Урок-презентация "Возвышение Москвы". 10-й класс
Место урока – 1 урок в теме «Московская Русь»
Цель урока:
- определить причины, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель;
- продолжить формирование умений и навыков работы с историческими картами, документами и самостоятельно извлекать знания;
- формирование способности анализировать, сопоставлять.
Задачи урока:
- раскрыть причины возвышения Москвы;
- показать роль московских князей в борьбе за объединение.
Форма урока – урок-презентация с элементами исследовательской работы
Тип урока – урок введения новых знаний
План урока:
1. Предпосылки объединения.
2. Возможные центры объединения.
3. Борьба Москвы и Твери.
4. Правление Ивана Калиты и его наследников.
Оборудование урока: мультимедийный экран, медиа-лекция через презентацию, документы; учебник: авторы Н. И. Павленко, И. Л. Андреев «История России с древнейших времен до конца XVII века». 10 класс.
Основные понятия: баскак, калита.
Основные даты и события:
1325-1340 гг. – княжение Ивана Даниловича Калиты.
1327 г. – восстание в Твери.
1340-1353 гг. – княжение Симеона Гордого.
1353-1359 гг. – княжение Ивана Ивановича Красного.
Ход урока.
I. Актуализация полученных знаний. (Слайд 1)
V Под 1132 г. новгородский летописец с горечью записал: «И раздрася вся земля Русская».
Через сто лет уже галицкий, летописец с тоской напишет: «Начнем же рассказывать о бесчисленных ратях и великих трудах, и частых войнах, и многих крамолах, и частых восстаниях, и многих мятежах».
О каком периоде в истории Руси повествуют летописцы?
Что такое феодальная раздробленность?
Крупные княжества продолжали дробиться и после монгольского завоевания. Почему же русский народ стал задумываться о воссоединении своих земель? (Слайд 2) «И почему было Москве царством бытии?..»
Сегодня на уроке мы должны с вами выяснить (Слайд 3) каковы были причины объединения русских земель вокруг Москвы
Тема урока (Слайд 4).
План урока: (Слайд 5).
II. Изучение нового материала.
1. Предпосылки объединения.
В XIII-начале XIV вв. начинается процесс собирания русских земель в единое государство.
Что послужило предпосылками объединения русских земель в единое государство? (Слайд 6).
Рабочий лист 1 (приложение 1)
2. Возможные центры объединения. (Слайд 7).
Работа с картой.
Забудьте о том, что центром объединения Русских земель стала Москва, и попробуйте определить, какие города Руси имели шанс возглавить объединение? (Тверь, Нижний Новгород, Москва, Переяславль, Смоленск, Новгород Великий, Ярославль, Псков, Кострома)
Материал для рассказа учителя
Первоначально казалось, что наибольшие шансы стать центром объединения Русских земель V имела Галицко-Волынская Русь, так как это княжество доминировало в политической жизни домонгольской Руси наряду с Владимиро-Суздальским. Оно мало пострадало от монголо-татарского нашествия и долгое время находилось в относительной независимости от Орды.
Однако ряд нeблагоприятных факторов подрывал могущество княжества. Это и сильная оппозиция княжеской власти, которая существовала в княжестве, и большие затраты на войны, которые Даниил Галицкий вынужден был вести, чтобы сохранить княжеский титул. Сказывалось также постоянное давление, которое испытывало княжество со стороны западных соседей.
Другим центром объединения V могло стать Великое княжество Литовское, возникшее в XIII в., которое объединило значительную часть Русских земель. Объединение шло различными путями: соглашения с русскими князьями и боярством, заключение династических союзов, ведение завоевательных войн. Однако после заключения уний с Польшей (1385, 1401, 1413 гг.) и принятия католичества (1387) Литва все больше подпадала под польское влияние, а в ее Русских землях усилились национальные и религиозные противоречия.
Москва не имела безоговорочных шансов на главенство, как это может показаться при поверхностном изучении материала.
Познакомьтесь с причинами возвышения Москвы, о которых говорят историки.
Работа с документом (10 мин.) – класс делится на три группы.
Рабочий лист 2 (приложение 2)
Запись в тетрадях: (Слайд 8).
Причины возвышения Москвы.
1. Удобство географического положения, давшее Московскому княжеству население и средства.
2. Удобное расположение на торговых путях (Волго-Окское междуречье),
3. Плодородные земли и т. д.
4. Сочувствие духовенства, выраженное в перемене пребывания митрополии;
5. Политика татар, которая не могла своевременно заметить опасное усиление Московского княжества;
6. Поддержка бояр и сочувствие населения.
7. Личные способности первых московских князей.
(Слайд 9). Но не одна лишь Москва располагала этими преимуществами. Ничуть не менее выгодным V было и положение Твери.
В первой четверти XIV в. начинается борьба за великокняжеский престол между Москвой и Тверью. Только случай решал, какой именно город станет столицей нарождающегося государства.
3. Борьба Москвы и Твери. (Слайд 10).
Основными претендентами в XIV в. были Тверское и Московское княжества. Оба княжества возникли в XIII в.: Тверское в 1247 г. Получил младший брат Александра Невского Ярослав Ярославич. Московское – в 70-х годах младший сын Александра Невского Даниил. Ярослав и Даниил стали родоначальниками тверской и московской династий.
(Слайд 11). Самостоятельное изучение учащимися фрагментов литературы.
Учитель делит класс на три группы, каждая из которых получает для изучения приведенный текст, после чего проводится обсуждение и необходимая информация фиксируется в тетрадях учащихся.
Рабочий лист 3 (приложение 3)
4. Правление Ивана Калиты и его наследников. (Слайд 12).
Сообщение-презентация учащегося «Иван Калита» (3 мин.).
Материал для сообщения.
Иван Данилович Калита - (около 1295-1340) - Великий князь московский (с 1325) и великий князь владимирский (с 1328), Сын Даниила Московского. Когда он начал княжить, в его владения входило, помимо Москвы ещё семь городов, а через 15 лет он каждому из своих сыновей оставил вдвое больше земель, чем получил он сам. К концу жизни Иван Данилович стал первым на Руси князем, а Москва сделалась главным русским городом. Умный и хитрый, Иван Калита их всего умел извлечь выгоду. В 1327 г. в Твери вспыхнуло восстание против Золотой Орды, восставшие убили родственника Узбека Чолхана, а великий владимирский князь Александр Тверской поддержал восставших. Иван Калита воспользовался ситуацией и одновременно убил двух зайцев. Он отправился в ставку хана, заверил его в своей преданности и вернулся с татарами усмирять Тверь. Восстание было жестоко подавлено, а Тверь подверглась погрому и надолго выпала из политической жизни. За преданность Иван получил ярлык на великое княжение. Поступок князя на Руси ему долго не могли простить, однако Калита был гораздо дальновиднее своих современников. Подобно своему деду, Великому Александру Невскому, Калита не допустил большего кровопролития, так как в Орде собирались совершить карательную экспедицию по всем русским землям. Кроме того, Ивану удалось убедить Узбека не посылать более баскаков на Русь, а поручить это дело русским. Баскаки обирали народ, но значительную часть дани от хана утаивали. Теперь, когда сбор дани был поручен Калите, русский народ вздохнул свободнее, а хан, тем не менее, действительно получал больше. Однако и свою казну Калита не обошёл. Утаенные князем деньги оседали в казне, тратились на щедрые подарки хану и его приближённым. При Иване Калите Москва была обнесена новыми деревянными стенами (каменный кремль строить побоялись из опасения, что у хана могут возникнуть подозрения о припрятанной дани). Москвичи при князе жили хорошо, Иван держался просто, всегда подавал милостыню. На поясе князь всегда носил кошель (калиту), откуда и получил прозвище. Накопленные средства князь также использовал для покупки земель. Важным для возвышения Москвы действием Калиты было и приглашение в Москву митрополита Петра. Иван приложил старания к тому, чтобы митрополит чувствовал себя в Москве уютно.
III. Закрепление. (Слайд 13-16).
О каком князе пишет современный поэт Н. Коржавин?
Был ты видом сильно противен,
Сердцем – подл…
Но не в этом суть:
Исторически прогрессивен
Оказался твой жизненный путь.
