"Есть только миг между прошлым и будущим.."
«От безбожья
до Бога – мгновенье одно.
От нуля до итога – мгновенье одно.
Береги драгоценное это мгновенье.
Жизнь ни мало ни много – мгновенье одно.
(Омар Хаям)
Цель: создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления.
Задачи:
1. Образовательные:
-
познакомить учащихся с понятиями жизнь, смысл жизни.
2. Развивающие:
- продолжить развитие творческого мышления учащихся, их познавательной деятельности, активности, стремление пополнять знания из различных источников информации;
- продолжить формирование умения выделять существенные связи, давать им оценку, обобщать, анализировать.
3. Воспитательные:
-
воспитание любви к жизни, стремление прожить ее достойно, бережного отношения к жизни.
Планируемые результаты.
Учащиеся узнают о:
- жизненном призвании человека;
- смысле жизни;
- о правилах поведения в жизни.
Тип урока: нестандартный.
Форма урока: мастерская.
Методы обучения:
- по типу познавательной деятельности: частично-поисковый;
- по форме сотрудничества: групповой.
Информационно-методическое обеспечение:
- мультимедиапроектор;
- раздаточный материал;
- бумага, фломастеры;
- песня «Есть только миг» из к/ф «Земля Санникова».
Ход урока
Тема нашего сегодняшнего урока: «Есть только миг между прошлым и будущим».
Что это за миг и как он называется, вам предстоит догадаться самим.
А сейчас прослушайте слова Омара Хаяма, великого персидского и таджикского поэта, математика, жившего на рубеже 11 – 12 веков, и попробуйте догадаться о каком миге идет речь.
«От безбожья до Бога – мгновенье одно.
От нуля до итога – мгновенье одно.
Береги драгоценное это мгновенье.
Жизнь ни мало ни много – мгновенье одно.
(Омар Хаям)
- Итак, кто догадался? О чем пойдет речь? Что это за мгновенье? Как оно называется?
- Жизнь.
Для вас, вступающих в жизнь это слово очень актуально. Следует задуматься о том, что такое жизнь, в чем ее смысл, и как ее надо прожить. Сегодня на уроке мы попытаемся это сделать.
Доска:
- Что такое жизнь?
- В чем смысле жизни?
- Как ее надо прожить?
Говорят, что ладонь – это карта жизни человека. Мы ее прочитать не можем, но давайте нарисуем ладонь и напишем на ней, что такое жизнь.
Жизнь – это …
1. Индуктор.
1. Ученики на листочках рисуют ладонь и пишут понятие – жизнь).
Составьте статью для толкового словаря к слову «жизнь».
Жизнь – это…
Таким образом вы можете внести свой вклад в опыт составления статьи в словарь.
2. Социализация.
Задание:
а) во время выступления групп отметить их достоинство и своеобразие;
б) каждая группа дает свое определение;
Итог работы: определение какой группы было более точным?
3. Работа с информацией.
а) Информационный блок 1.
Статья из Толкового словаря С. Ожегова. Жизнь – это…
Сравните со своим определением и скажите с каким из них мы работаем сегодня.
А теперь ответьте на вопрос: жизнь какая? (Составить кластер. Ученики на листочках.)
4. Социализация.
Группы зачитывают свои ответы (учитель записывает на доске).
- Это ваше представление о жизни человека на начало урока.
5. А теперь подумайте и скажите:
- В чем смысл человеческой жизни? Ее истина?
- Зачем человек живет на свете?
«Три дeвицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одно дeвица,
- Кто помнит, из какой сказки эти слова? (Быстро!)
- Помните о чем они сказали? (Группы.)
«То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
- И кого же выбрал царь?
- Почему? (Пир даже на весь крещенный мир скоро закончится и придется мыть посуду. Полотно тоже не век будет носиться. А сын богатырь – часть того смысла в жизни, который вечен. Он – наследник царства).
6. Кто из вас помнит, когда считается, что мужчина не зря прожил жизнь.
Группам свой ответ нарисовать на листочках и вывесить на доску. (Защитить!!!)
7. Работа с информацией.
А теперь, каждая группа получает информационный блок.
а) Стихотворение Степанова, статьи.
б) Прочитайте и обсудите материал.
в) Конечная цель данной работы – скорректировать свой кластер, изменилось ли ваше отношение к тому как надо прожить жизнь?
г) Вспомните традиционное мировоззрение хакасов.
