Конспект урока истории в 10-м классе "Татаро–монгольское иго на Руси. Хозяйство Руси в XIV–XV веках"
Цели урока:
- Повторить, закрепить в памяти учащихся основные факты, имена, даты изучаемого курса.
- Способствовать развитию у школьников интереса к истории, воспитание патриотизма.
- Рассказать об установлении монгольского ига на Руси и показать принципы управления Русью; обобщить итоги и последствия более двухвекового владычества монголо-татар; осветить главные тенденции в сфере хозяйства, экономики и социальных отношений на русских землях в период XIV – начала XV веков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята!
II. Опрос
– На прошлом уроке мы познакомились с темой
«Татаро-монгольское вторжение на Русь». «Батыево
разорение. Вторжение крестоносцев».
Повторение мы проведем в виде викторины «Умники
и умницы».
Соревнования называются по-гречески агонами,
участники – агонистами. Все остальные в это
время теоретики. Если агонист не может дать
правильный ответ, то на вопрос отвечает теоретик,
первый поднявший руку. За правильный ответ
получает «Орден умника». В каждом агоне 3
агониста.
3 теоретика выполняют задание письменно (в этот период).
Работа с перфокартой «Русь в датах»
– Перечислите причины успешных завоевательных
походов татаро-монгольской армии.
– Назовите не менее 5 таких причин.
– Какова причина поражения княжеств Руси в
борьбе с татаро-монгольским нашествием (план)
Игра «Умники и умницы»
Красная дорожка – самый короткий путь к победе, но на ней нельзя ошибаться. На желтой дорожке три этапа, ошибиться можно один раз и со штрафным очком перейти в следующий этап. На зеленой дорожке четыре этапа, ошибиться можно два раза и переходить в следующий этап с двумя штрафными очками.
Приглашаются 3 агониста.
Первый агон. Полководцы, войны, сражения
Розыгрыш дорожек
Подбери к иллюстрации нужную дату. (Используется картина В. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами».)
Этап 1. Узнай событие
Зеленая дорожка
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше чем огня,
Батыя – внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня…
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи гoлой,
Топча сухие ковыли. (Нашествие Батыя)
Желтая дорожка
Некому было стонать и плакать, некому было скорбеть о погибших, родителям о детях, детям о родителях, братьям о братьях – все вместе лежали мертвые… (Завоевание Рязани Батыем)
Красная дорожка
Под нами лед, над нами небо,
За нами наши города,
Ни леса, ни земли, ни хлеба
Не взять ливонцам никогда. (Ледовое побоище)
Этап 2. Исторические диалоги
Зеленая дорожка
«Требуем от вас, горожане, 10 часть во всем – заявили послы Батыя – в людях, в князях, в конях». Что совет князей ответил Хану? (Только когда нас не будет (в живых) то все ваше будет)
Желтая дорожка
Вы, русские князья, собранные в Киеве Мстиславом Мстиславовичем, узнав о вторжении татар в половецкие земли и об их просьбе оказать помощь. После долгих споров вы приняли решение, какое? (Лучше нам принять их на чужой земле, нежели на своей)
Красная дорожка
Князь Святослав! Удача сопутствует тебе в походах. Какими речами ты воодушевляешь своих воинов? (Не посрамим земли Русской, но ляжем костьми. Мертвые сраму не имут. Станем крепко. Аз же перед вами пойду)
Этап 3. Когда было сражение
Зеленая дорожка
Невская битва (1240 год)
Желтая дорожка
Нашествие Батыя на Русь (1237-1240 г.)
Красная дорожка
Когда в военной истории опасность представляла «свинья»? (В Ледовом побоище 1242 года войска немецких рыцарей были построены грозным клином – «свиньей»)
Второй агон
Приглашаются 3 агониста на 2 агон.
Розыгрыш дорожек
Кто изображен на полотне? (Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III)
Этап 1. Неотосланные депеши
Кто и когда мог отправить такую депешу?
