Урок-презентация "Возвышение Москвы". 10-й класс
Место урока – 1 урок в теме «Московская Русь»
Цель урока:
- определить причины, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель;
- продолжить формирование умений и навыков работы с историческими картами, документами и самостоятельно извлекать знания;
- формирование способности анализировать, сопоставлять.
Задачи урока:
- раскрыть причины возвышения Москвы;
- показать роль московских князей в борьбе за объединение.
Форма урока – урок-презентация с элементами исследовательской работы
Тип урока – урок введения новых знаний
План урока:
1. Предпосылки объединения.
2. Возможные центры объединения.
3. Борьба Москвы и Твери.
4. Правление Ивана Калиты и его наследников.
Оборудование урока: мультимедийный экран, медиа-лекция через презентацию, документы; учебник: авторы Н. И. Павленко, И. Л. Андреев «История России с древнейших времен до конца XVII века». 10 класс.
Основные понятия: баскак, калита.
Основные даты и события:
1325-1340 гг. – княжение Ивана Даниловича Калиты.
1327 г. – восстание в Твери.
1340-1353 гг. – княжение Симеона Гордого.
1353-1359 гг. – княжение Ивана Ивановича Красного.
Ход урока.
I. Актуализация полученных знаний. (Слайд 1)
V Под 1132 г. новгородский летописец с горечью записал: «И раздрася вся земля Русская».
Через сто лет уже галицкий, летописец с тоской напишет: «Начнем же рассказывать о бесчисленных ратях и великих трудах, и частых войнах, и многих крамолах, и частых восстаниях, и многих мятежах».
О каком периоде в истории Руси повествуют летописцы?
Что такое феодальная раздробленность?
Крупные княжества продолжали дробиться и после монгольского завоевания. Почему же русский народ стал задумываться о воссоединении своих земель? (Слайд 2) «И почему было Москве царством бытии?..»
Сегодня на уроке мы должны с вами выяснить (Слайд 3) каковы были причины объединения русских земель вокруг Москвы
Тема урока (Слайд 4).
План урока: (Слайд 5).
II. Изучение нового материала.
1. Предпосылки объединения.
В XIII-начале XIV вв. начинается процесс собирания русских земель в единое государство.
Что послужило предпосылками объединения русских земель в единое государство? (Слайд 6).
Рабочий лист 1 (приложение 1)
2. Возможные центры объединения. (Слайд 7).
Работа с картой.
Забудьте о том, что центром объединения Русских земель стала Москва, и попробуйте определить, какие города Руси имели шанс возглавить объединение? (Тверь, Нижний Новгород, Москва, Переяславль, Смоленск, Новгород Великий, Ярославль, Псков, Кострома)
Материал для рассказа учителя
Первоначально казалось, что наибольшие шансы стать центром объединения Русских земель V имела Галицко-Волынская Русь, так как это княжество доминировало в политической жизни домонгольской Руси наряду с Владимиро-Суздальским. Оно мало пострадало от монголо-татарского нашествия и долгое время находилось в относительной независимости от Орды.
Однако ряд нeблагоприятных факторов подрывал могущество княжества. Это и сильная оппозиция княжеской власти, которая существовала в княжестве, и большие затраты на войны, которые Даниил Галицкий вынужден был вести, чтобы сохранить княжеский титул. Сказывалось также постоянное давление, которое испытывало княжество со стороны западных соседей.
Другим центром объединения V могло стать Великое княжество Литовское, возникшее в XIII в., которое объединило значительную часть Русских земель. Объединение шло различными путями: соглашения с русскими князьями и боярством, заключение династических союзов, ведение завоевательных войн. Однако после заключения уний с Польшей (1385, 1401, 1413 гг.) и принятия католичества (1387) Литва все больше подпадала под польское влияние, а в ее Русских землях усилились национальные и религиозные противоречия.
Москва не имела безоговорочных шансов на главенство, как это может показаться при поверхностном изучении материала.
Познакомьтесь с причинами возвышения Москвы, о которых говорят историки.
Работа с документом (10 мин.) – класс делится на три группы.
Рабочий лист 2 (приложение 2)
Запись в тетрадях: (Слайд 8).
Причины возвышения Москвы.
1. Удобство географического положения, давшее Московскому княжеству население и средства.
2. Удобное расположение на торговых путях (Волго-Окское междуречье),
3. Плодородные земли и т. д.
4. Сочувствие духовенства, выраженное в перемене пребывания митрополии;
5. Политика татар, которая не могла своевременно заметить опасное усиление Московского княжества;
6. Поддержка бояр и сочувствие населения.
7. Личные способности первых московских князей.
