Методическая разработка урока по истории России в 10-м классе "Либеральные реформы 1860–1870-х годов XIX века в России"
Тема: Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России.
Цели урока:
– раскрыть причины реформ 60–70-х годов XIX века в
России; сформировать представление учащихся о
целях, основных направлениях, важнейших
мероприятиях и итогах реформ Александра II.
– способствовать развитию умения осуществлять
поиск информации по заданной теме из различных
источников, делать анализ, сравнивать и обобщать,
составлять таблицы;.
– организовать активную познавательную
деятельность учащихся через разные формы
деятельности
– учить воспринимать историю как своё минувшее и
воспитывать чувство ответственности перед
будущим.
Тип урока: урок корректировки, применения и совершенствования знаний.
Форма урока: проблемный урок с использованием групповой работы, технологии критического мышления.
Основные понятия: реформа, капитализм, крепостное право, модернизация, буржуазия, капитализм; консерватизм, либерализм (Приложение 6).
Основные даты:
19 февраля 1861 г.– «Положение о крестьянах,
вышедших из крепостной зависимости».
1 января 1864 г.– «Положение о губернских и уездных
земских учреждениях»
Июнь 1864 г. – «Положение о начальных народных
училищах», введение нового устава для
университетов
Ноябрь 1864 г. – судебная реформа.
1863–1864 г. – реформа военно-учебных заведений.
1870 г. – городская реформа.
1 января 1874 г. – введение всесословной воинской
повинности.
Учебно-методический комплект и оборудование:
1. Исторические настенные карты «Россия в XIX
веке», «Россия после реформы 1861 г».
2. Листы с таблицей «Либеральные реформы 60–70-х
годов XIX века в России», схема «Итоги реформ 60–70-х
годов XIX века»; инструкции по организации работы
в группах; оценочные листы.
3. Рабочие тетради учащихся.
4. Оформленная классная доска с планом урока,
основными понятиями, основными датами и домашним
заданием.
Предварительная подготовка к уроку (подготовительный этап)
1) Трём учащимся дается опережающее задание:
подобрать информацию из учебной и
дополнительной литературы о ситуации в России к
1855 г. (к началу правления Александра II) по
направления: социально-экономическое,
внутриполитическое, внешнеполитическое) и
подготовить на её основе сообщения.
2) Класс разбивается на 6 рабочих групп. Каждая
группа получает задание по исследованию реформ
Александра II.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
Учащиеся рассаживаются по группам; каждой группе выдаётся табличка с названием реформы (отмена крепостного права, земская реформа, судебная реформа, военная реформа, реформы в области просвещения, городская реформа).
Вступительное слово учителя: Время правления Александра II является переломной эпохой в истории России. В это время в стране происходили преобразования, которые охватили все сферы жизни российского общества. Реформы должны были решить задачу создания в России необходимых условий для развития капитализма.
Далее учитель объявляет тему, её актуальность, цели урока и методы её достижения, систему оценивания результатов деятельности учащихся и указывает на основные качественные хаpaктеристики изучаемой темы (запись на доске)
Учащиеся записывают в тетрадь схему №1(Приложение 1).
Учитель: Ребята! В конце урока вам необходимо будет в этой схеме вместо знаков вопроса напротив каждой хаpaктеристики реформы проставить знак плюс или минус. Знак «+» – это показатель наличия данной хаpaктеристики, а знак «–» – показатель её отсутствия. Эта работа поможет нам ответить на вопрос: Решили ли реформы 60–70-х годов XIX века в России свою главную задачу – создания условий для развития капитализма?
2. Информационно-деятельностный этап
Блок №1. Исторические предпосылки реформ Александра II.
ТДЗ: Рассмотрение процессов, хаpaктеризующих все сферы жизни российского общества к 1855 году (проведение анализа исторической ситуации в России к началу правления Александра II)
А) Учащиеся записывают в рабочую тетрадь тему и план занятия.
Б) Трое учащихся выступают с сообщениями по теме «Итоги развития России к 1855 г.» по направлениям: социально-экономическое, внутриполитическое, внешнеполитическое развитие России.
В) Учащиеся класса прослушивают сообщения выступающих одноклассников и записывают себе в тетрадь выводы.
Г) Заключительным этапом работы по этому блоку станет организация и проведения беседы.
