Урок обществознания в 6-м классе "Как победить зло на Земле?"
Цель урока: Духовно-нравственное воспитание учащихся.
Задачи урока:
- Развить представления учащихся о фундаментальных духовно-нравственных категориях: добре и зле.
- Поразмышлять над вечной проблемой: «Как победить зло?»
- Развивать умение вести дискуссию.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Методические приемы: фронтальная работа, работа в группах.
Эпиграф к уроку: Добрый человек из тайников доброго сердца выносит добро, а злой – зло, ибо уста человека говорят о том, что переполняет его сердце. / Иисус Христос/
Оформление: портреты Иисуса Христа, Л.Н. Толстого, Конфуция, Библия, роман «Война и мир», целесообразно сопровождение работы на уроке предварительно подготовленной учителем на основе имеющихся ресурсов компьютерной презентацией.
Оборудование:
1. вариант: Компьютер, проектор, экран.
2. вариант: Урок проходит как обычный без
применения информационных технологий.
Литература: Л.Н. Боголюбов. Учебник. Введение в обществознание. 8-9 классы, С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка, В.И. Сухомлинский. Хрестоматия по этике, Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент. Начало урока
II. Актуализация темы и цели урока
Учитель: У каждой науки есть свои особые слова, понятия, с помощью которых она раскрывает свое содержание: в математике – плюсы и минусы, в физике – электроны, в химии – молекулы. Есть свои особые слова и в этике. Самыми важными из них являются понятия добра и зла. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории человечества. Это вечные вопросы. Вся мировая культура, вся мировая литература – это попытка ответить, что есть добро, а что зло. Свой ответ на эти вопросы дают и мировые религии: христианство, ислам, буддизм.
Учитель: Люди пытаются победить зло, и свои «рецепты», как победить зло, дают великие философы (Конфуций), писатели (Л.Н. Толстой), политики. И мы сегодня с вами попытаемся найти ответ на этот вечный вопрос: «Как победить зло на Земле?»
III. Новый материал. Беседа с классом
– Как вы понимаете, что такое добро? (Ответы учащихся)
Учитель обобщает ответы учащихся: В понятии добра выражаются наши самые важные интересы, желания, надежды – наше стремление к человечности, гуманизму. Под добром мы понимаем все то, что способствует улучшению жизни, возвышению человека. Мы считаем добром отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему. Д.С. Лихачев, российский ученый, в книге «Письма о добром и прекрасном» писал: «Добро – прежде всего – счастье всех людей». Филолог Ожегов С.И. в «Толковом словаре» дает такое определение: Добро – все положительное, хорошее, полезное. Это мopaльный смысл слова «добро», но оно может иметь и другие значения.
– Какие еще значения слова «добро» вам известны? (Ответы учащихся)
Учитель: Так мы называем вещи – «свое добро», «чужое добро». Этим словом мы можем обозначить качество какой-нибудь вещи, или деятельности: добрый стол, добрая воля, добрая работа.
– Как в русском языке называют слова, имеющие несколько значений? (Ответы учащихся)
Учитель: Если вдуматься, все различные
значения понятия «добро» имеют общее
происхождение, очень близки друг к другу и, в
конечном счете, обозначают что-то хорошее для
человека.
– А что такое зло? (Ответы учащихся)
Учитель подводит итог высказанным мнениям: Все, что противоположно добру, есть зло. В понятие зла вложены представления о безнравственном, недобром. Зло охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, xyлиганство… Зло находится там, где человека оскорбляют, унижают. Ожегов С.И. дает такое определение:
Зло – 1). Нечто дурное, вредное. 2).
Беда, несчастье, неприятность. 3). Досада, злость.
Нужно помнить о том, что зло очень коварно, и, как
правило, не выступает от своего имени, не кричит:
«Я – зло!» Напротив, оно очень часто прикрывается
маской добра. Поэтому следует хорошо разбираться
в людях, чтобы отличать добро от зла. Сейчас мы
постараемся с вами в этом разобраться.