Мы знаем, что мир они делили… (На 3 части.)
Верхний, средний и нижний.
- Мы в каком мире? (В среднем.)
- Помните, как они говори нужно жить в среднем мире? (Если не помнят, дать соответствующий материал.)
- Какие правила нужно соблюдать? (Правила поведения в среднем мире.)
- Относись к другому так же, как хочешь, чтобы относились к тебе.
- Бери от природы лишь то, что поддерживает жизнь, но не более.
- Оберегай жизнь во всех проявлениях, не нарушай порядок, гармонию мира.
- Чего нельзя делать в жизни? (Ответы.)
- А теперь послушайте, что сказал Н. Островский?
«Жизнь дается один раз
И прожить ее надо так, чтобы
Не было мучительно больно за
Бесцельно прожитые годы…»
(Н. Островский. «Как закалялась сталь»)
И возвращаясь к нашему кластеру, что вы можете сказать о жизни теперь?
Говорят, если человек построил дом, вырастил сына, посадил дерево – жизнь прожил не зря.
Проблема:
- А как вы думаете, Жизнь легко прожить?! (Жизнь прожить не поле перейти.)
У вас все еще впереди. А что вы узнали о жизни ваших родителей, бабушек. Как прожили свою жизнь они? Что нового вы узнали?
(Сообщение учащихся о жизни родителей.)
8. Рефлексия (группы).
А теперь попробуйте составить синквейн к слову жизнь.
Синквейн:
- Тема – 1 слово (существительное).
- Описание темы – двумя прилагательными.
- Описание действия – 3-мя глаголами.
- Фраза из четырех слов – отношение к теме.
- Синоним из 1 слова, которое повторяет суть темы.
- Жизнь.
- Единственная, неповторимая.
- Испытывает, восхищает, изумляет.
- Он приносит радость всем.
- Мгновенье (вечность).
Вы все сегодня поняли, что жизнь – это миг и как ее надо прожить, чтобы не было стыдно за прожитые годы.
9. Оценка работы.
Спасибо за урок!
Оценки…
Литература.
-
Лакоценина Т.П., Е.Е. Алимова. Современный урок. Ч. 5. Научно-пpaктическое пособие для учителей-методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2007. – 208 с.
-
Обществознание 8-9 кл. / Под ред. А.Ф. Никитина. – М.: Просвещение, 2003.
Приложения к уроку:
- Статья к слову жизнь из Толкового словаря русского языка С.И. Ожегова.
- Степанов «Размышления» (отрывок).
- Сказка «Перед справедливым судьей» и т.д.
В статье предложена система работы при подготовке учащихся 8–9-х классов к ГИА по предмету. Система на каждом из этапов формирует у выпускников адекватную самооценку и приемы самоанализа своей деятельности на экзамене. Структура подготовки к Г(И)А отpaбатывалась и изменялась на протяжении нескольких лет....
28 03 2024 21:24:22
Урок рассчитан на учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. В ходе урока учащиеся знакомятся с правовыми нормами толерантности, работают с Декларацией прав человека и Конституцией РФ, развивают умения и формируют навыки построения круговых диаграмм в Excel и поиска информации в сети Интернет. ...
27 03 2024 4:38:20
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
26 03 2024 0:53:32
Урок по теме: "Права человека в Великой Французской революции" ставит своей целью воспитание уважения к человеку, его правам. Данный урок может быть вариантом повторительно-обобщающего урока по теме "Великая Французская революция"; материалы к уроку могут быть использованы на уроках обществознания и права. ...
25 03 2024 15:50:29
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
24 03 2024 15:16:43
Урок изучения нового материала. Возможности компьютерных технологий позволяют представить учащимся широкий и художественно оформленный материал: иллюстрации картин художников, виды архитектурных памятников, музыкальные произведения, текстовую информацию и др. ...
23 03 2024 13:45:56
Проблемно-проектная дискуссия урока формирует у учащихся четкое представление о борьбе за крестьянскую реформу, основных лагерях в этой борьбе, воссоздает ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права. Форма урока позволяет сформировать важнейшие интеллектуальные умения - анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, работать с документами. ...
22 03 2024 13:31:38
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
21 03 2024 4:25:41
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
20 03 2024 9:15:57
Открытый урок с целью проверить знания по теме: "Революционная ситуация в 1905 году и изменения в политической системе Российской империи»; закрепить знания с помощью посещения музея «Политссыльные Романовки». Учащиеся должны узнать, какие революционные политссыльные проживали на территории Якутии....
