Урок истории с использованием ИКТ по теме "Древнее Междуречье"
Пятиклассники имеют первичное представление о двух периодах истории человечества: первобытности и цивилизации. Они познакомились с признаками цивилизации, изучая тему «Древний Египет». Начали учиться умению читать историческую карту, опираясь на схему «стороны горизонта»; умению извлекать информацию из текста, иллюстрации, карты; коммуникативным умениям: слушать и слышать других, выступать, аргументировать.
Место урока: знакомство с данной цивилизацией (на основе признаков – территория, хозяйство, города, письменность, религия).
Цели:
- Oбразовательная – убедиться в том, что Древнее Междуречье – особая цивилизация
- Развивающая – продолжить формировать умение извлекать информацию из карты, текста, иллюстраций; умение сотрудничать.
- Воспитательная – воспитывать уважение к цивилизации Древнего Междуречья.
Оборудование: карта «Древний Египет и Передняя Азия», компьютер, проектор, презентация (приложение), доска-экран.
Тип урока: урок формирования новых знаний с использованием ИКТ.
План урока:
- Территория Междуречья.
- Природа и хозяйство.
- Города из глиняных кирпичей.
- Письменность Древнего Междуречья.
Ход урока
Организационный момент (2мин). Приветствие. Учащиеся записывают в тетрадях тему урока и называют предмет изучения.
Мотивационно-целевой этап (7 мин).
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Др. Междуречье иначе называют Двуречьем. Что можно предположить по поводу данного факта? Записывает на доске версии. Давайте сформулируем вопрос. Записывает на доске вопрос. Какие вопросы вы бы задали ещё к нашему предмету изучения? Записывает вопросы на доске. |
Версии: располагалось между двух рек; жители разговаривали на двух языках (две речи). Что такое Двуречье? Почему оно так называлось? Где находилось? Чем занимались жители? Как они одевались? Умели ли они писать? Было ли государство в Междуречье? Какие Боги там были? Были там города? Записывают вопросы. |
Открывает слайд презентации с главным вопросом: «Др.Междуречье – цивилизация?» Как вы думаете, правильно ли я объединила наши вопросы? Почему? Записывает признаки цивилизации на доске. |
Думают. Одни ребята соглашаются, другие – нет. Аргументируют (вспоминают признаки цивилизации): территория, хозяйство, государство, неравенство, письменность, религия. Соглашаются. Записывают вопрос. |
Открывает слайд с планом изучения. Сверим с нашими вопросами. Подчёркивает на доске вопросы, не отражённые в плане. |
Корректируют план в соответствии с заданными вопросами. |
Этап изучения нового материала (20 мин).
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Делит ребят на группы. Откройте стр. 31. Открывает слайд «территория» с картой. Зачем нам нужна карта? |
Открывают учебник на стр. 31. Записывают пункт. С помощью карты мы найдём территорию Др. Междуречья. Узнаем, что такое Др. М.; почему так называлось? |
В течение 3 минут в группах постарайтесь ответить на данные вопросы. |
Извлекают информацию из карты на стр.31 учебника, обсуждают. |
Внимательно слушаем ответ первой группы и дополняем. |
Др.М. находилось между двумя реками Тигр и Евфрат (показывают на карте слайда). Это страна. Объясняют название. Ребята других групп дополняют или исправляют. |
Проверяем. Открывает информацию о территории на слайде, объясняет. |
Понимают и записывают «Междуречье располагалось м/у реками Тигр и Евфрат, в западной Азии, на материке Евразия». |
2. Открывает слайд «природа и хозяйство». |
Записывают пункт. |
Подумайте и скажите после моего рассказа, каким занятиям способствовала природа Двуречья? По ходу рассказа составляем схему. Рассказывает: «Природа Двуречья тоже особая – 2 реки, которые разливались; тёплый климат, мягкая плодородная почва. В Двуречье – очень много глины! Совсем нет строительного камня (как в Египте) и леса – эти материалы заменяла глина. Лес закупали в других странах». |
Внимательно слушают, оформляют схему «природа и хозяйство». |
