Урок: "Династический кризис 1825 года. Восстание декабристов"
ЦЕЛЬ УРОКА:
- раскрыть сущность династического кризиса;
- показать героизм, благородство, любовь к Отечеству лучших представителей дворянства, впервые в истории сознательно, с оружием в руках поднявшиеся против самодержавия;
- подвести учащихся к самостоятельному анализу причин поражения восстания;
- продолжить работу над развитием навыков отбора и обработки научной информации;
- воспитывать чувство уважения к неординарным личностям государства;
- развивать навыки публичного выступления.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
- мультимедийная презентация урока;
- в/ф «Звезда пленительного счастья», «Николай I»;
- раздаточные материалы;
- аудиозапись и романса Галича «Петербургский романс»
- песня «Как упоительны в России вечера» в исполнении группы «Белый орёл»
НА ДОСКЕ ЭПИГРАФЫ УРОКА:
- «Пушки на Исаакиевской площади разбудили целое поколение». А.И. Герцен
- «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы». А.С. Пушкин
- «Наш скорбный труд не пропадёт, из искры возгорится пламя». А. Одоевский
ПЛАН УРОКА:
- Династический кризис 1825 г. План вооружённого восстания.
- События 14 декабря 1825 года в Петербурге. Восстание Черниговского полка.
- Следствия и «суд» над декабристами.
- Сибирская каторга и ссылка.
- Значение революционного движения декабристов.
Ход урока
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: После войны 1812 года многие надеялись на проведение реформ, а именно отмену крепостного права и введения конституционного правления. Но ожидания не оправдались. Бездействие и нерешительность властей в проведении реформ подталкивали их нетерпеливых сторонников к созданию тайных обществ и кружков.
- Когда и какие тайные общества возникли к началу 20-х годов 19 века?
(1816 г. – «Союз спасения», 1818 г. – «Союз благоденствия», 1821 г. – «Северное» и «Южное» общества).
- Из кого, в основном, состояли данные общества?
(Военные офицеры, прошедшие Отечественную войну 1812 года).
- Как назывались программы преобразований России, разработанные члeнами тайных обществ?
(«Русская правда» - «Южное общество», «Конституция» - «Северное общество»).
- Какие преобразования предполагали провести в России в соответствии с содержанием программ?
(Отмена крепостного права, уничтожение самодержавия, свободы гражданского населения, политический права).
- Как планировали реализовать программы преобразований? Какой тактики придерживались члeны тайных обществ?
(Они были сторонниками военного переворота силами армейских частей).
Итак, общество дворян, выдвигая сложнейшие и благороднейшие патриотические цели, стремились воплотить их на пpaктике, активно готовились к восстанию против самодержавия. Оно было намечено на 1826 год. Но последующие события заставили вынести в их планы коррективы. Осенью 1825 года во время поездки по стране Александр I внезапно заболел и 19 ноября умер в г. Таганроге. В стане разразился династический кризис. В чём его суть?
Обратимся к отрывку из монографии Мелицы Нечкиной, академику, известному историку, опубликовавшей в 1976 году свое исследование по изучаемой нами теме «Декабристы».
Учащиеся обращаются к раздаточному материалу.
«Между тем события обогнали декабристов и вынудили их раньше сроков, которые были ими определены. Всё резко изменилось поздней осенью 1825 г. В ноябре 1825 года неожиданно умер вдали от Петербурга, в Таганроге, император Александр 1. Сына у него не было, и наследником престола являлся его брат Константин. Но женатый на простой дворянке, особе не царской крови, Константин по правилам престолонаследия не мог бы передать престол своим потомкам и поэтому отрекся от престола. Наследником Александра 1 должен был стать следующий брат, Николай – грубый и жестокий, ненавидимый в армии. Отречение Константина держали в тайне, о нём знал лишь самый узкий круг члeнов царской семьи. Не обнародованное при жизни императора отречение не получило силы закона, поэтому наследником престола продолжал считаться Константин; он воцарился после cмepти Александра, и 27 ноября наследие было приведено к присяге Константину. Формально в России появился новый император – Константин 1. В магазинах уже выставили его портреты, успели даже отчеканить несколько новых монет с его изображением. Подорожные уже подписывались его именем. Но Константин престола не принимал, одновременно не желал и формально отрекаться от него в качестве императора, которому уже принесена присяга. Создалось двусмысленное и крайне напряженное положение междуцарствия. Николай, боясь народного возмущения и ожидая выступления тайного общества, о котором уже был осведомлен шпионами-доносчиками, решился, наконец, объявить себя императором, так и не дождавшись от брата формального акта отречения. Была назначена вторая присяга, или, как говорили в войсках, «переприсяга», - на этот раз уже Николаю 1. «Переприсяга» в Петербурге была назначена на 14 декабря. Междуцарствие и «переприсяга» волновали население и раздражали армию. Декабристы ещё при создании своей первой организации приняли решение выступить в момент смены императором на престоле. Этот момент теперь настал».
