Открытый урок "Возникновение христианства". 5-й класс > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Открытый урок "Возникновение христианства". 5-й класс


    Открытый урок "Возникновение христианства". 5-й класс

Цель способствовать формированию умения определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

Задачи урока:

  • определить причины возникновения христианства, как мировой религии и показать, что христианская религия – это религия спасения от страдания, зла и несправедливости;
  • формировать умение работы с историческим документом, развивать познавательный интерес к прошлому; способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Раздел курса: Римская империя в первые века нашей эры.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма: комбинированный.

Оборудование:

  • учебник А.А.Вигасина и др. «История древнего мира»; учебная карта;
  • «лента времени»;
  • исторический документ: «Поучения Иисуса в Нагорной проповеди;
  • «Христианские заповеди»; карточки с указанием христианских заповедей и правил поведения в обществе; карточки с новыми понятиями; MP-3 - «Колокольный звон»;

Дополнительная литература:

  • Библия для детей «Моя первая священная история» С.-Петербургъ 1899г;
  • Б.Пастернак «Рождественская звезда» стихи /отрывок/;
  • И.Глазунов /иллюстрации/ «Христос в Гефсиманском саду»;
  • «Голгофа», « Поцелуй Иуды».

Основные понятия: Иисус Христос, Рождество Христово, Страшный суд, Царство Божие на земле, Иуда, апостолы, христиане, евангелие.

Основная дата: Рождество Христово, наша эра.

Основные этапы урока:

  1. повторительная беседа, подготовка к восприятию нового материала;
  2. постановка проблемного задания;
  3. изучение нового материала /рассказ учителя; работа с «лентой времени»; беседа; работа с историческим источником: «Поучение Иисуса в Нагорной проповеди»; игровой момент «Найди заповедь»; «Ситуации из современной жизни»/ беседа/; элемент драматизации «Религия спасения»; работа с учебником/;
  4. закрепление изученного материала и первичный контроль усвоения /«Словесная эстафета»/;
  5. домашнее задание.

План изучения нового материала:

  1. Возникновение христианства.
  2. Рассказы первых христиан о жизни Иисуса
  3. Распространение христианства:
    а) Почему почитатели Иисуса называли его Христом?
    б) Превращение христианства в мировую религию.
    в) Места собраний первых христиан.
    г) Преследование христиан римлянами.
    д) Растущая вера в воздаяние после cмepти.

Ход урока

«... Во всем, как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так поступайте
и вы с ними»
/из Евангелия от Матфея/

Звучит колокольный звон.

Проводится беседа с учащимися по вопросам: где вы могли слышать эти звуки?

/в церкви, храмах /, что такое храм ? /жилище богов/.

Многие народы верили в древности в разных богов. В кого верили римляне?

/ Марс – бог войны, Веста – богиня огня и домашнего очага. Юпитер – главный, верховный бог грома и молнии/.

Однако в древности появляется единобожие. Как это вы понимаете? /вера в одного бога, вера в Иисуса Христа/. Как в древности люди понимали религию?/вера в бога, в колдовство, в жизнь после cмepти/.

Объявляется тема урока и учащимся предлагается проблемное задание: почему на территории Римской империи возникает и распространяется христианство – одна из мировых религии.

Учащиеся по ходу рассказа записывают в тетрадь новые слова.

Основателем новой религии был проповедник по имени Иисус из Палестины/ работа с учебной картой/. Палестина, как и другие государства, находились под властью Римской империи.

А 2-е тыс. лет назад здесь появились люди, которые называли себя учениками сына Божия - Иисуса.

Древние пророчества говорят , что бог Яхве/ еврейский бог/ пошлет на землю вождя – избавителя – Мессию, который освободит еврейский народ; и родится Мессия в городе Вифлееме. И вот, в период правления в Риме Августа, деве Марии из города Назарета, явился ангел и возвестил о том, что у нее родится сын от бога, которому суждено стать Спасителем. Случилось так, что во время рождения сына, римские власти объявили перепись населения – каждый обязан записаться по месту проживания своего рода.

