Классный час "Это нашей истории строки…"
Цель: формирование личности учащихся, её нравственности на примере изучения истории своего села, района, края, страны.
Задачи: воспитание в детях чувства любви к Родине, желания знать историю села, края, страны.
Оборудование: плакаты “Это нашей истории строки”, “ 105 лет Чернышевке”, “90 лет ВЛКСМ”, “70 лет Хасанским событиям, Приморскому краю, комбинату “Авангард”, 40 лет памятнику воинам-односельчанам”, название улиц села Чернышевка, карта Анучинского района, альбом “ И это всё о нас…”, школьная газета “Начало”, учебник “История Приморского края”, книга “Анучинскому району 70 лет”, презентации “История села Чернышевка”, “Наши улицы”, “Архитектурные памятники Анучинского района”, видеофильм “Комбинат “Авангард”, выставка книг.
Ход классного часа
1. Введение
Учитель (читает наизусть на фоне музыки из видеофильма “Комбинат “Авангард”): “Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Я вижу её необъятные поля, волнующиеся урожаем. Тёплый ветер пролетает над ними, поднимая цветочную пыль. Обширна и многообразна родившая нас страна. Неиссякаемы и полноводны её реки, высоки горы, блистающие вечными ледниками. Свет яркого солнца отражается в их снеговых вершинах. Широки знойные степи, непроходима глухая сибирская тайга. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные в стране нашей. На многих языках говорят люди, населившие величественную эту страну. Просторны синие дали, звонки и чудесны песни живущего в ней народа”. Так писал И. Соколов-Микитов.
И мне очень хочется, чтобы вы, ребята, любили свою Родину, большую и малую, хорошо знали историю своей страны. В 2008 году мы, жители Приморья, отмечаем много знаменательных дат. Можете ли вы их назвать?
(Ребята называют известные им даты.)
- 105 лет селу Чернышевка в сентябре. (Ученик показывает своё село на карте Анучинского района, затем на карте Приморского края.)
- 90 лет со дня образования ВЛКСМ исполняется 29 октября ; ВЛКСМ награждён 6 орденами (демонстрируется комсомольский билет Куликовой (Трубчик) Ирины Ге opгиевны, жительницы села, которой посвящена статья в школьной газете “Начало”).
- 70 лет Хасанским событиям в июле-августе (демонстрируется книга А.П. Деревянко “Пограничный конфликт на озере Хасан”).
- 70 лет со дня образования Приморского края – 20 октября, когда Дальневосточный край был разделён на Приморский и Хабаровский, в состав Приморского края были включены Приморская и Уссурийская области, а также часть сельских советов Бикинского района Хабаровского края (демонстрируется учебник “История Приморского края”, по которому ребятам предстоит зани- маться в 8-м классе).
- 70 лет комбинату “Авангард” в октябре (демонстрируется статья из газеты “Анучинские зори”; показывается фрагмент видеофильма “Комбинат “Авангард”, где работают родители учащихся).
- 40 лет со дня открытия в Чернышевке памятника воинам – односельчанам, павшим в сражениях Великой Отечественной войны (демонстрируется фото памятника).
2 Основная часть
Учитель: Давайте поговорим сегодня об истории нашего села.
(Используется презентация “История села Чернышевка”, подготовленная Макариковой А.С. по материалам музея ПУ-53.)
Краевед Василевская К., ученица: Основание Зеленого Клина и села Чернышевка относится ко второму этапу заселения(1882-1905 г.г.) Дальнего Востока. Ходоки с Украины, Харьковской, Черниговской, Киевской губерний побывали здесь в 90-х годах 19 века. Сквозь дебри пробивались они в Даубихинскую долину. На 120 км в длину и 50 км в ширину раскинулась она по обоим берегам полноводной горной реки Даубихе . “Большой северной рекой” называли ее китайцы.
Щедра на природные дары Даубихинская тайга : редкие породы деревьев – ель, кедр, пихта, липа, лекарственные травы и цветы . В лесах полно зверья: кабанов, тигров, белок, енотов и др. В Даубихе и ее притоках – Телянзе и Ладчихизе много рыбы. Теплый и влажный климат, обильные осадки, жаркое лето делали пойменные леса Зеленого Клина очень благоприятными и для сельского хозяйства. Понравились ходокам здешние места. Был среди ходоков и Авраам Лях (1900). А через несколько лет он сюда вернулся со своей большой семьей .