- Прочитайте отрывок и раскройте причины династического кризиса?
(Николай ожидал от брата Константина повторного формального отказа от престола. Должна состояться «переприсяга». Таким образом, трон был пуст. Междуцарствие и переприсяга Николаю волновали население, раздражали армию).
Члeны тайного общества приняли решение выступать. «Случай удобен, - писал московским декабристам из Петербурга Пущин И.И, - Ежели мы ничего не предпримем, то заслужим во всей силе имя подлецов». На квартире Рылеева К. 13 декабря разработан план восстания.
- Прочитайте на стр. 53 параграфа 9 первый и второй абзац. Найдите в них ответ на вопрос «В чём состоял план восстания?».
Ученики называют основные звенья данного плана
- Вывод войск на Сенатскую площадь, чтобы не допустить присяге члeнов Сената и Синода Николаю I. Заставить сенаторов подписать «Манифест к русскому народу».
- Захват Зимнего дворца и арест царской семьи (Якубович)
- Захват Петропавловской крепости (Булатов)
- Убийство царя (Каховский)
- Руководителем восстания избран С. Трубецкой. Выступление наметили на 14 декабря.
Задание классу: слушая рассказ о восстании, выскажите мнение, почему вооруженное восстание потерпело поражение?
Наступал рассвет, медлить было нельзя. Ещё затемно 14 декабря офицеры – члeны тайного общества были в казармах и вели агитацию среди солдат. С горячей речью выступил перед солдатами Московского полка Александр Бестужев. «Я говорил сильно, меня слушали жадно», - вспоминал он позже. От присяги Николаю солдаты отказались и приняли решение идти на Сенатскую площадь. С развивающимися знамёнами Московский полк под комaндованием братьев Александра и Михаила Бестужевых и Дмитрия Щепина-Ростовского первым пришёл на Сенатскую площадь (слайд). Но здесь их ожидало первое горькое разочарование. Оказалось, что Сенат уже присягнул Николаю Первому и сенаторы разъехались. Таким образом, первая цель восстания не была достигнута. Это была тяжёлая неудача. А дальше от плана начало откалываться одно звено за другим. Оказалось, рано утром отказался совершить акт цареубийства Каховский, отказался вести на Петропавловскую крепость солдат Булатов и захватить Зимний дворец Якубович.
Было уже 11 часов утра. К солдатам Московского полка подъехал генерал-губернатор Петербурга Милорадович – герой Отечественной войны. Он уговаривал солдат разойтись (демонстрируется отрывок из в\ф «Звезда пленительного счастья»).
В этот момент раздался выстрел. «Кто стрелял?» - крикнул Оболенский. «Я», - ответил Каховский, – «И, кажется, славно попал». Милорадович был cмepтельно ранен. Опасность, нависшая над восстанием, была отражена. Все нетерпеливо ждали руководителя восстания С.Трубецкого. Но время шло, а его все не было. С.Трубецкой изменил восстанию. На площади складывалась обстановка, требующая решительных действий. Но на них-то и не мог решиться Трубецкой. Он предал и идею восстания и своих товарищей. В час дня к восставшим подошло огромное подкрепление: отряд лейб-гренадер во главе с Сутгофом и гвардейский морской экипаж под комaндованием третьего брата Бестужева – Николая. Таким образом, на площади собралось 3 тысячи восставших солдат, 30 офицеров (слайд). Все были пехотинцы при боевом оружии, без артиллерии. Николай принял новые попытки уговорить восставших разойтись. Парламентёрами посылались митрополит Серафим и брат царя Михаил. Но переговоры провалились.
На площади собралось очень много народа. Преобладало простонародье: ремесленники, подмастерье, рабочие купцы, учащиеся школ. Но опереться на них декабристы не решились, хотя сочувствие народа к восставшим было очевидно.