IV. Работа в группах
1-2 группы – из десяти положительных качеств выбрать только три, которые являются основными для доброго человека. Вторая группа или соглашается с мнением первой группы или высказывает свое мнение.
3-4 группы – из десяти отрицательных качеств выбрать только три, которые хаpaктеризуют злого человека. Четвертая группа или соглашается с мнением третьей группы или высказывает свое мнение.
Слова учителя: Ожегов С.И. дает
такое определение: Добрый – делающий
добро другим людям, отзывчивый, а также
выражающий эти качества. Несущий благо, добро,
благополучие.
Злой – заключающий в себе зло. Полный
злобы, злости.
Добрый человек Злой человек
Отзывчивый
жадный
Честный
жестокий
Справедливый
хитрый
Гуманный
вспыльчивый
Щедрый
завистливый
Веселый
мстительный
Вежливый
агрессивный
Владеющий
собой
трусливый
Заботливый
хвастливый
Спокойный
лживый
Одновременно с этим два ученика работают у доски, подбирая слова с корнем:
1. Добро – (добровольный, добродушный…)
2. Зло – (зловещий, злопамятный…)
– Как в русском языке называются слова, имеющие одинаковый корень? (Ответы учащихся)
Учитель: Добро и зло – категории
относительные. Не бывает добра и зла абсолютного,
одного для всех. То, что для одних является
добром, для других может оказаться злом. Чтобы вы
почувствовали, как порой бывает трудно
разобраться, где добро, а где зло, я расскажу вам
сюжет одной старинной повести.
«Это произошло давно, в средневековой Испании.
Богатый человек нашел маленького бездомного
мальчика, пожалел его и взял к себе в замок.
Мальчик стал приемным сыном этого человека и
сводным братом его родной дочери. Дети выросли и
горячо полюбили друг друга. Но отец, узнав об их
чувствах, прогнал юношу из замка: ведь он был
неровней его дочери по происхождению и
богатству. А вскоре с дeвyшкой случилась беда: ее
выкрал итальянский монах – иезуит, старый
рaзвpaтник, пожелавший позабавиться с очередной
своей жертвой. Бедная дeвyшка была на грани
безумия, день и ночь молила Бога спасти ее от
унизительного бесчестия. А честь и достоинство
ценились дeвyшкой выше самой жизни. Юноша, узнав,
где находится возлюбленная, проник в дом
похитителя, нашел ее, и они решили бежать, но были
обнаружены и окружены. Положение их стало
безнадежным. И тогда, чтобы спасти честь любимой
дeвyшки, юноша закалывает ее кинжалом. Она
умирает. Его хватают и ведут на казнь. В толпе
одни называют его злодеем, а другие считают, что
он поступил правильно – спас возлюбленную от
бесчестия».
Как оценить поступок юноши? Порой бывает трудно
разобраться, где добро, а где зло.
Если вы сами захотите прочитать о судьбе
влюбленных, откройте драму М. Ю. Лермонтова
«Испанцы».
– А можете ли вы привести примеры
относительности добра и зла? (Ответы учащихся)
– Как вы думаете, почему одних людей называют
добренькими, а других – добрыми? Есть ли разница
в значении этих слов? (Ответы учащихся)
Учитель: Может быть, вам поможет разобраться в значении этих слов рассказ В. А. Сухомлинского «Красивые слова и красивые дела».
«Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили
для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться
и пересидеть в тепле.
Однажды среди летнего дня небо обложили тучки,
пошел дождь. В лесу в это время были трое
мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и
смотрели, как с неба льют потоки воды.
Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет
десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего
села. Он промок до нитки и дрожал от холода.
И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и
сидел в сухой одежде, сказал:
– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь.
Мне жаль тебя…
Второй мальчик тоже произнес красивые и
жалостливые слова:
– Наверно, страшно очутиться в такую погоду
среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…
А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою
рубашку и отдал дрожавшему от холода мальчику.
Красивыми бывают не красивые слова. Истинно
красивы только красивые дела».
