Программа патриотического воспитания учащихся как средство формирования гражданской ответственности личности
Обоснование программы
Настоящая программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 г. № 122, Постановлением правительства Свердловской области от 03.09.2001г. № 602-ПП, с предложениями городских управлений образования, культуры, комитета по делам молодёжи, общественных объединений.
Патриотическое воспитание – это систематическая целенаправленная деятельность государственных органов, общественных объединений, научных и иных организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей.
Патриотическое воспитание направлено на формирование развития личности, обладающей качествами гражданина – патриота родины и способной успешно выполнить гражданские обязанности в мирное и военное время.
Разрушение советской системы патриотического воспитания произошло без замены её другой, способной обеспечить целенаправленное воздействие на все слои и поколения российских граждан. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству. Появляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем возрождения и развития патриотизма как основы сплочения общества и укрепления государства, формирования той системы ценностей, которая отвечала бы культурным традициям русского народа.
Миссия: Формирование у учащихся высоких нравственных качеств личности, выработка ценностных ориентаций, соответствующих требованиям общества, готовность к безупречному несению государственной службы.
Задачи:
- Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству.
- Изучение истории Отечества и культуры родного края.
- Физическое развитие учащихся и формирование у них потребности в здоровом образе жизни.
- Формирование духовно-нравственных ценностей: гуманизма, трудолюбия, гражданственности и патриотизма.
План реализации программы
Направления |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Формирование гражданской ответственности. |
Формирование классного актива (2–11-й классы) «Я – гражданин школы». |
2005–2008 |
Кл. руководители, Администрация. |
Праздник для всех (1–11-й классы) «День рождения школы» – 28 октября. |
ежегодно |
Совет старшеклассников. |
|
Городская научно-пpaктическая конференция «Походяшинские чтения» (8–11-й классы). |
ежегодно |
НОУ |
|
Защита краеведческих проектов: (9-е классы): |
ежегодно |
НОУ |
|
Участие в брейн-ринге (8 классы) «Города Урала». |
2005–2008 |
Учитель географии. |
|
Классный час: (1–11-й классы) «Люблю тебя, мой край родной». |
2005–2006 |
Кл. руководители. |
|
Круглый стол: (10–11-й классы) «Урал – опopный край державы». |
2007 |
Учителя истории. |
|
Марафон: (5–9-й класс) «От гражданина школы до гражданина государства» (викторины, конкурсы, задачи). |
2006 |
Зам. директора по ВР. |
|
Семинар по обществознанию: (11-й класс) «Твои возможности, человек». Встреча с родителями – передовиками производства, чьи фотографии помещены на аллее трудовой славы завода (1–11-й класс). |
2005 |
Учителя обществознания. |
|
Участие в историко-мемориальных мероприятиях: (10–11-й классы): |
2005–2009 ежегодно |
Кл. руководители. |
|
Правовое воспитание |
Классный час: (1–11-й классы) «Кодекс поведения учащихся». |
2005–2009 |
Кл. руководители |
Юридический коллоквиум: (5–11-й классы) Тестирование «Права и обязанности учащихся в школе». |
2005–2009 |
Кл. руководители. |
|
Встреча с работниками правоохранительных органов: (6–9-й классы) «Уголовная ответственность несовершеннолетних. |
2005–2009 |
Зам. директора по ПР. |
|
Беседы старшеклассников в начальной школе о правилах поведения учащихся. |
2005–2009 |
Зам. директора по ВР. |
|
Правовые основы социальной политики в государстве: (9–11-й класс) «О льготах граждан». |
2007 |
Учителя обществознания. |
|
Собеседование старшеклассников с инспектором ИДН: (9–11-й класс) «Юридическая ответственность за поступки». |
2008 |
Зам. директора по ПР. |
|
Круглый стол: (8–11-й классы) «Гражданско-правовая ответственность за сохранение школьного имущества». |
2005 |
Зам. директора по ПР |
|
Вечер вопросов и ответов с работниками юстиции: (8–10-й классы) «Заключение трудового соглашения с несовершеннолетними на летний период». |
2005 |
Зам. директора по ПР. |
|
Нравственное воспитание |
Круглый стол: (11-е классы) «Допризывная молодежь. Какая она?» |
2006 |
Зам. директора по ВР. |
Защита рефератов: (9–11-й классы) «Российский патриотизм: истоки и современность». |
ежегодно |
НОУ |
|
Работа лектория: |
2005–2007 |
Учителя истории. |
|
Городской конкурс: (1–11-й классы) «Проба пера». |
ежегодно |
Учителя литературы. |
|
Литературно-музыкальный вечер: |
ежегодно |
Учителя литературы. |
|
Участие в мecячнике «Защитника Отечества» |
ежегодно |
Зам. директора по ВР, Кл. руководители. |
|
Открытый урок истории: (3–11-й классы) «Жизнь, отданная Отечеству» (о выдающихся полководцах страны). |
2007 |
Учителя истории. |
|
Праздничная программа: «Салют, Победа!» (к 60- летию). |
2005–2009 |
Кл. руководители. |
|
Организация поездок на экскурсии в воинские части области |
Ежегодно |
Администрация. |
Предполагаемый результат:
- Возродить духовно-нравственные ценности и готовность к защите Отечества у современной молодежи.