Зеленая дорожка
«Взяли Рязань и Владимир, двинулись к Новгороду, задержались у Koзeльска – злой город!» (Нашествие Батыя 1238 год)
Желтая дорожка
«Противник разбит. Гнали его 7 верст по озеру. В плен взяли 450 человек» (Ледовое побоище 1242 год)
Красная дорожка
Хан не решился вступить в битву, хоть и дважды пытался перейти через реку. Повернул войска и ушел в орду. (Стояние на реке Угре. Хан Ахмед 1480 год)
Этап 2. Исторические диалоги
Зеленая дорожка
А. Невский! Говорят, что после разгрома немецких рыцарей на Чудском озере тобой было сказано («Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет земля Русская!»)
Желтая дорожка
Дмитрий Иванович! Отправляясь в поход на Дон, ты посетил Троицкий монастырь. С кем ты встретился и для чего? (Сергий Радонежский благословил на битву, дал помощь небесную двум инокам богатырям)
Красная дорожка
Хан Батыя! После разгрома Рязани и разорения рязанской Земли произошла еще одна битва с рязанцами в Суздальской земле. Ты выиграл то сражение, но пленников после битвы отпустил. Почему? (Мы со многими царями во многих землях, на многих бранях бывали, но таких удальцов не видали. Эти люди крылаты и не знают cмepти, сражаясь один с тысячью, а два с тьмою» с этими словами были отпущены пленники из отряда Евпатия Коловрата, а тело героя было отдано для погребения)
Проверка домашнего задания
Чтение стихов собственного сочинения о героизме защитников.
Этап 3. Полководцы и события
Зеленая дорожка
На гoлyбом и мокроватом
Чудском потрескивавшем льду
В шесть тыщ семьсот пятидесятом
От сотворения году.
(Ледовое побоище состоялось 5 апреля 1242 г. В допетровской Руси счет велся от Сотворения мира. Именно эта дата и указана в стихотворении.)
Желтая дорожка
Большую, тысяч в триста, рать
Привел… на Дон.
Она дpaкуном в сто голов
Легла на берегу.
О ней вернее этих слов
Сказать я не могу.
(Куликовская битва, 1380 г.)
Красная дорожка
На помощь половцы позвали
Отбить татарские полки,
Но нет единства меж князьями,
Хоть кони быстры и легки.
И сеча та была сурова
У протекающей реки…
Татары пленников связали,
Покрыли досками и там
На них победу пировали…
(Битва на р. Калке, 1223 г.)
Третий агон
Приглашаются 3 агониста на 3 агон.
Розыгрыш дорожек
Узнай город и покажи его на карте.
Со времен княжения Кия
Над Днепром поднялся новый град
В белокаменной Софии
Побывать каждый русский был рад. (Киев.)
Ой ты, город Великий!
Господин торговых дел!
От боев с Ордою дикой
Ты счастливо уцелел!
Там, куда садится солнце,
Неспокойно в этот час –
Ведь задумали ливонцы
Наши земли взять у нас… (Новгород.)
Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!..
И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною. (Москва)
Этап 1. «Чингис-Хан»
Зеленая дорожка
Имя Чингис-Хан переводится на русский язык следующим образом: «Хан великий как океан». Какой же водоем считали океаном монголы? (Озеро Байкал – самый большой известный им в то время водоем)
Желтая дорожка
Именно этих домашних животных в детстве очень боялся маленький Тэмучжин – будущий Чингис-Хан. (Отец Тэмучжина сказал будущему тестю: «Страсть боится собак мой малыш».)
Красная дорожка
За всю историю существования этого великого трaнcконтинетального пути только основанной Чингис-Ханом монгольской империи удалось получить полный контроль над ним. (Великий шелковый путь).
Этап 2. Исторические диалоги
Зеленая дорожка
Княгиня Ольга в 945 г. древляне казнили вашего мужа князя Игоря. Легенда гласит, что вы отомстили. Как? (Первых древлянских послов Ольга живьем закопала в землю, вторых сожгла в бане, напоив вином дружину древлян приказала всех убить. У жителей Коростеля взяла дань: по 3 гoлyбя и воробья с каждого двора. К лапкам птиц привязала зажженный прут с серой. Птицы возвратились в свои гнезда под крыши домов, и город сгорел.)
