Из опыта работы по патриотическому воспитанию учащихся при изучении темы "Великая Отечественная война 1941—1945гг." в 9-м классе
Цель: способствовать воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине при изучении темы: “Великая Отечественная война 1941-1945гг.” на примере истории Кузбасса и г. Новокузнецка (использование краеведческого материала).
Актуальность данной темы связана с тем, что существует проблема воспитания патриотизма и толерантности у подростков. В настоящее время патриотизм и национальная терпимость зачастую не являются основополагающими нормами в менталитете современной молодежи.
Гипотеза: предположим, что работа по поиску, обработке и изучению краеведческого материала будет способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, которое основано на осознании причастности к событиям, происходившим в нашем крае в годы Великой Отечественной войны.
Что же такое патриотизм?
В словаре дается определение “патриотизм” - это чувство любви к Родине, деятельность, направленная на служение интересам Отечества. Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями.
К сожалению, сегодня мы все чаще сталкиваемся с явлениями, когда патриотизм подменяется другими понятиями. Молодые люди не хотят идти служить в армию, так как служба в армии, профессия военного перестали быть престижными. Одновременно утрачиваются чувство патриотизма, дружественные связи между народами. И хотя Российская Федерация является многонациональным государством, внутри страны все чаще возникают конфликты на национальной почве.
Патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений в деятельности государственных, общественных и образовательных организаций и учреждений.
По своему содержанию патриотическое воспитание выступает как часть политического воспитания, оно близко к нравственному и трудовому воспитанию, так как верность Родине служит одним из ведущих признаков высокой нравственности, а трудовая деятельность является воплощением патриотического сознания и чувств.
Однако как самостоятельное направление воспитательного процесса оно требует специфического содержания и особых форм работы. Важным элементом содержания воспитания является показ героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Испытанными формами этой работы являются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, героями трудовых подвигов; проведение праздников и памятных дат, посвященных боевой славе народа, его вооруженных сил.
Героические страницы Великой Отечественной войны обладают огромной притягательной силой. Ратные подвиги наших соотечественников на фронте, их доблестный труд в тылу широко отражены в научной, мемуарной, художественной литературе, в театральных постановках, кинофильмах, живописи, музыке, скульптуре.
Сравнительная близость событий Великой Отечественной войны, обилие доступной для школьников литературы, возможность встречи с участниками событий вносят в работу значительно больший элемент поиска и самостоятельного исследования. Материалы используются на уроках истории и во внеурочное время, демонстрируются на школьных выставках и при оформлении экспозиций.
В результате поисковой и частично-поисковой деятельности у учащихся возрастает интерес к предмету, повышаются чувства ответственности, гражданского долга, развиваются коммуникативные качества.
Патриотическое воспитание на примерах мужества и героизма советских людей в годы грозных великих испытаний дает положительный результат, вооружает подростков знаниями о нашей истории. Если на традиционных уроках учащиеся получают общее представление о событиях, то использование краеведческого материала для освещения вопросов истории позволяет учителю убедительнее и нагляднее влиять на становление гражданина. У учащихся возникает чувство причастности к событиям, происходившим в нашей стране, нашем городе, на наших предприятиях, ведь участниками этих событий были наши земляки, а иногда знакомые и родственники. Привлечение краеведческого материала приближает историческое прошлое к сознанию школьников, внося в учебный процесс элемент живого созерцания. Краеведческая работа стимулирует участие школьников в общественной жизни, играет важную роль в воспитании патриотических чувств. Задача учителя состоит в том, чтобы направлять работу учащихся, контролировать и редактировать собранный материал.
В своей работе я использую различные источники для изучения событий 1941-1945гг.
- Во-первых, историческая литература и учебные пособия, в которых рассматривается вклад нашего города, его жителей в дело победы;
- Во-вторых, посещение краеведческого музея и использование материала его экспозиций;
- В-третьих, работа по направлению “Имя на карте города”;
- В-четвертых, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками событий.
Хаpaктер краеведческого материала собранного и обработанного учениками под моим руководством, определяет многообразие методов и приемов его использования. На уроке этот материал звучит как яркий эпизод в рассказе учителя, докладах школьников. Особенно ценно, когда такие доклады или сообщения являются изложением результатов самостоятельного поиска или небольшой работы с элементами исследования.
