Программа патриотического воспитания учащихся как средство формирования гражданской ответственности личности
Обоснование программы
Настоящая программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 г. № 122, Постановлением правительства Свердловской области от 03.09.2001г. № 602-ПП, с предложениями городских управлений образования, культуры, комитета по делам молодёжи, общественных объединений.
Патриотическое воспитание – это систематическая целенаправленная деятельность государственных органов, общественных объединений, научных и иных организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей.
Патриотическое воспитание направлено на формирование развития личности, обладающей качествами гражданина – патриота родины и способной успешно выполнить гражданские обязанности в мирное и военное время.
Разрушение советской системы патриотического воспитания произошло без замены её другой, способной обеспечить целенаправленное воздействие на все слои и поколения российских граждан. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству. Появляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем возрождения и развития патриотизма как основы сплочения общества и укрепления государства, формирования той системы ценностей, которая отвечала бы культурным традициям русского народа.
Миссия: Формирование у учащихся высоких нравственных качеств личности, выработка ценностных ориентаций, соответствующих требованиям общества, готовность к безупречному несению государственной службы.
Задачи:
- Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству.
- Изучение истории Отечества и культуры родного края.
- Физическое развитие учащихся и формирование у них потребности в здоровом образе жизни.
- Формирование духовно-нравственных ценностей: гуманизма, трудолюбия, гражданственности и патриотизма.
План реализации программы
Направления |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Формирование гражданской ответственности. |
Формирование классного актива (2–11-й классы) «Я – гражданин школы». |
2005–2008 |
Кл. руководители, Администрация. |
Праздник для всех (1–11-й классы) «День рождения школы» – 28 октября. |
ежегодно |
Совет старшеклассников. |
|
Городская научно-пpaктическая конференция «Походяшинские чтения» (8–11-й классы). |
ежегодно |
НОУ |
|
Защита краеведческих проектов: (9-е классы): |
ежегодно |
НОУ |
|
Участие в брейн-ринге (8 классы) «Города Урала». |
2005–2008 |
Учитель географии. |
|
Классный час: (1–11-й классы) «Люблю тебя, мой край родной». |
2005–2006 |
Кл. руководители. |
|
Круглый стол: (10–11-й классы) «Урал – опopный край державы». |
2007 |
Учителя истории. |
|
Марафон: (5–9-й класс) «От гражданина школы до гражданина государства» (викторины, конкурсы, задачи). |
2006 |
Зам. директора по ВР. |
|
Семинар по обществознанию: (11-й класс) «Твои возможности, человек». Встреча с родителями – передовиками производства, чьи фотографии помещены на аллее трудовой славы завода (1–11-й класс). |
2005 |
Учителя обществознания. |
|
Участие в историко-мемориальных мероприятиях: (10–11-й классы): |
2005–2009 ежегодно |
Кл. руководители. |
|
Правовое воспитание |
Классный час: (1–11-й классы) «Кодекс поведения учащихся». |
2005–2009 |
Кл. руководители |
Юридический коллоквиум: (5–11-й классы) Тестирование «Права и обязанности учащихся в школе». |
2005–2009 |
Кл. руководители. |
|
Встреча с работниками правоохранительных органов: (6–9-й классы) «Уголовная ответственность несовершеннолетних. |
2005–2009 |
Зам. директора по ПР. |
|
Беседы старшеклассников в начальной школе о правилах поведения учащихся. |
2005–2009 |
Зам. директора по ВР. |
|
Правовые основы социальной политики в государстве: (9–11-й класс) «О льготах граждан». |
2007 |
Учителя обществознания. |
|
Собеседование старшеклассников с инспектором ИДН: (9–11-й класс) «Юридическая ответственность за поступки». |
2008 |
Зам. директора по ПР. |
|
Круглый стол: (8–11-й классы) «Гражданско-правовая ответственность за сохранение школьного имущества». |
2005 |
Зам. директора по ПР |
|
Вечер вопросов и ответов с работниками юстиции: (8–10-й классы) «Заключение трудового соглашения с несовершеннолетними на летний период». |
2005 |
Зам. директора по ПР. |
|
Нравственное воспитание |
Круглый стол: (11-е классы) «Допризывная молодежь. Какая она?» |
2006 |
Зам. директора по ВР. |
Защита рефератов: (9–11-й классы) «Российский патриотизм: истоки и современность». |
ежегодно |
НОУ |
|
Работа лектория: |
2005–2007 |
Учителя истории. |
|
Городской конкурс: (1–11-й классы) «Проба пера». |
ежегодно |
Учителя литературы. |
|
Литературно-музыкальный вечер: |
ежегодно |
Учителя литературы. |
|
Участие в мecячнике «Защитника Отечества» |
ежегодно |
Зам. директора по ВР, Кл. руководители. |
|
Открытый урок истории: (3–11-й классы) «Жизнь, отданная Отечеству» (о выдающихся полководцах страны). |
2007 |
Учителя истории. |
|
Праздничная программа: «Салют, Победа!» (к 60- летию). |
2005–2009 |
Кл. руководители. |
|
Организация поездок на экскурсии в воинские части области |
Ежегодно |
Администрация. |
Предполагаемый результат:
- Возродить духовно-нравственные ценности и готовность к защите Отечества у современной молодежи.
