Роль язычества в формировании национального самоопределения русского народа и самосознания народов нашей страны > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Роль язычества в формировании национального самоопределения русского народа и самосознания народов нашей страны


    Роль язычества в формировании национального самоопределения русского народа и самосознания народов нашей страны

План урока.

  1. Историческое развитие славяно-русского язычества
  2. Мир в представлениях древних славян и тюркоязычных народов Сибири

Ход урока

? Что такое “язычество”?

Какие известные вам народы прошли стадию языческих верований?

Приведите примеры языческих верований, праздников, ритуалов. Какие из них сохранились до нашего времени? Как вы можете это объяснить?

Проблема национального и государственного самосознания в современной России – одна из самых насущных. Это очевидно всем и в специальном обосновании не нуждается.

Формирование русского национального самосознания уходит в глубь веков и неразрывно связано с историческим прошлым славян. Сегодня на уроке я предлагаю вам установить роль язычества в формировании национального самоопределения русского народа и самосознания народов нашей страны (на примере восточных славян и коренных народов Сибири).

Для решения поставленной цели необходимо осознать историческую глубину корней, питающих русское национально-государственное самосознание. Бесспopно влияние новой веры на самоопределение русского народа. Воздействие христианства сказалось буквально во всех областях жизни, и не в последнюю очередь, конечно же, в культурной сфере. Однако было бы несправедливым связывать все богатство древнерусской культуры с христианством. Больше всего оно воздействовало на официальный слой культуры. Культура народная также испытывала это воздействие, но в меньшей мере, а само влияние распространилось на нее гораздо медленнее.

Без изучения язычества мы не сможем понять уникальность русского самосознания. Лишь знание народных языческих традиций позволит нам правильно понять хаpaктер русского человека. Христианство же, зародившееся вдали от славянских племен, восприняло славянское язычество как чуждую религию, которое жестоко уничтожалась сверху. Народ же несколько веков сопротивлялся этому и разными путями вносил язычество в христианство, в конце концов, народное мировоззрение, этика, растворились в христианстве, создав уникальный сплав – Русское Православие.

1. Историческое развитие славяно-русского язычества

Учащимся предлагается поработать с текстом “Хронология развития язычества”. Результатом работы должно быть следующее:

В самом начале XII в. русский писатель, современник Владимира Мономаха предложил периодизацию славянского язычества, разделив его на четыре стадии:

Культ "упырей (вампиров) и берегинь" - одухотворявший всю природу и деливший духов на враждебных и благожелательных.

Культ земледельческих небесных божеств "Рода и рожаниц". Исторически две рожаницы предшествуют Роду; это были богини плодовитости всего живого, ставшие в дальнейшем матриархальными богинями аграрного плодородия.

Культ Перуна, являвшегося в древности богом грозы, молний и грома, а в дальнейшем ставшего божеством войны и покровителем воинов и князей. При создании государства Киевской Руси Перун стал первым, главным божеством в княжеско-государственном культе X в.

После принятия христианства в 988 г. язычество продолжало существовать, отодвинувшись на "украины" государства (4 стадия).

2. Мир в представлениях древних славян и тюркоязычных народов Сибири

Слушая рассказ учителя, изобразите схематично мировое устройство славян и сибиряков. При выполнении этого задания можно разделить класс на группы или варианты.

Мир язычников состоял из трех частей: земли, неба и подземно-водной зоны. Я предлагаю вам сравнить славянские и сибирские представления о мироздании именно по этому принципу.

ЗЕМНЫЕ БОГИ СЛАВЯН И СИБИРЯКОВ

У многих народов земля изображалась как округлая плоскость, окруженная водой. Вода конкретизировалась или как море, или же в виде двух рек, омывающих землю. Судя по фольклору, славянские представления о море не имели законченного вида. Море где-то на краю земли. Оно может быть на севере, где на стеклянных горах находится хрустальный дворец Кощея Бесcмepтного, сверкающий всеми цветами радуги. Это — отражение позднейшего знакомства с Ледовитым океаном и северным сиянием. Море может быть обычным, без этих арктических признаков. Здесь ловят рыбу, плавают на кораблях, здесь находится девичье царство (сарматов) с каменными городами; отсюда, от морских берегов Змей Горыныч, олицетворение степняков, направляется в свои налеты на святую Русь. Это — реальное историческое черноморско-азовское море, издавна известное славянам и даже носившее временами название "Русского моря". До этого моря от лесостепной окраины славянской прародины или (что то же самое) от южной окраины славянских царств можно доскакать "скорою ездою", как говаривали в XVI в., всего лишь за три дня.

В представлениях тюркоязычных народов Сибири, как и у славян, существовало три мира:

  • Верхний (небесный) – мир Ульгена, мир светлый, мир Солнца и Луны, мир девятислойный, в каждом слое, которого есть каан (хан), но самым главным богом был Ульген.
  • Нижний мир (подземный) – мир Эрлика, то есть Узют – каана, мир темный, без Солнца и Луны, мир мертвых.
  • Средний мир (наш мир) – мир человека, мир живых.

