Урок в 6-м классе по теме "Древняя Русь в IX–XII веках" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок в 6-м классе по теме "Древняя Русь в IX–XII веках"


    Урок в 6-м классе по теме "Древняя Русь в IX–XII веках"


Тип урока - систематизации и обобщения знаний.

Форма урока - повторительно обобщающая беседа + элементы пpaктической работы.

Цель образовательная: систематизировать знания учащихся о правителях Древней Руси; о проводимой ими политики; создать целостную картину событий, происходящих на Руси IX - XII века; помочь учащимся обобщить знания о Руси IX - XII веков; понять причинно следственные связи событий Древний Руси, раскрыть сущность событий IX - XII веков.

Цель воспитательная: продолжить формирование патриотизма, любви к родному государству и гордости за свою страну.

Цель развивающая: продолжить формирование картографических знаний учащихся; продолжить формирование умения грамотно выражать свои мысли; продолжить формирование умения аргументировать свою точку зрения; актуализировать ранее полученные знания; составлять таблицы и схемы.

Оборудование урока: Карта "Киевская Русь в IX-XII вв." + иллюстрированный материал: древо древнерусских князей, политическая система древнерусского государства в XI-XII веках, раннефеодальная монархия, иллюстрации древнерусских жилищ и костюмов, а также видеокассета "Москва страницы истории".

Основные даты: VIII-IX вв. расселение славян; первая половина IX в. - образование государства Руси; 988 г. - крещение Руси; 1072 г. - "Правда Ярославичей"; 1097 г. - Любический съезд; начало XII в. - П.В.Л.

Основные термины и понятия: славяне, вервь, община, князь, подати, полюдье, общественный строй, феодализм, власть.

Этапы урока Содержание Примечания
Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку учащихся (наличие учебников, тетрадей, дневников, письменных принадлежностей). Отмечаю отсутствовавших.  
Целеполагание урока 1. Образование Древнерусского государства.

2. Основные направления внешней политике князей Киевской Руси.

3. Социально-экономические изменения в жизни восточнославянских племен. Образование государства.

4. Политическое устройство Киевской Руси.

5. Традиции и обычаи в древней Руси.

На доске; учащиеся изучают написанное на доске.
Показ фрагментов документального фильма "Москва страницы истории".

Повторительно-обобщающая беседа. "Образование Древнерусского государства". И Индивидуальный опрос на карточках-инструкторах 4 человека (слабоуспевающих учащихся)

И двум учащимся карточки с творческими заданиями (составить кроссворд и решить головоломку по теме: Образование Древнерусского государства).

Показ фрагментов документального фильма "Жили были Москвичи". (1,5 минуты)

1. Когда возникло Древнерусское государство?

2. Назовите два центра откуда началось Древнерусское государство?

3. Кем по приданию был основан Киев?

4. Каков период существования Киевской Руси?

5. Какие предположения существуют о происхождении слова Русь?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сбор карточек.

Смотрят кадры фильма и погружаются в атмосферу Древней Руси.

Ответы учащихся:

1. В IX веке.

2. Киев и Новгород.

3. Аскольдом и Диром.

4. Схема "Киевская Русь" роздана учащимся в печатном виде на партах по 1 экземпляру

Разбор схемы:

  1. Что это за первый период Руси?
  2. Когда можно говорить о создании Киевской Руси?
  3. Что представляет из себя второй период Киевской Руси?
  4. Кто правил в X-XI веках в Киевской Руси?
  5. Что представляет из себя последний период Киевской Руси?
  6. Что такое политическая раздробленность?.

Итог разбора - саму схему учащиеся фиксируют в тетрадях.

5. Запад - Русица

Византия - Росов

Аpaбы - ар-рус.

Дополнительные вопросы для учащихся со спopной оценкой вывешены ввиде древнерусского оружия.

1. Как звали первых князей?

2. Дата правления князя Рюрика, князя Олега. Князя Игоря?

3. Что такое путь из варяг в греки?

4. В чем суть норманнской теории происхождения Древнерусского Русского государства. Кто является ее сторонником?

5. В чем суть антинорманской теории происхождении Древнерусского государства? Кто является ее сторонником?

