Великая Отечественная война. Тема: "900 дней и ночей" (4-й класс)
Тип урока: Сообщение новых знаний.
Вид урока: Комбинированный.
Цель: Познакомить учащихся с историческими событиями 1941-1944 г. (блокада Ленинграда).
Задачи:
- развитие и расширение представлений учащихся о Великой Отечественной войне и её героях;
- развивать интерес к истории, кругозор и речь детей, творческое воображение;
- воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Оборудование:
- Презентация «900 дней и ночей». (Приложение)
- Мультимедийное оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.
- Симфония «Ленинградская».
- Музыка «Поклонимся великим тем годам».
- Выставка книг о блокаде Ленинграда.
- Письма в виде треугольников.
План урока:
I. Вводная часть.
II. Работа над пройденным материалом.
III. Работа над новым материалом:
- блокада Ленинграда;
- блокадный хлеб;
- дорога жизни;
- прорыв блокады;
- память жива…
IV. Итог урока.
Ход урока
I. Вводная часть
1) Организационный момент
- Сегодня мы проведём с вами необычный урок, т.к. на нём присутствует много гостей. Поприветствуем их.
2) Знакомство с планом урока
(Слайд 2)
- Обратите внимание на план нашего урока. Помощницей нашего урока звезда , которая будет указывать путь, на каком этапе урока мы находимся.
II. Работа над пройденным материалом
1) Вступительное слово учителя
- Урок я начну со стихотворения Щипачёва «22 июня 1941 года».
(Слайд 3)
- О чём это стихотворение?
2) Опрос домашнего задания
- Началась война. Советский народ встал на защиту своей Родины. В годы войны единственной связью между солдатами и их родными были письма (треуголки), которые очень долго доходили до адресата.
- Мы тоже получили почту, в каждом из них содержится вопрос. Вам ребята нужно найти эти письма (используются подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями, которые раскладываются в любой точке класса по методике В.Ф.Базарного).
1 Какие события происходили в сентябре 1941 года?
9 Расскажи, как готовились москвичи к обороне города? Как выглядела столица в годы войны?
4 Почему фашистам не удалось захватить Москву?
1 Расскажи о героизме в боях на подступах к городу.
- Когда произошла важнейшая битва под Москвой?
Вывод: в 1941 году наши войска отстояли Москву, до окончания войны было ещё далеко.
III. Работа над новым материалом
1) Сообщение темы и цели урока
(Слайды 4 и 5)
- На сегодняшнем нашем уроке мы вспомним о событиях, которые происходили в городе - герое Ленинграде, изучив тему «900 дней и ночей».
- В качестве эпиграфа нашего урока взяты слова:
«Был город – фронт,
была блокада…»
2) Блокада Ленинграда
- «Тревожные дни наступили в Ленинграде: город на осадном положении враг у ворот. С 1941 года начался новый этап в истории города - этап суровых испытаний и битв. Великая Отечественная война изменила облик Ленинграда. Город стал фронтом».
О. Берггольц. (Читают дети)
Я говорю с тобой под свист снарядов, угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда страна моя, печальная страна…Кронштадтский злой, неукротимый ветер в моё лицо закинутое бьёт.
В бомбоубежищах заснули дети, ночная стража встала у ворот.Над Ленинградом – cмepтельная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слёзы,
Что называлось страхом и мольбой.
- Несмотря на мужество и героизм защитников Ленинграда, фашистам удалось блокировать (окружить) город с суши. 8 сентября 1941 года замкнулось кольцо блокады. Начался отсчёт блокадных дней и ночей.
Из воспоминаний. (Читают дети)
- Мы живём в осаждённом городе. Враг от нас на расстоянии пушечного выстрела. Окопы вырыты за жилыми домами. Баррикады перерезали улицы. Война пришла в город. Бульвары и сады изрыты щелями. Окна первых этажей закрыты щитами. У входа – ящики с песком, бочки с водой. Плакаты на улицах зовут: «Ленинградцы, учитесь гасить зажигательные бомбы!»
(Слайды 6, 7, 8)
4 сентября – первая бомба упала на жилой дом по Невскому проспекту, 119.
9 сентября – в комaндование Ленинградским фронтом вступил генерал армии Жуков.
13 октября – на Металлическом заводе построен бронепоезд. Он сразу ушел на фронт.
4 ноября – в городе разорвалось более 200 вражеских снарядов. Муки осталось на 8 дней, крупы – на 9 дней.
3) Блокадный хлеб
- Блокада мешала завозить в город продукты питания, продовольственные склады пострадали от вражеских бомбардировок.