Желтая дорожка
Князь Владимир. Приходили к вам послы от волжских болгар, приезжали послы немецкие и проповедники иудейские. Всем им ты, князь, сказал: «Идите прочь!» Выслушав греческого философа, задумался. О чем? (Князь Владимир выслушал всех послов, затем отправил своих в разные стороны. Вернувшиеся из Константинополя рассказали князю о богослужении в Софийском соборе, и в 988 г. князь Владимир крестил Русь.)
Красная дорожка
Одолели нас печенежские набеги. Нужно защитить границы юго-восточной Руси, и повелел ты, князь Владимир… (Строить города на юге и набирать жителей от словен, от кривич, от чюди, от вятич и селить в эти города).
Этап 3. Откуда эти слова
Зеленая дорожка
«Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжите и откуда Русская земля стала есть». («Повесть временных лет», начало XII в.)
Желтая дорожка
«Соколи и кречети, белозерские ястреби борзо за Дон перелетеша, ударишася на гуси и лебеди, грянушася копия харалужные, мечи булатныя, топори легкия, щиты московскые, тогда поля кости насеяны…» («Задонщина». Автор – боярин Софроний.)
Красная дорожка
Ты, князь Ярослав Мудрый, перед своей кончиной дал завещание сыновьям своим, сказав им… (Живите в любви, потому что вы братья. На столе моем заместить меня старшему моему сыну Изяславу, Святославу – Чернигов, Всеволоду – Переяславль).
– Итак, мы повторили и закрепили в памяти основные факты, даты, имена периоды вторжения татаро-монголов и крестоносцев на Русь, выявили умников и умниц по этому периоду истории (Они получают оценку «5» – Ф.И. учеников).
III. Сообщение темы и цели урока
Сейчас мы переходим к изучению новой темы «Татаро-монгольское иго на Руси. Хозяйство Руси XIV–XV века» (открывается тема урока, план на доске). Мы узнаем об установлении монгольского ига на Руси, принципах управления Русью; обобщим итоги и последствия более двухвекового владычества монголо-татар и поговорим о дальнейшем развитии хозяйства Руси.
План:
1. Татаро-монгольское иго. Власть золотой орды и
принципы организации ордынской власти на Руси.
2. Последствия его для истории Руси. Дискуссии в
историографии.
3. Народные восстания и княжеская политика в
отношении ханов.
4. Восстановление хозяйства и культуры.
IV. Изучение новой темы
1. Татаро-монгольское иго. Власть золотой орды и принципы организации ордынской власти на Руси. (Работа по схеме при объяснении темы)
Схема «Система властвования Золотой Орды над русскими землями»
Словарная работа: (иго, улус, ярлык,
баскаки, ордынский выход).
Русь не просто потерпела урон в противоборстве
татаро-монголам, но стала завоеванной
территорией, частью Золотоордынской империей. На
Русских землях установилось татаро-монгольское
иго (иго – политическое и экономическое
угнетение). Русь была одной из частей (улусов)
громадной империи ханов (улус – в переводе с
монгольского – владение). Русь была улусом хана
Золотой Орды, а русские князья таким образом
являлись вассалами хана. В русских княжествах
сохранялась своя военно-административная
организация, русские князья правили от имени
верховной власти хана, получая из его рук ярлыки
на свои княжения, (ярлык – ханская грамота,
дававшая право русским князьям властвовать в
своих землях).
Положение Руси в составе орды отличалось от
среднеазиатского региона тем, что на Руси не было
постоянной монгольской администрации.
В русских княжествах расположились ордынские
карательные отряды во главе с баскаками
(представителями ордынского хана на Руси)
дословный перевод с тюркского – давители.
Баскаки не были наместниками хана в покоренных
землях: для этого они не имели ни военной силы, ни
своей администрации. Их задача – поддерживать
порядок, послушание князей и их подданных,
главное же – наблюдать за исправным сбором и
поступлением в орду дани с Руси, того ордынского
выхода о котором с горечью и болью упоминают
летописи и сказания.
