Конспект урока истории в 10-м классе "Татаро–монгольское иго на Руси. Хозяйство Руси в XIV–XV веках" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Конспект урока истории в 10-м классе "Татаро–монгольское иго на Руси. Хозяйство Руси в XIV–XV веках"


    Конспект урока истории в 10-м классе "Татаро–монгольское иго на Руси. Хозяйство Руси в XIV–XV веках"

Цели урока:

  • Повторить, закрепить в памяти учащихся основные факты, имена, даты изучаемого курса.
  • Способствовать развитию у школьников интереса к истории, воспитание патриотизма.
  • Рассказать об установлении монгольского ига на Руси и показать принципы управления Русью; обобщить итоги и последствия более двухвекового владычества монголо-татар; осветить главные тенденции в сфере хозяйства, экономики и социальных отношений на русских землях в период XIV – начала XV веков.

ХОД УРОКА

I. Организационный  момент

– Здравствуйте, ребята!

II. Опрос

– На прошлом уроке мы познакомились с темой «Татаро-монгольское вторжение на Русь». «Батыево разорение. Вторжение крестоносцев».  Повторение мы проведем в виде викторины «Умники и умницы».
Соревнования называются по-гречески агонами, участники – агонистами. Все остальные в это время теоретики. Если агонист не может дать правильный ответ, то на вопрос отвечает теоретик, первый поднявший руку. За правильный ответ получает «Орден умника». В каждом агоне 3 агониста.

3 теоретика выполняют задание письменно (в этот период).

Работа с перфокартой «Русь в датах»

– Перечислите причины успешных завоевательных походов татаро-монгольской армии.
– Назовите не менее 5 таких причин.
– Какова причина поражения княжеств Руси в борьбе с татаро-монгольским нашествием (план)

Игра «Умники и умницы»

Красная дорожка – самый короткий путь к победе, но на ней нельзя ошибаться. На желтой дорожке три этапа, ошибиться можно один раз и со штрафным очком перейти в следующий этап. На зеленой дорожке четыре этапа, ошибиться можно два раза и переходить в следующий этап с двумя штрафными очками.

Приглашаются 3 агониста.

Первый агон. Полководцы, войны, сражения

Розыгрыш дорожек

Подбери к иллюстрации нужную дату. (Используется картина В. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами».)

Этап 1. Узнай событие

Зеленая дорожка

Был страшный год, когда все страны
Боялись больше чем огня,
Батыя – внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня…

Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи гoлой,
Топча сухие ковыли. (Нашествие Батыя)

Желтая дорожка

Некому было стонать и плакать, некому было скорбеть о погибших, родителям о детях, детям о родителях, братьям о братьях – все вместе лежали мертвые… (Завоевание Рязани Батыем)

Красная дорожка

Под нами лед, над нами небо,
За нами наши города,
Ни леса, ни земли, ни хлеба
Не взять ливонцам никогда. (Ледовое побоище)

Этап 2. Исторические диалоги

Зеленая дорожка

«Требуем от вас, горожане, 10 часть во всем – заявили послы Батыя – в людях, в князях, в конях». Что совет князей ответил Хану? (Только когда нас не будет (в живых) то все ваше будет)

Желтая дорожка

Вы, русские князья, собранные в Киеве Мстиславом Мстиславовичем, узнав о вторжении татар в половецкие земли и об их просьбе оказать помощь. После долгих споров вы приняли решение, какое? (Лучше нам принять их на чужой земле, нежели на своей)

Красная дорожка

Князь Святослав! Удача сопутствует тебе в походах. Какими речами ты воодушевляешь своих воинов? (Не посрамим земли Русской, но ляжем костьми. Мертвые сраму не имут. Станем крепко. Аз же перед вами пойду)

Этап 3. Когда было сражение

Зеленая дорожка

Невская битва (1240 год)

Желтая дорожка

Нашествие Батыя на Русь (1237-1240 г.)

Красная дорожка

Когда в военной истории опасность представляла «свинья»? (В Ледовом побоище 1242 года войска немецких рыцарей были построены грозным клином – «свиньей»)

Второй агон

Приглашаются 3 агониста на 2 агон.

Розыгрыш дорожек

Кто изображен на полотне? (Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III)

Этап 1. Неотосланные депеши

Кто и когда мог отправить такую депешу?

