных дисциплин в целях оптимизации учебного процесса» и нацелен на увеличение объема (в связи с тем, что сведения в учебниках по истории Кабардино-Балкарии и географии Кабардино-Балкарии охватывают период до 2002 г.) и закрепление знаний об одной из ведущих отраслей экономики КБР – сельском хозяйстве....
30 04 2023 5:11:21
На уроке рассматриваются актуальные проблемы молодежи. Обсуждаются такие вопросы, как особенности молодежи как социальной группы, социализация молодежи и нравственные ценности, хаpaктерные для нее как для молодого поколения. Учащиеся выполняют задания ЕГЭ (части А, В, С) разного уровня сложности. Урок представляет собой синтез семинарского занятия с элементами дискуссии (анализ текстов, афоризмов о молодежи и юношестве, ценностных ориентиров и нравственных идеалов молодежи и т. д.)....
29 04 2023 20:57:55
Цели урока: развить чувство терпимости к окружающим; дать представление о толерантности в современном мире, повысить культурный, социальный, правовой, политический уровни; развитие способностей анализа, самоанализа, развитие логического мышления.
...
28 04 2023 1:21:50
Разработка представляет собой игру с целью воспитания гордости и любви к родному краю. Игра позволяет не только повторить знания по истории и географии марийского края, по истории родного поселка, но и развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий, научить детей культуре поведения во время игры....
27 04 2023 0:59:15
Урок "Народническое движение" второй урок в изучении темы. На первом уроке учащиеся, работая в группах, определили основных представителей народнического движения, направления и методы их борьбы. На втором уроке звучит отчет групп и дальнейшее изучение темы. На уроке сопоставляется терроризм XIX века и современный терроризм....
26 04 2023 13:33:46
Представленный урок обеспечил формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме, познакомил учащихся с основными этапами научного познания. В ходе мотивационного этапа учащимся было предложено попробовать себя в роли исследователей - этнографов, историков при выпуске школьной газеты, посвящённой шаманизму....
25 04 2023 8:19:41
Представленный открытый урок несет такое содержание, которое поможет молодому человеку осмыслить значимость подвига Шарифзяна Казанбаева из с. Сараши Бардымского района Пермского края, единственного из Героев Советского Союза, награжденного за спасение полкового знамени....
24 04 2023 16:36:11
Автор знакомит учащихся с народной музыкой Кубани на примере репертуара местного хора "Надежда"....
23 04 2023 9:37:54
Предлагаются тесты по истории России по теме "Древнерусское государство" в формате ЕГЭ . 2 варианта для учащихся 6-х классов. Можно использовать на уроке обобщения....
22 04 2023 23:13:23
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
21 04 2023 11:33:24
Урок помогает сформировать у учащихся представление о роли Вологодской области в борьбе с фашизмом, познакомить с историей области в годы войны, с подвигами вологжан на полях сражений и в тылу, развивает умение работать с различными источниками информации, анализировать их, оценивать исторические события, аргументированно отстаивать свою точку зрения, способствовать воспитанию патриотизма, чувства долга и глубокого уважения к землякам, боровшимся с фашизмом....
20 04 2023 7:54:44
В 2015 году наша страна будет отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, использовать ИКТ. Игра основана на межпредметных связях (литература, музыка, изобразительное искусство). Урок-игра воспитывает патриотизм учащихся....
19 04 2023 20:51:19
В статье с позиции учителя-пpaктика показаны формы учебной интеграции уроков истории, их типы, а также позитивное значение интегрированных уроков, которые позволяют преодолевать разобщенность научного знания по дисциплинам....
18 04 2023 17:30:34
Возможности урока-спектакля позволяют оживить, раскрасить историю. Обучающимся представляется уникальная возможность самим погрузиться в изучаемую эпоху, проявить свои творческие возможности. Такие уроки дают возможность развивать интерес к предмету....
17 04 2023 17:41:14
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти.
...
16 04 2023 21:29:41
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::