Урок мужества "Поле ратной славы"
Цели.
Образовательные: раскрыть историческое значение Прохоровского танкового сражения; показать роль солдат, офицеров в победе над фашисткой Германией.
Воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, национальной гордости, любви к малой Родине.
Развивающие: закрепить и развить умения учащихся готовить сообщения на заданную тему.
Предварительная работа : подготовка учащимися сообщений об участниках Прохоровского сражения, памятных местах поселка; составление компьютерной презентации.
Звучит колокольный звон.
Демонстрируется прохоровское поле .
1 ведущий
Здесь, под Прохоровкой,
В сорок третьем,
Cмepть презрев, по сигналу атаки-
Шли солдаты наши в бесcмepтие,
Становились бесcмepтными танки. (И. Чернухин)
Звучат слова комaндующего 5-ой гвардейской танковой армией П.А. Ротмистрова : “Запомните, друзья, 12 июля 1943 года, запомните этот день и это местечко под названием Прохоровка. Здесь впервые за всю войну лето стало по- настоящему нашим”.
2 ведущий
Вокруг нее земля фугасом взрыта,
Шли самолеты за звеном звено.
Она в народе стала знаменита,
Как подмосковное Бородино. ( Н.Истомин)
Проецируется карта Курской битвы.
1 учащийся : 50 дней, с 5 июля по 23 августа 1943 года, продолжалась Курская битва- одна из величайших битв второй мировой войны. Более 4 млн. человек было вовлечено в это сражение с обеих сторон. В боях на Курской дуге принимало участие свыше 69 тыс. орудий и минометов, более 13 тыс. танков и самоходных орудий, до 12 тыс. боевых самолетов. Здесь развернулись невиданные до тех пор танковые и воздушные сражения.
2 учащийся : Выступ в районе Курска образовался в результате ожесточенных боев зимой и ранней весной 1943 г. Он имел большое стратегическое значение как для советских, так и для немецких войск. Боевые действия в районе Курского выступа развернулись 5 июля. Главный удар немцы наносили в направлении Обоянь, вспомогательный – на Корочу. Основную тяжесть удара приняли на себя воины 1-й гвардейской танковой армии М. Катукова, 6-й гвардейской армии И. Чистякова и 7-й гвардейской армии М Шумилова. В ходе тяжелых боев с 5 по 8 июля фашистам удалось продвинуться лишь на 10-25 км. Советские войска справились с поставленной задачей и не пропустили врага к Обояни.
3 учащийся : После неудачных попыток прорваться на Обоянском направлении гитлеровцы решили нанести удар на Прохоровку, чтобы обойти Обоянь с востока и продолжить наступление на Курск. На узкий участок фронта перед Прохоровкой, не превышавший 8-10 км, они бросили свои основные танковые силы. На усиление советских войск были переданы из Степного фронта 5-я гвардейская армия генерал- лейтенанта А. С. Жадова и 5-я гвардейская танковая армия генерал-лейтенанта П. А. Ротмистрова.
4 учащийся : 10 июля танковые дивизии СС “Адольф Гитлер” и “Рейх” были перегруппированы в район Прохоровки, сюда же противник подтянул дивизии из резерва, танки и самоходные орудия. Удар наносился на узком участке фронта в 10 км.
Ученик в военной форме зачитывает письмо комaндующего 5-ой гвардейской танковой армии генерал- лейтенанта П.А.Ротмистрова:
“В ночь на 12 июля под покровом темноты все наши соединения заняли свои рубежи, причем боевые порядки танковых корпусов были глубоко эшелонированы. Чтобы опередить наступление противника я назначил начало атаки на 8.30 утра 12 июля и сократил период артподготовки с 30 мин до 15. К 6 часам 12 июля комaндиры корпусов доложили, что их части заняли исходное положение для наступления и готовы к бою. Армия ждала сигнала для нанесения контрудара. За 2 час до того, то есть около 4 часов утра, получил по радио подписанное генералом Н.Ф. Ватутиным краткое боевое распоряжение.”
Демонстрируется фрагмент документального фильма “Освобождение”.
1 ведущий
Это поле победы
суровой
Для потомков по праву
равно
Полю грозному Куликову,
Ратным доблестям
Бородино. ( И. Чернухин)
5 учащийся : 12 июля 1943 года под Прохоровкой развернулось небывалое в истории войн встречное танковое побоище. Вот как об этом вспоминает заместитель начальника оперотдела 5-й танковой армии И.А. Дакукин : “Все слилось в сплошной гул и рев. Бой шел на земле и в воздухе. С высоты падали то гитлеровские. То наши горящие самолеты, несколько вражеских самолетов взорвались над полем боя, клочья дюралюминия, словно огромные подстреленные птицы, падали на землю. Загорелась пшеница. Едкий удушливый дым проникал в танки, щипал до слез глаза, душил. Солнце померкло, его заволокли тучи дыма и пыли. Боевые порядки обеих сторон перемешались. Над полем стоял грохот и скрежет столкнувшихся лоб в лоб танков”
6 учащийся : Одновременно с обеих сторон в сражении участвовало свыше 1200 танков и самоходных артиллерийских установок. Только за один день боя общие потери составили свыше 700 танков.
День 12 июля стал днем острого кризиса фашистского наступления. С этого времени в ходе Курской битвы инициатива полностью перешла к советским войскам.
Среди массового героизма простых солдат мы сегодня выделим лишь некоторые страницы того жаркого дня 12 июля, именуемого в народе как Петров день- макушка лета.
2 ведущий
О солдатах прошу я слова,
Что прошли через тьму невзгод,
Когда шел по земле сурово
Сорок третий тревожный год.
О солдатах прошу я слова,
Что создали, как вечный миф,
Третье поле российской славы-
Поле танковое.
О них ! ( В.Молчанов)
Учащиеся рассказывают о подвигах солдат и офицеров:
- На полном ходу танк старшины Петра Найденова ринулся на вражескую батарею, смял четыре пушки и три миномета. Тяжелый удар потряс танк. Снаряд угодил в лобовую броню. Найденов почувствовал боль в глазах и на мгновение потерял управление. Механик еще сам не осознавал, что ослеп, вел машину, повинуясь выучке, яростной воле к победе. Комaндир экипажа Шурыгин, сообразив о беде товарища, своими комaндами помогал ему ориентироваться. Целый час танк, управляемый ослепшим водителем, еще дрался с врагом.
- Храбро воевали в эти дни артиллеристы 1000-го истребительно- противотанкового артиллерийского полка. Особенно отличился расчет 2-й батареи под комaндованием Ступиенко. Комaндир 1-й батареи лейтенант И.Ю.Юдин подобрался к переднему краю обороны противника и из немецкого подбитого танка корректировал огонь своей батареи. Когда мужественный офицер погиб, его место занял комaндир взвода лейтенант М.К. Бородин. Вскоре он тоже был ранен, но поле боя не покинул и до конца управлял батареей.
- Самоотверженно сражались и связисты. Связист старший сержант А.И. Егоров 12 июля под сильным артиллерийским огнем 7 раз восстанавливал связь наблюдательного пункта с комaндным пунктом и огневыми позициями минометного полка.
- Большую самоотверженность проявили медицинские работники. Военврач 3-го ранга Б.И. Ефимов и старшая медицинская сестра Л. Курылина только за одни сутки оказали помощь около 600 раненым.
- Храбро и стойко сражались наши зенитчики. Особенно отличились здесь комaндир орудия 1-й батареи 366-го зенитно-артиллерийского полка сержант Кошкин. Который за 2 дня боев сбил 2 самолета, и комaндир 4-й батареи того же полка сержант Калинин, уничтоживший 3 самолета противника.
- Герой Советского Союза гвардии майор М. С. Токарев 12 июля сражался один с десятью фашистскими истребителями, сбил 4 и сам погиб cмepтью храбрых.
- На высоту 225,5, где расположились бронебойщики из взвода П. И. Шпетного, двинулись 7 “тигров” из дивизии “Мертвая голова”. В жестоком бою 9 отважных воинов погибли, не пропустив врага. Шпетному поcмepтно присвоено звание Героя Советского Союза. А поле теперь носит имя “Поле Шпетного”.
Рассказ ветерана Великой Отечественной войны – участника Прохоровского танкового сражения
1 ведущий
Я из детства ушел не как все,
А шагнул через пламя взрыва…
В молодом серебристом овсе
Мина мягкую землю взрыла.
2 ведущий
Вновь засеяли землю весной,
От дождей оплыла воронка…
Трудно вырасти из ребенка,
Искалеченного войной. ( Г. Еремеева)
Перед учащимися выступает жительница пос. Прохоровка, свидетельница сражения.
1 ведущий
Победа кровью здесь обретена,
Навечно слава поле увенчала,-
Она издалека берет начало-
От Куликова и Бородина.
Спят русичи под красною звездою,
Над ними небо без конца и края,
Да облака проходят чередой…
2 ведущий
И мы, живые, позабыть не вправе,
Какой ценой была защищена
Вот эта, с зоревым разноголосьем
И с еле слышным шелестом колосьев,
На Прохоровском поле тишина. ( М. Глазков)
1 ведущий Слова “Прохоровка”, “Прохоровская земля” трудно произнести без волнения. Они стали дороги и священны для многих и многих людей. Здесь каждый метр обильно полит солдатской кровью. Об этом теперь напоминают нам памятники и обелиски на братских могилах твоих сынов- героев, Родина.
Учащиеся рассказывают :
- Братская могила и памятник “Распятие” в х. Сторожевом
В районе населенных пунктов Сторожевое, Ясная Поляна в ходе сражения стрелковые подразделения 183-й стрелковой дивизии отражали ожесточенные атаки танковой дивизии СС “Райх”. На хуторе находится братская могила, в которой захоронены более 500 человек. Во время оккупации немцы разрешили местным жителям хоронить советских воинов, погибших во время отступления и при выполнении боевых заданий. Так возникла могила. После боев 12 июля местные жители в эту могилу захоронили воинов, погибших в Прохоровском сражении. После войны женщины села по собственной инициативе стали ухаживать за могилой. 12 июля 1994 года на могиле был установлен крест, автор работы Вячеслав Клыков
- Храм святых апостолов Петра и Павла
3 мая 1995 года колокольный благовест разнес весть об открытии новой духовной святыни Отечества. При небывалом стечении народа в Прохоровке был освящен Петропавловский храм, построенный на народные средства в память о погибших на Курской дуге. Решающее Прохоровское сражение произошло 12 июля 1943 г, в день святых апостолов Петра и Павла. По канонам православной церкви храм назван их именами.
58-метровый белокаменный храм построен в лучших традициях отечественного зодчества. Его композиция напоминает зажженную свечу. Особую торжественность храму придает белый цвет Преображения, цвет чистоты и благородства душ, удостоившихся вечной жизни. В храме на беломраморных плитах высечено около 7 тысяч имен воинов, павших под Прохоровкой. Слева от большого храма установлен “Памятный знак” с образами святых апостолов Петра и Павла, выполненными методом цветной мозаики художниками Троице- Сергиевой Лавры. На нем золотыми буквами выбиты фамилии Героев Советского Союза, список армий, частей и соединений, принимавших участие в битве .
1 чтец:
В вечерних сумерках малиновые звуки
Плывут от храма Павла и Петра.
К тебе, Господь, протягиваю руки-
Молю: России дай защиту и тепла
2 чтец:
Покой полей ее не дай нарушить бою,
Убереги от пули и свинца.
Пусть колосится хлеб, дарованный тобою.
Молю тебя, Спасителя- отца.
3 чтец:
Детей России сохрани от злобы,
Пусть обретут достоинство и честь.
Дай крепкой веры людям, чтобы
Не растерять святыни те, что есть.
4 чтец:
Гляжу на неба синь, на вспаханное поле,
Вдыхаю воздух Родины моей.
Ты крестным знаменем поддерживаешь волю
Российских дочерей и сыновей.
5 чтец:
В вечерних сумерках малиновые звоны
Плывут от храма Павла и Петра.
Дай, Господи, понять : зачем и кто мы,
Что рождены мы только для добра. ( Д. Башвинова)
- Памятник Победы- Звонница
Далеко слышен звон колокола на Монументе Победы, открытом 3 мая 1995 г на Прохоровском поле, которое вошло в сознание людей как третье поле ратной славы. Символ побед и мужества, глубокой печали россиян по своим сыновьям, сложившим головы за свободу и счастье грядущих поколений.
Через каждые 20 минут бьет колокол.
Первый звон- о героях Куликовского поля, избавителях Руси от монголо- татар. Второй- о солдатах Бородино. Верных сынах России. Третий- память о победе в Прохоровском сражении, о всех павших в борьбе с фашизмом.
Белокаменная 4-хгранная звонница взметнулась ввысь на 52 метра. Ее венчает золоченая сфера с 7-метровой скульптурой Покрова пресвятой Богородицы. Под сферой высечены слова из Священного писания “Нет больше той любви, как положить жизнь, душу свою за друзей своих”
От звонницы проложены три аллеи: дубовая, березовая, липовая- символ единства трех полей ратной славы .
2 ведущий : С древнейших времен колокола на Руси сопровождали весь жизненный путь человека- от рождения до cмepти. Они созывали людей на совет и на праздник, объединяли перед лицом неприятеля. Забытые звуки возвращаются к россиянам вместе со словами поминальной молитвы.
1 ведущий : Вечная память воинам, положившим голову за Отечество !
Звучит песня “На Прохоровском поле”, автор- учитель математики Прохоровской гимназии Н. Кашникова
1. На Прохоровском поле тишина
И жаворонок вьется в поднебесье,
А раньше где-то здесь была война
И воздух рвался взрывами в окресте.
2. Знакомым исполином танк стоит,
Привычно детвора метет дорожки,
И пушек на стволах мальчишек гроздья,
Как гроздья расцветающих рябин.
3. Над Родиной моей встает заря,
Колышет ветер полевые травы,
И шелестит родных берез листва,
И тихо шепчут милые дубравы.
4. Но вспомним, как горела здесь земля,
Горел металл, и небо было черным,
Как факелы горели здесь сердца,
Солдатские сердца непобежденных.
5. Все меньше ветеранов той войны,
Все дальше вдаль уходят дни и годы,
У вечного огня лежат цветы,
В них память об ушедших тех невзгодах.
6 Ударил вещий колокол вдали,
Отмерив миг ушедшего мгновения,
Но не погаснет, не уйдет в забвение,
Моя Звезда, Звезда моей любви.
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией.
Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
24 09 2023 11:36:54
На уроке хаpaктеризуется внутренняя политика преемников Петра I. Дается представление о развитии российского общества во второй четверти – середине XVIII в. Показана готовая генеалогическая таблица династии Романовых в конце XVII – середине XVIII в....
23 09 2023 17:46:10
Информационное сопровождение учащихся – деятельность учителя по оказанию помощи школьнику в реализации его образовательных потребностей в предметной области. Оно может осуществляться двумя способами: как непосредственное взаимодействие учителя и учащихся в процессе учебных занятий, факультативов, элективных курсов, консультаций; с помощью информационно-коммуникационных технологий (e-mail, веб-сайт учителя, Skype)....
22 09 2023 11:26:19
Урок позволит учащимся познакомиться с избирательным правом. Основные понятия, вводимые на уроке, подкрепляются пpaктическими примерами. Анализ документов, знакомство со стенограммой заседания Госсовета по вопросам развития политической системы, речь президента РФ Д.Медведева сделают урок более наглядным и действенным. Главная задача - воспитание гражданской активности....
21 09 2023 10:11:37
Урок изучения нового материала. Возможности компьютерных технологий позволяют представить учащимся широкий и художественно оформленный материал: иллюстрации картин художников, виды архитектурных памятников, музыкальные произведения, текстовую информацию и др.
...
20 09 2023 18:40:41
Данный урок формирует понятия «политическая раздробленность Руси», показывает закономерности этого процесса, причины обособления княжеств и их дальнейшую судьбу. Цель урока: раскрыть особенности развития Владимиро-Суздальского княжества; объяснить причины и последствия борьбы между князьями и боярами; показать хаpaктер деятельности князей....
19 09 2023 11:49:23
В статье показан опыт работы по социальному проектированию. Учитель в проекте выступает координатором. Учащиеся сами выбирают актуальную проблему, существующую на территории, где они проживают, и предлагают свой вариант ее решения. Важным моментом социального проектирования является непосредственное участие школьников в решении проблемы. Эта работа позволяет выpaбатывать у учащихся активную гражданскую позицию. Данный материал может быть использован как во внеклассной деятельности, так и на уроках обществознания....
18 09 2023 11:32:41
Тема Петра изучается на уроках истории, литературы (по роману А.Толстого «Петр I»). Автор объединила усилия двух предметов в изучении темы. Цель урока: дать нравственную оценку личности Петра I....
17 09 2023 1:44:16
Что такое человек? Какое место он занимает в истории? В статье автор рассказывает об интересном человеке, который оставил свой след в древнейшей истории. Волею судьбы он становится первым русским князем, основателем государства русского, хоть и сам не был русского происхождения. В работе систематизированы знания о происхождение Рюрика, о его деятельности....
16 09 2023 0:15:47
На примере ознакомления с микенской культурой Древней Греции показаны подходы к формированию у них исторического мышления.
...
15 09 2023 6:21:26
Конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию. Занятие предполагает знакомство с различными взглядами на видение проблемы, прочтение некоторых статей «Всеобщей декларации прав и свобод человека», так как без навыков самостоятельного осмысления реальности окружающего мира невозможна активная гражданская позиция.
...
14 09 2023 14:25:52
Интеpaктивное обучение - один из интереснейших подходов в обучении.
Особенность данной методики состоит в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности учеников и учителя. Обучение, направленное на общение, основано на взаимопонимании, взаимодействии. Подлинная готовность детей к совместной деятельности состоит в сосредоточенной, настойчивой и целеустремлённой работе по освоению содержания решения задач на развитие умений и навыков. Ученик получает новые знания в результате взаимодействия с другими учащимися, а теперь уже и в результате использования на уроках информационных технологий.
...
13 09 2023 22:33:39
На уроке у учащихся формируются представления о происхождении и назначении денег, их функциях; развиваются умения анализировать, делать выводы, использовать жизненный опыт при решении проблемных задач....
12 09 2023 0:34:52
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
11 09 2023 0:46:15
Предлагается контрольная работа по пройденному материалу: жизнь первобытных людей, жизнь жителей Египта и Древнего Двуречья: их внешность, занятия, отношения между людьми....
10 09 2023 19:46:51
В процессе изучения истории большую роль играет работа с историческими источниками. Изучение документа приближает учеников к изучаемой эпохе. Тема: "Законы царя Хаммурапи" в 5-м классе позволяет использовать на уроке кодекс законов, который содержит 282 статьи. Работа с данным документом открывает большие возможности для использования личностно-ориентированного подхода на уроке....
09 09 2023 7:10:12
7 ноября 1941 г. в Москве на Красной площади состоялся военный парад. Почему из всех парадов, проводившихся на Красной площади, выделяется именно этот? В чем его особенность? Ответ на эти вопросы содержится в рассказе педагога....
08 09 2023 0:42:32
На уроке изучаются события лета 1942 – зимы 1943 года на Кавказе. Особое внимание уделяется изучению материала регионального компонента. Конкретизируются события 1942 г. в станице Курской. Материалы об оккупации станицы представлены в сообщениях учащихся и в презентации. Урок воспитывает чувство гордости и уважения к станичникам, пережившим фашистскую оккупацию.
...
07 09 2023 3:54:40
На занятии использованы следующие методы: мозговой штурм, ролевая игра, работа в малых группах, один из механизмов решения проблемных вопросов: "шкала мнений", работа в малых группах, работа с документами. Участники занятия обсудят противоречия общественного прогресса, предложат на основе документов критерии прогресса. Данное занятие может быть использовано в курсе обществознания в разделе: "Общество" в 10-м классе....
06 09 2023 16:24:24
В статье рассматривается семья и ее роль в современном обществе, ее структура. Показывается, как социальные, экономические, политические отношения в обществе моделируются человеком по образу и подобию межличностных семейных отношений....
05 09 2023 23:32:23
Урок предполагает тщательную предварительную подготовку. За две недели до занятия формируются проблемные группы, группа экспертов, краеведческая группа, группа по оборудованию урока. Вывешивается перечень вопросов для обсуждения, заранее с классом определяются проблемы, вывешивается список рекомендованной литературы. До урока проводится конкурс рефератов, докладов учащихся о Великой Отечественной войне, конкурс сочинений "Моя семья в годы Великой Отечественной войны". Краеведческая группа посещает совет ветеранов Великой Отечественной войны, участников Сталинградской и Курской битв, выпускает стенную газету "Они защищали Сталинград", "Участники Курской битвы", "Волгоград сегодня", приглашает на урок участника Сталинградской битвы.
...
04 09 2023 19:12:43
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
03 09 2023 11:53:53
На уроке формируются представления о рыночном механизме регулирования экономики. Учащиеся учатся определять условия функционирования рынка, что влияет на спрос и предложение на рынке. Повышается мотивация к учебе, ученики ориентируются в экономических и нравственных поступках, использують речь для регуляции своего действия....
02 09 2023 3:54:31
На уроке рассматривается связь человека и природы, их взаимодействие. По схемам учащиеся работают в группах....
01 09 2023 8:59:43
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью декабристов после восстания 14 декабря 1825 года, показать роль декабристов в общественной жизни Сибири, в освоении и изучении Сибирского края....
31 08 2023 15:30:47
Музыкально-литературная композиция посвящена творчеству поэтов-фронтовиков, многие из которых не вернулись с полей Великой Отечественной войны. Цель урока – раскрыть глубину, многогранность, своеобразие произведений поэтов разных поколений и разных национальностей, посвящённых теме Великой Отечественной войны. У учащихся на жизненном примере и произведениях поэтов воспитываются лучшие нравственные качества: порядочность, благородство, беззаветная преданность Родине, чувство долга....
30 08 2023 0:32:50
Конференция проводится с целью раскрыть значение Висло-Одерской стратегической наступательной операции, показать роль освободительной миссии Красной Армии в Европе, воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, гордость за героизм и мужество советских солдат....
29 08 2023 17:50:36
Урок повторения и обобщения пройденного материала, выделения особенностей развития стран Востока и Запада в Раннее Средневековье. Учащиеся должны показать умение работать с картой, устанавливать причинно-следственные связи, продемонстрировать знание исторических терминов и дат. ...
28 08 2023 0:12:49
Тестовые задания помогут перечитать отдельные фрагменты художественного текста и обратить внимание на те описания, хаpaктеристики, реплики персонажей, художественные детали, которые при чтении, возможно, показались несущественными. Они самым серьезным образом могут изменить представление о произведении, его образной системе, об авторском замысле....
27 08 2023 4:43:56
Планирование урока построено на базе изучения нового материала. Творческий хаpaктер заданий на опережение изучаемого материала предполагает знакомство с историческим и литературным процессом 50–60-х годов XX века. Усиленная работа над речевой деятельностью обучающихся направлена на обучение монологической речи, умению вести полемику, на развитие креативных способностей, умение видеть мир во всем его многообразии....
26 08 2023 8:30:31
Задачи урока: познакомить учащихся с удивительными памятниками Древней Руси – монастырями; представить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу; показать роль монастырей и монашества в государственном и культурном строительстве России....
25 08 2023 15:33:14
Прологом Победы послужила Московская стратегическая оборонительная операция. Впереди еще три года войны, но именно 5 декабря 1941 года гитлеровская армия, находившаяся в зените своего могущества, понесла первое тяжёлое поражение.
...
24 08 2023 10:35:42
Статья посвящена научно-пpaктической организации выставочных экспозиций в школе. Освещена поэтапная подготовка, организация и создание выставочных экспозиций, представлен собственный опыт учителя. Показана воспитательная роль совместной деятельности по организации выставок учащихся и учителя, роль родителей, муниципальных и общественных организаций. Рассмотрены научно-пpaктические аспекты деятельности учащихся в организации выставок и связанные с ними исследовательские работы....
23 08 2023 17:38:10
Урок истории в 8-м классе по теме «Русская живопись второй половины XIX века» развивает у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре. Учащимся предлагается совершить виртуальную экскурсию по картинной галерее художников-передвижников. Почти каждый ученик класса в ходе урока выступает в роли экскурсовода и посетителя выставки. В течение урока происходит знакомство учащихся с творчеством Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова, И.Н. Крамского, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана....
22 08 2023 23:22:33
Исследовательская деятельность, подкрепленная использованием программного продукта, подобного PowerPoint или Microsoft Publisher, связанная с работой в Интернет-сети, позволяет проявить творческий потенциал, раскрыть индивидуальность, сделать научную и учебную работу неповторимой, незабываемой....
21 08 2023 6:26:37
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
20 08 2023 4:41:15
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
19 08 2023 12:50:32
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
18 08 2023 13:34:46
Урок изучение нового материала в игровой форме формирует представление учащихся о культуре греков, воспитании сильных и мужественных защитников родины в связи с увлечением Олимпийскими играми, которые сближали свободное население Греции. Форма обучения – групповая....
17 08 2023 15:37:35
Учащимся показан ход Северной войны, постепенный переход от поражений к победам и к решению главной задачи войны - выходу к морю и становлению морской державой европейского статуса. Современные ИКТ делает возможным подойти к процессу обучения творчески, повышать мотивацию познавательного процесса.
...
16 08 2023 8:32:51
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
15 08 2023 23:34:42
В ходе урока учащиеся знакомятся с географическим положением, природными условиями Финикии, занятиями жителей. На уроке используется групповая форма работы....
14 08 2023 3:54:57
Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия как в процессе контроля, так и в процессе оценки, пpaктически исключая субъективизм преподавателя. В статье представлены тесты....
13 08 2023 0:56:57
Урок обществознания по теме «Право на образование» предназначен для обучающихся 9-го класса. У учеников формируется представление о необходимости существования школы и права на образование, они знакомятся с правовой базой образования в РФ, узнают об наиболее острых проблемах в этой области и путях их решения.
...
12 08 2023 9:51:21
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
11 08 2023 21:45:52
Учитель формирует у учащихся образные представления о занятиях, религии, культуры и войнах Древней Греции посредством игры. Воспитывает интерес к далекому прошлому различных народов, чувство ответственности за свои знания....
10 08 2023 2:24:18
Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Хаpaктеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....
09 08 2023 13:32:58
Цель урока: способствовать формированию гражданской идентичности через изучение борьбы Руси с экспансией крестоносцев. На уроке используются формы индивидуальной и групповой работы, направленные на формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события....
08 08 2023 8:10:14
В современных условиях развития правового государства большую роль приобретает правовое воспитание учащихся. Цель мероприятия: закрепить юридические умения и навыки, развивать умение применять их; воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру. Мероприятие можно использовать как на обобщающем уроке по ОПЗ, так и во внеурочной работе....
07 08 2023 9:56:46
Цель урока: организовать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся для изучения особенностей становления г.Муравленко глазами людей, которые были причастны к освоению города. Для обучающихся создается эффект соучастия в историческом процессе, эпоха открывается для ребенка «изнутри». При таком подходе не теряется отдельный человек, его можно увидеть через его деятельность. История государства не отделяется от частной жизни, ощущается причастность к ней отдельного человека....
06 08 2023 6:47:46
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::