Муж Марии – плотник Иосиф, был потомком царя Давида, и род его происходил из рода Вифлеема. Тогда Иосиф и Мария отправились из Назарета в Вифлеем. Для них не нашлось места в гостинице и, Мария и Иосиф устроились на ночлег в пещере, которая была хлевом для скота. Там и родился у Марии сын от Бога, нареченный Иисусом и признанный Мессией / по-гречески – Христос/.

В час его рождения на небе загорелась звезда; и, ведомые этой звездой, к тому месту, где находился младенец Иисус, пришли волхвы – мудрецы-звездочеты. Они поклонились ему и принесли в дар золото, ладан и благовонную смолу – смирну /иллюстрация/.

…Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла,
Ему заменяли овчинную шубу.
Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумpaке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
Б.Пастернак

Это был год, который в нашем летоисчислении считается первым годом.

/Работа с «лентой времени»/

Рождество Христово считается началом нашего летосчисления – началом нашей эры.

Когда Иисус вырос, он овладел ремеслом плотника, но не имел ни дома, ни имущества.
Он собрал вокруг себя 12 учеников – апостолов / по-гречески «посланцев»/. В сообщениях учеников об Иисусе переплетаются правда и вымысел.

Иисус ходил по Палестине и проповедовал свое учение, творил чудеса – превращал воду в вино, ходил по воде, оживлял умерших и исцелял больных.

Многих увлек своими речами Иисус. Он говорил, что близится конец света, в котором много зла и несправедливости. Иисус пришел в мир, чтобы дать людям новые законы, научить их любви и прощению. Вскоре наступит Страшный суд - суд над всеми людьми. В этот день померкнет солнце, луна не даст света, звезды упадут с неба. Произойдет великое землетрясение, польются огненные реки. Бог воссядет на престоле, чтобы судить всех людей: страдающие и угнетенные, все кто веровал в Иисуса, будут вознаграждены.

Для них наступит Царство Божие на земле. Все злодеи и убийцы, все, кто не раскаялся в дурных поступках, кто поклонялся другим богам будут наказаны. Учение Иисуса не призывало к ненависти. Было обращено ко всем людям.

И однажды у подножия горы собралось множество народа /иллюстрация/.

Для чего пришли эти люди? О чем говорил Иисус? Об этом мы узнаем из «Поучения Иисуса в Нагорной проповеди».

Учащимся дается задание: комментированное чтение по «цепочке».

«Поучения Иисуса в Нагорной проповеди»

Иисус говорил: « Блаженны /счастливы/ плачущие/ страдающие/, ибо они утешатся».

Плачущие, т. е. люди, сожалеющие о своих поступках, недостатках. Бог их простит, даст на земле утешение, а на земле вечную радость, блаженство.

«Просящему у тебя дай, и от хотящего занять не отвращайся».

Помогай ближнему советом, примером и достатком. Сделав доброе дело, не хвались и не жди похвал.

«Не противься злу».

На зло не отвечай злом, на грубость – грубостью, на жестокость – жестокостью.

На зло отвечай добром.

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас… Любите всех людей – все люди – дети одного отца – Бога, поэтому одинаково надо любить всех людей».

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец небесный».

Если вы простите людям поступки, недостатки, то и вам простят.

«Не судите, да не судимы будете».

Не осуждайте других, и вас никто не осудит. Каким судом вы судите, таким и вас будут судить.

«Просите, и дано вам будет; ищите и найдете; стучите, и вам отворят».

Иисус сказал, кто просит, тот получает; кто ищет, тот находит. Если такой человек, у которого бы вы попросили бы хлеба, а он бы вам подал камень? А вместо рыбы – змею?

Всякое доброе дело мы должны делать не из-за награды, а из-за любви к ближнему, любви к Богу, – так говорил Иисус.

«И так во всем поступайте, как хотели бы, чтобы с вами поступали».

