Урок "Культура России в XVIII веке" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок "Культура России в XVIII веке"


    Урок "Культура России в XVIII веке"

Задачи урока.

  • Образовательные –охаpaктеризовать основные направления развития русской культуры первой половины XVIII в. (на примере С.-Петербурга), раскрыть хаpaктер петровских преобразований, определить значение развития культуры России XVIII в.
  • Воспитательные – способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, гордости и любви к наследию своего народа, уважению к культурному достоянию России.
  • Развивающие – создавать условия для развития эстетического вкуса, творческой активности, способности к художественному творчеству.

Понятия урока: классицизм, барокко, сентиментализм, светское образование.

Презентация

Ход урока

Вступление.

Дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию в XVIII век. Представьте, что наш авиалайнер приземлился на земле града Петра. И наш кабинет превращается в комфортабельный автобус, а я, ваш учитель, буду гидом на протяжении всего нашего путешествия.

Я расскажу вам о строительстве Петербурга, об архитектурных памятниках XVIII века. Мы побываем с Вами в Академии наук и в Академии художеств, театре. Увидим замечательную петербургскую скульптуру, заглянем на ассамблею.

В ходе нашей экскурсии Вам предстоит заполнить маршрутные листы с заданиями.

Архитектура.

При Петре I строительство, особенно в его «парадизе», новой столице России, приняло размах исключительный. А начиналось всё так. На Заячьем острове по приказу Петра выросла Петропавловская крепость. Затем под прикрытием пушек, стоявших на бастионах крепости, появляются жилые дома. Для строительства «парадиза» были приглашены мастера из Западной Европы: архитекторы, скульпторы, живописцы, гравёры. Над возведением Петербурга трудились итальянские архитекторы Трезини, Шлютер, Лeблон, Микетти, а также русские зодчие М. Земцов, П. Еропкин, И. Коробов.

Познакомимся с лучшими постройками Петровской эпохи. В Петропавловской крепости по проекту Трезини начали строить новый каменный Петропавловский собор с необычайно высокой колокольней, общая её высота -121,8 м. Это было самое высокое здание тогдашнего Петербурга. Золочёный шпиль, словно гигантский сверкающий меч, вонзается в небо. Шпиль, как архитектурная форма, пришёл из Западной Европы, только там их не золотили. В Петербурге неожиданно совместились две эти традиции. Выработался новый смешанный стиль с использованием иноземных и местных мотивов.

Петербург - единственный в те времена город, который развивался по заранее определённому плану. Строительство шло, в основном, на левом берегу Невы. Пётр не мог расстаться с идеей, сделать центр города на Васильевском острове, и туда постепенно перевели порт, таможню, гостиный двор. Построили специальное музейное здание Кунсткамеры. Здесь же узким фасадом к набережной стоит здание С-Петербургского университета. А дома вельмож выглядели примерно так: высокое крыльцо, белые декоративные детали на ярком фоне, изощрённые завершения боковых выступов, овальные слуховые окна. Это Кикины палаты (все объекты показываются на экране).

Главными отличительными чертами всех построек Петровского времени является их целесообразность, пpaктическое назначение, строгая и простая планировка зданий, простота композиционных построений.

Во второй четверти века в архитектуре господствует классицизм. Это направление в искусстве 17-19 вв., обратившееся к античному наследию, как к идеалу. Для архитектуры хаpaктерны: монументальность, величественность, простота, торжественность, гармония, строгая пропорциональность, симметрия. Они отражают идеи патриотической гордости, триумфа и мощи государства.

В Петербурге и его окрестностях замечательные творения в этом стиле оставили Г. Камерон, Д. Кваренги, И.Е. Старов. Это Таврический дворец (Старов), Академия наук (Кваренги), Смольный институт (Кваренги) (слайды).

Продолжаем путешествие по северной столице и знакомимся с творениями в стиле барокко. Барокко – одно из направлений искусства XVI-XVIII вв., отличавшееся декоративной пышностью, динамичными сложными формами, контрастностью и живописностью. Используются такие элементы, как колонны, лепка, скульптуры.

В стиле барокко работал знаменитый Варфоломей Растрелли. Сын скульптора К. Растрелли учился за границей. По его проектам возвели много сооружений в Москве, Петербурге, Киеве. Но самым значительным, из всех созданных архитектором сооружений, был Зимний дворец, в Петербурге, тот, что и поныне украшает центр города. (Слайд). Зимний дворец – здание новое по архитектурной форме, но вместе с тем его облик свидетельствует о преемственности развития национальной художественной культуры в архитектуре. Длинное, вытянутое вдоль набережной, здание кажется «вылитым» из одного гигантского куска. Обратите внимание на изломанные формы, множество декоративных ваз, статуй, разнообразие форм оконных наличников. Это элементы «барокко». Впервые в русском зодчестве Растрелли применяет свободно стоящие колонны, как декоративные украшения. Дворец своей горизонтальной протяжённостью, как бы сливается с равнинным пейзажем города, с Невой. Для Растрелли хаpaктерно широкое применение цвета на фасаде. И в этом он продолжает старую традицию двухцветной окраски.