Внешняя политика русских князей. "Внешняя политика русских князей".
Дата Событие
907, 911 годы Походы Олега на Византию заключение мирного договора.
941 г. Поход на Византию князя Игоря.
944 г. Русь и Византия заключили мирный договор.
964 - 966 гг. Разгром Святославом Хазарского каганата.
967 г. Поход Святослава на южные болгарские земли.
988 г. Крещение Руси по Византийскому обряду.
1043 г. Поход на греков.
Составляют хронологическую таблицу, ученики по одному выходят к доске;

Остальные учащиеся заполняют таблицу в тетрадях.

Социально-экономические изменения в жизни восточных славян. (Повторительно-обобщающая беседа).

И индивидуальный опрос четырех слабоуспевающих учащихся на карточках-инструкторах.

Беседа:
  1. Расскажите о чертах объединявших племена Восточно-Европейской равнины.
  2. Расскажите о внутреннем устройстве славянских племен.
  3. Расскажите о занятиях славян.
  4. Расскажите об устройстве общины.
  5. Назовите основные категории населения Киевской Руси.
Категория населения Функции Роль в обществе
Люди - владели землей;

- платили дань;

- наблюдали за порядком;

- участвовали в военных походах

Свободные земледельцы, общинники.
Смерды Выполняли для князей разные повинности. Лично зависимые от князя.
Изгои   Порвавшие со своей общиной.
Бояре - сбор дани;

- воинская служба;

- землевладельцы

Старшие княжеские дружинники.
Закупы Работали за определенную ссуду на хозяйском поле. Разорившиеся общинники, лишены личной свободы.
Рядовичи Нанимались к землевладельцу на работу. Разорившиеся общинники лишены личной свободы.
Холопы Работали в поле или усадьбе землевладельца. Попавшие в плен; продавшие себя в холопство. Совершенно бесправны.
Челядь Работали в поле или усадьбе. Paбы. Совершенно бесправны.

Сбор карточек.

"Особенности складывания государства у славян"

Ответы учащихся:
  1. Появились в Восточной Европе в середине I тысячелетия, жили на землях расположенных между реками Одер, Висла и Днепр; воинственны, белокуры, язычники.
  2. Родоплеменная община во главе со старейшиной; во главе стоял князь с дружиной.
  3. Земледелие, бортничество, собирательство, скотоводство, охота, рыболовство.
  4. Во главе старейшина; Знать. Небольшой участок земли в личном пользовании семьи.
  5. Итог беседы составление таблицы "Категории населения Киевской Руси". (виде раздаточного материала в напечатанном виде роздана на парты учащимся в одном экземпляре).

Дополнительные вопросы для учащихся со спopной оценкой вывешены ввиде древнерусской утвари и орудий труда на доске.

  1. Дайте определение. Вервь-это? Каковы ее функции?
  2. Кто такие общинники, чем они занимались?
  3. Дайте определение. Огнищанин - это? Каковы его функции?
  4. Составьте рассказ о древнерусском городе?
  5. Кто такие гости? Что экспортировала и импортировала Русь?

 

 

 

 

 

 

Учащимся схема будет роздана в печатном виде на партах по 1 экземпляру.

Разбор схемы:

  1. С кем боролись славяне?
  2. Основные занятия у славян?
  3. Чем выступают города?

Итог разбора учащиеся фиксируют схему в тетрадях.

Политическое устройство Киевской Руси в IX - XII веках.

"Политическая система Древнерусского государства"

"Политическая система Древнерусского государства в IX - XII веках. Раннефеодальная монархия". будет висеть на доске в виде большого красочного плаката, данного в виде схемы.
  1. Разбор данной схемы:
  2. Кто такой Великий князь ?
  3. Каковы функции Великого князя?
  4. Кто такие бояре?
  5. Какую роль они играли в государстве?
  6. Дружина -это?
  7. Кто такие местные удельные князья и в чем заключалась их государственная служба?

Учащиеся фиксируют схему в тетрадь с доски.

Традиции и обычаи Древней Руси.

И индивидуальная работа двух учащихся на карточках с творческими заданиями

(Составьте рассказ о крестьянской братчине;

Составьте рассказ о княжеском пире).

