Урок-викторина "Умники и умницы"
Цель урока: повторение и обобщение пройденного материала по курсу истории России IX – XVIII века. Дать возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность. Заинтересовать в получении дополнительной информации по предмету.
Тип урока: урок-викторина.
Оборудование: компьютер с медиапроектором, диск с презентацией урока.
Состав участников викторины:
- Ведущий – учитель истории
- Учащиеся – участники викторины
- Жюри – преподаватели русского языка, литературы, истории, специальных дисциплин.
Правила викторины: Ведущий (учитель истории) объясняет цели и правила викторины, представляет жюри и участников викторины. Викторина проходит по мере смены слайдов, на которых содержатся названия туров, основные вопросы, понятия, ключевые слова. Ведущий (учитель) комментирует содержание слайдов. По ходу викторины, за каждый правильный ответ учащиеся получают баллы. Победителем викторины становится участник, набравший наибольшее количество баллов.
Ход урока-викторины
Всемирная история великими воспоминаниями украшает мир для ума,
а российская украшает Отечество, где живем и чувствуем.
Н.М. Карамзин
Слайд 1 (Презентация)
Слово учителя
Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было все: и взлеты и падения, и триумфы и поражения. И только история должна и может дать нам мудрый и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость исторического пути народа, а что – бесчестие и позор?”
История России – это история русской культуры, духовности, русской государственности с её яркими событиями и запоминающимися личностями. Труден и славен этот путь, сегодня мы с вами окунемся в историю нашего государства, вспомним то, что было в память о тех многих поколениях, которые создавали богатство и славу нашего Отечества! Итак, в путь!
Конкурс № 1 “Верно ли высказывание?”
Учащимся предоставляются высказывания, на которые они должны дать положительный или отрицательный ответ. Ответ обязательно комментируется учащимся.
Слайд 2
- Киевская Русь – это государственное образование восточных славян, сложившиеся в IX веке?
Ответ: Да. (комментарии учащегося)
Слайд 3
- Самая первая летопись, дошедшая до нас, условно называется “ Повесть Временных Лет”, её написал монах Киево – Печерского монастыря Нестор в начале XII в.?
Ответ: Да. (комментарии учащегося)
Слайд 4
- Оброк – это бесплатный принудительный труд зависимого крестьянина на землевладельца за право пользования землёй.
Ответ: Нет. ( Правильный ответ: барщина)
Слайд 5
- Золотая Орда – это государство монгольских завоевателей, основанное в низовьях Волги в начале 1240-х ханом Мамаем.
Ответ: Да. (комментарии учащегося)
Слайд 6
- 5 апреля 1242 года состоялась Невская битва.
Ответ: Нет (Правильный ответ: битва состоялась в 1240 году 5 апреля)
Слайд 7
- Ермак Тимофеевич – это казачий атаман, начавший завоевание Сибири.
Ответ: Да. (комментарии учащегося).
Слайд 8
- Наполеон, заняв Москву, несколько раз предлагал Александру I начать переговоры о мире, но русскиё царь отказывался.
Ответ: Да. (комментарии учащегося)
Слайд 9
- Слово монета вошло в употрeбление в словарь России при Петре I.
Ответ: Да. (комментарии учащегося)
Комментарии учителя истории к слайду:
Слово монета вошло в употрeбление в России при Петре I. Им же в Кунсткамере была собрана большая коллекция монет, медалей, и он очень заботился о её пополнении.
Житный ряд находился на Красной площади. Цены на съестные припасы были следующие: четверть ржаной муки – 30 копеек. Пуд коровьего масла - 60 копеек. Рыба свежая и соленая продавалась возами, бочками, иногда штуками. Стоила по 37 копеек пуд. Одна голова сахара обходилась покупателю в 4 гривны. Бархатная шуба, подбитая соболем – 70 рублей.
В Русском государстве считали на рубли, полтины, полу-полтины, гривны, алтыны. Более мелкие деньги- копейка, деньга, полушка. Рубль состоял из 100 копеек или 200 денег, или 400 полушек. Полтина из 50 копеек или 100 денег, или 200 полушек. Полу-полтина-25 копеек, 50 денег, 100 полушек. Гривна- 10 копеек, 20 денег, 40 полушек. Алтын -3 копейки, 6 денег, 12 полушек. Чеканились они из чистого серебра.
Каждому участнику викторины предлагается задание, на выполнение которого отводится 3 мин. (Приложение 1) Выполненные задания сдаются жюри для оценивания.