Ещё одно иностранное влияние распространилось в русской архитектуре XVIII в. сентиментализм. Направление, культивировавшее повышенный интерес к душевной жизни, проявлению чувств. Сентиментализм отразился в парковой архитектуре (гроты уединения, беседки, стилизация дикой природы). (Слайд на экран)

По окончании рассказа об архитектуре учащимся предлагается заполнить I задание маршрутного листа.

Скульптура.

Продолжаем экскурсию. В петровское время скульптура носила, в основном, прикладной орнаментальный хаpaктер. Но уже в эту же пору у нас работали великие мастера.

Бартоломео Растрелли. Бронзовый бюcт Петра I. (слайд)

Скульптура эта не копия, и не слепок человеческого лица, тела. Растрелли много лет работал над образом Петра I. Снял маску и сделал восковой бюcт царя, а затем скульптуру. Олицетворением ума, воли, энергии представляется Пётр в скульптуре Растрелли. Зритель, глядя на него, понимает, что изображённый человек – государственный деятель и полководец. Здесь реализм и барокко.

Позднее скульптурное творчество испытало влияние классицизма. На русской почве он дал прекрасные образцы, отмеченные величественностью, лаконичностью и поэтической выразительностью, человечностью и теплотой.

В 1788 г. В Петербурге был открыт знаменитый Памятник Петру I (автор Э-М. Фальконе) (слайд), названный Пушкиным «Медный всадник». И в то время и сейчас памятник производит сильное впечатление. Пётр, властным уверенным жестом, останавливает поднявшегося на дыбы коня. Впечатление усиливает решение постамента. Он напоминает очертание огромной волны, которая мощным рывком подняла на вершины своего гребня, всадника. Согласно правилам классицизма скульптор одевает Петра в «героическую» одежду, голову венчает вместо короны лавровым венком. С левой стороны фигура Петра кажется спокойной и уравновешенной, если подойти к памятнику спереди начинает казаться, что конь мчится прямо на зрителя. Жест руки угрожающий, утверждающий. Знаменитый монумент стал эмблемой Петербурга.

Большую роль в формировании русской скульптуры сыграла Академия художеств. Она воспитала плеяду замечательных мастеров. Среди них Ф.Шубин, М. Козловский. Их произведения составляют гордость русской и национальной культуры.

Скульптор – реалист Фёдор Иванович Шубин (слайд), земляк Ломоносова, тоже, как и он, пришедший пешком в столицу, но не в Москву, а в Петербург, попал в Академию художеств по прошению Ломоносова. Учился также за границей. По возвращении в Петербург он приобрёл славу лучшего скульптора. Им созданы бюcты Екатерины II, Павла I, Ломоносова, вельмож, полководцев Румянцева, Суворова, Потёмкина. (слайд на экран). Но реализм Шубина не мог быть по праву оценён его вельможными заказчиками. В период зрелости таланта Шубина происходило становление русского классицизма, героизм этого стиля остался чужд Фёдору Ивановичу. Он не мог отказаться от реализма в своём творчестве. Вскоре его забыли. Последний период жизни этого скульптора был очень тяжёл. Он умер в бедности.

А классицизм завоёвывает ведущее место в русской скульптуре. В эти годы приобретает известность М. Козловский, автор замечательного «Самсона» в Петергофе, памятника Суворову в Петербурге.

Вторая половина XVIII в. стал периодом становления русской национальной культуры и науки.

Переходом к вопросу изучения науки и просвещения служит инсценировка.

(Разыгрывается учащимися).

Пётр I (обращаясь к Меншикову): А скажи-ка, Данилыч, как у вас идут дела?

Меншиков: Продвигаемся помаленьку. Вот вчерашнего дня в церкви Преображения по окончании службы солдаты при выходе стригли бороды прихожанам, а кто не подчинился, ну того наказывали маленько.

Пётр I: Маленько?

Меншиков: Побили батогами.

Пётр I (обращаясь к Головину): А скажи-ка, Гавриил Иванович, как там наши юноши за границей обучаются, когда я их экзаменовать буду?

Ведущий: Пётр I носил перстень с печатью «Аз есмь в чину учимся и учащихся мя требую». И сам подавал пример неустанного овладения знаниями и требовал того же от других.

Головин: На днях вернутся из-за границы пятеро. Да вот, Пётр Алексеевич, неохотно наши дворяне за границу едут, не хотят учиться.

