Урок "Русь с древнейших времен до конца XII века" (игра "Семь ступенек на Олимп")
Цели и задачи игры: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по теме: «Русь с древнейших времен до конца XII века».
Оборудование:
Название игры, тема, портреты русских князей, карточки с заданием, таблица подсчета и итогов игры. См Приложение 1.
Эпиграф:
«Родная сторона становится еще более
близкой и родной, когда знаешь ее
историю».
М.И. Калинин
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя о целях и задачах урока. Объяснение правил игры. Представление комaнд (2 комaнды).
II. Игра.
1. Ступень «Блиц вопрос»:
- С кем воевали восточные славяне? (С кочевым народом)
- Был ли у них верховный Бог? (Перун)
- Что такое судебный поединок? (Это испытание призванное выявить виновного)
- В чем значение появление «Русской Правды» на Руси? (Это первый письменный кодекс на Руси)
- Кто выступает в Киевской Руси в качестве главного судьи? (Князь)
- Почему Ярослава современники прозвали Мудрым? (Этот князь был очень образован и владел 5 языками, в Киеве организовал книгописный и переводческий центр)
- Какие народы входили в состав Киевской Руси? (Славянские, финно-угорские, прибалтийские)
- Какие категории населения были? (Дружинники, бояре, смерды, холопы и т.д.)
- Какой тип хозяйства преобладал? (Натуральный)
- Что представляли собой замки? (Деревянные укрепленные пункты)[5,19]
2. Ступень «Разгадай карту»:
Пронумеруйте (обозначьте) участки пути «из варяг в Греки»:
– Днепр
– Ладожское озеро (Нево)
– Волхов
– Ловать
– Ильмень-озеро
– Балтийское (Варяжское) море
– Черное (Понт) море
3. Ступень «Историческое событие» (Угадай дату)
Крещение Руси? (988г.)
Создание «Русской правды»? (1072г.)
Когда был Любечский съезд князей? (1097г.)
Восстание в Киеве? (1068г.)
Правление Владимира Мономаха (1113 – 1125г.)
Первое упоминание о Москве? (1147г.)[3]
4. Ступень «Лови ошибку»
Исправь не менее шести ошибок (некоторые встречаются несколько раз) в следующем тексте.
После пожара, уничтожившего дом и все хозяйственные постройки, боярин Микула пошел в замок к смерду просить у него «купу» для постройки нового жилища. Микула по бетонной дорожке подошел прямо к дверям замка. Его встретили хозяин замка – смерд Вышата. Он пригласил его попить чай. Долго Микула уговаривал Вышату, но тот так и не согласился дать ему в займы. За полученную «купу» Микула соглашался стать тиуном у Вышаты.[4,71]
5. Ступень «Кроссворд»
1. Владелиц вотчины (боярин). 2. Раб (холоп). 3. коллектив крестьян (община). 4. Крестьянин, несущий военную службу (смерд). 5. Жилище крупного землевладельца (замок) по горизонтали.5. Феодально-зависимый крестьянин (закуп) по вертикали. 6. наследованное земельное владение (вотчина). 7. Воин князя (оруженник). 8. Глава племени, а затем государства на Руси (князь). 9. Управитель в вотчине (тиун).
6.Ступень «Крылатые выражения»
Объяснить их значение и происхождение.
1. Не все коту масленица – в жизни бывают не только удовольствия.
Масленица – старинный русский праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны. Ее отмечают народными гуляньями, катаньем с гор, играми, потехами, сожжением соломенного чучела зимы, хождением в гости. На масленицу всегда пекут блины, которые, будучи круглой формы, являются символами солнца, возрождением жизни после зимней спячки. Их подают с молоком, сливками, сметаной – любимым лакомством кошек. Сразу после Масленицы наступает Великий пост, во время которого на протяжении шести недель следует воздерживаться от развлечений и жирной пищи.
2. После дождичка в четверг – неизвестно когда или никогда.
Наши предки особо чтили главного языческого бога Перуна – бога грома и молнии. По преданию, днем Перуна был четверг, поэтому именно в этот день ему возносили молитвы о дожде. Но во время засухи эти молитвы часто оставались неуслышанными и не помогали. Вот тогда и родилось выражение «после дождичка в четверг», оно стало применяться ко всему несбыточному, к тому, что вряд ли когда исполнится.