- Сберечь и приумножить вековые традиции Российского общества, его боевые и трудовые подвиги.
- Воспитывать «сынов своих» в любви и почитания к своему Отечеству, Уральскому краю и своей семье.
Городской смотр строя и песни. Взвод лётчиц школы № 17. 2008 год
Юнармейцы – участники городского смотра песни и строя, 2007 год
Встречи с ветеранами за чашкой чая
Приложение
Урок-память посвящается миллионам павшим, славным ветеранам Великой Отечественной войны, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается. Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам о горьком победном пути. Поэтому должен хотя бы наш разум, дорогой победы пройти. И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес, конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слез.
...
22 03 2023 11:14:43
Оригинальность проекта состоит в соотнесении культуры ХХ в. со своими социокультурными, духовными ценностями. Проблемы искусства рассматриваются на материале конкретных, часто общеизвестных культурных явлений, событий, имен не только русской, но и мировой культуры.
Проект направлен на тех, кто в нем участвует, и на поиск единомышленников. Опора на особенности современного ученика совпадает с возможностями интеpaктивного подхода к проекту....
21 03 2023 3:54:28
При изложении нового материала организуется беседа с целью воспитания неприятия жестокости и насилия. Активизации деятельности учащихся способствует обращение к личностным хаpaктеристикам главных участников революции, анализ документов, работа с картой, заполнение таблицы на основе текста учебника. Цель урока – охаpaктеризовать заключительный этап Великой французской революции, определить её историческое значение....
20 03 2023 17:12:25
В работе представлена классификация активных и интеpaктивных методов в преподавании, их "плюсы" и "минусы" в пpaктическом применении, отечественная и зарубежная историография. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных разработках занятий представленных ниже. Все разработки включают в себя применение различных активных и интеpaктивных методов на разных этапах урока. Разработки могут использоваться на уроках истории, обществознания, а также на других предметах образовательной области "обществоведение"....
19 03 2023 11:10:42
Цель данной работы состоит в изучении сущности международного гуманитарного права. Я рассматриваю положения международных гуманитарных конвенций, действовавших в период Второй мировой войны и действия нацистской Германии, которая нарушала нормы международного гуманитарного права. Выполнив данную работу, я сделала следующие выводы: все нормы международного гуманитарного права нарушались в ходе Второй Мировой войны....
18 03 2023 23:15:54
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
17 03 2023 2:47:18
В ходе урока учащиеся знакомятся с целями завоевательных походов фараонов в Древнем Египте, узнают об итогах завоевательных походов для различных групп населения Египта. Также школьники продолжают учиться работать с исторической и контурной картой....
16 03 2023 11:47:26
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
15 03 2023 16:54:40
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
14 03 2023 6:25:14
На данном уроке ребята через решение исторических задач, работы с текстом учебника, составление схем и таблиц изучают новый материал. Шестиклассникам дается возможность дать оценку каждого этапа работы, сделать выводы и оценить правильность своей работы.
...
13 03 2023 4:27:49
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
12 03 2023 9:16:38
Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов по курсу истории Cредних веков "Рождество в средневековом городе".
Время проведения - конец декабря, после прохождения всего курса, в качестве итогового занятия.
...
11 03 2023 0:25:19
Статья представляет собой литературно-музыкальную композицию к 450-летию города Астpaxaни.
...
