Урок-суд "Н.С. Хрущёв: личность в истории"
ЦЕЛИ:
- обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы;
- всесторонне рассмотреть и оценить деятельность и личность Н.С.Хрущева, его роль в мировой истории;
- продолжить формирование оценочных суждений;
- развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала, аргументации различных точек зрения и собственного мнения;
- развивать мышление школьников;
- формировать полезные в социальном общении умения, способность сопереживать другим людям;
- учиться быть терпимым к иным точкам зрения.
ХОД УРОКА
I. Вводный этап
Учитель: Интерес потомков привлекают люди, оставившие в прошлом глубокий след, чья деятельность непосредственно влияла на их жизнь и судьбы. Н.С.Хрущев – личность весьма противоречивая неоднозначная, становление и формирование её происходило в годы укрепления сталинской модели социализма, носителем которой он являлся. Сегодня мы должны с вами оценить деятельность руководителя нашей страны в послесталинский период её истории и те реформы, которые были проведены им. Мы рассмотрим с разных точек зрения всё, что было сделано, последствия того, что было сделано и сделаем вывод о роли личности в истории.
II. Основной этап:
Председатель суда: Прошу всех встать. Начинаем судебное разбирательство по делу Хрущева Никиты Сергеевича,1894 года рождения, уроженца деревни Калиновка Курской губернии, человека, с которым связан целый период в истории СССР (1953 – 1964гг.), когда он являлся Первым секретарем ЦК КПСС – фактически главой крупнейшего в мире государства.
Прокурор: Я обвиняю человека, имя которого Хрущев Никита Сергеевич, и предъявляю ему следующие обвинения: в развязывании Карибского кризиса (1962г.), едва не приведшего к третьей мировой войне; в строительстве Берлинской стены, на долгие годы разлучившей немецкие семьи и стоившей многим жизни; в расстреле рабочих в городе Новочеркасск (1962г.); в нанесении огромного ущерба народному хозяйству непродуманными решениями; в преследовании и изгнании из страны тех деятелей культуры, которые не хотели творить «под диктовку»; в причастности к репрессиям против советских граждан в 1930-х годах.
Хрущев Никита Сергеевич имел возможность изменить советское общество, но не использовал её, что привело к медленному скатыванию СССР в глубокий и затяжной кризис.
Председатель суда: Приглашается свидетель для дачи показаний.
Свидетельница: В мае 1962 году Хрущев Н.С. предложил руководителю Кубы Фиделю Кастро разместить советские paкеты на острове для того, чтобы обуздать имперские аппетиты США и изменить в свою пользу военно-политический баланс. На запросы американской администрации о наличии на Кубе советских paкет Хрущев Н.С. прибег к самой настоящей лжи. Он заверил американского президента, что никаких советских paкет или ядерных зарядов на Кубе нет и не будет, чем самым поставил под удар авторитет советской дипломатии, свой собственный авторитет и всей страны в целом. Ложь продолжалась до тех пор, пока американцы не предоставили ООН фотографии советских paкет на острове. Он отдал приказ открыть огонь по американскому самолету-разведчику зенитной paкетой. В результате погиб пилот Андерсон.
Я обвиняю Хрущева Н.С. в cмepти летчика Андерсона, во лжи, в том, что он поставил мир на грань ядерной войны.
Председатель суда: Приглашается следующий свидетель для дачи показаний.
Свидетель: Я обвиняю Хрущева Н.С. в строительстве Берлинской стены в 1962 году. Во время разделения города на две части я потерял близких родственников – родителей моей мамы. Они пытались перебраться в Западный Берлин к остальным своим родным, но были застрелены советским пограничником во время перехода через стену. Приказ был одобрен Хрущевым Н.С. Родители моего отца навсегда остались на территории Западного Берлина и долгое время не могли общаться со своими детьми и внуками. Семьи на тридцать лет оказались разъединены, это принесло боль и страдание простым людям, но руководство Хрущева не прислушалось к мнению народа. Мама рассказывала, как на её глазах пограничник застрелил молодого жителя Берлина, пытавшегося перебраться через Стену. Молодой человек долго лежал, истекая кровью, но никто не оказал ему помощи – люди боялись, а солдаты получили приказ не подходить к умирающему.