3. Проще пареной репы – о несложном деле, не требующем большого искусства.
До конца XVIII, когда на Руси начали выращивать картофель, репа была основным овощем на столе крестьянина. Чтобы ее приготовить не требовалось большого умения – горшок с репой ставился печку, где она на пару превращалась в мягкое сладковатое угощение. Простота приготовления этого кулинарного блюда стала символом очень простого дела.
4. Пускать красного пeтyxа – устроить пожар.
Пeтyx у славян был олицетворением огня. Возможно, это происходило оттого, что пeтyxи русской породы имели красно-огненное оперение, а перья хвоста при дуновении ветра напоминали языки пламени. У крестьян было поверье, что во время грозы красный пeтyx вместе с молнией соскакивае6т с тучи на крышу соломенной избы и возникает пожар. В реальной жизни нередко пожар случался от преднамеренных поджогов, тогда говорили: «Ему пустили красного пeтyxа».
5. Тютелька в тютельку – совершенно точно, точь-в-точь.
В старославянском языке «тютелька» - это удар, попадание. При точном попадании топора мастера в одно и то же место говорили: «Он попал тютелька в тютельку».[2,123]
7. Ступень «Человек - загадка»
На стенде портреты Игоря, Ивана Калиты, Олега, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха.
Определите, о ком идет речь?
- Эта женщина жестоко отомстила за cмepть своего мужа. Назовите имя мужа. (Игорь)
- В годы правления этого князя Москва стала духовным центром Руси. (Иван Калита)
- «Вещим» остался этот князь в истории. (Олег)
- Этот князь создал закон о порядках в Новгороде, нанес крупное поражение печенегам, уделял большое внимание культуре, просвещению, строительству церквей, монастырей. (Ярослав Мудрый)
- Внук Ярослава Мудрого. Был полководцем и государственным деятелем, написал «Поучение детям». (Владимир Мономах)
III. Подведение итогов.
Награждение победившей комaнды. Вручение – лаврового венка и медалей – знатоки истории.
- Что может нового узнали?
- Чему научились?
- Кто оказался лучшим, и что помогло достичь победы?
VI. Анализ – Рефлексия (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния).
Конечно, хорошо провести обсуждение или анкетирование о прошедшей игре. Но если времени совсем не остается, можно воспользоваться методикой А.Н. Лутошкина, которая называется «Цветопись». Ее цель – оценка учащимися своего эмоционального состояния в ходе какого-либо мероприятия. Данные об эмоциональном состоянии каждый ученик заносит в клеточку – напротив своей фамилии в списке цветным карандашом. Каждый цвет обозначает разное настроение: красный – восторженное, радостное, активное настроение; оранжевый – радостное, светлое; желтый – светлое; зеленый – спокойное, ровное; синий – грустное, печальное; фиолетовый – тревожное, тоскливое; черный – состояние крайней неудовлетворенности. Такая цветоматрица поможет учителю «увидеть» настроение коллектива, определить общий и индивидуальный хаpaктер эмоциональных состояний школьников. [1,15]
Список литературы
- Игры на уроке истории: Метод. Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.- 160 с.
- История. 5-9 классы: повторительно-обощающие уроки в нетрадиционной формах/ авт.-сост. С.В. Парецкова, И.И.Ваpaкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 191 с.
- История России: С древнейших времен дол конца XVI века: Учеб. Для 6 кл. общеобразовательных учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Провсещение,2002 – 256 с.
- Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6-7 кл.: Метод. Пособие. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.- 400 с.
- Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс. – М.: ВАКО, 2006.- 208 с.
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
21 09 2023 15:58:59
Тема рассчитана на два учебных часа, преподается в форме проблемной лекции с элементами лабораторной работы, с использованием учительской компьютерной презентации....
20 09 2023 15:22:17
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
19 09 2023 7:35:58
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
18 09 2023 8:33:11
Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва» включает технологическую карту и комментарий. Материал предназначен для проведения урока-экскурсии в 10-м классе (XX – начало XXI века). Цель: знакомство с историей родного края в десятилетие Н.С.Хрущёва....
17 09 2023 8:59:21
Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности ‒ главная цель изучения истории в школе и в достижении этой цели поможет школьный музей....