Учитель формулирует проблемный вопрос: Ребята, вы прослушали сообщения своих одноклассников о той ситуации, которая сложилась в России к началу правления Александра II. Можем ли мы говорить о том, что реформы 60–70-х годов XIX века стали закономерным этапом в развитии России? Свою точку зрения аргументируйте.
Учащиеся (представители групп) отвечают на вопрос.
Блок №2. Реформы Александра II.
ТДЗ: Формирование представления учащихся о целях, основных направлениях, мероприятиях и итогах либеральных реформ 60–70-х годов XIX века в России.
Учитель: Ребята! Изучив ситуацию в России к началу правления Александра II, мы с вами увидели, что реформы 60–70-х годов XIX века явились закономерным результатом исторического развития нашего государства в предыдущий исторический период. Об этом свидетельствуют те процессы, которые происходили в экономической, социальной, политико-правовой и духовной сферах жизни российского общества.
Учитель: Ребята, сейчас вам предстоит работа в группах. Для этого мы с вами разделились на 6 групп. Каждая группа должна была подготовить информацию про одну из реформ Александра II (отмена крепостного права, земская реформа, судебная реформа, военная реформа, городская реформа, реформа в области просвещения). Сейчас на уроке вам необходимо подобранную вами информацию структурировать, т.е. рассмотреть реформы по тем пунктам, которые записаны в таблице. Каждому из вас предложен лист с сеткой таблицы, вы должны её переписать в свою рабочую тетрадь.
А) Участники групп записывают таблицу себе в тетрадь (Приложение 2).
Учитель: Результатом вашей работы станет презентация. Презентация будет состоять из выступлений представителей от каждой группы строго по пунктам таблицы.
Для повышения эффективности и оптимизации
групповой работы учитель заранее готовит
инструкцию по организации работы, оценочный лист
(Приложение 3, Приложение 4).
Участники групп знакомятся с инструкцией по
организации работы в группе, с оценочным листом.
Б) Участники групп заполняют таблицы по той реформе, которую они рассматривают.
В) Учитель обходит класс, следит за работой в группах, помогает учащимся при затруднениях, напоминает о регламенте. На заключительном этапе работы проводится презентация в виде выступлений представителей от каждой группы строго по пунктам таблицы.
Д) Учитель на этом этапе слушает, корректирует ответы, оценивает работу групп учащихся. Предлагает заполнять по ходу прослушивания таблицу.
Е) Учащиеся класса заполняют в своих тетрадях таблицу «Реформы Александра II».
Блок №3. Итоги и значение реформ Александра II
ТДЗ. Анализ итогов реформ 60–70-х годов XIX века и определение их значения в истории России
Участникам групп раздаются листы со схемами
«Итоги реформ 60–70-х годов XIX века» (Приложение 5).
Учитель предлагает ребятам внимательно
ознакомиться со схемой №2.
Участники групп внимательно изучают схему,
обсуждают её содержание внутри групп.
Учитель: Ребята! Вы познакомились со схемой. Сейчас ваша задача состоит в том, чтобы составить по этой схеме проблемные вопросы. Запишите свой вопрос на листке и передайте участникам своей группы для ответа на вопрос. Вам нужно оценить ответы участников своей группы на вопрос.
Участники групп записывают свои проблемные вопросы на листок, передают участникам своей группы. Участники групп по очереди отвечают на вопросы. Оценивают ответы участников своей группы.
3. Заключительный этап (закрепление)
Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Реформы Александра II», схему №2 и организует беседу:
Список примерных вопросов:
- В чём, на ваш взгляд, проявилась непоследовательность и незавершённость реформ 60–70-х годов XIX века? Свой ответ аргументируйте.
- Определите причины отсутствия широкой социальной поддержки реформ 60–70-х годов XIX века.
- Период 60–70-х годов XIX века либеральные деятели назвали эпохой «великих реформ». Выскажите свою точку зрения по этому утверждению.
Учащиеся отвечают на вопросы
Учитель: Ребята! А теперь вернитесь к
первой схеме №1 (Приложение 1)
и выполните работу в ней. Проставьте плюс
или минус напротив хаpaктеристик реформ 60–70-х
годов XIX века- показатели их наличия или
отсутствия.
Учитель предлагает ребятам ответить на вопрос,
заданный в начале урока: Решили ли реформы 60–70-х
годов XIX века в России свою главную задачу –
создания условий для развития капитализма?