За час до конца восстания был выбран новый руководитель восстания – князь Оболенский. Трижды он попытался созвать военный совет, но было уже поздно. Николай успел собрать значительные силы, в 4 раза больше, чем восставших. В его распоряжении было 36 пушек. Восставшие были окружены со всех сторон.
Короткий зимний день клонился к вечеру. Пронзительный ветер леденил кровь солдат, которые так долго стояли на открытом месте. Николай боялся наступления темноты. В темноте народ, скопившийся на площади, мог повести себя активнее. Волнения «черни» он страшился больше всего. Он отдал приказ стрелять. Восставшие попытались дать ответ, но под градом картечи их ряды дрогнули, началось бегство, падали раненые и убитые. Толпы солдат бросились на невский лёд. Но от ядер лёд раскалывался и многие утонули. К ночи всё было кончено. Общий итог убитых 1271 человек.
Одновременно с восстанием в Петербурге под руководством С.Муравьёва-Апостола и М. Бестужева Рюмина произошло восстание черниговского полка на Украине.
Познакомимся с документом после параграфа 9 стр 56 «Из воспоминаний декабриста Горбачевского о восстании черниговского полка». Определите, каковы причины поражения черниговцев?
В ночь на 15 декабря в Зимний дворец начали свозить арестованных участников восстания.
В чём же причина поражения восстания декабристов?
В ходе обсуждения вопроса учащиеся должны назвать следующие причины:
- срыв первоначального плана восстания;
- предательство С.Трубецкого, Якубовича в момент восстания;
- численное превосходство правительственных сил;
- выжидательная тактика, нерешительность действий декабристов .
Звучит музыка (композиция «Как упоительны в России вечера»).
Всё рухнуло в один миг. Ушли в прошлое балы, красавицы, хруст французской булки. Реальностью стали ежедневные допросы. Николай был сам следователем и судьёй. Суда по сути не было. Пародия на суд происходила при закрытых дверях. Декабристам спешно предлагали засвидетельствовать их подписи под показаниями и после этого читали заранее заготовленный приговор. «Разве нас судили? – спрашивали потом декабристы. – А мы не знали, что это был суд…»
Звучит рассказ учащегося о наказании участников восстания:
«Всего по делу декабристов было привлечено 579 человек.
Приговор Верховного суда:
Павла Пестеля, Кондратия Рылеева, Сергея Муравьева-Апостола, Петра Каховского, Михаила Бестужева-Рюмина – повесить.
Сергея Трубецкого, Евгения Оболенского, Ивана Якушкина, Вильгельма Кюхельбекера, Сергея Волконского, Никиту Муравьева – всего 50 человек в Сибирь, на вечную каторгу.
121 декабрист проговорены от 5 до16 годам кат opги и вечное поселение в Сибирь.
Часть декабристов разжалована в рядовые и отправлены под пули на Кавказ.
К числу казненных декабристов надо прибавить наcмepть запоротых солдат, некоторые их них прошли сквозь строй 12 раз, т.е получили 12 тысяч ударов шпицрутенами. Менее активные были сосланы на Кавказ, туда же был отправлен весь штрафной Черниговский полк».
В июле 1826 года началась отправка осужденных в Сибирь. Каторжные работы отбывались главным образом в Нерчинских рудниках. Сюда к декабристам приехали жёны. С Александрой Муравьёвой А.С.Пушкин передал стихотворение.
(Звучит стихотворение «Во глубине сибирских руд» в исполнении ученика).
От имени декабристов Пушкину ответил декабрист Одоевский. Рукой, закованной в цепи, он написал:
(Учащийся исполняет стихотворение).
С осени 1827 года декабристов перевели в Читу, а осенью 30 года в Петровский каторжный завод близь Иркутска. Условия содержания были очень тяжёлые.
Итак, восстание потерпело поражение, пролилась кровь, участники наказаны. Цели восстания не достигнуты. Самодержавие устояло, оно не было уничтожено. Может быть, не надо было браться за оружие, кровь пролилась зря?
Выскажите ваше мнение по этому вопросу. Вам помогут ответить на этот вопрос оценка выступления декабристов современниками, отрывки из показаний, даваемых декабристами на допросах. Вдумайтесь в слова эпиграфов урока.