16 09 2023 13:14:37
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих.
Мы считаем, что применение игровых форм обучения способствует развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся и помогает прочному усвоению учебного материала....
15 09 2023 10:29:58
Данное мероприятие проводится для учащихся 9-11-х классов. Основные цели: познакомить учащихся с основными причинами, ходом событий и итогами афганской войны, развивать внимание, память, логическое мышление, умение слушать, анализировать и делать выводы, воспитывать патриотические чувства, гордость за своих земляков, провести грань между войной и миром.
...
14 09 2023 10:41:38
Урок разработан как урок новых знаний учащихся. Большое количество фактов биографии Николая II, гибель царской семьи и её тайное захоронение, вопросы связанные с нахождением останков, погребением, канонизацией, а также реабилитацией - всё вызовет неподдельный интерес учащихся к теме урока....
13 09 2023 21:41:36
Автор знакомит учащихся с образом Владимира Красно Солнышка, целями проводимых им войн, походов и реформ....
12 09 2023 18:31:24
В проектной работе мы поставили перед собой задачу узнать историю Конькова – района, где расположена наша школа. Мы занимались изучением того, что раньше было на территории этих мест, с помощью анкетирования спрашивали, знакомы ли жители района с историческим прошлым своей малой родины, знают ли они, в честь кого названы улицы района....
11 09 2023 6:32:46
В настоящее время, чтобы овладеть вниманием учащихся, удивить, заинтересовать, увлечь своим предметом, повысить эффективность занятий необходимо внедрять в свою работу нестандартные формы обучения. Подготовка к этим урокам сложная, требует мобилизации знаний, времени, более высокого уровня организации труда как самого учителя, так и учащихся....
10 09 2023 20:16:47
Урок помогает сформировать у учащихся представление о роли Вологодской области в борьбе с фашизмом, познакомить с историей области в годы войны, с подвигами вологжан на полях сражений и в тылу, развивает умение работать с различными источниками информации, анализировать их, оценивать исторические события, аргументированно отстаивать свою точку зрения, способствовать воспитанию патриотизма, чувства долга и глубокого уважения к землякам, боровшимся с фашизмом....
09 09 2023 18:23:55
Урок отражает все «плюсы» игровых технологий: деятельность (т.е. речевая), мотивированность, отсутствие принуждения, индивидуализированная деятельность, глубоко личная, обучение и воспитание в коллективе и через коллектив, развитие психических функций и способностей, «учение с увлечением»....
08 09 2023 22:24:12
Данная разработка может быть использована на уроках истории, уроках мировой художественной культуры, как внеклассное мероприятие....
07 09 2023 16:41:29
При изучении истории очень важно сформировать представления не об отдельных фактах или явлениях, а о процессе в целом. Начинать нужно как можно раньше. В данном уроке с пятиклассниками мы рассматриваем геополитические факторы (не называя их) - комплекс условий развития общества, среди которых наиболее важными являются географические и климатические особенности среды обитания, влияние ее на занятия, быт, отношения с соседями, взаимодействие и столкновение различных цивилизаций....
06 09 2023 13:10:20
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся научатся видеть проблему, искать пути ее решения, извлекать информацию из разных источников; усовершенствуют навыки работы в группе....
05 09 2023 9:53:11
Викторина имеет патриотическую направленность, она прививает любовь к родному краю, своей малой родине. Данное мероприятие расширяет кругозор детей, имеет познавательную направленность....
04 09 2023 0:18:27
Урок предназначен для 7-го класса общеобразовательной школы, организован в форме игры, моделирующей определенные ситуации данной эпохи и воссоздающей картины событий с их персонажами. Разнообразные задания, используемые на уроке, требуют как развернутых, так и односложных ответов. Используется ИКТ, стимулируются познавательные процессы....
03 09 2023 21:19:41
Игра основана на интеграции предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, музыки, ИЗО, МХК. Герой этой игры М.Ю. Лермонтов – не только гениальный поэт, но и человек многих талантов и интересов, свидетель и исследователь исторических и культурных событий, поэтому диапазон освещаемых здесь вопросов весьма широк. В мероприятии реализуются принципы педагогики сотрудничества, развивающего и проблемного обучения, игровые технологии....