– Кого из ребят можно назвать добреньким, а кого – добрым? (Ответы учащихся)
Учитель: Есть люди, о которых
окружающие говорят: «Хороший человек, добрый…»
Но если присмотреться повнимательнее, то можно
увидеть фальшь в поведении такого человека.
Почему? Вроде бы все есть: и мягкость в обращении,
и ласковый взгляд, и ободряющие слова в нужную
минуту, и ни одного слова поперек. И понимаешь,
что это вовсе не доброта, а равнодушие, скрытое за
добрыми словами и комплиментами. Вот поэтому
люди провели границу между человеком добреньким
и добрым. Хотя эти слова однокоренные. Доброе
дело – хлопотное. Тут одними словами не
отделаешься, надо действовать – в любую минуту
прийти на помощь, уметь пожертвовать своим ради
чужого. Добро действенно, активно, оно не может
быть пассивным, потому что пассивное добро – это
уже не добро…
Для того, чтобы быть добрым, человеку не нужно
делать что-то необычное, просто его дела должны
быть направлены на благо людей.
– Послушайте притчу (мудрый рассказ) о старательном дровосеке.
«Дровосек собирал хворост, его хвалили и хорошо платили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции, где сжигали людей». Смысл этой притчи в том, что человек всегда должен оценивать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате – добро или зло. Конечно, каждый из нас хочет встречать на своем жизненном пути только добрых людей.
– А сами мы всегда ли бываем добрыми? (Ответы
учащихся)
– Почему бывает трудно быть добрым? (Ответы
учащихся)
Учитель подводит итог высказанному учащимися: Доброта связана с материальными затратами, когда человек что-то отдает другому человеку, делится тем, что у него есть. Но самое главное – добрый человек делится своим душевным теплом, «отдает свою душу», сопереживает, сострадает, сочувствует человеку, у которого беда, старается ему помочь; подавляет в себе гнев, обиду, желание ответить на грубость грубостью. А это всегда требует от человека огромных усилий. У армянского народа есть такое выражение: «Возьму твою боль». Именно добрый человек берет на себя чужую боль, поэтому и трудно быть добрым.
– Как же так получается, что одни люди добрые, а другие – злые? Почему люди вырастают злыми? Кто в этом виноват: семья, школа, общество? Поразмышляйте. Выскажите свое мнение. (Ответы учащихся)
Учитель: Наверное каждый из вас прав потому что нет и не может быть однозначного ответа на этот вопрос. У разных людей есть свои версии причин.
– А как победить зло? Что нужно сделать, чтобы зла стало меньше? (Ответы учащихся)
Учитель: Иисус Христос учил: « Вы знаете, что было сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не сопротивляйтесь злому человеку, но если кто-нибудь ударит тебя по правой щеке, подставь ему и левую». Иисус Христос считал, что нельзя на зло отвечать злом, потому что это порождает еще большее зло. Пример: мальчик дернул дeвoчку за косу, дeвoчка ударила мальчика книгой по голове, он – ее в ответ, и завязалась дpaка. Разве не так порой происходит?
V. Творческое задание
– Кто-то спросил древнекитайского философа
Конфуция: «Возможно ли на зло отвечать добром?» «
А чем же тогда отвечать на добро?» – в свою
очередь спросил Конфуций.
Что же ответил Конфуций? По мысли Конфуция
предполагается, что на разные действия не может
быть одинаковый ответ. (Ответы учащихся)
Учитель: Конфуций ответил: « На зло следует отвечать справедливостью, а на добро – добром».
Пример: преступник совершил жестокое убийство, можно ли на его зло ответить добром, как учил Иисус Христос? (Ответы учащихся)
Учитель подводит итог: Конечно, нет, нужно ответить, как учил Конфуций – справедливостью. Кстати, это не противоречит учению Христа, который говорил, что каждому воздастся по его делам.
Учащимся предлагается задание:
– Каждый из нас с легкостью говорит о своих добрых делах, труднее с делами злыми. Кто из вас может сейчас рассказать о своем злом поступке, за который вам было стыдно? (Ответы учащихся, если они есть.)