Вместе с ним получили распределение в пересыльном пункте с. Анучино и Черныш Яков Матвеевич с семьей (из Харьковской Губернии), Калашник Винидикт с сыновьями (из-под Киева), братья Каpaбуты Филипп, Николай, Михаил и их сестра Ефимия, братья Брага -Пантелей, Иван, Кирилл, Никифор, братья Тищенко – Иван, Захар и др .- всего 17 семей . Когда они приехали в Зеленую Долину, то нашли только один балаган из коры, неизвестно чей, людей там не оказалось. Пока не было жилья, печи сооружали прямо под открытым небом из камня, чтобы готовить на них скудную еду. А бывали и такие случаи, что вставали утром, а печь разрушена дикими кабанами.
Семячко Е., чтец:
105 лет как здесь поселились
С украинских земель мужики,
И кормились они, и поились
Поначалу из щедрой реки.
Только тигры бродили в округе,
Только кедры росли к облакам.
И крестьянские славились руки,
И хватало забот мужикам.
Часть переселенцев настраивала быт, другая заpaбатывала хлеб в соседней деревне, где нанималась к крестьянам, которые приехали сюда раньше . Приходилось много работать, тяжко было поднимать Приморскую целину. Земли имели столько, сколько хотели. Первые жители села жили сразу на обоих берегах реки Телянзы, тогда она называлась Большой ручей.
На правом высоком берегу поставили свои дома Черныш, Тимченко, Брага.
На низком болотном левом – Калашник, Пиляй, Лях. Основным занятием было сельское хозяйство. Сеяли рожь, пшеницу, овёс, гречиху, просо, лен, сою, коноплю. А также занимались ремеслом и промыслом.
С каждым годом количество переселенцев увеличивалось. К 1905 году прибыли Ефим Юхта, Кулик...
К 1910 году жителями нового села стали братья Вялковы : Харитон, Иван, Петр, Садовые, Левченко Николай и его двоюродный брат Егор, Юхта, Самотяжко, Бескровный Павел, Михайленко, Денис Клюшниченко и др.
Село росло, а на селе должен быть хозяин. На сходе села избрали волостного старосту – Якова Матвеевича Черныша. Это был человек строгий, принципиальный, но людей не наказывал, не обижал. В 9 часов вечера он разгонял мальчишек по домам, чтобы не нашкодили. Новое село на сходе назвали “волость Черныша”. На этом же сходе выбрали почтаря Дубину Михаила. Он ежедневно ездил в село Анучино и привозил почту.
На пути между Чернышевкой и Анучино была только староверческая деревня Петро-Павловка (в 1930-1932 снесена за враждебность к советской власти).
В 1932 году Чернышевка стала центром куста. Возникли деревни: Ново-Покровка, Ново-Троицк, Корниловка, Семеновка. Все эти селения входили в состав Чернышевской волости.
К 1914 году Чернышевка насчитывала 90 дворов. С увеличением села росли и нужды. Мельница была построена со 2-й попытки братьями Вялковыми, Александр Игнатьев построил кузницу, вторая кузница появилась у Семена Радька. Возле круглой сопки построили паром.
Быстрый экономический подъем села не мог быть столь успешным, если бы не богатая культурная жизнь народа.
В 1908 году на селе начали строить церковь во имя Воздвижения. Она представляла собой сложенный из бревен 8-угольник.С одного угла примыкала звонница . Церковь имела позолоченные купола, один- побольше, два- поменьше, крыльцо крашеное, изнутри сложенное из темных базальтовых блоков. Внутри она была очень красиво расписана. Посмотришь вверх, а там гoлyбой потолок и белые звезды. Церковь удачно вписывалась в окружающий пейзаж. Вокруг церкви – кладбище. В 1910 году его перенесли за село, т.к. село быстро разрасталось.
При церкви была церковно-приходская школа. Священник обучал грамоте детвору. Грамота давалась нелегко. Здание школы построили в 1910 году, а до этого учились в поповском доме или у кого-нибудь в хате. Строители-китайцы очень быстро построили новое здание, большое, светлое, одноэтажное . Школа была сдана под ключ. Когда строители поссорились с подрядчиком, то ночью они подожгли эту школу. Фундамент до сих пор сохранился, он находится под зданием Дома культуры.