(Слайд 9). Но не одна лишь Москва располагала этими преимуществами. Ничуть не менее выгодным V было и положение Твери.
В первой четверти XIV в. начинается борьба за великокняжеский престол между Москвой и Тверью. Только случай решал, какой именно город станет столицей нарождающегося государства.
3. Борьба Москвы и Твери. (Слайд 10).
Основными претендентами в XIV в. были Тверское и Московское княжества. Оба княжества возникли в XIII в.: Тверское в 1247 г. Получил младший брат Александра Невского Ярослав Ярославич. Московское – в 70-х годах младший сын Александра Невского Даниил. Ярослав и Даниил стали родоначальниками тверской и московской династий.
(Слайд 11). Самостоятельное изучение учащимися фрагментов литературы.
Учитель делит класс на три группы, каждая из которых получает для изучения приведенный текст, после чего проводится обсуждение и необходимая информация фиксируется в тетрадях учащихся.
Рабочий лист 3 (приложение 3)
4. Правление Ивана Калиты и его наследников. (Слайд 12).
Сообщение-презентация учащегося «Иван Калита» (3 мин.).
Материал для сообщения.
Иван Данилович Калита - (около 1295-1340) - Великий князь московский (с 1325) и великий князь владимирский (с 1328), Сын Даниила Московского. Когда он начал княжить, в его владения входило, помимо Москвы ещё семь городов, а через 15 лет он каждому из своих сыновей оставил вдвое больше земель, чем получил он сам. К концу жизни Иван Данилович стал первым на Руси князем, а Москва сделалась главным русским городом. Умный и хитрый, Иван Калита их всего умел извлечь выгоду. В 1327 г. в Твери вспыхнуло восстание против Золотой Орды, восставшие убили родственника Узбека Чолхана, а великий владимирский князь Александр Тверской поддержал восставших. Иван Калита воспользовался ситуацией и одновременно убил двух зайцев. Он отправился в ставку хана, заверил его в своей преданности и вернулся с татарами усмирять Тверь. Восстание было жестоко подавлено, а Тверь подверглась погрому и надолго выпала из политической жизни. За преданность Иван получил ярлык на великое княжение. Поступок князя на Руси ему долго не могли простить, однако Калита был гораздо дальновиднее своих современников. Подобно своему деду, Великому Александру Невскому, Калита не допустил большего кровопролития, так как в Орде собирались совершить карательную экспедицию по всем русским землям. Кроме того, Ивану удалось убедить Узбека не посылать более баскаков на Русь, а поручить это дело русским. Баскаки обирали народ, но значительную часть дани от хана утаивали. Теперь, когда сбор дани был поручен Калите, русский народ вздохнул свободнее, а хан, тем не менее, действительно получал больше. Однако и свою казну Калита не обошёл. Утаенные князем деньги оседали в казне, тратились на щедрые подарки хану и его приближённым. При Иване Калите Москва была обнесена новыми деревянными стенами (каменный кремль строить побоялись из опасения, что у хана могут возникнуть подозрения о припрятанной дани). Москвичи при князе жили хорошо, Иван держался просто, всегда подавал милостыню. На поясе князь всегда носил кошель (калиту), откуда и получил прозвище. Накопленные средства князь также использовал для покупки земель. Важным для возвышения Москвы действием Калиты было и приглашение в Москву митрополита Петра. Иван приложил старания к тому, чтобы митрополит чувствовал себя в Москве уютно.
III. Закрепление. (Слайд 13-16).
О каком князе пишет современный поэт Н. Коржавин?
Был ты видом сильно противен,
Сердцем – подл…
Но не в этом суть:
Исторически прогрессивен
Оказался твой жизненный путь.
Согласуется ли эта точка зрения с фактами истории? Согласны ли вы с такой оценкой деятельности князя?
Домашнее задание: § 13, контурная карта 5 (задания 1, 2).
Использованная литература
- Набатова О. Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI в: 6-7 кл.: Метод. пособие. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
- Кацва Л. А., Юрганов А. Л. История России XIII-XV вв.: Учебник для VII класса. – М.: МИРОС-Аргус, 1996.
Урок посвящён одной из важнейших дискуссионных проблем курса истории – готовил ли СССР летом 1941 г. нанесение превентивного удара по Германии. В процессе урока, построенного по «кейс-технологии», учащиеся, перед которыми поставлена проблема, изучают различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, работают с архивными документами, рассматривают различные точки зрения по военно-стратегическому планированию Германии и СССР в 1940–1941 гг....