– Если вы понимаете, говорите о своих злых делах, значит у вас есть возможность исправиться и больше не делать зла. Зла на Земле станет меньше только тогда, когда человек научится побеждать зло в самом себе, перестанет делать зло другим людям.
«Чтобы люди делали вам все то, что вы хотите, то же самое делайте и вы им».
(Нагорная проповедь Христа)
– Мы должны научиться делать добрые дела. Академик Д. С. Лихачев писал: «…быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Вот почему нужно начинать с себя». Не нужно ждать удобного момента, чтобы совершить доброе дело, добро можно творить всегда.
– Поэт Александр Яковлевич Яшин в своем стихотворении «Спешите делать добрые дела» так пишет об этом (читает наизусть ученик):
Мне с отчимом невесело жилось,
Все ж он меня растил –
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его.
Когда он слег и тихо умирал,
Рассказывает мать,
День ото дня
Все чаще вспоминал меня и ждал:
«Вот Шурку бы…Уж он бы спас меня!»
бездомной бабушке в селе родном
я говорил, мол, так ее люблю,
что подрасту и сам срублю ей дом,
дров наготовлю,
хлеба воз куплю.
Мечтал о многом,
Много обещал…
В блокаде ленинградской старика
От cмepти б спас,
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века.
Теперь прошел я тысячи дорог –
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…
Нет отчима,
И бабка умерла…
Спешите делать добрые дела!
– Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» писал: «Зло на Земле торжествует потому, что злые и порочные люди объединены, и добрым порядочным людям, для того, чтобы победить зло, нужно сделать тоже самое» (т.е. объединиться, потому что добрых и порядочных людей на Земле неизмеримо больше). И тогда можно будет победить зло. Или нет?
VI. Обобщение: оценки за урок.
VII. Домашнее задание: совершить доброе дело, хотя бы маленькое.
Урок составлен на основе воспоминаний и поэтических произведений Мишты-Хямиляниной Лидии Тимофеевны – блокадницы, жительницы г. Краснодара с 1943 года....
18 03 2024 16:42:41
Урок проводится с целью способствовать развитию правовой компетентности учащихся; обобщить знания и представления по темам: «Права человека», «Международные документы о правах человека». ...
17 03 2024 15:48:37
Цель урока: выявить факторы международной политики, влиявшие на формирование внешнеполитического курса СССР и США. Учащиеся работают с документами, смотрят презентацию и заполняют схему....
16 03 2024 9:20:27
Цели и задачи мероприятия: развитие нравственных качеств в личности; овладение представлениями о героизме как о многогранном понятии; показать связь времен; предоставить возможность понимания того, что поступкам, продолжающим славное прошлое Родины, есть место и в современности; дать понятие чести, справедливости, благородства, верности долгу и ответственности за порученное дело....
15 03 2024 7:45:32
Задачи урока: систематизация знаний по теме «Символика России» (обществознание) и по темам «Нашествие с Востока. Борьба Руси с западными завоевателями»; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, её прошлому и настоящему; развивать умение работать в комaнде, взаимовыручку и поддержку....
14 03 2024 2:29:36
Данный урок строится по традиционной схеме урока-презентации. В работе представлена краткая история возникновения Олимпийских игр в античном мире (в Древней Греции), история возрождения Олимпийского движения , информация о современных Олимпийских играх. ...
13 03 2024 3:49:38
Игра для учащихся по образцу телеигры "Счастливый случай". В игре участвуют две комaнды или от одного класса, или из разных классов. Каждая комaнда придумывает себе название, девиз. Игра состоит из гeймов, за каждый из которых комaнда получает очки. В конце игры подводятся итоги, вручаются награды и призы "Лучшей комaнде", "Лучшему игроку" (призами могут служить книги). ...
12 03 2024 6:15:13
Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо....
11 03 2024 23:12:24
Тема урока направлена на дальнейшее изучение духовной сферы общества. На уроке вводится понятие формы культуры (народная, элитарная, массовая). На следующем уроке изучаются понятия субкультура и контркультура. На нем применяются элементы проектной деятельности и индивидуализированного обучения. Урок построен на принципах индивидуализации и дифференциации учебного материала. Обучающиеся получают разноуровневые задания по теме урока, по мере выполнения заполняют карту достижений....