Для славянских язычников был очень важен аграрный аспект земли: земля - почва, рождающая урожай, "Мать - сыра - земля", почва, насыщенная влагой, питающей корни растений, "матушка-земля", с которой связан целый ряд обрядов и заклинаний. Здесь почти неощутима грань с воображаемым подземным сказочным миром. Богиней плодоносящей земли-почвы, "матерью урожай" была Макошь, введенная в 980 г. в пантеон важнейших русских божеств, как богиня плодородия.

В отличие от восточных славян, большинство почитаемых шорцами земных божеств покровительствовали охотникам, так как это занятие обеспечивало существование людей. Отдельными родами почитались мелкие охотничьи духи, тесно связанные с домашними пенатами. Так, охотники рода чилей осенью перед началом охотничьего сезона устраивали камлание ежик-ези – “хозяину двери”, сыну Ульгена и хранителю дома, изображение которого делали из бересты и вешали в переднем углу жилища. Не почитание его влекло за собой болезнь охотника и неудачу в промысле.

Каларцы перед охотой оказывали знаки внимания тор-кижи “человеку переднего угла”, сделанному из бересты в виде человеческого лица с глазами из свинцовых бляшек, деревянным носом, с бородой и усами из беличьего хвоста. Изображение хранили в амбаре, а перед охотой помещали в переднем углу жилища и “угощали” кашицей из талкана, поставив перед ним туес с абырткой.

Шорцами низовьев Кондомы при отправлении на охоту “угощался” сарас или колунак – хозяин колонка. Его изображение из белой холщовой тряпочки, заменявшей шкуру колонка, перед отправлением на охоту вносили в избу или юрту, вешали на матицу или втыкали прут, на котором была привязана шкурка, в скамейку. До этого изображение колонка хранили где-нибудь в амбаре или под крышей вместе с другими духами. Хозяина колонка кропили вином. Если шкурка шевелилась, значит, удачи в охоте нечего было и ожидать. При благополучных обстоятельствах охотник уходил в тайгу, “покормив” салом и вином.

По среднему течению Мрассу и в верховьях Томи почитали каннатыга – крылатого (каннатулар), который представлял из себя естественную развилку ветки березы с тряпочкой посередине, с пришитыми к ней перьями. Рис.1

Это изображение хранили в доме, “угощали” жирной пищей – маслом и кашей без соли. За непочтение каннатыг мог наслать болезни, мешал охотникам прицеливаться в зверя, мелькая перед глазами.

Духи более позднего происхождения почитались целыми группами родов. В верховьях Мрассу и в юго-западной части Хакасии, населенной шорцами, почитали тайгама. У некоторых фигур отличались ступни и признаки пола. Из кусочков меха прикреплялись усы, брови и борода.

Рис.2-3

У шорцев среднего течения р. Кондомы охотники перед промыслом камлали шалыгу. По легенде, он раньше был отчаянным и бесстыдным человеком. Эрлик решил его наказать, поставив заряженный самострел. Попавшему в ловушку Шалыгу стрела ранила ногу и язык. Поэтому он мучает охотников ломотой костей. Ему приносят в жертву жидкую, сладковатую на вкус кашицу, сваренную из муки поджаренного ячменя и солода – шилигу. Кропление можно производить и без участия шамана. Охотники, приезжая в тайгу, совершали кропление этой кашицей духам окружающих гор и дереву кедру, под которым располагался их шалаш. Вырезали изображение шалыга из дерева в виде плоской антропоморфной фигуры. Голова овальная, глаза из свинца или меди, рот и нос вырезались рельефно. Ноги расчлeнены, одна короче другой, руки в виде коротких выступов.

У кондомских шорцев, живущих неподалеку от Кузнецка, изображение шалыга делалось в двух экземплярах: одно из них считалось женой, другое – мужем, при чем у последнего в данном случае не прослеживается короткой ноги, как у его жены.

Мы приходим к выводу, что у славян и у сибиряков главными считались покровители основных занятий населения – у славян Макошь, у сибиряков – божества, покровительствующие охоте. (желательно, чтобы этот вывод сделали учащиеся, но это зависит от степени подготовленности класса).

НЕБЕСНЫЕ БОГИ СЛАВЯН И СИБИРЯКОВ

Небо, в прямой зависимости от системы хозяйства, по-разному воспринималось первобытными людьми. Представления земледельцев о небе и его роли в природе и в человеческой жизни существенно отличались от воззрений охотников. Если охотникам нужно было знать звезды и ветры, то земледельцев интересовали тучи ("тучные", содействующие плодородию дождевые облака) и солнце. Непознанность процесса испарения земной воды, образования облаков и тумана ("росы") привела к своеобразному представлению о постоянных запасах воды где-то высоко над землей, на небе. Эта небесная влага иногда, в непредсказуемое время, может принять вид туч и пролиться на землю в виде дождя, "утучнить" ее и содействовать росту трав распоряжающемся дождями, грозовыми ливнями и молниями. В дополнение к двум архаичным рожаницам появился могущественный Род, повелитель неба и всей Вселенной, великий жизнедавец вдувающий жизнь во все живое посредством дождевых капель.