Пётр I: А мы указ издадим о запрещении молодым дворянам жениться, если школы не окончили.

К Петру I бросается молодой щёголь.

Щёголь: Батюшка царь! Не издавай указ, хочу жениться, невеста больно хороша, Елизавета Бутурлина.

Пётр I: Так женись! Как звать-то тебя?

Щёголь: Василий.

Пётр I: А невеста-то далеко, Василий?

Щёголь: Да здесь она, Ваше величество.

Пётр I: Так зови её!

Парень выводит смущённую Лизу Бутурлину.

Пётр I: Хороша у тебя невеста, Василий. Когда свадьба-то?

Василий: Да хоть завтра.

Пётр I: А школу-то закончил?

Василий: Нет, батюшка-царь, не хочу учиться.

Пётр I: Ну, Василий, тогда с женитьбой придётся повременить. Вот школу окончишь, тогда и на свадьбу зови.

Василий: Батюшка-царь, Пётр Алексеевич!..

Пётр I: И не проси, Василий. Вначале учиться, а потом жениться.

Учитель: сначала учиться, а потом жениться! Таков был указ царя.

Наука и просвещение.

Этот материал предложен ученикам в качестве домашнего опережающего задания.

Предлагаю экскурсантам по этой теме викторину:

  1. Назовите школы, открывшиеся в XVIII в.
  2. Назовите учебники и учебные пособия этого периода.
  3. Как называлась первая печатная газета, что в ней публиковали?
  4. Сколько существовало учебных заведений в XVIII в.
  5. Назовите нововведения, которые облегчили процесс обучения.
  6. Назовите годы открытия Академии наук, Московского университета, Академии художеств.
  7. Кто автор реформы образования и воспитания в России первой половины XVIII в.
  8. Каков основной смысл этой реформы?
  9. Назовите научные достижения учёных этого периода.
  10. Какой стиль утвердился в русской литературе, кто его родоначальник?
  11. Какими ещё именами представлен русский классицизм первой половины XVIII в.?
  12. Какой ещё стиль зарождается в русской литературе?

За правильные ответы учащиеся получают жетоны, количество их в балах заносят в маршрутный лист.

Итак, в 1725 г была открыта Академия наук, в 1755 г. основан первый русский Московский университет. 1757 –первая в России Академия художеств.

Театр

В XVIII в. возникали любительские театры в школах, училищах. Вельможи заводили свои театры, набирали в труппы одарённых крепостных. Так возник крепостной театр. Особенно славилась труппа графов Шереметьевых.

Театр стал одним из очагов национальной культуры. В 1756 г. возник профессиональный театр. Помещался театр в демократической части Петербурга на Васильевском острове. Театр должен был обслуживать широкие круги городского населения. Первым актёром стал Ф.Г. Волков. Он дал жизнь русскому национальному театру. (Слайд). Основу его театральной деятельности составляли национально-патриотическая тематика, просветительство, классический репертуар (трагедии Сумарокова). Для Волкова театр не был забавой, приятным времяпрепровождением. С подмостков сцены он призывал зрителей к добру и человечности. Русский театр XVIII в. вошёл в историю, как театр трагический, театр гражданских чувств и патриотических идей.

А.П. Сумарокову – российскому поэту и драматургу удалось создать для русского театра отечественный репертуар. А.П. Сумароковым написано 9 трагедий. Подлинную славу современников принесла Сумарокову трагедия «Дмитрий самозванец». Давайте представим себе эту театральную постановку.

Учащиеся читают отрывки из трагедии Сумарокова А.П. «Дмитрий-самозванец»

Сей муж отечества cмepтельная был рана;
Зрим в образе его убийцу и тирана.
За варварство злодей утратил наконец,
Безвременно и жизнь, и скипетр, и венец.

Перед царём должна быть истина бессловна;
Не истина, царь - я, закон -монарша власть,
А предписание закона царства страсть.
Невольник тот монарх, кто презрит те забавы,
В которых вольности препятствуют уставы…

Блаженство завсегда народу вредно;
Богат быть должен царь, а государство бедно.
Ликуй, монарх, и всё под ним подданство стонь!
Всегда способный к труду нежирный конь,
Смиряемый бичом и частою ездою
И управляемый крепчайшею уздою.
Когда бы ты не царствовал злонравно,
Димитрий ты иль нет, сие народу равно.

Кроме трагедий, Сумароковым написаны 12 комедий. Автор высмеивал чудака и мота, ленивца и глупца, а также невежество, грубость, бюрократизм, хаpaктерным для него является неприкрытый интерес к положению крепостных крестьян. В этом плане примечателен диалог в комедии «Вздорщина» между помещицей и слугой Розмарином

Инсценировка

Бурда: Да лошадей-то и без вины стегают.