Тебе неприятно, когда тебя обижают – не обижай ни словом, ни делом. Ты желаешь себе счастья и здоровья, желай это и другим.

Так говорил Иисус в Нагорной проповеди. Это были законы Божественной любви и счастья, однако есть законы строгой правды.

Какие это законы?

  • не убий.
    Не только не «убий», но если человек сердится на другого человека, то он уже виновен.
    Иди и помирись, а в душе уничтожь злобу.
  • не лги;
  • не кради;
  • почитай отца и мать;
  • не завидуй.

Итак, основные заповеди, которые вы должны знать и запомнить это:

/текст «Христианские заповеди» магнитами закреплен на учебной доске, учащиеся вслух читают заповеди/

Не убий.
Не лги.
Не укради.
Почитай отца и мать.
Не завидуй.
Не суди, да не судим будешь.
Возлюби ближнего своего, как самого себя.
Поступай так, как хочешь, чтобы с тобой так поступали.

Учащимся предлагается игровой момент: «Найди заповедь».

Учащиеся получают карточки с указанием основных заповедей и правил поведения в обществе. Необходимо найти заповедь и объяснить.

Не убий.
Не груби.
Будь щедрым.
Не лги.
Будь вежливым.
Не укради.
Почитай отца и мать.
Не завидуй.
Не загрязняй окружающую среду.
Не суди, да не судим будешь.
Возлюби ближнего своего, как самого себя
Не давай списывать.
Будь умным.
Поступай так, как хочешь, чтобы с тобой так поступали.

Учитель комментирует ответы учащихся.

Учащимся предлагаются ситуации из жизни, которые возможно произошли с ними или с их друзьями. Учащиеся должны найти и объяснить: какой завет был нарушен.

1. Ваш одноклассник серьезно заболел, пролежал дома около месяца и никто к нему не пришел, не навестил. Каждый надеялся, что сделает это кто-то другой.

/Поступай так, как хотел бы, чтобы с тобой поступали. Не бросай своих друзей в беде, приходи к ним на помощь./

2. Твой друг получил приз на конкурсе. Ты знаешь, что надо подойти к нему и поздравить.

Но ты не в силах себя заставить это сделать, так как рассчитывал получить сам награду и не можешь пережить успех друга.

/Не завидуй/.

3. Мама обратилась к тебе с просьбой ей помочь – она пришла с работы и устала, но ты отказалась, объяснив тем, что к тебе пришел друг.

/Почитай отца и мать/.

Можете ли вы сами привести такие примеры?

Таким образом, заповеди Христа помогают нам стать чище, добрее, внимательнее к друг другу, к своим родителям. Христос учил людей любви к ближнему, состраданию и пониманию.

У Иисуса были не только ученики, но и враги.

Жрецы храма Бога Яхве в Иерусалиме были возмущены тем, что новое учение завоевывало все больше сторонников. Да еще и какой-то плотник объявил себя сыном Божьим.

Римляне считали, что Иисус выступает против власти императора.

Враги решили погубить Иисуса. Не смея его схватить прилюдно, они подкупили за 30 серебряных монет одного из его учеников – Иуду. Ночью он привел стражу в окрестности Иерусалима, где находился Иисус со своими учениками. Иуда подошел к Иисусу и будто из любви поцеловал его /иллюстрация/.По этому условному знаку стража опознала Иисуса.

Его схватили, осудили на казнь. Иисуса казнили, распяв на кресте на горе Голгофа. Наиболее позорной мучительной cмepтью на кресте римляне казнили только рабов. Свободных людей казнили через отсечение головы.

Ученики Иисуса положили мертвое тело в гробницу, но на третий день она оказалась пуста.

Иисус воскрес / возвратился к жизни/.

Воскресший Иисус явился к ученикам и послал их разнести его учение по всем странам и народам. Учеников посланников называли апостолами.

Почитатели Иисуса называли его Христос, т.е. избранный Богом, а себя – христианами.

Как вы думаете, кто становился первыми христианами? Кто стал поклоняться новому Богу - Иисусу?