Все сибирские народы были, прежде всего, охотниками, поэтому у сибирских тюрок сохранились элементы почитания неба, солнца, луны, звезд, Большой Медведицы, Венеры и т. п. Наряду с этими у них существовало восприятие неба как мира, где обитают сверхъестественные существа, составляющие подобно людям отдельные племена, занимающиеся разведением скота и пр. Жителей верхнего мира считали владельцами кут людей и скота, признавали божествами, способными при желании дать людям счастье и богатство, защитить их от любых бед и болезней. Предки сибирских тюрок, видимо, называли их “творцами”.

Божествам верхнего мира приписывались возможность обеспечить людям благополучную и богатую жизнь, в их же воле было отказать во всем и тем самым обречь людей на бедность и болезни. На ранней стадии почитания божеств-небожителей их считали существами, находящимися во вражде с духами нижнего мира, и при появлении в среднем мире небожители преследовали их молниями. Наряду с этим, по верованиям тюрок Сибири, обитатели верхнего мира при посещении среднего мира сами причиняли людям болезни и несчастья, то есть становились злыми духами.

Общие древние представления сибирских тюрок о верхнем мире в ходе эволюции их религиозных верований претерпели значительные изменения. В XIX – начале XX века в воззрениях тюркских народов Сибири о божествах-небожителях существовало много своеобразных черт, присущих отдельным народам и этническим группам. Южно-алтайские шаманы активно вмешивались в культ божеств-творцов – дъайычу. Они, во-первых, совершали обряды этого культа при “помощи” специальных духов-посредников Дъайык, Суйла, Уткучи. Во-вторых, сыновья Ульгена считались родовыми покровителями, которых шаманы призывали на помощь во время камланий.

В верованиях телеутов сохранилось почитание божества Татай, считавшегося хозяином града, грома и дождя. Татай в древности входил, видимо, в число киргизов и бурят. Возможно, что среди якутов были племена, поклонявшиеся Татаю, которого можно отнести к божествам древнетюркского пантеона, сформировавшемуся до X в. – времени отхода киргизов и якутов от основной массы тюрок Южной Сибири.

Кумaндинцы, как и южные алтайцы, признавали Ульгена главой божеств-небожителей, но считали его покровителем родов южно-алтайского (телеутского) происхождения. Только у кумaндинцев был зафиксирован миф о женитьбе земного шамана на дочери Ульгена и рождении от них духов Кочо, Курултай и Келей.

Шорские представления о верхнем мире были близки к алтайским. Так, например, они заимствовали у своих соседей обряд жертвоприношения Ульгену. Анализ имеющихся материалов свидетельствует, что шорцы трaнcформировали по-своему древний образ общетюркского бога-творца. Они приписывали ему подбор кандидатов в шаманы: Ульген сам указывает будущих шаманов, ставя на них метки в виде лишней кости, и только с его разрешения шаманы будто бы могли сделать свои бубны; Ульген “давал” шаманам мифических коней для “совершения” поездок в верхний мир. К Ульгену шаманы обращались через своих родовых духов-покровителей. Интересно, что в число шорских божеств верхнего мира входили Сары Чалыг, Джангыpaкту дъажызы канн и Каным. Они почитались также кумaндинцами. Чалыг (Шалыг) был духом-покровителем охоты, Каным – духом-хозяином леса.

В целом комплекс воззрений тюркоязычных народов Сибири, хотя и имел общую древнюю основу, был весьма сложен и обладал весьма специфичными элементами, свойственными отдельным этническим и локальным группам. Они, по всей видимости, возникли на более поздних этапах истории народов Сибири.

В “Слове о полку Игореве” упоминается Сварог – бог неба (инд. Сварга – небо), отсюда, кстати, наши выражения “свара”, “свариться” - ругаться, браниться, быть как небо в ненастье. Даждьбога в “Слове о полку Игореве” называют “огонь Сварожич”.

Связан со Сварогом Стрибог – бог воздушных течений и стихий. Видимо, именно ему подчинялись ветры, собственные имена некоторых из них утрачены, возможно, одного из них утрачены, возможно, одного из них называли Ветер, другого Ураган и т. д. Но названия двух ветров дошли до нас. Это Погода (Догода) – лёгкий, приятный западный ветерок. Не случайно всё остальное состояние атмосферы, кроме названного, именуют непогодой. Посвист (Позвизд или Похвист) – старший (или повелитель) ветер, живущий на севере. Изображался в огромном развевающемся плаще. В сказках Позвизда иногда заменяет Соловей-разбойник, образно воплотивший всю злую и разрушительную силу ветра.

