Урок обществознания в 6-м классе "Как победить зло на Земле?"
Цель урока: Духовно-нравственное воспитание учащихся.
Задачи урока:
- Развить представления учащихся о фундаментальных духовно-нравственных категориях: добре и зле.
- Поразмышлять над вечной проблемой: «Как победить зло?»
- Развивать умение вести дискуссию.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Методические приемы: фронтальная работа, работа в группах.
Эпиграф к уроку: Добрый человек из тайников доброго сердца выносит добро, а злой – зло, ибо уста человека говорят о том, что переполняет его сердце. / Иисус Христос/
Оформление: портреты Иисуса Христа, Л.Н. Толстого, Конфуция, Библия, роман «Война и мир», целесообразно сопровождение работы на уроке предварительно подготовленной учителем на основе имеющихся ресурсов компьютерной презентацией.
Оборудование:
1. вариант: Компьютер, проектор, экран.
2. вариант: Урок проходит как обычный без
применения информационных технологий.
Литература: Л.Н. Боголюбов. Учебник. Введение в обществознание. 8-9 классы, С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка, В.И. Сухомлинский. Хрестоматия по этике, Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент. Начало урока
II. Актуализация темы и цели урока
Учитель: У каждой науки есть свои особые слова, понятия, с помощью которых она раскрывает свое содержание: в математике – плюсы и минусы, в физике – электроны, в химии – молекулы. Есть свои особые слова и в этике. Самыми важными из них являются понятия добра и зла. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории человечества. Это вечные вопросы. Вся мировая культура, вся мировая литература – это попытка ответить, что есть добро, а что зло. Свой ответ на эти вопросы дают и мировые религии: христианство, ислам, буддизм.
Учитель: Люди пытаются победить зло, и свои «рецепты», как победить зло, дают великие философы (Конфуций), писатели (Л.Н. Толстой), политики. И мы сегодня с вами попытаемся найти ответ на этот вечный вопрос: «Как победить зло на Земле?»
III. Новый материал. Беседа с классом
– Как вы понимаете, что такое добро? (Ответы учащихся)
Учитель обобщает ответы учащихся: В понятии добра выражаются наши самые важные интересы, желания, надежды – наше стремление к человечности, гуманизму. Под добром мы понимаем все то, что способствует улучшению жизни, возвышению человека. Мы считаем добром отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему. Д.С. Лихачев, российский ученый, в книге «Письма о добром и прекрасном» писал: «Добро – прежде всего – счастье всех людей». Филолог Ожегов С.И. в «Толковом словаре» дает такое определение: Добро – все положительное, хорошее, полезное. Это мopaльный смысл слова «добро», но оно может иметь и другие значения.
– Какие еще значения слова «добро» вам известны? (Ответы учащихся)
Учитель: Так мы называем вещи – «свое добро», «чужое добро». Этим словом мы можем обозначить качество какой-нибудь вещи, или деятельности: добрый стол, добрая воля, добрая работа.
– Как в русском языке называют слова, имеющие несколько значений? (Ответы учащихся)
Учитель: Если вдуматься, все различные
значения понятия «добро» имеют общее
происхождение, очень близки друг к другу и, в
конечном счете, обозначают что-то хорошее для
человека.
– А что такое зло? (Ответы учащихся)
Учитель подводит итог высказанным мнениям: Все, что противоположно добру, есть зло. В понятие зла вложены представления о безнравственном, недобром. Зло охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, xyлиганство… Зло находится там, где человека оскорбляют, унижают. Ожегов С.И. дает такое определение:
Зло – 1). Нечто дурное, вредное. 2).
Беда, несчастье, неприятность. 3). Досада, злость.
Нужно помнить о том, что зло очень коварно, и, как
правило, не выступает от своего имени, не кричит:
«Я – зло!» Напротив, оно очень часто прикрывается
маской добра. Поэтому следует хорошо разбираться
в людях, чтобы отличать добро от зла. Сейчас мы
постараемся с вами в этом разобраться.
IV. Работа в группах
1-2 группы – из десяти положительных качеств выбрать только три, которые являются основными для доброго человека. Вторая группа или соглашается с мнением первой группы или высказывает свое мнение.