Подведение итогов урока, сбор таблиц, листов с проблемными вопросами и ответами на них; оценочных листов, выставление отметок, объявление домашнего задания; рефлексия
Информация о домашнем задании
Учитель информирует о домашнем задании, предлагает выбрать один из вариантов:
1. Составить тестовые вопросы или кроссворд по
теме «Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в
России».
2. Сделать компьютерную презентацию про одну из
реформ Александра II.
Рефлексия
Учитель предлагает учащимся высказать своё мнение по поводу урока.
Список учебной литературы:
- Боханов А.Н. История России. XIX век.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России XIX века. М., Дрофа, 2002 (параграфы 17,18,19, 21).
- Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История с древнейших времён до конца XIX века.
- Загладин Н.В. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века. М., Русское слово, 2003 (параграфы 49-50).
Список дополнительной литературы к уроку:
- Конец крепостничества в России: Документы, письма, мемуары, статьи. М., 1994.
- Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: Почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.
- Ляшенко Л.М. Царь Освободитель: Жизнь и деяния Александра II. М., 1994.
- Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России. 1783–1883.М., 1986.
- Российские самодержцы (1801–1917).М., 1991.
- Соловьёва А.М. Промышленная революция в России в XIX в. М., 1990.
- Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие под ред. М.Н.Чепурнина.М., 1999.
- Три века. Т. 6. XIX век. Вторая половина. М., 1995.
- Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты. М., 1991.
Как воспитывать патриотизм, гражданственность через уроки и внеурочную деятельность математиков? Учителя истории, литературы просто обязаны это делать, а "на математике нужно решать".
Мною, как историком, была разработана данная программа.
Свою актуальность программа не утратила сегодня. Создание условий для нравственного, патриотического, интеллектуального, физического воспитания личности - задача всех педагогов. Программа может применяться в качестве подпрограммы по патриотическому воспитанию молодого поколения.
...
25 09 2023 15:40:42
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
24 09 2023 10:31:51
Данная разработка контрольно-обобщающего урока может быть использована в 9-м классе на истории России при закреплении материала по данной теме. Урок содержит разноуровневые задания как репродуктивного, так и проблемного хаpaктера, а также тест и кроссворд, которые позволят объективно оценить знания учащихся по данной теме....
23 09 2023 23:51:36
В ХIV веке на окраине золотоордынского города Маджар сделала остановку небольшая траурная процессия. Это событие осталось в народных преданиях на века. Так возник Воскресенский Мамай-Маджарский мужской монастырь. В начале 1930-х годов Преображенский собор был разобран на кирпичи, из которых затем был построен первый корпус будущей районной больницы г.Буденновска. Монастырь прекратил своё существование. В 2014 году началось восстановление монастыря....
22 09 2023 19:43:28
Разработка урока дает возможность на занятии поработать с первоисточником, используя при этом индивидуальную форму работы по карточкам. Карточки разной сложности и предоставляются детям на усмотрение учителя. Изучение Конституции в 6-м классе - это первая попытка "по-взрослому" рассмотреть этот документ.
...
21 09 2023 10:53:20
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
20 09 2023 15:26:44
Проект содержит элементы проблемного, исследовательского, группового и индивидуального методов обучения, что обеспечивает интерес учащихся и достижение высокого уровня усвоения содержания учебного материала, проектирование собственной образовательной траектории в вопросе профессионального самоопределения с использованием современных источников информации и публичное представление результатов своей работы.
...
19 09 2023 8:47:46
Представлен конспект урока-турнира, на котором учащиеся повторяют и закрепляют знания по истории Саратовского края XVII века....
18 09 2023 11:35:55
Содержание уроков с использованием технологии модульного обучения состоит из системы модулей, и применение такой технологии возможно на уроках истории. Модуль позволяет учащемуся последовательно включаться в общую деятельность, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. С помощью модуля учащиеся дозируют содержание, понимая, какая информация обсуждается и с какой целью. Главное предназначение модуля – развить мышление, сознание человека.
...
17 09 2023 4:10:45
Урок систематизирует и обобщает знания о зарождении и развитии капитализма в начале Нового времени; развитии торговли, значении образования банков и бирж; переходе от ремесленной мастерской к мануфактуре; формировании новых социальных слоев европейского общества и их отличительных чертах; способствует формированию собственного отношения к периоду Раннего Нового времени; ориентирует на "проживание" учащимися исторической эпохи, культуры данного периода....