Согласуется ли эта точка зрения с фактами истории? Согласны ли вы с такой оценкой деятельности князя?
Домашнее задание: § 13, контурная карта 5 (задания 1, 2).
Использованная литература
- Набатова О. Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI в: 6-7 кл.: Метод. пособие. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
- Кацва Л. А., Юрганов А. Л. История России XIII-XV вв.: Учебник для VII класса. – М.: МИРОС-Аргус, 1996.
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
27 03 2024 23:52:27
Исследовательский метод обучения предполагает самостоятельный поиск, работу с документами, схемами, артефактами, информационными ресурсами, раскрытие познавательного процесса с помощью доказательств. Методическое пособие служит инструкцией для правильного оформления научной работы исходя из современных требований и включает содержание введения, оформление работы, сносок, ссылок, литературы, образец титульного листа....
26 03 2024 13:29:40
Данная методическая разработка полезна прежде всего преподавателям истории и классным руководителям, ставящим перед собой цель патриотического воспитания детей. В основу материала легли художественные произведения, пословицы и поговорки, познавательные задания, посвященные Древней Руси перед нашествием монголо-татар. Сильное воздействие на детей оказывают стихи на сюжеты истории и исторические инсценировки. Знания о Руси IX–XII веков – важнейшем периоде складывания древнерусского государства – необходимы, так как эта эпоха определила дальнейшую судьбу страны и народов, ее населяющих. ...
25 03 2024 3:28:53
Цель мероприятия: расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа. Обобщить и систематизировать знания....
24 03 2024 2:49:43
Занятие направлено на формирование патриотических чувств у молодежи, воспитание ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа к историческому наследию. Оно рассказывает об основных событиях Великой Отечественной войны, о нащих земляках – участниках войны и тружениках тыла....
23 03 2024 20:35:14
Урок расширяет знаний учащихся о правлении Бориса Годунова и начале правления Лжедмитрия I. Учитель объясняет причины возникновения Смутного времени, причин и хаpaктера восстания И.Болотникова. ...
22 03 2024 5:14:31
Цель работы: сбор материала о выпускниках Юрьевской школы, участниках боевых событий в Афганистане, сохранение его в памяти молодого поколения как части истории родного края, так и истории своего Отечества. Материал знакомит с разными периодами Афганской войны, рассказывает о жизненных периодах, службе в Афганистане воинов-интернационалистов - братьев Холиных Александра Васильевича и Михаила Васильевича. Статья содержит материал о жизни братьев Холиных, об их службе в Афганистане....
21 03 2024 3:54:28
Цель урока: формирование интереса учащихся к истории Средних веков и их роли в истории развития человечества. ...
20 03 2024 16:55:24
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...
19 03 2024 15:14:39
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Формирует умения работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения. Пробуждает в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта. ...
18 03 2024 3:24:30
Представлен конспект отрытого урока по истории в 5-м классе по теме: "Древнейшая Греция. Греки и критяне". Урок разработан на основе учебно-методического комплекса Г.И. Годера "История Древнего мира"....
17 03 2024 12:52:46
Урок истории "Религия в современном мире" является подтемой входящей в состав основной темы "Духовные ценности современной цивилизации" по обществознанию за курс 10—11-х классов. Изучение подтемы требует от педагога особой тактичности, корректности, вдумчивого "дирижирования" ученической дискуссией, предупреждающего односторонность и предвзятость. ...
16 03 2024 4:23:46
Вашему вниманию представлен урок по истории на тему "Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне". У детей воспитываются патриотические чувства, уважение к историческому прошлому России....
15 03 2024 5:14:39
Мероприятие рассчитано на учащихся 8–11-х классов. Способствует развитию чувства патриотизма и гражданственности, формирует традиционные православные ценности. Адресовано учителям истории, мировой художественной культуры, заместителям директора по воспитательной работе. Может быть проведено в рамках недели истории. Актуальность мероприятия объясняется ростом потребности общества в повышении духовности и нравственности подрастающего поколения. ...
14 03 2024 6:29:31
Урок истории проходит в виде викторины, проверяет знания учащихся об основных фактах начала Великой Отечественной войны. Учащиеся развивают умение анализировать, отбирать нужную информацию, систематизировать материал. Цель урока: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине....
13 03 2024 21:25:47
Урок изучения нового материала построен на основе анализа исторических документов, позволяющих охаpaктеризовать реформы Петра I, определить цель и итоги реформирования государственного управления; развивает умение делать выводы, обобщать исторический материал, воспитывать чувства патриотизма и толерантности. ...
12 03 2024 20:32:12
Цель урока: приобщение учащихся к опыту человечества, духовным ценностям предков, воплощенных в архитектуре Древней Руси; воспитывать интерес к историческому прошлому Отечества; развивать навыки анализа текста....
11 03 2024 23:46:46
Глухие дети овладевают словесной речью позже слышащих и на иной основе. В развитии их мышления наблюдается много особенностей: преобладание наглядных форм мышления над понятийными, логическое и абстpaктное мышление пpaктически не развито. Целью уроков в школе для глухих и слабослышащих детей является не только передача информации учащимся, но и их социализация. Изучение материала строится по наглядным пособиям с использованием ИТ. Большое внимание уделяется словарной и речевой работе....
10 03 2024 0:27:24
«Где живёт герой? Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать, и потому, что выживать в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди. Невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на наших мальчиков, как у них загораются глаза при слове «подвиг»!...
09 03 2024 8:19:48
Современных школьников трудно увлечь историей через учебники и даже дополнительные источники информации. Перед учителем истории стоит задача не только в передаче ученикам определённой суммы знаний, умений, навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину, относящейся критически к прошлому своей страны, какое бы оно не было. Эту нелёгкую задачу помогает решить и реализовать историческое краеведение....
08 03 2024 2:32:34
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
07 03 2024 23:40:58
Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений об истории и культуре Древней Ассирии и об изменениях в деятельности людей, связанных с освоением железа....
06 03 2024 19:52:41
Урок предлагает учебный процесс, в котором будет использован субъектный опыт каждого ученика. Интегрированный урок истории, МХК и информатики рассчитан на два учебных часа в 10-м классе. Урок создает условия для углубления и расширения базовых программных знаний по нескольким предметам, развития и совершенствования учебных умений, организации самостоятельной поисково-познавательной деятельности....
05 03 2024 4:14:13
Цель внеклассного мероприятия: формирование избирательной грамотности в знакомстве с программными положениями политических партий, баллотирующихся на выборы в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации VI-го созыва....
04 03 2024 0:37:32
Целью урока является знакомство учащихся с путем прихода к власти в России династии Романовых....
03 03 2024 8:32:18
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
02 03 2024 11:44:29
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок посвящен изучению процесса объединения Древнего Китая при императоре Цинь Шихуане. Используются исторические источники и видеофрагмент, для активизации внимания учащихся и связи изучаемого материала с современностью....
01 03 2024 17:37:24
Данное мероприятие проводится для учащихся 9-11-х классов. Основные цели: познакомить учащихся с основными причинами, ходом событий и итогами афганской войны, развивать внимание, память, логическое мышление, умение слушать, анализировать и делать выводы, воспитывать патриотические чувства, гордость за своих земляков, провести грань между войной и миром. ...
29 02 2024 1:49:58
Российское государство с XVI века является евразийской державой. При этом европейская часть по размерам значительно уступает азиатской. Однако все значимые события за Уралом и в Сибири были связаны с центром, с правящей династией, иногда конкретно, иногда опосредованно. Некоторые факты, события и гипотезы, использованные для создания данного пособия, не претендуют на особую полноту и глубину заявленной темы. Однако они не слишком широко известны, весьма разнятся по тематике и жанрам, следовательно, могут послужить хорошим дополнительным материалом как для уроков, так и для факультативных занятий и элективных курсов. ...
28 02 2024 22:41:32
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
27 02 2024 12:25:33
Предлагается разработка урока по истории в 5-м классе с использованием технологии критического мышления, метода «Шесть шляп мышления». Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений. Он позволяет избежать назиданий со стороны взрослого, дает возможность самим школьникам рассмотреть ситуацию с разных сторон и сделать самостоятельные выводы, мысля при этом и творчески, и критически....
26 02 2024 14:35:52
На уроке нам предстоит узнать, как развивалась культура России в конце ХХ - начале XXI вв., какие проблемы существовали и существуют в культурном развитии страны. Попытаемся предложить пути решения этих проблем....
25 02 2024 12:23:15
Содержание уроков с использованием технологии модульного обучения состоит из системы модулей, и применение такой технологии возможно на уроках истории. Модуль позволяет учащемуся последовательно включаться в общую деятельность, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. С помощью модуля учащиеся дозируют содержание, понимая, какая информация обсуждается и с какой целью. Главное предназначение модуля – развить мышление, сознание человека. ...
24 02 2024 5:16:18
Данная разработка поможет учителю истории провести необычный урок, научить учащихся анализировать новую нестандартную ситуацию, строить новое уникальное учебное действие с учетом анализа и понимания преобразовательной деятельности Петра 1. ...
23 02 2024 17:14:38
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...
22 02 2024 23:18:25
Цель урока - формирование знаний учащихся о тайных обществах царствования Александра I и восстании декабристов....
21 02 2024 2:26:30
Цель урока: формирование представлений о политической раздробленности Древнерусского государства и особенностях развития главных политических центров Руси....
20 02 2024 3:50:46
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
19 02 2024 10:54:16
По организации и порядку проведения эта игра напоминает хорошо знакомую телепередачу. Цели игры: обобщить и закрепить в форме игры знания учащихся исторических событий; развивать творческие способности через разные виды внеурочной деятельности....
18 02 2024 11:30:22
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
17 02 2024 2:25:57
Преобразования во всех областях русской жизни, осуществленные Петром I, – одно из самых сложных, спopных явлений русской истории. Петербург, вскоре становится крупным центром промышленности, торговли и культуры. Цели и задачи урока: познакомить учащихся с архитектурным историческим наследием г. Санкт-Петербурга, известными итальянскими и русскими зодчими, стилями барокко и классицизм. Содействовать воспитанию в детях бережного отношения к наследию своего прошлого....
16 02 2024 0:42:52
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
15 02 2024 3:10:16
14 02 2024 4:37:53
Данный урок входит в состав темы «Европа: от Средневековья к Новому времени». По программе на изучение данной темы отводится 1 час. Данная тема важна для изучения развития капиталистических отношений в раннее Новое время, развития мировой торговли....
13 02 2024 1:15:30
Цель урока: обсудить вопрос важности мopaльного выбора в жизни человека и общества; расширить кругозор учащихся о экологических проблемах, связанных с ситуацией ленточных боров в мире....
12 02 2024 22:19:58
В рамках урока учащиеся совершенствуют свои навыки работы с историческим источником, работы с текстовой информацией и преобразованием ее в табличную. Урок построен на использовании отдельных приемов технологии развития критического мышления («инсерт», «синквейн»). Урок нацелен на знакомство учащихся с хаpaктером экономической политики в первой четверти XVIII века, выделение главной черты ее – политики протекционизма....
11 02 2024 9:36:54
В основе разработки урока проблемно дискуссионная игра, которая строится по сценарию вокруг обсуждения проблемы. Роль учителя сводится к минимуму, а ученики решают проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Данный урок расширяет рамки изучения темы "Реформы Александра II". ...
10 02 2024 19:49:25
Проверочная работа обобщает, углубляет исследовательские навыки, умения. Работа также позволяет увидеть изученный материал с новой, оценочной точки зрения, способствует развитию творческих способностей учащихся....
09 02 2024 10:38:54
Учебное занятие проводится в форме комaндной интеллектуальной игры. В игре принимают участие три комaнды. Задания предполагают повторение, систематизацию и обобщение полученных знаний. А урок-игра способствует активизации познавательного интереса к истории, развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков учащихся. Данные материалы могут быть использованы в качестве внеклассного мероприятия во время школьной декады истории. ...
08 02 2024 19:56:11
Цели урока: совершенствование универсальных учебных действий в процессе хаpaктеристики основного конфликта, выявление проблемы, решение их с помощью литературного анализа и исторической науки....
07 02 2024 15:29:13
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::