02 09 2023 9:13:47
Интегрированный урок проводится в 8-м классе в соответствии с программой по курсу истории России и является завершающим в теме «Отмена крепостного права в России». В ходе урока учащиеся вспоминают изменения, которые произошли в русской деревне после подписания Манифеста 1861 года, учатся анализировать картины, отражающие особенности крестьянской жизни, делать выводы.
...
01 09 2023 16:29:29
Цель занятия: подготовка старшеклассников к участию в политической жизни страны: в выборах депутатов Государственной Думы, Президента РФ. На занятии рассматриваются вопросы проведения демократических выборов, формирования политической культуры. В завершение встречи в игровой форме даётся оценка уровня политической культуры аудитории: знаний, ценностных ориентаций, готовности к пpaктическим действиям, подчеркивается необходимость формирования активной гражданской позиции молодых людей....
31 08 2023 1:58:32
Ефремовский край богат знаменитыми именами людей, стремившихся обратить свои взоры на историю родного края, приобщая к этому других. Один из них – Ге opгий Владимирович Любомудров. Учитель-энциклопедист всю свою долгую жизнь посвятил обучению детей ботанике, зоологии, химии, астрономии. Стоял у истоков создания Ефремовского общества краеведов. ...
30 08 2023 21:20:42
Представлен интегрированный урок по курсу "история + ИЗО", разработанная учителями истории и ИЗО с 5-й по 9-й класс. На уроке учащиеся познакомятся с произведениями искусства об Отечественной войне 1812 года. Показывается значимость Отечественной войны 1812 года для развития национального самосознания и искусства....
29 08 2023 21:32:36
В курсе истории, начиная с 5-го класса, происходит знакомство учащихся с процессом формирования человеческого общества. Цель урока: подвести учеников к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе. С помощью анализа иллюстраций учебника, решения логической задачи, построения логических цепочек, выявления причинно-следственных связей происходит формирование исторического мышления учащихся. Использование ИКТ способствует повышению внимания и росту активности детей на уроке....
28 08 2023 4:42:25
Урок предлагает учебный процесс, в котором будет использован субъектный опыт каждого ученика. Интегрированный урок истории, МХК и информатики рассчитан на два учебных часа в 10-м классе. Урок создает условия для углубления и расширения базовых программных знаний по нескольким предметам, развития и совершенствования учебных умений, организации самостоятельной поисково-познавательной деятельности....
27 08 2023 13:15:46
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «История» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нестандартного подхода к учебе, ему удастся заинтересовать ученика в дополнительных знаниях. В викторине присутствует несколько творческих конкурсов, что поможет учащимся реализовать полностью свой потенциал. Также новым здесь будет и видеоконкурс, состоящий из отрывков мультфильмов на тему «Мифы Древней Греции»....
26 08 2023 15:56:29
Программа курса «Основы жизненного самоопределения» для 5-го класса. В основу программы легли некоторые обществоведческие курсы, существующие в образовательной среде. Цель курса — формирование социальной компетентности. Данный курс можно использовать не только в рамках изучения предмета, но и во внеклассной работе....
25 08 2023 15:18:55
Урок посвящен изучению основных направлений внешней политики России в начале XVIII в. и событиям первого периода Северной войны. Показан ход войны на суше, переход от поражений к победам русской армии. Раскрывается роль Полтавской битвы как генерального сражения. Приоритетом урока является проблемность изложения материала. ...
24 08 2023 15:16:16
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
23 08 2023 14:44:48
В статье автор поднимает проблему познания природы человека через самопознание. Актуальность данного исследования в формировании «Я – концепции», представлении человека о самом себе через мнения других людей и соотнесении себя с другими. В процессе дискуссии у старшеклассников развиваются навыки самоанализа, изучения себя через образы и ситуации с учетом мнения других людей....
22 08 2023 6:38:20
Особое место в арсенале инновационных педагогических средств занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Используя метод проектов, педагоги формируют ключевые компетенции учащихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни. Во время выполнения проекта школьники переосмысливают роль знаний в социальной пpaктике.
...
21 08 2023 0:27:13
Урок призван дать представление о предках славян, показать районы расселения восточных славян, ознакомить с основными занятиями, бытом, верованиями, общественным устройством восточных славян, продолжить формирование умения формулировать аргументированный ответ на вопрос с обобщением или выводом (обобщение полученных данных, фиксирование результатов работы в виде различной текстовой информации – развёрнутого суждения, схемы и т.д.)....
