Урок: "Династический кризис 1825 года. Восстание декабристов" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок: "Династический кризис 1825 года. Восстание декабристов"


    Урок: "Династический кризис 1825 года. Восстание декабристов"

ЦЕЛЬ УРОКА:

  • раскрыть сущность династического кризиса;
  • показать героизм, благородство, любовь к Отечеству лучших представителей дворянства, впервые в истории сознательно, с оружием в руках поднявшиеся против самодержавия;
  • подвести учащихся к самостоятельному анализу причин поражения восстания;
  • продолжить работу над развитием навыков отбора и обработки научной информации;
  • воспитывать чувство уважения к неординарным личностям государства;
  • развивать навыки публичного выступления.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  • мультимедийная презентация урока;
  • в/ф «Звезда пленительного счастья», «Николай I»;
  • раздаточные материалы;
  • аудиозапись и романса Галича «Петербургский романс»
  • песня «Как упоительны в России вечера» в исполнении группы «Белый орёл»

НА ДОСКЕ ЭПИГРАФЫ УРОКА:

  • «Пушки на Исаакиевской площади разбудили целое поколение». А.И. Герцен
  • «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы». А.С. Пушкин
  • «Наш скорбный труд не пропадёт, из искры возгорится пламя». А. Одоевский

ПЛАН УРОКА:

  • Династический кризис 1825 г. План вооружённого восстания.
  • События 14 декабря 1825 года в Петербурге. Восстание Черниговского полка.
  • Следствия и «суд» над декабристами.
  • Сибирская каторга и ссылка.
  • Значение революционного движения декабристов.

Ход урока

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: После войны 1812 года многие надеялись на проведение реформ, а именно отмену крепостного права и введения конституционного правления. Но ожидания не оправдались. Бездействие и нерешительность властей в проведении реформ подталкивали их нетерпеливых сторонников к созданию тайных обществ и кружков.

- Когда и какие тайные общества возникли к началу 20-х годов 19 века?

(1816 г. – «Союз спасения», 1818 г. – «Союз благоденствия», 1821 г. – «Северное» и «Южное» общества).

- Из кого, в основном, состояли данные общества?

(Военные офицеры, прошедшие Отечественную войну 1812 года).

- Как назывались программы преобразований России, разработанные члeнами тайных обществ?

(«Русская правда» - «Южное общество», «Конституция» - «Северное общество»).

- Какие преобразования предполагали провести в России в соответствии с содержанием программ?

(Отмена крепостного права, уничтожение самодержавия, свободы гражданского населения, политический права).

- Как планировали реализовать программы преобразований? Какой тактики придерживались члeны тайных обществ?

(Они были сторонниками военного переворота силами армейских частей).

Итак, общество дворян, выдвигая сложнейшие и благороднейшие патриотические цели, стремились воплотить их на пpaктике, активно готовились к восстанию против самодержавия. Оно было намечено на 1826 год. Но последующие события заставили вынести в их планы коррективы. Осенью 1825 года во время поездки по стране Александр I внезапно заболел и 19 ноября умер в г. Таганроге. В стане разразился династический кризис. В чём его суть?

Обратимся к отрывку из монографии Мелицы Нечкиной, академику, известному историку, опубликовавшей в 1976 году свое исследование по изучаемой нами теме «Декабристы».

Учащиеся обращаются к раздаточному материалу.

«Между тем события обогнали декабристов и вынудили их раньше сроков, которые были ими определены. Всё резко изменилось поздней осенью 1825 г. В ноябре 1825 года неожиданно умер вдали от Петербурга, в Таганроге, император Александр 1. Сына у него не было, и наследником престола являлся его брат Константин. Но женатый на простой дворянке, особе не царской крови, Константин по правилам престолонаследия не мог бы передать престол своим потомкам и поэтому отрекся от престола. Наследником Александра 1 должен был стать следующий брат, Николай – грубый и жестокий, ненавидимый в армии. Отречение Константина держали в тайне, о нём знал лишь самый узкий круг члeнов царской семьи. Не обнародованное при жизни императора отречение не получило силы закона, поэтому наследником престола продолжал считаться Константин; он воцарился после cмepти Александра, и 27 ноября наследие было приведено к присяге Константину. Формально в России появился новый император – Константин 1. В магазинах уже выставили его портреты, успели даже отчеканить несколько новых монет с его изображением. Подорожные уже подписывались его именем. Но Константин престола не принимал, одновременно не желал и формально отрекаться от него в качестве императора, которому уже принесена присяга. Создалось двусмысленное и крайне напряженное положение междуцарствия. Николай, боясь народного возмущения и ожидая выступления тайного общества, о котором уже был осведомлен шпионами-доносчиками, решился, наконец, объявить себя императором, так и не дождавшись от брата формального акта отречения. Была назначена вторая присяга, или, как говорили в войсках, «переприсяга», - на этот раз уже Николаю 1. «Переприсяга» в Петербурге была назначена на 14 декабря. Междуцарствие и «переприсяга» волновали население и раздражали армию. Декабристы ещё при создании своей первой организации приняли решение выступить в момент смены императором на престоле. Этот момент теперь настал».

