Социализация личности в курсе обществознания
В декабре 2008 года исполнилось 60 лет со дня рождения принятия “Всеобщей Декларации прав и свобод человека”.
Как всегда к таким датам вспоминаешь свою работу по данной теме. Вопросы, связанные с правами человека мы изучаем в школе в разделах “Обществоведение”, “История России” - на многих уроках. Я посмотрела на этот вопрос внимательно, готовясь к открытому уроку “Развитие парламентаризма в России” - посвященному 100летию I Государственной Думы. Мне захотелось подготовить учащихся к разговору о демократии, правах человека не только по учебнику, материалам СМИ, но и из жизненных наблюдений. Для этого я организовала экскурсию в Московскую областную Думу. Учащиеся побывали на Старой площади, посетили библиотеку, информационный центр и даже зал заседаний, где решались очередные вопросы, связанные с правами человека в нашем Подмосковье. Впечатлений было много. Участие в уроке I заместителя Московской областной Думы Алексеева В.К. сделало урок более значимым. Это подтолкнуло меня продолжить начатую работу и систематизировать накопленный материал, но уже с привлечением данных Ступинского муниципального района.
Я составила план факультативных занятий “Социализация личности в курсе “Обществоведения” и построила первый год обучения с учащимися разных возрастов. Учащиеся среднего звена включались в работу, наблюдая и используя опыт старшеклассников. Чтобы приблизить рассматриваемые темы к возрасту моих учеников я решила начать работу с вопросов, связанных с правами ребенка в нашем городе.
По мнению Л.С.Выготского “образование ведет за собой развитие общества”
Процесс укоренения в школе ценностей права и демократии начался с принятия закона “Об образовании”, провозгласившего демократические ценности и предложившего подходы к правовому образованию в школе. Изучая правительственный документ “Модернизация образования. Стратегия российской реформы”, я решила остановиться на вопросе взаимодействия школы с внешним социумом на основе социальных проектов, разработанных и осуществляемых совместно властью, обществом и школой более подробно. Для решения этой задачи приоритетными ориентирами в образовании личности становятся:
- способность и самореализации, умения отстаивать свои права,
- участвовать в деятельности и создании общественных объединений,
- толерантность, терпимость к чужому мнению,
- умение вести диалог,
- искать и находить содержательные компромиссы;
- правовая культура.
В теоретической части факультативного курса я знакомила учащихся с понятиями: гражданин, патриотизм, демократия и т.д. Обращая внимание на нарушение прав человека, я ориентировала учеником на умение применять знания законов в различных жизненных ситуациях. Ведь часто люди, говоря “вы не имеете права”, обращаясь к своему соседу, не понимают, что это не проблемы прав человека. Права человека – это только то, что происходит между властью, с одной стороны и человеком, с другой, а не между людьми: мной и соседом и т.д. Язык прав человека, применительно к школе, можно употрeбллять в отношениях между школьником и директором, родителем и ребенком (родительская власть). В законах и юридической литературе чаще всего имеются ввиду, юридические нормы, защищающие людей не от власти о от других людей, негосударственных организаций и т.д.
Декларация прав ребенка, принятая ООН в 1959 году записан важнейший принцип: человек имеет права со дня своего рождения. Права детей, как и права человека, рассматриваются в аспекте “власть – личность”. Разница между правами человека и правами ребенка заключаются в том, что взрослые сами могут защитить свои интересы, а ребенок нет. И с этой целью он обращается к помощи взрослых, тех, кто готов и должен гарантировать соблюдение их прав.
Права ребенка, как и права человека, подлежат ограничениям, но только таким, которые предусматриваются законом и которые действуют в правовом обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка и предотвращения преступлений, охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Не подлежат ограничениям права детей на защиту от пыток, унижающих достоинство, видов обращения и наказания и защиту от рабства и подневольного состояния.
Конвенцию о правах ребенка приняли в 1989 году и как международный акт, она обладает высшей юридической силой, является составной частью правовой системы Российской Федерации согласно 15 ст. Конституции РФ
Конвенция о правах ребенка обеспечивает гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права детей; касается всех детей, всех стран, подписавших Конвенцию; целостна по своему хаpaктеру и обязательна.
