Урок в 6-м классе по теме "Древняя Русь в IX–XII веках"
Тип урока - систематизации и обобщения знаний.
Форма урока - повторительно обобщающая беседа + элементы пpaктической работы.
Цель образовательная: систематизировать знания учащихся о правителях Древней Руси; о проводимой ими политики; создать целостную картину событий, происходящих на Руси IX - XII века; помочь учащимся обобщить знания о Руси IX - XII веков; понять причинно следственные связи событий Древний Руси, раскрыть сущность событий IX - XII веков.
Цель воспитательная: продолжить формирование патриотизма, любви к родному государству и гордости за свою страну.
Цель развивающая: продолжить формирование картографических знаний учащихся; продолжить формирование умения грамотно выражать свои мысли; продолжить формирование умения аргументировать свою точку зрения; актуализировать ранее полученные знания; составлять таблицы и схемы.
Оборудование урока: Карта "Киевская Русь в IX-XII вв." + иллюстрированный материал: древо древнерусских князей, политическая система древнерусского государства в XI-XII веках, раннефеодальная монархия, иллюстрации древнерусских жилищ и костюмов, а также видеокассета "Москва страницы истории".
Основные даты: VIII-IX вв. расселение славян; первая половина IX в. - образование государства Руси; 988 г. - крещение Руси; 1072 г. - "Правда Ярославичей"; 1097 г. - Любический съезд; начало XII в. - П.В.Л.
Основные термины и понятия: славяне, вервь, община, князь, подати, полюдье, общественный строй, феодализм, власть.
Этапы урока | Содержание | Примечания | |||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку учащихся (наличие учебников, тетрадей, дневников, письменных принадлежностей). Отмечаю отсутствовавших. | ||||||||||||||||||||||||||||
Целеполагание урока | 1. Образование Древнерусского
государства. 2. Основные направления внешней политике князей Киевской Руси. 3. Социально-экономические изменения в жизни восточнославянских племен. Образование государства. 4. Политическое устройство Киевской Руси. 5. Традиции и обычаи в древней Руси. |
На доске; учащиеся изучают написанное на доске. | |||||||||||||||||||||||||||
Показ фрагментов документального
фильма "Москва страницы истории". Повторительно-обобщающая беседа. "Образование Древнерусского государства". И Индивидуальный опрос на карточках-инструкторах 4 человека (слабоуспевающих учащихся) И двум учащимся карточки с творческими заданиями (составить кроссворд и решить головоломку по теме: Образование Древнерусского государства). |
Показ фрагментов документального
фильма "Жили были Москвичи". (1,5 минуты) 1. Когда возникло Древнерусское государство? 2. Назовите два центра откуда началось Древнерусское государство? 3. Кем по приданию был основан Киев? 4. Каков период существования Киевской Руси? 5. Какие предположения существуют о происхождении слова Русь?
Сбор карточек. |
Смотрят кадры фильма и погружаются в
атмосферу Древней Руси. Ответы учащихся: 1. В IX веке. 2. Киев и Новгород. 3. Аскольдом и Диром. 4. Схема "Киевская Русь" роздана учащимся в печатном виде на партах по 1 экземпляру Разбор схемы:
Итог разбора - саму схему учащиеся фиксируют в тетрадях. 5. Запад - Русица Византия - Росов Аpaбы - ар-рус. Дополнительные вопросы для учащихся со спopной оценкой вывешены ввиде древнерусского оружия. 1. Как звали первых князей? 2. Дата правления князя Рюрика, князя Олега. Князя Игоря? 3. Что такое путь из варяг в греки? 4. В чем суть норманнской теории происхождения Древнерусского Русского государства. Кто является ее сторонником? 5. В чем суть антинорманской теории происхождении Древнерусского государства? Кто является ее сторонником? |
|||||||||||||||||||||||||||
Внешняя политика русских князей. | "Внешняя политика русских князей".
|
Составляют хронологическую таблицу,
ученики по одному выходят к доске; Остальные учащиеся заполняют таблицу в тетрадях. |
|||||||||||||||||||||||||||
Социально-экономические изменения в
жизни восточных славян.
(Повторительно-обобщающая беседа). И индивидуальный опрос четырех слабоуспевающих учащихся на карточках-инструкторах. |
Беседа:
Сбор карточек. "Особенности складывания государства у славян" |
Ответы учащихся:
Дополнительные вопросы для учащихся со спopной оценкой вывешены ввиде древнерусской утвари и орудий труда на доске.
