Урок по теме "Методы социального познания"
Цели
- создание ситуации, позволяющую учащимся на пpaктике уяснить сущность основных методов исследования социологической информации;
- создание условий для формирования ИКТ-компетентностей таких как: поиск, сопоставление, интерпретация информации и управление ею, коммуникативной компетентности;
- способствовать формированию у старшеклассников таких необходимых качеств как тактичность, толерантность, объективность, взаимная ответственность; формированию активной гражданской позиции.
Оборудование: раздаточный материал (Приложение 1), бланки для анкетирования (Приложение 2), презентация (Приложение 3), текст для анализа [3], компьютер, мультимедийный проектор
Форма проведения урока: пpaктикум, 2 ч,
Предварительная подготовка
За неделю до урока ученикам дано задание взять интервью у родителей по следующим вопросам:
- Занята ли женщина на производстве?
- Имеет ли она профессиональное образование?
- Количество детей в семье?
- Однопоколенная или многопоколенная семья?
(Проследить на примере нескольких поколений).
Все задания для работы в группах предложены в двух вариантах. Вариант 1 – дети получают готовые диаграммы для анализа, учитель демонстрирует презентацию с заранее подготовленными диаграммами. Вариант 2 – ученикам предложены числовые данные в виде таблицы, учащиеся самостоятельно преобразовывают их в диаграммы, построенные диаграммы можно продемонстрировать либо на экранах мониторов, либо по локальной сети через мультимедийный проектор. Данный вариант можно использовать, если дети достаточно хорошо владеют технологией обработки числовой информации и урок можно провести в компьютерном классе.
Ход урока
1. Организационный этап: разделить учащихся на четыре группы в соответствии с количеством сфер общественной жизни.
2. Мотивационный этап:
Учитель: на предыдущем уроке мы познакомились с такой особенностью социального познания как ограниченность в применении методов научного познания, в частности, невозможности проведения эксперимента. В социологии используют следующие методы: интервьюирование, анкетирование, контент-анализ, интерпретация, наблюдение (Слайд 2). Наша задача на этом уроке попробовать себя в роли социологов, используя предложенный материал учиться применять на пpaктике эти методы исследования.
– Давайте вспомним, какие основные общества существуют и с какими сферами общественной жизни они связаны. (Слайд 3)
– Вы разделены на группы, каждой группе предложены задания по одной из сфер общественной жизни.
3. Пpaктическая часть: дети выполняют предложенные задания, учитель по мере необходимости оказывает помощь.
4. Обобщение:
Учитель: основным институтом социальной сферы является семья, поэтому задания группе «Социальная сфера» были посвящены теме «Семья».
Далее следуют выступления учащихся, учитель обобщает каждое выступление.
- Роль семьи в моей жизни.
- Результаты интервьюирования (хаpaктеристика традиционного и демократического типов семьи на примере своей семьи).
- Анализ результатов опроса на тему «Кто должен быть главой семьи», задание 1, Приложение 1 (Слайд 4 )
- Анализ документа (статья Острогорского А. Н. «Функции семьи» [3])
Учитель делает акцент на том, что важнейшей функцией семьи является репродуктивная функция и предлагает проанализировать задание 2 «Демографические данные», представленные в таблице (1990 – 1994 гг) и диаграмме (1996 – 2005 гг) (задание 2, Приложение 1)
В ходе беседы следует рассмотреть вопросы, связанные с депопуляцией населения и причинами, ее породившими, более детально обсудить причины, связанные с уровнем доходов населения.
Выступление группы «Экономическая сфера»
– Анализ диаграммы «Структура доходов» (задание 3, Приложение 1, Слайд 6)
Учитель обобщает выступление учеников, предлагает поразмышлять о зависимости уровня доходов от уровня образования используя данные таблицы «Структура капитала в странах Запада» (задание 7, Приложение 1 Слайд 7).
Выступление группы «Духовная сфера»
– Анализ данных о количестве выпускников, работающих по специальности (задание 8, Приложение 1, Слайд 8)
Можно привлечь материал о предпочитаемых профессиях выпускников школы, данные профориентационного центра о востребованных и невостребованных профессиях в данном регионе.
Учитель обобщает и предлагает поразмышлять о том, почему не все выпускники идут работать по специальности, сделать акцент на том, что одна из причин – непривлекательные условия труда, в частности, низкая заработная плата. На основании знаний, полученных на уроках экономики учащиеся приходят к выводу, что уровень заработной платы в стране зависит от уровня развития производства, от внедрения в производство новых технологий и развития науки в целом, а это, в свою очередь, зависит от того, как правительство финансирует науку и образование.