- Сберечь и приумножить вековые традиции Российского общества, его боевые и трудовые подвиги.
- Воспитывать «сынов своих» в любви и почитания к своему Отечеству, Уральскому краю и своей семье.
Городской смотр строя и песни. Взвод лётчиц школы № 17. 2008 год
Юнармейцы – участники городского смотра песни и строя, 2007 год
Встречи с ветеранами за чашкой чая
Приложение
Учитель формирует у учащихся образные представления о занятиях, религии, культуры и войнах Древней Греции посредством игры. Воспитывает интерес к далекому прошлому различных народов, чувство ответственности за свои знания....
28 03 2024 8:59:33
Урок проблемного изложения материала с использованием активных и интеpaктивных форм обучения при работе с разнообразными источниками информации, в том числе с широкой документальной базой, способствует формированию ключевых компетенций. Урок сочетает изучение вопросов общероссийского масштаба и углубленное изучение краеведческого компонента. ...
27 03 2024 18:23:49
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
26 03 2024 10:26:36
Элективный курс рассчитан на 16 часов изучения в рамках профильного обучения. Повышает знания по истории; развивает интерес к изучению истории России; помогает в подготовке к экзамену по истории....
25 03 2024 17:44:36
В этой статье представлен опыт работы учителя по теме, работа по которой проводилась в течение нескольких лет. Интеграция во внеклассной работе по истории через такие формы, как кружок, музейная работа, проведение предметных недель и декад, показала, что происходит повышение познавательных интересов учащихся к курсу истории, обществознания и права....
24 03 2024 15:32:50
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
23 03 2024 6:53:25
Материал урока знакомит с ходом Отечественной войны 1812 года и героизмом российского народа. Воспитать чувство гордости и любви к Родине....
22 03 2024 17:10:51
В ходе урока используется системно-деятельностный подход. Цель урока: познакомить учащихся с реформами Солона, сформировать понимание об их значении; развивать умение давать хаpaктеристику конкретным событиям на основе текста; формировать умения работать со схемой, таблицей....
21 03 2024 15:11:16
Лекторий рекомендован учителям, воспитателям, социальным педагогам. Материал может быть использован на уроках истории и обществоведения, а также во внеурочной деятельности, при проведении классных часов, бесед....
20 03 2024 13:56:50
Представлен конспект интегрированного урока по ОБЖ и истории в 10-м классе "Дни воинской славы". Урок позволяет проявить себя и слабо подготовленным учащимся, которые могут выбрать вопрос с наименьшим числом баллов, и сильным ученикам с вопросами, оцениваемыми большим количеством баллов....
19 03 2024 14:40:10
Урок расширения и закрепления знаний учащихся по истории и культуре Древнего Востока с целью повышения интереса к истории Древнего мира как к части мировой культуры....
18 03 2024 16:38:38
На совместном уроке отслеживается "лестница идей", на основе которых появились новые двигатели. Техника – это не только показатель научно-технического прогресса, это и показатель тех общественных отношений, при которых она используется. Каковы же были научные предпосылки появления тепловых двигателей? ...