Итальянец Плана Карпини, побывавший в середине
XIII века в монгольской империи достаточно
определенно очерчивает круг обязанностей
баскаков в тех землях, куда завоеватели
позволили вернуться прежним правителем,
сохранив за ними их владения; «Как вождям, так и
другим подобает повиноваться их мановению, и
если люди какого-нибудь города или земли не
делают того, что они (баскаки), захотят, то эти
баскаки возражают им, что они не верны…»
По доносам баскаков хан вызывал непокорного
князя на расправу в орду или для усмирения
непокорных посылал карательное войско, которое
внезапно обрушивалось на жителей и истрeбляло
их. За вторую половину XIII века ордынцы 14 раз
вторгались в пределы рус. княжеств, а Дюдева рать
1293-го года по своим масштабам напоминало Батыево
нашествие.
Баскаки занозами сидели на княжеских дворах и
под их бдительным присмотром трудно было
надеяться собрать силы для борьбы против
завоевателей.
Таким образом, татаро-монгольское иго
представляло собой сложную, изменяющуюся со
временем систему главной целью которой было
использование экономического и военного
потенциала Руси в интересах Золотой Орды. В
экономическом отношении оно проявлялось в
ежегодной выплате Русью огромной дани татарам (а
Русь платила дань не только материальными на и
многочисленными людскими ресурсами, как
ремесленниками, так и крестьянами и горожанами,
которых забирали для службы в монгольское
войско; с жителей брали не только дань но и другие
налоги: по плужные (подать с плуга), ям (сборы для
поддержания ямской гоньбы – почтовой службы),
корм, собирали подводы, воинов.) В политической –
жестким контролем орды за деятельностью князей,
в культурном – принудительным использованием
русских мастеров, расхищением материальных и
культурных ценностей.
Переходим ко второму вопросу.
2. Последствия ига для истории Руси. Дискуссии в историографии.
Задание классу: потери и приобретения Руси законспектировать.
(Выступление ученицы)
В стихотворении «Россия» поэт В. Брюсов писал:
Россия! В злые дни Батыя. Кто, монгольскому потопу
возвел плотину, как не ты? Чья напряженной воле,
выя, за плату рабств, спасла Европу от
Чингисхановской пяты?» Согласились бы вы с такой
оценкой роли Руси в период монгольского
нашествия? Выберите правильный ответ и объясните
его:
а) да б) не вполне в) нет.
Переходим к третьему вопросу.
3. Народные восстания и княжеская политика в отношении ханов.
Хаpaктеристику народным восстаниям даст ученик, покажет различную реакцию на завоевателей в разных социальных слоях населения и позицию князей в этих конфликтах.
(Выступление ученика)
А. Невский дальновидный политик осознавал невозможность противостояния монголо-татарам военным путем, поэтому единственной возможностью сохранения русских сил и спасения от полного уничтожения в данное время было сотрудничество с ними. Татары после облавы возвращались обратно в Орду. А цель немецкого и шведского орденов – экспансия и полное включение русских земель в состав и конфессионального государства. Отпор шведам и немцам был важным политическим решением.
Переходим к четвертому вопросу.
4. Восстановление хозяйства и культуры.
Задание детям. Работая самостоятельно с учебником по группам обратить внимание:
1 гр. – что свидетельствует о подъеме хозяйства.
(с. 136-137)
2 гр. – что свидетельствует о развитии городов (с.
137-138)
3 гр. – что в социальных группах и сословиях
появляется нового? (с. 138-139)
Разбор ответов учащихся по заданиям групп.
V. Закрепление
Решение тестов.
VI. Итоги урока
VII. Задание на дом: п. 20-21 (уч. История России), письм. вопр. 2,4 с. 140. 2 гл. III (уч. Рос. Цивил.).
Список литературы:
- Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе: Пpaктическое пособие для учителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 160 с.
- Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» Выпуск – 1. 2003.
Урок на тему «Информационные технологии в преподавании истории». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы....
31 03 2023 16:45:59
На уроке изучаются причины дворцовых переворотов XVIII века. Учащиеся знакомятся с ходом дворцовых переворотов; исследуются сущность и хаpaктер....
30 03 2023 2:30:55
Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....