Розмарин: Стегают и людей без вины иные господа: да и продают их так же, как и лошадей.

Бурда: Да вит между не благороднова-то человека и лошади разности-то не много.

Розмарин: Мы, сударыня, ни воронопегими, ни гнедопегими никогда не рождаемся: да все такими же шерстьми, какими и вы, и сена не ядим.

Бурда: Как то ни есть, да вы не дворяня.

Розмарин: Не дворяня, не дворяня! Будто дворянское-то имя и первое на свете достоинство! Будто ето великое тогда титло, когда я лицом ко ставцу сесть не умею.

Под воздействием театра развивались умы, совершался сложный процесс «очищения» самих зрителей через сострадание к судьбе сценических героев.

К концу века получают распространение сентиментальные постановки: пастopaльные комедии, оперы, слёзные драмы. Основоположником этого направления среди актёров стал В. Померанцев.

Живопись.

На нашем пути остановка в Академии художеств, которая дала России немало талантливых художников. В XVIII в. передовые художники этого времени начинают искать новые пути для создания глубокого достоверного образа человека. Художнику надо было показать решительных и деятельных людей своего времени, сильных хаpaктером и духом.

Братья Иван и Роман Никитины, А. Матвеев рисовали Петра, члeнов его семьи, сподвижников. В жанре миниатюрного портрета на эмали изображали Петра, его жену художники Адольский Н., Мусикийский Г. В середине и второй половине столетия получили известность живописцы-классицисты А. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой», Г. Угрюмов «Торжественный выезд А. Невского в Псков». «Чувственные» сюжеты, пастopaльность присущи картинам сентиментального направление: портреты М. Иванова, пейзажи С. Щедрина. Выдающееся место в русской живописи заняли художники В.Л. Боровиковский, Д.Г. Левицкий, Ф.С. Рокотов.

Петровские преобразования затронули и повседневный быт всех слоёв общества. Дворяне сменили старинные одежды, тяжёлые, длинные и неудобные на более простые и удобные европейские камзолы, костюмы, сбрили бороды, курили табак. Подобные новшества прививались и среди купцов и других слоёв населения.

Власти стали больше следить за чистотой улиц, благоустройством, тишиной в городах. Строить новые здания, улицы, площади старались по плану «регулярно», особенно в Петербурге. В обеих столицах заводили аптеки, пожарные комaнды. Мостили улицы. С целью повышения культуры общения дворян завели ассамблеи. На них присутствовали и женщины, что вызывало недовольство приверженцев старины.

Для обучения хорошим манерам, издали «Юности честное зерцало или Показания к житейскому обхождению». А петровские указы повелевали быть вежливыми друг с другом.

Юноша читает отрывок из книги «Юности честное зерцало».

И, по-прежнему, самым главным развлечением ассамблей и праздников были танцы. Заглянем на ассамблею (Пары исполняют менуэт).

По случаю побед в походах и сражениях устраивали народные гулянья с триумфальными шествиями и арками, фейерверками и маскарадами, угощениями и выступлениями плясунов, фокусников, акробатов. Крестьянский же быт изменился незначительно.

Наша экскурсия подходит к концу.

В XVIII в. начали своё становление отечественные наука и просвещение. Уже тогда мы заявили о себе такими именами, как Ломоносов, Крашенинников, Державин, Татищев. В новый этап своего развития вступило русское искусство. Несмотря на большое влияние европейских традиций, именно в XVIII веке начинается формирование русского национального искусства, полного патриотизма и гордости за свою Родину.

Теперь вы, уважаемые экскурсанты, заполняйте до конца маршрутный лист, в котором не забудьте написать и свои отзывы по уроку.

Маршрутный лист.

I. Разнесите в два столбика хаpaктеристики стилей: классицизм и барокко
монументальность, декоративность, простота, пышность, симметрия, сложные формы, торжественность, обилие украшений, строгая пропорциональность, идеи патриотической гордости и мощи государства, динамичность, сложные формы.

II. Соотнесите:

1. Шубин

А. Зимний дворец.

2. Фальконе

Б. Учебник «Арифметики»

3. Растрелли В.

В. Портрет Лопухиной.

4. Боровиковский

Г. Первый русский театр.

5. Левицкий

Д. Скульптура «Медный всадник»

6. Волков

Е. Бюcт М.В. Ломоносова.

7. Магницкий

Портрет М.А. Дьяковой

III. Итоги викторины.

IV. Сделайте вывод по уроку

  • Особенности русской культуры XVIII в.
  • Что нового и полезного вы узнали на уроке?
  • Ваши отзывы об уроке.

Использованная литература.

  1. Учебник «История России кон. XVII-XIX вв.», А.И. Буганов, П.Н. Зырянов, М., Просвещение. 2006 г.
  2.  Глинка Н., «Строгий, стройный вид». М., Детская литература, 1992 г.
  3. Гончарова Т.И. «Исторические вечера в школе». М. Просвещение. 1992 г.
  4. История России «Новая столица Петербурга», М., «Белый город», 2001 г
  5. Культура. Я познаю мир. М. Астрель. 2000 г.
  6. Лотман Ю.М. «Беседы о русской культуре» С-Петербург. Искусство С-Пб. 2001 г.
  7. Мезин С.А. «История русской культуры 10-18 в.в.» М. Издательство гуманитарного центра. 2000 г.
  8. МХК. Я познаю мир. М. Астрель 2003 г.
  9. «Русское искусство». Детская энциклопедия. М., «Белый город», 2000 гг.


Урок-игра по истории Древнего мира "Стрaнcтвия Одиссея" с использованием технологий Smart


    Урок-игра по истории Древнего мира "Стрaнcтвия Одиссея" с использованием технологий Smart

      Урок-игра по истории Древнего мира "Стрaнcтвия Одиссея" с использование технологий Smart board. В "Одиссее" рассказывается о событиях, происходивших примерно три тысячи лет назад. Если бы у современных ученых не было в руках поэм Гомера, они почти ничего не знали бы о греках, живших в ХI, Х и IХ веках до н.э. Эта игра поможет нам узнать о жизни греков в то время....

24 09 2023 5:36:20

Урок обществознания "Человек, общество, природа". 8-й класс


    Урок обществознания "Человек, общество, природа". 8-й класс

      На уроке рассматривается связь человека и природы, их взаимодействие. По схемам учащиеся работают в группах....

23 09 2023 17:36:15

Урок истории в 11-м классе "США. Политика нового курса"


    Урок истории в 11-м классе "США. Политика нового курса"

      Проведение урока-лекции по данной теме позволяет обратить внимание учащихся на новые аспекты становления и развития демократического общества, ещё раз показать влияние сильной личности на ход политических и экономических процессов, происходящих в обществе. Урок такого плана дает возможность нестандартно и интересно раскрыть изучаемую тему. ...

22 09 2023 15:32:54

Урок истории в 7-м классе по теме "Россия в XVII в. Новые явления в экономике"


    Урок истории в 7-м классе по теме "Россия в XVII в. Новые явления в экономике"

      Урок повторения и обобщения темы "Смута". Задания предусматривают работу с терминами, ключевыми событиями периода Смуты. Работа на уроке построена в виде соревнования между группами....

21 09 2023 8:55:36

Тема урока "Золотой век русской культуры". 8-й класс


    Тема урока "Золотой век русской культуры". 8-й класс

      В условиях сельской школы используют много дополнительной литературы и компьютерную презентацию. На этом уроке дети совершили путешествие в Санкт-Петербург и Москву первой половины XIX века и познакомились с памятниками архитектуры и скульптуры....

20 09 2023 1:41:28

Урок истории России в 8-м классе "Реформы М.М. Сперанского"


    Урок истории России в 8-м классе "Реформы М.М. Сперанского"

      На уроке используются презентация, тестирование, индивидуальное, опережающее задание, работа с документом в парах, дифференцированные задания. Урок способствует формированию у учащихся представления о русском реформаторе М.М. Сперанском, о проектах, над которыми он работал. ...

19 09 2023 0:14:49

Рекомендации по изучению курса истории России


    Рекомендации по изучению курса истории России

      Основная цель данных методических указаний – помочь учащимся и студентам организовать самостоятельную работу по изучению курса истории России. Настоящие методические указания являются руководством для самостоятельной работы с программой курса, учебными пособиями, источниками по истории России. Они не заменяют учебников и учебных пособий....

18 09 2023 9:30:55

Повторительно–обобщающий урок по древнейшему человечеству в 5–м классе


    Повторительно–обобщающий урок по древнейшему человечеству в 5–м классе

      Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С.В. Колпакова, Н.А. Селунской "История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с члeнами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма. ...

17 09 2023 22:16:43

Итоги преобразовательной деятельности Петра I


    Итоги преобразовательной деятельности Петра I

      Данная разработка поможет учителю истории провести необычный урок, научить учащихся анализировать новую нестандартную ситуацию, строить новое уникальное учебное действие с учетом анализа и понимания преобразовательной деятельности Петра 1. ...

16 09 2023 9:11:45

Урок истории по теме "Народные движения первой четверти XVIII века"


    Урок истории по теме "Народные движения первой четверти XVIII века"

      Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: конец XVI–XVIII века. 7-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Экономика России в первой четверти XVIII века» и для изучения нового материала по теме «Народные движения первой четверти XVIII века» в 7-м классе....

15 09 2023 23:56:41

Интегрированное внеклассное мероприятие (история + литература + музыка) по теме «Ратный путь казаков»


    Интегрированное внеклассное мероприятие (история + литература + музыка) по теме «Ратный путь казаков»

      Цель мероприятия: сформировать представление об участии и роли казаков в боевых сражениях как об одной из славных страниц их ратной жизни; с использованием произведений литературы и музыки составить портреты казаков - героев войны; на примере подвига донских казаков продолжить воспитание в учащихся гражданственности и патриотизма....

14 09 2023 18:50:54

Интеpaктивное изучение истории


    Интеpaктивное изучение истории

      Интеpaктивное обучение - один из интереснейших подходов в обучении. Особенность данной методики состоит в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности учеников и учителя. Обучение, направленное на общение, основано на взаимопонимании, взаимодействии. Подлинная готовность детей к совместной деятельности состоит в сосредоточенной, настойчивой и целеустремлённой работе по освоению содержания решения задач на развитие умений и навыков. Ученик получает новые знания в результате взаимодействия с другими учащимися, а теперь уже и в результате использования на уроках информационных технологий. ...

13 09 2023 1:48:57

Интегрированный урок обществознания и литературы по теме «Мopaльный выбор. Долг и совесть». На примере рассказа Л.Толстого «После бала». 8-й класс


    Интегрированный урок обществознания и литературы по теме «Мopaльный выбор. Долг и совесть». На примере рассказа Л.Толстого «После бала». 8-й класс

      Цели урока: знать такие понятия, как личность, мораль, нравственность, долг, совесть, честь, любовь; знать текст литературного произведения и применять в пpaктической деятельности; показать связь предметов обществознания и литературы; развивать умение логически мыслить и делать выводы; умение определять свою жизненную позицию с точки зрения обществоведческой и жизненной; воспитывать духовно-нравственного человека....

12 09 2023 1:35:29

Урок истории в 5-м классе по теме "Восстание Спартака"


    Урок истории в 5-м классе по теме "Восстание Спартака"

      Урок построен на основе просмотра видеофильма "Спартак" К.Дугласа (1960 г.) и позволяет в нетрадиционной форме познакомить учащихся с этим ярким событием древней истории. Он выдержал проверку временем, легко повторяется и неизменно вызывает интерес учащихся. Пpaктическая цель урока - научить ребят извлекать информацию из различных исторических источников, в том числе художественных фильмов....

11 09 2023 21:38:39

Культура Византии


    Культура Византии

      В статье представлен видеоурок, наглядный и справочный материал которого направлен на формирование у школьников яркого и целостного образа культуры Византии. Кроме того, в урок входит проверочный тест, позволяющий оценить объем усвоенных знаний....

10 09 2023 1:13:47

Урок-путешествие "Господин Великий Новгород"


    Урок-путешествие "Господин Великий Новгород"

      Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....

09 09 2023 2:31:33

Правовое воспитание учащихся


    Правовое воспитание учащихся

      Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....

08 09 2023 4:32:47

Задания для самостоятельной работы студентов по отечественной истории "Генезис российской государственности"


    Задания для самостоятельной работы студентов по отечественной истории "Генезис российской государственности"

      Целью и задачей выполнения самостоятельных заданий по курсу "Отечественная история" является приобретение умения получать новые эмпирические, теоретические и аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты. ...

07 09 2023 15:41:59

Программа элективного курса "Донское казачество в XVI–XIX веках"


    Программа элективного курса "Донское казачество в XVI–XIX веках"

      Программы элективных курсов «Донское казачество в XVI–XIX веках» и «Амурское казачество в XIX–XX веках» построены на содержательном материале отечественной истории. Изучение данных курсов позволит учащимся лучше усвоить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании базового курса, на конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России....

06 09 2023 15:37:26

"Социальная сфера общества". Урок обобщения и систематизации знаний по обществознанию


    "Социальная сфера общества". Урок обобщения и систематизации знаний по обществознанию

      Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....

05 09 2023 18:48:20

Литературно-музыкальная композиция "Души прекрасные порывы" (к 185-летию восстания декабристов). 7–10-й классы


    Литературно-музыкальная композиция "Души прекрасные порывы" (к 185-летию восстания декабристов). 7–10-й классы

      Мероприятие отражает подвиг декабристов в литературе, кино, живописи; связь декабристов с А.С. Пушкиным; тема декабристов в творчестве Н.А. Некрасова. Нравственное воспитание на примере лучших людей эпохи начала XIX века. Эстетическое воспитание....

04 09 2023 8:51:22

Интеллектуальная историческая игра "Звездный час" по теме "Древний Рим"


    Интеллектуальная историческая игра "Звездный час" по теме "Древний Рим"

      Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....

03 09 2023 8:47:46

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

02 09 2023 0:58:28

Игра "Прощай, ХХ век!"


    Игра "Прощай, ХХ век!"

      Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....

01 09 2023 0:19:45

Религия древних греков. 5-й класс


    Религия древних греков. 5-й класс

      Игра – одна из эффективных форм проведения урока, позволяющая формировать интерес учащихся к материалу. Данный урок предполагает закрепление изученной темы, поэтому вместо традиционного опроса проводится всем известная телеигра «Поле чудес». Победители игры получают подарки и призы, а также участников можно поощрить хорошими отметками в журнале....

31 08 2023 17:44:15

Домострой – памятник русской культуры XVI века


    Домострой – памятник русской культуры XVI века

      В представленной работе предпринята попытка определить возможные причины того, что на протяжении многих лет текст Домостроя считался свидетельством косности нравов и главенства патриархального уклада жизни в то время. Также необходимо объективно оценить важность этого культурного наследия для современного общества....

30 08 2023 21:12:27

Памяти огненных лет


    Памяти огненных лет

      Историко-познавательная игра (викторина) может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории нетрадиционного типа в старших классах. Викторина может проходить и как самостоятельное мероприятие (интеллектуальное соревнование) во время предметной недели или праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы....

29 08 2023 18:17:32

Бородинская битва. 8-й класс


    Бородинская битва. 8-й класс

      Пpaктическое занятие по работе с историческими документами в 8-м классе призвано активизировать интерес учащихся к одной из ключевых тем истории России XIX века – Отечественной войне 1812 года, путем анализа исторического документа показать широкий спектр подходов к постижению тайн истории, оценке деятелей масштаба Наполеона и Кутузова, а также рядовых участников, познакомить учеников с прекрасным образцом мемуарной литературы воспоминаниями Ф.Н. Глинки....

28 08 2023 21:50:47

Курская битва. Прохоровское сражение. Малоизвестные страницы истории. 70-летию Курской битвы посвящается


    Курская битва. Прохоровское сражение. Малоизвестные страницы истории. 70-летию Курской битвы посвящается

      Материал про участника Курской битвы и знаменитого Прохоровского сражения – Чичварина В.И., чьё имя носит школьный музей....

27 08 2023 8:45:46

"Живая летопись Кавказа"


    "Живая летопись Кавказа"

      Урок знакомит с выдающимся деятелем кубанской исторической науки Е.Д. Фелицыным. Уроженец Ставрополя, офицер Кубанского казачьего войска, Фелицын всю жизнь посвятил очень мирному и доброму занятию – изучению родного края....

26 08 2023 20:51:35

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

25 08 2023 0:44:38

Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме "Отечественная война 1812 года"


    Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме "Отечественная война 1812 года"

      В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....

24 08 2023 17:38:22

"В потомках ваше имя оживет". Сценарий краеведческой литературно-музыкальной гостиной к 180-летию восстания декабристов


    "В потомках ваше имя оживет". Сценарий краеведческой литературно-музыкальной гостиной к 180-летию восстания декабристов

      Сценарий дает возможность окунуться в историческое прошлое, вспомнить, как это было... В сценарии представлены историки - знатоки истории декабристов в Сибири, и, в частности, в Иркутской губернии; биографы, которые от имени декабристов и их жен рассказывают об их жизни в Сибири; поэты, писавшие о декабристах и декабристам, о человеческом подвиге их жен. ...

23 08 2023 8:32:18

Письменная работа учащегося профильной школы по истории и обществознанию как результат учебной деятельности


    Письменная работа учащегося профильной школы по истории и обществознанию как результат учебной деятельности

      Диагностика и оценивание результатов учебной деятельности школьников важны для учителя, работающего в профильной школе. Неотъемлемой частью этой системы должны стать письменные работы (аннотация, эссе и др.). В сочетании с различными формами оценивания предметных результатов учебной деятельности они будут прекрасным инструментом для диагностики метапредметных результатов обучения учащихся....

22 08 2023 11:57:12

Воспитательно-познавательная игра "Семь ступеней в мир истории"


    Воспитательно-познавательная игра "Семь ступеней в мир истории"

      Цели и задачи: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по курсам истории России за 6–9-й класс; сплочение учащихся 6–9-х классов в единый коллектив. ...

21 08 2023 1:15:14

Модульное обучение на уроках истории


    Модульное обучение на уроках истории

      В работе рассматривается структура модульного урока на примере модульного урока "Внутренняя политика Николая I". Акцентируется внимание на том, что модульное обучение предполагает большую самостоятельность обучающихся в получении информации и усвоении знаний, умений и навыков. ...

20 08 2023 4:37:38

Присоединение Сибири. Освоение Кузнецкой земли


    Присоединение Сибири. Освоение Кузнецкой земли

      На уроке происходит углубление исторических знаний учащихся по истории Сибири и Кузбасса XVI в. ...

19 08 2023 13:58:17

Первая российская революция. Причины революции


    Первая российская революция. Причины революции

      Вопрос о первой русской революции остается чрезвычайно сложным. Её понимание зависит от времени и готовности людей учиться у истории. Материал урока активизирует познавательный интерес учащихся к изучению этого исторического периода, дает возможность интегрировать знания, полученные на уроках истории и литературы, развивает заинтересованность историей своей страны, приобщает к культурному наследию прошлого, формирует представление о роли России в первой русской революции....

18 08 2023 9:32:30

"Своя игра" на уроках истории


    "Своя игра" на уроках истории

      Игру можно использовать как на уроке, так и во внеурочной работе по истории. Она неизменно вызывает интерес, помогает поддерживать высокий познавательный уровень. При проведении занятия можно использовать как компьютерные технологии (презентацию), так и обычную доску, разлиновав её по турам, а вопросы зачитывать...

17 08 2023 11:14:51

Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания


    Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания

      Использование технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию. Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков....

16 08 2023 9:43:38

Архитектура мечетей России и мира конца XVIII – начала XXI в.


    Архитектура мечетей России и мира конца XVIII – начала XXI в.

      Урок призван сформировать знания об архитектуре и зодчестве татарского народа в конце XVIII – начале XXI века, выяснить разновидности мечетей, раскрыть значение архитектуры мечетей и шамаиля в истории развития татарской культуры....

15 08 2023 6:16:23

Элективный курс "Политическое лидерство". 10–11-е классы


    Элективный курс "Политическое лидерство". 10–11-е классы

      Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...

14 08 2023 18:58:43

Развитие критического мышления на уроках истории Древнего мира


    Развитие критического мышления на уроках истории Древнего мира

      Урок по теме «Vita brevis, ars longa», или Искусство Древнего Египта» для учащихся 5-го класса служит примером развития критического мышления....

13 08 2023 19:15:13

Интегрированное занятие по истории и элективному курсу права по теме "Всегда ли справедлив вердикт суда присяжных". 9-й класс


    Интегрированное занятие по истории и элективному курсу права по теме "Всегда ли справедлив вердикт суда присяжных". 9-й класс

      Урок представлен в форме судебного процесса одного из первых громких дел суда присяжных XIX века над В.Засулич, и дана попытка объяснить влияние и значение вердикта суда для общества. Урок разработан с использованием ИКТ. ...

12 08 2023 5:51:46

Повторительно-обобщающий урок по истории России в 6-м классе по теме "Россия в период раздробленности"


    Повторительно-обобщающий урок по истории России в 6-м классе по теме "Россия в период раздробленности"

      Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....

11 08 2023 9:46:31

Конспект урока-семинара (с элементами интегрирования) в 10-м классе по теме "Глобальные проблемы современности. Выживание человечества как главная проблема современности"


    Конспект урока-семинара (с элементами интегрирования) в 10-м классе по теме "Глобальные проблемы современности. Выживание человечества как главная проблема современности"

      На уроке дети рассматривают проблемы войны и мира, продовольственную, энергетическую, сырьевую, демографическую и проблему здоровья. ...

10 08 2023 20:50:36

Урок истории по теме "Борьба за власть после cмepти Сталина". 9-й класс


    Урок истории по теме "Борьба за власть после cмepти Сталина". 9-й класс

      Данный урок истории в 9-м классе посвящен борьбе между советскими руководителями после cмepти И.В. Сталина. Разработан на основе учебника «История России. XX век» А.Т. Перевезенцева....

09 08 2023 1:52:24

Русский быт


    Русский быт

      Урок посвящен предметам русского быта XIV–XIX вв. Изучение проводится с помощью предметов быта русских крестьян, представленных в школьном музее. В доступной форме ученикам объясняется назначение предметов школьного музея, а также дадут возможность ребятам самостоятельно ими поработать. Урок направлен на формирование преемственности поколений, для ознакомления с русской стариной и понимания важной роли труда в жизни как древнего, так и современного человека....

08 08 2023 3:45:29

Разработка урока по истории Древнего мира в 5-м классе "Египет – дар Нила"


    Разработка урока по истории Древнего мира в 5-м классе "Египет – дар Нила"

      Цель урока – обобщить знания по истории Древнего Египта, полученные на предыдущих уроках. ...

07 08 2023 18:57:52

Урок истории в 8-м классе по теме "Отечественная война 1812 г."


    Урок истории в 8-м классе по теме "Отечественная война 1812 г."

      Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....

06 08 2023 22:44:56

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Сценарий древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид"

Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии.