Реформы Петра I > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Реформы Петра I


    Реформы Петра I

Тема: Реформы Петра I

Учебник: Н. И. Павленко, Л.М.Ляшенко, В.А.Твардовская "История России XVIII – XIX в." 10 класс (слайд 2)

Методическая литература: (слайд 3)

1) Е.В.Симонова. Поурочные разработки по истории России.М.2006.С.118
2) Б.Н.Серова, Л.М.Гаркуша, М.В.Лескинен. Поурочные разработки по истории России. М. 2004. С. 86
3) Соловьев, С. М. Чтение и рассказы по истории России. М.: Правда, 1989. С. 478.
4) Орлов, А. С. Хрестоматия но истории России. М., 2003. С. 159-161.
5) В.О. Ключевский "Исторические портреты":
6) Г.М.Карпов. Петровская эпоха в вопросах и ответах. (слайд 2)

Дидактическая литература:

1) В.Я.Румянцева. Задания и вопросы по истории России с древности по XVIII век. М.2002.
2) Н.Ю.Колесниченко. Дидактический материал. История России конец XVI-XVIIIвв.
3) Н.И.Ворожейкина. Дидактический материал. История России с древнейших времен до конца XVIII века.
4) Л.В.Жукова. Контрольные и проверочные работы по истории, 5-9 классы.

Иллюстрационная литература:

1) Н.Орлова "Цари и императоры".
2) Т. Гoлyбева "Царские династии".

Дополнительная литература:

1) Энциклопедия юного историка
2) Энциклопедия знаменитых Россиян.
3) В.И.Буганов «Петр Великий и его время»
4) Г.М.Карпов «Деятели петровской эпохи»

Цели урока: (Приложение 1, слайд 4)

  • Охаpaктеризовать государственные реформы Петра I
  • Определить цель и итоги реформирования центрального и местного государственного управления

Оборудование: презентация/

План урока (Приложение 1, слайд 5)

  • Военная реформа
  • Реформы в промышленности
  • Реформа высших государственных органов Абсолютная монархия (реформа центрального управления)
  • Реформа местного управления (реформа городского управления и областная реформа)
  • Социальная политика. Табель о рангах

ХОД УРОКА (Приложение 1, слайд 6)

I. Оргмомент

II. Работа над новым материалом

– Россия, как и другие страны Европы XVII века, встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества.
– Каковы же были предпосылки Петровской реформы? (Приложение 1, слайд 7)

Учащиеся, используя пройденный материал, делают вывод:

1. Россия была отсталой страной, что представляло серьезную опасность для национальной независимости русского народа.
2. Промышленность развивалась, но она по своей структуре была крепостнической, и по объему и по техническому оснащению особенно, значительно уступала промышленности западно-европейских стран.
3. Сельское хозяйство отличалось рутинными способами земледелия и было основано на подневольном труде крепостного крестьянина.
4. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо поученных и вооруженных.
5. Сложный государственный аппарат.
6. Отставала Россия и в области духовной культуры.

Слово учителю

1. Реформы Петра (Приложение 1, слайд 8)

Сильная, противоречивая личность Петра Великого и его деятельность всегда привлекала внимание и серьезных историков, и публицистов, и обывателей. Грандиозные преобразо­вания, охватившие все сферы человеческой жизни, проводились Петром в течение всего пе­риода правления. За это время было принято около 2900 законодательных актов, которые должны были по-новому обустроить жизнь стра­ны. Однако чем глобальней личность и свершаемые ею деяния, тем больше споров возникает вокруг нее. Оценка деятельности Петра изна­чально была противоречивой. В современной исторической науке существуют следующие точки зрения на этот счет:
У Петра I не было продуманного, специально разработанного плана проведения реформ, а потому указы и предписания часто противоречили, а порой упраздняли друг друга.
Реформы Петра есть продолжение изменений в обществе, начавшихся еще в XVII веке, особенно при царе Алексее Михайловиче. Петр силой своего хаpaктера лишь) корил процессы преобразований.
Петровские реформы возникли под воздействием военных событий в истории Ром из 36 лет царствования Петра 28 лет Pоссия воевала.
И тем не менее все историки сходятся) мнении, что именно с Петра начинается активная последовательная политика вмешательства государства в экономическую, гражданскую, бытовую жизнь народа.