Но задача факультатива не только познакомить учащихся с нормативными актами, которые разработаны на Федеральном, муниципальном уровне по защите прав ребенка, но и воспитание активной гражданской позиции, формирование человека, способного жить в гражданском обществе, понимающего, что именно от его участия будет зависеть будущее страны, воспитать патриота.
Патриотизм – качество нравственное. Прививая это чувство школьникам, мы даем ему возможность прикоснуться к памятным страницам истории Отечества через историю своего города, семьи. Патриотизм, гражданственность и правовая культура - эти понятия взаимосвязаны. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней.
Главная задача, стоящая перед школой, воспитать сознательного гражданина, патриота,
- человека, знающего свои права и обязанности и умеющего применять эти знания на благо семьи, города, государства;
- человека, который активно участвовал в политической, социальной, культурной жизни страны;
- человека, который умело защищал не только свои интересы, но и интересы других людей, любил и защищал свою Родину;
- человека, умеющего проявлять сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинствующую непримиримость.
Программа, рассчитанная, на 3 года, реализуется не только на уроках, но и во внеклассной деятельности (факультативах, классных часах и т.д. )
Начало было положено подготовкой урока “Парламентаризм в России”, объявленного министерством образования к 100-летию Государственной думы. Готовясь к уроку, я обратилась к передаче Леонида Парфенова “Российская империя”- главе, посвященной 1 Государственной Думе. Мне захотелось перед уроком познакомить учащихся с работой Московской Областной думы. Я обратилась за помощью к депутату М.О. Думы Алексееву В.К., являющегося первым заместителем председателя М.О. Думы, проживающему в нашем городе. Он согласился мне помочь и организовал экскурсию в Московскую Областную думу. Алексеев В.К. любезно согласился принять участие в уроке “Развитие парламентаризма в России”.
Следующее занятие было посвящено обсуждению урока, поездки в Москву. Учащимся было предложено написать либо эссе, либо рецензию, либо отзыв. Анализ работ подвел меня к необходимости продолжить изучение вопросов развития демократии, но уже на местном уровне. С этой целью я подготовила программу “Социализация курса “Обществознание”, в которой попыталась соединить теоретические вопросы обществознания с работой муниципальных органов власти. Программа рассчитана на 32 часа. (Приложение 1)
Лучшие сочинения по теме “Моя гражданская позиция”, “Если бы я был президентом” были объявлены в классе и представлены на общешкольный стенд.
Учащиеся рассматривали многие вопросы применительно к решению этих проблем в нашем городе Ступино. Именно такой подход позволяет формировать социальную активную личность с гражданской позицией, применяющую самостоятельное решение, сострадающую чужому горю.
Я благодарна многим организациям, которые нашли время и возможности для освещения своей деятельности перед моими учениками, посещающими правовой факультатив. Это и Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе Московской области, Отдел опеки, попечительства и социальной поддержки населения, Отдел по делам, женщин и детей Ступинского управления министерства социальной защиты населения Московской области.
В нашем лицее был разработан и проведен мониторинг по правовым знаниям. Он показал, что 85% от общего числа учащихся обладают хорошими и отличными знаниями главы “Права и свободы” Конституции РФ.
Очень хорошо подвел итог двухлетней работы факультатива стали стихи Ивана Саранцева, написавшего:
“Память о людях, память о времени,
Все это прошлый, забытый рассказ.
Вся жизнь зародилась из божьего семени,
А продолжается рост и сейчас.
Память – самое грустное, самое важное,
Самое нужное в жизни для нас,
А может веселая иль очень страшная,
Все это – забытый рассказ.Память и совесть, мораль, обязательство
Память – кино о жизни моей.
Память – может души издевательство,
А, может, делает жизнь веселей.”
Работа по программе факультатива продолжается и по настоящее время во внеклассной и внеурочной деятельности Волонтерское движения по правам человека, ребенка остается основным направлением в моей работе в этом учебном году для подведения итогов и обобщения опыта. Учащиеся, посещавшие факультатив, готовят работы для участия во Всероссийском конкурсе “Права человека – глазами ребенка”,
Для подведения итогов была организована и проведена ролевая игра “Заседание Комиссии по делам несовершеннолетних”, на которой учащиеся показали умение грамотно применять законы в каждом конкретном случае. Сценарий игры в приложении 2.
Я рада, что работа продолжается и останавливаться на достигнутом результате мы не намерены.
Интегрированный урок истории и английского языка проводится в 6-м классе общеобразовательной школы. Учитель истории рассказывает учащимся о нормaндском завоевании. Знакомясь с личностью Вильгельма Завоевателя и Робина Гуда, учащиеся дают им хаpaктеристику и читают тексты на английском языке с различной стратегией. В конце урока проводится мини-тест, который позволяет проконтролировать степень усвоения материала учащимися....
18 03 2024 22:50:48
В ХIV веке на окраине золотоордынского города Маджар сделала остановку небольшая траурная процессия. Это событие осталось в народных преданиях на века. Так возник Воскресенский Мамай-Маджарский мужской монастырь. В начале 1930-х годов Преображенский собор был разобран на кирпичи, из которых затем был построен первый корпус будущей районной больницы г.Буденновска. Монастырь прекратил своё существование. В 2014 году началось восстановление монастыря....
17 03 2024 16:54:57
Урок основан на активном участии ребят. Автор рекомендует провести предварительный опрос, чтобы выяснить отношение к темнокожему населению России в присутствующей аудитории. Таким образом, перед ребятами изначально ставится проблема: «Как я отношусь к этому вопросу?» Проблема усиливается, когда учащиеся, разбившись на группы, получают для работы противоположные точки зрения из источников СМИ и интернет-форумов....
16 03 2024 8:58:29
Целью урока является многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками. Задания заставляют учащихся не просто констатировать исторический факт, а выдавать его в качестве доказательства, проводя аналогию с тем или иным событием. Формировать навыки самоконтроля в процессе самостоятельной работы с тестами....
15 03 2024 2:42:26
Данный урок по истории России в 7-м классе знакомит учащихся с изменениями политического строя в России в начале XVII века. На уроке используются дидактические принципы научности, прочности, осознанности, связи с жизнью, наглядности с использованием современных средств обучения: мультимедийной презентации, интернет-ресурсов....
14 03 2024 1:32:21
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
13 03 2024 18:57:11
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем истории, является воспитание патриотизма, гордости за свою Родину. Урок позволяет на основе личностно-ориентированного подхода обеспечить качественно-новый уровень образования детей с патологией зрения. ...
12 03 2024 12:56:32
Основная идея занятия состоит в том, что, работая в группах, учащиеся изучают документ - Конституцию РФ 1993 года, дают определение Конституции, называют ее признаки, находят необходимые разделы Конституции и статьи. Каждая группа (их 4) получает индивидуальное задание (для каждой группы по 2 задания). Результаты изучения статей Конституции обсуждаются в ходе занятия и заносятся в тетрадь....
11 03 2024 12:39:32
Повторительно-обобщающий урок для 5-го класса дается в форме звездного часа. В самом уроке использованы: наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал, видеофрагменты, рисунки учащихся....
10 03 2024 17:19:48
Разработка представляет собой интеpaктивную экскурсию на краткосрочной музейной выставке. Учебный материал адаптирован для начальной школы. Время экскурсии – один учебный час. В экскурсионной программе задействован кукольный театр, представляющий добрых и злых духов. Учащиеся становятся активными участниками экскурсии, работая на интеpaктивной доске....
09 03 2024 11:12:59
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
08 03 2024 2:57:10
Урок подводит учащихся к причинам восстания Спартака, поражения; формирует критическое мышление учащихся многоуровневым анализом исторического документа, иллюстративного материала, картографические, хронологические умения и навыки, умения выделять в тексте главное, делать элементарные выводы; воспитывает чувство справедливости, гуманного отношения к людям, интерес к предмету....
07 03 2024 1:10:27
Игровая программа по изобретениям, открытиям и быту Древнего Китая рассчитана на подготовительный период для начальной школы и после изученных параграфов по истории Древнего мира в 5-м классе (можно без предварительной подготовки). Презентация и один видеовопрос поддерживается текстовым файлом....
06 03 2024 22:23:53
Урок призван раскрыть значение реформ 1550-х годов и вхождение в состав России народов Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, показать, что Ливонская война велась Российским государством за земли Западной Руси, за выход на морское побережье, дать представление об опричнине и ее отрицательных последствиях....
05 03 2024 11:11:19
Урок учит анализировать материал, аргументировать свою точку зрения, развивает умение выслушивать иную точку зрения, четко излагать свои мысли. Урок разработан с применением технических средств обучения: мультимедийного проектора, программы PowerPoint, с использованием пpaктических заданий....
04 03 2024 4:21:30
Урок разработан для 7-го класса по учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной "История России" и направлен на создание условий для рассмотрения и определения значения Русско-турецких войн второй половины XVIII века в судьбе России....
03 03 2024 2:39:50
Цель урока: закрепление и обобщение знаний об истории и культуре арабов. Учитель стремится привить уважение и интерес к арабо-мусульманской цивилизации, закрепить умения и навыки работы с дополнительной литературой и картой. Учитель воспитывает чувство сопричастности к истокам современной мировой цивилизации, и желание объяснить современные события на Востоке старинными цивилизационными особенностями....
02 03 2024 19:25:30
Использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность обучения истории, развивает учебную деятельность. Дает возможность организовать самообразование учащихся, возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств. ...
01 03 2024 20:46:59
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
29 02 2024 0:39:41
Цель: рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, о политике отношений с Ордой, охаpaктеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение. ...
28 02 2024 23:43:22
Учитель на бинарном уроке одной из задач ставит развитие ценностно-смысловой, коммуникативной, общекультурной компетенции учащихся в знакомстве с особенностями становления и развития российской государственности и культуры, а также факторами, повлиявшими на формирование российской цивилизации и ее место в мировом историческом процессе. Занятие проходит в форме пpaктикума, в ходе которого у учащихся отpaбатываются все виды УУД: регулятивные, познавательные и коммуникативные....
27 02 2024 8:24:48
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
26 02 2024 20:15:13
Урок истории – важнейший составляющий элемент темы Древний Египет, ставит целью не только создание культурного образа эпохи, но и укрепляет общеучебные умения и навыки в специализированном 5-м классе коррекции 7-го вида с помощью арт-терапии и мультимедиа. ...
25 02 2024 17:52:48
Автор показывает учащимся взаимосвязь двух школьных предметов на примере повторения и закрепления пройденного материала по истории и введение на его основе новой лексики на английском языке....
24 02 2024 18:21:47
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
23 02 2024 20:51:38
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...
22 02 2024 4:48:48
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
21 02 2024 6:51:23
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
20 02 2024 5:51:18
Задачи урока: заинтересовать обучающихся в изучении краеведческого материала, развивать навыки самостоятельной работы с текстами, умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию; воспитывать уважение к историческому прошлому своего региона и народа, чувство толерантности....
19 02 2024 12:41:33
Занятие-пpaктикум формирует представления о материальной культуре кубанского казачества, знакомит с особенностями традиционного костюма. В ходе занятия формируется вкус учащихся, расширяются эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; развиваются умения, связанные с приемами декоративной работы, в группе....
18 02 2024 0:17:44
Целью работы является изучение обрядов народов Севера, особенности традиций и шаманских ритуалов малочисленных народов Севера, проживающих на Таймыре. Использован частично-поисковый метод....
17 02 2024 23:33:15
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
16 02 2024 21:13:47
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
15 02 2024 17:18:58
Главная цель данного урока — воспитание у учащихся патриотизма, уважения к военному прошлому страны, города Томска и края, в котором живут дети, приобщение к краеведческой деятельности. ...