- Прочитайте отрывок и раскройте причины династического кризиса?

(Николай ожидал от брата Константина повторного формального отказа от престола. Должна состояться «переприсяга». Таким образом, трон был пуст. Междуцарствие и переприсяга Николаю волновали население, раздражали армию).

Члeны тайного общества приняли решение выступать. «Случай удобен, - писал московским декабристам из Петербурга Пущин И.И, - Ежели мы ничего не предпримем, то заслужим во всей силе имя подлецов». На квартире Рылеева К. 13 декабря разработан план восстания.

- Прочитайте на стр. 53 параграфа 9 первый и второй абзац. Найдите в них ответ на вопрос «В чём состоял план восстания?».

Ученики называют основные звенья данного плана

  1. Вывод войск на Сенатскую площадь, чтобы не допустить присяге члeнов Сената и Синода Николаю I. Заставить сенаторов подписать «Манифест к русскому народу».
  2. Захват Зимнего дворца и арест царской семьи (Якубович)
  3. Захват Петропавловской крепости (Булатов)
  4. Убийство царя (Каховский)
  5. Руководителем восстания избран С. Трубецкой. Выступление наметили на 14 декабря.

Задание классу: слушая рассказ о восстании, выскажите мнение, почему вооруженное восстание потерпело поражение?

Наступал рассвет, медлить было нельзя. Ещё затемно 14 декабря офицеры – члeны тайного общества были в казармах и вели агитацию среди солдат. С горячей речью выступил перед солдатами Московского полка Александр Бестужев. «Я говорил сильно, меня слушали жадно», - вспоминал он позже. От присяги Николаю солдаты отказались и приняли решение идти на Сенатскую площадь. С развивающимися знамёнами Московский полк под комaндованием братьев Александра и Михаила Бестужевых и Дмитрия Щепина-Ростовского первым пришёл на Сенатскую площадь (слайд). Но здесь их ожидало первое горькое разочарование. Оказалось, что Сенат уже присягнул Николаю Первому и сенаторы разъехались. Таким образом, первая цель восстания не была достигнута. Это была тяжёлая неудача. А дальше от плана начало откалываться одно звено за другим. Оказалось, рано утром отказался совершить акт цареубийства Каховский, отказался вести на Петропавловскую крепость солдат Булатов и захватить Зимний дворец Якубович.

Было уже 11 часов утра. К солдатам Московского полка подъехал генерал-губернатор Петербурга Милорадович – герой Отечественной войны. Он уговаривал солдат разойтись (демонстрируется отрывок из в\ф «Звезда пленительного счастья»).

В этот момент раздался выстрел. «Кто стрелял?» - крикнул Оболенский. «Я», - ответил Каховский, – «И, кажется, славно попал». Милорадович был cмepтельно ранен. Опасность, нависшая над восстанием, была отражена. Все нетерпеливо ждали руководителя восстания С.Трубецкого. Но время шло, а его все не было. С.Трубецкой изменил восстанию. На площади складывалась обстановка, требующая решительных действий. Но на них-то и не мог решиться Трубецкой. Он предал и идею восстания и своих товарищей. В час дня к восставшим подошло огромное подкрепление: отряд лейб-гренадер во главе с Сутгофом и гвардейский морской экипаж под комaндованием третьего брата Бестужева – Николая. Таким образом, на площади собралось 3 тысячи восставших солдат, 30 офицеров (слайд). Все были пехотинцы при боевом оружии, без артиллерии. Николай принял новые попытки уговорить восставших разойтись. Парламентёрами посылались митрополит Серафим и брат царя Михаил. Но переговоры провалились.

На площади собралось очень много народа. Преобладало простонародье: ремесленники, подмастерье, рабочие купцы, учащиеся школ. Но опереться на них декабристы не решились, хотя сочувствие народа к восставшим было очевидно.

За час до конца восстания был выбран новый руководитель восстания – князь Оболенский. Трижды он попытался созвать военный совет, но было уже поздно. Николай успел собрать значительные силы, в 4 раза больше, чем восставших. В его распоряжении было 36 пушек. Восставшие были окружены со всех сторон.