17 03 2024 18:42:55
Интеpaктивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Оно позволяет развивать активную жизненную позицию у учащихся, выpaбатывать навык коллективной работы, уметь оценивать ситуацию, принимать решение в спopных вопросах и отстаивать его....
16 03 2024 2:53:48
Работа представляет собой урок-пpaктикум в профильном 11-м классе, цель которого проанализировать изученный материал по теме «СССР в 1953–1964 гг.» и закрепить умение работы с источниками. Урок сопровождается презентацией. Учащиеся анализируют предложенные тексты, делают самостоятельные выводы, которые обобщаются на слайдах....
15 03 2024 10:21:50
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
14 03 2024 4:50:27
Урок рассчитан на учащихся 10-х классов. Продолжительность урока-1ч. 20 мин. Предлагаемый урок построен на использовании активных методов и форм обучения. Работа с документами дает более эффективное усвоение материала, работа в группах позволяет совершенствовать тактику принятия решений, выработку своей позиции, ее защиту и аргументацию. Ролевая игра позволяет смоделировать ситуацию, в которой каждый может почувствовать себя ответственным в решении вопросов местного самоуправления. ...
13 03 2024 10:40:16
На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....
12 03 2024 1:28:41
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
11 03 2024 6:34:29
Итоговое занятие после изучения темы «Япония» можно провести в форме викторины, которая позволит расширить представление учащихся об этой стране....
10 03 2024 5:23:29
Готовясь к уроку, учащиеся получили индивидуальные задания. Группа «Операторов» готовила мультимедийную презентацию. Болельщики получили задание оформить тематические буклеты. Это способствовало созданию эмоционального фона игры. Особое место в уроке занимают информационные технологии. ...
09 03 2024 11:20:24
Обобщающий урок проводится в старших классах, так как рассчитан на два урока учебного времени. Основной его целью является не столько обобщение материалов по истории войны, хотя и это важно, сколько заострение внимания учеников на высоком патриотическом порыве российских народов в годы общей беды. Обязательно привлекаются местные материалы, что не только подчеркивает единство народа, армии, власти России в войне, но и позволяет ученикам через деятельность своих предков почувствовать и свою причастность к тем далеким великим событиям....
08 03 2024 18:47:31
Урок направлен на обобщение и закрепление знаний учащихся по древнегреческой мифологии. На уроке используются задания на знание фактического материала, творческие задания. В итоге урока учащиеся делают выводы о том, что мифы можно использовать как исторические источники, древняя мифология появляется потому, что древние люди не могли объяснить явления природы....
07 03 2024 15:17:41
Урок дает возможность сделать повторение и обобщение увлекательным приключением, повышающим интерес учащихся к предмету. В уроке использованы разнообразные виды работ (аукцион, рассказ с ошибками, кроссворд, загадки...), что дает возможность максимально активизировать деятельность учащихся. ...
06 03 2024 19:48:53
Зачастую обучаемые испытывают страх и неуверенность в том, что им по силам усвоить такой объем. Задача педагога – научить ребят управлять информацией и уметь ее усваивать. Для этого на своих уроках автор обучает учеников умениям передавать содержание текста в сжатом виде; проводить информационно-смысловый анализ текста; формулировать выводы. Подобранные к уроку задания требуют от обучаемых активного, вдумчивого и внимательного чтения. ...
05 03 2024 7:44:13
На данный урок по тематическому планированию отводится 1 час. Урок проводится в форме заочной экскурсии по картинной галерее, в ходе которой учащиеся знакомятся с творчеством яркого представителя художественной культуры начала ХХ века М.А. Врубеля....
04 03 2024 23:55:34
Одной из главных образовательных целей урока является формирование представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, понимания исторической закономерности падения крепостного права, определение роли Александра II в отмене крепостного права....
03 03 2024 7:12:46
Урок обществознания в форме защиты проектов с использованием информационных технологий. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссии, умения грамотно и логично излагать свои мысли, работать в группах. ...
02 03 2024 10:32:19
Урок гражданственности и патриотизма, проводившийся в школах Краснодарского края в православный день святой Великомученицы Екатерины, приуроченный к 215-й годовщине основания города Екатеринодара - Краснодара. Работа представляет собой подробную методическую разработку урока, проводившегося автором в МОУ СОШ № 65 г. Краснодара. ...