10 03 2023 22:11:36
Урок для 8-го класса по истории России с применением презентации позволяет учащимся понять причины Русско-турецкой войны, ее основные этапы и итоги, познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне, а также развивает навыки работы с картой и текстом учебника....
09 03 2023 10:55:56

Цель урока - формирование знаний учащихся о тайных обществах царствования Александра I и восстании декабристов....
08 03 2023 7:59:12
Используя информационно-коммуникативные технологии, автор привлекает внимание учащихся к изучению темы, активизирует их познавательную деятельность. Раскрывает предпосылки общенародного движения в Чехии, показав, как в условиях хозяйственного подъема второй половины XIV века в стране происходило усиление феодального гнета, сочетавшееся с засильем немецких колонизаторов и господством католической церкви....
07 03 2023 18:35:48
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
06 03 2023 21:21:59
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
05 03 2023 16:53:43
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
04 03 2023 3:32:44
Статья посвящена актуальной проблеме возрождения русских усадеб и истории их владельцев. Елизаветино – одна из забытых подмосковных усадеб, владельцами которой были богатейшие аристократы Всеволожские, Сипягины. В краеведческой литературе об усадьбе сведений нет. Материал можно использовать в курсе истории Подмосковья....
03 03 2023 0:19:48
Предлагается разработка занятия по истории России для учащихся 8-х. классов на тему "Российская империя в начале XIX века". На занятии применялись нетрадиционные формы: работа в постоянных и сводных отрядах, работа с компьютером, тест-игра, что позволило ученикам не утомиться во время двухчасового урока. В ходе занятий по теме учащиеся активно использовали материал презентации, совершенствовали навыки работы с компьютером....
02 03 2023 16:25:53
Урок обществознания в 5-м классе является 16-м и 17-м уроками по рабочей программе, знакомящими с процессом самообразования, его формами и результатами. На уроке дается представление о том, как занимались самообразованием в прошлом; объясняются значения понятий "самообразование", "самоорганизация"....
01 03 2023 11:50:32
В ходе урока применяется метод сотрудничества, учитель и учащиеся совместно усваивают новый материал. Урок развивает у учащихся способности систематизировать правовые знания, анализировать тексты нормативных документов, применять их на пpaктике при решении задач....
28 02 2023 7:11:55
Данный спецкурс охватывает очень обширный период отечественной истории - с 1700 по 1917 год, от петровских реформ и становления Российской империи до ее краха в 1917 году. В рамках спецкурса предполагается рассмотреть лишь одну из сторон данного исторического этапа - становление, развитие и крах российской армии, ее славные победы и трагические поражения.
...
27 02 2023 20:32:47
В статье рассматривается семья и ее роль в современном обществе, ее структура. Показывается, как социальные, экономические, политические отношения в обществе моделируются человеком по образу и подобию межличностных семейных отношений....
26 02 2023 2:26:45
Интегрированный урок построен в форме интеpaктивного обучения. На основе изучения исторических источников в виде документов, учащиеся в группах заполняют общую таблицу по данной теме, защищают свои работы, делают выводы. Урок способствует получению обществоведческих знаний по теме «Демократия», связан с подготовкой к экзамену в форме ЕГЭ....
25 02 2023 9:14:44
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
24 02 2023 15:40:15
Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Хаpaктеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....
23 02 2023 17:49:18
Цели урока: ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия "свобода"; анализ некоторых философских, социально-политических, мopaльно-этических проблем, имеющих не только общественно-философский, но и глубоко личностный смысл; выявление различных подходов к решению этих проблем.
...
22 02 2023 14:34:23
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края.
Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности.
...
21 02 2023 11:29:28
Урок-погружение – особая форма современного образовательного процесса, может быть использован с целью повышения интереса к отдельным темам, в данном случае к событиям эпохи становления Наполеона Бонапарта как правителя, его взлета и падения, краха идеалов революции, или как вариант обобщения и повторения изученного материала. Урок рассчитан на 1,5 часа....
20 02 2023 23:13:10
Материал о самоотверженном труде народа Якутии во время Великой Отечественной Войны. Воспитывает патриотические чувства, знакомит с историей региона.
...
19 02 2023 16:34:38
Модернизация образования требует, чтобы умение работать с информацией относилось к общеучебным умениям, углубляющим и систематизирующим знания учащихся. Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения. Применение метода проектов во внеурочной работе по истории формирует компетенцию в сфере социальной деятельности и преемственности поколений....