В 1910 году Моторный Семен сдал свою часть дома государству, там открылся кабак. По праздникам давали водку. Другой кабак открылся в доме Шепеля . Но надо сказать, что огульного пьянства в селе не было. По воспоминаниям старожилов, одного литра спирта хватало на свадьбу.
Ярмарки собирали 3 раза в год: на Семенов день—14 сентября, на масленицу- в пятницу и субботу, на Вознесение . Приезжали торговые люди со всех сел. Праздничные дни проходили весело, собирались в хатах: шутили, песни пели, танцевали. Ребята на улицах играли в “чижики” или “горелки”. Традицией стало праздники всем селом отмечать. Особенно любили праздник Спаса в августе.
В этот день Иван Мищенко запрягал в телегу свою лошадь, ставил на телегу бочку меда и угощал всех желающих: хочешь ложку меда бери, хочешь больше. Зародилась эта традиция тогда, когда прибыл на Зеленый Клин Иван Мищенко и был он “гол как сокол”. Кто-то сжалился над ним и подарил ему один улей. Тогда и дал Иван слово, что если он разбогатеет, то будет угощать медом всех желающих. Слово он свое сдержал.
Общинный образ жизни, патриархальные традиции в воспитании молодежи – вот те причины, по которым отсутствовала вражда и такие социальные явления, как преступность, алкоголизм, наркомания.
Краевед Семячко Е., ученица: 1917-1922 г.г. – период Октябрьской революции, гражданской войны и военной интервенции. В 1919 году в Анучино был создан повстанческий штаб Анучинского ревкома, руководил этим штабом “дальневосточный Чапаев” – Шевченко Лаврилл Матвеевич. В его штабе служил связистом Урванцев Александр Григорьевич, житель села Чернышевка.
Шло время, деревня росла, и в 1927 году передовые крестьяне под руководством агронома из села Ивановка товарища Мурого организовали крестьянский комитет, который сообща обpaбатывал тяжелые земли, сеял рис. В этом же году был организован кооператив (сельпо), где торговля стала уже не частной, а советско-кооперативной.
1 марта 1930 года был организован колхоз “Победа”. Первыми его члeнами были: Вялков Федор, Карабович Григорий, Самотяжко Андрей, Койдан, Горбач, Меша, Тимченко (всего 29 семей). Первым председателем был избран Самотяжко Андрей Ильич.
В 1934 году была закончена коллективизация, в 1936 году на пустыре была заложена усадьба Чернышевской РТС. Ее директором и основателем был Борсук.
В 1938 году началось строительство железной дороги, которая в 1939 году была сдана в эксплуатацию.
В июле – августе 1938 года произошел конфликт между японскими и русскими войсками и русскими пограничниками у озера Хасан, унесший много жизней. И в этом конфликте удалось участвовать жителю села Чернышевка Лукьянову Трофиму Ивановичу.
(Демонстрируется фрагмент видеофильма “Комбинат “Авангард”.)
В октябре 1938года на полях колхоза “Победа” началось строительство чернышевской базы министерства государственных продовольственных резервов. Для этого было выделено 36 га земель. С1938 по 1941 год было выстроено 2 продуктовых склада, электростанция с дизель-генератором мощностью 45 кВт, котельная, автогараж, пожарное депо, склад ГСМ, материальный склад, проходная, овощехранилище, казарма ВОХР, столовая, несколько километров железной дороги, артезианская скважина, 4 пожарных водоёма и ряд подсобных помещений. Все постройки по периметру были обнесены деревянным забором. Первоначально жилая зона состояла из пяти многоквартирных домов. Имелась на комбинате своя техника: 2 машины ЗИС-5, автомашина ГАЗ, пожарная машина, гужевой трaнcпорт. Весь штат комбината состоял из 108 человек. На базе хранились: махорка, чай, молоко, сахар, обезвоженная свинина, томатная паста, мука, мясные консервы и другие необходимые продукты. Товары, в основном, были расфасованы по 100 кг. Преобладал физический труд, т.к. погрузочных механизмов было немного. В 60-е годы появились первые электропогрузчики.
Для заготовки, переработки и отгрузки леса различными видами трaнcпорта в Чернышевке образовано лесозаготовительное предприятие.
Для приемки, сушки, хранения и отправки хлеба было построено ХПП.
В октябре 1954 года открыла свои двери для учеников Чернышевская семилетняя школа на бирже.