10 03 2024 16:10:31
Урок способствует формированию и развитию нравственных, патриотических качеств личности школьника. Он помогает донести до сознания учащихся мысль о том, что нет «малых войн», каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации. ...
09 03 2024 17:24:27
Сценарий урока включает в себя различные игровые формы работы с учащимися, такие как: экономический аукцион, экономическая перестрелка, экономическое лото, юридическая консультация, а также задания, способствующие формированию навыков решения несложных проблем экономического хаpaктера....
08 03 2024 3:12:57
На уроке использованы разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету....
07 03 2024 19:39:15
В ходе урока доказывается, что НЭП являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; показывается, какие противоречия порождала нэповская модель....
06 03 2024 22:48:34
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
05 03 2024 11:11:11
На уроке хаpaктеризуется внутренняя политика преемников Петра I. Дается представление о развитии российского общества во второй четверти – середине XVIII в. Показана готовая генеалогическая таблица династии Романовых в конце XVII – середине XVIII в....
04 03 2024 16:51:41
Урок развивающего обучения, с использованием креативного принципа: ищу – и нахожу, думаю – и узнаю, пробую – и делаю, поиск, творчество, самостоятельность. Цель урока – обобщить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX–XI вв., закрепить умения учащихся работать с историческими источниками, специальной терминологией, датами. Для активизации мыслительной деятельности использованы логические и творческие задания: кластер, синквейн, мини-сочинение, цифровой и буквенный диктант....
03 03 2024 18:30:55
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
02 03 2024 20:55:10
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
01 03 2024 3:49:57
Презентация посвящена 70-й годовщине победы советских войск на Курской дуге и может быть использована на уроках истории, классных часах и иных внеклассных мероприятиях, посвященных воспитанию патриотизма....
29 02 2024 5:50:37
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
28 02 2024 2:34:53
Цель урока: знакомство с основными сражениями Великой Отечественной войны. Урок имеет фото- и видеоматериал, которые представлены в презентации. Работа в группах по методу Джигсо задействует на уроке каждого учащегося. Урок развивает умения учащихся выделять главное, работать с текстом, передавать информацию другим, переносить знания в новую ситуацию, оценивать....
27 02 2024 22:58:52
Урок является уроком-экскурсией, который можно проводить как виртуальную экскурсию (в рамках учебного процесса), так и непосредственно на территории Большого Кремлёвского сквера. Урок-экскурсия интеpaктивен, т.к. в процессе его проведения учащиеся составляют свою карту Кремлёвского сквера. У учащихся формируется представление о Московском Кремле как уникальном комплексе архитектурных и исторических памятников, части всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО....
26 02 2024 16:43:38
Программа «Музейная педагогика» рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10–16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая. Программа воспитывает человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою родину....
25 02 2024 21:58:46
Подборка материалов и презентация могут быть использованы на уроках истории, литературы, на классных часах, при подготовке к пешим экскурсиям. В средние века в Москве прошли яркие события русской истории. Со многими событиями связаны крылатые выражения. Задача презентации: помочь школьникам увидеть родной город, узнать и понимать образные выражения о Москве. На экскурсии идёт знакомство с бытом, традициями и деятельностью москвичей в Средние века....
24 02 2024 3:43:35
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
23 02 2024 6:23:21
В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А.А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет. ...
22 02 2024 14:53:13
Исследовательская работа по теме....
21 02 2024 19:32:51
В течение всего урока дети учатся обобщать, сравнивать, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях в далеком прошлом. У них формируются понятия «гражданин», «свобода», «демократия», активная жизненная позиция, патриотизм....
20 02 2024 1:42:11
Урок обобщения знаний по истории Средних веков в 6-м классе по теме "Раннее средневековье" в форме рыцарского турнира. К уроку требуется подготовительная работа учеников и учителей....