24 09 2023 16:35:20

На уроке рассматривается тема межнациональных отношений в рамках СНГ. Урок посвящен 20-летию образования СНГ. Большое внимание уделяет викторинам, дается возможность детям высказать свое мнение по обсуждаемым проблемам....
23 09 2023 0:32:55
Урок формирует знания учащихся о военных действиях в 1942–1943 годах. Развивает мыслительную деятельность учеников, работу с текстом. Воспитывает чувство гордости за народ, победивший фашизм....
22 09 2023 23:45:32
Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к ЕГЭ, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....
21 09 2023 6:23:50
Урок проводится как лабораторно-пpaктическая работа в группах. На основе самостоятельной работы с источниками у учащихся развиваются ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, самообразования и самооценки. Для урока привлечен редкий материал из исторических монографий, писем и работ самого Сперанского с учетом уровневой дифференциации. ...
20 09 2023 16:41:31
В данном материале (статье) представлена методическая разработка урока по отечественной истории на тему "Аграрная реформа П.А. Столыпина". Урок рассчитан на учащихся общеобразовательной школы, работающих по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "История государства и народов России. ХХ век".
...
19 09 2023 16:29:11
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
18 09 2023 23:53:42
Данный спецкурс охватывает очень обширный период отечественной истории - с 1700 по 1917 год, от петровских реформ и становления Российской империи до ее краха в 1917 году. В рамках спецкурса предполагается рассмотреть лишь одну из сторон данного исторического этапа - становление, развитие и крах российской армии, ее славные победы и трагические поражения.
...
17 09 2023 20:57:51
Цель урока: обобщить знания о средневековых европейских городах, полученных на предыдущих уроках....
16 09 2023 18:40:54
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
15 09 2023 19:31:20
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами.
Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
14 09 2023 18:27:48
Двадцать лет – обычно достаточный срок для того, чтобы оценить значение крупного исторического события, в то же время на этой дистанции еще сохраняется живость восприятия произошедшего. Для собственно оценки необходимо сформулировать отношение как минимум к трем вещам: хаpaктеру режима в Советском Союзе на момент распада, обстоятельствам разложения и развала СССР, наконец, к тому, что возникло на месте бывшего Союза....
13 09 2023 12:13:45

В ходе урока ученики знакомятся с мальчиком Микитой, который отправился в Москву Ивана Грозного. Учащиеся в ходе урока отгадывают кроссворды, тесты, помогают мальчику составить письмо. Своей работой ученики оказывают помощь и поддержку Микитке и входят с ним в Москву....
12 09 2023 13:50:59
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007).
...
11 09 2023 12:27:21
На протяжении всего урока ребята не только слушают рассказ учителя, но и сами являются непосредственными участниками учебного процесса. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены наиболее яркие образы – символы Индии, что позволяет наиболее полно представить себе природу и людей Древней Индии.
...
10 09 2023 22:22:35
Представлен конспект урока обществознания в 11-м классе "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории"....
09 09 2023 10:30:29
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе.
Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
08 09 2023 18:48:35
Цель урока: формирование у учащихся навыков работы с различными источниками информации....
07 09 2023 11:49:34
В статье приводится пример урока-диспута.
...
06 09 2023 14:23:22
Для активной жизни в обществе в век информационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение привлекать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки можно применять в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках интеллектуальной игры "Дебаты"....
05 09 2023 19:45:53
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
04 09 2023 5:58:36
Предлагается игра по истории Древнего мира....
03 09 2023 22:16:19

Обобщаются знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека. Акцентируется внимание на социальных аспектах этих проблем: необходимость совместных усилий для их разрешения, значение и роль различных общественных институтов в их решении....
02 09 2023 11:44:21
Данный урок входит в раздел «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» по программе 6-го класса. Это итоговый урок. Область данного урока позволяет не только обобщить и систематизировать знания, но и выяснить, как возникли города, развить творческие способности. Урок сопровождается презентацией....
01 09 2023 20:42:13
Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности ТРКМ, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....
31 08 2023 3:45:32
Внеклассное мероприятие позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности на примерах подвига мужественных, самоотверженных, молодых ребят, горячо любящих свою Родину, показавших образцы верности воинскому долгу, отдавших свою жизнь ради жизни других воспитываются идеалы служения Отечеству....
30 08 2023 20:55:57
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами.
Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
29 08 2023 0:57:29
Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....
28 08 2023 6:35:46
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
27 08 2023 15:44:49
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
26 08 2023 0:22:26
Элективный курс ставит своей целью расширить знания учащихся в области потрeбления, механизмов защиты прав потребителя, привить навыки грамотного потрeбления. Данный курс имеет прикладной хаpaктер, направлен на пpaктико-ориентированную деятельность, предназначен для учащихся 9-х классов.
...
25 08 2023 0:36:30
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
24 08 2023 15:42:33
Урок разработан для 7-го класса по учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной "История России" и направлен на создание условий для рассмотрения и определения значения Русско-турецких войн второй половины XVIII века в судьбе России....
23 08 2023 4:55:29
Урок разработан в форме игры–путешествия в город Олипм – место проведения древних олимпийских игр. Новизной данного урока является «Портфель знаний», который позволяет учащимся систематизировать, накапливать и проверять свои знания. На уроке прослеживается связь с другими предметами школьной программы.
...
22 08 2023 8:21:41
Урок истории проводится на основе межпредметной интеграции (литература,
краеведение, экономика, культурология). Противоречия общественно-политической
жизни страны победившего социализма раскрываются в поисковой и творческой
деятельности. Продолжением урока могут стать классные часы, исследовательская работа,
элективные занятия, что не только повышает научный потенциал урока, но и формирует
активную жизненную позицию подростков, воспитывая гуманное отношение к людям,
чувство справедливости....
21 08 2023 13:19:18
Цели урока: формирование ключевых компетенций на уроке; ознакомление обучающихся с причинами и хаpaктером феодальных войн, с организацией феодального войска (его вооружением и тактикой); хаpaктеристика основных этапов Столетней войны; героическая роль Жанны Д'Арк в освобождении Франции....
20 08 2023 7:14:46
Интеллектуальный марафон формирует устойчивый интерес к истории России XIX века, в частности истории Отечественной войны 1812 года.
...
19 08 2023 8:38:19
Используя методику логического понятийного анализа и знания ключевых философских понятий, можно расширить возможности учащихся при работе с документальными материалами. Задания выполняются в группах, что формирует навыки социального партнёрства. Учитель только координирует деятельность. Альтернативное домашнее задание способствует развитию познавательной активности обучающихся и формированию интереса к истории и философии. ...
18 08 2023 10:42:50
Учащиеся знакомятся с этапами становления и развития антифашистской коалиции; раскрывается роль и историческое значение антифашистской коалиции в борьбе с фашизмом; продолжается работа над формированием умения анализировать исторические документы, статистические данные; давать оценку историческим и политическим деятелям.
...
17 08 2023 20:33:51
Статья позволяет определить основные принципы работы по методу проектов на уроках истории и обществознания. Рассматриваются виды школьной проектной деятельности и методика работы над проектами.
...
16 08 2023 0:53:23
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
15 08 2023 11:52:24
Урок продолжает изучение темы «Эпоха Петра I». Используемые в ходе урока методы, приемы и средства обучения способствуют формированию представлений учащихся о государственных преобразованиях Петра I. Происходит реконструкция исторической эпохи. ЦОРы - мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение создают положительный эмоциональный фон....
14 08 2023 10:34:41
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
13 08 2023 19:41:42
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
12 08 2023 17:54:36
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
11 08 2023 6:21:46
В программе по обществознанию в 6-м классе есть особая тема – это «Конституция России» и «Конституция Республики Коми». На уроке идет ознакомление детей с основным законом страны – Конституцией, с государственными символами РК. Чтение текста гимна (перевод с коми языка, прослушивание на коми языке). Одна из главных целей – это воспитание любви и уважения к родине (малой родине), ее законам, формирование представлений о правах и обязанностях граждан страны, в том числе детей....
10 08 2023 1:52:38
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
09 08 2023 3:11:10
Внеклассное мероприятие по истории проведено в рамках тематической недели истории и литературы, посвящённой творчеству А.С. Пушкина. Цель проведения – расширение представлений учащихся о творчестве Пушкина, об особенностях эпохи начала XIX в.; формирование активной гражданской позиции учащихся....
08 08 2023 6:19:10
Одной из главных целей современного образования является воспитание творческой и всесторонне развитой личности, которая будет не только правильно и аналитически мыслить, но и проявлять своё эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу. Это залог творческого мышления, в основе которого лежат эмоции и чувства, позволяющие нам более правильно и продуктивно создать образ изучаемого объекта. При этом важен процесс соединения образно-эмоционального восприятия и рационально-логического познания. И именно преподавание истории позволяет нам добиться желаемых результатов.
...
07 08 2023 17:36:31
Представлен конспект интегрированного урока: английский язык + история (6-й класс). Тема: ROYAL LONDON.
Интегрированные уроки позволяют сделать процесс получения знаний учащимися более интересным, дают возможность использовать знания из других учебных дисциплин, тем самым расширяя и углубляя знания детей....
06 08 2023 15:16:29
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::