В октябре 1956 года сдано в эксплуатацию здание школы № 2.
В 1958 году построено здание клуба.
В 1965 году был образован птицеводческий совхоз “Пионер” с производством птичьего мяса до 1500 тонн в год. Первым директором совхоза был Киреев Анатолий Васильевич.
В1968 году по инициативе Чернышевского сельсовета и учителей села в память о 62 воинах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, был воздвигнут памятник – четырёхгранный усечённый обелиск, увенчанный звездой, на невысоком постаменте. На мемориальной доске – имена павших героев. (Используется фрагмент презентации “Архитектурные памятники Анучинского района”, подготовленной Макариковой А.С.).
В 1976 году построено новое здание восьмилетней школы на бирже, в 1992 году школа стала средней.
В 2005 году школа № 8 присоединена к школе № 2.
Конкурс “ Знаете ли вы улицы нашего села?”
А. Сколько улиц в нашем селе?
Б. Какие они носят названия?
В. Назови улицу, на которой ты живёшь, впиши свою фамилию.
|
|
Забара Д., ученица:
Ул. Лермонтова была названа Макаровым Сергеем Степановичем, когда он был директором комбината “Авангард”. Сейчас директор комбината -Кустов В.П. Раньше база была засекречена, а почтовый ящик – 207.
Первый построенный дом – № 1 ~ в 1937 г.
Второй – № 9 и № 7 ~ в 1965 г.
Третий – № 10 ~ в 1965 г.
Четвертый – № 6 ~ в 1965 г.
Пятый – № 7с ~ в 1968 г.
Шестой – № 2 ~ в 1971 г.
Седьмой – № 3 ~ в 1972 г.
Восьмой – детский дом и № 4~ в 1973 г.
Девятый – № 12 ~ в 1974 г.
Десятый – № 11 ~ в 1970 г.
Одиннадцатый – № 15~ в 1987 г.
Двенадцатый – коттедж № 16 ~ в 1990 г.
Тринадцатый – № 17 и коттедж № 18 ~ в 1992 г.
Первая водонапopная башня была построена в 1971г, через 2 года упала, т.к. построена из некачественного кирпича. Сразу же была построена новая, которая стоит и в настоящее время. Клуб, который раньше был хозяйственным магазином, а сейчас церковь, построен под руководством Кулишкина А.С. в 1988г, магазин – под руководством Макарова С.С. в 1984г, а контора – в 1969г. Забор, который огораживает комбинат, всегда был красный. Первый гараж построил Осмачко в 1980г. Огороды всегда находились за сараями.
Дома № 2 и № 3 при постройке
Мингазова А., ученица: Улица Украинская. Моя улица – одна из самых старых улиц села. Она расположена на самой окраине. О том, что она заселена давно, я узнала от моей 68-летней бабушки, которая родилась здесь. Когда ремонтировали наш дом, под ним нашли доску с записью о постройке дома- это был 1926 год. На этом месте решили жить переселенцы. Улица примыкала к воинской части, которая располагалась рядом. Здесь находился военный городок с двухэтажными домами, казармой, столовой, клубом и магазином. Это была красивая улица. После войны, в 1950-1960 годы, часть перевели в другое место, наша улица опустела. Сейчас на улице немного домов, но она все равно красивая. Возле каждого дома посажены деревья, дорога ровная. Улица чистая, но совсем маленькая, и живут на ней, в основном, пожилые люди.
Хмара Е., ученица: Наш военный городок был возведен еще до войны, в 1937 году. Тогда здесь все было совсем по-другому: Казармы и дома деревянные, а строений немного. В сороковых годах было построено три двухэтажных дама из красного кирпича . Сейчас два дома находятся в аварийном состоянии, поэтому в них никто не живет. Хорошо сохранился пятиэтажный жилой дом, возведенный в тот же период. В нем живут офицеры, а на первом этаже расположен детский сад. Уже в наше время построили новую казарму и столовую, провели водоснабжение и тепло. Затем сдали в эксплуатацию баню и клуб, автопарк, сооруженный из белого кирпича.
В 1980 началось строительство двух пятиэтажных жилых домов. В них по пять подъездов. В каждом по пятнадцать квартир. А позже появился еще один пятиэтажный дом. Возле него находится магазин. Дом офицерского состава называется ДОС.
К 2014 году планируется восстановить два аварийных дома для новых офицеров.