01 03 2024 7:38:16
Урок истории в 6-м классе посвящен эпохе правления Ивана IV (Грозного)....
29 02 2024 22:35:17
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
28 02 2024 12:49:57
Урок проведён в курсе «Право и политика» в 9-м классе по теме «Избирательное право». Урок в форме ролевой игры знакомит учащихся с формами и видами политического участия, способствует формированию активной социальной и политической позиции, воспитывает политическую культуру. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссий, учатся грамотно и логично излагать свои мысли....
27 02 2024 6:39:11
Нетрадиционный интегрированный урок-размышление в 10-м классе (история, литература, обществознание) служит формированию у учащихся представлений о добре и зле, решению нравственных проблем. Продолжительность – 2 часа....
26 02 2024 5:39:38
На уроке дети узнают, что такое этнос, какие существуют типы этносов, что влияет на образование этносов и какова роль этносов в истории....
25 02 2024 23:48:52
Урок в 10-м классе по истории западной России (региональный компонент, 1 час в неделю). Работа организуется в рамках 3-х уроков с выходом на выполнение проекта «Моя семья в Калининградской области». Результат проектной деятельности презентуется на 3-м уроке, школьной научно-пpaктической конференции, родительском собрании, мероприятиях, связанных с празднованием 70-летия образования Калининградской области (март–сентябрь 2016 г)....
24 02 2024 12:50:26
Занятие призвано познакомить учащихся с историческим значением Курской битвы, с одним из важнейших этапов на пути к победе в Великой Отечественной войне, развивать интерес к истории своей Родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения поэтов, используемые в сценарии....
23 02 2024 15:27:46
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
22 02 2024 4:13:37
Внеклассное мероприятие предлагается как вариант обобщения и закрепления изученного материала по определенной теме в игровой форме. Игра предназначена для учащихся с 5-го по 11-й класс включительно. ...
21 02 2024 5:26:34
Цели урока: сформировать у обучающихся целостное представление об экономике отдельного предприятия, условиях его функционирования в рыночном обществе....
20 02 2024 19:56:25
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
19 02 2024 13:23:46
На уроке показано влияние "оттепели" на внешнюю политику СССР, раскрыта противоречивость внешнеполитического курса Н.С. Хрущева. На примере Карибского кризиса показано, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....
18 02 2024 2:24:57
Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...
17 02 2024 13:14:57
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
16 02 2024 1:36:53
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
15 02 2024 8:36:34
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
14 02 2024 13:59:55
Одним из самых сложных для восприятия подростков на уроках обществознания в средней школе является тема "Мировое хозяйство и международная торговля". Связано это с обилием сложных для восприятия и запоминания терминов, а также малым жизненным опытом обучающихся. Данный урок посредством дискуссии, решения наглядных задач, обращения к историческим примерам позволяет повысить процент усвоения материала на уроке....
13 02 2024 6:35:59
Урок способствует формированию у учащихся представлений о ходе и причинах бунтов и восстаний XVII века, о сложном внутриполитическом положении России в данный период, а также развитию креативных способностей учащихся....
12 02 2024 5:59:31
Цель предложенного урока – показать влияние эпохи Возрождения на творчество художников. В ходе урока учащиеся показали свое умение работать в группах, а также анализировать произведения изобразительного искусства. ...
11 02 2024 8:39:45
Урок изучения нового материала, с применением презентации PowerPoint. Цель урока - изучить причины, ход и итоги Крымской войны, показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации....
10 02 2024 13:15:55
Такие приемы как мозговой штурм, синквейн, эвристическая беседа способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Дети не просто воспринимают материал, они активно участвуют в поиске, обработке информации, а главное - осмысливают ее. Кроме того, происходит формирование основ гражданской позиции пятиклассников: да, войны велись всегда и можно уважать смелость, благородство воинов древности и современности. Но избежать военных конфликтов мы можем и нужно стремиться к этому, воспитывая в себе и обществе одно из главных качеств - толерантность....
09 02 2024 22:24:59
Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс "Культура, литература и история родного края". Урок "Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса. ...
08 02 2024 10:50:38
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::