"Древнейшие люди. Какими были и как жили древнейшие люди"
Тема: Древнейшие люди. Какими были и как жили древнейшие люди.
Цели урока:
- Рассказать о выделении человека из мира животных, об отличиях древнейших людей от современных, о древнейших орудиях труда, об овладении огнем.
- Показать значение трудовой деятельности в развитии древнейшего человека.
- Формировать умение пересказывать содержание текста учебника, работать с исторической картой и иллюстрацией.
- Правильно употрeбллять и объяснять исторические термины.
Учебное оборудование: карта мира, атлас по истории Древнего мира, презентация Power Point «Древнейшие люди. Какими были и как жили древнейшие люди» (Приложнение).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение и опрос
- Что называется Всеобщей (Всемирной) историей?
- Что изучает история Древнего мира?
- Откуда ученые узнает о прошлой жизни людей ?
- Как называется наука, занимающаяся раскопками и изучением найденных памятников прошлого?
- Назовите два основных вида исторических памятников. Расскажите о вещественных исторических памятниках. Расскажите о письменных памятниках.
- Кого называют «отцом истории» и почему?
III. Изучение нового материала
(Работа с презентацией Power Point. См. Приложение)
1 слайд – тема урока. Древнейшие люди. Какими были и как жили древнейшие люди. (Запись делают в тетрадь)
2 слайд – план урока:
- Происхождение человека.
- Облик первобытного человека.
- Орудия труда.
- Древнейшие люди добывали пищу собирательством и охотой.
- Овладения огнем.
1. Работа с текстом. Учащиеся читают текст на стр. 8 учебника Вигасина.
2. Рассказ учителя. Человек — потомок обезьяны.
3 – 4 слайд. Дополняя учебник, можно сообщить, что учение о постепенном развитии животного мира и о происхождении человека от обезьяны впервые разработал великий английский ученый Ч. Дарвин. Обезьяны и человек различны. Однако у обезьян имеется и много общих признаков с людьми. Их передние конечности приспособлены для хватания и удержания предметов, на конечностях у них пять пальцев с плоскими ногтями. Как у человека, у обезьян 32 зуба. Им присущи проявления эмоций и чувств. Мозг этих животных по объему меньше человеческого, но сходен с мозгом людей.
3. Работа с картой.
5 слайд. Карта и стр. 7 учебника Вигасина.
- Где жили древнейшие люди?
- Где следы их жизни не обнаружены? Как вы думаете почему?
4. Рассказ учителя. Эволюция видов человека
Находки в Африке и в некоторых других местах земного шара позволили построить пpaктически общепризнанную схему изменения видов древнего человека и его предков.
6 слайд. Около 3,5 млн. лет назад появились австралопитеки ныне найдено несколько типов этих обезьяноподобных предков человека, некоторых из них исследователи считают тупиковыми ветвями. Примерно 2, 6 млн. лет назад появился человек умелый, тоже исчезнувший около 1 млн. лет назад. На смену ему пришел, правда, несколько раньше —1,6 млн. лет назад, человек прямоходящий (выпрямленный).
Около 300 тысяч лет назад человек прямоходящий вымер и на смену ему появился новый вид человека — человек разумный. Вначале существовала его форма, называемая архаичной, затем жили люди неандертальской формы, а 40-35 тысяч лет назад появился человек разумный современного типа.
Останки австралопитеков и человека умелого обнаружены лишь в Восточной Африке. Кости человека прямоходящего — питекантропа и синантропа — нашли, кроме Африки, на Яве и в пещере Чжоукоудянь, в Китае.
Словарная работа. 7 слайд
Реконструкция – воссоздание облика человека его жилища, орудия труда или иного предмета по сохранившимся остаткам и описаниям. (Запись делают в тетрадь)
5. Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями учебника.
Задание: рассмотрите и опишите облик древнейших людей на стр. 8 (учебника Вигасина)
6. Беседа по вопросам.
Чем древние люди отличались от людей нашего времени? 8 слайд
9 – 10 слайд (работа со слайдом)
11 слайд. Вывод. (Запись делают в тетрадь)
- Были покрыты шерстью, походили на обезьян.