Солнце тоже было ценимо земледельцами, как источник света и тепла и условие произрастания всего в природе, но здесь был исключен элемент случайности, элемент капризов божественной воли — солнце было воплощением закономерности.

Некоторые считают, что бог солнца у древних славян был Ярило, другие – Даждьбог, третьи называют Световида – это и так и не так. Отчасти каждому из главных племенных языческих богов, какими являлись Даждьбог и Световид, были присущи черты Бога Солнца, с другой стороны, и этим богам и солнцу придавали свойства мужские, свойства рода (Ярилы). Однако у славян был собственно бог солнца, имя ему Хорс.

Славянский пантеон хаpaктеризуется огромным перечнем богов – покровителей земледелия, в то время как пантеон тюркоязычных народов в основном представлен духами – покровителями охоты. Это объясняется различными видами занятий народов: у славян превалировало земледелие, у тюрок – охота и скотоводство. В связи с этим разнится и понимание верхнего мира. Если для славян были ценимы солнце, тучи как источники хорошего урожая, то для сибиряков главенствующими были звезды, луна, солнце – ориентиры на местности.

БОГИ ПОДЗЕМНОГО ЦАРСТВА

Важной частью представлений о подземном мире славян является общечеловеческая концепция подземного океана, в который опускается солнце на закате, плывет ночью и выплывает на другом конце земли утром. Ночное продвижение солнца осуществлялось водоплавающими птицами (утками, лебедями), а иногда действующей фигурой был подземный ящер, заглатывавший солнце вечером на западе и вырыгивавший его утром на востоке. Днем солнце по небу над землей влекли кони пли мощные птицы вроде лебедей.

Сравнительное изучение поверий тюркоязычных народов Сибири о нижнем мире показывает, что у них также имелись однотипные представления, возможно унаследованные от общих предков. Так все этнические группы сибирских тюрок считали нижний мир во многом таким же, как и средний. В нем были свои горы и реки, обитатели той земли имели юрты (аилы), занимались скотоводством, болели, радовались и т.д. Только их мир был менее благоустроен, сумрачен и чужд для обычного человека. В древности он считался миром, куда люди переселялись после cмepти. Духи нижнего мира, по верованиям тюрок Сибири, могли появляться в среднем мире в образе невидимых духов и причинять людям вред. Но и люди, случайно попавшие живыми в нижний мир, также становились злыми духами для его жителей. В комплексе поверий о нижнем мире у тюркоязычных народов Сибири имелись, однако, существенные различия. Известен образ Эрлика, почитавшегося всеми алтае-саянскими тюркоязычными этническими группами и монголоязычными народами как владыка подземного царства. Очевидно, заимствование тюрками Сибири образа Эрлика-хана, сформировавшегося у древнемонгольского населения Центральной Азии, произошло после VII в. н. э. В это время, вероятно, началось проникновение к древним тюркам буддизма. Об этом свидетельствуют такие факты: в уйгурских буддийских памятниках Эрлен-ханом (Эрликом) называли Яму (Уата) – судью и владыку загробного мира.

У южных алтайцев слуги Эрлика похищали кут человека, но наряду с этим сыновья Эрлика покровительствовали отдельным родам и защищали их от нападения враждебных духов. По верованиям хакасов и шорцев, Эрлик давал их шаманам духов-помощников, которые помогали им в борьбе со сверхъестественными существами, наславшими на пациента болезнь, независимо от того, к какому миру принадлежали духи, причинившие вред. Возможно, эти специфические черты образов духов нижнего мира возникли в результате поздних этнокультурных контактов тюркоязычных народов Сибири, имевших в прошлом общих предков.

Богам солнца, жизни и любви, земного царства славян противопоставлялись боги cмepти и подземного царства. Среди них – Чернобог, властитель подземного мира, представитель тьмы. С ним связаны отрицательные понятия “чёрная душа” (человек, погибший для благородства), “чёрный день” (день бедствия). Одним из главных служителей Чернобога был Вий (Ний). Он считался судьёй над мёртвыми. Славяне никогда не могли примириться с тем, что те, кто жили беззаконно, не по совести, обманывая других, и несправедливо пользовались не принадлежащими им благами, не наказаны.

С сезонной cмepтью природы на время зимы связан Кащей – божество подземного царства. Он символизирует окостенение, оцепенение от мороза в зимнюю пору всей природы. “Настоящей богиней cмepти была Мара (Мор). Отсюда, вероятно, слова “умереть”, “cмepть”, “мрут”, “вымирают”, “мёртвые”.

Так представление славян о подземном мире очень схоже с восприятием его сибиряками. Подземный мир воспринимался как мир враждебный, часто как мир, существующий после cмepти, загробный. Но, кроме богов подземного царства и богов cмepти, как у славян, так и у тюркоязычных народов Сибири, существовали духи, защищающие отдельные этнические группы от враждебных сил, помогающие людям в периоды горя и разочарований.

Необходимо проверить схемы мирового устройства славян и сибиряков.

? Можно ли сказать, что язычество славян или сибиряков было односложной, отчасти примитивной религией?

Попытайтесь найти схожие черты у язычества и христианства (православия)?

Сохраняются ли языческие обряды сегодня? Приведите примеры?

Почему так долго существуют языческие верования?

ВЫВОД: русское национально-государственное сознание выплавилось не только из принципиально новой религии, но и формировалось под влиянием ранее существовавшей идеологии – язычества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. – Новосибирск, “Наука”, 1984. – С.215 – 216.
  2. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга. – Саратов, “Надежда”, 1993. – С. 4 - 5.
  3. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга. - Сост. А.И.Баженова, В.И. Вардугин. – Саратов, “Надежда”, 1993. – С. 7 – 8.
  4. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. – М., “Наука”, 1988. – С.255 – 256, с.301
  5. Сагалаев А. М., Октябрьская Н. В. – Традиционное мировоззрение тюрок Сибири. Знак и ритуал. – Новосибирск, “Наука”, 1980. – С. 25.
  6. Сатлаев Ф. Кумaндинцы. – Горно-Алтайск, 1984. - С.159.
  7. Собр. М. Забылиным. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М., “Автор”, 1992. – С.248 – 249.
  8. Шорцы. Каталог этнографических коллекций музеев России. Часть 5. Духовная культура. – Кемерово, “Кузбасс вузиздат”, 1999. – С. 18,22




Внутренняя политика Ивана IV Грозного. 6-й класс


    Внутренняя политика Ивана IV Грозного. 6-й класс

      Урок по истории России на тему «Внутренняя политика Ивана IV Грозного» особенно рекомендуется молодым специалистам, так как в разработке чётко прописаны основные моменты, необходимые для анализа урока и дан фактический материал урока, чётко определено время каждого этапа урока....

21 01 2022 6:12:15

Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт-Петербурга "Виват, Санкт-Петербург!"


    Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт-Петербурга "Виват, Санкт-Петербург!"

      Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначено для младших и средних школьников. Мероприятие рекомендуется проводить накануне празднования Дня города – 27 (16) мая или на неделе истории в школе. В игровой форме ребята закрепляют знания по истории и культуре города. Мероприятие формирует познавательный интерес учащихся к изучению родного города....

20 01 2022 9:19:15

Конспект урока обществознания по теме "Золотые руки работника"


    Конспект урока обществознания по теме "Золотые руки работника"

      Рациональным зерном урока явилась постановка и решение проблемной задачи, что является новым приёмом для 7-го класса. Ребята благодаря цепочке выводов по отдельным моментам урока сумели дать исчерпывающий интересный ответ на проблемный вопрос. Данный урок расширил кругозор учащихся и дал новые знания о труде и системе оплаты труда....

19 01 2022 9:43:40

Урок – лабораторное занятие по истории на тему: "Три цвета Гражданской войны"


    Урок – лабораторное занятие по истории на тему: "Три цвета Гражданской войны"

      Гражданская война – величайшая трагедия в истории России. Какие силы участвовали в Смуте ХХ века? Почему победили большевики? В чем трагедия Белого движения? Методическая разработка предложенного урока позволяет учащимся самостоятельно сформулировать ответы на поставленные вопросы....

18 01 2022 2:19:35

Экологическая обстановка села Садовое


    Экологическая обстановка села Садовое

      Цель проекта: выявить наиболее актуальные для села экологические проблемы....

17 01 2022 16:30:45

"Народные волнения в 1660–1670-е годы". 7-й класс


    "Народные волнения в 1660–1670-е годы". 7-й класс

      Цель урока: сформирование представления о народных движениях XVII века, развитие мыслительных навыков и познавательных умений, воспитание интереса к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому....

16 01 2022 23:41:20

Урок истории в 10-м классе "Монголо-татарское нашествие на Русь"


    Урок истории в 10-м классе "Монголо-татарское нашествие на Русь"

      В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....

15 01 2022 1:44:51

Урок по теме "Индустриализация и плановая экономика в СССР 1928–1940 гг."


    Урок по теме "Индустриализация и плановая экономика в СССР 1928–1940 гг."

      В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...

14 01 2022 16:12:21

Урок в 7-м классе по теме "Восстания в царствование Алексея Михайловича"


    Урок в 7-м классе по теме "Восстания в царствование Алексея Михайловича"

      Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....

13 01 2022 15:34:16

Великая депрессия: выход и уроки


    Великая депрессия: выход и уроки

      Главной международной проблемой сегодня является мировой экономический кризис. Прецеденты этого процесса есть в мировой истории. Мы с учениками 11-го класса решили проанализировать процесс выхода из «Великой депрессии» 1930-х гг. в США, Германии и Франции и вывести уроки Великой депрессии применительно к сегодняшней ситуации в мире. Урок строится на основе кейс-технологии, интеpaктивных методов обучения, использования ИКТ-технологий. ...

12 01 2022 11:36:29

Патриотическое воспитание школьников на уроках истории и во внеурочной деятельности. "Люди, покуда сердца стучатся, помните"


    Патриотическое воспитание школьников на уроках истории и во внеурочной деятельности. "Люди, покуда сердца стучатся, помните"

      Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....

11 01 2022 19:11:19

Урок-экскурсия в 11-м классе "Воинский долг на земле неизменен"


    Урок-экскурсия в 11-м классе "Воинский долг на земле неизменен"

      Урок проводится в 11-м классе, после изучения темы "Россия в первой Мировой войне". Этот урок дополняет материал § 8–9 учебника Н.В. Загладина, С.И. Козленко "История России ХХ — начала ХХI века". Урок знакомит учащихся с героями Первой Мировой войны, обратив внимание, что они известны далеко не всем. Рассматриваются главные военные награды начала ХХ века, которые являются и ценным историческим источником, и памятью, и символом мужества и гордости....

10 01 2022 13:35:41

Урок по теме "Культура России в XIX веке. Живопись"


    Урок по теме "Культура России в XIX веке. Живопись"

      В данной работе представлен конспект урока по предмету "История". Урок проводится с использованием элементов развивающего обучения и сопровождается презентацией в программе PowerPoint. ...

09 01 2022 13:54:32

Формирование единого образовательного прострaнcтва молодежи как важная задача современной российской педагогики


    Формирование единого образовательного прострaнcтва молодежи как важная задача современной российской педагогики

      Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....

08 01 2022 5:12:32

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

07 01 2022 15:54:26

Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания


    Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания

      Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....

06 01 2022 10:13:58

Урок истории в 10-м классе по теме "Галицко-Волынское княжество и Господин Великий Новгород"


    Урок истории в 10-м классе по теме "Галицко-Волынское княжество и Господин Великий Новгород"

      Данный урок продолжает изучение социально-экономических, этнических, внутри- и внешнеполитических особенностей и культурных процессов княжеств-государств периода феодальной раздробленности. Дана хаpaктеристика своеобразия их политического устройства. ...

05 01 2022 13:44:43

Полиперспективность в пpaктике преподавания региональной истории


    Полиперспективность в пpaктике преподавания региональной истории

      На примере изучения темы "Гражданская война на Кубани и Черноморье" показан принцип полиперспективности в преподавании региональной истории. Формирует собственное представление об этом сложном периоде отечественной истории. Особое внимание уделяется преодолению стереотипа оценки Гражданской войны только с точки зрения победителей....

04 01 2022 17:59:15

Интегрированный урок (музыка + история) по теме "Шапки долой, господа, перед вами гений…"


    Интегрированный урок (музыка + история) по теме "Шапки долой, господа, перед вами гений…"

      Автор знакомит учащихся с жизнью и творчеством западноевропейского композитора XIX века Ф.Шопена....

03 01 2022 11:19:32

Разработка урока с использованием технологии деятельностного метода "Серебрянный век" русской культуры. 9-й класс


    Разработка урока с использованием технологии деятельностного метода "Серебрянный век" русской культуры. 9-й класс

      На уроке изучаются изменения в духовной сфере жизни общества в конце XIX – начале ХХ в....

02 01 2022 13:51:13

Контрольная работа по истории России в форме ЕГЭ. 6-й класс


    Контрольная работа по истории России в форме ЕГЭ. 6-й класс

      Предлагаются тесты по истории России по теме "Древнерусское государство" в формате ЕГЭ . 2 варианта для учащихся 6-х классов. Можно использовать на уроке обобщения....

01 01 2022 1:21:48

История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе


    История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе

      В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...

31 12 2021 8:49:16

Вероучение в мировых религиях


    Вероучение в мировых религиях

      Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....

30 12 2021 6:28:52

Урок обществознания в 8-м классе по теме "Конфликт"


    Урок обществознания в 8-м классе по теме "Конфликт"

      Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...

29 12 2021 15:48:11

Программа "Основы жизненного самоопределения", 5-й класс (пропедевтика обществознания) — региональный компонент


    Программа "Основы жизненного самоопределения", 5-й класс (пропедевтика обществознания) — региональный компонент

      Программа курса «Основы жизненного самоопределения» для 5-го класса. В основу программы легли некоторые обществоведческие курсы, существующие в образовательной среде. Цель курса — формирование социальной компетентности. Данный курс можно использовать не только в рамках изучения предмета, но и во внеклассной работе....

28 12 2021 9:42:30

Технология развивающего обучения. Урок в 7-м классе "Эпоха Екатерины Великой"


    Технология развивающего обучения. Урок в 7-м классе "Эпоха Екатерины Великой"

      Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо....

27 12 2021 5:30:45

Интегрированный урок (история + ИЗО) по теме "Появление искусства и религиозных верований"


    Интегрированный урок (история + ИЗО) по теме "Появление искусства и религиозных верований"

      Урок проводится в 5-х классах, цель урока — сформировать представление о появлении искусства и религии у древних людей. ...

26 12 2021 1:34:20

Урок истории на тему "Путешествие в картинную галерею. М.А. Врубель"


    Урок истории на тему "Путешествие в картинную галерею. М.А. Врубель"

      На данный урок по тематическому планированию отводится 1 час. Урок проводится в форме заочной экскурсии по картинной галерее, в ходе которой учащиеся знакомятся с творчеством яркого представителя художественной культуры начала ХХ века М.А. Врубеля....

25 12 2021 16:41:46

Методика использования технологии Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова на примере формирования понятия "государство" в курсе истории древнего мира в 5-м классе


    Методика использования технологии Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова на примере формирования понятия "государство" в курсе истории древнего мира в 5-м классе

      Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. ...

24 12 2021 17:44:52

«Феодальная раздробленность на Руси». Повторительно-обобщающий урок в 6-м классе


    «Феодальная раздробленность на Руси». Повторительно-обобщающий урок в 6-м классе

      Урок является итоговым и ставит целью не только систематизацию материала, но и формирование компетенций: делать выводы, видеть причинно-следственные связи, находить ошибки, решать исторические задачи. Используются различные методы и способы освоения материала, технология критического мышления. Отpaбатываются навыки коллективной работы и работы с научным текстом. ...

23 12 2021 16:44:32

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

22 12 2021 0:40:48

Инновационные технологии в преподавании истории. Научно-исследовательская деятельность учащихся


    Инновационные технологии в преподавании истории. Научно-исследовательская деятельность учащихся

      В настоящее время в современной школе уделяется большое внимание научно-исследовательской деятельности учащихся. Настоящая статья предлагается в помощь учителям истории для правильной организации научно-исследовательской деятельности своих учеников....

21 12 2021 14:35:40

Урок-путешествие "Древние государства Востока"


    Урок-путешествие "Древние государства Востока"

      Урок для 5-го класса является повторительно-обобщающим, представлен в виде урока-путешествия. В самом уроке использованы наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал (чайнворд, кроссворд, криптограмма, а также различные вещи). ...

20 12 2021 10:14:22

Урок в 9-м классе "Реформы Столыпина"


    Урок в 9-м классе "Реформы Столыпина"

      На уроке рассмотрены цели и основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро. "Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России". Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически реформатором-одиночкой....

19 12 2021 22:36:11

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

18 12 2021 4:34:16

Урок в рамках изучения истории Московской области по теме "Московский край в эпоху Смутного времени"


    Урок в рамках изучения истории Московской области по теме "Московский край в эпоху Смутного времени"

      Предлагаемый урок разработан на основе учебной программы курса "Историческое краеведение" и учебника В.В. Сухова "История Московской области". Урок может быть дан в 7-м классе, сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....

17 12 2021 4:29:27

Разработка урока на тему "Современная школа". 5-й класс


    Разработка урока на тему "Современная школа". 5-й класс

      Особенностью этой разработки является то, что реализация целей и задач урока происходит с использованием материала, отражающего специфику образовательного процесса конкретного учреждения. В ходе урока обучающиеся знакомятся с извлечениями из устава школы, учебного плана, плана воспитательной работы. И это не просто знакомство с документами, а серьезный анализ текста....

16 12 2021 0:24:33

Урок истории в 5-м классе по теме "Рабство в Древнем Риме"


    Урок истории в 5-м классе по теме "Рабство в Древнем Риме"

      Урок-панорама изучения нового с элементами театрализации и маршрута по теме "Рабство в Древнем Риме" ставит целью создание у школьников образного представления о положении рабов в Древнем Риме, их труде, занятости в хозяйстве, повседневной жизни и быту. Форма занятия позволяет развивать логические, образные и оценочные умения при разработке панорамных плакатов, воспитывает эмоционально-целостное отношение к истории....

15 12 2021 13:29:41

Памяти огненных лет


    Памяти огненных лет

      Историко-познавательная игра (викторина) может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории нетрадиционного типа в старших классах. Викторина может проходить и как самостоятельное мероприятие (интеллектуальное соревнование) во время предметной недели или праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы....

14 12 2021 20:42:54

Урок обществознания по теме "Нравственные основы семьи, её психологический климат"


    Урок обществознания по теме "Нравственные основы семьи, её психологический климат"

      Проблема семейного счастья, благополучия для этого урока выбрана не случайно: ведь в современной семье отражаются все проблемы, переживаемые нашим обществом, к тому же 2008 год объявлен в нашей стране годом семьи. Эта тема очень важна для подростков, которым в недалеком будущем предстоит создавать собственные семьи. Хочется, чтобы они были счастливыми....

13 12 2021 4:39:36

Проблемы преподавния курса "История Красноярского края" в рамках национально-регионального компонента


    Проблемы преподавния курса "История Красноярского края" в рамках национально-регионального компонента

      История Красноярского края значима для детей, так как это истории малой Родины, ее изучение расширяет кругозор. Возможности истории для патриотического воспитания безграничны. Истории своего региона содействует формированию нравственной позиции личности, проявлению чувств сопричастности к этносам, населяющих данный край. В статье содержится анализ некоторых проблем, с которыми сталкивается учитель. В статье и в приложениях содержится материал пpaктического хаpaктера. ...

12 12 2021 17:59:48

Образовательно-компетентностный подход: методические рекомендации написания эссе по курсу обществознания


    Образовательно-компетентностный подход: методические рекомендации написания эссе по курсу обществознания

      Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...

11 12 2021 8:12:12

Всеобщая история. "Ассирийская держава". 5-й класс


    Всеобщая история. "Ассирийская держава". 5-й класс

      Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...

10 12 2021 15:35:34

Интегрированный урок (английский язык + обществознание) по теме "Реклама и права подростка"


    Интегрированный урок (английский язык + обществознание) по теме "Реклама и права подростка"

      Данное занятие проводится в 9-м классе базового уровня. При подготовке и проведении урока преподаватели двух предметов (обществознания и английского языка) взяли за основу курс обществознания, в рамках которого изучается тема «Права подростка». На рассмотрении данной темы отводится 1 час рабочего времени, поэтому целесообразно конкретизировать изучение данной теме на каком-либо одном праве подростка. В рамках курса английского языка изучается тема «Здоровый образ жизни» (16 часов)....

09 12 2021 18:51:45

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся "Обобщение по теме "Древний Египет". 5-й класс


    Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся "Обобщение по теме "Древний Египет". 5-й класс

      Разнообразие форм работы, частая смена деятельности делают урок динамичным, постоянно поддерживают познавательный интерес и не дают ученикам заскучать. Цель нашего путешествия по Древнему Египту – вспомнить основные факты из жизни этого государства, проверить, насколько глубоко усвоен изученный материал....

08 12 2021 16:16:11

Причины и предпосылки образования единого государства (6-й класс)


    Причины и предпосылки образования единого государства (6-й класс)

      Изучение нового материала осуществляется на основе презентации, содержащей схемы, таблицы, документы и др. дидактические материалы. Ряд заданий предусматривает использование Smart-доски. ...

07 12 2021 9:49:49

Разработка урока истории в 5-м классе "Граждане, ученые, атлеты Греции"


    Разработка урока истории в 5-м классе "Граждане, ученые, атлеты Греции"

      Комбинированный урок истории древнего мира в 5-м классе по учебнику Ф.А. Михайловский «История древнего мира», Москва, «Русское слово». Цель урока: продолжить работу по понятию «культура»; охаpaктеризовать особенности воспитания граждан в различных полисах древней Греции; показать вклад греческих ученых в развитие наук; создать представление об истории создания Олимпийских игр в древней Греции....

06 12 2021 12:11:38

Урок истории по теме "Крымская война (1853–1856)"


    Урок истории по теме "Крымская война (1853–1856)"

      Урок посвящен "черной странице" российской внешней политики XIX века. Тип урока ‒ комбинированный. Приемы, использованные в ходе урока: беседа, анализ иллюстрации и кинофильма, самостоятельная работа учащихся. Педагогическая цель: изучение истории Крымской войны, усвоение ключевых понятий темы "Синопское сражение", "оборона Севастополя", "Парижский мир"....

05 12 2021 23:22:29

Средневековая литература и искусство


    Средневековая литература и искусство

      Урок знакомит учащихся с произведениями литературы, архитектуры, скульптуры средневековья и заставляет почувствовать, пережить вместе с героями произведений тот период времени, в котором они жили. На уроке присутствуют межпредметные связи с литературой, музыкой, МХК, задания творческого хаpaктера. Для полного понимания эпохи средневековья используется презентация, аудиозаписи музыкальных произведений на стихи поэтов....

04 12 2021 12:46:12

Урок-пpaктикум по истории. Тема: "СССР в 1953 — середине 60-х годов ХХ века. Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия"


    Урок-пpaктикум по истории. Тема: "СССР в 1953 — середине 60-х годов ХХ века. Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия"

      В уроке рассматривается развитие внешней политики в мире в постсталинский период, поиски новой стратегии отношений с Западом, с социалистическим лагерем; урок развивает творческое мышление (анализ документов, самостоятельная работа с научной литературой, работа с новыми терминами и понятиями), самостоятельность мышления учащихся; чувство любви к Родине, толерантность, воспитывает интерес к истории Отечества. ...

03 12 2021 7:47:23

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::