Выступление группы «Политическая сфера»
- Анализ диаграммы «Доверие к политическим институтам» (задание 4, Приложение 1, см. Слайд 9)
- Анализ диаграммы «Участие в политической жизни» (задание 5, Приложение 1, Слайд 10)
- Анализ результатов анкетирования «Участие в политической жизни», проведенного на данном уроке, сравнение с диаграммой из предыдущего задания. (задание 6, Приложение 1, Слайд 11)
5. Подведение итога:
Учитель обобщает выступления, обращает внимание учащихся на то, что почти 40% опрошенного населения политикой не интересуется, предлагает ученикам поразмыслить над тем, а так ли это безобидно и предлагает в качестве домашнего задания (по выбору) написать эссе на тему «Если вы не будете заниматься политикой, то она займется вами» Ш. Монталамбер
– Сегодня на уроке мы учились считывать информацию с различных источников – текста, таблиц, диаграмм, анализировали результаты анкетирования и интервьюирования, для того чтобы уметь избирательно потрeбллять информацию, видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, делать умозаключении и выводы, объяснять и защищать свои идеи.
– Социологические исследования – это обратная связь, с целью скорректировать управляющий сигнал, то есть, участвуя в социологических исследованиях, мы имеем возможность влиять на то, как нами управляют.
6. Домашнее задание:
§ 12 п. 3 – 4 прочитать, подготовить рассказ. [1]
Вопрос 7, задание 4, 5 устно.
* Написать эссе на предложенную тему.
Список литературы:
- Человек и общество под редакцией Л. Н. Боголюбова, учебник общеобразовательных учреждений, часть 1: М.: Просвещение, 2005г.
- В. В. Кириллов «Отечественная история XX века в таблицах и диаграммах» - М. Дом педагогики, 1998 г.
- Преподавание истории и обществознания в школе, № 2 2005 г, стр. 57
- Таблицы и диаграммы подготовлены по экзаменационным материалам, взятым из журналов и сборников заданий ЕГЭ, подготовленных ФИПИ.
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
04 06 2023 5:51:10
Предлагаемый урок сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает
использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего
дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному
восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....
03 06 2023 20:59:38

Мозаика культур – интегративная модель, предусматривающая работу с отдельными блоками данного курса, связанными с соответствующими темами по истории, ориентированная на понимание и принятие ценностей многоликого мира, воспитание толерантности, гражданских качеств личности, выбор ориентиров деятельности в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры....
02 06 2023 6:52:26
Урок повторения и обобщения пройденного материала, выделения особенностей развития стран Востока и Запада в Раннее Средневековье. Учащиеся должны показать умение работать с картой, устанавливать причинно-следственные связи, продемонстрировать знание исторических терминов и дат. ...
01 06 2023 18:50:48
Урок истории в 6-м классе основан на использовании элементов технологии критического мышления. Данный урок проходит в форме групповой работы учащихся (УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен…» издательства «Просвещение»)....
31 05 2023 20:42:47
Урок проводится по блочно-модульной системе. Параллельно проводятся уроки истории по блоку: "Экономические реформы первой трети XX века" и уроки обществознания по блоку: "Современная экономка". Урок проводится в 11-х классах социально-экономического профиля....
30 05 2023 8:16:39
Урок для 11-го класса по истории России строится по традиционной схеме урока изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах плана изучения темы. Основные материалы урока - текст, таблицы, слайды учебного диска....
29 05 2023 2:32:17
Внеклассное мероприятие для старшеклассников способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам и нацелено на принятие учащимися государственной символики как ценности.
...
28 05 2023 0:24:34
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
27 05 2023 5:24:47
Не секрет, что заинтересовать учеников изучать Всеобщую историю очень трудно. Данный урок для учащихся 9-го класса, представляющий собой урок-игру с элементами состязательности, решает эту задачу. На уроке используется страноведческий подход. Для рассмотрения предлагаются следующие страны: Великобритания, Франция, Италия, Германия....
26 05 2023 2:41:52
Данное занятие является комбинированным уроком-пpaктикумом и рассчитано на обучающихся начального профессионального и среднего профессионального образования. Данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков, формирование мировоззрения, идейно-политическое воспитание, развитие мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие когнитивных способностей....
25 05 2023 14:22:18

Урок по истории Древнего мира в форме игры-путешествия для обучающихся 5-го класса. Через использование мультимедийной презентации повышается познавательный интерес обучающихся. Разработка может быть использована как начинающими педагогами, так и учителями-стажистами....
24 05 2023 3:43:37

Традиционный урок с элементами технологий: игры, проблемного, дифференцированного обучения, здоровьесберегающей. На занятии происходит формирование знания о древних жителях Индии, варнах, их происхождении....
23 05 2023 15:16:48

урок обществознания составлен в соответствии с программой курсов обществознания, автор А.И. Кравченко. Расширяет, обобщает и систематизирует знания учащихся об отраслях права, значении трудового права в жизни человека, формирует понимание необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов человека и способа самореализации....
22 05 2023 4:35:52
Урок обобщения и систематизации знаний с элементами пpaктической работы (комбинированный урок) из тематического блока «Между мировыми войнами». Акцентировка внимания учеников сделана на истории международных отношений в 20−30-е годы XX века, с учетом рекомендаций активизирует обучение, сделает его более познавательным....
21 05 2023 21:42:32
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
20 05 2023 19:45:20
Автор на уроке использует активные и интеpaктивные методы, подводит учащихся к пониманию различий между истинным и ложным патриотизмом, стимулирует у детей активную гражданскую позицию....
19 05 2023 4:34:16
На уроке данная тема рассматривается с использованием таких педагогических технологий, как кластер, RAFT-технология, эвристическая беседа, «мозговой штурм». В увлекательной форме происходит изучение нового материала: представляя себя журналистами, ребята дают хаpaктеристику новым явлениям в экономике России и сами делают выводы о начале развития капитализма в России XVII в....
18 05 2023 4:49:29
Представлен конспект интегрированного урока "Роль А.Линкольна в гражданской войне в США (1861–1865 гг.)"....
17 05 2023 16:13:18
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока.
Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
16 05 2023 14:34:32
Предложен урок, цели которого подвести учащихся к пониманию того, что в 1917 году в России создалась ситуация, которая отличалась неустойчивостью, и существовали различные пути развития страны; продолжить развитие умений анализировать факты, делать выводы, аргументировать свои рассуждения, способствовать выработке у учащихся научно-исследовательского подхода к историческому процессу при использовании на уроке "альтернативных ситуаций".
...
14 05 2023 14:23:23
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся.
Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
13 05 2023 11:18:10
Цели урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о завоевательных и разорительных походах монголо-татар на русские земли в XIII веке; совершенствовать умения работы с исторической картой и историческими источниками; развивать навыки сравнительного анализа и самостоятельной работы на уроке истории....
12 05 2023 22:25:50
Цель урока: знакомство учащихся с основными достижениями россиян в культурной сфере в первой половине XIX века....
11 05 2023 21:16:55
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в наше время – время возрождения России. Цель факультативного курса - расширение знаний учащихся о роли личности в истории России, в частности роли реформаторов. Программа предназначена для учащихся старших классов. Курс рассчитан на 34 часа и предполагает как лекционные, так и пpaктические занятия....
10 05 2023 0:45:37
Семинар с элементами ток-шоу, основанный на технологии проектной деятельности. Урок посвящен событиям и последствиям периода 20–30-х годов XX века в истории России и рассчитан на работу в течение двух академических часов (спаренный урок истории) в 11-м классе....
09 05 2023 17:24:48
Цель урока: выяснить причины, приведение к кризису политики «военного коммунизма» и приведение к смене экономической политики в стране; рассмотреть первые шаги НЭПА в промышленности и сельского хозяйства; сравнить с началом перестройки при Горбачеве....
08 05 2023 6:33:46
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать, как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по истории России первой половины XIX века или в ходе декады истории....
07 05 2023 23:42:29
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
06 05 2023 21:12:18
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
05 05 2023 0:41:29
Раскрытие темы на основании опыта работы автора....
04 05 2023 9:18:32
Тема "Символы государственной власти" является одной из главных в патриотическом воспитании учащихся. Урок в 10-м классе, может быть представлен как классный час и в средней параллели. Урок проведен в нетрадиционной форме. Содержит статистические данные, собранные учащимися школы, информацию об истории Российского флага. Для наглядности на уроке используется презентация "Флаг России - символ государственности"....
03 05 2023 14:59:55
Труды П.А. Сорокина – более полусотни книг, а кроме этого – бесчисленные статьи, заметки, эссе и другие работы. Значение деятельности мыслителя таково, что "никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами"....