3-4 группы – из десяти отрицательных качеств выбрать только три, которые хаpaктеризуют злого человека. Четвертая группа или соглашается с мнением третьей группы или высказывает свое мнение.
Слова учителя: Ожегов С.И. дает
такое определение: Добрый – делающий
добро другим людям, отзывчивый, а также
выражающий эти качества. Несущий благо, добро,
благополучие.
Злой – заключающий в себе зло. Полный
злобы, злости.
Добрый человек Злой человек
Отзывчивый
жадный
Честный
жестокий
Справедливый
хитрый
Гуманный
вспыльчивый
Щедрый
завистливый
Веселый
мстительный
Вежливый
агрессивный
Владеющий
собой
трусливый
Заботливый
хвастливый
Спокойный
лживый
Одновременно с этим два ученика работают у доски, подбирая слова с корнем:
1. Добро – (добровольный, добродушный…)
2. Зло – (зловещий, злопамятный…)
– Как в русском языке называются слова, имеющие одинаковый корень? (Ответы учащихся)
Учитель: Добро и зло – категории
относительные. Не бывает добра и зла абсолютного,
одного для всех. То, что для одних является
добром, для других может оказаться злом. Чтобы вы
почувствовали, как порой бывает трудно
разобраться, где добро, а где зло, я расскажу вам
сюжет одной старинной повести.
«Это произошло давно, в средневековой Испании.
Богатый человек нашел маленького бездомного
мальчика, пожалел его и взял к себе в замок.
Мальчик стал приемным сыном этого человека и
сводным братом его родной дочери. Дети выросли и
горячо полюбили друг друга. Но отец, узнав об их
чувствах, прогнал юношу из замка: ведь он был
неровней его дочери по происхождению и
богатству. А вскоре с дeвyшкой случилась беда: ее
выкрал итальянский монах – иезуит, старый
рaзвpaтник, пожелавший позабавиться с очередной
своей жертвой. Бедная дeвyшка была на грани
безумия, день и ночь молила Бога спасти ее от
унизительного бесчестия. А честь и достоинство
ценились дeвyшкой выше самой жизни. Юноша, узнав,
где находится возлюбленная, проник в дом
похитителя, нашел ее, и они решили бежать, но были
обнаружены и окружены. Положение их стало
безнадежным. И тогда, чтобы спасти честь любимой
дeвyшки, юноша закалывает ее кинжалом. Она
умирает. Его хватают и ведут на казнь. В толпе
одни называют его злодеем, а другие считают, что
он поступил правильно – спас возлюбленную от
бесчестия».
Как оценить поступок юноши? Порой бывает трудно
разобраться, где добро, а где зло.
Если вы сами захотите прочитать о судьбе
влюбленных, откройте драму М. Ю. Лермонтова
«Испанцы».
– А можете ли вы привести примеры
относительности добра и зла? (Ответы учащихся)
– Как вы думаете, почему одних людей называют
добренькими, а других – добрыми? Есть ли разница
в значении этих слов? (Ответы учащихся)
Учитель: Может быть, вам поможет разобраться в значении этих слов рассказ В. А. Сухомлинского «Красивые слова и красивые дела».
«Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили
для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться
и пересидеть в тепле.
Однажды среди летнего дня небо обложили тучки,
пошел дождь. В лесу в это время были трое
мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и
смотрели, как с неба льют потоки воды.
Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет
десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего
села. Он промок до нитки и дрожал от холода.
И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и
сидел в сухой одежде, сказал:
– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь.
Мне жаль тебя…
Второй мальчик тоже произнес красивые и
жалостливые слова:
– Наверно, страшно очутиться в такую погоду
среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…
А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою
рубашку и отдал дрожавшему от холода мальчику.
Красивыми бывают не красивые слова. Истинно
красивы только красивые дела».
– Кого из ребят можно назвать добреньким, а кого – добрым? (Ответы учащихся)
Учитель: Есть люди, о которых
окружающие говорят: «Хороший человек, добрый…»
Но если присмотреться повнимательнее, то можно
увидеть фальшь в поведении такого человека.