- Имели грубое лицо.
- Широкий приплюснутый нос.
- Выступающие вперед челюсти.
- Низкий уходящий назад лоб.
- Над глазами валик, под которыми скрыты глаза.
- Сутулость, неустойчивая походка.
Решение задачи. 12 слайд
- И паук и человек плетут, один – паутину, другой – ткань.
- Бобры и человек строят плотины. Какое между ними различие?
(Человек делает свою работу сознательно, животное - на основе инстинктов)
- Чем древние люди отличались от обезьян? 13 – 15 слайд
- Что называется орудием труда? Орудие труда – это то, чем человек работает. (Запись делают в тетрадь)
- Что можно сделать первыми каменными орудиями труда?
«Древнейший человек брал в руки гальку — гладкий округлый камень; ударами другого камня он заострял гальку — получалось грубое и несовершенное орудие. Такую заостренную гальку легко спутать с камнем, форма которого изменена не человеком, а действием сил природы. Однако на рисунке изображен не просто камень, а древнейшее орудие труда, которое не может изготовить ни одно животное. Обезьяна, желая, например, расколоть орех, иногда кладет его на плоский камень, а затем другим камнем начинает с силой ударять по ореху. Так, наверное, поступал и первобытный человек. Но только люди умели заострять камни, вырубать с их помощью дубины, обтачивать палки-копалки. Труд начинается с изготовления орудий труда» Годер Г.И.
(Разрубить мясную тушу, вырубить с помощью камня дубину, оттачивать палки копалки, убить какого-то мелкого зверя, дробить кости, вырыть яму, расколоть орех.)
Вывод: Умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных. (Запись делают в тетрадь)
7 . Работа с текстом учебника. (с. 9 учебника Вигасина)
Задание к слайдам 16 – 21: Как охотились древнейшие люди?
«Несмотря на дубины и заостренные камни, древнейшие люди жили в постоянной опасности. Для подтверждения этой мысли учащимся предлагается придумать рассказ по слайдам 20 -21.
- Опишите облик зверя. Почему тигра называют саблезубым? Как ведут себя люди? Почему мужчина (в центре) не убегает от хищника? Кого он прикрывает собой? Найдите на рисунке свидетельство того, что встреча с, тигром была опасна для людей».
Вывод: что наиболее страшным из хищников был тигр, обладавший длинными изогнутыми и острыми верхними клыками. Тигры охотились на людей, и те не раз становились их жертвами.
8. Работа с термином. Слайд 22
Человеческое стадо — древнейший коллектив людей. Эти группы называют человеческими стадами. Ученые предполагают, что в каждом стаде насчитывалось несколько десятков человек. Стада древнейших людей были столь же непрочными объединениями, как и стада животных. Во главе со своими вожаками первобытные стада бродили в поисках пищи. Они были мало связаны друг с другом, каждое вело самостоятельную жизнь.
Человеческое стадо – древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству. (Запись делают в тетрадь).
9. Рассказ учителя. Слайды 23-24
Подумайте, как могли люди овладеть огнем? (Высказываются мнения детей, возможно, что кто – то уже знает об этом информацию.)
Предлагается прослушать фрагмент аудиозаписи Д. Эрвильи «Приключение доисторического мальчика».
IV. Закрепление изученного на уроке
Работа в рабочей тетради. Выпуск 1 с.3, задание 1, 2.
V. Итог урока
Домашнее задание.
- Прочитать и подготовить пересказ №1 Вигасина.
- Выучить определения понятия «Орудия труда», «Человеческое стадо».
- Подумать, что обозначает выражение «труд создал человека».
Список литературы
- Арасланова О.В. История Древнего мира. 5класс; Поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина , Г.И.Годера и тд. М.:ВАКО 2005 г.
- Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира . М.: Просвещение, 1988 г.
- Лубченков Ю.Н., Михайлов В.В. История древнего мира: 5 класс: Методическое пособие для учителя .- М.: ООО «Издательство АСТ»
- Михайловский Ф.А. История Древнего мира: 5 класс: Книга для учителя. – М.: ООО»Русское слово» 2000 г.