Учащиеся должны высказать следующие позиции:
- Декабристы верили в то, что их дело не пропадёт. Их идеи подхватят новые поколения борцов за новую Россию. (На самом деле это и произошло. Герцен пишет: «Казнь Пестеля и его товарищей окончательно разбудила ребяческий сон моей души». Он за границей будет издавать журнал «Колокол», на страницах которого будет пропагандировать идеи декабристов. Они привлекут к себе новых сторонников борьбы с самодержавием и крепостным правом в лице представителей разных чинов).
- Декабристы были настоящими патриотами, они считали, что Россия достойна лучшего будущего. Но их движение показало, что ничтожная горстка революционеров бессильна без поддержки народа.
- Николай I, боясь повторить выступление дворян, должен был принять меры, с помощью которых можно было снять напряжение в обществе. Он предпринял меры по осторожному проведению реформ. О них мы будем говорить на следующих уроках.
- Выступление декабристов было первое открытое сознательное выступление против самодержавия с оружием в руках. До сих пор мы говорили о стихийных крестьянских выступлениях. Дворянские революционеры впервые дошли до понимания необходимости разработки программы преобразований и сознательной революционной тактики.
1856 году в связи с коронованием Александра II были изданы манифест об амнистии декабристов и разрешение возвратиться из Сибири. В живых декабристов осталось только 40 человек, около 100 человек погибли на каторге и в ссылке.
Декабристы оставили значительный след в культурной жизни Сибири. Выйдя на поселения по отбытии кат opги, они открывали школы, распространяли передовые знания по сельскому хозяйству среди населения, сами организовали образцовые хозяйства, писали научные исследования по экономике, истории, географии.
После себя оставили стихи Одоевский, портретист Николай Бестужев в условиях каторжной тюрьмы сумел написать портреты всех заключённых – «первенцев русской свободы».
В заключение урока звучит романс А. Галича «Петербургский романс».
В качестве закрепления и проверки знаний учащимся предлагаются тесты. В двух вариантах они появляются на экране.
1 вариант.
- Причинами возникновения тайных обществ декабристов в России в 1816-1825 г были:
А) Отказ Александра 1 от планов либеральных реформ.
Б) Война 1812 г и связанный с нею мощный патриотический подъем, охвативший все общество.
В) Восприятие декабристами идей французских просветителей.
Г) Честолюбивое желание декабристов захватить власть в стране. - По «Конституции» Н. Муравьева
А) Россия должна стать конституционной монархией.
Б) Россия должна была стать демократической республикой.
В) В России навсегда отменялось крепостное право.
Г) Земля оставалась у помещиков, крестьяне получали 2 десятины. - Укажите принцип образования ряда:
С. Муравьев-Апостол, П. Пестель, П. Каховский, М. Бестужев-Рюмин, К. Рылеев. - Соотнесите названия тайных организаций декабристов и их участников:
1. «Южное общество». |
|
|
А) С.И.Муравьев-Апостол. |
2. «Северное общество» |
|
|
Б) П.И.Пестель. |
|
|
|
В) К.В.Рылеев |
|
|
|
Г) Н.М.Муравьев. |
- В «Русской правде» П.И.Пестеля отмечалось:
А) Ликвидация крепостного права в России.
Б) Установление республики.
В) раздача земли все желающим
Г) отказ от наделения граждан равными правами. - Восстание декабристов произошло:
А) 1 декабря 1812 г.
Б) 14 декабря 1825 г.
В) 31 декабря 1826 г.
Г) 14 декабря 1886 г.
2 вариант.
- В восстании декабристов на Сенатской площади участвовали:
А) Черниговский полк, Московский полк.
Б) Московский полк, Гвардейский морской экипаж.
В) Семеновский полк и офицеры Генштаба. - Программа Пестеля получила название:
А) «Зеленая книга».
Б) «Конституция»
В) «Русская правда»
г) «Манифест» - Цель первых тайных обществ:
А) Подготовка и осуществление преобразований.
Б) Подготовка и проведение восстания против самодержавия.
В) поддержка народного выступления против режима.
Г) свержение неугодного монарха. - К программным положениям «Конституции» Н.Муравьева относятся:
А) Федеративное устройство России.
Б) республиканская форма правления.
В) выборность всех должностных лиц, в том числе императора.
Г) введение гражданских прав и свобод. - Укажите причины поражения восстания декабристов:
А) Предательство Трубецкого.
Б) Отказ от поручения Каховского и Якубовича.