Почему? Вроде бы все есть: и мягкость в обращении,
и ласковый взгляд, и ободряющие слова в нужную
минуту, и ни одного слова поперек. И понимаешь,
что это вовсе не доброта, а равнодушие, скрытое за
добрыми словами и комплиментами. Вот поэтому
люди провели границу между человеком добреньким
и добрым. Хотя эти слова однокоренные. Доброе
дело – хлопотное. Тут одними словами не
отделаешься, надо действовать – в любую минуту
прийти на помощь, уметь пожертвовать своим ради
чужого. Добро действенно, активно, оно не может
быть пассивным, потому что пассивное добро – это
уже не добро…
Для того, чтобы быть добрым, человеку не нужно
делать что-то необычное, просто его дела должны
быть направлены на благо людей.
– Послушайте притчу (мудрый рассказ) о старательном дровосеке.
«Дровосек собирал хворост, его хвалили и хорошо платили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции, где сжигали людей». Смысл этой притчи в том, что человек всегда должен оценивать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате – добро или зло. Конечно, каждый из нас хочет встречать на своем жизненном пути только добрых людей.
– А сами мы всегда ли бываем добрыми? (Ответы
учащихся)
– Почему бывает трудно быть добрым? (Ответы
учащихся)
Учитель подводит итог высказанному учащимися: Доброта связана с материальными затратами, когда человек что-то отдает другому человеку, делится тем, что у него есть. Но самое главное – добрый человек делится своим душевным теплом, «отдает свою душу», сопереживает, сострадает, сочувствует человеку, у которого беда, старается ему помочь; подавляет в себе гнев, обиду, желание ответить на грубость грубостью. А это всегда требует от человека огромных усилий. У армянского народа есть такое выражение: «Возьму твою боль». Именно добрый человек берет на себя чужую боль, поэтому и трудно быть добрым.
– Как же так получается, что одни люди добрые, а другие – злые? Почему люди вырастают злыми? Кто в этом виноват: семья, школа, общество? Поразмышляйте. Выскажите свое мнение. (Ответы учащихся)
Учитель: Наверное каждый из вас прав потому что нет и не может быть однозначного ответа на этот вопрос. У разных людей есть свои версии причин.
– А как победить зло? Что нужно сделать, чтобы зла стало меньше? (Ответы учащихся)
Учитель: Иисус Христос учил: « Вы знаете, что было сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не сопротивляйтесь злому человеку, но если кто-нибудь ударит тебя по правой щеке, подставь ему и левую». Иисус Христос считал, что нельзя на зло отвечать злом, потому что это порождает еще большее зло. Пример: мальчик дернул дeвoчку за косу, дeвoчка ударила мальчика книгой по голове, он – ее в ответ, и завязалась дpaка. Разве не так порой происходит?
V. Творческое задание
– Кто-то спросил древнекитайского философа
Конфуция: «Возможно ли на зло отвечать добром?» «
А чем же тогда отвечать на добро?» – в свою
очередь спросил Конфуций.
Что же ответил Конфуций? По мысли Конфуция
предполагается, что на разные действия не может
быть одинаковый ответ. (Ответы учащихся)
Учитель: Конфуций ответил: « На зло следует отвечать справедливостью, а на добро – добром».
Пример: преступник совершил жестокое убийство, можно ли на его зло ответить добром, как учил Иисус Христос? (Ответы учащихся)
Учитель подводит итог: Конечно, нет, нужно ответить, как учил Конфуций – справедливостью. Кстати, это не противоречит учению Христа, который говорил, что каждому воздастся по его делам.
Учащимся предлагается задание:
– Каждый из нас с легкостью говорит о своих добрых делах, труднее с делами злыми. Кто из вас может сейчас рассказать о своем злом поступке, за который вам было стыдно? (Ответы учащихся, если они есть.)
– Если вы понимаете, говорите о своих злых делах, значит у вас есть возможность исправиться и больше не делать зла. Зла на Земле станет меньше только тогда, когда человек научится побеждать зло в самом себе, перестанет делать зло другим людям.
«Чтобы люди делали вам все то, что вы хотите, то же самое делайте и вы им».
(Нагорная проповедь Христа)
– Мы должны научиться делать добрые дела. Академик Д. С. Лихачев писал: «…быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Вот почему нужно начинать с себя». Не нужно ждать удобного момента, чтобы совершить доброе дело, добро можно творить всегда.
– Поэт Александр Яковлевич Яшин в своем стихотворении «Спешите делать добрые дела» так пишет об этом (читает наизусть ученик):
Мне с отчимом невесело жилось,
Все ж он меня растил –
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его.
Когда он слег и тихо умирал,
Рассказывает мать,
День ото дня
Все чаще вспоминал меня и ждал:
«Вот Шурку бы…Уж он бы спас меня!»
бездомной бабушке в селе родном
я говорил, мол, так ее люблю,
что подрасту и сам срублю ей дом,
дров наготовлю,
хлеба воз куплю.
Мечтал о многом,
Много обещал…
В блокаде ленинградской старика
От cмepти б спас,
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века.
Теперь прошел я тысячи дорог –
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…
Нет отчима,
И бабка умерла…
Спешите делать добрые дела!
– Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» писал: «Зло на Земле торжествует потому, что злые и порочные люди объединены, и добрым порядочным людям, для того, чтобы победить зло, нужно сделать тоже самое» (т.е. объединиться, потому что добрых и порядочных людей на Земле неизмеримо больше). И тогда можно будет победить зло. Или нет?
VI. Обобщение: оценки за урок.
VII. Домашнее задание: совершить доброе дело, хотя бы маленькое.

В статье представлен сценарий общешкольного внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию битвы под Москвой «Поклонимся великим тем годам»....
27 05 2023 1:19:14

Универсальность данной методической разработки состоит в том, что она может использоваться как на уроках истории, права и обществознания, так и во внеклассной работе, на классных часах в младшем и среднем школьном звене. Урок содержит в себе элементы проектно-исследовательской деятельности. В ходе урока происходит популяризация государственных символов России, расширение знаний о них, а также продолжается формирование чувства патриотизма и гражданственности....
26 05 2023 22:37:43
Сегодня у учителя истории множество возможностей для того, чтобы его урок стал интересным и познавательным. Материалы этого урока могут помочь в этом, они могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования и науки.
...
25 05 2023 4:18:52
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
24 05 2023 2:57:59
Автор использует чувственную рефлексию через ассоциации, рисунки, символы, стихи, синквейны. Составление кластера и его осмысление развивает критическое мышление, ученик анализирует информацию, активен в учебной деятельности. В процессе формирования культуры познавательной компетентности учащиеся учатся учиться.
...
23 05 2023 17:14:19
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
22 05 2023 14:19:29
Учащиеся узнают о роли великих полководцев Великой Отечественной войны: Жукова Г.К., Конева И.С., Тимошенко С.К., генерала Панфилова И.В. в Московской битве. На примерах героизма и патриотизма бойцов Советской армии и народа учащиеся приходят к пониманию причин победы в этом сражении.
...
21 05 2023 12:37:21
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
20 05 2023 2:53:19
Обзорно-аналитическая статья по теме с учетом пpaктического опыта автора....
19 05 2023 17:27:50
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
18 05 2023 10:11:52
Цель мероприятия: расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа. Обобщить и систематизировать знания....
17 05 2023 10:29:35
Интегрированный урок истории средних веков и английского языка в 6-м классе посвящен изучению темы по истории «Что англичане считают началом своих свобод?» и повторению темы Sightseeing of London по английскому языку. Применение компьютерных технологий помогает учащимся более полно воспринимать изучаемый материал....
16 05 2023 9:46:45
На уроке учащиеся закрепляют знания о тоталитарном хаpaктере советского государства, учатся толерантному отношению к ошибкам истории и в ходе обсуждения проблемных вопросов дают свою оценку событиям этого периода. Учащиеся имеют возможность подготовить свои презентации по теме урока....
15 05 2023 7:43:32
Цель урока – дать представление учащимся о детстве Петра; охаpaктеризовать причины, которые формировали личность будущего царя; ознакомить с началом правления Петра, его первыми преобразованиями. Продолжить работу по подготовке к ЕГЭ.
...