В результате работы накоплен материал, который используется на уроках в теме “Великая Отечественная война”, для проведения внеклассных мероприятий, посвященных дню защитников Отечества и дню Победы, на встречах с ветеранами.
Высокой оценкой проделанной работы является тот факт, что многие наши ученики с желанием идут служить в Российскую Армию, поступают на работу в силовые структуры, получают юридическое образование, становятся достойными гражданами нашей Родины.
Активная жизненная позиция помогает учащимся преодолевать трудности общения, быть неравнодушными к другим людям. Участие в поиске и его результаты повышают интерес к отечественной истории, положительно влияет на успеваемость учащихся.
Повышение интереса к истории и поисковой работе по краеведению подтверждается количеством учащихся, принявших участие в подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий. В 2005 году в подготовке урока активное участие приняли 5 учащихся одного класса, в 2006 году отличились уже15 человек, в 2007году при подготовке внеклассного мероприятия были задействованы более 30 учащихся 9-х классов.
В текущем учебном году работа продолжается.
Литература:
- Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
- Внеклассные мероприятия по истории России. 10-11 классы. /Сост. И.И. Ваpaкина, С.В. Парецкова - Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
- История: Внеклассные мероприятия. 5-11 классы. (Заочные путешествие и экскурсия, турниры любознательных и смекалистых, урок мужества, исторический вечер в “лицах”, праздник русской культуры, “Круглый стол”) /Авт.- сост. И.В. Кузьмина.- Волгоград: Учитель, 2005.
- Корнева Т.А. Нетрадиционные уроки по истории России ХХ века в 9, 11 классах. – Волгоград: Учитель, 2002.
- Нестандартные уроки в школе. История. 8-11 классы. /Авт.- сост.Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2004.
- Патриотическое воспитание школьников. 5-11 классы: устные журналы, тематические вечера, литературные композиции /авт.-сост. Н.А. Белибихина, Л.А. Калитвенцева, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Предметные недели в школе. История. Обществоведческие дисциплины. /Сост.Н.С. Кочетов. - Волгоград: Учитель, 2003.
Представлен конспект урока истории по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."....
03 10 2023 0:16:31
Тема «Дом, в котором мы живем» изучается в курсе обществознания в 6-м классе по А.Ф. Никитину. Некоторые элементы урока могут быть использованы при проведении классных часов. В работе раскрывается история возникновения жилища, значение жилища для человека. Разработка урока содержит презентацию, представлены пpaктические задания для обобщения и закрепления материала....
02 10 2023 8:46:25
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
01 10 2023 2:18:28
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
30 09 2023 17:14:31
Урок истории для учащихся 8-го класса на тему показывает как шло развитие России в первой половине XIX в.; знакомит учащихся с основными тенденциями социально-экономического развития России....
29 09 2023 12:39:48
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция).
...
28 09 2023 22:46:32
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
27 09 2023 4:28:50
Урок обобщения материала по теме "Россия в конце XVII - начале XVIII в. Форма урока - урок-суд, на котором закрепляются знания учащихся по данной теме, развивается познавательная активность как деятельность ученика, направленная на поиск и переработку информации, а также формируются навыки самообразовательной деятельности учащихся.
...
26 09 2023 9:45:10
Урок посвящен Высокогорскому району в годы Великой Отечественной войны, его вкладу в Победу над фашистской Германией. ЗадачиЦель урока: привести примеры мужества и героизма советских воинов, тружеников тыла – наших земляков; развивать поисково-исследовательские умения учащихся....
25 09 2023 14:44:13

Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
24 09 2023 0:12:49
Урок предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. Учащимся предлагается поработать с текстом учебника, с историческими документами, выполнить задания в парах, высказать свою точку зрения по отдельным вопросам, проверить свои знания, выполняя тестовые задания. Прилагается презентация к уроку. При проведении урока используется диск «История России 862–1917», Ледовое побоище – анимация и фрагмент художественного фильма....
23 09 2023 12:31:38
Разработка урока "Российская империя на рубеже веков и ее место в мире" поможет учителю в проведении первого урока в 9-м классе по курсу "История России". Для организации продуктивной работы на уроке использовались рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с учебником, картами, статистическим материалом. Организация урока, его ход могут быть успешно реализованы с учащимися любого уровня подготовки....