- Бедняки, paбы, все, кому жилось особенно тяжело, трудно. Те, кто был беззащитен перед жестокостью рисских императоров.

Как бедняки и paбы пытались улучшить свою жизнь?

- Они поднимали восстания.

Какое восстание вам известно? Чем оно закончилось?

Восстание Спартака. В течение 2-х лет paбы гладиаторы угрожали могуществу Рима. Восстание было жестоко подавлено, закончилось массовыми казнями.

Это привело к тому, что бедняки и paбы потеряли веру в свои силы, а стали рассчитывать на «доброго Бога».

Представьте, что вы оказались в Древнем Риме, в большом имении одной из провинций. Солнце давно село. Рабочий день для бедняков закончился. Хочется спать, болят руки. Но перед сном эти люди соберутся где-нибудь за виноградником и поведут между собой разговор. Давайте прислушаемся - о чем они говорят /элемент драматизации/

- Наверное, победить римлян невозможно.

- Да, очень силен Рим. Много у императора войска. Даже великий Спартак не сумел освободить нас!

- Не избавится нам от рабства! Напрасно мы приносим жертвы Богам. Эти Боги не слышат наших просьб и не могут нам помочь.

- Есть один могущественный и добрый Бог, который может нас спасти! Он спустится на землю, чтобы уничтожить жестокий Рим!

- Да, этот Бог сделает нас счастливыми. Только он даст нам свободу!

Чем привлекала бедняков христианская религия?

Надежда на приход бога – спасителя давала страдающим и обездоленным людям утешение. Когда человек верит во что – то хорошее и надеется, что его мечты сбудутся, то ему легче жить.

Учение Иисуса появилось в Палестине, но постепенно стало распространяться среди других стран. Каких? /Греция, Сирия, Египет./

Христиане считали, что перед Богом все равны – и paбы, и свободные, люди разных национальностей. Каждый может принять веру, если он добр и помогает ближним.

Можете ли вы теперь ответить на вопрос: почему на территории Римской империи возникает христианская религия?

- Это религия спасения от зла и несправедливости. В учении Иисуса бедняки искали утешение, надежду на лучшую жизнь.

Христиан заставляли отречься от Христа и совершать жертвоприношение Богам. Христиан травили на аренах амфитеатра хищными зверями, сжигали заживо, распинали на крестах.

Но удивительная стойкость была этих людей – самые страшные пытки не могли заставить этих людей отречься от своей веры. Такое мужество вызывало уважение, и вопреки гонениям число христиан росло.

Вывод: христианство – мировая религия, она распространяется по всему свету.

Это религия спасения от страданий, зла и несправедливости. Христианство не требует жертвоприношений; оно побуждает быть милосерднее и терпимее к людям.

Закрепление изученного материала проводится в форме «словесной эстафеты»: ученики по очереди формулируют одно предложение по теме урока.

Домашнее задание: составить рассказ «Возникновение христианства» от имени одного из первых христиан.


Общественные движения в России начала XIX века


    Общественные движения в России начала XIX века

      На уроке происходит формирование у учащихся представления об общественных организациях в период царствования Александра I; формирование понятий у учащихся: декабристы, тайное общество; знакомство с историческими личностями; уяснения учащимися исторического значения тайных обществ в России в начале XIX века....

29 11 2022 21:35:24

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

28 11 2022 19:59:54

Модель учебного занятия по истории в 10-м классе "Смутное время — время упущенных возможностей"


    Модель учебного занятия по истории в 10-м классе "Смутное время — время упущенных возможностей"

      Представленный урок помогает создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии личностно ориентированного обучения....

27 11 2022 15:25:43

Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"


    Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"

      Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....

26 11 2022 17:47:40

Информационные технологии на уроках истории


    Информационные технологии на уроках истории

      После урока учащиеся способны охаpaктеризовать социально-экономическое положение России в начале XX века. ...