Короткий зимний день клонился к вечеру. Пронзительный ветер леденил кровь солдат, которые так долго стояли на открытом месте. Николай боялся наступления темноты. В темноте народ, скопившийся на площади, мог повести себя активнее. Волнения «черни» он страшился больше всего. Он отдал приказ стрелять. Восставшие попытались дать ответ, но под градом картечи их ряды дрогнули, началось бегство, падали раненые и убитые. Толпы солдат бросились на невский лёд. Но от ядер лёд раскалывался и многие утонули. К ночи всё было кончено. Общий итог убитых 1271 человек.

Одновременно с восстанием в Петербурге под руководством С.Муравьёва-Апостола и М. Бестужева Рюмина произошло восстание черниговского полка на Украине.

Познакомимся с документом после параграфа 9 стр 56 «Из воспоминаний декабриста Горбачевского о восстании черниговского полка». Определите, каковы причины поражения черниговцев?

В ночь на 15 декабря в Зимний дворец начали свозить арестованных участников восстания.

В чём же причина поражения восстания декабристов?

В ходе обсуждения вопроса учащиеся должны назвать следующие причины:

  • срыв первоначального плана восстания;
  • предательство С.Трубецкого, Якубовича в момент восстания;
  • численное превосходство правительственных сил;
  • выжидательная тактика, нерешительность действий декабристов .

Звучит музыка (композиция «Как упоительны в России вечера»).

Всё рухнуло в один миг. Ушли в прошлое балы, красавицы, хруст французской булки. Реальностью стали ежедневные допросы. Николай был сам следователем и судьёй. Суда по сути не было. Пародия на суд происходила при закрытых дверях. Декабристам спешно предлагали засвидетельствовать их подписи под показаниями и после этого читали заранее заготовленный приговор. «Разве нас судили? – спрашивали потом декабристы. – А мы не знали, что это был суд…»

Звучит рассказ учащегося о наказании участников восстания:

«Всего по делу декабристов было привлечено 579 человек.

Приговор Верховного суда:

Павла Пестеля, Кондратия Рылеева, Сергея Муравьева-Апостола, Петра Каховского, Михаила Бестужева-Рюмина – повесить.

Сергея Трубецкого, Евгения Оболенского, Ивана Якушкина, Вильгельма Кюхельбекера, Сергея Волконского, Никиту Муравьева – всего 50 человек в Сибирь, на вечную каторгу.

121 декабрист проговорены от 5 до16 годам кат opги и вечное поселение в Сибирь.

Часть декабристов разжалована в рядовые и отправлены под пули на Кавказ.

К числу казненных декабристов надо прибавить наcмepть запоротых солдат, некоторые их них прошли сквозь строй 12 раз, т.е получили 12 тысяч ударов шпицрутенами. Менее активные были сосланы на Кавказ, туда же был отправлен весь штрафной Черниговский полк».

В июле 1826 года началась отправка осужденных в Сибирь. Каторжные работы отбывались главным образом в Нерчинских рудниках. Сюда к декабристам приехали жёны. С Александрой Муравьёвой А.С.Пушкин передал стихотворение.

(Звучит стихотворение «Во глубине сибирских руд» в исполнении ученика).

От имени декабристов Пушкину ответил декабрист Одоевский. Рукой, закованной в цепи, он написал:

(Учащийся исполняет стихотворение).

С осени 1827 года декабристов перевели в Читу, а осенью 30 года в Петровский каторжный завод близь Иркутска. Условия содержания были очень тяжёлые.

Итак, восстание потерпело поражение, пролилась кровь, участники наказаны. Цели восстания не достигнуты. Самодержавие устояло, оно не было уничтожено. Может быть, не надо было браться за оружие, кровь пролилась зря?

Выскажите ваше мнение по этому вопросу. Вам помогут ответить на этот вопрос оценка выступления декабристов современниками, отрывки из показаний, даваемых декабристами на допросах. Вдумайтесь в слова эпиграфов урока.

Учащиеся должны высказать следующие позиции:

  • Декабристы верили в то, что их дело не пропадёт. Их идеи подхватят новые поколения борцов за новую Россию. (На самом деле это и произошло. Герцен пишет: «Казнь Пестеля и его товарищей окончательно разбудила ребяческий сон моей души». Он за границей будет издавать журнал «Колокол», на страницах которого будет пропагандировать идеи декабристов. Они привлекут к себе новых сторонников борьбы с самодержавием и крепостным правом в лице представителей разных чинов).
  • Декабристы были настоящими патриотами, они считали, что Россия достойна лучшего будущего. Но их движение показало, что ничтожная горстка революционеров бессильна без поддержки народа.
  • Николай I, боясь повторить выступление дворян, должен был принять меры, с помощью которых можно было снять напряжение в обществе. Он предпринял меры по осторожному проведению реформ. О них мы будем говорить на следующих уроках.
  • Выступление декабристов было первое открытое сознательное выступление против самодержавия с оружием в руках. До сих пор мы говорили о стихийных крестьянских выступлениях. Дворянские революционеры впервые дошли до понимания необходимости разработки программы преобразований и сознательной революционной тактики.

1856 году в связи с коронованием Александра II были изданы манифест об амнистии декабристов и разрешение возвратиться из Сибири. В живых декабристов осталось только 40 человек, около 100 человек погибли на каторге и в ссылке.
Декабристы оставили значительный след в культурной жизни Сибири. Выйдя на поселения по отбытии кат opги, они открывали школы, распространяли передовые знания по сельскому хозяйству среди населения, сами организовали образцовые хозяйства, писали научные исследования по экономике, истории, географии.
После себя оставили стихи Одоевский, портретист Николай Бестужев в условиях каторжной тюрьмы сумел написать портреты всех заключённых – «первенцев русской свободы».

В заключение урока звучит романс А. Галича «Петербургский романс».

В качестве закрепления и проверки знаний учащимся предлагаются тесты. В двух вариантах они появляются на экране.

1 вариант.

  1. Причинами возникновения тайных обществ декабристов в России в 1816-1825 г были:
    А) Отказ Александра 1 от планов либеральных реформ.
    Б) Война 1812 г и связанный с нею мощный патриотический подъем, охвативший все общество.
    В) Восприятие декабристами идей французских просветителей.
    Г) Честолюбивое желание декабристов захватить власть в стране.
  2. По «Конституции» Н. Муравьева
    А) Россия должна стать конституционной монархией.
    Б) Россия должна была стать демократической республикой.
    В) В России навсегда отменялось крепостное право.
    Г) Земля оставалась у помещиков, крестьяне получали 2 десятины.
  3. Укажите принцип образования ряда:
    С. Муравьев-Апостол, П. Пестель, П. Каховский, М. Бестужев-Рюмин, К. Рылеев.
  4. Соотнесите названия тайных организаций декабристов и их участников:

1. «Южное общество».

 

 

А) С.И.Муравьев-Апостол.

2. «Северное общество»

 

 

Б) П.И.Пестель.

 

 

 

В) К.В.Рылеев

 

 

 

Г) Н.М.Муравьев.

  1. В «Русской правде» П.И.Пестеля отмечалось:
    А) Ликвидация крепостного права в России.
    Б) Установление республики.
    В) раздача земли все желающим
    Г) отказ от наделения граждан равными правами.
  2. Восстание декабристов произошло:
    А) 1 декабря 1812 г.
    Б) 14 декабря 1825 г.
    В) 31 декабря 1826 г.
    Г) 14 декабря 1886 г.

2 вариант.

  1. В восстании декабристов на Сенатской площади участвовали:
    А) Черниговский полк, Московский полк.
    Б) Московский полк, Гвардейский морской экипаж.
    В) Семеновский полк и офицеры Генштаба.
  2. Программа Пестеля получила название:
    А) «Зеленая книга».
    Б) «Конституция»
    В) «Русская правда»
    г) «Манифест»
  3. Цель первых тайных обществ:
    А) Подготовка и осуществление преобразований.
    Б) Подготовка и проведение восстания против самодержавия.
    В) поддержка народного выступления против режима.
    Г) свержение неугодного монарха.
  4. К программным положениям «Конституции» Н.Муравьева относятся:
    А) Федеративное устройство России.
    Б) республиканская форма правления.
    В) выборность всех должностных лиц, в том числе императора.
    Г) введение гражданских прав и свобод.
  5. Укажите причины поражения восстания декабристов:
    А) Предательство Трубецкого.
    Б) Отказ от поручения Каховского и Якубовича.
    В) Перевес сил на стороне Николая 1.
    Г) Нерешительность действий восставших.
    Д) верны все ответы.
  6. Перечислите имена казненных декабристов.
    А) Лунин
    Б) Пущин
    В) Муравьев-Апостол
    Г) Пестель
    Д) Каховский
    Е) Бестужев-Рюмин
    Ж) Рылеев
    З) Волконский.

Учащиеся осуществляют взаимопроверку ответов (ответы на экране), выставляют оценки.

  • Одна ошибка – «5».
  • Две – «4» .
  • Три – «3». «4» и «5» можно выставить в журнал.

Презентацию вы можете получить у автора статьи.


Урок – игровое занятие "Заседание редакции исторической газеты" на тему "Нацистский «новый» порядок. Борьба в тылу врага"


    Урок – игровое занятие "Заседание редакции исторической газеты" на тему "Нацистский «новый» порядок. Борьба в тылу врага"

      Цели урока: через работу с историческими источниками познакомить учащихся с "новым" порядком, оценить его пагубность для народов, захваченных Германией; способствовать формированию умения учащихся извлекать первичную информацию о событиях; умения построения своей аргументации на основе источника....