22 09 2023 14:33:45
Цели урока: развить познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям; усвоить общепредметные понятия, законы, теории, идеи, комплексные проблемы; научить обобщению при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств; разить умений по разным предметам и умений их синтеза....
21 09 2023 4:16:47
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
20 09 2023 16:47:58
Цели урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу; подвести учащихся к обобщению основных проблем, раскрытию теоретических вопросов и фактического материала; к пониманию причин победы советского народа в Великой Отечественной войне.
...
19 09 2023 16:50:59
Мероприятие способствует обобщению и углублению знаний учащихся, полученных на уроках истории, ОБЖ; развитию спортивного азapта, творчества. На занятии реализуется идея самоуправления, расширяется кругозор учащихся....
18 09 2023 13:33:40
Урок - деловая игра «Древний Восток» проводится в 5-м классе для обобщения материала, изученного по теме, продолжения формирования основных умений и навыков, углубления сведений по истории Древнего Востока. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, хронологией, фактическим материалом и др.) позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету «История»....
17 09 2023 21:40:55
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
16 09 2023 22:10:36
Деловая игра - это пьеса, разыгрываемая учениками, в основном импровизированная. Её цель - оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Данная ролевая игра основывается на конкретной ситуации продажи рабочей силы на рынке труда и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Игра проводится для последующей рефлексии и обсуждения. Именно они, а не сам процесс игры имеют основную ценность для обучения. Игра рассчитана на 2 учебных часа.
...
15 09 2023 19:38:22
Этот диспут проводился на неделе истории в 11-12-х классах. Заранее были предложены программа, учебная и художественная литература по теме. В группах участвуют только желающие (10–16 чел.), а остальные могут выступать в роле зрителей. Учитель выступает в роли ведущего. Этот диспут можно использовать и на обобщающем уроке по теме "Российская империя в XVIII веке"....
14 09 2023 10:11:25
Данный урок "Права человека" представляет собой пpaктикум, в ходе которого учащиеся не только знакомятся с основными правами, зафиксированными в документе, его структурой, а также проводят анализ зафиксированных прав, определяют значение данного документа для всех людей. Кроме того, главное заключается в том, чтобы не только познакомить учащихся и выучить статьи международных документов, а учить учащихся жить со знанием и осознанием своих прав и свобод. И помнить, что у другого человека, такие же права....
13 09 2023 4:43:22
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
12 09 2023 13:57:48
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника.
...
11 09 2023 10:36:55
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
10 09 2023 3:40:22
На протяжении всего урока ребята не только слушают рассказ учителя, но и сами являются непосредственными участниками учебного процесса. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены наиболее яркие образы – символы Индии, что позволяет наиболее полно представить себе природу и людей Древней Индии.
...
09 09 2023 10:56:56
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
08 09 2023 3:23:42
Статья посвящена такой форме урока как интернет-урок. Использование возможностей образовательных ресурсов Интернет как на уроке, так и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс обучения интеpaктивным, ярким и запоминающимся. Приведен пример урока по обществознанию "Человек - часть природы"....
07 09 2023 0:24:11

В 2015 году г.Новомосковск отмечал 85-летний юбилей. Нельзя жить на родной земле и не знать, что было здесь до нас, не знать о трудах и делах наших предков. У г.Новомосковска была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, похожая и не похожая на другие города, история. Новомосковск внес достойный вклад в материальную и духовную культуру России....
06 09 2023 20:58:42
Этот урок продолжает тему курса «Коммуникации в глобальной сети Интернет» и является его составной частью, позволяющей с помощью языка HTML создавать простейший web-документ. Этот урок закрепляет ранее полученные знания, расширяя их. На данном уроке учащиеся рассматривали одни и те же события с разных сторон, глубже вникали в проблематику вопроса, анализировали информацию, выделяли главное, отстаивали свою точку зрения, слушали друг друга....
05 09 2023 13:36:53
Урок по теме «Первая мировая война» является уроком изучения новой темы. Автор представляет свою попытку подачи темы. Активно используется самостоятельная деятельность учащихся для изучения событий Первой мировой войны. Привлекаются иллюстрации картин Верещагина для осмысления итогов любой войны. Тема изучается на 2-х часовом занятии....
04 09 2023 20:12:51
Гражданская война – один из самых трагичных этапов в истории России. В её период погибло более десяти с половиной миллионов человек. Из них погибло во время действий около 2,5 млн. человек, все остальные – в результате террора (2 млн.), голода и эпидемий (6 млн.). В эти дни братоубийственной войны люди одной страны шли грабить, убивать и разорять своих же соотечественников, ближайших знакомых, родственников....
03 09 2023 20:35:58
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
02 09 2023 18:25:33

Урок знакомит учащихся с традиционной культурой и искусством Русского Севера. Работа на уроке ведется с опорой на ранее полученные знания по таким дисциплинам, как ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство....
01 09 2023 13:46:46
Цель урока: знать активизации общественного движения в XIX веке в России; основные направления; цели и задачи каждого направления. Уметь: выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией; обобщать полученную информацию в форме модели; выделять основное в каждом направлении, преобразуя модель в схему....
31 08 2023 17:26:13
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
30 08 2023 7:23:28
Урок основан на заранее подготовленных творческих проектах учащихся «Моя родословная». Дети представляют свои проекты, а затем обсуждают их и выполняют игровые задания. Урок призван показать учащимся, как важно знать родословную и историю жизни своих предков....
29 08 2023 1:25:31
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
28 08 2023 19:21:38
Цели урока: используя факты и ранее имеющиеся знания, обучающиеся смогут сформировать представление о развитии Заволжья в XVIII веке; обучающиеся смогут выявить принципы создания поселений в Заволжье в XVIII веке, смогут сформировать устойчивый познавательный интерес к истории родного края....
27 08 2023 4:34:58
Один из методов, который развивает ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, кооперативную, проблемную — метод учебного проекта (МУП).
Работая над проектом, ученик формулирует проблему, осуществляет планирование своей работы, осуществляет поиск информации, выступает с результатами своей работы, оформляет найденный материал.
...
26 08 2023 18:33:50
Урок разработан с целью изучения понятий, основ Конституции РФ, прав и свобод человека. На уроке предполагается решение следующих задач: определение, что такое Конституция, основная цель создания Конституции, ее задачи в правовом государстве....
25 08 2023 17:57:47
Основная цель - познакомить с историей Олимпийских игр, которые были связывающей нитью для всех эллинов; учить выделять главное, делать выводы, проводить параллель с современностью; развивать логическое мышление, развивать навыки коллективной работы; активировать деятельность ребят. Рефлексия является итогом урока, где дети способны оценить свою работу.
...
24 08 2023 5:37:13
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
23 08 2023 3:25:30
На уроке ребята через решение исторических задач при помощи вопросов, самостоятельного составления небольших рассказов, решения кроссворда, в игровой форме изучают новый материал. Пятиклассникам дается возможность получить представление о первой демократии на земле и обществе, в которой она зарождалась....
22 08 2023 15:22:40
Разработка урока по праву для 11-го класса к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. Изучение темы рассчитано на два академических часа, при этом предпочтителен вариант спаренных часов. Важнейшую роль в просвещении в области прав человека по-прежнему играют школьные уроки, которые закладывают базу правовой культуры у будущих члeнов гражданского общества правового российского государства.
...
21 08 2023 6:51:16

Презентация по истории Древнего мира разработана по учебнику А.А. Вигасина для учащихся 5-х классов. Урок проводится в виде игры-путешествия в историю Древнего мира....
20 08 2023 9:20:24
Задачей урока является выработка умения осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение; определение функций и полномочий законодательной, исполнительной, судебной власти РФ; воспитание активной гражданской позиции.
...
19 08 2023 3:13:11
Урок обществознания в 5-м классе является 16-м и 17-м уроками по рабочей программе, знакомящими с процессом самообразования, его формами и результатами. На уроке дается представление о том, как занимались самообразованием в прошлом; объясняются значения понятий "самообразование", "самоорганизация"....
18 08 2023 19:55:46
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
17 08 2023 3:54:13
В статье представлен урок в форме интеллектуальной игры "Брейн-ринг". Он позволяет углубить представление о Великой Отечественной войне, возбудить интерес к боевому прошлому своей страны. Актуален в связи с приближающейся юбилейной датой — 65-летием со дня Победы. Материал может использоваться и во внеклассной работе....
16 08 2023 12:25:36
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
15 08 2023 13:13:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::