16 09 2023 17:57:40
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
15 09 2023 4:41:24
Урок формирует у учащихся представление о гуситском движении, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивает навыки работы с документами. Ученики формулируют тему урока, определяют его цели. На уроке обращается внимание на нравственный аспект поведения: верность своим убеждениям, честность, стойкость, мужество....
14 09 2023 9:55:53
Повторительно-обобщающий урок на тему "Древний Египет и Западная Азия в древности"....
13 09 2023 17:25:45
Задачи урока: заинтересовать обучающихся в изучении краеведческого материала, развивать навыки самостоятельной работы с текстами, умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию; воспитывать уважение к историческому прошлому своего региона и народа, чувство толерантности....
12 09 2023 2:25:15
Воспитательная цель урока: формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, любви и уважения к русской литературе и истории страны. Цель: показать обучающимся трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве; историю народного мученичества; культ личности Сталина; политику беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком....
11 09 2023 1:12:27
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка».
Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
10 09 2023 17:12:37
В ходе освоения дисциплины студенты приобретают знания и умения, которые позволят им толерантно воспринимать адептов иной конфессии, распознавать и отличать деструктивные секты от традиционных религиозных систем. С учетом специфики задач указанной дисциплины и содержания изучаемого материала в преподавании рекомендуется использовать проблемный и интеpaктивный подходы, метод сравнительного анализа, разнообразную методику семинарских занятий - обсуждение, дискуссию, фронтальную беседу....
09 09 2023 7:39:37
На уроке учащиеся, используя исторические документы и дополнительную литературу, выявляют основные черты положения реформы 1861 года, выделяя крепостнические и буржуазные черты...
08 09 2023 2:54:41
Я считаю, что разработанный мною проект целесообразно использовать учителям истории, работающим в 5-х классах.
...
07 09 2023 20:25:29
Урок по истории с использованием компьютерных технологий, на котором ставится цель: охаpaктеризовать национально-освободительную борьбу горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля, показать патриотизм многонационального народа в борьбе за свободу....
06 09 2023 6:46:10
В 2007 году был учрежден новый праздник – День героев Отечества. Для популяризации этого праздника предлагается проведение данной викторины, созданной по аналогии со «Своей игрой». Категории вопросов: герои Вов, героический поступок, герои-женщины, былинные герои, награды, киногерои.
...
05 09 2023 4:39:34
Урок построен на основе просмотра видеофильма "Спартак" К.Дугласа (1960 г.) и позволяет в нетрадиционной форме познакомить учащихся с этим ярким событием древней истории. Он выдержал проверку временем, легко повторяется и неизменно вызывает интерес учащихся. Пpaктическая цель урока - научить ребят извлекать информацию из различных исторических источников, в том числе художественных фильмов....
04 09 2023 21:45:46
Урок-суд над режимом репрессий по теме "История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР: Кубань в 1920—1930-е годы" призван обобщить и закрепить знания, полученные учащимися 9-го класса при изучении темы "Политическая система сталинизма". Он развивает мышление школьников, формирует полезные в социальном общении умения и нравственные ориентиры, в числе которых - способность сопереживать другим людям , воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личность и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов.
...
03 09 2023 6:37:48
Сценарий учебного занятия по всеобщей истории в 11-м профильном классе разработан с использованием технологии развития критического мышления. Ученики изучают историю вопроса, анализируют содержание документов о глобализации, составляют кластер по документу №1 с учётом знаний, полученных в результате работы над опережающим заданием, и отвечают на вопросы по документу № 2.
...
02 09 2023 7:52:11
Урок по теме «Первая мировая война» является уроком изучения новой темы. Автор представляет свою попытку подачи темы. Активно используется самостоятельная деятельность учащихся для изучения событий Первой мировой войны. Привлекаются иллюстрации картин Верещагина для осмысления итогов любой войны. Тема изучается на 2-х часовом занятии....
01 09 2023 7:40:55
Музеи сельских школ играют важную роль в культурно-просветительской работе среди учащихся и местного населения, в охране природы, памятников истории и культуры. Они способствуют активизации интереса учащихся к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности, овладению пpaктическими навыками поисковой исследовательской работы. Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории родного края....