Показ фрагментов документального фильма "Жили были Москвичи".

 

 

 

 

Фронтальная беседа:

  1. Где и как жили простолюдины в Древней Руси?
  2. Как выглядели дома бояр?
  3. Какой материал использовали бояре для своих домов?
  4. Как одевались в Древней Руси?
  5. Какие были развлечения в Древней Руси?

Сбор карточек.

Учащиеся смотрят фрагменты документального фильма, кадры которого содержат информацию и иллюстрации о Древней Москве, ее улицах, домах, жителях. Учащиеся рассматривают иллюстрации и макеты домов, изготовленные руками других учащихся на уроках изо. Погружаются в атмосферу того времени, в ее особенности.

После просмотра кадров фильма идет фронтальная беседа, посвященная традициям и обычаям Древней Руси.

Ответы учащихся:

  1. В небольших деревянных домах: на юге были полуземлянки, на севере избы; топили дома по-черному, в окнах бычий пузырь, в доме простая деревенская мебель.
  2. Бояре жили в просторных домах, двухэтажных, с несколькими комнатами, внизу мастерские, в верху жилые помещения.
  3. Дерево, камень.
  4. Земцы простые рубахи, узкие длинные штаны, кожухи, лапти. Зажиточные носили сапоги, плащи, меховые шубы украшенные жемчугом и другими драгоценностями.
  5. У знати это были охота и пиры; у горожан - братчина.
Заключение.

Итог урока.

Подводят его учащиеся по плану, ранее (в начале урока), написанного на доске.  
Домашнее задание Параграф 13 вопросы № 1-3*, 5 (устно), вопрос № 4 (письменно) Составить таблицу "Последствия раздробленности на Руси". Две колонки
Положительные последствия Отрицательные последствия
Рост экономики многих русских территорий Ослабление военной мощи Руси


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Интегрированный урок (история + английский язык) "Введение в эпоху викингов"


    Интегрированный урок (история + английский язык) "Введение в эпоху викингов"

      Музей "Йорвик" на территории Великобритании – главный источник информации о пребывании викингов на Британских островах. Учащиеся получают виртуальную возможность пополнить коллекцию музея новыми экспонатами, которые возможно отобрать в ходе изучения темы, а затем презентовать в форме буклета (таким образом в ходе урока осуществляется формирование информационной и социокультурной компетенции)....

07 12 2021 4:55:12

Гендерный подход в преподавании истории в школе как элемент гражданского образования


    Гендерный подход в преподавании истории в школе как элемент гражданского образования

      Фрагмент обобщающего урока истории в 10-м классе по теме «Екатерина Великая» показывает гендерный подход в преподавании истории в школе как элемент гражданского образования....

06 12 2021 23:25:35

Урок-представление по истории в 11-м классе. Тема: "Защита десятилетия"


    Урок-представление по истории в 11-м классе. Тема: "Защита десятилетия"

      Урок–представление «Защита десятилетия», где даются экономическая, политическая хаpaктеристики, а также особенности культурного развития исторического периода страны с 1980 по 2008 г., способствует более глубокому осознанию эпохи и позволяет акцентировать внимание учащихся на важнейших достижениях страны. ...

05 12 2021 16:25:17

Итоговый урок истории в 5-м классе по теме "Древний Восток"


    Итоговый урок истории в 5-м классе по теме "Древний Восток"

      Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....

04 12 2021 15:50:15

Внеклассное мероприятие «У войны не женское лицо…»


    Внеклассное мероприятие «У войны не женское лицо…»

      Данное мероприятие проводилось для учащихся 8–10-х классов в канун 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и посвящалось женщинам-участникам войны и труженицам тыла. При проведении использовался краеведческий материал....

03 12 2021 22:48:56

Путь развития России. 10-й класс


    Путь развития России. 10-й класс

      Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....