Какие занятия были в Двуречье? Обсудите ваши предложения в группах. |
Называют: земледелие, строительство насыпей, ограничивающих разливы; домов; ремесло – строительное, гончарное. Торговля. |
Проверяем занятия по слайду и карте. |
Сверяют. Завершают схему. |
3. Открывает слайд «города из глиняных кирпичей» с картой. |
Записывают пункт. |
Мы знаем, что наличие городов – признак цивилизации. Какую информацию даст нам карта? |
На карте мы можем увидеть города Междуречья. Называют. Записывают самые крупные города. |
Проверяем на слайде. В каждом городе был такой храм-башня (показывает на слайде). Он напоминал ступенчатую пирамиду и назывался «зиккурат». |
Слушают. Смотрят. |
Какой признак цивилизации в Др. Междуречье я описала? |
Религия. Ведь храм это жилище богов. Записывают термин «зиккурат». |
В таком виде зиккурат обнаружили археологи (показывает на слайде). |
Смотрят. |
4. Открывает слайд « письменность Др. Междуречья». |
Записывают пункт. |
Какие вопросы вы бы задали к данному признаку цивилизации? Записывает на доске вопросы. |
Какая была письменность в Древнем Междуречье? Как называлась письменность Древнего Междуречья? На чём и чем писали? Записывают вопросы. |
Открывает иллюстрации на слайде. Что вы можете сказать о письменности Двуречья, опираясь на данные иллюстрации? Групповая деятельность. |
Извлекают из иллюстраций информацию в виде версий. «Письменность похожа на рисунок; знаки вырезали на камне; в школе учились мальчики, они внимательно слушают учителя, отвечают и записывают...» |
Верны ли наши предположения? |
Сомневаются. |
Открывает информацию на слайде. |
Читают, записывают «письмо Двуречья – клинопись. Писали на мягкой глине заострённой палочкой». |
Рефлексивный этап (10 мин). Д/з.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Открывает последний слайд: «Древнее Междуречье – цивилизация?» |
Да, потому что в Др.Междуречье были признаки цивилизации – территория, города, хозяйство, религия, письменность. |
Чему мы учились на уроке? |
Учились находить информацию из карты, иллюстраций, работать в группе. |
На какие вопросы мы не ответили? |
Называют: «как одевались жители Междуречья? Было ли там государство? Какие Боги были в Двуречье? |
Значит наше задание на дом? Д/з: п. 13, уточнить информацию об изученных признаках из текста, найти ответ на наши вопросы. Выполнить задания в рабочей тетради № 46, 47, 49. |
Ответить на эти вопросы. |
Урок «Мир русской деревни» – универсален. Его можно проводить в районном музее, школьном краеведческом уголке или в обычном классе с использованием видеотехники. Наибольший эффект достигается при проведении урока в музее, атмосфера которого создаёт очень хороший эмоциональный фон для восприятия сказанного. Учитель берёт себе в помощники несколько учеников, которые готовят сообщения об отдельных занятиях крестьян и орудиях их труда. Остальным ученикам необходимо по ходу объяснения заполнить таблицу, ответить на вопрос «для чего необходимо орудие труда?», название которого напечатано на карточке, отгадать загадки....
27 03 2023 3:35:39
Урок по обществознанию в 10-м классе (базовый уровень) по теме "Человек в системе социальных связей" даёт возможность в течение всего урока вовлечь учащихся в активную мыслительную деятельность, где им постоянно необходимо самостоятельно разрешать проблемы. Работа в группах дает возможность учащимся раскрыть свои способности, "раскрепостить" их мышление и обеспечить интерес к уроку....
26 03 2023 6:51:31
Урок изучения нового материала (2-й урок по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной) призван дать представление о начале правления Петра I, о предпосылках его преобразований. В ходе урока учитель занимает контролирующую позицию, так как только направляет деятельность учеников в нужное русло, следя за правильностью их ответов. Предлагаемые виды работы позволяют ученикам проявить большую самостоятельность при изучении истории, а в итоге – сделать образовательный процесс более динамичным....
25 03 2023 14:54:44
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
24 03 2023 17:28:35
Несколько групп учащихся готовят мини-исследования по различным темам. В ходе работы дети овладевают такими методами исследования, как анкетирование, интерпретация полученных результатов. Для оформления материалов проекта используются компьютерные технологии. На уроке у ребят есть возможность продемонстрировать свои информационные умения, навыки публичного выступления....
23 03 2023 10:12:49
Целью: показать учащимся роль семьи в общей структуре общества. На уроке используются такие методы работы, как эвристический (частично поисковая беседа), деятельностный (работа в группах), дедуктивный (от общего к частному), а так же метод классификации. На одном из этапов урока (работа с материалом) учащиеся создают проект-коллаж «Мое представление о семье», на основе которого приходят к осознанному пониманию терминов, относящихся к семье и семейным отношениям.
...
22 03 2023 22:32:59
Данный урок проводился в 7-м классе Стерлитамакской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида и способствовал развитию
представлений об истории восточных славян....
21 03 2023 12:27:18
Цели урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о завоевательных и разорительных походах монголо-татар на русские земли в XIII веке; совершенствовать умения работы с исторической картой и историческими источниками; развивать навыки сравнительного анализа и самостоятельной работы на уроке истории....
20 03 2023 3:29:17
Статья посвящена такой форме урока как интернет-урок. Использование возможностей образовательных ресурсов Интернет как на уроке, так и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс обучения интеpaктивным, ярким и запоминающимся. Приведен пример урока по обществознанию "Человек - часть природы"....
19 03 2023 6:56:42
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с условиями зарождения фашизма в европейских странах, дает представление о лидерах европейского фашизма.
...
18 03 2023 15:21:51
Урок построен на основе просмотра видеофильма "Спартак" К.Дугласа (1960 г.) и позволяет в нетрадиционной форме познакомить учащихся с этим ярким событием древней истории. Он выдержал проверку временем, легко повторяется и неизменно вызывает интерес учащихся. Пpaктическая цель урока - научить ребят извлекать информацию из различных исторических источников, в том числе художественных фильмов....
17 03 2023 10:43:43
Урок проводится на неделе истории как внеклассное мероприятие. Расширяются знания о событиях Отечественной войны, героях, ученики знакомятся с произведениями искусства и вкладом жителей Архангельской губернии в победу над Наполеоном....
16 03 2023 6:23:31
Представленный материал объединил основные исторические события в истории России XIX века. В работе представлены исторические документы, мнения историков, что помогает организовать работу на уроке. Данный материал можно использовать при работе с текстом на уроке истории....
15 03 2023 2:40:24
Урок проводится в соответствии с программой по курсу истории России с древнейших времён до конца XVI века. Правильно построенная презентация содержит интересный, познавательный материал, полностью соответствующий уроку. Это позволило учащимся быть внимательными и активными на занятии.
...
14 03 2023 3:16:34
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
13 03 2023 3:25:19

Урок дает представление о событиях начала XVII века. Во время урока дети прикасаются к священным страницам истории, к героическому прошлому нашей Родины, переносятся на четыре века назад, узнают, что за событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года в России....
12 03 2023 1:23:48
Мы привыкли к стандартному подходу оценки знаний учащихся: дал задание – выставил оценку. Я предлагаю немного иной сценарий. Оценку никто не отменял, но пусть ее выставляют сами учащиеся, как себе, так и своим напарникам. Проверка со стороны учителя (на начальном этапе работы с классом) все равно останется, даже в большем объеме, чем при стандартной схеме. Но результат Вашей систематической работы – ответственные, адекватно мыслящие ученики....
11 03 2023 7:46:43
На примере ознакомления с микенской культурой Древней Греции показаны подходы к формированию у них исторического мышления.
...
10 03 2023 19:39:56
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
09 03 2023 22:19:32
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
08 03 2023 7:46:40
Женщина в политике - явление редкое. В работе анализируется роль женщины в современной политике. Раскрывается положительное влияние женщин-политиков на решение различных вопросов, сравнивается их государственная деятельность, показана их женская судьба жены, матери, бабушки. Жизнь женщины-политика - это ее работа. Некоторые люди работают, чтобы жить. Женщины-политики живут, чтобы работать....
07 03 2023 13:22:50
История - это могучая и вечная сила, которая творит гражданина, патриота. Дни воинской славы, установленные Федеральным законом, стали тематической канвой данного урока. Его содержание создаёт своеобразное прострaнcтво патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, солидарности, гордости за историческое прошлое своего народа, чувство ответственности за его настоящее и будущее.
...
06 03 2023 22:53:45
Цели урока: на основании исторического материала познакомить учащихся с особенностями быта, традициями и укладами жизни донских казаков; прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой родине....
05 03 2023 21:24:56
Литературно-историческая композиция ‒ общешкольное мероприятие. В его подготовке и проведении принимают участие школьники средних и старших классов. Готовятся иллюстративные материалы ("зрительный ряд"), которые включают плакаты военных лет, выставку книг и детских работ, посвященные Московской битве. Ребята, которые не выступают на сцене, готовят иллюстративные материалы, монтируют видеофрагменты, подбирают музыкальное сопровождение....
04 03 2023 13:59:29
Данный урок является ролевым, проблемным по теме "Могла ли Россия стать демократическим государством в 1918 году?"....
03 03 2023 6:27:39
Учащиеся знакомятся с условиями жизни рыцарей, их бытом и занятиями. Формируется умение учащихся работать с текстом учебника, делать выводы, отвечать на сквозные вопросы темы, работать в группе; развивается культура здорового образа жизни....
02 03 2023 17:56:24
Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся среднего и старшего звена. Целью литературно-музыкальной композиции является формирование у учащихся системы нравственных ценностей,
установок поведения, культурных ценностей и навыков публичного выступления....
01 03 2023 11:56:18
Урок помогает раскрыть понятия: ценности, мотивы, предпочтения, патриотизм; воспитать общероссийскую идентичность, гражданственность, приверженность гуманистическим ценностям....
28 02 2023 13:58:15
Данный урок позволит формировать у учащихся навыки поиска социальной информации; формулирования собственного мнения и позиции; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем. На уроке учащиеся работают в группах с историческими документами, которые хаpaктеризуют органы государственной власти России данного периода. Весь урок посвящается поиску ответа на вопрос «Какие изменения произошли в политическом устройстве России в XVII веке?»....
27 02 2023 0:27:59
Представлена программа дополнительного образования по краеведению "Мой край северный", рассчитанная на пять лет, включенная во внеурочную деятельность для учащихся 5–8-х классов. Она представляет достаточные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, эстетического и нравственного воспитания учащихся. Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Ямала как части России....
26 02 2023 22:25:57
Одной из главных позиций воспитательной работы в школе является воспитание гражданственности. Материал данного мероприятия используется для углубленного изучения своего края, родного села. Методическая разработка предназначена для урочной и внеклассной работы с учащимися 5–11-х классов. Является частью серии занятий, посвящённых изучению родного края в региональном предмете "Кубановедение"....
25 02 2023 23:27:58
Поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права, или противоправным, т.е. нарушающим правовые нормы. Противоправное поведение является опасным, совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями. Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.
...
24 02 2023 13:32:49
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
23 02 2023 2:25:15
Работа посвящена проведению экскурсии для учащихся 8–10-х классов в храм Христа Спасителя в Москве. Автор придерживается хронологической канвы как основного композиционного принципа построения экскурсии, использует приёмы описания и объяснения, сравнения и аналогии, предполагающие ознакомление учеников с внешними и внутренними архитектурно-конструктивными особенностями этого храма-памятника, историческими событиями и фактами, связанными с его строительством....
22 02 2023 5:11:39
Урок-семинар показывает учащимся историю создания Северного и Южного обществ; раскрывает содержание программ декабристов и их отличие, революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное развитие; объясняет историческое значение восстания декабристов....
21 02 2023 18:16:30
Урок наглядно и образно воссоздает панораму событий, происходивших в битве за Сталинград, показывает в фактах героизм и мужество защитников города; формирует уважение к историческому прошлому страны и ее народа....
20 02 2023 4:49:35
Урок представлен в нетрадиционной форме - "урок-путешествие", "урок-спектакль". Такая форма проведения урока дает богатые эмоциональные переживания, помогает лучше усвоить, воспринять материал, позволяет использовать дополнительную информацию в большом объеме. На этом уроке ученики имеют возможность познакомиться с театральным искусством Древней Греции, с фрагментами древнегреческой музыки и литературы.
...
19 02 2023 3:47:58
Урок представляет материал из раздела «Древний Рим» по истории Древнего мира. Сравнивая Древний Рим с Грецией, в проблемном диалоге учащиеся учатся делать выводы о схожести или различии этих двух государств, выявлять общее и различное в формах правления у древних римлян и греков, сравнивать римскую республику и греческий полис....
18 02 2023 13:23:34
Учащиеся обсуждают причины установления определенного прожиточного минимума в России, его особенности для каждого региона, а также формируют представление об уровне жизни в Российской Федерации по сравнению с другими странами....
17 02 2023 3:14:21
Занятие предназначено для учащихся 5-х классов. Целью является повторение и обобщение знаний по теме «Десятичные дроби», воспитание уважительного отношения к истории своей страны. На занятии развивается устная речи, творческие способности и интеллектуальный уровень учащихся....
16 02 2023 10:10:28
Что такое патриотизм? Какими средствами можно воспитать это чувство в маленьком человеке, чтобы он вырос настоящим гражданином? Патриотизм, прежде всего – это гордость, гордость за свою страну, за свой народ. Благо жителю России, россиянину, есть чем гордиться. Но поистине днем, связанным в нашей истории с общей идеей борьбы за независимость нашей Родины, является 9 мая – День Победы. Мной разработана целая серия вечеров памяти и внеклассных мероприятий, посвященных героическим подвигам простых защитников Родины, под общим названием «Война и судьба человека»....
15 02 2023 2:41:58
Интеллектуально-познавательная игра "Правовой калейдоскоп" воспитывает гражданскую ответственность и чувство собственного достоинства, дисциплинированность, уважение к правам и свободам человека, демократические правовые ценности....
14 02 2023 8:14:25
Ребята знакомятся с судьбой церквей г. Царевококшайска (Йошкар-Олы). Все они построены на пожертвования прихожан в XVIII в.: Троицкая (1736), Входоиерусалимская (1754), Вознесенская (1756), Воскресенская (1759), Тихвинская (1774) и Богородице-Сергиев монастырь (1888). Это места паломничества в городе. Храмы были разрушены или закрыты в первые годы Советской власти. В конце XX в. здания церквей были переданы общинам верующим. Сейчас 4 церкви из 5 – действующие....
13 02 2023 17:10:24
Педагогический замысел урока состоит в том, чтобы на примере краеведческого материала помочь учащимся обратиться к исторической памяти, сконструировать конкретные картины коллективизации, проходившие в родном селе, почувствовать себя субъектами исторического процесса, тем самым способствовать развитию исторического и критического мышления....
12 02 2023 2:51:14
Представляемый урок – урок повторения и обобщения пройденного материала по теме "Становление средневекового общества: христианский и исламский мир". Урок проводится в игровой форме, в форме интеллектуальной викторины. Учащиеся закрепляют пройденный материал в ходе интеллектуального соревнования, используются все виды навыков мышления, навыки работы в малых группах....
11 02 2023 8:46:35
В статье приводятся образцы пpaктических заданий по истории, мировой художественной культуре и москвоведению для 5-7-х классов, которые можно использовать на уроках повторения и обобщения материала и на уроках углубления знаний учащихся. На этих занятиях идёт повторение ранее изученных исторических терминов и понятий, школьники учатся оперировать новой терминологией, запоминают правильное написание слов; работают с историческими схемами, помогающими раскрытию темы урока....
10 02 2023 21:51:59
В статье представлен сценарий урока по истории. Дети изучают историческую закономерность падения крепостного права в России....
09 02 2023 8:39:13
Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....
08 02 2023 19:31:32
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
07 02 2023 11:59:46
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
06 02 2023 4:30:58
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::