Зеленая дорожка

«Взяли Рязань и Владимир, двинулись к Новгороду, задержались у Koзeльска – злой город!» (Нашествие Батыя 1238 год)

Желтая дорожка

«Противник разбит. Гнали его 7 верст по озеру. В плен взяли 450 человек» (Ледовое побоище 1242 год)

Красная дорожка

Хан не решился вступить в битву, хоть и дважды пытался перейти через реку. Повернул войска и ушел в орду. (Стояние на реке Угре. Хан Ахмед 1480 год)

Этап 2. Исторические диалоги

Зеленая дорожка

А. Невский! Говорят, что после разгрома немецких рыцарей на Чудском озере тобой было сказано («Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет земля Русская!»)

Желтая дорожка

Дмитрий Иванович! Отправляясь в поход на Дон, ты посетил Троицкий монастырь. С кем ты встретился и для чего? (Сергий Радонежский благословил на битву, дал помощь небесную двум инокам богатырям)

Красная дорожка

Хан Батыя! После разгрома Рязани и разорения рязанской Земли произошла еще одна битва с рязанцами в Суздальской земле. Ты выиграл то сражение, но пленников после битвы отпустил. Почему? (Мы со многими царями во многих землях, на многих бранях бывали, но таких удальцов не видали. Эти люди крылаты и не знают cмepти, сражаясь один с тысячью, а два с тьмою» с этими словами были отпущены пленники из отряда Евпатия Коловрата, а тело героя было отдано для погребения)

Проверка домашнего задания

Чтение стихов собственного сочинения о героизме защитников.

Этап 3. Полководцы и события

Зеленая дорожка

На гoлyбом и мокроватом
Чудском потрескивавшем льду
В шесть тыщ семьсот пятидесятом
От сотворения году.

(Ледовое побоище состоялось 5 апреля 1242 г. В допетровской Руси счет велся от Сотворения мира. Именно эта дата и указана в стихотворении.)

Желтая дорожка

Большую, тысяч в триста, рать
Привел… на Дон.
Она дpaкуном в сто голов
Легла на берегу.
О ней вернее этих слов
Сказать я не могу.

(Куликовская битва, 1380 г.)

Красная дорожка

На помощь половцы позвали
Отбить татарские полки,
Но нет единства меж князьями,
Хоть кони быстры и легки.
И сеча та была сурова
У протекающей реки…
Татары пленников связали,
Покрыли досками и там
На них победу пировали…

(Битва на р. Калке, 1223 г.)

Третий агон

Приглашаются 3 агониста на 3 агон.

Розыгрыш дорожек

Узнай город и покажи его на карте.
Со времен княжения Кия
Над Днепром поднялся новый град
В белокаменной Софии
Побывать каждый русский был рад. (Киев.)

Ой ты, город Великий!
Господин торговых дел!
От боев с Ордою дикой
Ты счастливо уцелел!
Там, куда садится солнце,
Неспокойно в этот час –
Ведь задумали ливонцы
Наши земли взять у нас… (Новгород.)

Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!..
И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною. (Москва) 

Этап 1. «Чингис-Хан»

Зеленая дорожка

Имя Чингис-Хан переводится на русский язык следующим образом: «Хан великий как океан». Какой же водоем считали океаном монголы? (Озеро Байкал – самый большой известный им в то время водоем)

Желтая дорожка

Именно этих домашних животных в детстве очень боялся маленький Тэмучжин – будущий Чингис-Хан. (Отец Тэмучжина сказал будущему тестю: «Страсть боится собак мой малыш».)

Красная дорожка

За всю историю существования этого великого трaнcконтинетального пути только основанной Чингис-Ханом монгольской империи удалось получить полный контроль над ним. (Великий шелковый путь).

Этап 2. Исторические диалоги

Зеленая дорожка

Княгиня Ольга в 945 г. древляне казнили вашего мужа князя Игоря. Легенда гласит, что вы отомстили. Как? (Первых древлянских послов Ольга живьем закопала в землю, вторых сожгла в бане, напоив вином дружину древлян приказала всех убить. У жителей Коростеля взяла дань: по 3 гoлyбя и воробья с каждого двора. К лапкам птиц привязала зажженный прут с серой. Птицы возвратились в свои гнезда под крыши домов, и город сгорел.)

Желтая дорожка

Князь Владимир. Приходили к вам послы от волжских болгар, приезжали послы немецкие и проповедники иудейские. Всем им ты, князь, сказал: «Идите прочь!» Выслушав греческого философа, задумался. О чем? (Князь Владимир выслушал всех послов, затем отправил своих в разные стороны. Вернувшиеся из Константинополя рассказали князю о богослужении в Софийском соборе, и в 988 г. князь Владимир крестил Русь.)

Красная дорожка

Одолели нас печенежские набеги. Нужно защитить границы юго-восточной Руси, и повелел ты, князь Владимир… (Строить города на юге и набирать жителей от словен, от кривич, от чюди, от вятич и селить в эти города).

Этап 3. Откуда эти слова

Зеленая дорожка

«Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжите и откуда Русская земля стала есть». («Повесть временных лет», начало XII в.)

Желтая дорожка

«Соколи и кречети, белозерские ястреби борзо за Дон перелетеша, ударишася на гуси и лебеди, грянушася копия харалужные, мечи булатныя, топори легкия, щиты московскые, тогда поля кости насеяны…» («Задонщина». Автор – боярин Софроний.)

Красная дорожка

Ты, князь Ярослав Мудрый, перед своей кончиной дал завещание сыновьям своим, сказав им… (Живите в любви, потому что вы братья. На столе моем заместить меня старшему моему сыну Изяславу, Святославу – Чернигов, Всеволоду – Переяславль).

– Итак, мы повторили и закрепили в памяти основные факты, даты, имена периоды вторжения татаро-монголов и крестоносцев на Русь, выявили умников и умниц по этому периоду истории (Они получают оценку «5» – Ф.И. учеников).

III.  Сообщение темы и цели урока

Сейчас мы переходим к изучению новой темы «Татаро-монгольское иго на Руси. Хозяйство Руси XIV–XV века» (открывается тема урока, план на доске). Мы узнаем об установлении монгольского ига на Руси, принципах управления Русью; обобщим итоги и последствия более двухвекового владычества монголо-татар и поговорим о дальнейшем развитии хозяйства Руси.

План:

1. Татаро-монгольское иго. Власть золотой орды и принципы организации ордынской власти на Руси.
2. Последствия его для истории Руси. Дискуссии в историографии.
3. Народные восстания и княжеская политика в отношении ханов.
4. Восстановление хозяйства и культуры.

IV. Изучение новой темы

1. Татаро-монгольское иго. Власть золотой орды и принципы организации ордынской власти на Руси. (Работа по схеме при объяснении темы)

Схема «Система властвования Золотой Орды над русскими землями»

 

Словарная работа: (иго, улус, ярлык, баскаки, ордынский выход).
Русь не просто потерпела урон в противоборстве татаро-монголам, но стала завоеванной территорией, частью Золотоордынской империей. На Русских землях установилось татаро-монгольское иго (иго – политическое и экономическое угнетение). Русь была одной из частей (улусов) громадной империи ханов (улус – в переводе с монгольского – владение). Русь была улусом хана Золотой Орды, а русские князья таким образом являлись вассалами хана. В русских княжествах сохранялась своя военно-административная организация, русские князья правили от имени верховной власти хана, получая из его рук ярлыки на свои княжения, (ярлык – ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих землях).
Положение Руси в составе орды отличалось от среднеазиатского региона тем, что на Руси не было постоянной монгольской администрации.
В русских княжествах расположились ордынские карательные отряды во главе с баскаками (представителями ордынского хана на Руси) дословный перевод с тюркского – давители. Баскаки не были наместниками хана в покоренных землях: для этого они не имели ни военной силы, ни своей администрации. Их задача – поддерживать порядок, послушание князей и их подданных, главное же – наблюдать за исправным сбором и поступлением в орду дани с Руси, того ордынского выхода о котором с горечью и болью упоминают летописи и сказания.
Итальянец Плана Карпини, побывавший в середине XIII века в монгольской империи достаточно определенно очерчивает круг обязанностей баскаков в тех землях, куда завоеватели позволили вернуться прежним правителем, сохранив за ними их владения; «Как вождям, так и другим подобает повиноваться их мановению, и если люди какого-нибудь города или земли не делают того, что они (баскаки), захотят, то эти баскаки возражают им, что они не верны…»
По доносам баскаков хан вызывал непокорного князя на расправу в орду или для усмирения непокорных посылал карательное войско, которое внезапно обрушивалось на жителей и истрeбляло их. За вторую половину XIII века ордынцы 14 раз вторгались в пределы рус. княжеств, а Дюдева рать 1293-го года по своим масштабам напоминало Батыево нашествие.
Баскаки занозами сидели на княжеских дворах и под их бдительным присмотром трудно было надеяться собрать силы для борьбы против завоевателей.
Таким образом, татаро-монгольское иго представляло собой сложную, изменяющуюся со временем систему главной целью которой было использование экономического и военного потенциала Руси в интересах Золотой Орды. В экономическом отношении оно проявлялось в ежегодной выплате Русью огромной дани татарам (а Русь платила дань не только материальными на и многочисленными людскими ресурсами, как ремесленниками, так и крестьянами и горожанами, которых забирали для службы в монгольское войско; с жителей брали не только дань но и другие налоги: по плужные (подать с плуга), ям (сборы для поддержания ямской гоньбы – почтовой службы), корм, собирали подводы, воинов.) В политической – жестким контролем орды за деятельностью князей, в культурном – принудительным использованием русских мастеров, расхищением материальных и культурных ценностей.
Переходим ко второму вопросу.

2. Последствия ига для истории Руси. Дискуссии в историографии.

Задание классу: потери и приобретения Руси законспектировать.

(Выступление ученицы)

В стихотворении «Россия» поэт В. Брюсов писал: Россия! В злые дни Батыя. Кто, монгольскому потопу возвел плотину, как не ты? Чья напряженной воле, выя, за плату рабств, спасла Европу от Чингисхановской пяты?» Согласились бы вы с такой оценкой роли Руси в период монгольского нашествия? Выберите правильный ответ и объясните его:
а) да  б) не вполне  в) нет.

Переходим к третьему вопросу.

3. Народные восстания и княжеская политика в отношении ханов.

Хаpaктеристику народным восстаниям даст ученик, покажет различную реакцию на завоевателей в разных социальных слоях населения и позицию князей в этих конфликтах.

(Выступление ученика)

А. Невский дальновидный политик осознавал невозможность противостояния монголо-татарам военным путем, поэтому единственной возможностью сохранения русских сил и спасения от полного уничтожения в данное время было сотрудничество с ними. Татары после облавы возвращались обратно в Орду. А цель немецкого и шведского орденов – экспансия и полное включение русских земель в состав и конфессионального государства. Отпор шведам и немцам был важным политическим решением.

Переходим к четвертому вопросу.

4. Восстановление хозяйства и культуры.

Задание детям. Работая самостоятельно с учебником по группам обратить внимание:

1 гр. – что свидетельствует о подъеме хозяйства. (с. 136-137)
2 гр. – что свидетельствует о развитии городов (с. 137-138)
3 гр. – что в социальных группах и сословиях появляется нового? (с. 138-139)

Разбор ответов учащихся по заданиям групп.

V.  Закрепление

Решение тестов.

VI.  Итоги урока

VII.  Задание на дом: п. 20-21 (уч. История России), письм. вопр. 2,4 с. 140. 2 гл. III (уч. Рос. Цивил.).

Список литературы:

  1. Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе: Пpaктическое пособие для учителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 160 с.
  2. Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» Выпуск – 1. 2003.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

24 04 2024 2:30:29

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

23 04 2024 13:30:26

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

22 04 2024 21:36:39

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

21 04 2024 7:56:15

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

20 04 2024 9:29:20

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

19 04 2024 19:21:51

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

18 04 2024 17:23:17

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

17 04 2024 16:54:26

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

16 04 2024 9:54:37

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

15 04 2024 13:47:13

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

14 04 2024 13:25:43

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

13 04 2024 3:40:58

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

12 04 2024 19:22:36

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

11 04 2024 3:12:43

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

10 04 2024 22:36:55

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

09 04 2024 1:36:50

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

08 04 2024 21:12:53

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

07 04 2024 9:53:25

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

06 04 2024 14:16:44

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

05 04 2024 21:21:27

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

04 04 2024 13:31:51

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

03 04 2024 10:53:54

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

02 04 2024 11:29:31

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

01 04 2024 1:15:27

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

31 03 2024 20:57:25

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

30 03 2024 3:56:40

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

29 03 2024 7:37:32

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

28 03 2024 9:42:59

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

27 03 2024 1:23:22

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

26 03 2024 14:54:21

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

25 03 2024 4:45:11

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

24 03 2024 19:41:49

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

23 03 2024 6:14:27

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

22 03 2024 9:59:29

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

21 03 2024 16:11:41

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

20 03 2024 16:58:47

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

19 03 2024 9:33:41

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

18 03 2024 2:56:30

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

17 03 2024 9:55:41

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

16 03 2024 8:26:41

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

15 03 2024 1:17:41

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

14 03 2024 20:24:12

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

13 03 2024 12:13:19

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

12 03 2024 14:30:54

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

11 03 2024 0:21:26

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

10 03 2024 22:36:30

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

09 03 2024 23:50:16

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

08 03 2024 13:53:53

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

07 03 2024 15:40:42

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

06 03 2024 8:50:44

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::