02 12 2021 14:18:39

Внеклассное интегрированное мероприятие "Образ кота в литературе и истории"


    Внеклассное интегрированное мероприятие "Образ кота в литературе и истории"

      Мероприятие разработано для воспитания в детях бережного отношения к животному миру. Построено в форме экскурсии по залам музея, посвященного кошке. Посетив исторический и литературный залы, учащиеся смогут перенести знания из курса истории в курс литературы, проявить свои творческие способности, осознать необходимость чуткого отношения к братьям нашим меньшим. В историческом зале ребята узнают о роли кошки и ее влиянии на человечество в разные эпохи. Литературный зал посвящен изображению кошачьей натуры в рассказе "Кот-ворюга". ...

01 12 2021 1:16:37

Урок-обобщение по теме "Эпоха Средневековья". 6-й класс


    Урок-обобщение по теме "Эпоха Средневековья". 6-й класс

      Один из способов развития одаренности детей – урок-турнир. Турниры – это не только состязания духа, силы и интеллекта, но и увлекательное романтическое приключение, погружение в исторические или фантастические реалии той или иной культуры. На таких уроках дети имеют возможность раскрыть свои способности, таланты, проявить самостоятельность и создать что-то свое. Такие занятия требуют тщательной подготовки, продумывания заданий с учетом возможностей учащихся....

30 11 2021 14:51:56

Урок мужества "Поле ратной славы"


    Урок мужества "Поле ратной славы"

      Внеклассное мероприятие "Поле ратной славы", посвященное Прохоровскому танковому сражению, сопровождаемое компьютерной презентацией. Данная методическая разработка Урока мужества призвана познакомить юных граждан с военной историей малой Родины, ее духовным наследием, рассказать о героях, мужественно защищавших Отечество. ...

29 11 2021 14:54:44

Пpaктические задания в работе учителя истории и обществознания


    Пpaктические задания в работе учителя истории и обществознания

      Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....

28 11 2021 20:19:40

Урок в технологии "Педагогические мастерские" (6-й класс). Обществознание. Тема: "Зачем человеку семья?"


    Урок в технологии "Педагогические мастерские" (6-й класс). Обществознание. Тема: "Зачем человеку семья?"

      Целью: показать учащимся роль семьи в общей структуре общества. На уроке используются такие методы работы, как эвристический (частично поисковая беседа), деятельностный (работа в группах), дедуктивный (от общего к частному), а так же метод классификации. На одном из этапов урока (работа с материалом) учащиеся создают проект-коллаж «Мое представление о семье», на основе которого приходят к осознанному пониманию терминов, относящихся к семье и семейным отношениям. ...

27 11 2021 16:19:45

Внеклассное занятие по истории


    Внеклассное занятие по истории

      В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...

26 11 2021 23:33:58

План внеклассного мероприятия по истории России для старшеклассников по теме "Уцелевшая Атлантида"


    План внеклассного мероприятия по истории России для старшеклассников по теме "Уцелевшая Атлантида"

      План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....

25 11 2021 2:35:37

Урок истории Казахстана на тему "Гунны (от Модэ до flagellum Dai)". 6-й класс


    Урок истории Казахстана на тему "Гунны (от Модэ до flagellum Dai)". 6-й класс

      Урок истории расширяет кругозор учащихся, основан на изучении, анализе исторических источников по теме. Согласно историческим сведениям, Атиллу в Европе называли flagellum Dai – Бич Божий, поэтому в формулировке темы возможно применение термина....

24 11 2021 17:20:55

"Холокост и дети: помнить и никогда не забывать". Урок памяти


    "Холокост и дети: помнить и никогда не забывать". Урок памяти

      Урок памяти посвящен одной из важнейших проблем Великой Отечественной войны – проблеме национализма, антисемитизма. Проблема геноцида еврейского народа, Холокоста в годы войны рассматривается на примере отношений нацистов к детям. ...

23 11 2021 10:12:56

Задания по историческим персоналиям середины Х — второй половины XVI века "Узнай кто это"


    Задания по историческим персоналиям середины Х — второй половины XVI века "Узнай кто это"

      Задания по историческим персоналиям середины X - второй половины XVI века можно использовать на уроках обобщения пройденного материала и повторения в старшей школе. Десять хаpaктеристик каждого исторического деятеля по десять вопросов в каждом "портрете". ...