В) Перевес сил на стороне Николая 1.
Г) Нерешительность действий восставших.
Д) верны все ответы. - Перечислите имена казненных декабристов.
А) Лунин
Б) Пущин
В) Муравьев-Апостол
Г) Пестель
Д) Каховский
Е) Бестужев-Рюмин
Ж) Рылеев
З) Волконский.
Учащиеся осуществляют взаимопроверку ответов (ответы на экране), выставляют оценки.
- Одна ошибка – «5».
- Две – «4» .
- Три – «3». «4» и «5» можно выставить в журнал.
Презентацию вы можете получить у автора статьи.
Урок предусматривает использование презентации. Учитель рассказывает о наших далеких предках, их занятиях, верованиях, культуре....
22 03 2023 7:57:36
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать учебный процесс интересным и увлекательным. Игры активизируют интеллектуальную деятельность учащихся, вызывают положительные эмоции, помогают детям включить непроизвольное внимание, создают условия для усвоения учениками определенных ценностей и знаний, позволяют наладить сотрудничество между учителем и классом, между самими детьми....
21 03 2023 7:11:47
Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами.
...
20 03 2023 17:55:43
Проект является пpaктическим руководством для тех учителей, кто хотел бы на своих уроках активно вовлечь учеников в учебный процесс, создать условия, в которых учащиеся получали бы новые знания, приобретали навыки и умения, формировали бы свою точку зрения по важнейшим вопросам.
В результате проектной деятельности ученики представили анкеты, пять презентаций с опросами, выводами, графиками, буклет, эссе, web-сайт. Рекомендовано начать просмотр проекта с презентации «Я – гражданин».
...
19 03 2023 7:40:59
Урок изучения нового материала и обучения учащихся постановке вопросов к тексту. Приведены образцы вопросов: их после изучения темы могут сформулировать как сами учащиеся, так и учитель. Вопросы предназначены для простого повторения и закрепления темы, так и для более глубокого ее изучения с привлечением дополнительной литературы. Самостоятельная постановка учащимися вопросов позволит им совершенствовать умение постановки к первоисточникам....
18 03 2023 20:54:49
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
17 03 2023 17:17:51
Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....
16 03 2023 3:34:48
Изучение нового материала осуществляется на основе презентации, содержащей схемы, таблицы, документы и др. дидактические материалы. Ряд заданий предусматривает использование Smart-доски.
...
15 03 2023 7:30:50
Урок по теме «Столетняя война» проводится в курсе истории Средних веков. Поскольку количество часов на изучение данной темы сокращено до одного урока, а материал очень большой, то на уроке предполагается использование рабочих листов. Данные записи учащиеся затем вкладывают в свои рабочие тетради. На уроке также применяется компьютерный учебник по всеобщей истории и презентация.
...
14 03 2023 2:27:34
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция).
...
13 03 2023 0:26:45
Урок организован в форме дискуссии по вопросу: "В чём смысл жизни". Он сконструирован таким образом, что каждый ученик получил возможность для самореализации в процессе самостоятельной работы с "Рабочим листом"....
12 03 2023 12:22:58

В 2015 году г.Новомосковск отмечал 85-летний юбилей. Нельзя жить на родной земле и не знать, что было здесь до нас, не знать о трудах и делах наших предков. У г.Новомосковска была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, похожая и не похожая на другие города, история. Новомосковск внес достойный вклад в материальную и духовную культуру России....
11 03 2023 0:29:28
Урок с элементами дискуссии с учащимися: об индустриализации, коллективизации, культурных преобразованиях, о том, как все это происходило, то есть о плане построения социализма в нашей стране. Для того чтобы совместно ответить на проблемный вопрос: "Действительно ли мы - страна победившего социализма?". Жизнь складывается из противоречий. Иногда они оказывают большое влияние на ход истории, на жизнь общества, на жизнь отдельного человека.
...
10 03 2023 18:38:23
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
09 03 2023 18:31:24
В воспитательное работе уделяется большое внимание приобщению учащихся к культурному наследию русского народа, бережного отношения к нему. Приобщение – это не только пассивное знакомство учащихся с традициями, обычаями, обрядами, забытыми словами, песнями, частушками, страданиями родного села, края, но и большая работа по собиранию материала учащимися. У учащихся воспитываются чувства гражданственности, патриотизма....