29 03 2023 20:50:54
Методическая разработка урока по теме «Северо-Восточная Русь в XII веке» предполагает помочь учащимся понять суть перемен, происходящих не только в Ростово-Суздальском крае, но и в Киевской Руси в целом; оценить значение деятельности ростово-суздальских князей, особенно сущность политических перемен, совершенные потомками Юрия Долгорукого. Тема изучается учащимися самостоятельно в группах методом сопоставления и анализа ряда фактов....
28 03 2023 14:33:44
Урок по теме "Рождение Американского государства". Данный материал позволяет показать способы колонизации Северной Америки, проблемы первых переселенцев. На уроке используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы....
27 03 2023 3:46:42
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
26 03 2023 7:46:43
Курс построен с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму обществоведческих знаний, готовы к восприятию правовых основ Российской Федерации. Темы прав человека в курсе "Обществознания" так обобщены, что без дополнительных пpaктических занятий сложно усвоить ученикам данные темы....
25 03 2023 9:14:48
Нетрадиционный урок в игровой форме проводится после изучения материала. Основные цели урока – определить хаpaктер исторической эпохи; познакомить учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба", понять, как те или иные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, актуализировать и интегрировать знания, полученные на уроках литературы и истории....
24 03 2023 3:54:16
Урок посвящен 100-летию Первой мировой войны. Проходит в форме игры, в которую включены основные события по теме....
23 03 2023 20:42:20
Воспитание гражданственности, гордости, патриотизма является одной из задач воспитательной работы Колледжа. Внеурочное воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся и студентов 1-го курса многоуровневого учебного заведения. Призвано помочь обучающимся на этапе адаптации, стимулирует жизненную позицию, развивает чувство гордости за учебное заведение. Разнообразные виды деятельности, дидактическое сопровождение мероприятия стимулирует интерес и познавательную активность обучающихся....
22 03 2023 17:43:23

В статье анализируется роль презентаций в преподавании нового предмета ОРКСЭ. Автор рассказывает о эмоционального эстетическом восприятии презентации учащимися: о значении таких важных составляющих, как цвет изображения и текста, фон слайдов, их переходы, анимация отдельных элементов видеоряда и звуковое сопровождение. Урок сопровождается презентацией....
21 03 2023 5:49:54

Цели урока: знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси; расширить представление обучающихся о школе в Древнерусском государстве....
20 03 2023 16:59:19
В результате применения в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий обучающиеся получают возможность запоминать в процессе размышления. Ситуации выбора, принятия решения создают условия для продуктивной и ответственной познавательной деятельности, в которой учащиеся не только открывают нечто новое для себя, но и создают это новое, творят его. При этом у ребенка формируется сознательная творческая позиция....
19 03 2023 13:47:45
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
18 03 2023 10:43:52
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
17 03 2023 4:22:30
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
16 03 2023 3:31:59
Сценарий спектакля на английском языке подготовлен к 250-летию со дня cмepти М.В. Ломоносова. Русский вариант текста прилагается....
15 03 2023 0:29:29
Урок истории в 8-м классе по теме «Русская живопись второй половины XIX века» развивает у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре. Учащимся предлагается совершить виртуальную экскурсию по картинной галерее художников-передвижников. Почти каждый ученик класса в ходе урока выступает в роли экскурсовода и посетителя выставки. В течение урока происходит знакомство учащихся с творчеством Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова, И.Н. Крамского, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана....
14 03 2023 3:23:17
Данный урок по истории России в 7-м классе знакомит учащихся с изменениями политического строя в России в начале XVII века. На уроке используются дидактические принципы научности, прочности, осознанности, связи с жизнью, наглядности с использованием современных средств обучения: мультимедийной презентации, интернет-ресурсов....
13 03 2023 3:53:47
Повторительно-обобщающий урок может быть проведен в 8-х и 11-х классах. Разноуровневые задания предназначены для повторения темы. Вопросы-тесты можно использовать в различных комбинациях: устроить викторину, разбив класс на 3–5 групп и задавать вопросы каждой группе или ученику. В качестве примера приведено 50 вопросов-тестов простого уровня и 9 вопросов-тестов сложного уровня....