25 11 2022 19:48:21

Цена Великой Победы…


    Цена Великой Победы…

      Память - это мост, который соединяет прошлое и будущее. Ведь мы последнее поколение, которое может пообщаться с живущими сейчас ветеранами. Мы не имеем права упускать этот шанс. ...

24 11 2022 5:37:40

Форма и структура права


    Форма и структура права

      Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...

23 11 2022 2:11:56

Интегрированный урок (история + информатика)


    Интегрированный урок (история + информатика)

      Данный урок является составной частью раздела «Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....

22 11 2022 6:32:28

Урок по всеобщей истории "Цивилизации Древнего Востока". 10-й класс


    Урок по всеобщей истории "Цивилизации Древнего Востока". 10-й класс

      Перед учителем стоит непростая цель – показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка поможет педагогам разнообразить формы и методы работы, качественно подготовить старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена по истории России и обществознанию....

21 11 2022 13:43:33

Урок по истории "Формирование многопартийности в России в начале ХХ века" для учащихся 11-х классов


    Урок по истории "Формирование многопартийности в России в начале ХХ века" для учащихся 11-х классов

      На уроке учитель моделирует ситуацию политических выборов. Ученики выступают в роли лидеров политических партий, активных избирателей. Таким образом, проектируя историческую ситуацию начала ХХ века, ученики учатся не только анализировать программы политических партий начала ХХ века, но и знакомятся с правилами и условиями избирательной системы, сравнивая её с днём сегодняшним....

20 11 2022 4:36:18

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

19 11 2022 2:17:33

Программа учебного курса по гражданскому образованию "Российская символика: история и современность". 6-й класс


    Программа учебного курса по гражданскому образованию "Российская символика: история и современность". 6-й класс

      Программа учитывает требования к предметам базисного плана – истории и гражданского образования, включает использование универсальных для этих предметов материалов. Ее основа – материалы, включенные в Федеральный перечень, и авторские работы. Основной цель – формирование патриотизма на базе исторических знаний, реализация возможности их самостоятельного поиска....

18 11 2022 2:37:45

"Аз, буки, веди…" Школа, образование письменность в древнерусском государстве"


    "Аз, буки, веди…" Школа, образование письменность в древнерусском государстве"

      Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....

17 11 2022 4:56:53

Интеpaктивные технологии на уроках истории


    Интеpaктивные технологии на уроках истории

      В работе представлены методические приемы организации уроков с использованием интеpaктивных технологий, наиболее приемлемые для обучения истории – работа в группах, технология критического мышления, игровые технологии. Предлагаются конкретные примеры для разных типов урока и в разных возрастных категориях....

16 11 2022 16:14:31

Презентация "История средних веков"


    Презентация "История средних веков"

      Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....

15 11 2022 1:47:30

Урок по всеобщей истории в 8-м классе по теме "Франция при Наполеоне"


    Урок по всеобщей истории в 8-м классе по теме "Франция при Наполеоне"

      Урок построен в технологии системно-деятельностного обучения, предполагающей применение таких методов и форм работы на уроке, как: методы наглядной передачи информации и её зрительного восприятия, методы передачи информации с помощью пpaктической деятельности. Цель урока – повторить и закрепить ранее изученный материал, опираясь на основные понятия, термины и имена (Венский конгресс, консульство, континентальная блокада, Наполеон Бонапарт, реставрация Бурбонов, «Сто дней»)....

14 11 2022 4:36:52

Урок истории в 5-м классе по теме "Восстание Спартака в 74–71 гг. до н.э."


    Урок истории в 5-м классе по теме "Восстание Спартака в 74–71 гг. до н.э."

      На примере восстания Спартака раскрыть цели, причины начала и поражения участников антирабовладельческой борьбы; подчеркнуть историческое значение восстания; познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, учебными наглядными пособиями. На уроке используется презентация. ...