Конкурс № 2 “Кому принадлежит высказывание”
Учащиеся должны вспомнить, кому принадлежат данные высказывания. Возможны комментарии учителя истории после ответов учащихся.
Слайд 10
- «Более всего должны дети отца и мать в великой чести содержать»
- «Говорить с людьми должно благочинно, учтиво, вежливо, разумно и немного»
- «Сам себя много не хвали и не стыди, роду своего и прозвания без нужды не возвышай»
Ответ: Петр I.
Комментарии: Из книги “Юности честное зерцало”. Специальная книга, в которой излагались правила хорошего тона, объяснялось, как следует держаться в обществе.
Слайд 11
- “ Я буду царствовать или погибну”
- “ Желаю и хочу только блага стране, в которую привёл меня Господь. Слава её делает меня славною”
Ответ: Екатерина II.
Комментарии: София Фредерика Августа, стала женой Петра III, приняла православие, стала Екатериной Алексеевной. Чистокровная немка сделалась русской, это была самая русская из всех русских императриц.
Слайд 12
- «Делу - время, а потехе - час»
Ответ: Алексей Михайлович Романов.
Комментарии: Царь страстно увлекался охотой. Он принял участие в составлении руководства по этой охоте. В нем царю принадлежат слова: «Делу время, а потехе час». Алексей Михайлович – хранитель устоев и традиций, рачительный хозяин собственных вотчин, и всего государства.
Слайд 13
- «В России велик лишь тот, с кем я говорю, и до тех пор, пока я с ним говорю».
Ответ: Павел I.
Комментарии: Павел был чрезмерно придирчив, строг к военным людям, за незначительный проступок могло последовать суровое наказание. Он был придирчив и резок.
Слайд 14
- «Ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте. Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения, ибо тело, движущее своей силой другое, столько же оной у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает»
Ответ: Ломоносов М.В.
Комментарии: «Историк, механик, химик, художник и стихотворец, он всюду все испытал и все проник»- А.С.Пушкин
Вопрос для участников викторины:Какие открытия М.В.Ломоносова вы знаете?
Возможные ответы:
- Закон сохранения массы вещества в химических реакциях.
- Создал атомно-молекулярную теорию, гипотеза о том, что все тела состоят из корпускул (молекул) и элементов (атомов).
- В астрономии - открыл наличие атмосферы у Венеры.
- Изобрел ночезрительную трубу (прибор ночного видения).
- Возродил искусство мозаики.
- Осуществил реформу русского стихосложения.
- Ввел в русский язык целый ряд слов - атмосфера, квадрат, барометр, треугольник, горизонт, формула.
Конкурс № 3 «Кто есть кто?»
По предложенным описаниям учащимся необходимо определить историческую личность. Возможны комментарии учителя истории.
Слайд 15
«Был он среднего роста, довольно строен, но мрачен и дик видом, имел гpyдь широкую, гoлyбые глаза, длинные усы, на голове один клок волос. Перед битвой с византийцами он произнес знаменитые слова: «Победим или умрем! Мертвым срама нет».
Ответ: Князь Святослав.
Комментарии: Всю жизнь Святослав провел в войнах. Отважный, доблестный воин. Спал, подложив под голову седло, довольствовался полусырым мясом, печенным на углях…
Слайд 16
«Царь был некрасив, глаза у него были серые, нос длинный и крючком; ростом был высок, худощав, плечи имел высокие, гpyдь широкую, мышцы крепкие. Человек удивительного ума, изучивший хорошо книжную науку, красноречивый…»
Ответ: Царь Иван IV Грозный.
Комментарии: Лицемерие и честолюбие, злоба в сочетании с постоянным страхом за свою жизнь проявлялись в чертах хаpaктера Ивана IV. Осознав безграничность своей власти, считал, что он самодержец, поставленный Богом над людьми, и волен делать с ними все что захочет.
Слайд 17
«Живая и веселая, она устраивала при дворе маскарады без масок, строила дворцы в двадцать четыре часа, основала первый Московский университет, до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухопутным путем…»
Ответ: Елизавета Петровна.
Комментарии: Её считали самой красивой дамой в Европе. Она любила музыку и поэзию. Гардероб Елизаветы состоял из 15 тысячи платьев и нескольких тысяч пар обуви.
Слайд 18
Властитель слабый и лукавый
Плешивый щеголь, враг труда
Нечаянно пригретый славой. (А.С.Пушкин)
Ответ: Александр I.