По карточкам горожанам выдавали только хлеб, других продуктов просто не было. 2 сентября снижение норм продажи хлеба.
(Слайды 9, 10, 11)
«Бедный ленинградский ломтик хлеба – он почти не весит на руке» (О. Берггольц)
2 сентября |
600 г. |
300 г. |
1 октября |
400 г. |
200 г. |
13 ноября |
300 г. |
150 г. |
20 ноября |
250 г. |
125 г. |
Из воспоминаний главного механика Дикова 2-го Ленинградского хлебозавода. (Читают дети)
- До блокады мало кто интересовался нашим заводом. Продукцию мы изготовляем скромную - булочные изделия: плетёнки, сайки, калачи, сдобу.
В блокаду мы стали важнейшим «объектом». После бомбёжек больше всего интересовались, не случилось ли чего с нами. Мы не выпекали больше сдобу, но мы ежедневно обеспечивали хлебным пайком сотни тысяч человек, и, чем меньше порция, тем дороже она казалась людям.
Блокадный хлеб. Из чего только не приходилось его выпекать! Меньше всего в нём было муки – мякина, отруби, целлюлоза. И всё же это был хлеб, почти единственное питание Ленинградцев.
Елена Рывина «Блокада». (Читают дети)
Дети, плача, хлеба просили-
Нет страшнее пытки такой!
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене крепостной.Но тогда летели снаряды,
Бомбы, здания рвали на куски,
И без крика падали рядом
Дети, матери, старики.Без воды, без тепла, без света,
День, который похож на ночь.
Может, в мире и силы нет,
Чтобы всё это превозмочь!
Работа по учебнику с. 60.
- Обратите внимание на дневник Тани Савичевой Ленинградской школьницы, которой в начале войны было 11 лет.
(Слайд 12 работа проводится по методике академика Базарного с использованием сенсорно - координаторных тренажей в позе свободного стояния 5 мин.)
Ольга Берггольц «Армия». (Читают дети)
Мне скажут – Армия…
Я вспомню день – зимой,
Январский день сорок второго года.
Моя подруга шла с детьми домой-
Они несли с реки в бутылках воду.
И путь был страшен, хоть и не далёк.
И подошел к ним человек в шинели,
Взглянул – и вынул хлебный свой поёк,
Трёхсотграммовый, весь обледенелый,
И разломил и детям дал чужим,
И постоял, пока они поели.
И мать рукою, серою, как дым,
Дотронулась до рукава шинели.
Дотронулась, не посветлев в лице…
Не ведал мир движенья благородней.
Мы знали ВСЕ о жизни наших армий,
Стоявших с нами в городе, в кольце.
- С 25 декабря повышены нормы выдачи хлеба на 50 г.
4) Дорога жизни
- Единственной дорогой, по которой можно было доставить в город военное снаряжение и продовольствие, вывезти раненых и больных, была дорога через Ладожское озеро. Ленинградцы называли её «Дорогой жизни». (Слайды 13 и 14)
13 ноября – принято решение о строительстве ледовой трассы по Ладоге.
17 ноября – на лёд Ладоги вышла первая разведывательная группа, с задачей пройти до деревни Кобона.
23 ноября – по Ладоге прошла первая автоколонна с продовольствием.
1 декабря – по дороге жизни перевезено 800 тонн муки.
Из воспоминаний шофёра «Дороги жизни» М.Твердохлеба. (Читают дети)
- Гитлеровцы легли на боевой курс, и давай всю трассу свинцовым дождём поливать, да бомбить. Грохот, вой стоит, фонтаны воды и льда поднимаются, вверх летят какие- то обломки. Смотришь, и деться не знаешь куда. И такой беспомощной песчинкой себя чувствуешь, кажется, вся огненная сила фашистская против тебя обернулась. (Слайды 15 и 16)
П.Богданов «Ладога». (Читают дети)
Зимой машины мчались вереницей
И лёд на Ладоге трещал.
Возили хлеб для северной столицы,
И Ленинград нас радостно встречал.Эх, Ладога, родная Ладога!
Метели, штормы, грозная волна…
Недаром Ладога родная.
«Дорогой жизни» названа.
- После тяжелой холодной зимы в условиях блокады появились, наконец, первые лучи солнца, зазеленела трава. В мае возобновились занятия в школах. В осаждённом городе родилась симфония «Ленинградская». (Слайды 17 и 18)
5) Прорыв блокады
(Слайды 19 и 20)
9 января 1943 г. – началась операция по прорыву блокады.
18 января 1943 г. – блокада Ленинграда была прорвана.
От Советского информбюро сообщение 19 января 1943 года.