22 11 2021 4:47:28

Открытый урок по ИЗО, МХК и истории в 5-м классе "Русский шрифт. Буквица"


    Открытый урок по ИЗО, МХК и истории в 5-м классе "Русский шрифт. Буквица"

      Открытый интегрированный урок по ИЗО, истории и МХК, проведенный в марте 2009 года на семинаре учителей ИЗО и МХК, знакомит учащихся с историей возникновения письменности, с рукописными книгами, с искусством каллиграфии. Учащиеся пробуют писать "буквицы", выступают в роли зрителя, читателя, слушателя, исследователя. Знакомятся со славянскими просветителями, братьями Кириллом и Мефодием. Узнают о науке палеографии, о русской культуре до и после возникновения письменности....

21 11 2021 0:52:25

Урок истории в 5-м классе "В афинских школах и гимназиях"


    Урок истории в 5-м классе "В афинских школах и гимназиях"

      Выбор темы обусловлен необходимостью изучения культуры Древней Греции, ставшей фундаментом европейской культуры. В разработку урока включены: цели, формируемые навыки обучающихся, предполагаемые ответы, разноуровневые задания; материалы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Содержание материала соответствует обязательному минимуму содержания образования. ...

20 11 2021 6:50:10

Лабораторный урок по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы". 5-й класс


    Лабораторный урок по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы". 5-й класс

      В ходе урока учащиеся с помощью технологии "синквейн" работают с понятием «закон», а также определяют сущность законов царя Хаммурапи и их значение для жителей Вавилона. На уроке учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности, работают с перфокартами....

19 11 2021 23:40:10

Конспект урока истории по теме: "Смутное время"


    Конспект урока истории по теме: "Смутное время"

      Цель урока – выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий; определить последствия Смуты; развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос. ...

18 11 2021 18:32:25

Из опыта организации проектной деятельности учащихся при обучении истории в школе


    Из опыта организации проектной деятельности учащихся при обучении истории в школе

      В данной статье вы можете узнать об организации проектной деятельности учащихся в школе при обучении истории и обществознанию. Автор делится опытом организации клуба любителей истории "Клио" и научного общества учащихся любителей истории "Отечество". Здесь вы найдёте методические рекомендации по написанию рефератов . ...

17 11 2021 11:34:16

Интегрированный урок (история + ИЗО) на тему "Страницы истории Москвы"


    Интегрированный урок (история + ИЗО) на тему "Страницы истории Москвы"

      Интегрированный урок предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Урок позволяет учащимся глубоко понять эстетическую ценность русской культуры, воспитывать уважительное отношение к родному городу, чувство патриотизма, уважение к культурному наследию родного края....

16 11 2021 4:21:57

Урок истории по теме "Святая Русь" (6-й класс)


    Урок истории по теме "Святая Русь" (6-й класс)

      Предлагается конспект урока "Истоки" (региональный компонент учебного базисного плана Вологодской области). Может быть использован на уроках истории, во внеклассной работе. При разработке урока использована иллюстрация Валерия Карпущенко из личной коллекции Сизоненко Т.В. ...

15 11 2021 3:59:35

Права ребенка и их исполнение в Краснощековском районе


    Права ребенка и их исполнение в Краснощековском районе

      Групповой проект может быть использован в 9-м классе при изучении темы «Права и свободы человека и гражданина» рассчитан приблизительно на 4 недели. Проект развивает личность в период социального взросления, ее познавательные интересы, формирует собственную позицию, способности к развитию и саморазвитию....

14 11 2021 23:50:43

Начало Северной войны


    Начало Северной войны

      Урок изучения нового материала в 7-м классе служит обеспечению усвоения материала по теме; продолжению формирования умений и навыков работы с наглядными источниками; развитию способностей к обобщению и систематизации учебного материала; развитию аналитических навыков....

13 11 2021 14:43:56

Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?"


    Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?"

      Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....

12 11 2021 0:15:29

Повторительно-обобщающий урок "На войне как на войне, но прояви милосердие"


    Повторительно-обобщающий урок "На войне как на войне, но прояви милосердие"

      Данный урок проводится с целью обобщения знаний по теме "Международное гуманитарное право" и привлечения внимания учащихся к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов. Потребность в изучении вопросов международного гуманитарного права стала особенно актуальной в последние годы. Всеобщего мира добиться в один момент трудно, и поэтому нужно приложить все усилия, чтобы облегчить страдания людей, приносимые войной. Этому способствует международное гуманитарное право - одна из отраслей международного права....