20 08 2023 1:51:28
Работа может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых победе советских войск под Сталинградом, уроках окружающего мира, истории. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны.
...
19 08 2023 14:41:27
Данная работа является совместным проектом учителей истории и МХК по проведению интегрированных уроков в школьном музее с целью активизации творческих способностей и познавательной деятельности учащихся....
18 08 2023 1:19:10
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
17 08 2023 8:33:56
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
16 08 2023 12:21:47
Внеклассное мероприятие воспитываеn ответственных граждан России. Итогом занятия должно стать понимание роли человека для государства и государства в жизни гражданина, воспитывается чувство гордости за свою родину....
15 08 2023 14:54:32
Материал раскрывает причины создания антигитлеровской коалиции, хаpaктер отношений между странами-участницами коалиции; рассматривает этапы формирования коалиции. Может быть использован на уроках истории в 9-м, 11-м классах при изучении нового материала или его закреплении....
14 08 2023 9:57:27

Цели урока: знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси; расширить представление обучающихся о школе в Древнерусском государстве....
13 08 2023 22:38:15

Урок изучения нового материала соответствует структуре Петербургской тетради по краеведению (Ермолаева Л.К. и др. "Давным-давно на наших землях…") и состоит из следующих частей: названия племен, населявших в древности наш край, места расселения, занятия, верования, современное состояние финно-угорских племен....
12 08 2023 9:47:51
Урок является составной частью темы "Глобальные проблемы современности" и призван расширить знания учащихся одиннадцатых классов о международном терроризме. Урок проводится с использованием проектной технологии обучения. На уроке раскрываются основные понятия, организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона РФ "О противодействии терроризму", статьями Уголовного кодекса. Важным этапом является презентация проектов учащихся, с предложениями путей решения проблемы современного терроризма....
11 08 2023 5:35:16
Внеклассное мероприятие по истории является КТД, которое ежегодно проводится в нашем МОУ. В 2007-2008 уч.г. была выбрана тема "Герои Средневековья". Представлен сценарий мероприятия, мультимедийное сопровождение (сокращенный вариант) и творческий отчет.
...
10 08 2023 7:30:33
Урок помогает представить общую картину жизни в России начала XIX века; заинтересовать учащихся, пробудить интерес к изучению истории России и её народа....
09 08 2023 16:19:47
Урок истории для учащихся 8-го класса на тему показывает как шло развитие России в первой половине XIX в.; знакомит учащихся с основными тенденциями социально-экономического развития России....
08 08 2023 3:45:31
Урок обществознания может быть использован в 10‒11-х классах на уроках правоведения или обществознания. Содержит информационный материал, который закрепляется через дискуссию по вопросам....
07 08 2023 15:38:19
Рабочая программа по истории Отечества для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта. В данной рабочей программе приведены примеры структурных компонентов, кроме календарно-тематического планирования....
06 08 2023 11:39:57
Совместная деятельность учителя и ученика учит навыкам осмысления текстового, статистического материала, учит не только высказывать свою точку зрения, но и её отстаивать, приводя свои аргументы. Организация такой учебной деятельности – залог успешного усвоения учебного материала. В конце урока учащиеся должны показать эволюцию социальной структуры постсоветского общества, назвав её причины, чтобы в последствии дать точную историческую оценку происшедшего в России в 90-е годы....
05 08 2023 11:21:34
Урок-повторение по истории в 5-м классе проходит в форме викторины с целью систематизировать пройденный материал. Данная форма работа позволяет развить у учащихся умения работать с проблемными заданиями, с текстом с историческими ошибками, с картиной; сформировать навыки группового взаимодействия....
04 08 2023 2:55:18
Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего звена, в чем заключается ее универсальность. В свете нынешнего развития общества, когда утеряны идеалы, когда молодые люди мало чем интересуются, а много пьют, используют наркотические средства, эта программа способствует гармоничному развитию молодых людей, физически развитых, интеллектуально грамотных. Программу с удовольствием поддерживают родители, а дети с удовольствием ее осуществляют....
03 08 2023 15:22:47
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::