Из выступления по радио 3 февраля 1944 г. О.Берггольц
- В Ленинграде тихо. По солнечной стороне Невского, «наиболее опасной стороне», гуляют детишки. Дети в нашем городе могут теперь спокойно гулять по солнечной стороне! Им можно спокойно жить в комнатах, выходящих на солнечную сторону! И даже можно спокойно, крепко спать, зная, что тебя не убьют, и проснуться на тихой- тихой, заре жизни живым и здоровым…
О, дорогая, дальняя, ты слышишь?
Разорвано проклятое кольцо!
Ты сжала руки, ты глубоко дышишь,
В сияющих слезах твоё лицо.
(Слайды 21, 22, 23)
24 января 1944 г. – освобождены города Пушкин, Павловск.
27 января 1944 г. – враг отброшен от города на 100 км.
Полное снятие блокады Ленинграда завершено!
Через год, город Ленинград был награждён Орденом Ленина.
6) Память жива…
а) Монумент на Пискарёвском кладбище. (Слайды 24 и 25)
- 9 мая 1960 г., в день 15-й годовщины победы советского народа над фашисткой Германией, состоялось торжественное открытие величественного монумента в память жителей и защиту города, погибших в годы войны. Монумент воздвигнут на Пискарёвском кладбище, где находятся братские могилы.
б) Указ о присвоении город- герой Ленинград. (Слайд 26)
в) Выставка книг о блокаде Ленинграда. (Слайд 27)
IV. Итог урока
(Сайд 28)
(Под музыку)
Поклонимся великим тем годам
Тем славным комaндирам и бойцам
И маршалам страны и рядовым
Поклонимся и мёртвым и живым
Всем тем, которых забывать нельзя
Поклонимся, поклонимся друзья!
(Минута молчания)
V. Оценки за урок. Домашнее задание с. 56- 59 пересказ
Учебник «Беседы о России» Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф.
Литература
1. Колпакова Д. Был город – фронт, была блокада… - Ленинград: Детская литература, 1984.
2. Голикова В.А. Подвиг народа. – Москва: Политиздат, 1984.
(Слайд 29)
Урок изучения нового материала (2-й урок по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной) призван дать представление о начале правления Петра I, о предпосылках его преобразований. В ходе урока учитель занимает контролирующую позицию, так как только направляет деятельность учеников в нужное русло, следя за правильностью их ответов. Предлагаемые виды работы позволяют ученикам проявить большую самостоятельность при изучении истории, а в итоге – сделать образовательный процесс более динамичным....
10 06 2023 1:24:47
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
09 06 2023 10:30:12
Урок является одним из способов организации исследовательской деятельности учащихся, способствует выработке активной гражданской позиции и оценке исторических событий с позиций конкретно-исторического подхода. Помогает раскрыть индивидуальные способности каждого учащегося и развить коммуникативную компетенцию....
08 06 2023 23:37:51
На уроке прослеживается формирование антидемократического режима в России в 30-е годы XX века и превращение советского госсударства в тоталитарное.
...
07 06 2023 22:51:14
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться.
Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель.
Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству.
...
06 06 2023 13:52:31
Урок истории в 6-м классе создать условия для освоения знаний учащимися о главных событиях Столетней войны, показывает героическую роль в ней народной героини Жанны д'Арк....
05 06 2023 2:19:58
Мастерская создаёт условия для "восхождения" каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Главная цель данной мастерской - проанализировать противоречивость экономического развития России.
Использование мультимедийной технологии позволяет расширить информационное прострaнcтво.
...
04 06 2023 22:47:53
Деловая игра "Политические дебаты" - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания, работающих в 10–11-х классах ОУ и преподавателей НПО. Она содержит рекомендации по проведению деловой игры при изучении темы "Политическая жизнь современной России". Материал разработан с учетом последних политических событий страны. Данный методический прием способствует формированию политической культуры, гражданской активности учащихся, развивает умения аргументированных выступлений по вопросам политики....
03 06 2023 0:13:47
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
02 06 2023 7:29:11
Программа элективного курса ориентирована на кадетские образовательные учреждения. Рекомендуется для учащихся 8-9-х классов, так как предлагаемый курс хорошо синхронизируется с курсом по отечественной истории....
01 06 2023 18:22:17
Образовательная цель курса состоит в овладении опытом и знаниями, взаимосвязь
событий и направлений в истории Хакасии. Воспитательная цель курса: формирование у учащихся национального
сознания, их самоидентификация, чувство гордости и патриотизма за свой народ,
развитие толерантности. Развивающая цель: формирование исторического мышления у учащихся,
получение социально значимой информации для себя, умение ориентироваться и
применять их для определения собственной позиции....
31 05 2023 15:48:44

Урок проводится как итоговый в разделе «Архитектурные стили Санкт-Петербурга». На уроке учащиеся могут применить полученные знания на пpaктике в ходе блиц-турнира, изучение нового материала и закрепление объединяются. Урок формирует эстетические вкусы учащихся, воспитывает любовь к родному городу, формирует способность решать творческие задачи....
30 05 2023 1:44:57
Цель урока: обобщить историю Древнего Египта; в ходе необычного общения усилить заинтересованность в знаниях данной темы.
...
29 05 2023 12:56:58
Урок разработан в соответствии с концепцией модернизации российского образования. При планировании урока применялись модульные технологии, основанные на компетенциях. Интеграция дисциплин дает возможность преодолеть дисциплинарную разобщенность научного знания, высвобождается учебное время, усиливаются внутрипредметные и межпредметные связи, расширяются сферы получаемой информации, подкрепляется мотивация в обучении. Цель урока – исследование развития абсолютизма в России и Англии в XVI веке....
28 05 2023 21:53:29
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
27 05 2023 14:41:55
Общей целью исторического образования является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности на основе знания прошлого и умение ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Важнейшая цель исторического образования - обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы, воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современного общества....
26 05 2023 4:32:47
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
25 05 2023 8:54:12
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «История» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нестандартного подхода к учебе, ему удастся заинтересовать ученика в дополнительных знаниях. В викторине присутствует несколько творческих конкурсов, что поможет учащимся реализовать полностью свой потенциал. Также новым здесь будет и видеоконкурс, состоящий из отрывков мультфильмов на тему «Мифы Древней Греции»....
24 05 2023 20:56:22
Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с историей возникновения и распространения ислама. Материал урока показывает тесную связь двух религий – христианства и ислама. Урок дает возможность осознать, что каждая культура сыграла свою роль в развитии общества, толерантно определять свое отношение к иным мировоззренческим позициям....
23 05 2023 13:34:45

Презентация по истории Древнего мира разработана по учебнику А.А. Вигасина для учащихся 5-х классов. Урок проводится в виде игры-путешествия в историю Древнего мира....
22 05 2023 1:17:33
Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины действительности. Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей. В результате был разработан «Учебный терминологический словарь по философии» как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии....
21 05 2023 15:54:44
Данная система обучения предусматривает групповую форму работы. Особое внимание уделяется
анализу документов, на основе которых устанавливается истинная картина событий,
формируется представление о развитии страны в данный период. Перед учащимися определяются
учебные задачи: проанализировать документ, установить соответствие событий, указать верные
утверждения, восстановить последовательность событий, определить последствия....
20 05 2023 3:30:49
Урок способствовует формированию ключевых компетенций гражданского образования.
...
19 05 2023 11:15:39
Изучается и повторяется материал по истории средних веков. Результатом работы должен стать заполненный кроссворд, по предложенному описанию учащиеся должны угадать историческую личность, поработать с источником и решить историческую задачу. Можно выполнять задание как всей комaндой, так и распределив задания для каждого члeна группы....
18 05 2023 15:45:10
Автор использует чувственную рефлексию через ассоциации, рисунки, символы, стихи, синквейны. Составление кластера и его осмысление развивает критическое мышление, ученик анализирует информацию, активен в учебной деятельности. В процессе формирования культуры познавательной компетентности учащиеся учатся учиться.
...
17 05 2023 14:32:45
Каждый день на протяжении своей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла, нам ежедневно приходится выбирать. Поэтому наверное, интересно будет узнать, а что думали об источниках добра и зла в человеческой жизни великие учителя - философы, которые оказали влияние на воспитание человеческого в человеке, учили различать добро и зло.
...
16 05 2023 13:33:35
Цели викторины: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории; закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода (комплексный анализ, историческое мышление и т.д.)....
15 05 2023 16:44:55
Урок проводится после изучения темы «Социальное познание» и посвящен изучению и пpaктическому применению методов социального познания. Задания подобраны таким образом, чтобы показать неразрывную взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Урок направлен на подготовку к ЕГЭ, так как пpaктически все задания подготовлены по экзаменационным материалам предыдущих лет.
...
14 05 2023 20:43:23
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
13 05 2023 3:13:45
Предложенная разработка урока помогает создать на уроке условия для усвоения учащимися 9-го класса сложной темы истоков и начала «холодной войны». Мультимедийное приложение к уроку, использование приёмов технологии критического мышления и возможностей интеpaктивной доски помогает реализовать на уроке деятельностный подход и способствует развитию ключевых компетенций учащихся....
12 05 2023 23:47:49
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
11 05 2023 13:24:16
Данная статья посвящена изучению завершающих уроков раздела «Человек и закон». Предложены два варианта работы над темой. Формой изучения материала является поисково-исследовательская, метод – групповая работа. Работа представляет опыт использования краеведческого материала при изучении обществознания. Урок содержит презентацию....
10 05 2023 12:59:59
Цель мероприятия - расширение кругозора студентов по изучению истории родного края о сильном, мужественном и героическом сердце Кубанской женщине, матери Степановой Епистинии Федоровне, которая отдала Отечеству во время Великой Отечественной войны девять сыновей....
09 05 2023 17:31:40
Неуспеваемость - острейшая проблема современной школы. Поэтому в каждой школе необходима специальная глубоко продуманная повседневная деятельность всего педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся.
...
08 05 2023 14:48:22
Цель урока: способствовать развитию интереса к военной истории России, личности А.В. Суворова. Открытый классный час с викториной и презентацией для параллели 6-х классов....
07 05 2023 23:15:31
При сдаче ЕНТ одним из обязательных предметов является история Казахстана. Хотя учащиеся обладают неплохими теоретическими знаниями, они часто не умеют применять их. Одним из проблемных вопросов является хронология. Чтобы правильно отвечать на тестовые вопросы, касающиеся хронологии, учащимся необходимо уметь применять знание хронологии в различных ситуациях. Хронологические таблицы станут надежными помощниками в формировании хронологических компетенций....
06 05 2023 9:18:38
Урок разработан в технологии критического мышления; проводится с целью сформировать представление учащихся о жизни и реформаторской деятельности Петра I, направленной на изменения всех сфер жизни общества в России....
05 05 2023 11:33:59
На протяжении всего урока ребята не только слушают рассказ учителя, но и сами являются непосредственными участниками учебного процесса. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены наиболее яркие образы – символы Индии, что позволяет наиболее полно представить себе природу и людей Древней Индии.
...
04 05 2023 0:36:54
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся.
...
03 05 2023 16:17:41
Творчески работающие учителя истории ищут способы совершенствования преподавания истории. Педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда ученики сами становятся соучастниками познания. Уроки, на которых исторические события и факты выстроены в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, способствуют развитию творческого мышления, всестороннему развитию личности, позволяют ученику проявлять свою индивидуальность и формировать прочные системные знания....
02 05 2023 14:51:12
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность.
Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан.
Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы.
...
01 05 2023 16:24:18
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
30 04 2023 17:36:48
День Победы – самый дорогой памятник нашей памяти, совести и чести. Единственный праздник, который отмечают со слезами на глазах, с огромной гордостью за нашу страну, нашу Родину, нашу армию. Праздник, который вселяет надежду на жизнь, заставляет сердце учащенно биться, вспоминая историю нашей Победы....
29 04 2023 18:19:54
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
28 04 2023 17:53:50
В октябре 1917 года наша страна оказалась в условиях экономической и политической блокады. Это выдвинуло на первый план внешней политики прагматический фактор: первые договоры были подписаны РСФСР с сопредельными государствами; Рапалльский договор открыл полосу признания СССР; идея мировой революции приводила к напряженной ситуации в Европе....
27 04 2023 0:11:46
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
26 04 2023 15:39:26
Учащиеся на основе примеров обсуждают роль государства в создании и решении экологических проблем; анализируют связи между целями и принципами государственной политики защиты окружающей среды и применяемыми для их достижения правовыми, экономическими и неформальными инструментами; учатся принимать решения по экологически грамотному поведению, предлагают меры по решению экологических проблем для развития....
25 04 2023 13:42:35
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами театрализации, на котором учитель истории в образе богини истории Клио рассказывает древнегреческую легенду.
В качестве повторения проводится викторина по предыдущему параграфу, игра «молчанка» (учащиеся расставляют стрелки на доске между столбцами), задание – составить схему походов Александра Македонского....
24 04 2023 21:12:42
Цели урока: через работу с историческими источниками познакомить учащихся с "новым" порядком, оценить его пагубность для народов, захваченных Германией; способствовать формированию умения учащихся извлекать первичную информацию о событиях; умения построения своей аргументации на основе источника....
23 04 2023 9:19:11
Цель урока: приобщение учащихся к опыту человечества, духовным ценностям предков, воплощенных в архитектуре Древней Руси; воспитывать интерес к историческому прошлому Отечества; развивать навыки анализа текста....
22 04 2023 17:17:16
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::