К государственным символам любой страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века....
28 03 2024 0:45:58
В курсе истории, начиная с 5-го класса, происходит знакомство учащихся с процессом формирования человеческого общества. Цель урока: подвести учеников к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе. С помощью анализа иллюстраций учебника, решения логической задачи, построения логических цепочек, выявления причинно-следственных связей происходит формирование исторического мышления учащихся. Использование ИКТ способствует повышению внимания и росту активности детей на уроке....
27 03 2024 11:42:42
Планирование урока построено на базе изучения нового материала. Творческий хаpaктер заданий на опережение изучаемого материала предполагает знакомство с историческим и литературным процессом 50–60-х годов XX века. Усиленная работа над речевой деятельностью обучающихся направлена на обучение монологической речи, умению вести полемику, на развитие креативных способностей, умение видеть мир во всем его многообразии....
26 03 2024 5:47:14
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
25 03 2024 19:16:41
Представленная работа отражает творческий поиск учителя в реализации задач изучения истории родного края в процессе изучения истории Отечества через использование активных методов работы с учащимися, активизирующих их познавательный интерес, самостоятельный поиск в области краеведения. Работа должна помочь учащимся в гражданском становлении, в воспитании любви к своей малой Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа....
24 03 2024 19:48:51
Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, использовать эффективные, оптимальные методы и средства обучения для реализации поставленных образовательных целей и задач. ...
23 03 2024 13:42:27
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
22 03 2024 15:10:41
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
21 03 2024 5:31:29
Как много знает подрастающие поколение о Великой Отечественной войне, о ее героях, победах и поражениях? Данное внеклассное мероприятие позволяет познакомить учащихся с героями войны, жителями Алтайского края....
20 03 2024 8:45:57
Проблемы глобализации и глобальных проблем рассматриваются на различных ступенях образования в курсах истории, обществознания, географии, биологии, следовательно, занятие может носить интегративный (межпредметный) хаpaктер. Интерес к данным вопросам обусловлен тем, что взросление человека предполагает осознание им своих, более широких связей с миром, с его общим культурным, экономическим, образовательным достоянием. Обращение к вопросам глобализации на ступени основного общего образования позволит заложить основы понимания основных фактов, процессов и явлений, хаpaктеризующих целостность и системность отечественной и всемирной истории, которые содержат требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы на базовом и профильном уровнях....
19 03 2024 23:55:10
В рамках урока учащиеся совершенствуют свои навыки работы с историческим источником, работы с текстовой информацией и преобразованием ее в табличную. Урок построен на использовании отдельных приемов технологии развития критического мышления («инсерт», «синквейн»). Урок нацелен на знакомство учащихся с хаpaктером экономической политики в первой четверти XVIII века, выделение главной черты ее – политики протекционизма....
18 03 2024 18:39:40
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
17 03 2024 2:18:21
Цель урока: сформировать представление о Крещении Руси, причинах и значимости этого события для дальнейшего развития страны; развивать умение анализировать исторические источники и делать выводы....
16 03 2024 16:11:16
Учебная тема предназначена для изучения истории на ступенях начального и среднего профессионального образования. Содержание учебной темы структурировано с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе....
15 03 2024 23:35:26
Рабочая программа разработана к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. «Обществознание. 6 класс» (2013) в соответствии с требованиями ФГОС и рассчитана на 34 часа, включая часы на промежуточный и итоговый контроль и 1 резервный час. Календарно-тематическое планирование включает развернутые домашние задания....
14 03 2024 6:51:53
Повышение качества обучения учащихся, стимулирование познавательной активности в значительной степени определяется достижениями информационных технологий, внедряемых в учебный процесс. Это позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, поддерживать познавательный интерес обучаемых к предмету, а деятельность учителя наполняется новым содержанием....
13 03 2024 13:40:28
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...
12 03 2024 20:25:58
Учитель формирует у учащихся образные представления о занятиях, религии, культуры и войнах Древней Греции посредством игры. Воспитывает интерес к далекому прошлому различных народов, чувство ответственности за свои знания....
11 03 2024 16:14:54
На уроке изучается понятие "социальный конфликт", его сущность, развиваются аналитические способности, воспитывается умение общаться с людьми. ...
10 03 2024 5:28:20
Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными к истории Гражданской войны в США, к решению проблем рабства, которое стало очередным этапом развития демократии в США. На примере хаpaктеристики А.Линкольна подчеркивается роль личности в истории....
09 03 2024 17:24:55
Предлагаемое учебное занятие в 11-м классе посвящено особенностям проведения российских реформ. Предлагаемое занятие должно помочь гимназистам осознать многогранность, сложность и противоречивость событий, связанных с проведением реформ, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой....
08 03 2024 16:59:56
Дебаты - форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Дебаты воспитывают толерантность, целеустремленность, эрудированность, умение делать осознанный выбор и отвечать за него перед собой и обществом....
07 03 2024 21:45:29
Урок является вторым в блоке «Древняя Индия». Формы и методы работы на уроке позволяют не только изучить новый материал, но также повторить и закрепить все изученное по теме. У учителя есть возможность оценить знания всех учеников класса. Использование игр вызывает интерес к теме и предмету. ...
06 03 2024 17:37:30
Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....
05 03 2024 15:15:48
Невозможно изучать искусство в отрыве от той исторической ситуации, в которой оно было создано, что позволяет ученикам погружаться в различные эпохи, и, осознавая свою связь с прошлым, глубже понимать настоящее. Достоинства нашей работы: возможность более глубокого проникновения в тему, создания целостной картины мира, образа эпохи, закрепление знаний через выполнение пpaктических работ по ИЗО, осмысление и переработка изученного через личный опыт и творческое осмысление темы....
04 03 2024 2:14:25
Сегодня большое распространение получили три технологии обучения: моделирование или игровая деятельность, коммуникативный диалог или дискуссионная деятельность, изучение источников или исследовательская деятельность. Все эти элементы прослеживаются в статье....
03 03 2024 13:47:57
Внеклассное мероприятие по избирательному праву формирует активную гражданскую позицию, стимулирует явку на выборы, инициирует домашнее (семейное) обсуждение важности активного голосования с последующим совместным походом на избирательные участки для учащихся, еще не обладающих активным избирательным правом....
02 03 2024 16:39:54
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
01 03 2024 16:24:48
В разработке классного часа, посвященного изучению истории села Чернышевка, показано, как можно формировать личность учащихся, воспитывать патриотизм, развивать познавательный интерес, творческие способности ребят. Материалы можно использовать и на факультативных занятиях по истории Приморского края, и на внеклассных занятиях, приобщая учащихся к поисковой работе. ...
29 02 2024 19:32:19
За последние годы отношение к вопросу о благотворительной деятельности в России значительно изменилось. Данное методическое пособие представляет опыт работы по проблеме воспитания благотворительности через образование и воспитание. Я предлагаю использование игровых и групповых технологий в просветительской деятельности, поскольку игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности. ...
28 02 2024 5:35:48
Олимпиада по конституционному праву состоит из 10 заданий, прилагаются ключи....
27 02 2024 21:35:42
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
26 02 2024 23:10:12
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по соответствующему разделу курса "Россия и мир", заинтересовать кадет изучением предмета. В ходе занятия используется мультимедийная презентация, реализуются межпредметные связи истории с географией, иностранным языком....
25 02 2024 22:19:53
Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе завершающий по теме "Символы моей Родины". Задачи урока - закрепление знаний учащихся по теме "Гербы моей Родины", активизация интереса учащихся к исследовательской работе, работе в группе, формирование умения понимать значение герба, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников. ...
24 02 2024 15:23:54
Повторительно-обобщающие уроки являются важным элементом в работе любого учителя–предметника с точки зрения рефлексии. Именно на этих занятиях учитель может сделать выводы о знаниях учащихся, усвоении ими материала раздела или курса, уровне подготовленности к следующему этапу обучения....
23 02 2024 16:30:16
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...
22 02 2024 11:46:20
ТРКМ - технология ЛОП, востребованная объективным развитием общества. Основа ТРКМ - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. С помощью методов и приёмов ТРКМ формирует функциональные качества личности, носит деятельностный хаpaктер (от постановки учеником цели к её реализации). Она успешно реализуется (на примере данной работы). В режиме ТРКМ у учащихся постепенно складывается тип независимого, открытого, опирающегося на аргументы мышления (критическое мышление). Трудность - в неадаптированности текстов возрасту учащихся....
21 02 2024 7:12:44
Игровые методы на уроках используются для активизации познавательной деятельности студентов. Использование различных по сложности заданий позволяет вовлекать в работу пpaктически всех учащихся, при этом обеспечивается оптимальный уровень активности участников и выполняется такой объем работы, который в обычных условиях трудно реализуем. Игра, помимо образовательной цели, несет воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....
20 02 2024 7:56:17
Внеклассное мероприятие может проводиться как составная часть недели истории или интеллектуального марафона. Тема викторины позволяет не только проверить знания учащихся о биографиях правителей разных времен, но и повысить познавательный уровень детей, развить логическое мышление, применить знания из различных наук....
19 02 2024 2:34:22
Урок проводится в рамках семинара методического объединения учителей общественных дисциплин г. Прохладный КБР по теме «Проведение интегрированных уроков общественных дисциплин в целях оптимизации учебного процесса» и нацелен на увеличение объема (в связи с тем, что сведения в учебниках по истории Кабардино-Балкарии и географии Кабардино-Балкарии охватывают период до 2002 г.) и закрепление знаний об одной из ведущих отраслей экономики КБР – сельском хозяйстве....
18 02 2024 10:17:26
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
17 02 2024 6:18:12
Конкурс дает возможность проверить знания по теме Великая Отечественная война благодаря тестовым задания, кроссворду, вопросам; способствует сохранению связи поколений, воспитывает чувство патриотизма....
16 02 2024 4:42:32
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
15 02 2024 18:48:46
Урок предусматривает обсуждение проблемы на основе метода учебного проекта. На примере произведений А.П. Чехова, Н.А. Некрасова изучается влияние на судьбу героев отсутствие правовых механизмов защиты детей и сравнивается положение детей в XIX веке с положением нынешних детей, происходит знакомство с «Конвенцией о правах ребенка». В ходе урока класс разбивается на группы. Каждая группа готовит свой мини-проект, выpaбатывает обращение к персонажам, нарушающим права ребенка. ...
14 02 2024 13:54:46
Древний мир предстаёт перед нами таинственным и загадочным. Несмотря на проделанную огромную работу археологов, искусствоведов, историков, филологов, ещё много остаётся нераскрытым и неизученным. Но попробуем открыть для себя что-то новое и проверить имеющиеся знания по истории древних цивилизаций....
13 02 2024 1:43:57
Нестандартный урок "Никто не создан для войны" проводится в 9–11-х классах. Урок посвящен воинам-афганцам. Данный материал можно использовать и для внеклассных мероприятий. На уроке учащиеся учатся выpaбатывать собственную точку зрения на причины и события афганской войны; воспитание гражданственности....
12 02 2024 11:42:38
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
11 02 2024 5:17:42
В представленной работе предпринята попытка определить возможные причины того, что на протяжении многих лет текст Домостроя считался свидетельством косности нравов и главенства патриархального уклада жизни в то время. Также необходимо объективно оценить важность этого культурного наследия для современного общества....
10 02 2024 18:56:44
Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....
09 02 2024 3:56:50
Урок для 5-го класса подготовлен по учебнику С.В. Колпакова "История Древнего мира. 5-й класс". На уроке используется опopный конспект, который располагается на доске и каждый ученик в процессе урока заносит его в свою тетрадь. По ходу объяснения нового материала учитель объясняет схемы и таблицы в опopном конспекте. Параллельно с опopным конспектом заполняется словарь терминов. Дома учащиеся используют вопросы для самопроверки....
08 02 2024 23:13:56
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::