2. Военная реформа (Приложение 1, слайд 9)

Амбициозная внешняя политика, войны с Турцией, Швецией вызывали необходимость преобразований в военной сфере. Юридическое начало построения постоянной армии было объявлено указом 1699 года, который определял источники формирования полков. Набирать: «охочие люди» – из числа лично свободных подданных разных званий, служивших за жалованье (11 рублей в год) и «даточные люди» – рекруты, набираемые их крестьян (от монастырских крестьян – 1 рекрут с 25 дворов; дворяне на гражданской службе поставляли 1 рекрута с 30 дворов, дворяне-землевладельцы, служившие в армии, – 1 рекрута с 50 дворов). В период с 1699 по 1725 годы было проведено 53 рекрутских набора, которые дали армии и флоту 280 тыс. человек. Рекруты получали казен­ное вооружение и обмундирование, проходили серьезную военную подготовку; автоматически освобождались от крепостной зависимости, а их дети, появившиеся во время прохождения отцами военной службы, считались свободными.
Судьба рекрута – пожизненная солдатчина. Новобранцев клеймили специальными накол­ками (на левой руке накалывали иглой кресты и натирали порохом).
Система рекрутских наборов складывалась в течение пяти лет, и к концу царствования Пе­тра I общая численность армии составляла 318 тыс. человек (вместе с казачьими частями). Так сложилась регулярная армия с единым принципом комплектования, единообразным обмундированием и вооружением.
Петр, обязав трудиться всех на благо государства, обязал и дворян нести военную службу, начиная с солдатского чина; многих дво­рянских детей посылал учиться за границу.

(Приложение 1, слайд 10)
Подготовка войска к боевым действиям требовала знаний, инициативы, дисциплины, что было условием существования боеспособной армии, и в 1716 году был издан «Устав воинский» (просуществовавшая около 150 лет), который требовал от офицеров активности и самостоя­тельности, регламентировал взаимоотношения в армии. Офицерские кадры формировались в двух школах – Бомбардирской (артиллерия) и Преображенской (пехота), а позже в морской, инженерной и медицинской военных школах. Настойчивые усилия Петра I превратили рус­скую армию в сильнейшую в Европе.

Одновременно с созданием армии продолжалось строительство флота. До 1702 года в Воронеже было построено 28 кораблей, 23 га­леры и множество мелких судов. Судьба Азов­ского флота была печальной: корабли частично были уничтожены, частично проданы Турции, но с 1702 года на Балтике, на реке Сясь уже строились корабли. В 1703 году возникла одна из самых крупных – Олонецкая верфь.
Ко времени Гангутской битвы (1714) был создан Балтийский флот из 22 кораблей, 5 фрегатов и множества мелких судов.

3. Промышленность (Приложение 1, слайд 11)

Побывав в Европе, осознав уровень экономического отставания России, сказавшегося на ходе Северной войны, Петр вплотную начинает заниматься реформированием промышленности и приоритет отдает тем ее отраслям, которые были необходимы для снабжения и вооружения армии и флота.
Понимая, что Россия обладает уникальными запасами минералов, Петр решает взяться за их разработку. Царь выписывает из-за рубежа и привлекает русских «рудознатцев», чтобы те искали то серебряные руды, то каменный уголь, то селитру, то торф.Особо привлекает Петра Урал.
В первое десятилетие XVIII века на Урале создаются Металлургические казенные заводы:

1698 г. – Невьяновский завод заложен,1701г. Выплавил первый чугун
1702г. – Тульский оружейный завод
1696г. – казенный Хамовный завод, производивший парусину
Канатный завод, Кожевенный, Портупейный, Шляпный двор, суконные,стекольные, пуговичные мануфактуры

4. Особенность Российской экономики (Приложение 1, слайд 12)

1. Пpaктически все мануфактуры были государственными и создавались за счет бюджета.
2. Государство регулировало и контролировало все процессы развития в промышленности.
3. Мануфактурам был обеспечен сбыт продукции,так как заказчиком выступало государство.
4. В промышленности пpaктически отсутствовала естественная конкуренция.
5. Мануфактуры строились максимально близко к источникам сырья; к их организации привлекали опытных русских и иностранных специалистов.
6. На мануфактурах использовался принудительный дешевый труд крепостных крестьян, получивших название «посессионных».
Российское правительство проводило политику меркантилизма, т.е. Устанавливало приоритет национальной промышленности и торговли, и протекционизма – юридической и фактической охраны интересов отечественной промышленности и торговли через систему льгот, субсидий, таможенных тарифов.
Пpaктически все частные мануфактуры выполняли государственные заказы, их действия регламентировались Мануфактур- и Берт-коллегиями. Только излишки продукции они могли реализовывать на рынке по свободной цене. И все же это был рывок в процессе формирования русской буржуазии

Из Указа Петра I 1707 г. (Приложение 1, слайд 13)

«Повелеваю хозяина тульской оружейной фабрики Корнилу Белоглаза бить кнутом и послать на работу в монастырь, понеже он, подлец, осмелился войску государеву продать негодные пищали и фузеи.
Приказываю ружейной канцелярии переехать в Тулу и денно и нощно блюсти исправность ружей. Пусть дьяки и подъячие смотрят, как олдерманы клеима ставят, буде сомнение возьмет, самим проверять и смотром и стрельбою. А два ружья каждый месяц стрелять, пока не испортятся.
Буде заминка в войске приключится, особливо при сражении, по недосмотру дьяков и подъячих, бить оных кнутом нещадно по оголенному месту: Хозяину — 25 кнутов и пени по червонцу за ружье;
Старшего олдермана — бить до бесчувствия;
Старшего дьяка — отдать в унтер-офицеры.
Новому хозяину ружейной фабрики Демидову повелеваю построить дьякам и подъячим избы, дабы не хуже хозяйских были, буде хуже, пусть Демидов не обижается, велю живота лишить».

СЛОВАРЬ:

Олдерман — мастер.

Вопросы к документу (на доске):

1. Изложите кратко основной смысл петровского Указа.
2. Определите причины появления его.
3. Назовите меры борьбы с недоброкачественной продукцией, предусмотренные Указом.
4. Как вы думаете, предложенные в Указе меры дадут положительный результат или нет? Свое мнение аргументируйте.

5. Реформа областного управления (Приложение 1, слайды 14 – 15)

17 октября 1707 года был опубликован приказ об образовании губерний – так начиналась реформа областного управления. Россия была разделена на 8 губерний, они были разделены на 50 провинций, а те на уезды. Во главе губернии стоял губернатор, наделенный административно-судебными полномочиями и являющийся главнокомaндующим вверенных ему войск. Во главе провинции стоял воевода, в уезде финансово-полицейские функции исполнял земский комиссар (из дворян, избираемый или назначаемый).

(Приложение 1, слайд 16)
Создавая новую государственную структуру, Петр взял за основу шведский вариант, который выражался в том, что каждое сословие в государстве должно было нести функциональные обязанности:
крестьяне – возделывать землю;
торговцы, ремесленники – торговать и производить товары;
духовенство – поддерживать веру в монарха;
дворянство – нести государственную и военную службу.

(Приложение 1, слайд 17)
Указ от 2 марта 1711 года на «случай всегдашних наших отлучек» учреждал Сенат. Это учреждение представляло собой, собрание лиц, назначенных царем (9 человек), а позднее стало собрание президентов коллегий – сенаторов.
В январе 1722 года была введена должность генерал-прокурора – «ока государева» и обер-прокурора Сената, для надзора за работой Сената, который стал правительством России, т.к. обладал законодательной, административной и судебной.

На смену 44 приказам Петр вводит коллегии (Приложение 1, слайд 18).

Военная и Адмиралтейская коллегия ведали военными делами
Коллегия иностранных дел решала посольские дела
o Берт- и мануфактур-коллегии контролировали промышленность;
Коммерц-коллегия отвечала за торговлю;
Камер-, Штатс- и Ревизион-коллегии ведали финансами;
Юстиц-коллегия решала судебные дела;
Вотчинная коллегия разбирала проблемы помещичьих, имений;
Главный магистрат занимался делами купцов и ремесленников;
Синод управлял церковными делами;
Малороссийская коллегия занималась делами Украины.
Каждая коллегия состояла из присутствия и канцелярии, во главе которых были президент, советники, асессоры. Обязанности чиновников были строго регламентированы вышедшим Генеральным регламентом (1719-1724 гг.), определявшим основные принципы деятельности государственного аппарата. Петровская административная реформа привела к невиданной ранее бюрократизации и централизации управления.

6. Социальная политика (Приложение 1, слайд 19)

Дворянское сословие в его классическом виде юридически оформилось при Петре. Произошла его консолидация в замкнутую привилегированную структуру, зависимую от монарха и обязанную служить царю и государству; за что дворянство обеспечивалось землей (до 1762 года), душевладением и освобождалось от многочисленных податей. "Указ о единонаследии" (1714 г.) закрепил процесс консолидации, с экономической точки зрения уравняв в правах дворянское поместье с боярской вотчиной. Параграфы этого указа предписывали передавать земельную собственность по наследству только старшему сыну, вводилась система майората – запрет на продажу любых дворянских земельных владений. Остальные члeны рода должны были нести обязательную службу в государственных учреждениях, армии или на флоте. Таким образом, государственная служба становилась единственным источником благосостояния.

(Приложение 1, слайд 20)
Введенная в январе 1722 года "Табель о рангах" еще более упорядочила и регламентировала службу:
разделила службу на гражданскую, придворную, военную;
ввела систему иерархии чиновников (14 классов);
укрепила новые критерии продвижения по службе (принцип личной выслуги и заслуг);
создавала стимулы для служебного рвения и продвижения по чинам: занять следующий ранг можно было пройдя все предыдущие.
"Табель..." предоставляла возможность лицам податного сословия входить в дворянское сословие: чин XIV класса предоставлял личное дворянство, а VIII класс возводил личного дворянина в потомственное дворянство. Особенно быстро можно было сделать карьеру в армии (к концу Северной войны каждый пятый офицер был не дворянин по происхождению).

(Приложение 1, слайд 21)
Крестьянство было разделено на две основные групп: крепостных и государственных; институт холопства ликвидирован – холопы вливались в число крепостных крестьян; государственные крестьяне – лично свободное сельское население.
Посадское население,состоящее из купцов и ремесленников, было распределено по гильдиям и цехам и подчинялось магистрату,ставшему государственным учреждениям.
«Духовный регламент» и образованный в 1721 году Святейший Синод превратили духовенство в служилое сословие, в отрасль государственной структуры.Священники обязаны были доносить светской власти о настроениях народа, поддерживать и укреплять политику государства.

III. Тест (Приложение 1, слайды 22-24)

1. Меркантилизм – это:

а) экономическая теория и пpaктика, состоящая в том, что основу государственного богатства составляет накопление денег. Для накопления денег экспорт должен превышать импорт;
б) экономическое учение, согласно которому прибыль создается в сфере обращения, богатство нации заключается в деньгах и накоплении денежного богатства. Может быть достигнуто с помощью государственной власти;
в) экономическая политика, выражавшаяся в активном государственном вмешательстве в хозяйственную жизнь и проявлявшаяся в поддержке купечества, поощрении развития отечественного мануфактурного производства.

2. Политика меркантилизма – это:

а) поощрение частной промышленности;
б) государственная политика, направленная на поощрение частного предпринимательства;
в) государственная политика, направленная на внедрение иностранных товаров на отечественный рынок.

3. Протекционизм – это:

а) экономическая политика, направленная на поощрение частной собственности;
б) ограждение национального производителя от иностранной конкуренции;
в) помощь иностранному производителю в проникновении на отечественный рынок.

4. Главная причина быстрого роста промышленности и экономики в России:

а) потребность российской армии в оружии;
б) потребность в товарах первой необходимости и народного потрeбления;
в) заказы Европы на промышленные товары в России.

5. Мануфактурное производство быстро развивалось, потому что:

а) требовались крупные партии оружия, боеприпасов, снаряжения для обеспечения нужд регулярной армии;
б) Петр I стремился более быстрыми темпами догнать передовые страны Европы;
в) мануфактуры приносили казне большую прибыль, и правительство Петра I их поддерживало;
г) дворяне, убедившись в том, что мануфактурное производство может принести больше доходов, чем барщина и оброк, стали основывать мануфактуры
д) купцы, почувствовавшие возможность быстрого обогащения, стали усиленно вкладывать деньги в мануфактуры

Расположите данные причины в убывающей последовательности в зависимости от степени их значимости.

6. Россия была разделена на губернии, провинции, уезды, дистрикты R период царствования:

а) Федора Алексеевича;
б) Бориса Годунова;
в) Алексея Михайловича;
г) Петра 1 Алексеевича.

7. Отметьте отличия системы коллегий от приказной системы:

а) меньшее число коллегий по сравнению с приказами;
б)более четкий порядок рассмотрения и решения дел в коллегиях;
в) выборность руководства коллегий;
г)осуществление принципов камерализма в деятельности коллегий
д) коллегии являлись центральными органами управления;
е) индивидуальный принцип решения дел в коллегиях;
ж) коллегии не дублировали функции друг друга в отличие от приказов;
з) наличие большого числа коллегий, управляющих отдельными областями;
и) коллективный принцип решения дел в коллегиях;
к) полное подчинение коллегий царской власти.

8. Отметьте функции Коммерц-коллегии:

а) занималась торговлей;
б) занималась финансами;
в) занималась легкой промышленностью.

9. Коллегии – это:

а) новое название Боярской думы
б)царская канцелярия
в) подразделение Сената
г) учреждение, которое ведало определенными участками государственного управления и распространяло свою деятельность на всю территорию страны.

10. Кто работал на мануфактурах и заводах при Петре I?

а) крепостные крестьяне;
б) наемные рабочие;
в) разные слои населения, а после 1720 г. в основном крепостные крестьяне.


Конституция – этапы становления и ее задачи


    Конституция – этапы становления и ее задачи

      Главный законодательный документ страны в её нынешнем виде носит переходный хаpaктер, закрепляет первостепенные условия вхождения новой России в систему рыночных отношений с учетом традиций и опыта западных демократий. Вместе с тем это - "одежда на вырост", т.е. о действительных гарантиях многих декларируемых Конституцией прав и свобод можно будет говорить лишь тогда, когда нашему обществу удастся вырваться из тисков настигшего его кризиса....

20 02 2024 11:11:57

Сценарий урока по теме "Куликовская битва". 6-й класс


    Сценарий урока по теме "Куликовская битва". 6-й класс

      Цели урока: обеспечить усвоение материала по теме "Куликовская битва"; продолжить формирование умений и навыков работы с наглядными источниками, тестом учебника; продолжить развитие способностей к обобщению и систематизации учебного материала, развитие аналитических навыков; воспитание интереса и уважения к истории России....

19 02 2024 10:32:46

Урок по истории России в 9-м классе по теме "Революция 1917 года. Падение монархии"


    Урок по истории России в 9-м классе по теме "Революция 1917 года. Падение монархии"

      Рассмотрены причины, хаpaктер, движущие силы Февральской революции. Обозначена деятельность Временного правительства. Определены суть и причины двоевластия....

18 02 2024 12:24:37

Урок-пpaктикум "Микены и Троя". 5-й класс


    Урок-пpaктикум "Микены и Троя". 5-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны; продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать хаpaктеристику событиям и их участникам....

17 02 2024 11:51:40

Внеклассное занятие по правоведению по теме "Конституционное право"


    Внеклассное занятие по правоведению по теме "Конституционное право"

      На занятии решается сразу несколько воспитательных и развивающих задач, таких как правовое воспитание, воспитание гражданских качеств личности, развитие устной речи, развитие ораторских способностей. Игровая форма деятельности способствует повышению интереса обучающихся к правовой культуре России....

16 02 2024 4:58:46

Урок всеобщей истории в 5-м классе по теме "В городе богини Афины"


    Урок всеобщей истории в 5-м классе по теме "В городе богини Афины"

      На уроке учащиеся знакомятся с архитектурой главного города Афинского государства, формируется умение составлять рассказ, описывать памятники культуры, правильно употрeбллять и объяснять исторические термины, понятия....

15 02 2024 12:12:23

Февральская буржуазная революция в 1917 г., 9-й класс


    Февральская буржуазная революция в 1917 г., 9-й класс

      Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....

14 02 2024 3:20:12

Урок по истории на тему "Новая экономическая игра"


    Урок по истории на тему "Новая экономическая игра"

      На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу. ...

13 02 2024 17:40:40

"О блокадном детстве в стихах и прозе…"


    "О блокадном детстве в стихах и прозе…"

      Урок составлен на основе воспоминаний и поэтических произведений Мишты-Хямиляниной Лидии Тимофеевны – блокадницы, жительницы г. Краснодара с 1943 года....

12 02 2024 20:44:13

Литературно-исторический вечер "Ты хочешь мира? Помни о войне!". Сталинградская битва


    Литературно-исторический вечер "Ты хочешь мира? Помни о войне!". Сталинградская битва

      Литературно-исторический вечер помогает расширить представления учащихся о Сталинградской битве, о мужестве старшего поколения; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной. ...

11 02 2024 0:54:44

Технология развивающего обучения. Урок в 7-м классе "Эпоха Екатерины Великой"


    Технология развивающего обучения. Урок в 7-м классе "Эпоха Екатерины Великой"

      Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо....

10 02 2024 13:15:55

Урок на тему: "Свобода в деятельности человека"


    Урок на тему: "Свобода в деятельности человека"

      Цели урока: ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия "свобода"; анализ некоторых философских, социально-политических, мopaльно-этических проблем, имеющих не только общественно-философский, но и глубоко личностный смысл; выявление различных подходов к решению этих проблем. ...

09 02 2024 11:25:30

СМИ – четвертая власть


    СМИ – четвертая власть

      В ходе проблемного урока с элементами игрового моделирования учащиеся должны познакомиться с возрастающей ролью информации в жизни человека и ее влиянием на общество, научиться видеть различные, противоположные стороны одной той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию, узнать, с какими проблемами приходится сталкиваться людям в условиях информационного бума....