31 08 2023 1:54:16
Игра прививает интерес к изучению истории своей страны, воспитание чувства гордости за свою историю и предков, воспитание патриотизма, а также повторение и закрепление ранее изученной темы....
30 08 2023 1:59:19

Урок-путешествие по УМК А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира») применяет интеpaктивные методы преподавания. Класс делится на несколько групп «путешественников», выполняет творческие задания. Большое внимание на уроке уделено информационным технологиям....
29 08 2023 2:15:44
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
28 08 2023 7:44:56
Представленный материал предназначен для педагогов, преподающих в 5-м классе основной школы по курсу «История Древнего мира». В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся....
27 08 2023 12:29:14

На уроке использовались ИК-технологии. Фрагменты ролевой игры помогли детям ощутить себя участниками событий того времени. Деятельностный подход, работа в парах сделали урок продуктивным....
26 08 2023 16:59:21
Урок разработан для 10-го класса. Основная идея: благодаря работе с документами уяснить суть политики просвещенного абсолютизма, дать представление о развитии производительных сил в сельском хозяйстве и промышленности России во второй половине XVIII века, развивать интеллектуальные умения учащихся, их коммуникативные навыки....
25 08 2023 3:53:13
Урок истории в 5-м классе призван воспитывать чувства прекрасного, стремление к физическому совершенству, пробуждать интерес к занятиям спортом, популяризовать здоровый образ жизни. На уроке используется карта-конспект, позволяя учащимся выбирать необходимый материал самостоятельно. А презентация поможет сделать урок зрелищным....
24 08 2023 0:48:36
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
23 08 2023 19:43:40
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
22 08 2023 20:39:39
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
21 08 2023 1:43:31
Урок изучения нового материала. Возможности компьютерных технологий позволяют представить учащимся широкий и художественно оформленный материал: иллюстрации картин художников, виды архитектурных памятников, музыкальные произведения, текстовую информацию и др.
...
20 08 2023 23:10:38
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности....
19 08 2023 20:19:40
Урок повторения. Вопросы – разноуровневые, предназначены для проверки знаний учащихся в форме ЕГЭ в трёх частях – А, В и С. Задания для учащихся даны в большем количестве, чем можно использовать на одном уроке. Учитель сам определяет, какие вопросы соответствуют уровню подготовки учащихся конкретного класса и пройденному материалу и готовит проверочную работу по данной теме. В конце статьи приведён список использованной литературы....
18 08 2023 22:24:29
Конспект урока обществознания в 9-м классе, в ходе которого учащиеся знакомятся с понятием «правонарушение», с видами правонарушений, определяют к каким видам правонарушений относятся предложенные ситуации....
17 08 2023 13:29:44
Игра "Великолепная пятёрка" является частью реализации игровых технологий во внеурочной деятельности по истории. В работе представлена детальная разработка игры, рекомендации по её проведению и два сценария игры по истории для 5-х классов - "Путешествие в прошлое. Древний мир" и для 6-х классов - "Путешествие в Средневековье".
...
16 08 2023 18:38:41
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
15 08 2023 21:57:36
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX века сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса....
14 08 2023 23:30:49
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
13 08 2023 17:49:32

Урок по истории Древнего мира в форме игры-путешествия для обучающихся 5-го класса. Через использование мультимедийной презентации повышается познавательный интерес обучающихся. Разработка может быть использована как начинающими педагогами, так и учителями-стажистами....
12 08 2023 9:33:21
Урок разработан в форме игры–путешествия в город Олипм – место проведения древних олимпийских игр. Новизной данного урока является «Портфель знаний», который позволяет учащимся систематизировать, накапливать и проверять свои знания. На уроке прослеживается связь с другими предметами школьной программы.
...
11 08 2023 15:27:36
7 ноября 1941 г. в Москве на Красной площади состоялся военный парад. Почему из всех парадов, проводившихся на Красной площади, выделяется именно этот? В чем его особенность? Ответ на эти вопросы содержится в рассказе педагога....
10 08 2023 21:43:30
В материале представлен урок истории (Образовательная система "Школа-2100") по теме "Вставай, страна огромная". В ходе урока даётся образ ВОВ как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны полвека назад; показан образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма; воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков.
...
09 08 2023 6:48:25
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
08 08 2023 1:43:15
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
07 08 2023 16:47:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::