14 05 2023 16:23:38
Цель урока: организовать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся для изучения особенностей становления г.Муравленко глазами людей, которые были причастны к освоению города. Для обучающихся создается эффект соучастия в историческом процессе, эпоха открывается для ребенка «изнутри». При таком подходе не теряется отдельный человек, его можно увидеть через его деятельность. История государства не отделяется от частной жизни, ощущается причастность к ней отдельного человека....
13 05 2023 20:43:57
Цель урока: подготовка к итоговому зачету по курсу "История Древнего мира"; повторить основные этапы политического, экономического и культурного развития первых государств; систематизировать знания учащихся по курсу; научить отделять главное от второстепенного....
12 05 2023 12:52:16
В данной методической разработке предлагается вариант проведения урока истории в 11-м классе по теме "Брестский мир", цель которого – раскрыть альтернативные взгляды левых коммунистов, троцкистов и сторонников Ленина на проблему заключения мира с Германией.
Можно предложить учащимся обратиться к пьесе М.Шатрова "Так победим!" и подготовить на ее основе инсценировку.
...
11 05 2023 5:46:21
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по новой истории XIX века или в ходе декады истории.
...
10 05 2023 13:51:42
Лекторий рекомендован учителям, воспитателям, социальным педагогам. Материал может быть использован на уроках истории и обществоведения, а также во внеурочной деятельности, при проведении классных часов, бесед....
09 05 2023 6:41:42
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
08 05 2023 14:32:15
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
07 05 2023 0:20:16
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок посвящен изучению процесса объединения Древнего Китая при императоре Цинь Шихуане. Используются исторические источники и видеофрагмент, для активизации внимания учащихся и связи изучаемого материала с современностью....
06 05 2023 1:37:42
Урок разработан для 7-го класса по учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной "История России" и направлен на создание условий для рассмотрения и определения значения Русско-турецких войн второй половины XVIII века в судьбе России....
05 05 2023 5:56:19
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов, Л.Косулина. "История России с древнейших времен до конца XVI века". 6-й класс....
04 05 2023 18:31:34
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
03 05 2023 17:55:52
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью декабристов после восстания 14 декабря 1825 года, показать роль декабристов в общественной жизни Сибири, в освоении и изучении Сибирского края....
02 05 2023 1:27:34
Данная программа направлена на создание у обучающихся целостного представления об особенностях военной службы, истории становления военного дела у нас в стране, ранней профориентацией, подготовки ребят к осознанному выбору профессии службы Отечеству на военном поприще. Особенностями программы являются: использование исторического материала, ранее не изучаемого на основных предметах; получение многообразных знаний для обучения в военных профильных учебных заведениях....
01 05 2023 0:22:25
С появлением этого документа открылась новая страница в истории планового воспроизводства квалифицированной рабочей силы, новый этап в развитии профессионального образования, подготовке молодых квалифицированных рабочих. Принятие указа – хоть и не начальный в истории обучения профессии, тем не менее он считается поворотным в истории профессионального образования. Цель урока: знакомство учащихся с прошлым, настоящим и будущим профессионального образования....
30 04 2023 8:41:52
Цель занятия – определить роль и место святого Ге opгия Победоносца в истории России. Работа осуществляется в группах. В ходе урока учащиеся знакомятся с основными фактами биографии Ге opгия Победоносца, выясняют, как сложился культ святого Ге opгия на Руси, изучают историю ордена Ге opгия Победоносца. На занятии присутствует краеведческий элемент – ученики знакомятся с церквами Святого Ге opгия в Волгограде. В ходе подготовки к уроку учащиеся подбирают иллюстрации, стихотворения, выполняют рисунки....
29 04 2023 3:45:12
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
28 04 2023 8:35:46
Деловая игра "Политические дебаты" - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания, работающих в 10–11-х классах ОУ и преподавателей НПО. Она содержит рекомендации по проведению деловой игры при изучении темы "Политическая жизнь современной России". Материал разработан с учетом последних политических событий страны. Данный методический прием способствует формированию политической культуры, гражданской активности учащихся, развивает умения аргументированных выступлений по вопросам политики....
27 04 2023 8:15:35
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с аграрной реформой П.А. Столыпина, раскрывает сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, подводит к пониманию причин, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране....