08 02 2024 0:24:48

Исследование на уроках истории по теме: "Православные праздники в русской культуре"


    Исследование на уроках истории по теме: "Православные праздники в русской культуре"

      После принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. На уроке рассматриваются некоторые православные праздники, и какое значение они имели для каждого православного человека?...

07 02 2024 0:45:49

Угроза с Запада. Урок истории в 6-м классе


    Угроза с Запада. Урок истории в 6-м классе

      Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....

06 02 2024 2:21:23

Урок по теме "Владимиро-Суздальская Русь и Новгородская земля". 6-й класс


    Урок по теме "Владимиро-Суздальская Русь и Новгородская земля". 6-й класс

      Учащиеся получаются представлений о развитии различных регионов Руси периода раздробленности на примере исследования природно-географических условий, занятий населения, политического устройства Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли. Изучаются причинно-следственные связи между географическими особенностями региона и его политическим развитием....

05 02 2024 12:14:26

Декабристы в Сибири


    Декабристы в Сибири

      Цели урока: познакомить учащихся с жизнью декабристов после восстания 14 декабря 1825 года, показать роль декабристов в общественной жизни Сибири, в освоении и изучении Сибирского края....

04 02 2024 10:38:29

Интегрированный урок истории и литературы. Тема: "Культура Руси XVI века: особенности архитектуры и прославление труда зодчих в стихотворении Д.Кедрина "Зодчие"


    Интегрированный урок истории и литературы. Тема: "Культура Руси XVI века: особенности архитектуры и прославление труда зодчих в стихотворении Д.Кедрина "Зодчие"

      Конспект интегрированного урока по литературе и истории, рекомендуемый для проведения в 10-м классе. Ученики выступают как активные участники образовательного процесса, получают целостное представление об историческом событии - постройке Покровского храма в Москве. ...

03 02 2024 4:57:21

Пример использования метода проектной деятельности через продукт PowerPoint на занятии по истории


    Пример использования метода проектной деятельности через продукт PowerPoint на занятии по истории

      Материал описывает проектную деятельность учащихся по дисциплине "История" на тему "Россия между реформами и контрреформами", реализованную через информационные технологии (презентация Power Point), раскрывает основные этапы исследования и подготовки к защите проекта. Приведены образцы основных методических материалов, необходимых для оптимальной реализации проектной деятельности учащихся....

02 02 2024 14:24:48

КВН по теме "Древний Восток". 5-й класс


    КВН по теме "Древний Восток". 5-й класс

      Цель игры: систематизация и контроль знаний по теме "Древний Восток"....

01 02 2024 11:39:12

Проектная деятельность на уроках обществознания в 9-м классе


    Проектная деятельность на уроках обществознания в 9-м классе

      Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...

31 01 2024 18:38:35

Урок истории на тему "Путешествие в картинную галерею. М.А. Врубель"


    Урок истории на тему "Путешествие в картинную галерею. М.А. Врубель"

      На данный урок по тематическому планированию отводится 1 час. Урок проводится в форме заочной экскурсии по картинной галерее, в ходе которой учащиеся знакомятся с творчеством яркого представителя художественной культуры начала ХХ века М.А. Врубеля....

30 01 2024 3:18:38

Урок истории "Накануне грозных испытаний". 11-й класс


    Урок истории "Накануне грозных испытаний". 11-й класс

      Урок по истории России в 11-м классе по программе А.А.Левандовского, на котором дается хаpaктеристика внешней политики СССР в предвоенные годы. Задачи урока: охаpaктеризовать подготовку Германии к войне с СССР; проанализировать степень готовности СССР к отпору врага; отpaбатывать навыки работы с печатным текстом, умение анализировать прочитанное....

29 01 2024 6:42:38

Урок истории по теме "Западная Азия, Индия, Китай в древности"


    Урок истории по теме "Западная Азия, Индия, Китай в древности"

      Урок формирует умение анализировать. Автор развивает навыки работы в группе. Систематизируются и контролируются знания учащихся. Урок проходит в три гeйма. С помощью жеребьевки комaнда выбирает вопрос, на который будет отвечать, разрешается обсуждение вопроса в течение двадцати секунд. Вопросы комaндам задаются по очереди. Если комaнда ответила неправильно, то отвечает другая комaнда, которая раньше поднимет руку....

28 01 2024 20:48:39

Разработка урока по истории России "Исторические образы в русской литературе XIX века" (на примере драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов")


    Разработка урока по истории России "Исторические образы в русской литературе XIX века" (на примере драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов")

      Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....

27 01 2024 22:29:38

Урок по теме «Гроза двенадцатого года»


    Урок по теме «Гроза двенадцатого года»

      Устанавливаются причины, хаpaктер, описывается ход Отечественной войны 1812 года, выясняется, в чем заключается народный хаpaктер войны. Учащиеся работают с документами, с картой, учатся определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать материал....

26 01 2024 20:46:34

Общественно-политическая жизнь страны в 30-е годы ХХ столетия


    Общественно-политическая жизнь страны в 30-е годы ХХ столетия

      На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...

25 01 2024 4:34:51

Знать историю предков, или Приглашение на краеведческую конференцию


    Знать историю предков, или Приглашение на краеведческую конференцию

      Каждый человек пишет свою собственную историю в зависимости от условий рождения, жизненного опыта, остроты взгляда. В личном восприятии истории есть место и дому, где родился, и школе, где учился, и селу, где провел детство и т.д. «Свою историю» уже несколько лет пишут учащиеся Краснооктябрьского района, а итогами своих работ делятся на районной краеведческой научно-пpaктической конференции, которая проводится по итогам определенного периода исследовательской работы....

24 01 2024 2:42:17

Культура Древнего Египта


    Культура Древнего Египта

      Учащиеся на уроке рассматривают высокое искусство Древнего Египта. Раскрывают причины обожествления сил природы, находят связь между религией и искусством....

23 01 2024 22:17:55

Олимпиада по дисциплине "Основы права"


    Олимпиада по дисциплине "Основы права"

      Задания этой олимпиады не претендуют на оригинальность, так как подобные им включаются в учебный процесс при изучении гуманитарных дисциплин довольно часто. Однако до сих пор они не только вызывают интерес у учащихся, но и помогают эффективно закрепить полученные знания. Олимпиадные задания, по желанию преподавателя, можно использовать как во внеурочной деятельности, так и при проведении занятий. ...

22 01 2024 0:39:10

Наука и образование Российской империи первой половины XIX века


    Наука и образование Российской империи первой половины XIX века

      На уроке учащиеся знакомятся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века и с достижениями российской науки в это время. В ходе проведения урока учитель имеет возможность формировать у детей целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века, а также развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал. ...

21 01 2024 15:32:15

Урок обществознания для 8-го класса "Вечные вопросы"


    Урок обществознания для 8-го класса "Вечные вопросы"

      На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...

20 01 2024 0:14:18

Изменение подхода к формированию патриотического сознания учащихся: взгляд пpaктика. Проект "Память поколений"


    Изменение подхода к формированию патриотического сознания учащихся: взгляд пpaктика. Проект "Память поколений"

      В работе учителя обществознания со старшеклассниками необходимо несколько изменить подходы и сместить акценты, что позволяет сделать проектная деятельность, в результате которой пpaктически каждый ученик сам приобщается к истории Великой Отечественной войны, повышается познавательная активность учащихся, изменяется эмоциональный настрой. Только путем перехода к личностно-ориентированному эмоциональному подходу можно достичь целей государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»....

19 01 2024 16:48:20

"Зарождение демократии в Афинах"


    "Зарождение демократии в Афинах"

      На уроке ребята через решение исторических задач при помощи вопросов, самостоятельного составления небольших рассказов, решения кроссворда, в игровой форме изучают новый материал. Пятиклассникам дается возможность получить представление о первой демократии на земле и обществе, в которой она зарождалась....

18 01 2024 21:37:54

Урок обществознания по теме "Избирательная система Российской Федерации" (9-й класс)


    Урок обществознания по теме "Избирательная система Российской Федерации" (9-й класс)

      Объяснение учителя сопровождается презентацией с познавательными заданиями, учащиеся представляют свою исследовательскую работу – анализ анкетирования, проведенного среди родителей (презентация). На уроке используется технология синквейна и работа с понятийным аппаратом. Тема вызывает интерес у учащихся, способствует развитию их познавательного интереса. ...

17 01 2024 13:36:33

Урок-лаборатория по всеобщей истории в 10-м классе по теме "Два взгляда на человека в эпоху Средневековья"


    Урок-лаборатория по всеобщей истории в 10-м классе по теме "Два взгляда на человека в эпоху Средневековья"

      Предметная цель урока сочетается с интегративной целью усвоения принципов сравнительно-типологического анализа историко-культурных эпох. Сравнение проводится на основании ряда антропологических параметров и подкрепляется методическим приемом историко-культурной атрибуции философских высказываний. Использование "ленты времени" позволяет усвоить закономерности смены "стилей эпохи"....

16 01 2024 17:13:34

Использование интеpaктивных методов в преподавании истории и обществознания


    Использование интеpaктивных методов в преподавании истории и обществознания

      Статья содержит материалы об интеpaктивных методах, которых можно активно использовать на уроках истории и обществознания. Это: "мозговой штурм", дискуссия, ролевая игра, метод "синквейна", "Три предложения" и др. Применение в пpaктике преподавания интеpaктивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся и эффективности урока. ...

15 01 2024 5:42:13

Открытый урок "Патриотизм и героика в русской и марийской музыке"


    Открытый урок "Патриотизм и героика в русской и марийской музыке"

      Программа представляет интерес с точки зрения преподавания музыки как искусства. Опираясь на достижения отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, программа предлагает принципиально новые, эффективные педагогические технологии по музыкальному развитию ребенка. В их основе - опора не на слово о музыке, а на интонационный смысл. Введение ребенка в мир музыки на основе приобщения его к шедеврам мирового музыкального искусства как целостным явлениям развивает объем его памяти, остроту восприятия, формирует ассоциативные механизмы мышления, что особенно ценно на начальном этапе обучения. ...

14 01 2024 22:26:20

Урок истории в 5-м классе "В афинских школах и гимназиях"


    Урок истории в 5-м классе "В афинских школах и гимназиях"

      Выбор темы обусловлен необходимостью изучения культуры Древней Греции, ставшей фундаментом европейской культуры. В разработку урока включены: цели, формируемые навыки обучающихся, предполагаемые ответы, разноуровневые задания; материалы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Содержание материала соответствует обязательному минимуму содержания образования. ...

13 01 2024 17:18:38

Природа и население Древней Греции


    Природа и население Древней Греции

      После этого урока ученики смогут: показывать на карте Балканский полуостров и острова Эгeйского моря, основные области Балканской Греции; применять и пояснять на примерах понятия: «эллины»; описывать образ жизни людей и культурные памятники Древней Греции; приводить примеры влияния природно-географических условий Греции на развитие цивилизации; выражать собственное отношение к наследию древнегреческого общества....

12 01 2024 1:58:20

Урок памяти "День воинской славы России – день Победы советского народа в Великой Отечественной войне."


    Урок памяти "День воинской славы России – день Победы советского народа в Великой Отечественной войне."

      В программу по истории для 7–9-х классов школы VIII вида автором внесён раздел «Уроки памяти. Уроки внеклассного чтения "Летопись Великой Отечественной войны"», посвященные дням воинской славы России. Приведенный урок проведён в 7-м классе школы VIII вида г. Новокузнецка....

11 01 2024 12:49:59

Открытый урок по новой истории


    Открытый урок по новой истории

      Проблемный урок с элементами исследования первоисточников и элементами мультимедиа по теме итогов войны за независимость в США. Исследуются такие важные документы в истории США, такие как «Декларация независимости США», «Билль о правах», Конституция 1787 года. ...

10 01 2024 14:44:31

Активные формы обучения как средство повышения эффективности уроков истории


    Активные формы обучения как средство повышения эффективности уроков истории

      В статье автор приводит общие принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет эффективной, а также предлагает алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока....

09 01 2024 4:32:22

Урок истории в 5-м классе "В театре Диониса"


    Урок истории в 5-м классе "В театре Диониса"

      Данная разработка урока позволяет учителю: повысить мотивацию к учению; повысить роль наглядности на уроке; необременительно для ученика ввести дополнительную информацию; организовать самостоятельную работу ученика на уроке; повысить компьютерную компетентность учащихся....

08 01 2024 22:37:21

Урок истории "Законы Хаммурапи", 5-й класс


    Урок истории "Законы Хаммурапи", 5-й класс

      Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....

07 01 2024 7:42:15

Курс по выбору для 9 класса "Славные страницы истории родного города"


    Курс по выбору для 9 класса "Славные страницы истории родного города"

      Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....

06 01 2024 23:31:19

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся на историческом материале музейной комнаты в школе


    Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся на историческом материале музейной комнаты в школе

      В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....

05 01 2024 21:46:18

Урок обществознания в 11-м классе "Цивилизация Древнего Рима"


    Урок обществознания в 11-м классе "Цивилизация Древнего Рима"

      При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....

04 01 2024 16:19:51

Урок с элементами ролевой игры "Выбор веры князем Владимиром"


    Урок с элементами ролевой игры "Выбор веры князем Владимиром"

      В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....

03 01 2024 19:39:42

Историческая игра "Путешествие по страницам Новой истории"


    Историческая игра "Путешествие по страницам Новой истории"

      Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....

02 01 2024 3:46:23

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::