18 08 2022 10:46:39

"Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…". 11-й класс


    "Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…". 11-й класс

      Урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических процессов и явлений. Урок может быть проведен в музее, где находятся краеведческие материалы, фотографии, связанные с событиями 1930-х гг. XX века в СССР....

17 08 2022 7:37:43

Работа с текстом на уроках истории


    Работа с текстом на уроках истории

      Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....

16 08 2022 17:59:15

Начало раздробленности Древнерусского государства. 6-й класс


    Начало раздробленности Древнерусского государства. 6-й класс

      Цели урока: углубить представления учащихся по проблеме феодальной раздробленности; выявить особенности этого явления на Руси....

15 08 2022 14:11:21

Урок-пpaктикум "Холодная война и раскол Европы". 11-й класс


    Урок-пpaктикум "Холодная война и раскол Европы". 11-й класс

      На старшей ступени обучения очень важно научить учащихся иметь собственную точку зрения, уметь работать с текстами и историческими документами. Сделать это можно с помощью уроков-пpaктикумов. Итоговая аттестация в форме ЕГЭ предусматривает наличие у выпускников таких умений....

14 08 2022 5:59:29

Урок в 7-м классе по теме "Петр I и его время"


    Урок в 7-м классе по теме "Петр I и его время"

      Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....

13 08 2022 2:48:42

Конспект урока истории по теме "Гражданская война: белые. Адмирал Колчак" (9-й класс)


    Конспект урока истории по теме "Гражданская война: белые. Адмирал Колчак" (9-й класс)

      Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...

12 08 2022 22:50:23

Интегрированный урок (история + литература) "Олимпийские игры в древности и современности". 5-й класс


    Интегрированный урок (история + литература) "Олимпийские игры в древности и современности". 5-й класс

      Основной акцент на уроке – знакомство учащихся с мифами Древней Греции, историей возникновения Олимпийских игр, первыми спортивными достижениями. Просматривается связь развития Олимпийских игр древности и современности. Формой организации учебной деятельности является проведение театрализованной игры «Голоса эпохи», которую учащиеся готовят заранее. Материал способствует развитию творческих сил, способностей и направлен на развитие интереса к спорту, к литературе....

11 08 2022 0:25:47

Элективный курс "Политическое лидерство". 10–11-е классы


    Элективный курс "Политическое лидерство". 10–11-е классы

      Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...

10 08 2022 9:45:45

Урок обществознания по теме "Международное гуманитарное право"


    Урок обществознания по теме "Международное гуманитарное право"

      Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности как сострадание, уважение к человеческому достоинству – такова основная цель изучения норм международного гуманитарного права....

09 08 2022 15:42:14

Тематический классный час, посвященный Дню снятия блокады Ленинграда для учащихся 10–11-х классов. «Жизнь в блокадном Ленинграде»


    Тематический классный час, посвященный Дню снятия блокады Ленинграда для учащихся 10–11-х классов. «Жизнь в блокадном Ленинграде»

      Цель: патриотическое воспитание учащихся. Задачи: воспитание уважения к историческому прошлому своего народа; познакомить ребят с жизнью в блокадном Ленинграде; пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью видеоматериалов, музыкальных произведений и поэзии....

08 08 2022 22:32:34

Урок истории, 5-й класс. Тема: "Земледельцы Аттики теряют землю и свободу"


    Урок истории, 5-й класс. Тема: "Земледельцы Аттики теряют землю и свободу"

      Представленный урок — пятый урок в теме "Древняя Греция". На уроке формируется представление о причинах потери земли и свободы земледельцами Аттики, продолжается работа по формированию общеучебных умений: наблюдения, слушания, обобщения, умения работать с исторической картой, развивается и поддерживается интерес к предмету....

07 08 2022 10:44:44

Урок истории в 5-м классе. Тема: "Основы светской этики"


    Урок истории в 5-м классе. Тема: "Основы светской этики"

      Учащиеся определяют основное содержание понятия «этикет»; знакомятся с историей этикета. Расширяется представление детей о правилах и видах этикета; развивается умение правильно оценивать себя и других. Совершенствуются этические нормы поведения в обществе....

06 08 2022 4:31:23

Урок изучения нового материала "Внук Петра и императрицы Фике: кому царствовать на Руси?"


    Урок изучения нового материала "Внук Петра и императрицы Фике: кому царствовать на Руси?"

      Урок изучения нового материала, с использованием дополнительного художественно–исторического материала с целью привития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся. Урок построен на театрализации представления двух исторических личностей в форме переклички фактов. ...

05 08 2022 10:31:41

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»"


    Интегрированный урок (литература + история) по теме "Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»"

      Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....

04 08 2022 16:15:58

Дальнейшая идеологизация общественной жизни страны в середине 1960 – середине 1980 гг.