12 03 2023 3:27:43
Все задания, вошедшие в тетрадь, соответствуют программе МОН Республики Казахстана по курсу истории Древнего мира. Повторяется и закрепляется материала в пpaктическом применении знаний. В сборнике предлагаются различные типы заданий: работа с таблицами, схемами и картами, вопросы, тесты, – все это сделает занятия интересными и увлекательными, закрепит знания и расширит кругозор учащихся....
11 03 2023 16:34:32
Урок рассчитан на учащихся 11-го класса. Урок интегрированный - совмещает исторический и литературный материал, построен по принципам развивающего обучения, носит ярко выраженный воспитательный хаpaктер. Данный урок - нравственный урок и по целям и по содержанию материала. Цель урока - показать, в чем состоит нравственный подвиг русского человека....
10 03 2023 1:37:41
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
09 03 2023 18:51:45
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
08 03 2023 8:20:29
Творчество учителя проявляется в самосовершенствовании, в поиске наиболее эффективных приемов работы, в создании собственной системы работы.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) соответствует приоритетам современной жизни. Применять технологию начала с 5-го класса. Для 5-го класса получился набор приемов технологии критического мышления для уроков истории....
07 03 2023 5:10:10
Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования....
06 03 2023 4:59:44
Данные занятия являются частью элективного курса «История России, СССР в лицах» для учащихся 9-х классов. Цель: сравнить судьбы реформаторов начала XX века, их деятельность, выявить общее и различное; продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, историческими источниками, умений сравнивать, сопоставлять, выделять общее и различное, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Форма проведения: урок-презентация или пpaктическая работа....
05 03 2023 13:25:52
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
04 03 2023 23:49:37
Групповой проект может быть использован в 9-м классе при изучении темы «Права и свободы человека и гражданина» рассчитан приблизительно на 4 недели. Проект развивает личность в период социального взросления, ее познавательные интересы, формирует собственную позицию, способности к развитию и саморазвитию....
03 03 2023 10:40:23
Урок проводится с целью ознакомления обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека и формирования уважительного отношения к правам и свободам человека. Представлен большой фактографический материал. Предложены интересные формы работы: создание и защита мини-проектов, дискуссия по самым важным вопросам.
...
02 03 2023 14:15:19
Предлагается разработка урока (учебник Е.В. Пчёлова «История России. XVII-XVIII вв.» издательство «Русское слово»). Тип урока – урок изучения нового материала. В основе занятия лежит использование технологии проблемного обучения, работа с историческими документами и применение технологии компьютерных презентаций, созданных посредством программы Microsoft PowerPoint. Форма урока - групповая работа. Прилагаются документы и презентация.
...
01 03 2023 22:20:43
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
28 02 2023 16:58:30
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
27 02 2023 11:59:43
Особая роль школы состоит в создании условий для духовного
становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и
физически здоровой. Становление такой личности достигается школой, если
она станет для каждого ребенка развивающей его природные задатки,
потребности и интересы.
...
26 02 2023 9:20:51
Не секрет, что заинтересовать учеников изучать Всеобщую историю очень трудно. Данный урок для учащихся 9-го класса, представляющий собой урок-игру с элементами состязательности, решает эту задачу. На уроке используется страноведческий подход. Для рассмотрения предлагаются следующие страны: Великобритания, Франция, Италия, Германия....
25 02 2023 15:32:19
Правоведческий курс "Основы правовых знаний" рассчитан на 34 часа для 9-го класса. Содержит материал о ключевых вопросах теории права и государственного устройства Российской Федерации. Лекционный материал, пpaктические занятия, самостоятельные работы организованы таким образом, чтобы научить ребят самостоятельно применять нормативные документы к конкретным жизненным ситуациям.
...
24 02 2023 21:10:34
В ходе урока используется системно-деятельностный подход. Цель урока: познакомить учащихся с реформами Солона, сформировать понимание об их значении; развивать умение давать хаpaктеристику конкретным событиям на основе текста; формировать умения работать со схемой, таблицей....
23 02 2023 7:13:20
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
22 02 2023 1:28:45
Интегрированный урок технологии, истории и краеведения в 9-м классе рассказывает о постройках Башни Братского острога.