13 11 2022 23:31:18

Урок истории по теме "Афинская демократия при Перикле" (5-й класс)


    Урок истории по теме "Афинская демократия при Перикле" (5-й класс)

      Учитывая в личностно-ориентированный подход к обучению, предполагается вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, выполнение ими целого ряда самостоятельных заданий с целью осмысления, обобщения и систематизации знаний. Данный урок связан с предыдущими, на которых ученики познакомились с понятиями демократия, научились выявлять её признаки. Урок призван подготовить учащихся к более трудным вопросам управления в древних государствах....

12 11 2022 14:33:58

Открытый урок в 5-м классе по теме "Культура Древней Индии. Буддизм" (с использованием информационных технологий)


    Открытый урок в 5-м классе по теме "Культура Древней Индии. Буддизм" (с использованием информационных технологий)

      Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...

11 11 2022 6:14:28

Презентация: «Портфолио учителя истории»


    Презентация: «Портфолио учителя истории»

      Представлено портфолио учителя истории. Состоит из семи разделов....

10 11 2022 4:38:18

Урок истории в 3-м классе по теме "Вставай, страна, огромная…"


    Урок истории в 3-м классе по теме "Вставай, страна, огромная…"

      На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийного проектора, что повышает познавательную активность учащихся за счёт увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Воспитательный момент урока усиливает использование регионального краеведческого материала. Урок используется в общеобразовательной системе "Школа-2100". ...

09 11 2022 18:22:12

Реформы Солона


    Реформы Солона

      Урок в 5-м классе с использованием презентации направлен на формирование у обучающихся опыта самостоятельной работы на уроке по постановке и решению познавательных задач. Данный урок разработан с учетом особенностей работы в классах с разным уровнем подготовки....

08 11 2022 9:34:57

Урок по курсу "Введение в историю" на тему "Летописи и документы. Повесть временных лет", 4-й класс


    Урок по курсу "Введение в историю" на тему "Летописи и документы. Повесть временных лет", 4-й класс

      Работа посвящена развитию познавательной активности учащихся при изучении летописных документов Древней Руси. ...

07 11 2022 7:26:55

Программа по истории. 9-й класс


    Программа по истории. 9-й класс

      Цель программы: овладение учащимися основами знаний и представлениями об историческом пути России, других стран, социальном, духовном опыте. Освоение выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации....

06 11 2022 7:53:12

Конспект учебного занятия "Природа и люди Древней Индии"


    Конспект учебного занятия "Природа и люди Древней Индии"

      Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами. Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...

05 11 2022 13:42:34

Подготовка проектов, посвященных празднованию 200–летия Отечественной войны 1812 года


    Подготовка проектов, посвященных празднованию 200–летия Отечественной войны 1812 года

      Тема Отечественной войны 1812 года является одной из ключевых тем истории России XIX в. Данный урок представляет собой мастер-класс по разработке и написанию проектов. Применение метода проекта на уроке позволяет мотивировать учащихся к более глубокому изучению предмета самостоятельно, то есть развивает предметные компетенции....

04 11 2022 17:10:27

Социальное неравенство и ее отражение в изолированных сообществах осужденных


    Социальное неравенство и ее отражение в изолированных сообществах осужденных

      В работе поднят актуальный для сегодняшнего дня вопрос социального неравенства. При этом особое внимание уделено проблеме неравенства в коллективах осужденных. ...

03 11 2022 22:54:13

Внеклассное мероприятие по истории "Колесо истории"


    Внеклассное мероприятие по истории "Колесо истории"

      По организации и порядку проведения эта игра напоминает хорошо знакомую телепередачу. Цели игры: обобщить и закрепить в форме игры знания учащихся исторических событий; развивать творческие способности через разные виды внеурочной деятельности....

02 11 2022 19:43:57

Обобщающее повторение по теме "Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация"


    Обобщающее повторение по теме "Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация"

      Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....

01 11 2022 0:42:41

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

31 10 2022 6:21:44

Игра "Звездный час" по теме "Ранние буржуазные революции в Европе"


    Игра "Звездный час" по теме "Ранние буржуазные революции в Европе"

      Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....