    Дальнейшая идеологизация общественной жизни страны в середине 1960 – середине 1980 гг.

      Урок рассчитан на учащихся 9-го класса. Цель урока – сформировать представления о динамике взаимоотношений власти, творческой интеллигенции и общества, показать противоречия в развитии художественной культуры, познакомить учащихся с основными аспектами Конституции 1977 г., дать представление о диссидентском и правозащитном движении. ...

03 08 2022 18:21:20

Урок по обществознанию


    Урок по обществознанию

      Урок является составной частью темы "Демократия" и имеет следующие цели: углубить знания о демократическом политическом режиме; подвести учащихся к понятию совокупности действующих в политической системе механизмов и форм реализации ведущих демократических принципов....

02 08 2022 17:31:10

Викторина "Герои Отечества"


    Викторина "Герои Отечества"

      В 2007 году был учрежден новый праздник – День героев Отечества. Для популяризации этого праздника предлагается проведение данной викторины, созданной по аналогии со «Своей игрой». Категории вопросов: герои Вов, героический поступок, герои-женщины, былинные герои, награды, киногерои. ...

01 08 2022 11:14:24

Ребусы к урокам истории


    Ребусы к урокам истории

      Презентации помогут сделать повторение на уроках более интересным, запоминающим. Благодаря этим ребусам, можно проводить проверку домашнего задания в разных формах, используя разные технологии....

31 07 2022 23:37:51

Урок истории по теме "Судьба России в спорах западников и славянофилов"


    Урок истории по теме "Судьба России в спорах западников и славянофилов"

      Основные задачи урока: познакомить с либеральными взглядами 40-х гг. XIX века; сравнить взгляды западников и славянофилов, используя документы; пересмотреть вечный спор славянофилов и западников; на основе проведенного социологического опроса показать актуальность проблемы «Россия – Запад» в наши дни; подумать по какому пути идти России сегодня....

30 07 2022 9:18:47

Урок истории по теме "Великая Отечественная война (1941–1945 годы)". 9-й класс


    Урок истории по теме "Великая Отечественная война (1941–1945 годы)". 9-й класс

      Цель урока: знакомство с основными сражениями Великой Отечественной войны. Урок имеет фото- и видеоматериал, которые представлены в презентации. Работа в группах по методу Джигсо задействует на уроке каждого учащегося. Урок развивает умения учащихся выделять главное, работать с текстом, передавать информацию другим, переносить знания в новую ситуацию, оценивать....

29 07 2022 4:47:47

Образно-эмоциональное обучение истории как основа формирования творческой, всесторонне развитой личности


    Образно-эмоциональное обучение истории как основа формирования творческой, всесторонне развитой личности

      Одной из главных целей современного образования является воспитание творческой и всесторонне развитой личности, которая будет не только правильно и аналитически мыслить, но и проявлять своё эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу. Это залог творческого мышления, в основе которого лежат эмоции и чувства, позволяющие нам более правильно и продуктивно создать образ изучаемого объекта. При этом важен процесс соединения образно-эмоционального восприятия и рационально-логического познания. И именно преподавание истории позволяет нам добиться желаемых результатов. ...

28 07 2022 12:44:49

Программа факультативного курса "История Черноярского края"


    Программа факультативного курса "История Черноярского края"

      Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....

27 07 2022 10:51:39

Русский быт


    Русский быт

      Урок посвящен предметам русского быта XIV–XIX вв. Изучение проводится с помощью предметов быта русских крестьян, представленных в школьном музее. В доступной форме ученикам объясняется назначение предметов школьного музея, а также дадут возможность ребятам самостоятельно ими поработать. Урок направлен на формирование преемственности поколений, для ознакомления с русской стариной и понимания важной роли труда в жизни как древнего, так и современного человека....

26 07 2022 5:24:54

Право гражданина на участие в выборах


    Право гражданина на участие в выборах

      Урок дает знания об основных положениях Конституции Российской Федерации о праве гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Иметь представления об основных принципах участия граждан в выборах. Понимание, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать свое право участвовать в управлении делами государства....

25 07 2022 2:58:12

"Власть и общество: сто лет спустя"


    "Власть и общество: сто лет спустя"

      Урок по теме «Власть и общество: сто лет спустя (Россия 1900—1917гг.)» для 11-го класса. Ученики выявляют закономерности развития исторического процесса, сравнивают исторические эпохи, моделируют политическую ситуацию. ...

24 07 2022 11:14:39

Методическая разработка урока истории по теме "Рабство в Древнем Риме". 5-й класс


    Методическая разработка урока истории по теме "Рабство в Древнем Риме". 5-й класс

      Цели урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме; воспитывать человеколюбие и непримиримость ко всякому насилию над людьми....