Комментарии: Личность Александра всегда была загадкой для современников. «Сфинкс не разгаданный до гроба»- писал о нем Вяземский. Герцен называл Александра: «коронованным Гамлетом, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца».
Конкурс № 4 «Хронологическая головоломка»
Участникам викторины необходимо расставить события в хронологической последовательности.
Слайд 19
- Крещение Руси
- Куликовская битва
- Призвание варяжских князей во главе с Рюриком
- Отечественная война
- Монголо–татарское иго на Руси
Конкурс № 5 «Грамота историческая»
Учащимся предлагаются исторические термины с грамматическими ошибками. Необходимо исправить ошибки и дать определение термину.
Слайд 20
Синат; ампиратор; кунскамера; астрог; Баярская Дума; манархия ; мягкая рохлядь.
Конкурс № 6 «Все может быть…»
Необходимо из перечисленных событий периода правления Екатерины II указать лишнее.
Слайд 21
Политика «просвещенного абсолютизма». Стрелецкие бунты. Ликвидация гетманства на Украине. Куликовская битва. Невская битва со шведами. Жалованная грамота дворянству. Борьба за выход к Черному морю. Восстание Е.И. Пугачева. Крестьянская война во главе С. Разина. Раздел Польши.
Конкурс № 7 «Историческая видеохроника»
Слайд 22
Учащиеся просматривают видеосюжеты без звукового сопровождения и комментируют события. Участникам викторины предлагаются следующие сюжеты: «Ледовое побоище», «Иван Грозный. Опричнина», «Войска нового строя. Полтавская битва»
Итоги викторины: Жюри объявляет общий итог викторины и награждает победителя.
Домашнее задание: Составить исторический кроссворд по изученным темам курса.
Источники информации
- Ворожейкина Н.И.Дидактические материалы по истории России с древнейших времен до конца XVII в.: 6-7 кл. – М.: Владос-пресс, 2003.
- Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений /Под ред. Н.И.Павленко. – М.: Дрофа, 2001
- Румянцев В.Я. Задания и вопросы по истории России с древности по XVIII век.– М.: АРКТИ, 2002.
- Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. – М.: ВАКО, 2005
- Интернет-ресурсы:
- http://history.tuad.nsk.ru/ - История России с древнейших времен до наших дней.
- http://historic.ru/ - исторический портал.
Цели урока – рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады; определить факторы, способствовавшие усилению царской власти. Выбираются эксперты, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели. Составляется план для обсуждения, которому необходимо следовать, чтобы раскрыть тему урока.
...
27 05 2023 2:20:42
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
26 05 2023 14:14:22
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
25 05 2023 13:13:21
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
24 05 2023 3:27:15
Урок истории предназначен для проведения в 6-м классе. На изучение данной темы по программе отводится 1 час.
Изучая эту тему, учащиеся получают возможность познакомиться с историей создания института государства в России в IX веке. Определяют основные признаки государства, узнают, кто стоял у истоков образования государства в России, какие князья и какой вклад внесли в это важное дело.
Основой урока являются задачи, способствующие не просто усвоению определенных фактов, подтверждающих появление государства у восточных славян в IX в., а также развитие умений и навыков самостоятельной работы с текстом, формированию научного мировоззрения. ...
23 05 2023 23:32:50
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
22 05 2023 16:11:10
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
21 05 2023 3:20:36
Проект направлен на формирование у студентов духовно-нравственной культуры, толерантности, инициативы и самостоятельности, призван развивать творческие способности студентов и интерес к творческой деятельности. Материалы данной разработки могут быть использованы на внеклассных мероприятия и уроках, посвященных воспитанию, культуре, творчеству. В проекте участвуют студенты разных групп и преподаватели разных дисциплин....
20 05 2023 22:15:33
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
19 05 2023 17:29:16
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
18 05 2023 14:19:49
Конспект урока разработан в соответствии с программой «История России с древнейших времён до конца XVI века». 6-й класс. Авторский коллектив: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.
...
17 05 2023 10:47:43
Урок предполагает самостоятельное изучение эпохи Н.С. Хрущева с последующим изучением документов на уроке. За 1–2 недели до предполагаемого занятия учитель предлагает школьникам список литературы для подготовки к уроку и перечень вопросов, которые будут обсуждаться....
16 05 2023 21:48:23
Урок знакомит с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, праздничной иконой Рождества Христова. Обогащается словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения....
15 05 2023 10:11:23
На занятии рассматривается проблема: почему именно в архитектуре соборов в большей степени проявились общеевропейские черты. Точный ответ учащиеся дают в конце урока. На уроке изучаются особенности романского и готического стилей. Также происходит знакомство с новыми словами: стрельчатые арки, витражи....
14 05 2023 17:21:57
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур.
...
13 05 2023 23:41:10
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края.
...
12 05 2023 19:36:25
Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опopных конспектов; составление древа понятий; составление хаpaктеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала.
...
11 05 2023 4:55:38
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
10 05 2023 17:28:38
Урок соответствует ФГОС, проводится в 5-м классе. В ходе урока учащиеся знакомятся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями. Развиваются умения учащихся работать с исторической картой, текстом учебника и иллюстрациями....
09 05 2023 1:46:16
Обобщающее занятие с введением нового знания можно провести в форме ролевой игры. Такая форма занятия активизирует творческий потенциал учащихся, отличается сопереживанием, эмоциональностью, причастностью к разpaбатываемым решениям, зрелищностью и потому вызывает интерес и способствует формированию мировоззренческой позиции....
08 05 2023 16:17:16
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
07 05 2023 1:37:39
Тема «Дом, в котором мы живем» изучается в курсе обществознания в 6-м классе по А.Ф. Никитину. Некоторые элементы урока могут быть использованы при проведении классных часов. В работе раскрывается история возникновения жилища, значение жилища для человека. Разработка урока содержит презентацию, представлены пpaктические задания для обобщения и закрепления материала....
06 05 2023 16:20:30
Урок знакомит учащихся со становлением Древнерусского государства. Путем анализа письменных источников ученики определяют вклад княгини Ольги в развитие Древнерусского государства. Формируются навыки составления образной хаpaктеристики и оценки деятельности исторического персонажа....
05 05 2023 7:14:53
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
04 05 2023 8:42:28
Статья посвящена вопросам использования архивных документов в процессе преподавания уроков истории, элективных курсов, а также в исследовательской деятельности научного общества учащихся. В статье раскрывается методика работы с архивными документами и эффективность ее применения....
03 05 2023 16:22:39
Урок изучения нового в курсе 4-го класса по теме: "Новейшие достижения". УМК Д.Д. Данилов Мое Отечество по Образовательной программе "Школа-2100". Урок в системе тематического планирования, связан с предыдущим, работает на последующие уроки. По данной теме поставлены цели: образовательная - создание условий для формирования представления эпохи новейшего времени; развивающая - создание условий для развития аналитических навыков; воспитательная - воспитание чувства патриотизма. Урок построен на основе проблемно-диалогической технологии.
...
02 05 2023 1:32:17
Который год не сходит со страниц печати имя Сталина. Есть два противоположных лагеря - за и против. Уже написаны и перечитаны романы, воспоминания, статьи, исследования, и кажется, мы знаем уже все. Наш сегодняшнее занятие ставит своей целью обобщить фактический материал по теме «СССР в 30–50-е годы XX века», сосредоточив главное внимание на сущности сталинской диктатуры, чертах ее проявления, в Республике Хакасии....
01 05 2023 16:23:22
На уроке хаpaктеризуется внутренняя политика преемников Петра I. Дается представление о развитии российского общества во второй четверти – середине XVIII в. Показана готовая генеалогическая таблица династии Романовых в конце XVII – середине XVIII в....
30 04 2023 8:31:49
Урок обществознания по теме "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории" - урок с использованием ИКТ. Приёмы работы с текстовой информацией разнообразны, учащиеся могут работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных носителях. Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с информационными текстами. Урок проводится в 11-м классе. Особенность урока - данный урок тесно связан с курсом истории, учащиеся уже имеют исторические знания и представления.
...
29 04 2023 3:59:23
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
28 04 2023 3:20:34
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
27 04 2023 19:11:49
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
26 04 2023 18:36:23
Урок с использованием экспонатов музея «История школы» можно проводить в 9-х и 11-х классах, где изучается тема «Развитие культуры и образования в начале XX века». Музейные экспозиции и материалы обладают огромным духовным потенциалом, способствуют активности, расширяют сферу интересов учащихся. Урок проводится в форме пpaктического занятия....
25 04 2023 14:13:32
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
24 04 2023 6:31:48

В статье приводится разработка урока по истории Древнего мира на тему «Культура Древнего Египта», ориентированная на учащихся 5-го класса. Это объемный по содержанию материал, т.к. культура охватывает многие стороны развития человеческой жизни. В данном случае рассматриваются и религия древних египтян, и различные виды искусства (архитектура, живопись, скульптура), и письменность, здесь также можно получить ответ на вопрос, какие науки существовали в Древнем Египте....
23 04 2023 14:35:15
При проведении урока использован материал национально-регионального компонента, связанный с крещением зырянского края и деятельностью святителя Стефана Пермского....
22 04 2023 3:21:39
Урок-диалог «Их вечен с вольностью союз…» по теме «Движение декабристов» поможет учащимся глубже увидеть эпоху, людей, личности участников событий 14 декабря 1825 года; попытаться представить, было ли возможным и реальным осуществление в тот момент задуманного заговорщиками. На примере личностей и хаpaктеров декабристов помочь учащимся увидеть такие качества, как благородство, целеустремленность, верность делу, твердость духа, и способствовать стремлению воспитать их в себе....
21 04 2023 11:12:29
В статье описан опыт применения современных технологий на уроках и обозначены те проблемы, с которыми приходится сталкиваться во время работы учителю....
20 04 2023 14:50:54
Представляется конспект проблемного урока истории в 10-м классе. Данный урок позволяет учащимся развивать исследовательские навыки (работа с документами, статистическим материалом), самостоятельность и творчество в изучении исторического материала (подготовка презентации к уроку). Использование информационных технологий ликвидирует перегрузку учащихся (обобщения в свернутом виде после обсуждения проблемы) способствует прочному усвоению знаний, приобщает учащихся к современной информационной культуре.
...
19 04 2023 9:36:44
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
18 04 2023 11:21:50

Прекрасен Донской край! Прекрасен он всем: весенней цветущей степью, поразительным золотом июньский хлебных полей, своеобразием станиц и хуторов с расписными хатами – мазанками и резными куренями! Прекрасен Донской край культурой, гармонично сочетающей в себе все лучшие традиции народов, когда-либо проживавших и приходивших сюда искать работу, службу и приключения!.. Прекрасен Донской край мастерами – умельцами, прославившими свой край и род!...
17 04 2023 1:43:22
Урок для 5-го класса является повторительно-обобщающим, представлен в виде урока-путешествия. В самом уроке использованы наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал (чайнворд, кроссворд, криптограмма, а также различные вещи). ...
16 04 2023 21:51:32
В работе проблема освещается с точки зрения русской женщины, положение которой в обществе было особым, а потому представляет дополнительный интерес. На примере двух представительниц российского общества, двух его полярных сословий – боярства и крестьянства, показана обыденная жизнь общества данного периода. В работе рассматриваются такие аспекты, как устройство дома, традиции питания и организации быта....
15 04 2023 8:36:41
Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа....
14 04 2023 21:24:46
Конспект интегрированного урока по литературе и истории, рекомендуемый для проведения в 10-м классе. Ученики выступают как активные участники образовательного процесса, получают целостное представление об историческом событии - постройке Покровского храма в Москве.
...
13 04 2023 20:10:22
Предложенный материал поможет расширить знания учащихся, полученные на уроке, закрепить знания о причинах и последствиях Великих географических открытий и исторических персонажах данной эпохи....
12 04 2023 17:10:34
На примере жизни, деятельности Д.С. Лихачева, а также использовании его сочинений, донести до кадетов примеры добра, человеческого счастья, справедливости, истинной толерантности....
11 04 2023 9:38:49
Цель работы: сбор материала о выпускниках Юрьевской школы, участниках боевых событий в Афганистане, сохранение его в памяти молодого поколения как части истории родного края, так и истории своего Отечества. Материал знакомит с разными периодами Афганской войны, рассказывает о жизненных периодах, службе в Афганистане воинов-интернационалистов - братьев Холиных Александра Васильевича и Михаила Васильевича. Статья содержит материал о жизни братьев Холиных, об их службе в Афганистане....
10 04 2023 15:56:35
На уроке учащиеся знакомятся с историей организации и проведения Олимпийских игр в Древней Греции; формируют яркое, образное, эмоционально-окрашенное представление о знаменитом спортивном празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю....
09 04 2023 20:15:47
Урок по теме «Первая мировая война» является уроком изучения новой темы. Автор представляет свою попытку подачи темы. Активно используется самостоятельная деятельность учащихся для изучения событий Первой мировой войны. Привлекаются иллюстрации картин Верещагина для осмысления итогов любой войны. Тема изучается на 2-х часовом занятии....
08 04 2023 17:28:30
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::