Учащимся схема будет роздана в печатном виде на партах по 1 экземпляру. Разбор схемы:
Итог разбора учащиеся фиксируют схему в тетрадях. |
|||||||||||||||||||||||||||
Политическое устройство Киевской Руси в IX - XII веках. | "Политическая система Древнерусского государства" |
"Политическая система
Древнерусского государства в IX - XII веках.
Раннефеодальная монархия". будет висеть на
доске в виде большого красочного плаката,
данного в виде схемы.
Учащиеся фиксируют схему в тетрадь с доски. |
|||||||||||||||||||||||||||
Традиции и обычаи Древней Руси. И индивидуальная работа двух учащихся на карточках с творческими заданиями (Составьте рассказ о крестьянской братчине; Составьте рассказ о княжеском пире). |
Показ фрагментов документального
фильма "Жили были Москвичи".
Фронтальная беседа:
Сбор карточек. |
Учащиеся смотрят фрагменты
документального фильма, кадры которого содержат
информацию и иллюстрации о Древней Москве, ее
улицах, домах, жителях. Учащиеся рассматривают
иллюстрации и макеты домов, изготовленные руками
других учащихся на уроках изо. Погружаются в
атмосферу того времени, в ее особенности. После просмотра кадров фильма идет фронтальная беседа, посвященная традициям и обычаям Древней Руси. Ответы учащихся:
|
|||||||||||||||||||||||||||
Заключение. Итог урока. |
Подводят его учащиеся по плану, ранее (в начале урока), написанного на доске. | ||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Параграф 13 вопросы № 1-3*, 5 (устно), вопрос № 4 (письменно) | Составить таблицу "Последствия
раздробленности на Руси". Две колонки
|
Урок с ИКТ повторяет и обобщает материал по теме «Россия после Смуты». Материалы урока также можно использовать в 7-м классе при изучении темы «Россия в XVII в.»....
03 10 2023 2:59:11
Важнейшей функцией изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личной ориентации молодого человека. Цель урока – охаpaктеризовать просветительскую деятельность славянских святых Кирилла (Константина) и Мефодия, влияние славянской письменности на культуру славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы. Современные историки и культурологи говорят о существовании определенной кирилло-мефодиевской традиции в культурном единстве славянского мира. Именно сейчас славянские народы, особенно Россия, нуждаются в том, чтобы эта традиция сохранялась и развивалась. Знание о том, как это происходило, поможет осмыслить и многие современные процессы, происходящие в нашем обществе....
02 10 2023 14:47:46
На совместном уроке отслеживается "лестница идей", на основе которых появились новые двигатели. Техника – это не только показатель научно-технического прогресса, это и показатель тех общественных отношений, при которых она используется. Каковы же были научные предпосылки появления тепловых двигателей?
...
01 10 2023 17:22:39
Интегрированный урок технологии, истории и краеведения в 9-м классе рассказывает о постройках Башни Братского острога.
...
30 09 2023 7:33:58
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
29 09 2023 12:50:30
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
28 09 2023 19:52:33
<p>Использование информационных технологий позволяет эффективно решать много методических задач, стоящих перед учителем. Решать эти задачи в комплексе могут мультимедийные пособия по отдельным темам истории.</p>
...
27 09 2023 8:15:58
Урок включает в себя составление общего представления об экономике России в первой половине XIX в., демонстрацию неэффективности крепостнической системы хозяйствования в условиях промышленного переворота и развития капиталистических отношений, определение причин её кризиса, сравнение российской экономики и экономики европейских стран.
...
26 09 2023 18:43:40
Представлен конспект статьи "Использование проектного метода на уроках истории"....
25 09 2023 14:34:46
Основная цель - познакомить с историей Олимпийских игр, которые были связывающей нитью для всех эллинов; учить выделять главное, делать выводы, проводить параллель с современностью; развивать логическое мышление, развивать навыки коллективной работы; активировать деятельность ребят. Рефлексия является итогом урока, где дети способны оценить свою работу.
...
24 09 2023 20:36:26
7 ноября 1941 г. в Москве на Красной площади состоялся военный парад. Почему из всех парадов, проводившихся на Красной площади, выделяется именно этот? В чем его особенность? Ответ на эти вопросы содержится в рассказе педагога....
23 09 2023 10:55:14
Одним из способов усиления интереса к предмету являются внеклассные мероприятия. На конкурс предложен сценарий для учащихся 5-го класса "Восточное путешествие". Он рассчитан на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагает различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
22 09 2023 0:57:43
Сложность и объёмность материала, необходимого усвоить школьнику, существенно затрудняет целостное его восприятие и осмысление. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьниками проблему запоминания и усвоения теоретических и пpaктических знаний, получаемых в школе.
На мой взгляд, помогает решить данную проблему современного ученика и улучшить качество знаний по предметам гуманитарного цикла применение педагогического приёма "Своя опора".
...
21 09 2023 22:27:23
Цель проведения викторины – пропаганда знаний по истории Великой Отечественной войны, привлечение внимания к литературным произведениям военных и послевоенных лет, патриотическое воспитание обучающихся. К участию в викторине можно привлекать обучающихся 8–11-х классов не только своей школы, но и других школ (в рамках сетевого взаимодействия)....
20 09 2023 4:54:51
В статье рассматривается понятие "самостоятельная работа" – один из видов учебной деятельности учащихся на уроке, предполагающий наличие самостоятельного овладения знаниями и умениями. Самостоятельная работа может принимать несколько форм: фронтальная, групповая и индивидуальная. Наиболее распространенные виды работы на уроках истории: с учебником, справочной литературой, первоисточниками, решение хронологических задач, моделирование и другие....
19 09 2023 0:37:11
Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что единое Древнерусское государство IX–XI вв. было раннефеодальной монархией; сформировать умение анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой....
18 09 2023 9:24:55
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
17 09 2023 20:10:36
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
16 09 2023 14:45:11
Урок посвящен особенностям формирования европейского общества под влиянием античной и варварской культур. В ходе урока используются различные информационные технологии; его особенностями являются активная смена деятельности учащихся, чередование проверочных заданий, тестов, видеоряда, что позволяет повысить интерес к теме и развить навыки самостоятельной работы. ...
15 09 2023 17:41:58
Задача интегрированного урока (история + литература): выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий отечественной истории – гражданскую войну....
14 09 2023 5:16:30
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
13 09 2023 7:51:21
Цели урока: познакомить учащихся со структурой избирательной системы Российской Федерации; содействовать формированию активной гражданской позиции молодого поколения по вопросам политической и правовой культуры общества; развивать умение решать проблемные задачи и навыки исследовательской работы....
12 09 2023 7:19:58
В 2009/2010 учебном году в Единый государственный экзамен по обществознанию был включен новый вид задания – С8, которое проверяет умение учащихся составлять сложные планы. В статье предложены методические рекомендации для учащихся и педагогов по выполнению задания С8. При подготовке рекомендаций использовались источники, которые указанны в списке литературы....
11 09 2023 16:55:12
Революции XVII–XX вв. во многом определили облик современного мира и стали важнейшей сквозной темой новой и частично новейшей истории. Данный вариант урока предлагает начальный этап изучения темы "Революция" на материале событий в Нидерландах в середине XVI в. через составление учащимися алгоритма, который будет применяться и в дальнейшем. Предложенный метод работы поможет активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся при развитии навыка оптимизации работы с историческим материалом, используя алгоритм анализа типовых задач по истории....
10 09 2023 16:46:10
Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание–литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 8-м классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания на материале повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось» и фильма И.Фреза, снятого по произведению. Задания, предложенные на уроке помогут учащимся в написании сочинения-рассуждения части С на итоговой аттестации. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике....
09 09 2023 8:26:14
Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....
08 09 2023 23:25:34
Элективный курс построен на содержательном материале отечественной истории. Цель курса: расширение знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной истории....
07 09 2023 6:45:11
Урок рассчитан на учащихся 10-х классов. Продолжительность урока-1ч. 20 мин. Предлагаемый урок построен на использовании активных методов и форм обучения. Работа с документами дает более эффективное усвоение материала, работа в группах позволяет совершенствовать тактику принятия решений, выработку своей позиции, ее защиту и аргументацию. Ролевая игра позволяет смоделировать ситуацию, в которой каждый может почувствовать себя ответственным в решении вопросов местного самоуправления.
...
06 09 2023 17:34:16
Урок проводится в 10-м классе, учащиеся закрепляют знания по теме прослеживается связь с уроками литературы. Урок можно использовать как для объяснения учебного материала, так и для закрепления знаний по теме.
...