19 02 2024 11:33:43
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
18 02 2024 5:12:34
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
17 02 2024 10:43:28
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
16 02 2024 0:21:46
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
15 02 2024 1:57:49
Основной целью интегративного урока является закрепление и систематизация знаний о развитии европейской цивилизации во второй половине XX века, изменении концептов «гражданского общества» и «правового государства» в связи с глубокими технологическими и научными изменениями....
14 02 2024 0:17:10
Разнообразие форм работы, частая смена деятельности делают урок динамичным, постоянно поддерживают познавательный интерес и не дают ученикам заскучать. Цель нашего путешествия по Древнему Египту – вспомнить основные факты из жизни этого государства, проверить, насколько глубоко усвоен изученный материал....
13 02 2024 16:28:44
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
12 02 2024 0:14:10
По курсу обществознание с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная деятельность на уроке - работа в малых группах, ролевая игра. Данное занятие позволяет познакомиться с типами политических режимов, учащиеся смогут называть основные режимы и их хаpaктеристики, анализировать политическую ситуацию в странах....
11 02 2024 6:38:26
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о ходе русско-японской войны 1904–1905 гг. на основе организации работы с историческими документами и фрагментами из художественной литературы....
10 02 2024 5:47:14
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
09 02 2024 10:16:30
На уроке учащиеся узнают об античной демократии, а также совершенствуют свои навыки работы с текстом учебника и историческими документами. ...
08 02 2024 6:50:10
Занятие ставит целью развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях....
07 02 2024 20:51:36
Статья демонстрирует эффективность использования компаративного (сравнительного) метода для повышения мотивации учащихся к истории и формированию умений анализа текстового материала. Рассматриваются этапы включения заданий на сравнение в 5-м классе: с использованием наглядных информативных источников (карт, моделей, схем); с использованием табличной формы организации материала. В статье приведены конкретные примеры заданий на сравнение по истории Древнего мира. ...
06 02 2024 9:43:13
У учащихся формируется временное представление и историческое мышление, знания терминологии и фактического материала по изученной теме. Совершенствуются общеучебные умения и навыки в работе с лентой времени, в описании произведений искусства; приобщении к родной культуре....
05 02 2024 7:35:31
В работе на примере одного из уроков в рамках технологии образовательной системы "Школа-2100" показаны преимущества использования технологий личностно ориентированного развивающего образования в вопросах формирования информационной грамотности учащихся на современном этапе....
04 02 2024 15:18:39
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
03 02 2024 7:37:18
Начало русского революционного движения, причины и источники выступления декабристов учащиеся изучают в традиционной технологии. Учащиеся работают в тетради, оформляя этапы обсуждения темы, самостоятельно делают выводы. ...
02 02 2024 17:50:15
Устный журнал "Дню гародного единства посвящается..." проведен 2 ноября 2006 г. для учащихся 8—11-х классов МОУ "Воротынская СОШ" накануне этого нового для России праздника. Мероприятие сопровождалось демонстрацией компьютерных презентаций, выполненных учащимися. Возможен вариант построения мероприятия на основе картины С.Малиновского "Нижегородский подвиг. 1611 год" и статьи искусствоведа Л.И. Помыткиной. ...
01 02 2024 6:38:27
Одной из наиболее эффективных форм внеурочной работы по предметам гуманитарного цикла является декада гуманитарных наук. Она требует большой подготовки, но делает возможным реализовать целую систему мероприятий, способствующих гуманизации образования, патриотическому воспитанию учащихся при одновременном развитии их творческих способностей. ...
31 01 2024 12:41:16
Урок "Религия в современном мире" разработан для учащихся профтехобразования по курсу Л.Н. Боголюбова "Обществознание" с использованием опережающего домашнего задания....
30 01 2024 7:42:47
Методическая разработка урока поможет учителям истории и обществознания организовать повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по разделу "Социальная структура общества". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания по закреплению и повторению пройденного материала. Задания "Социальная сказка" и "Составьте статусный портрет героя литературного отрывка" направлены на развитие творческих способностей и ориентированы на применение учащимися имеющихся знаний на пpaктике....
29 01 2024 14:11:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::