19 03 2024 13:16:37
Предлагается к рассмотрению урок-викторина, посвященный истории России в XVI–XVII веках. Урок является плодом совместной деятельности учителя и учащихся, именно поэтому в некоторых заданиях указаны фамилии составителей – это фамилии детей, которые с полным правом могут считаться соавторами....
18 03 2024 15:17:18
В приложении нашли отражение задания, которые можно предлагать учащимся за пределами урока – в кружковой и факультативной работе, внеклассных мероприятиях. Большинство заданий универсальны, доступны в урочной и внеурочной пpaктике....
17 03 2024 12:11:30
Урок-викторина предназначен для учащихся 10-х классов и может быть использован на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного материала на уроке или в форме внеклассного мероприятия (игра, турнир знатоков и т.д.), при проведении недели истории в школе. Особенностью данного урока является то, что предлагаемые учащимся задания под силу не только хорошо подготовленным учащимся, но и так называемым слабым. Дух соревнования способствует развитию чувства товарищества, формирует умение работать в комaнде, принимать ответственные решения....
16 03 2024 17:14:57
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
15 03 2024 17:53:27
Интегрированное внеклассное занятие сочетает в себе информацию двух учебных предметов и рассчитано на детей 9–11 лет (3–5-й класс), включает в себя игры. Цель - активизация творческих способностей, поддержание интереса к предметам и совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе. Результатом будет создание готового образа - символа года дpaкона, включающего в себя как готовый продукт - игрушка, так и воплощение в ней всей полноты знаний об истории происхождения данного символа....
14 03 2024 12:46:31
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
13 03 2024 2:20:42
Цель урока: выяснить каковы причины отечественной войны 1812 года? каковы планы сторон в войне? почему Бородинскую битву считают мopaльной победой русской армии? каковы причины победы России в отечественной войне 1812 года? почему война 1812 года носит название Отечественная?...
12 03 2024 15:13:34
В ходе урока учащиеся с помощью технологии "синквейн" работают с понятием «закон», а также определяют сущность законов царя Хаммурапи и их значение для жителей Вавилона. На уроке учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности, работают с перфокартами....
11 03 2024 1:45:25
Участвуя в школьных интеллектуальных играх, повышается степень эстетического, историко-культурного, духовного развития, расширение кругозора. Проведение интеллектуальных игр представляет собой целую систему. Представленная работа является лишь ее частью. Все темы, входящие в систему, подбираются с учетом их актуальности в обществе....
10 03 2024 17:55:40
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными, например, работа в ресурсном круге, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении работы. Также во время урока ученики работают с тестовыми заданиями, закрепляют понятия и термины....
09 03 2024 19:30:36
Урок предполагает повторение отдельных аспектов внутренней и внешней политики Александра I и Николая I. Особое внимание уделяется дискуссионным вопросам истории России первой половины XIX века, в ходе работы с которыми учащихся развивают умение анализировать противоположные точки зрения и аргументировать собственную позицию....
08 03 2024 6:33:34
Урок знакомит учащихся с дальнейшей судьбой декабристов после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года....
07 03 2024 13:20:42
Цель: популяризация исторических знаний в увлекательной форме – интеллектуальная комaндная игра, повторение материала, изученного в курсе истории Древнего мира, Средних веков и Нового времени на морскую тематику. Игра составлена с электронным табло, представляющим собой поле (наподобие известной игры "Морской бой")....
06 03 2024 16:56:50
Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
05 03 2024 17:24:14
Учащиеся знакомятся с основным элементом структуры экономической деятельности – обменом и его формой торговлей....
04 03 2024 8:29:24
Урок-повторение по истории в 5-м классе проходит в форме викторины с целью систематизировать пройденный материал. Данная форма работа позволяет развить у учащихся умения работать с проблемными заданиями, с текстом с историческими ошибками, с картиной; сформировать навыки группового взаимодействия....
03 03 2024 20:10:43
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
02 03 2024 14:12:47
Специфика образования Черниговского района объясняется глубокими историческими процессами, протекавшими в России в конце ХIХ–ХХ вв. Исследование обусловлено возросшим интересом к этнокультурной ситуации по России и в отдельных ее регионах. Географическая локализации проблемы исследования нисколько не уменьшает и не сужает значимость темы, так как территория и этнический состав населения Приморского края и Черниговского района отличается динамичностью....