Председатель суда: Вызывается свидетель Е В Ю.
Свидетель: Я обвиняю Хрущева Н.С. в том, что по его приказу была расстреляна демонстрация рабочих в городе Новочеркасске. Я тогда работал слесарем на электровозном заводе. Администрация завода накануне объявило рабочим о том, что с 1 июня уменьшаются на 30% расценки на их работу. А утром ещё одна новость – в магазинах поднялись цены на продукты питания примерно также на 30%. Тут уже пришел конец нашему терпению. Сколько же можно издеваться над нами? Как нам жить дальше? Чем кормить детей? Мы обратились с этими вопросами к директору товарищу Курочкину Б.А., но ему до нас и дела не было. Он стал орать на нас, обзывать грубыми словами и в итоге сказал такие слова: «Если вам не хватает зарплаты на колбасу и мясо, кушайте ливерные пирожки». Его слова вызвали бурю возмущения, все стали кричать, возмущаться: »Да они ещё над нами издеваются». Но директор, не обращая внимания на нас внимания, уехал с территории завода в город. По заводскому гудку мы собрались у здания заводоуправления и стали проводить митинг. К нам приехал первый секретарь Ростовского обкома партии и просил нас разойтись по домам и не накалять обстановку, он долго зачем-то рассказывал нам о своем беспризорном детстве, но никто его не слушал. Было решено идти назавтра к горкому партии, чтобы высказать свои требования. Мы не хотели действовать в одиночку и обратились за поддержкой к рабочим Ростова. На следующий день мы с красными флагами и портретами Ленина под пение «Интернационала» направились к зданию горкома партии. Мы несли лозунги: «Дайте масло, мясо!», «Нам нужны квартиры!», «Хрущева на мясо!» На площади начался митинг, а дети расселись на ветках деревьев, чтобы было хорошо видать. Первая очередь из автомата была дана поверх голов митингующих, но попала она не во взрослых, а в детей, сидевших на деревьях. Это было страшное зрелище! Дети падали, кричали, стонали. Началась паника. Кто-то падал на землю и пытался спастись ползком, раненные и убитые истекали кровью. Я считаю, что лично Хрущев Н.С. виноват в расстреле рабочих и должен нести ответственность перед народом и историей за злодеяние, совершенное в Новочеркасске.
Председатель суда: Вызывается следующий свидетель.
Свидетель: Я хочу обвинить Хрущева Н.С. в неправильном руководстве народным хозяйством страны. Достаточно вспомнить его «эпопеи»: кукурузную и целинную, а также его инициативу «догнать и обогнать Америку». Непродуманные и скоротечные решения нанесли нашему хозяйству непоправимый ущерб. Возьмем кукурузу, хорошая культура и весьма полезная. Но не может она расти в условиях короткого лета, не вызревает, а, значит, не может дать той отдачи, на которую рассчитывали наши руководители. Но лучшие поля были отданы кукурузе, в итоге - ни хлеба, ни кукурузы. Такая же история и с целиной. Старые поля заброшены, а на новых урожая не получили: ветра просто выдули зерно с полей вместе с верхним слоем почвы. В итоге мы имеем тысячи обманутых людей, не сбывшиеся надежды, разбитые судьбы – это первоцелинники, а в магазинах – отсутствие продуктов питания, введение карточной системы. Наша страна всегда продавала хлеб за рубеж, но в годы правления Хрущева Н.С. СССР впервые закупил и до сих пор закупает продукты питания. Я считаю, что вина лежит лично на этом человеке.
А во что обошлась нашей стране его акция «догнать и обогнать Америку». В 1959 году по приказу Хрущева забивали весь скот, изыскивая способы посрамления Америки, скупали у колхозников рогатину, чтобы увеличить количество мяса на душу населения. Но последствия этой акции стали ощущаться гораздо позже – в начале 1960 года в магазинах не стало хватать продуктов питания, стали выстраиваться длинные очереди, жители села хлынули в город. В деревнях селяне ликвидировали остатки домашней живности. Вина в этом только руководителя страны Хрущева Никиты Сергеевича.