02 05 2023 16:49:52
Данная тема чрезвычайно важна для понимания процессов, происходивших в 20-е в России. Она помогает ответить на вопрос: чем был вызван резкий поворот в экономической политике государства, чем объясняются принятые решения и меры, каким образом осуществлялась новая экономическая политика? Какие изменения привнесла она в экономическую и социальную жизнь страны?
...
01 05 2023 0:59:46
Урок - деловая игра «Древний Восток» проводится в 5-м классе для обобщения материала, изученного по теме, продолжения формирования основных умений и навыков, углубления сведений по истории Древнего Востока. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, хронологией, фактическим материалом и др.) позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету «История»....
30 04 2023 15:18:34
В течение тысячелетий политика являлась и сейчас является структурообразующим элементом общества. Программа курса ставит целью дать знания, необходимые для выработки мнения о событиях, происходящих в стране, её истории. «Основы политологии» – интегративный курс, пересекающийся с модулями курса «Обществознание» в 10–11-х классах и курсами 10–11-х классов «Всеобщей истории», где преобладает цивилизационный подход в изучении истории. Программа может быть использована в качестве элективного курса по обществознанию в 10–11-х классах....
29 04 2023 3:59:12
Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме игры по обществознанию. Мероприятие проводится с целью проверить и закрепить знания по теме: «Конституция РФ. Основы Конституционного строя РФ». С помощью игры удается закрепить умение раскрывать теоретические положения; сформировать у учащихся умение выполнять познавательные и пpaктические задания, оценивать свои учебные достижения; формировать правовую культуру обучающихся....
28 04 2023 15:50:28
Обобщающий урок в цикле «История Средних веков» проводится в форме викторины «Своя игра». Все вопросы и задания представлены в форме презентации и могут быть использованы любым педагогом....
27 04 2023 15:27:24
Урок включает в себя составление общего представления об экономике России в первой половине XIX в., демонстрацию неэффективности крепостнической системы хозяйствования в условиях промышленного переворота и развития капиталистических отношений, определение причин её кризиса, сравнение российской экономики и экономики европейских стран.
...
26 04 2023 1:30:42
Разработка урока предусматривает большой объем работы с иллюстративным, документальным и художественным материалом. Задача учителя состоит в том, чтобы научить школьников самостоятельно получать информацию из разнообразных источников, уметь ее анализировать, систематизировать, обобщать. Работа на уроке с различными источниками информации поможет наработать вышеперечисленные умения....
25 04 2023 6:35:55
Целью обучения модуля является развитие умения учащихся хаpaктеризовать основные отрасли российского законодательства и решать правовые задачи по этим отраслям права. Спецификация модуля содержит 4 результата обучения. По каждому результату указаны критерии оценки результата и требования к процедуре оценки....
24 04 2023 2:34:22
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
23 04 2023 16:37:14
Изучение курса истории в начальных классах, по мнению специалистов, вызывает некоторую трудность, так как учащимся бывает сложно сориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. Цель данного урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля....
22 04 2023 17:22:48
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
21 04 2023 2:38:33
Совместная деятельность учителя и ученика учит навыкам осмысления текстового, статистического материала, учит не только высказывать свою точку зрения, но и её отстаивать, приводя свои аргументы. Организация такой учебной деятельности – залог успешного усвоения учебного материала. В конце урока учащиеся должны показать эволюцию социальной структуры постсоветского общества, назвав её причины, чтобы в последствии дать точную историческую оценку происшедшего в России в 90-е годы....
20 04 2023 12:21:44
Цель урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями....
19 04 2023 15:19:58
Урок представлен в игровой форме, что соответствует возрасту учащихся. Использование компьютерной презентации позволяет сделать его интересным, красочным, дает возможность включать вопросы, основанные на иллюстрациях, видеофрагментах, анимированных схемах, исторических источниках. В ходе занятия ученики осмысливают значение петровских преобразований, выявляют положительные и отрицательные стороны изучаемого периода.
...
18 04 2023 14:20:46
Учебно-методическое пособие используется в рамках изучения предметов гуманитарного цикла: истории, литературы, обществознания, основ права, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф (раздел «Основы военной службы»); а также на факультативных занятиях, в кружковых занятиях, при проведении внеклассных мероприятий, в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России....
17 04 2023 21:13:11
Внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игровые задания учитывают специфику и познавательную деятельность детей этого образовательного учреждения и способствуют углублению и расширению знаний, развитию умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. А также решается главная задача – развитие интереса учащихся к истории.
...
16 04 2023 13:31:28
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::