...
21 02 2023 12:33:49
Это нетрадиционный урок истории. Представленный урок интересен тем, что повторительное обобщение темы «Древняя Греция» осуществляется в форме заочного путешествия с элементами игры. Само заочное путешествие осуществляется в выполнении учащимися 7-го класса заданий различной степени сложности в конечном пункте каждого направления маршрута. Такая форма проверки знаний, умений, навыков учащихся с целью повторения пройденного материала способствует активизации их мыслительной деятельности и речевого общения, что немаловажно в школе, где обучаются слабослышащие и позднооглохшие дети.
...
20 02 2023 18:50:20
Основные цели проведения конференции — показать политическое развитие СССР в 40—50 годы, последствия нарушений законности, массовых репрессий, свёртывание демократии; формировать у учащихся умение работать с историческими документами, различной литературой, периодикой, навыков самостоятельной исследовательской деятельности; формировать культуру публичного выступления.
...
19 02 2023 20:39:51
Данный урок помогает понять детям, почему же икона «Троица» А.Рублёва считается одним из чудес России, а также позволяет познать радость творчества при изготовлении куклы-ангела по старинной русской технологии....
18 02 2023 2:54:39
Цели урока: используя факты и ранее имеющиеся знания, обучающиеся смогут сформировать представление о развитии Заволжья в XVIII веке; обучающиеся смогут выявить принципы создания поселений в Заволжье в XVIII веке, смогут сформировать устойчивый познавательный интерес к истории родного края....
17 02 2023 4:22:49

Урок рассчитан на 2 часа (пара), продолжительность ‒ 90 минут, состоит из двух частей. Первая часть ‒ теоретическая, по окончанию которой в качестве рефлексии проводится проверочный тест. Вторая часть ‒ пpaктическая. Мини-проект развивает творческие способности учащихся, быстро проверяет полученные во время урока знания. Учителю отводится роль координатора....
16 02 2023 3:33:12
Цель занятия – определить роль и место святого Ге opгия Победоносца в истории России. Работа осуществляется в группах. В ходе урока учащиеся знакомятся с основными фактами биографии Ге opгия Победоносца, выясняют, как сложился культ святого Ге opгия на Руси, изучают историю ордена Ге opгия Победоносца. На занятии присутствует краеведческий элемент – ученики знакомятся с церквами Святого Ге opгия в Волгограде. В ходе подготовки к уроку учащиеся подбирают иллюстрации, стихотворения, выполняют рисунки....
15 02 2023 19:24:44
Урок представляет собой интегрированное занятие по русскому языку и истории, которое может быть использовано для повторения пройденного учащимися 5-х классов по курсу истории Древнего мира, закрепления знаний орфографии и фразеологии, а также для отработки навыков работы с текстом на уроках русского языка в рамках подготовки к ГИА....
14 02 2023 20:13:50
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
13 02 2023 4:57:46
Деятельностный подход ориентирован на активную познавательную деятельность школьников на всех этапах планирования и организации учебного процесса, в том числе пои организации и проведении контроля и оценке знаний. Вопрос оценивания остается сложной проблемой современной российской школы. В данной статье предлагается анализ подходов к решению проблемы оценивания по параметрам деятельности, по уровням обученности, где отправной точкой является образовательный стандарт. Приводится образец контрольной работы по истории и критерии оценки.
...
12 02 2023 14:22:10
Опрос, как правило, вызывает у учащихся наибольшие трудности, в особенности при проверке домашнего задания. Как сделать из опроса-допроса опрос-игру, увлекательное занятие? С чего начать? В первую очередь следует изменить отношение к оценке учащихся. Такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам - это рейтинг, количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой....
11 02 2023 12:37:46
Деловая игра - это пьеса, разыгрываемая учениками, в основном импровизированная. Её цель - оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Данная ролевая игра основывается на конкретной ситуации продажи рабочей силы на рынке труда и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Игра проводится для последующей рефлексии и обсуждения. Именно они, а не сам процесс игры имеют основную ценность для обучения. Игра рассчитана на 2 учебных часа.
...
10 02 2023 9:39:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::