Председатель суда: Приглашается следующий свидетель.
Свидетель: Я обвиняю Хрущева Н.С. в непоследовательной политике в отношении к деятелям советской культуры. Как человек малообразованный, с низким уровнем культуры, он пытался указывать представителям интеллигенции, что и как творить, при этом, не выбирая выражения. Достаточно вспомнить речь Никиты Сергеевича при посещении выставки в Манеже, где он негативно оценил творчество многих, ставших мировыми знаменитостями, представителей творческой интеллигенции. По инициативе партийного руководства был изгнан из нашей страны знаменитый писатель, лауреат Нобелевской премии Борис Пастернак. Наша культура стала беднее и однообразнее от этого. Нельзя простить и cмepть А.А. Фадеева, покончившего жизнь самоубийством в знак протеста против вмешательства партийных функционеров в творчество советских деятелей культуры.
Председатель суда: Обвинение приглашает следующего свидетеля: «Я обвиняю Хрущева Н.С. в том, что сам лично был причастен к репрессиям в 30-х годах XX столетия. Будучи вторым секретарем Московского обкома партии, он возглавил борьбу с «уклонистами» и «троцкистами», затем Хрущев возглавил борьбу с «врагами народа» на Украине. Сам «борец» не скрывал своего участия в «чистках» и часто этим бравировал. В июне 1938 года выступая на съезде компартии Украины, он говорил так: «Враги у нас ещё не передохли, и не передохнут пока существует капиталистическое окружение. Это надо помнить. Мы на Украине здорово почистили врагов. Но некоторые ещё остались. Они чувствуют себя одиноко, боятся голову поднять, но они есть, Поэтому надо смотреть в оба». «Благодаря» ему сотни людей были расстреляны, а тысячи оказались далеко от родины. В качестве примера можно взять подписи Хрущева Н.С. под расстрельными списками, стало быть, он не мог не знать реального положения вещей.
Председатель суда: Суд выслушал показания свидетелей обвинения. Слово предоставляется прокурору.
Прокурор: Выслушав показания свидетелей, считая необходимым обратить внимание на то, что Хрущев Н.С. вошёл в историю как ярый сторонник социализма, продукт социалистической системы, он олицетворял эту систему, проявляя нетерпимость, агрессивное неприятие всего, что не имеет прямого отношения к поставленной партии задаче. Суду предоставляется возможность определить виновность Хрущева Н.С. и вынести справедливое решение.
Председатель суда: Слово для защиты предоставляется адвокату подсудимому.
Адвокат: История – самый объективный и самый беспристрастный судья. Народ СССР признавал своего лидера и любил его. Не вина моего подзащитного, что быстро народ меняет одних любимцев на других. Прежним достается вся вина в содеянном и не содеянном, а народ уже восхищается другими. Мог ли мой подзащитный поступать по-другому? Не мог! Он не смог бы действовать внутри системы против неё и оставаться в её первых рядах. Но система отвергла его и попыталась уничтожить. Он сам пострадал от неё!
Хрущев Н.С. был глубоко убежден в том, что социализм – лучшая форма организации общественной жизни и ничуточку не сомневался в достоинствах социалистической системы. Она стала его жизнью, ради неё он жил, трудился, не жалел ни себя, ни других. Он сделал то, что до него не сделал никто – сказал правду о человеке, которого ещё оплакивала вся страна. Он освободил миллионы людей из тюрем и лагерей, вернул им честное имя. Только за это одно уже можно поблагодарить этого человека и поклониться ему низко в ноги. Если говорить об ошибках, то с кем их не бывает. Не хотел и войны Никита Сергеевич, иначе бы он её развязал. Он пытался вырваться из той системы, которая его вырастила и воспитала, а поступать по-другому он просто не умел. При нем перестали бояться СССР. Потому что видели - такой человек не нажмет на ядерную кнопку.
Отнять у Хрущева Н.С. право на место в истории невозможно.
Председатель суда: Слово предоставляется свидетелю Б К В.
Свидетель: Я – бывший заключенный Карлага. Меня осудили в 1945 году как бывшего военнопленного на 15 лет. Что такое концлагерь – лучше не знать, там человек превращается в животное и существует на уровне инстинктов, самым главным из которых становиться - выжить. Я очень благодарен Хрущеву Н.С. за то, что он первый сказал правду о ГУЛаге. Он освободил тысячи заключенных из плена тюрем, лагерей, вернул им доброе имя и уважение сограждан и родных. Мы, бывшие заключенные, считаем его поступок смелым, мужественным, никто до него этого не сделал, хотя об этом знали многие из руководителей партии и государства.
Председатель суда: Приглашается свидетель защиты Б В С.
Свидетель: Я хочу сказать несколько слов в защиту. Анализируя внешнюю политику Советского Союза в период правления Хрущева Н.С., можно обратить внимание на следующие моменты. Только благодаря усилиям советского руководства снизилась напряженность в мире, начался процесс разрядки, пересмотра основных направлений внешней политики СССР. Была остановлена Корейская война, унесшая тысячи безвинных жертв; решен вопрос по Индокитаю, что позволило этим народам идти по пути собственного независимого развития; СССР вывел войска из Австрии, и в Европе появилось ещё одно миролюбивое государство; прекращено состояние войны с Японией и подписаны договора о мире и сотрудничестве. По поводу Карибского кризиса хочу сказать, что не Хрущев Н.С. развязал его, есть в этом вина и руководства США. Только вмешательство СССР спасло молодое государство Кубу от американский агрессии. Хочу напомнить о том, что Хрущев Н.С первым из советских руководителей посетил США и страны Западной Европы; народы увидели в нем обыкновенного человека, способного к переживаниям, любопытного и интересного собеседника. Общаясь с ним, они поняли, что такой человек не способен нажать на ядерную кнопку и уничтожить мир. Благодаря ему нас перестали бояться, перестали видеть в нас врагов. Хрущев Н.С. установил дружеские отношения с развивающимися странами, СССР стал близким и понятным государством для народов земного шара.
Председатель суда: Приглашается свидетель С Т Г.
Свидетель: В период правления Хрущева Н.С. произошли большие изменения в экономической жизни нашей страны. Особенно крупные реформы произошли в сельском хозяйстве, крестьяне наконец-то вздохнули облегченно. Был отменен продналог на крестьян, снижены налоги на колхозы, повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, списывались долги с колхозов, разрешалось увеличивать приусадебные участки. Наши колхозы получили технику и возможность самостоятельно вести хозяйство. У крестьян появилась возможность получить образование, им разрешалось уезжать из деревни в город на постоянное место жительства, в самом селе улучшался быт колхозников – строились дома, клубы, детские садики, школы, проводились водопроводы, строились дороги. Жить на селе стало интереснее и веселее.
При Хрущеве Н.С. мы сумели освоить космос и первыми в мире запустили космический аппарат с человеком на борту. Наша наука доказала своё право называться лучшей в мире. Мы показали миру возможность мирного освоения космоса и мирного использования атома. Именно в СССР был создан первый в мире атомный ледокол «Ленин», самого мощного в мире синхрофазотрона, создание быстроходного пассажирского судна на подводных крыльях «Paкета», первого в мире реактивного пассажирского лайнера ТУ-104 и ещё многое другое.
Председатель суда: Приглашается следующий свидетель.
Свидетель: Хочу сказать о популярности Хрущева Н.С. среди населения. До него наши руководители представлялись нам как боги, они были мудры, загадочны и недосягаемы. В Хрущеве мы впервые увидели просто человека, такого как мы сами. Он живо интересовался всем, спрашивал, не боялся показаться некомпетентным.
Он разговаривал с нами нашим языком, вставлял в свою речь просторечные сравнения, народные поговорки и пословицы, Чувствовалось – наш человек, из народа.
Председатель суда: Приглашается свидетель П В А.
Свидетель: «Оттепель» пришедшая в наше общество со cмepтью Сталина позволила нам освободиться от оков прошлого диктата. Писатели, поэты, музыканты, композиторы получили возможность творить по велению своего сердца, а не указке функционеров от партии и правительства. Сколько нового мы узнали тогда о лагерях из книг Солженицына, Дьякова, Рыбакова; о Сталине, о жизни нашей страны в сталинский период времени. Мы открыли для себя Есенина, Ахматову, Цветаеву. Узнали правду о защитниках Брестской крепости, о деятельности подполья в годы войны, о жертвах войны. А сколько новых имен появилось в нашей культуре благодаря «оттепели» - Вознесенский А., Евтушенко Е., Рождественский Р., Неизвестный Э. и др. Их произведения обогатили сокровищницу мировой культуры и подтвердили высокий статус русской культуры.
Председатель суда: Выслушав выступления представителей обвинения и защиты, а также свидетелей, судьи удаляются на совещание.
Председатель суда: Прошу всех встать. Суд принял решение: Хрущев Никита Сергеевич навсегда останется в истории человечества и нашей страны как первый человек, попытавшийся рассказать миру и своему народу правду о Сталине и сталинизме. Он первым попытался сломать основы тоталитарного режима и тем самым указал дорогу тем, кто окончательно уничтожит тоталитаризм. Как у первого, идущего в этом направлении, у него было много ошибок и просчетов. Он не смог преодолеть сталинизм в себе самом и поэтому в его реформах и поступках много напоминает о прошлом. Некоторые его решения и реформы носили половинчатый хаpaктер, он часто использовал сталинские методы, проверенные временем. И всё же мы должны отметить его заслуги в демократизации общественного строя СССР и общественной жизни.
Суд выносит решение: Хрущев Никита Сергеевич виновен пред историей, но требует снисхождения.
III. Заключительный этап
Учитель: Итак, мы убедились, что Хрущев Н.С. был сложной противоречивой личностью. Ему сложно было преодолеть в себе наследие прошлого, но самое главное, он попытался это сделать, он показал этот путь. Он не знал другой жизни и других способов решения проблем. Может быть в этом и заключается трагедии нашей истории и человека по имени Хрущев Никита Сергеевич. Мне кажется, ещё долго историки будут анализировать и оценивать деятельность этой неординарной личности. История - великий учитель и судья. Она расставит всех по местам, исходя из заслуг.
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация PowerPoint позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. Цель урока: изучить историю Древней Руси и познакомиться с деятельностью князя - Ярослава Владимировича....
23 09 2023 22:55:37
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
22 09 2023 16:26:31
Презентация по истории России может быть использована как иллюстративное сопровождение к урокам "Монголо-татарское нашествие" в 6-м классе, а также и к урокам в 10-м классе. Также возможно самостоятельное использование презентации в форме лекции по данной теме. Презентацию можно использовать при проведении внеклассного мероприятия в ходе предметной недели истории.
...
21 09 2023 10:28:13
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
20 09 2023 9:10:20
Праздник, посвященный Дню народного единства, проводится в учебном заведении в рамках
реализации гражданско-патриотического направления в воспитательной деятельности.
Материалы к проведению праздника самостоятельно готовят студенты....
19 09 2023 15:25:30
Разработка урока создает содержательные и организационные условия для развития у школьников исследовательских навыков, формирует познавательные, коммуникативные компетенции учащихся. Урок разработан в технологии критического мышления....
18 09 2023 15:17:22
Устный журнал "Отсюда начиналась Россия" может быть полезен для учителей истории и для организаторов внеклассной работы с учащимися 5–7-х классов. Устный журнал расширяет знания школьников по истории Родины, знакомит с новыми произведениями и их авторами....
17 09 2023 2:49:31
Учащиеся учатся работать сообща в группах, правильно распределять обязанности между всеми члeнами комaнды. Развивают физические качества....
16 09 2023 11:58:16
Урок гражданственности и патриотизма, проводившийся в школах Краснодарского края в православный день святой Великомученицы Екатерины, приуроченный к 215-й годовщине основания города Екатеринодара - Краснодара. Работа представляет собой подробную методическую разработку урока, проводившегося автором в МОУ СОШ № 65 г. Краснодара.
...
15 09 2023 16:12:31
Цели проекта: формирование гражданско-правовой культуры учащихся; гражданской зрелости, гордости за достижения Отечества, бережного отношения к историческому прошлому и традициям....
14 09 2023 5:32:22
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
13 09 2023 6:24:41
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
12 09 2023 12:13:29
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
11 09 2023 22:32:22
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
10 09 2023 23:36:24
В ходе урока обобщаются знания учащихся по теме «Политическая система в 30-е годы XX века», отpaбатываются навыки анализа литературного текста, связанного с темой репрессий, развиваются умения работать с архивными документами, сопоставлять и сравнивать исторический факт и литературное произведение....
09 09 2023 0:51:52
Программа факультативного курса помогает лучше узнать свой родной Волгоградский край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры. Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев, составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях....
08 09 2023 23:14:41
Урок истории в 5-м классе в тематическом планировании находится примерно в середине при изучении раздела «Древняя Греция». Изучение данной темы после таких тем, как «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Зарождение демократии в Афинах» позволяет на уроке опираться на знания учащихся....
07 09 2023 13:46:24
Представленный материал объединил основные исторические события в истории России XIX века. В работе представлены исторические документы, мнения историков, что помогает организовать работу на уроке. Данный материал можно использовать при работе с текстом на уроке истории....
06 09 2023 12:25:58
Цель представленного урока – закрепление пройденного материала; расширение кругозора и повышение интереса к истории....
05 09 2023 0:24:22
Данная тема важна для развития у учащихся цельного представления о русской культуре. Русская культура данного периода в целом выходит из византийской, но произведение, о котором пойдет речь на уроке, является ярким примером русской национальной культуры. Урок проводится в форме исследования исторических документов.
...
04 09 2023 14:46:11
Цель урока: обеспечить создание у учащихся образного представления о восстании декабристов и той роли, которую играют декабристы в истории Отечества; показать роль личности в истории России и Владимирского края....
03 09 2023 4:33:29

Комбинированный урок обобщает знания по истории России первой половины XIX века. Материал и план занятия рассчитан на 2 часа. Помимо межпредметных связей, учащиеся 8-го класса осваивают различные ролевые позиции; сопоставляют разнотипные тексты и выявляют разночтения; извлекают социальные факты из литературных и исторических источников; строят различные версии исторического события....
02 09 2023 18:31:46
<p>Представлен урок с элементами лабораторной работы. На уроке широко используются извлечения из Городового положения (1870 г.), Положения о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.), Учреждения судебных установлений (1864 г.), адаптированные для восприятия учащимися 8 класса. Анализируя источники, учащиеся формируют своё отношение к реформаторской деятельности Александра II.</p>
...
01 09 2023 22:43:25
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
31 08 2023 0:58:49
В работе определены функции гражданского политического образования....
30 08 2023 12:13:45
Цель методической разработки состоит в определении основной хаpaктеристики семьи и семейных отношений, определить сущность семьи, назвать и охаpaктеризовать ее функции....
29 08 2023 18:29:25
Урок в 5-м классе по теме "Олимпийские игры в древности". Ученики в результате частично-поисковой, исследовательской работы, ролевой игры знакомятся с историей Олимпийских игр получают образное представление о знаменитом празднике, о его культурном значении. В процессе исследования и ролевой игры выявляется, что они сами являются участниками "малых" Олимпийских игр у себя в школе.
...
28 08 2023 5:59:58
Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....
27 08 2023 1:39:51
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
26 08 2023 11:46:23
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
25 08 2023 8:46:53
Устанавливаются причины, хаpaктер, описывается ход Отечественной войны 1812 года, выясняется, в чем заключается народный хаpaктер войны. Учащиеся работают с документами, с картой, учатся определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать материал....
24 08 2023 7:36:24

Цель урока: воспитывать патриотизм и любовь к родине, уважение к защитникам Руси; сформировать первоначальные представления детей об образовании российского государства, о государственной символике; дать возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; воспитывать уважительное отношение к ближним....
23 08 2023 22:53:24
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать учебный процесс интересным и увлекательным. Игры активизируют интеллектуальную деятельность учащихся, вызывают положительные эмоции, помогают детям включить непроизвольное внимание, создают условия для усвоения учениками определенных ценностей и знаний, позволяют наладить сотрудничество между учителем и классом, между самими детьми....
22 08 2023 1:12:33
Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа....
21 08 2023 13:43:36
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
20 08 2023 8:22:45
Рабочий урок, на котором проверяется материал, изученный на предыдущем уроке, а также изучается новый материал. Предлагаются разнообразные формы повторения и изучения материала: блиц-опрос, загадки с картинками, письменная работа по терминам, работа по нарисованной карте-схеме. Урок насыщенный по форме деятельности, большую часть материала ученики изучают самостоятельно, а учитель выступает в роли инструктора....
19 08 2023 21:32:52
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
18 08 2023 22:33:47
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
17 08 2023 0:45:48
Урок знакомит учащихся с дальнейшей судьбой декабристов после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года....
16 08 2023 21:10:14
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
15 08 2023 15:20:58
Цель урока: создать условия для формирования представлений о том, что человеку необходимо заниматься самообразованием, развивать свои способности; создать условия для овладения системой познавательных учебных действий, необходимых для применения в пpaктической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также формирования навыков самооценки....
14 08 2023 10:19:34
Сценарий игры построен на основе известной телевикторины «Своя игра». Возможность выбора посильного задания создаёт на уроке «ситуацию успеха» для каждого пятиклассника.
...
13 08 2023 4:52:46
Этот урок проводится с использованием опopных сигналов, национально-регионального компонента и элементов интеграции истории и английского языка. В процессе объяснения нового материала идет сравнение двух культур: ненецкой и индейской. Целью урока является сформирование у учеников представления об основании колоний в Северной Америке....
12 08 2023 22:57:36
Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому предмету; охаpaктеризовать причины и значение Великой Победы; воспитать у учащихся чувство гордости за свой народ и свою Родину; подвести учащихся к пониманию закономерностей победы советского народа; формировать умение работать с историческими документами....
11 08 2023 12:31:17
Урок по истории древнего мира в 5-м классе по теме «Зарождение демократии в Афинах» знакомит учащихся с реформами Солона; развивает навыки и умения работы с текстом учебника, анализировать и оценивать события прошлого и делать собственные выводы; создает благоприятный психологический климат на уроке и атмосферу доверительных отношений с учащимися....
10 08 2023 1:33:42
Некоторые педагоги считают, что возможности информационных технологий полностью раскрываются только в точных науках, а не в гуманитарных. В статье совершена попытка доказать обратное. Автор делится своим опытом работы использования ИКТ не только на уроках истории, но и во внеурочной деятельности....
09 08 2023 3:30:57
Представлена разработка выступления агитбригады для молодежи 13-18 лет. Необходимо формировать у молодежи активную жизненную позицию, готовность участвовать в общественной политической жизни страны. Очень важным, по нашему мнению, распространять знания в области избирательных прав среди подрастающего поколения самой молодежью, а так же повышать значимость выборов в глазах будущих избирателей.
...
08 08 2023 16:31:17
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
07 08 2023 12:25:23
Любить Россию - это значит знать и уважать историю своей Родины. Изучая славные страницы военных подвигов, в ходе игры, учащиеся 6-го класса становятся непосредственными участниками событий X-XIII веков.
...
06 08 2023 8:23:57
C чего начинается Родина? Каждый человек имеет свой ответ на этот вопрос. Для меня Родина начинается с ее прошлого: истории своей страны, своего края… История Орловского края берет свое начало с VIII века, когда по берегам реки Оки расселилось одно из племен восточных славян. Это было племя вятичей....
05 08 2023 23:14:14
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::