26 04 2023 14:29:57

Урок обобщает знания школьников по истории Отечественной войны 1812 года; акцентирует внимание на важнейших событиях, определяет их значение в ходе войны; показывает народно-освободительный хаpaктер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев; рассматривает итоги и значение победы русского народа, как для России, так и для народов Европы....
25 04 2023 7:29:13
Цель игры: систематизация и контроль знаний по теме "Древний Восток"....
24 04 2023 0:33:49
Урок-презентация способствует формированию у учащихся навыков публичного общения, умению отбирать наиболее важный материал из различных исторических источников, использовать его в выступлениях, а также воспитанию толерантного отношения к культуре и религии различных эпох и народов. Используются компьютерные презентации учащихся, музыкальное сопровождение.
...
23 04 2023 20:40:21
Лепка неолитической керамики - пpaктическое занятие по истории первобытного общества в 5-м классе, насыщенное, интересное, увлекательное, познавательное. Все учащиеся класса получают за урок положительные отметки....
22 04 2023 15:57:13
Урок истории преследует цель актуализировать имеющиеся знания у учащихся по этой теме и углубить представления школьников об ордынском иге. При подготовке к уроку используется дополнительная литература (сочинения Карамзина, Гумилева, Ключевского, исследования современных авторов в и другие). Форма урока позволяет создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, вести диалог....
21 04 2023 8:50:14
В работе определены функции гражданского политического образования....
20 04 2023 18:43:22
Урок построен на основе технологи разноуровневой дифференциации, целями которого является обобщить и систематизировать знания учащихся путем создания педагогической ситуации для вовлечения каждого ученика в деятельность в соответствии с зоной его ближайшего развития. Учитель на уроке является координатором, цель которого предоставить учащимся возможности для обобщения и систематизации знаний, полученных ими на предыдущих уроках с помощью разнообразных форм и методов....
19 04 2023 14:41:36
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся. Задачи, поставленные на начальном этапе урока, решаются в самостоятельной работе с различными источниками информации. Иллюстративный материал урока приобщает учеников к культурному наследию Древней Греции....
18 04 2023 23:47:11
При проведении урока использован материал национально-регионального компонента, связанный с крещением зырянского края и деятельностью святителя Стефана Пермского....
17 04 2023 7:51:32
Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о новой экономической политике....
16 04 2023 7:28:59
Представлена методическая разработка урока для 11-го класса «Налоги и налогообложение» в системе уроков по дисциплине «Обществознания» в разделе «Экономика» и «Финансовая грамотность». В разработке представлены: презентация, технологическая карта урока, задачи расчёта НДФЛ для физических лиц и задания для подготовки к ЕГЭ....
15 04 2023 14:47:12
Урок-семинар в форме дидактической игры. На уроке происходит заседание исследовательских отделов института истории России. Целью урока является осмысление причин Смуты, которая явилась во многом следствием опричнины и вызванного ею экономического и социального кризиса в стране....
14 04 2023 11:55:47
Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в процессе которой выявляются интеллектуальные возможности учащихся, активизируются их познавательные интересы, развиваются творческие способности. Игра создает яркое, образное представление об изучаемой эпохе. Предлагаемый урок делает попытку показать, каким образом с помощью игры можно организовать повторение пройденного учебного материала....
13 04 2023 17:10:34
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
12 04 2023 17:47:25
На старшей ступени обучения очень важно научить учащихся иметь собственную точку зрения, уметь работать с текстами и историческими документами. Сделать это можно с помощью уроков-пpaктикумов. Итоговая аттестация в форме ЕГЭ предусматривает наличие у выпускников таких умений....
11 04 2023 5:35:50
Итоговый урок-конференция по обществознанию в 11-м классе «Взгляд в будущее» с использованием проектно-исследовательской образовательной технологии решает следующие задачи: обобщение знаний о глобальных проблемах современности, повышение уровня их осмысления старшеклассниками, формирование гражданской позиции....
10 04 2023 1:44:33
Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....
09 04 2023 7:29:19
Занятие с целью ознакомления с основными направлениями внутренней политики Александра I в период 1815‒1825 годов, выяснение причин отказа от дальнейших реформ....
08 04 2023 0:41:57
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::