05 09 2023 6:55:12
<p>Представлен урок с элементами лабораторной работы. На уроке широко используются извлечения из Городового положения (1870 г.), Положения о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.), Учреждения судебных установлений (1864 г.), адаптированные для восприятия учащимися 8 класса. Анализируя источники, учащиеся формируют своё отношение к реформаторской деятельности Александра II.</p>
...
04 09 2023 8:19:32
Урок повторения и обобщения темы "Смута". Задания предусматривают работу с терминами, ключевыми событиями периода Смуты. Работа на уроке построена в виде соревнования между группами....
03 09 2023 15:42:49
Цель урока: выработать, осознать и принять механизм защиты прав потребителей, необходимый для реализации проекта по созданию буклета-инструкции; формирование правовой культуры потребителя через осознание и принятие механизма по защите прав потребителей.
...
02 09 2023 14:29:13
Урок истории проходит с использованием компьютера, медиатеки, энциклопедической литературы. Он посвящен изучению эпохи Петра I.
...
01 09 2023 8:55:42
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
31 08 2023 16:47:46
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
30 08 2023 1:39:54
На уроке акцентируется внимание на роли СССР в разгроме фашизма. Итоги войны определили в значительной степени ход послевоенной истории и превратили проблему войны и мира в глобальную, выявили необходимость сотрудничества всех государств. На уроке обсуждаются спopные вопросы, «белые пятна» Второй мировой войны, анализируются данные о людских и материальных потерях воюющих стран.
...
29 08 2023 19:11:56
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
28 08 2023 22:14:42
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
27 08 2023 14:29:49
Начало русского революционного движения, причины и источники выступления декабристов учащиеся изучают в традиционной технологии. Учащиеся работают в тетради, оформляя этапы обсуждения темы, самостоятельно делают выводы.
...
26 08 2023 13:27:52
Предлагаются тесты по истории России (1900–1940 гг.).
...
25 08 2023 12:40:26
Урок расширяет знаний учащихся о правлении Бориса Годунова и начале правления Лжедмитрия I. Учитель объясняет причины возникновения Смутного времени, причин и хаpaктера восстания И.Болотникова.
...
24 08 2023 16:46:32
Сборник состоит из используемых различных правил, памяток, и рекомендаций по работе с исторической и различной информацией. Доступный для каждого ученика, он постоянно обновляется (не в последнюю очередь усилиями самих учащихся и учителей - коллег). Может использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников.
...
23 08 2023 6:52:54
В статье рассматривается вопрос об изучении творческого наследия крупнейшего русского историка А.Е. Преснякова в школе, в частности, об использовании его взглядов о Киевской Руси, причинах образования единого Русского государства, о Московском государстве XVI—XVII веков, движении декабристов, даются методические рекомендации.
...
22 08 2023 5:24:40
Данный урок может проводиться для учащихся 9–11-x классов, а также как внеклассное мероприятие по немецкому языку. Урок проводится в форме музыкального путешествия, для этого необходимо создать творческую атмосферу урока: зажжённые свечи, музыкальные инструменты, возможно, костюмы, платья или элементы одежды XVII–XIX вв....
21 08 2023 16:37:33
На уроке использована презентация; отрывки из документальных фильмов: Забытая война. Накануне. Первая Мировая. Самоубийство Европы; отрывок из речи В.В.Путина на открытии памятника Героям Первой Мировой войны на Поклонной горе в 2014 г. Студенты вспомнили имена конкретных участников и героев войны и прочувствовали свою причастность к нашей истории....
20 08 2023 14:22:41
Предлагается разработка проекта по теме "Дворянский быт второй половины XVIII века. Посещение дворянской усадьбы", 7-й класс и реализация его итогов на уроке "Один день из жизни дворян в усадьбе XVIII в.". На уроке используется метод проживания в эпохе с элементами театрализации. Учащиеся, работая в группах, готовят выступления по отдельным вопросам. Эта тема позволяет окунуться в эту эпоху: услышать музыку и речь; увидеть, а может быть, и попробовать меню из блюд дворянской кухни; оценить моду, вкусы, пристрастия людей того времени; приобщиться к культурным ценностям и народному достоянию. На уроке предполагается использование ИКТ учащимися....
19 08 2023 13:38:10
Урок подводит учащихся к пониманию причин победы красных в Гражданской войне. Учащиеся усваивают понятия "военный коммунизм", продразверстка", "красный террор"....
18 08 2023 15:49:20
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
17 08 2023 22:10:35
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
16 08 2023 13:33:26
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
15 08 2023 2:37:57
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::