18 02 2023 21:13:33
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
17 02 2023 13:32:54
Сценарий учебного занятия по всеобщей истории в 11-м профильном классе разработан с использованием технологии развития критического мышления. Ученики изучают историю вопроса, анализируют содержание документов о глобализации, составляют кластер по документу №1 с учётом знаний, полученных в результате работы над опережающим заданием, и отвечают на вопросы по документу № 2.
...
16 02 2023 2:49:21
В данной статье дается обоснование подхода к преподаванию истории в школе. Раскрыты способы активизации познавательной деятельности учащихся, отражена роль школьного историко-краеведческого музея в историческом образовании и формировании гражданина и патриота своей Родины.
...
15 02 2023 20:18:41
Интеллектуальная игра для 6–7-х классов по истории. Составлена на основе популярной телевизионной передачи «Своя игра». В ней отражены темы: Киевская Русь, Новосибирск, спорт, космос, чудеса света, мифы, история вещей. Игра состоит из трех туров. В двух турах представлены шесть тем с вопросами различной степени сложности, что выражается в их стоимости. Цель игры – расширение кругозора, формирование устойчивого интереса к предмету, развитие навыка индивидуальной деятельности....
14 02 2023 1:33:33
Урок истории Отечества ХХ века призван отразить сущность глубоких социальных противоречий становления советского общества, пресечение основ демократического общества. Используются универсальные учебные действия, применяются кейс-технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные. Хаpaктеризуется тоталитаризм и выясняются причины утверждения в СССР тоталитарного режима, анализируется Конституция СССР 1936 года....
13 02 2023 15:53:43
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
12 02 2023 19:50:39
Предлагаемая тема может быть использована при изучении развития истории региона в Новейшее время, тематического блока "Участие белгородцев в Великой Отечественной войне", в качестве внеклассного мероприятия, посвященного знаменательным датам отечественной истории, связанным с Великой Отечественной войной, Курской битвой.
...
11 02 2023 21:23:16
Традиционный урок с элементами ролевой игры из регионоведческого курса "Кубановедение" воспитывает у учащихся чувства патриотизма, гордости за славное прошлое предков. На уроке дети узнают причины, основные события и результаты походов Святослава, а также учатся работать с картой, иллюстративным материалом, монологическим повествованием.
...
10 02 2023 18:42:56
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
09 02 2023 6:37:50
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
08 02 2023 3:23:44
Урок создает возможность для многостороннего и глубокого рассмотрения проблемы, приучает ребят не принимать на веру безапелляционные мнения. Вместе с тем он требует от учащихся серьезной подготовки. Для того чтобы вжиться в образ, в эпоху, понять, чем жили люди, как они мыслили, чувствовали, действовали, учащиеся должны изучить самые разные источники – документы, мемуары, историческую литературу.
...
07 02 2023 15:52:16
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Поэтому и предлагается работа на тему "Игровые технологии как фактор активизации познавательной деятельности учащихся".
...
06 02 2023 17:39:21
Цели урока – выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую хаpaктеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами....
05 02 2023 11:20:36
В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А.А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет.
...
04 02 2023 23:34:57
В игре участвуют четыре комaнды, на которые класс делится заранее. Театрализация мифов Древней Греции создаёт атмосферу реальности происходящего. В качестве ведущих – учителя истории и литературы. Все сценки и конкурсы проводят учащиеся 8–го класса, которые готовятся заранее. В ходе урока учащимся предстоит не только вспомнить мифы Древней Греции и их героев, но и проявить смекалку, показать умение работать в комaнде, проявить творческие способности.
...
03 02 2023 13:19:27
Повторительно-обобщающий урок на выявление степени усвоения учащимися знаний о периоде правления Петра I и их проверка. Формирование у учащихся оценочных суждений о деятельности царя-реформатора, показать взаимосвязь его внешней, внутренней и культурной политики, сделать вывод о значении реформ для последующего развития России....
02 02 2023 13:58:18
Как заставить учеников задуматься, прочувствовать учебный материал? Думаю, что на этом уроке будет к месту прием, который я назвала "размытая карта" - карта без четких границ, названий. Её предстоит дополнять во время урока, сравнивать с современной картой. Работать на уроке можно с использованием функции "шторка" интеpaктивной доски....
01 02 2023 15:39:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::