23 07 2022 14:57:49

Урок обществознания в 7-м классе по теме "Развитие навыков межличностного общения"


    Урок обществознания в 7-м классе по теме "Развитие навыков межличностного общения"

      Данный урок проводится в курсе обществознания 6–11-х классов по теме "Общение". На этом уроке применяются психологические приемы, поэтому его можно использовать в работе психологической службы школы, при социальной работе с подростками. Если мероприятие проводится в виде урока открытого, класс небольшой по численности, то возможно участие присутствующих учителей....

22 07 2022 17:45:33

Презентация по истории России в 6-м классе и 10-м классе по теме "Монголо-татары"


    Презентация по истории России в 6-м классе и 10-м классе по теме "Монголо-татары"

      Презентация по истории России может быть использована как иллюстративное сопровождение к урокам "Монголо-татарское нашествие" в 6-м классе, а также и к урокам в 10-м классе. Также возможно самостоятельное использование презентации в форме лекции по данной теме. Презентацию можно использовать при проведении внеклассного мероприятия в ходе предметной недели истории. ...

21 07 2022 10:25:44

Урок-презентация по истории в 5-м классе по теме "Обобщающее повторение по Древнему Китаю"


    Урок-презентация по истории в 5-м классе по теме "Обобщающее повторение по Древнему Китаю"

      Урок строится по традиционной схеме урока-презентации и проводится для обобщения материала по теме "Древний Восток", формирования основных навыков и умений, углубления сведений по истории Древнего Китая. Различные виды заданий и формы работы позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету история. ...

20 07 2022 9:41:27

Могучая внешнеполитическая поступь империи


    Могучая внешнеполитическая поступь империи

      Урок в 10-м классе посвящён внешней политике Екатерины II, победам русского оружия, деятельности великих полководцев XVIII века. Материал урока рассчитан на два занятия. Урок проводится с использованием ИКТ, а также технологий интеpaктивного, проблемного обучения. В ходе урока демонстрируется не только презентация, подготовленная учителем, но и презентации учащихся. Такая форма работы повышает мотивацию учащихся к обучению. ...

19 07 2022 22:28:40

Внеклассное мероприятие "Пионеры-герои"


    Внеклассное мероприятие "Пионеры-герои"

      Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...

18 07 2022 0:23:38

Обряды народов Таймыра


    Обряды народов Таймыра

      Целью работы является изучение обрядов народов Севера, особенности традиций и шаманских ритуалов малочисленных народов Севера, проживающих на Таймыре. Использован частично-поисковый метод....

17 07 2022 7:26:25

Урок обществознания на тему "Рыночная экономика". 8-й класс


    Урок обществознания на тему "Рыночная экономика". 8-й класс

      На уроке формируются представления о рыночном механизме регулирования экономики. Учащиеся учатся определять условия функционирования рынка, что влияет на спрос и предложение на рынке. Повышается мотивация к учебе, ученики ориентируются в экономических и нравственных поступках, использують речь для регуляции своего действия....

16 07 2022 4:42:12

Обобщающий урок по истории в 6-м классе по теме "Киевская Русь IX-XII веков"


    Обобщающий урок по истории в 6-м классе по теме "Киевская Русь IX-XII веков"

      Урок истории в 6-м классе обобщает и закрепляет знания учащихся по теме "Киевская Русь", дает оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси, а также пополняет знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления. ...

15 07 2022 15:25:39

Интегрированный урок (английский язык + история) по теме "Две сверхдержавы: противники и союзники"


    Интегрированный урок (английский язык + история) по теме "Две сверхдержавы: противники и союзники"

      В статье определяется сущность понятия «холодная война», выясняются причины этого явления, определяется влияние внешних факторов на внешнюю политику СССР в послевоенный период, отpaбатываются лексико-грамматические навыки и переработки информации....

14 07 2022 12:40:29

Открытый урок в 5-м классе по теме "Культура Древней Индии. Буддизм" (с использованием информационных технологий)


    Открытый урок в 5-м классе по теме "Культура Древней Индии. Буддизм" (с использованием информационных технологий)

      Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...

13 07 2022 11:11:39

Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири


    Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири

      Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....

12 07 2022 8:16:33

Урок истории с использованием информационных технологий "Социально-экономическое развитие Тульского края в ХIХ веке"


    Урок истории с использованием информационных технологий "Социально-экономическое развитие Тульского края в ХIХ веке"

      Предлагаемый урок краеведения, входит в раздел изучения истории России по теме "Социально-экономическое развитие России в XIX века" в 8-х классах. При подготовке к уроку учащиеся получили опережающее задание. Учитель оказывал помощь в использовании различной литературы по краеведению для подготовки сообщений. Урок состоит из трех частей. Первая - историко-ознакомительная развитие торговли. Вторая - представление инсценировки Ефремовской ярмарки, где дети разного хаpaктера и темперамента могли проявить свои творческие способности. В третьей части учащиеся знакомятся возникновением Ефремовского купеческого сословия и его деятельностью....

11 07 2022 1:18:32

Предпрофильный элективный курс по истории "История в лицах", 9-й класс


    Предпрофильный элективный курс по истории "История в лицах", 9-й класс

      Цель данного курса - попытаться найти истину в решении проблемы "роль личности в истории" на примере политических деятелей ХХ века. Историю делают личности как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. В этом курсе речь пойдет и о тех и о других. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это - неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы. ...

10 07 2022 15:32:49

Внеклассное интегрированное занятие (история + информатика) "Наши соседи"


    Внеклассное интегрированное занятие (история + информатика) "Наши соседи"

      Занятие построено на основе игры «Наши соседи», являющейся неролевой познавательной игрой. Задания основываются на краеведческом материале. Проведение игры способствует знакомству студентов с историей и культурой хакасского народа....

09 07 2022 12:29:18

Внеклассное мероприятие по истории. Праздник "Рождество в средневековом городе"


    Внеклассное мероприятие по истории. Праздник "Рождество в средневековом городе"

      Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов по курсу истории Cредних веков "Рождество в средневековом городе". Время проведения - конец декабря, после прохождения всего курса, в качестве итогового занятия. ...

08 07 2022 19:29:39

Урок в рамках изучения истории Московской области по теме "Московский край в эпоху Смутного времени"


    Урок в рамках изучения истории Московской области по теме "Московский край в эпоху Смутного времени"

      Предлагаемый урок разработан на основе учебной программы курса "Историческое краеведение" и учебника В.В. Сухова "История Московской области". Урок может быть дан в 7-м классе, сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....

07 07 2022 20:17:30

Урок в 6-м классе. "Завоевание Руси монголо-татарами"


    Урок в 6-м классе. "Завоевание Руси монголо-татарами"

      Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...

06 07 2022 4:51:11

Урок — речевая театрализованная игра с элементами конкурса по истории Древнего мира


    Урок — речевая театрализованная игра с элементами конкурса по истории Древнего мира

      Урок в 5-м классе по теме "Олимпийские игры в древности". Ученики в результате частично-поисковой, исследовательской работы, ролевой игры знакомятся с историей Олимпийских игр получают образное представление о знаменитом празднике, о его культурном значении. В процессе исследования и ролевой игры выявляется, что они сами являются участниками "малых" Олимпийских игр у себя в школе. ...

05 07 2022 19:26:41

Классный час "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!". 3–5-е классы


    Классный час "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!". 3–5-е классы

      Сегодня рушатся ценности, которые всегда казались стабильными. Центральной стала дискуссия о пагубном влиянии на подрастающее поколение телевизионных передач, фильмов, рекламы, наркотических средств. На улице слышны нецензурные выражения, молодые люди без стеснения курят, пьют спиртные напитки. Очень хочется противопоставить этому то, что отвлечет детей от вредного для них, не нужного им. Стараюсь воспитывать у учеников чувство долга перед семьёй, школой, чувство ответственности перед своим коллективом, учу детей самостоятельно решать некоторые ученические проблемы. Серия классных часов под названием "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!" выполняет как раз задачи патриотической направленности. ...

04 07 2022 21:28:20

Урок истории по теме "Феодальное общество средневековой Европы"


    Урок истории по теме "Феодальное общество средневековой Европы"

      Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....

03 07 2022 17:26:58

Урок обществознания по теме "Семья". 6-й класс


    Урок обществознания по теме "Семья". 6-й класс

      Урок в 6-м классе с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо призван дать обучающимся представления о том, что такое семья, какие виды семей существуют, сформировать понятие об основных функциях семьи, способствовать формированию активной жизненной позиции, гражданскому самосознанию, уважению к институту семьи....

02 07 2022 9:23:23

Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва»


    Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва»

      Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва» включает технологическую карту и комментарий. Материал предназначен для проведения урока-экскурсии в 10-м классе (XX – начало XXI века). Цель: знакомство с историей родного края в десятилетие Н.С.Хрущёва....

01 07 2022 11:47:40

Основы правового статуса человека и гражданина (9-й класс)


    Основы правового статуса человека и гражданина (9-й класс)

      Повторительно-обобщающий урок разработан в технологии критического мышления, которая предполагает перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа передачи знаний, на подходы, отдающие приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися. Цель урока: способствовать закреплению ранее изученной информации о правах и свободах, ее применению и определению уровня усвоения материала об основах правового статуса человека и гражданина....

30 06 2022 9:16:10

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::