11 11 2021 11:29:30

Урок-игра "Христианская церковь в XI–XIII веках. Крестовые походы"


    Урок-игра "Христианская церковь в XI–XIII веках. Крестовые походы"

      Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....

10 11 2021 16:11:28

Урок по истории Росссии "Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва". 6-й класс


    Урок по истории Росссии "Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва". 6-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с историей борьбы Москвы за независимость от Золотой Орды....

09 11 2021 5:26:37

Права человека


    Права человека

      Урок разработан с целью изучения понятий, основ Конституции РФ, прав и свобод человека. На уроке предполагается решение следующих задач: определение, что такое Конституция, основная цель создания Конституции, ее задачи в правовом государстве....

08 11 2021 18:47:21

Формирование единого образовательного прострaнcтва молодежи как важная задача современной российской педагогики


    Формирование единого образовательного прострaнcтва молодежи как важная задача современной российской педагогики

      Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....

07 11 2021 17:14:49

Интегрированный урок (история + обществознание) по теме "Экономические реформы в России первой трети ХХ века"


    Интегрированный урок (история + обществознание) по теме "Экономические реформы в России первой трети ХХ века"

      Урок проводится по блочно-модульной системе. Параллельно проводятся уроки истории по блоку: "Экономические реформы первой трети XX века" и уроки обществознания по блоку: "Современная экономка". Урок проводится в 11-х классах социально-экономического профиля....

06 11 2021 9:35:31

Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"


    Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"

      Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...

05 11 2021 22:47:35

Проектная деятельность на уроках обществознания в 9-м классе


    Проектная деятельность на уроках обществознания в 9-м классе

      Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...

04 11 2021 8:29:37

Урок обществознания по теме "Общество как сложная динамическая система"


    Урок обществознания по теме "Общество как сложная динамическая система"

      Урок знакомит с различными определениями понятия "общество" на основе устойчивых словосочетаний, в которые входит данное слово; раскрывает сущность понятия "общество"; формирует представление об обществе как системе, состоящей из подсистем, то есть сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной и социальной), на основе графических моделей раскрывает взаимосвязь сфер общественной жизни; опираясь на знания учащихся о природе и обществе, определяет их взаимосвязь....

03 11 2021 19:55:29

Государство на берегах Нила. 5-й класс


    Государство на берегах Нила. 5-й класс

      На уроке учитель формирует представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта. Работа с историческими источниками, интеpaктивной картой, игровые моменты, познавательные задачи – основные методические моменты и этапы работы на уроке....

02 11 2021 9:31:31

Тесты по истории России в 9-м классе


    Тесты по истории России в 9-м классе

      Представлены тесты по истории России в 9-м классе по темам: «История СССР в период 1953–1964 гг.» и «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX века»....

01 11 2021 5:34:41

Урок истории "Законы Хаммурапи", 5-й класс


    Урок истории "Законы Хаммурапи", 5-й класс

      Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....

31 10 2021 20:41:14

Контроль знаний на уроках истории и обществознания. Из опыта работы


    Контроль знаний на уроках истории и обществознания. Из опыта работы

      Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех. В статье представлены разнообразные виды и формы контроля на уроках истории и обществознания, которыми могут воспользоваться все желающие....

30 10 2021 8:37:40

Программа элективного курса "История качества"


    Программа элективного курса "История качества"

      Настоящая программа предназначена для учителей истории, осуществляющих профильную подготовку в кадетских классах казачьей направленности. Ознакомление кадетов с историей казачества является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма. Знания об историческом пути казачества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в развивающемся информационном прострaнcтве. ...

29 10 2021 5:40:55

Урок по истории для предпрофиля по теме "Неизвестное об известных. Из истории жизни семьи Ксении Николаевны Боратынской"


    Урок по истории для предпрофиля по теме "Неизвестное об известных. Из истории жизни семьи Ксении Николаевны Боратынской"

      Материал собран учащимися 9-го класса в курсе предпрофильной подготовки. Урок явился итоговым в форме зачетной работы. Элективный курс связан с изучением основ профессии экскурсовода ...