Михайленко А., ученица: Моя улица называется Первомайская. Живу я в доме № 6, который находится напротив школы. Без сомнения, улицу так назвали в честь праздника Первое мая (теперь это день солидарности). На нашей улице 21 жилой дом, 6 рабочих и 1 заброшенный магазин, почта, поликлиника и больница.
Белкина А., ученица: Название моей улицы произошло от слова “совет”, и на ней находится здание администрации села. Улица асфальтирована, на ней стоит 51 дом. Я живу 7 лет на первой части улицы, где расположены 3 двухквартирных дома, СДК. Самым старым жилым домом является соседний дом № 32, построенный в 1939г. Нашему дому исполнится 11 лет. Он был построен под дачу, но затем хозяин продал его нашей семье.
3. Заключение
Учитель: Сегодня мы с вами поближе познакомились с историей родного села. Что вам особенно запомнилось? ( Ребята называют факты, которые им запомнились).
Предлагаю вам, ребята, узнать у родственников: родителей, бабушек, дедушек – об их юности, были ли они комсомольцами, и участвовать в конкурсе сочинений, посвящённом 90-летию ВЛКСМ. А 27 сентября работники Дома культуры ждут вас на празднование юбилея села. Всех желающих приглашаю заняться сбором материала об улицах села, чтобы передать данные в музей ПУ-53.
Поклонись той земле, где родился и вырос,
Пусть тебя согревает её доброта.
Спой ей тихую песню, что в сердце сложилась,
С ней – ты сын, без неё – сирота.
Цель урока – актуализация представлений о возникновении и становлении государственности на Руси в с IХ века по ХIII век, попытка осмысления национальной идеи нашего государства, выработанной тысячелетней историей. У учащихся формируются представления об антинорманской теории возникновения государственности на Руси; закрепляются знания о политическом устройстве Новгородской республики....
24 03 2023 15:48:39
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
23 03 2023 22:42:10
Урок представляет собой занятие по всемирной истории, который дает ретроспективу времени правления Петра I и его преемников в конце XVII – начале XVIII века. Этот урок развивает критическое мышление учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их значения для дальнейшего развития Российского государства....
22 03 2023 20:48:38
Представленный открытый урок несет такое содержание, которое поможет молодому человеку осмыслить значимость подвига Шарифзяна Казанбаева из с. Сараши Бардымского района Пермского края, единственного из Героев Советского Союза, награжденного за спасение полкового знамени....
21 03 2023 18:44:26
Игру можно использовать как на уроке, так и во внеурочной работе по истории. Она неизменно вызывает интерес, помогает поддерживать высокий познавательный уровень. При проведении занятия можно использовать как компьютерные технологии (презентацию), так и обычную доску, разлиновав её по турам, а вопросы зачитывать...
20 03 2023 20:18:28
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
19 03 2023 10:32:18
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
18 03 2023 12:33:47
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
17 03 2023 19:26:58
Как помочь учащимся не заблyдиться в потоке информации и сформировать собственное мнение, опирающееся на конкретные факты, а не на субъективный журналистский взгляд? Моя цель - научить их самостоятельно делать выводы об историческом событии не только на понятийном уровне, но и на уровне эмоциональном. Вашему вниманию предлагается лабораторное занятие по теме: "Холодная война: война в Афганистане?".
...
16 03 2023 2:22:37
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
15 03 2023 7:51:36
Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие творческого мышления, формирование навыков коммуникабельности....
14 03 2023 5:30:53
Сценарий разработан в рамках работы над проектом «Книга памяти», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В основу «Книги памяти» положены воспоминания о прадедах учащихся гимназии, а также хранящиеся в семейных архивах фото и документы. Данный материал может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых Победе советских войск над фашизмом, уроках литературы, истории....
13 03 2023 10:45:29
Урок проводится с целью дать представление об историческом событии XIX века – Отечественной войне 1812 года; рассказать о героических личностях того времени; воспитывать патриотизм на исторических примерах.
...
12 03 2023 8:57:27
Представлено портфолио учителя истории. Состоит из семи разделов....
11 03 2023 23:10:22
Игра позволяет проверить уровень усвоения учащимися пройденного материала, привить интерес к предмету, способствует формированию чувства гордости за историю России.
...
10 03 2023 14:18:27
На примере восстания Спартака раскрыть цели, причины начала и поражения участников антирабовладельческой борьбы; подчеркнуть историческое значение восстания; познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, учебными наглядными пособиями. На уроке используется презентация.