08 03 2023 16:10:42
Цель: патриотическое воспитание учащихся; формирование универсальных учебных действий школьников. Может проводиться на тематических классных часах и на предметной неделе истории....
07 03 2023 18:49:58
В ходе урока учащиеся знакомятся с целями завоевательных походов фараонов в Древнем Египте, узнают об итогах завоевательных походов для различных групп населения Египта. Также школьники продолжают учиться работать с исторической и контурной картой....
06 03 2023 17:51:43
Урок формирует знания и представления о истории города Байконур и нормативных правовых основах его функционирования в условиях аренды. Урок – один из серии уроков, посвященных истории, традициям и быту представителей разных народов в городе Байконур и собственно истории города Байконур....
05 03 2023 14:23:40
Цель: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, мopaльных ориентиров, гражданственности и общей культуры. В ходе урока используются интеpaктивные формы обучения, организуется работа над формированием проектировочных умений учащихся, ведущих компетенций. Предлагаемая инструкция по составлению проекта - плод долговременной работы автора урока. Она не раз опробована в процессе обучения....
04 03 2023 0:13:48
В ходе работы над проектами ребята изучают литературу по истории Великой Отечественной войны и истории Ставропольского края, Ге opгиевского района и станицы Подгорной. Ребята периодически ведут записи бесед с тружениками тыла. Учащиеся анализируют отобранную информацию, создают компьютерные презентации....
03 03 2023 7:18:55
Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах.
...
02 03 2023 17:34:32
Реформация - один из ключевых тем школьного курса Новой истории. Урок проводится в форме лабораторного занятия, что позволяет развивать аналитические умения работы с историческими источниками, усилить познавательный интерес к истории и самостоятельным способам ее изучения.
...
01 03 2023 14:35:25
Урок истории в 8-м классе "Движение и выступление декабристов" является первым в разделе "Начало правления Николая I", поэтому важным было проявить интерес учащихся к яркому и в то же время жестокому событию начала его правления - восстанию декабристов.
Подготовка к уроку дала возможность учащимся реализовать свои возможности при самостоятельной работе с научной, мемуарной, справочной литературой, а также и при подготовке презентации.
...
28 02 2023 21:54:47
Расширение знаний, представлений учащихся о Родине — России, Калмыкии через особенности и символы: суверенитет — независимость государства; язык как часть национальной культуры, государственный флаг, герб, гимн. Воспитание чувства патриотизма, гражданской позиции учащихся. Закрепление знания текста гимна, умения вести себя при поднятии флага и звучании гимна....
27 02 2023 13:50:16
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
26 02 2023 7:48:52
В этом году наша страна отмечает государственный праздник – 20-летие принятие Конституции РФ. Передать ключевые моменты содержания этого документа, которые необходимы для понимания значимости Конституций как Основного Закона Российской Федерации, а также отметить важность даты в становлении и развитии демократического общества – является целью данного занятия....
25 02 2023 22:42:17
В статье представлен кроссворд по всеобщей истории для 5-го класса....
24 02 2023 12:52:24

Урок-путешествие дает термины и понятия, анализ карт и параграфа учебника, создает у учеников общее представление о культуре древних Афин, их роли в мировой истории....
23 02 2023 16:10:51
Аналитическая статья с целью раскрыть основные тенденции развития семьи, демографической ситуации в РФ и на Южном Урале....
22 02 2023 17:58:28
Статья представляет собой урок истории в восьмом классе, где учатся дети с диагнозом «детский церебральный паралич». На уроке затронута тема нарастания международных противоречий накануне Первой мировой войны....
21 02 2023 10:31:52
Урок с использованием экспонатов музея «История школы» можно проводить в 9-х и 11-х классах, где изучается тема «Развитие культуры и образования в начале XX века». Музейные экспозиции и материалы обладают огромным духовным потенциалом, способствуют активности, расширяют сферу интересов учащихся. Урок проводится в форме пpaктического занятия....
20 02 2023 4:51:17
Этот урок продолжает тему курса «Коммуникации в глобальной сети Интернет» и является его составной частью, позволяющей с помощью языка HTML создавать простейший web-документ. Этот урок закрепляет ранее полученные знания, расширяя их. На данном уроке учащиеся рассматривали одни и те же события с разных сторон, глубже вникали в проблематику вопроса, анализировали информацию, выделяли главное, отстаивали свою точку зрения, слушали друг друга....