28 10 2021 4:38:45

Тема Отечественной войны 1812 года в произведениях искусства. Интегрированный курс (история + ИЗО). 8-й класс


    Тема Отечественной войны 1812 года в произведениях искусства. Интегрированный курс (история + ИЗО). 8-й класс

      Представлен интегрированный урок по курсу "история + ИЗО", разработанная учителями истории и ИЗО с 5-й по 9-й класс. На уроке учащиеся познакомятся с произведениями искусства об Отечественной войне 1812 года. Показывается значимость Отечественной войны 1812 года для развития национального самосознания и искусства....

27 10 2021 22:18:54

Конспект урока истории для 6-го класса на тему "Образование единого русского государства"


    Конспект урока истории для 6-го класса на тему "Образование единого русского государства"

      Представлена разработка урока по теме "Образование единого русского государства" для 6-го класса. На уроке используются различные формы работы, применяется развивающее задание по Образовательной технологии "ИнтеллекТ", направленное на развитие структурности мышления. Методы и приемы, используемые на уроке: работа с учебником, картой атласа, составление таблицы, работа с историческим тезаурусом, рассказ учителя, фронтальная беседа....

26 10 2021 19:40:50

Интеллектуальная игра "Колесо истории"


    Интеллектуальная игра "Колесо истории"

      Мероприятие является финальным соревнованием в конкурсе "Лучшие знатоки истории". Участие принимают три комaнды первого и второго курса. Игра включает пять конкурсов: "Историческая мозаика", "Маска, я вас знаю", "Исторические события", "Аукцион", Финал. ...

25 10 2021 5:48:29

Урок по теме "Я-гражданин"


    Урок по теме "Я-гражданин"

      Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления. ...

24 10 2021 2:28:12

Интегрированный урок (литература + экономика + история) по теме «Человек и время в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"»


    Интегрированный урок (литература + экономика + история) по теме «Человек и время в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"»

      На вступительном уроке по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» анализируются первые главы романа, а также обобщаются и систематизируются экономические и исторические сведения, связанные с эпохой, получившей отражение в романе. Все это готовит учащихся к восприятию сложности идеологической борьбы 60-х годов XIX века, развивает аналитические умения при сравнительной хаpaктеристике исторических эпох и экономических систем. ...

23 10 2021 14:18:55

Урок обществознания в 9-м классе по теме "Преступление и уголовная ответственность"


    Урок обществознания в 9-м классе по теме "Преступление и уголовная ответственность"

      Автор статьи предлагает лабораторно-пpaктическое занятие, нацеленное на развитие правосознания учащихся через формирование способности оценивать свои действия и действия других людей с точки зрения закона. Четкий алгоритм и система задач позволяет учащимся в ходе самостоятельной работы отработать навыки применения правовых знаний в оценке и решении конкретных жизненных ситуаций....

22 10 2021 15:49:30

Урок истории кубанского казачества "Переселение черноморского казачества на Кубань". 8-й класс


    Урок истории кубанского казачества "Переселение черноморского казачества на Кубань". 8-й класс

      Цели урока: формирование представления о важнейшем этапе развития кубанских земель – о переселении черноморских казаков на Кубань, об истории становления Кубанского казачьего войска; привитие любви к малой Родине – Кубани, чувства гордости за свой край и его жителей; воспитание гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции....

21 10 2021 0:30:41

Роль краеведческого материала в системе гражданско-патриотического воспитания во внеурочной деятельности


    Роль краеведческого материала в системе гражданско-патриотического воспитания во внеурочной деятельности

      Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, — гордость за это....

20 10 2021 4:28:58

СССР в 1953–1964-м годах


    СССР в 1953–1964-м годах

      В ходе урока проводится анализ деятельности Н.С. Хрущёва на посту руководителя государства и даётся оценка роли личности в истории через его политический образ. Также закрепляются навыки работы с заданиями части А, В и С ЕГЭ по истории....

19 10 2021 15:10:14

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::