...
09 03 2023 13:48:30
Цель занятия: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа....
08 03 2023 22:31:21
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету.
...
07 03 2023 5:19:11
Данная методическая разработка полезна прежде всего преподавателям истории и классным руководителям, ставящим перед собой цель патриотического воспитания детей. В основу материала легли художественные произведения, пословицы и поговорки, познавательные задания, посвященные Древней Руси перед нашествием монголо-татар. Сильное воздействие на детей оказывают стихи на сюжеты истории и исторические инсценировки. Знания о Руси IX–XII веков – важнейшем периоде складывания древнерусского государства – необходимы, так как эта эпоха определила дальнейшую судьбу страны и народов, ее населяющих.
...
06 03 2023 7:17:14
Игра может быть использована учителями истории, русского языка и литературы, во внеклассной работе, а отдельные ее элементы — на уроках по изучению культуры в качестве дополнения к основному материалу. Прививать учащимся любовь к народной культуре просто необходимо, а делать это намного увлекательнее и интереснее в игровой форме.
...
05 03 2023 7:59:24
Урок является последним при изучении темы "Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого" и необходим для обобщения. При составлении урока использованы такие формы работы, при помощи которых отpaбатываются следующие компетенции учеников: 1. Учебная: извлекать выгоду из образовательного опыта. 2. Исследовательская: получение и обработка информации. 3. Социально-личностная: вступать в дискуссию и выpaбатывать свое собственное мнение. 4. Коммуникативная: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения....
04 03 2023 15:49:15
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
03 03 2023 15:50:11
Подготовка к ЕГЭ по обществоведению. На уроке учащиеся получают теоретические знания по проблеме, отpaбатывают умения решения ситуативных задач, выполняют задания ЕГЭ; работая с материалами периодической печати, подбирают примеры, иллюстрирующие теоретические знания, анализируют статистические материалы.....
02 03 2023 22:21:26
Задачи урока: обобщить знания студентов по истории Древнего мира, сформировать яркое, образное, эмоционально окрашенное представление о данном периоде, истории становления древних цивилизаций Востока и Запада, их взлетах и падениях, особенностях государственного устройства, социальной структуры, экономики, быте, культуре и нравах древних народов....
01 03 2023 12:28:41
Изучение курса всеобщей истории и истории России по историческим блокам позволяет активизировать умения учащихся и перейти на уроках истории от репродуктивного подхода к компетентностному. Данный подход показывает параллельность курсов всеобщей истории и истории России, развивает навыки аналогии, сравнительного мышления, умение применять ранее полученные знания с добавлением фактического материала по данной теме....
28 02 2023 21:56:56
Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...
27 02 2023 13:50:45
Довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества....
26 02 2023 9:37:45
Урок знакомит учащихся с произведениями литературы, архитектуры, скульптуры средневековья и заставляет почувствовать, пережить вместе с героями произведений тот период времени, в котором они жили. На уроке присутствуют межпредметные связи с литературой, музыкой, МХК, задания творческого хаpaктера. Для полного понимания эпохи средневековья используется презентация, аудиозаписи музыкальных произведений на стихи поэтов....
25 02 2023 15:46:51
Урок построен на основе материалов экспозиции школьного музея, краеведческого музея г. Красноуфимска, с использованием материалов, подготовленных лекторской группой музея. Данный урок можно использовать при изучении темы Великой Отечественной войны в курсе преподавания истории России в 9-м классе и как внеклассное мероприятие. Данное занятие позволяет проявить патриотизм школьников по отношению к своей малой Родине, семье, уважительное отношение к старшим, почтить память погибших....
24 02 2023 17:33:39
Музейный урок в классе освещает основные вехи жизни и творчества И.И. Шишкина. Занятие способствует расширению кругозора школьников по творчеству великого художника, развивает коммуникативные и интеллектуальные навыки учащихся, учит работать в группе.
...
23 02 2023 20:55:12
Главной задачей воспитательной работы в школе является воспитание гражданственности. Материал данного мероприятия используется для углубленного изучения своего края, родного города. Методическая разработка предназначена для урочной и внеклассной работы с учащимися 5 – 8-х классов. Является частью серии занятий, посвящённых изучению родного края Кузбасса.
...
22 02 2023 6:49:44
Цель урока – систематизировать знания учащихся по истории и культуре стран Древнего Востока, повысить интерес школьников к предмету. Путешествие в таинственный и загадочный мир древних цивилизаций проходит по станциям, на которых комaнды получают золотые и серебряные ключи от спрятанных "кладов" с сокровищами. ...
21 02 2023 20:58:48
На уроке предлагается в процессе дискуссии попробовать разобраться
в первичных, основных чертах национального хаpaктера русского народа....
20 02 2023 7:20:31

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
19 02 2023 7:23:53
Мероприятие является финальным соревнованием в конкурсе "Лучшие знатоки истории". Участие принимают три комaнды первого и второго курса. Игра включает пять конкурсов: "Историческая мозаика", "Маска, я вас знаю", "Исторические события", "Аукцион", Финал.
...
18 02 2023 15:45:55
Цель: патриотическое воспитание учащихся. Задачи: воспитание уважения к историческому прошлому своего народа; познакомить ребят с жизнью в блокадном Ленинграде; пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью видеоматериалов, музыкальных произведений и поэзии....
17 02 2023 14:15:24
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
16 02 2023 13:58:22
Учащиеся знакомятся с основным элементом структуры экономической деятельности – обменом и его формой торговлей....
15 02 2023 7:40:31
Заканчивая изучение любой исторической эпохи, мы всегда обращаемся к проблеме духовного состояния русского общества, к тем процессам, которые протекали в нем. Серебряный век русской культуры явился закономерным ответом на те события, которые имели место в России в 1900–1916 гг. Его возникновение было предопределено.
...
14 02 2023 0:39:12
Интегрированный урок объединяет литературу и историю развивает навыки учебно-исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами, сравнение материала художественной и исторической литературы развивает аналитическое мышление, формирует умение аргументированно высказывать свою точку зрения на проблему. К уроку прилагаются презентации, комментарии к слайдам и раздаточный материал с вопросами....
13 02 2023 0:45:21
Представлен конспект исторической игры "Меч и дипломатия Александра Невского" для учащихся 6-х классов....
12 02 2023 20:10:48
Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о новой экономической политике....
11 02 2023 20:30:42
Заочная экскурсия в одно из древних государств - Критское, организованное с применением технических средств обучения: мультимедийного проекта, программы MS PowerPoint, дает возможность увидеть достопримечательности прошлого, знать исторических деятелей, привить интерес к предмету "История Древнего мира".
...
10 02 2023 20:15:21
На уроке изучаются события лета 1942 – зимы 1943 года на Кавказе. Особое внимание уделяется изучению материала регионального компонента. Конкретизируются события 1942 г. в станице Курской. Материалы об оккупации станицы представлены в сообщениях учащихся и в презентации. Урок воспитывает чувство гордости и уважения к станичникам, пережившим фашистскую оккупацию.
...
09 02 2023 9:29:39
Цели урока: на основании исторического материала познакомить учащихся с особенностями быта, традициями и укладами жизни донских казаков; прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой родине....
08 02 2023 22:37:33
Такие уроки-игры являются хорошим помощником учителя. Используя по каждому классу определенную систему игр, можно добиться прочных, осознанных знаний. Данный урок в форме КВН лучше использовать в средних классах. В старших классах необходимо усложнять игровой материал, используя новые формы игры (дебаты, диспуты и другие).
...
07 02 2023 1:28:14
На уроке учащиеся знакомятся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века и с достижениями российской науки в это время. В ходе проведения урока учитель имеет возможность формировать у детей целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века, а также развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал.
...
06 02 2023 11:55:18
Как же добиться, чтобы обычный школьный урок был не только интересным, но запоминающимся? Один раз в учебном году в нашей школе устраиваются большие открытые мероприятия как подведение итога по отдельным разделам истории. Как правило, это конкурсы или викторины. Особенно яркими и запоминающимися получаются мероприятия, которые придумываются совместно с учителями литературы, МХК, иностранных языков, материальной технологии и родителями....
05 02 2023 18:33:19

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
04 02 2023 10:30:47
Уроки "Источники права" (2 ч.) построены на основе методики деятельностного подхода в изучении обществознания. Главное место на уроках отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников. Сочетая объяснение нового материала с самостоятельной работой учащихся, учитель добивается развития разнообразных компетенций учеников.
...
03 02 2023 23:38:43
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::