30 10 2022 7:34:50

"Кубанская Хатынь" (материал для бесед по патриотическому воспитанию во внеклассной работе, на уроках истории, уроках Кубановедения)


    "Кубанская Хатынь" (материал для бесед по патриотическому воспитанию во внеклассной работе, на уроках истории, уроках Кубановедения)

      В маленьком кубанском поселке лесорубов с поэтическим названием Михизеева Поляна расстреляли всех 207 жителей, больше половины из которых были дети, а также женщины и старики. Детишек до года вырывали из материнских рук, поддевали на штыки или, схватив за ножки, били головочками о деревья... Это произошло 13 ноября 1942 года. А поселок сожгли дотла, как Хатынь и каждую четвертую деревню Белоруссии. Называют это место в Краснодарском крае Кубанской Хатынью. Никто не имеет права забывать об этом, чтобы не допустить повторения такого варварства. ...

29 10 2022 1:11:23

Урок по истории "Александр Невский: современные взгляды на политику великого князя"


    Урок по истории "Александр Невский: современные взгляды на политику великого князя"

      Урок истории в 10-м классе объединил две эпохи: правление Александра Невского и сегодняшнее время. ...

28 10 2022 18:49:10

Игровая деятельность в обучении


    Игровая деятельность в обучении

      Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....

27 10 2022 10:24:57

Урок "Начало Первой мировой войны"


    Урок "Начало Первой мировой войны"

      Содержание урока основано на актуализации предшествующей информации, чередовании изложения нового материала учителем с пpaктическими заданиями для учеников при активном использовании презентации на основе программы PowerPoint. ...

26 10 2022 19:21:44

Сценарий устного журнала "Дети суровых военных лет"


    Сценарий устного журнала "Дети суровых военных лет"

      Этот литературный и краеведческий материал, музыкальное сопровождение (адажио Альбиони, песня о партизанке Ларисе) пробудил у участников и зрителей в зале чувство сопереживания, помог по-новому взглянуть на Великую Отечественную войну (глазами детей), создал скорбно-торжественную атмосферу в зале. ...

25 10 2022 13:36:21

Литературно-музыкальная композиция "Блокадный Ленинград"


    Литературно-музыкальная композиция "Блокадный Ленинград"

      Литературно-музыкальная композиция одной из своих основных задач ставит воспитание чувства патриотизма, гордость за свою Родину и граждан, которые ценою своей жизни готовы были спасти свой любимый город. При подготовке к данному мероприятию студенты знакомятся с кинохроникой военных лет, документами, изучают героико-патриотическую литературу, что дает возможность ещё больше погрузиться в историю родного города. При подготовке сценария использованы материалы из различных интернет-ресурсов....

24 10 2022 20:33:12

Итоговый урок истории в 5-м классе по теме "Древний Восток"


    Итоговый урок истории в 5-м классе по теме "Древний Восток"

      Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....

23 10 2022 3:47:43

Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"


    Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"

      На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...

22 10 2022 0:44:35

Бинарный урок (история + информатика) по теме "Русская культура XVIII века. Создание многоколоночной страницы в MS Word"


    Бинарный урок (история + информатика) по теме "Русская культура XVIII века. Создание многоколоночной страницы в MS Word"

      Урок знакомит учащихся с основными достижениями русской культуры XVIII века. Ученики создают альманах «Русская культура XVIII века» в программе Microsoft Word....

21 10 2022 2:24:10

"Колесо истории"


    "Колесо истории"

      Одной из самых любимых игр у девятиклассников является игра «Колесо истории». За две недели создается творческая мастерская (изучение рекомендованной литературы, создание стилизованных костюмов, изготовление игрового баpaбана с каретами). Правила игры просты: за каждый правильный ответ комaнда получит 100 верст. Кроме этого, можно получить 100 верст, если цвет кареты на игровом баpaбане совпадет с цветом поля. Так же будет проходить конкурс зрителей, среди которых определят победителя....

20 10 2022 16:12:48

Урок истории России в 8-м классе на тему "Внутренняя политика Александра III"


    Урок истории России в 8-м классе на тему "Внутренняя политика Александра III"

      Урок истории комбинированного типа c элементами викторины на этапе повторения. На данном уроке уделено внимание формированию умения составления хаpaктеристики исторического деятеля по предложенному плану, определению сущности внутренней политики Александра III. ...

19 10 2022 23:54:14

Создание единого Русского государства


    Создание единого Русского государства

      Замысел урока позволяет реализовать требования к современному уроку. Содержание предоставляет возможность для постановки и решения проблемного задания. В начале урока поставлен проблемный вопрос и обучаемые с помощью учителя пытаются найти ответ. На занятии используются межпредметные связи (география, литература, обществознание), элементы ролевой игры и лабораторной работы с историческими документами....

18 10 2022 23:42:42

Нужен ли правозащитник в школе?


    Нужен ли правозащитник в школе?

      В процессе работы главной целью являлось: повышение гражданской ответственности и правосознания молодого поколения путем включения его в процессы, направленные на развитие демократии и правового государства в России; формирование в молодежной среде идеологии, направленной на повышение «профессионализма» деятельности, направленной на продвижение ценностей прав человека....

17 10 2022 16:53:30

Открытый урок по теме "Молодежь в современном обществе" (11-й класс)


    Открытый урок по теме "Молодежь в современном обществе" (11-й класс)

      Урок с использованием презентации рассчитан на учащихся 11-го класса. Цель урока – познакомить учащихся с молодежной субкультурой, способствовать воспитанию культуры, развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга, способствовать формированию логического мышления....

16 10 2022 20:16:20

Урок на тему "Кавказская война" в 8-м классе


    Урок на тему "Кавказская война" в 8-м классе

      Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....

15 10 2022 12:33:35

Разработка урока для 5-х классов по истории Древнего мира на тему: "Древняя Спарта" с использованием презентации


    Разработка урока для 5-х классов по истории Древнего мира на тему: "Древняя Спарта" с использованием презентации

      Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями развития Спартанского государства в сравнении с Афинским, а также изучение быта и нравов спартиатов. Для усиления познавательного интереса учащихся к истории Древнего мира, а также технологизации образовательного процесса использована презентация. Наличие кругограммы, опopных схем, исторических документов, загадок позволяют сделать процесс обучения более интересным, содержательным в плане развития умений учащихся анализировать, сопоставлять, обобщать. Героизация исторического прошлого, я считаю, — одна из важных задач исторической науки. На уроке есть возможность самореализации как сильным ученикам, так и более слабым. ...

14 10 2022 15:45:49

"Все мы — личность" (урок обществознания в 6-м классе)


    "Все мы — личность" (урок обществознания в 6-м классе)

      Данная разработка урока проводится по учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой и др. "Обществоведение. 6-й класс" на втором занятии для закрепления пройденного §5 "Что такое личность". Урок проводится в виде игры между группами учащихся....

13 10 2022 17:57:23

Повторительно-обобщающий урок по разделу "Древний Восток" в форме игры КВН "Знатоки истории Древнего Востока". 5-й класс


    Повторительно-обобщающий урок по разделу "Древний Восток" в форме игры КВН "Знатоки истории Древнего Востока". 5-й класс

      Повторительно-обобщающий урок по разделу Древний Восток, в форме интеллектуальной игры-турнира в 5 классе обобщает знания обучающихся по разделу Древний Восток, помогает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока. ...

12 10 2022 9:13:47

Погружение в историю как способ развития творческих способностей учащихся


    Погружение в историю как способ развития творческих способностей учащихся

      Занимаясь одним предметом (историей) длительное время, применяя метод погружения (концентрированного обучения), можно смело заниматься проектированием, моделированием и т.д. Моделирование исторической ситуации на уроках истории является важным фактором развития творческих способностей учащихся. Новые подходы требуют и изменения структуры учебной программы. Не зажатые узкими рамками урока, объединенные общей идеей, дети не просто изучают историю, а, общаясь, занимаются любимым делом. ...

11 10 2022 14:15:23

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"

Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ.