Урок по всеобщей истории "Цивилизации Древнего Востока". 10-й класс
Цель урока: показать учащимся на примере изучения истории Древнего Востока интеграцию курсов истории и обществознания, что способствует качественной подготовке к единому государственному экзамену.
Задачи урока:
- рассмотреть появление первых государств, развитие общественных отношений и духовное наследие в странах Древнего Востока;
- продолжить формировать обще-учебные умения и навыки: умение работать с источниками, составлять таблицы, схемы, сравнивать и анализировать;
- развивать интерес к Всеобщей истории.
Форма урока: лабораторная работа.
Метод: поисково-исследовательский.
Оборудование:
1) Загладин Н.В., Симония Н.А.Всеобщая история
с древнейших времен до конца Х1Х
века: Учебник для10 класса общеобразовательных
учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М. ООО «ТИД
«Русское слово – РС», 2008;
2) раздаточный материал для учащихся (Приложения 1, 2).
План урока:
1. Возникновение первых государств
а) понятие государство и его признаки;
б) периодизация истории Древнего мира;
в) теории происхождения государства;
г) предпосылки возникновения и первые государства Древнего Востока.
2. Общественные отношения в древневосточных обществах
а) социальная структура;
б) государственное устройство;
в) Древняя Индия;
г) Древний Китай.
3. Духовные ценности древневосточных обществ
а) достижения египтян;
б) религиозная картина мира в странах Древнего Востока.
ХОД УРОКА
1. Возникновение первых государств
Задание. Дайте определение понятию государство и перечислите его признаки.
Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.
Признаки государства:
1) наличие особой публичной власти, отделенной
от общества и не совпадающей с ним;
2) государственная власть осуществляется
специальным аппаратом управления и принуждения
(бюрократия);
3) территориальная организация власти и
населения;
4) налоги;
5) суверенитет;
6) единые законы:
7) символика государства.
Задание. Работая с учебником Загладина Н.В., Симония Н.А. стр. 57 - 59, составьте таблицу Периодизация истории Древнего мира
Период | Событие |
IV – II тыс. до н.э. | первые государственные образования |
II – I тыс. до н.э. | расцвет древних государств |
Первая половина I тыс. до н.э. | упадок государств |
Задание. Выпишите социально – политические и экономические предпосылки возникновения первых государств и составьте таблицу Первые государства Древнего Востока.
Предпосылки:
1. Социально-политические предпосылки:
а) создаются специальные институты, которые имели право принятия и исполнения решений;
б) обычаи и традиции заменяются законом;
в) появляется армия;
г) возникает аппарат чиновников.
2. Экономические предпосылки:
а) появление металлических орудий труда;
б) повышение производительности труда;
в) появление излишек продуктов.
Первые государства Древнего Востока
Дата | Государство |
IV тыс. до н.э. | Два крупных царства – Нижний и Верхний Египет |
3118 г. до н.э. | Объединение Египта |
ХХIV в. до н.э. | Месопотамия |
III - II тыс.до н.э. | Первые государства в Индии, Китае, Палестине, Финикия. |
Задание. Выпишите теории, объясняющие происхождение государства.
1 теория – заинтересованность зажиточной
родоплеменной верхушки в укреплении своей
власти и защите богатства от малоимущих
соплеменников (марксистская теория).
2 теория – покорение других племен.
3 теория – потребности организации
крупномасштабных общих работ по ирригации и
защите от кочевых племен.
2. Общественные отношения в древневосточных обществах
Задание. Работая с учебником
Загладина Н.В., Симония Н.А. стр.59-63, стр.70-76,
а) составьте схемы и сравните
социально-политическую структуру
Древневосточных обществ (Египет, Месопотамия,
Индия, Китай)
б) определите государственное устройство
Древневосточных обществ и составьте таблицу
Центры первых военных деспотий.
Восточная деспотия – (с греческого –
«неограниченная власть») – форма самодержавной
власти.
Центры первых военных деспотий
Период | Государство | Завоевания |
XIV–XIII вв. до н.э. | Держава хеттов | Воевали с Египтом |
X–VII вв.до н.э. | Ассирия | Малая Азия, Вавилон, Финикия, Дамасское
царство, Иудейское и Израильское царства, Египет, земли хеттов, персидских и мидийских племен |
VII в.до н.э. | Вавилон | Ассирия |
VI в. до н.э. | Персидская держава | Месопотамия, Сирия, Палестина, Финикия, Малая Азия, Египет, Западная Индия |
в) составьте таблицу Государственные образования, возникшие на территории Древней Индии
Период | Государственное образование |
III – II вв. до н.э. | Империя Маурьев |
IV в. н.э. | Держава Гуптов |
г) составьте таблицу Государственные образования, возникшие на территории Древнего Китая
Период | Государственное образование |
II – I тыс. до н.э. | Западное Чжоу |
III в.до н.э. | Империя Цинь |
II в. до н.э. – III в.н.э. | Империя Хань |
3. Духовные ценности древневосточных обществ
Задание. Работая с учебником Загладина Н. В., Симония Н.А. стр. 63-66; 76 -78,
а) выпишите достижения египтян;
б) заполните таблицу Религиозная картина мира в
странах Древнего Востока.
Религии | Основатель религии | Основные идеи |
Зороастризм | ||
Буддизм | ||
Конфуцианство | ||
Иудаизм |
Вывод урока следует из цели и задач, поставленных перед десятиклассниками.
В уроке-игре принимают участие учащиеся одного класса. Можно провести его как внеклассное занятие на всю параллель. Жюри набирается из учеников класса или старшеклассников. Оценки за конкурсы объявляются перед каждым новым конкурсом. В конце игры подводятся итоги, вручаются грамоты и выставляются отметки....
28 01 2023 19:11:11
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
27 01 2023 19:13:56
Цели урока: познакомить с внутренним устроением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса и традиционным расположением на нем икон; развивать кругозор и словарный запас детей....
26 01 2023 4:47:58
В истории каждой страны есть незабываемые даты. Декабрь 1825 года – явление такого рода. По делу декабристов были привлечены 579 человек. В июле 1926 года началась отправка в Сибирь осужденных. Вслед за "государственными преступниками" отправились жены. Наш урок посвящен женам декабристов.
...
25 01 2023 4:28:58
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
24 01 2023 13:26:47
Интегрированный урок по истории и литературе посвящен одному из крупнейших поворотных моментов в истории Отечества – эпохе освобождения. Рассматривается эволюция идеи отмены крепостного права и последствия его отмены на основе исторических источников, литературных произведений второй половины XIX в....
23 01 2023 4:31:48
Урок истории с использованием методов и приёмов личностно-ориентированного подхода: работа в парах, диспут, тестирование. Задачи урока: развитие в детях творческой активности, любознательности, инициативности, самостоятельности. На уроке, в результате повторения основных этапов правления Петра I и Екатерины II, раскрывается вопрос об их значимости и величии....
22 01 2023 4:53:24
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
21 01 2023 13:28:26
Игра актуализирует знания и умения учащихся; формирует активную гражданскую позицию, правовую компетенцию. Мероприятие может проводиться в рамках преподавания курса "Введение в обществознание" в 9-м классе после изучения темы "Права человека и гражданина"....
20 01 2023 12:54:21
Урок проводится в выпускном классе как интегрированный (история + литература + мировая художественная культура) при изучении культуры начала XX века.
...
19 01 2023 4:38:43
Тема рассчитана на один урок. Так как объем материала достаточно большой, целесообразно организовать работу в группе и парами. Для работы на каждую парту раздаются листы с планом урока и заданиями. Ученикам даются рекомендации, как работать с листами в группах и в парах. Проверка знаний проводится в виде теста. Перед выполнением задания также даются рекомендации.
...
18 01 2023 15:20:50
Урок способствует развитию критического мышления учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их роли в мировой истории; способствует развитию мировоззрения учащихся на исторических примерах прошлого, помогает формировать навыки работы учащихся с книгой, картой, таблицей, историческими источниками....
17 01 2023 11:45:49
Урок в 6-м классе с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо призван дать обучающимся представления о том, что такое семья, какие виды семей существуют, сформировать понятие об основных функциях семьи, способствовать формированию активной жизненной позиции, гражданскому самосознанию, уважению к институту семьи....
16 01 2023 22:21:38
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
15 01 2023 12:59:58
Элективный курс ставит своей целью расширить знания учащихся в области потрeбления, механизмов защиты прав потребителя, привить навыки грамотного потрeбления. Данный курс имеет прикладной хаpaктер, направлен на пpaктико-ориентированную деятельность, предназначен для учащихся 9-х классов.
...
14 01 2023 12:30:31
Представлен текст экскурсии, подготовленной и проведенной для учеников 11-го класса, о городе Тарусе. Этот городок в Калужской области с конца XIX века играет важную роль в нашей культурной жизни. На этом материале ученики учатся постигать значение провинции в истории России....
13 01 2023 13:28:52
Урок изучения нового знания проводится в форме проблемного. Его цель заключается в том, чтобы подвести учащихся к пониманию сущности тоталитарного режима и механизмов его становления. Урок способствует развитию у учащихся умения анализировать материал учебника, интерпретировать источники, высказывать аргументированное мнение по обсуждаемым проблемам, выявлять причинно-следственные связи....
12 01 2023 3:51:39
Урок изучение нового материала в игровой форме формирует представление учащихся о культуре греков, воспитании сильных и мужественных защитников родины в связи с увлечением Олимпийскими играми, которые сближали свободное население Греции. Форма обучения – групповая....
11 01 2023 21:23:19
В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система». Дается хаpaктеристика институтам политической системы, выделяются подсистемы и проводится работа структурного анализа на примере политических институтов. ...
10 01 2023 6:41:13
Программа «Музейная педагогика» рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10–16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая. Программа воспитывает человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою родину....
09 01 2023 21:46:39
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
08 01 2023 10:26:16
Вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план.
На уроке идёт творческий процесс осознания роли и значимости формирования гражданского общества в нашем государстве....
07 01 2023 14:54:46
В ходе урока используется методика А.Литвинова, позволяющая превратить текст учебника в динамичные образные сюжеты, вызвать оживление и интерес, увеличить долговременную память. Оздоровительные приемы повышают работоспособность учащихся на уроке.
...
06 01 2023 7:25:13
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
05 01 2023 5:26:34
Интегрированный урок по МХК, ИЗО и истории содержат материалы по культуре и истории России XI-XVII веков, а также сведения о жизни Ге opгия Победоносца, причисленного Христианской церковью к лику святых. Проводится параллель между тремя всадниками России - Ге opгием Победоносцем, Юрием Долгоруким и Петром I. Их имена тесно связаны с историей и художественной культурой Руси.
...
04 01 2023 11:10:56
Учащиеся знакомятся с основным элементом структуры экономической деятельности – обменом и его формой торговлей....
03 01 2023 13:13:12
Урок для 6-го класса по истории средних веков на тему "Классическое средневековье в Европе". Урок проходит в форме игры. Все задания направлены на закрепление знаний по данной теме, повышение интереса к истории.
...
02 01 2023 1:30:49
Урок разработан для 5-го класса на основе стандартов второго поколения по теме «Древняя Индия». Проходит в форме путешествия. Используются методы обучения: наглядный, словесный и пpaктический. Применяется презентация, а также музыка индийского народа....
01 01 2023 13:27:20
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
31 12 2022 10:17:35
Воспитание гражданственности, гордости, патриотизма является одной из задач воспитательной работы Колледжа. Внеурочное воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся и студентов 1-го курса многоуровневого учебного заведения. Призвано помочь обучающимся на этапе адаптации, стимулирует жизненную позицию, развивает чувство гордости за учебное заведение. Разнообразные виды деятельности, дидактическое сопровождение мероприятия стимулирует интерес и познавательную активность обучающихся....
30 12 2022 11:35:19
Интеpaктивное обучение - один из интереснейших подходов в обучении.
Особенность данной методики состоит в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности учеников и учителя. Обучение, направленное на общение, основано на взаимопонимании, взаимодействии. Подлинная готовность детей к совместной деятельности состоит в сосредоточенной, настойчивой и целеустремлённой работе по освоению содержания решения задач на развитие умений и навыков. Ученик получает новые знания в результате взаимодействия с другими учащимися, а теперь уже и в результате использования на уроках информационных технологий.
...
29 12 2022 9:30:50
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
28 12 2022 2:38:41
Представлены дополнительные материалы из художественной литературы, презентация к уроку. Применяется рабочая тетрадь А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной при подготовке домашнего задания. Задачи, выполняемые на уроке: привлечение внимания учащихся к личности Павла I, показываются причины и особенности его внутренней и внешней политики, оцениваются противоречивые итоги правления Павла I....
27 12 2022 20:12:47
Урок помогает сформировать представление об основных особенностях и проблемах демографического, социального и экономического развития Российской империи на рубеже XIX-XX веков, сформировать представление об основных тенденциях и направлениях экономической политики правительства России накануне и в начале XX в....
26 12 2022 15:15:21
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
25 12 2022 11:55:46
7 ноября 1941 г. в Москве на Красной площади состоялся военный парад. Почему из всех парадов, проводившихся на Красной площади, выделяется именно этот? В чем его особенность? Ответ на эти вопросы содержится в рассказе педагога....
24 12 2022 3:54:24
Урок изучает особенности культуры, традиций и обычаев древних китайцев; знакомит учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция. Формирует умения выделять главное, работать с текстом, картой, наглядными пособиями. Развивать умение воспроизводить информацию, ориентироваться в событиях истории Древнего Востока....
23 12 2022 17:30:10
Интеpaктивное обучение – погружение в общение. Сущность занятия по интеpaктивной технологии состоит в том, что в малых группах обсуждаются частные аспекты одной проблемы, которую предстоит решить всему классу. Уроки повышают активность и самостоятельность учащихся, развивают навыки анализа, критического мышления, взаимодействия....
22 12 2022 7:24:43
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
21 12 2022 9:55:50
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
20 12 2022 6:56:19
Данный комбинированный урок может быть использован в курсе истории России 7-го класса или краеведения Адыгeи. На уроке используются различные методы и информационные технологии....
19 12 2022 16:22:50

Урок обобщает знания школьников по истории Отечественной войны 1812 года; акцентирует внимание на важнейших событиях, определяет их значение в ходе войны; показывает народно-освободительный хаpaктер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев; рассматривает итоги и значение победы русского народа, как для России, так и для народов Европы....
18 12 2022 9:54:14
Урок-игра по теме "Средневековое рыцарство". На уроке проверяется умение учащихся работать с документами, систематизировать полученный материал, делать выводы, презентовать полученные результаты. Игровая форма урока позволяет школьникам среднего звена в более привычной для них форме усвоить новые знания, способствовать повышению интереса к урокам истории, самостоятельному развитию знаний по геральдике....
17 12 2022 21:49:50
В статье с позиции учителя-пpaктика показаны формы учебной интеграции уроков истории, их типы, а также позитивное значение интегрированных уроков, которые позволяют преодолевать разобщенность научного знания по дисциплинам....
16 12 2022 2:48:38
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур.
...
15 12 2022 0:30:30
В процессе подготовки к ЕГЭ важно использовать различные формы и способы проверки знаний и умений, необходимо обеспечить систематическое повторение пройденного. На примере данного урока делается попытка показать, каким образом можно организовать работу в 11-м классе при изучении обществознания на профильном уровне....
14 12 2022 16:24:59
Статья содержит материалы об интеpaктивных методах, которых можно активно использовать на уроках истории и обществознания. Это: "мозговой штурм", дискуссия, ролевая игра, метод "синквейна", "Три предложения" и др. Применение в пpaктике преподавания интеpaктивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся и эффективности урока.
...
13 12 2022 14:27:53
Данное внеклассное занятие помогает решать проблемы патриотического воспитания учащихся, познания общечеловеческих ценностей, осознания себя гражданином многонациональной страны.
При этом используются различные методы: игровая деятельность, постановка проблемной задачи, творческая и поисковая деятельность самих учащихся.
...
12 12 2022 21:16:22
Урок является завершающим при изучении темы «Гражданское право» в курсе "Право" в 11-м классе. Урок разработан по учебнику «Право. 11 класс» под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. Одной из основных задач, поставленных на уроке, является формирование углубленного интереса к праву и создание основы для становления правовой компетенции выпускников.
...
11 12 2022 17:19:58
Интеллектуальная игра посвящена знаменательной дате – 65-летию Великой Победы. Она проводится среди учащихся 9-х или 11-х классов и направлена на актуализацию знаний об одном из самых трагических и памятных событий....
10 12 2022 15:51:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::