01 03 2024 2:29:55
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
29 02 2024 6:10:44
Цели урока: способствовать формированию представлений о многообразии форм человеческой деятельности. Задачи урока: систематизировать знания учащихся о деятельности и потребностях человека; конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром; представить различные подходы к классификации деятельности человека....
28 02 2024 3:19:24
Урок помогает обобщить и повторить знания учащихся по теме "Экономическая сфера общества"....
27 02 2024 16:20:21
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
26 02 2024 20:20:22
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
25 02 2024 12:41:42
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
24 02 2024 3:12:49
На уроке рассматриваются причины и ход смутного времени; просматривается связь изучаемых событий с предыдущим периодом истории России; учащиеся осмысливают значимость этих событий в истории нашего государства....
23 02 2024 14:37:42
Расширение знаний, представлений учащихся о Родине — России, Калмыкии через особенности и символы: суверенитет — независимость государства; язык как часть национальной культуры, государственный флаг, герб, гимн. Воспитание чувства патриотизма, гражданской позиции учащихся. Закрепление знания текста гимна, умения вести себя при поднятии флага и звучании гимна....
22 02 2024 2:33:15
Урок итогового повторения новой истории в 8-м классе проводится в виде комaндного конкурса, состоящего из трех частей: пролога (конкурс капитанов), основной части и эпилога (вопросы для групп поддержки). Участвуют 2 комaнды по 3–5 человек, каждая комaнда имеет группу поддержки. Победителем в конкурсе признается комaнда, набравшая больше баллов....
21 02 2024 14:22:53
Урок-диспут формирует у учащихся представления о Конституции Российской Федерации и государственной символике России, развивает патриотические чувства и любовь к родине....
20 02 2024 17:36:23
Урок истории в 8-м классе с использованием мультимедийных технологий и произведений литературы, живописи и кино....
19 02 2024 14:31:43
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
18 02 2024 10:17:51
Учащиеся знакомятся с историей развития Чехии в XIV веке. Ученики работают с текстовой информацией, обpaбатывая ее разными способами. На уроке формируются информационные навыки: работа с текстом, составление схем, выделение главной мысли, составление логических цепей....
17 02 2024 8:18:50
Данная работа по истории содержит электронное пособие "Справочник. Русь в IX-XII веках". Справочник состоит из 3-х глав: исторические термины, персоналии, даты. Проект может использоваться в 10-х и 6-х классах как при изучении нового материала, так и для отработки основных понятий, дат, персоналий на уроках повторения....
16 02 2024 19:13:31
Цель урока: познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян....
15 02 2024 17:41:17
Урок с использованием ИКТ и яркого визуального ряда позволяет повысить интерес учеников к изучению истории своей Родины, а также применить свои ранее полученные знания в исследовании исторического документа, его анализе. Работа над ранее изученным материалом и новой темой, позволяют построить логическую цепочку событий, которая по аналогии может быть в дальнейшем перенесена и в настоящее время, что позволяет проследить связь между историей и современностью в развитии общества, избежать ошибок прошлого, сделать выводы....
14 02 2024 20:52:48
В нынешних условиях на первый план перед учителем-обществоведом выдвигается задача овладения методическими средствами и педагогическими технологиями, адекватными современным целям и новому содержанию обществоведческого образования. Очень важно помочь школьнику не растеряться в изобилии идей и мнений, нацелить его на выработку собственной мировоззренческой позиции, соотнесенной с личным опытом и общественными ценностями. ...
13 02 2024 0:29:39
Мероприятие позволяет расширить знания детей по истории России. Знакомит с русскими народными традициями, обычаями наших предков, песнями, танцами, частушками, потешками, пословицами. Способствует формированию патриотизма, приобщает учащихся к изучению историко-культурного наследия родного края. Оно помогает раскрыть индивидуальные способности детей и развить навыки культурного поведения и общения. В нем принимают участие дети, родители и учителя. ...
12 02 2024 3:40:52
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...
11 02 2024 16:27:31
Цель урока: подвести учащихся к пониманию многообразия отношений между людьми. Рассматриваются отличия социальных и межличностных отношений, личных и деловых отношений. Учащиеся подводятся к пониманию – из чего складываются симпатия и антипатия; учатся устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями между людьми....
10 02 2024 3:46:46
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...
09 02 2024 1:40:48
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
08 02 2024 19:49:59
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::