19 02 2023 14:52:12
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
18 02 2023 14:34:38
В течение всего урока дети учатся обобщать, сравнивать, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях в далеком прошлом. У них формируются понятия «гражданин», «свобода», «демократия», активная жизненная позиция, патриотизм....
17 02 2023 1:56:18
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
16 02 2023 17:35:54
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др.
На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25.
...
15 02 2023 2:38:16
Каждый учитель хотел бы, чтобы его уроки были интересными и запоминающимися. Поэтому приходится искать новые решения для успешного обучения детей и повышения интереса к преподаваемому предмету.
В данной разработке предлагается вариант проведения урока по истории средних веков в 6-м классе по теме "Самая долгая война" в форме презентации. В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде слайдов с текстом, содержащим ключевые моменты темы и web-сайта.
Предложенный урок способствует более глубокому усвоению достаточно сложного и обширного материала с опорой не только на слуховую, но и на зрительную память, а также повышению интереса к истории.
...
14 02 2023 4:54:10
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
13 02 2023 9:19:22
При сдаче ЕНТ одним из обязательных предметов является история Казахстана. Хотя учащиеся обладают неплохими теоретическими знаниями, они часто не умеют применять их. Одним из проблемных вопросов является хронология. Чтобы правильно отвечать на тестовые вопросы, касающиеся хронологии, учащимся необходимо уметь применять знание хронологии в различных ситуациях. Хронологические таблицы станут надежными помощниками в формировании хронологических компетенций....
12 02 2023 18:44:46
Повторительно-обобщающий урок закрепляет знания о личности Александра II, его реформах и их значении для развития России, формирует интерес к историческому прошлому, создает условия для развития у учащихся интеллектуальных и пpaктических умений в изучении истории. На уроке использованы различные контрольные задания: портретная галерея, кроссворд, деформированный текст, тест на знание фактов, понятий, на установление причинно-следственных связей.
...
11 02 2023 22:18:21
Урок является формой итогово-обощающего занятия по истории и немецкому языку, проводится в виде экскурсии немецкой делегации по памятным местам России (в основном, Москвы). Материал разделен на три раздела: история поселения немцев в России; анализ династического немецкого влияния жен Романовых; малоизвестные факты биографий выдающихся людей России, имеющих немецкие корни. Урок нацелен не только на закрепление знаний и умений учащихся, но носит и огромное воспитательное значение. Материалы урока дополнены презентацией....
10 02 2023 19:37:20
На основе использования фрагментов кинофильма «Древний Египет» ученики совершают увлекательное путешествие на берега Нила. Ребята выполняют разнообразные задания в ходе своего путешествия, что позволяет ответить на главный вопрос урока: согласны ли вы с утверждением Геродота: «Египет – дар Нила». ...
09 02 2023 16:56:40
Факультативное занятие, помогающее учащимся раскрыть причины реформ Никона, развивающее умение анализировать и оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекая их из исторических источников....
08 02 2023 20:39:48
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
07 02 2023 18:19:13
ИКТ развивают у учащихся не только память, но и мышление. Опopные конспекты выполнены по каждому модулю и применяются в учебном процессе согласно тематическому плану....
06 02 2023 15:45:23
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными.
...
05 02 2023 2:52:55
Урок обществознания, на котором объясняется новый материал по теме. На уроке учащимся дается понятие, что такое культура и каковы ее виды....
04 02 2023 8:52:24
Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (ТРКМ). Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий....
03 02 2023 16:32:57
Данное мероприятие преследует, прежде всего, воспитательные цели: учащиеся должны гордится историей своей Родины, чтить память о патриотах - защитниках Отечества, ценить предмет " история" как источник знаний о наших великих традициях. Данная форма внеклассного мероприятия наиболее эффективной, так как позволяет охватить большой и яркий период героических событий из нашей истории. Форма 3-х лотов аукциона позволяет решить и образовательную задачу - повторить учебный материал последних тем курса истории 9-го класса....
02 02 2023 13:42:10
Пребывание декабристов оставило заметный след в истории города. Чиновничий Тобольск никогда не видел сразу столько блестяще образованных людей. Это не удивительно, если учесть, что "цвет всего, что было образованного в России, - как писал А.Герцен, - отправлено в Сибирь", а Пушкин, говоря о пребывании декабристов за чертой Уральских гор, назвал Сибирь "страной умных людей".
...
01 02 2023 2:13:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::