14 02 2024 21:50:49
На вступительном уроке по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» анализируются первые главы романа, а также обобщаются и систематизируются экономические и исторические сведения, связанные с эпохой, получившей отражение в романе. Все это готовит учащихся к восприятию сложности идеологической борьбы 60-х годов XIX века, развивает аналитические умения при сравнительной хаpaктеристике исторических эпох и экономических систем. ...
13 02 2024 22:46:25
Некоторые педагоги считают, что возможности информационных технологий полностью раскрываются только в точных науках, а не в гуманитарных. В статье совершена попытка доказать обратное. Автор делится своим опытом работы использования ИКТ не только на уроках истории, но и во внеурочной деятельности....
12 02 2024 10:33:16
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
11 02 2024 16:16:30
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
10 02 2024 23:47:57
Цель бинарного урока: знакомство с достижениями М.В. Ломоносова в разных областях наук: истории, литературе, языкознании, искусствоведении. На примере жизни и творчества М.В. Ломоносова воспитывается в учащихся положительная мотивация к учению, чувство патриотизма и любви к родине. Особенность урока заключается в наличии метапредметных связей в области литературы, истории, языкознания, МХК, искусствоведения....
09 02 2024 17:22:48
Урок-диспут формирует у учащихся представления о Конституции Российской Федерации и государственной символике России, развивает патриотические чувства и любовь к родине....
08 02 2024 5:51:58
Представлен урок объяснения нового материала. При этом учитель заполняет вместе с учащимися технологическую карту, которая поможет классу в усвоении новой темы. Данная карта выступает как метод организации самостоятельной работы учащихся и как прием познавательной деятельности. Целью урока является проанализировать причины, ход, последствия Крымской войны....
07 02 2024 21:48:39
Вашему вниманию предлагается урок-подарок (на уроке учащиеся дарят другу знания), который способствует развитию логического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах, умение выступать перед аудиторией, воспитывает уважительное отношение к истории других народов, формирует навыки критического отношения к себе и своим товарищам. Необходимым элементом учебной деятельности всех учащихся была работа с контурной картой. ...
06 02 2024 18:50:48
Урок представляет собой интегрированное занятие по русскому языку и истории, которое может быть использовано для повторения пройденного учащимися 5-х классов по курсу истории Древнего мира, закрепления знаний орфографии и фразеологии, а также для отработки навыков работы с текстом на уроках русского языка в рамках подготовки к ГИА....
05 02 2024 0:49:49
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
04 02 2024 11:32:27
Задача истории - воспитание гражданственности, патриотизма. А сделать это при помощи театра можно более эффективно. Театрализованная литературная композиция посвящена 180-летию восстания на Сенатской площади. Мероприятие рассчитано на старшеклассников. Упор сделан на нравственные ценности: честь, долг, верность, любовь. ...
03 02 2024 13:12:56
Урок-диалог «Их вечен с вольностью союз…» по теме «Движение декабристов» поможет учащимся глубже увидеть эпоху, людей, личности участников событий 14 декабря 1825 года; попытаться представить, было ли возможным и реальным осуществление в тот момент задуманного заговорщиками. На примере личностей и хаpaктеров декабристов помочь учащимся увидеть такие качества, как благородство, целеустремленность, верность делу, твердость духа, и способствовать стремлению воспитать их в себе....
02 02 2024 2:51:23
Автор знакомит учащихся с основным ходом Куликовской битвы и ее значением. Формирует навык исследовательской, аналитической работы с историческим и художественным текстом. Воспитывает уважение к истории страны через изучение ее героического прошлого....
01 02 2024 12:32:49
Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...
31 01 2024 16:56:13
Урок раскрывает причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств, дает хаpaктеристику военных событий на Западном и Восточном фронтах. На конкретных примерах учащимся показан трагизм и бессмысленность войны. ...
30 01 2024 4:55:45
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
29 01 2024 18:37:32
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::