Большевики приходят к власти
Цель урока: воссоздать у учащихся целостную картину Октябрьских событий.
Задачи урока:
- знать политическую, социально-экономическую обстановку осенью 1917г;
- продолжать обучение навыками самостоятельного сопоставительного анализа в работе с документами, литературными источниками;
- вызвать интерес к данной странице истории России.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: документы, учебник, сд-диск (История России 20в., ч.1, КЛИО СОФТ).
План урока
- Последний этап кризиса власти.
- Политическая, социально-экономическая ситуация в стране осенью 1917г.
- Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.
- Оценка Октябрьской революции и её значение.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Беседа.
В начале урока учащиеся отвечают на вопросы:
- В чем причина корниловского мятежа?
- Почему мятеж был подавлен?
- Каковы последствия мятежа?
3.Рассказ учителя.
1.Последний этап кризиса власти.
Керенский, стремясь преодолеть возникший в результате мятежа правительственный кризис, создает 1 сентября 1917 г. новый орган власти - Совет пяти или Директорию, без участия кадетов, которые благодаря большевистской пропаганде воспринимались народом как пособники “корниловщины”.
Документ №1
Персональный состав Директории (сентябрь)
Министр-председатель Керенский А.Ф., эсер
Министр внутренних дел Никитин А.М., меньшевик
Министр иностранных дел Терещенко М.И., беспартийный
Военный министр Верховский А.И., беспартийный
Морской министр Вердеревский Д.Н., беспартийный
В этот же день, идя навстречу требованиям левых сил, Керенский А.Ф. объявил Россию 1 сентября1917 г. республикой.
Перед лидерами меньшевиков и эсеров встала реальная проблема: С какими силами идти на сотрудничество? С кадетами или большевиками создать новое коалиционное правительство? Этот вопрос решался на Демократическом совещании 14 сентября. После долгих обсуждений было принято решение: создать коалиционное правительство с кадетской партией.
Документ №2
Состав третьего коалиционного Временного правительства
( сентябрь-октябрь)
Министр-председатель Керенский А.Ф., эсер
Министр внутренних дел Никитин А.М., меньшевик
Министр иностранных дел Терещенко М.И., беспартийный
Военный министр Верховский А.И., беспартийный
Морской министр Вердеревский Д.Н., беспартийный
Министр юстиции Малянтович П.Н., меньшевик
Министр торговли и промышленности КоноваловА.И., прогрессист
Министр путей сообщения Ливеровский А.И., беспартийный
Министр земледелия Маслов С.Л.., эсер
Министр финансов Бернарцкий Н.В., радикал.демок.
Министр просвещения Салазкин С.С., кадет
Министр труда Гвоздев К.А., меньшевик
Министр продовольствия Прокопович С.Н., бесспартийн.
Министр государственного призрения Кишкин И.М.., кадет
Министр почт и телеграфов Никитин А.М., меньшевик
Государственный контролер Третьяков С.Н., прогрессист
Обер-прокурор Карташов А.В., кадет
4.Аналитическая работа с документами.
2.Политическая, социально- экономическая ситуация в стране.
Прочитать документ и охаpaктеризовать обстановку в стране по плану:
- политическая ситуация;
- экономическая ситуация;
- социальная ситуация;
- психологическая ситуация.
Документ №3
Создание нового кабинета министров со старым партийным составом не смогло стабилизировать политическую ситуацию, которая все более усугублялась по мере усиления экономического кризиса в стране.
Нараставший паралич экономики России был вызван продолжавшейся войной, расходы на которую “съедали” более 80% бюджетных денег. В то время из-за недостатка топлива и сырья закрывались предприятия. Выпуск промышленной продукции сократился только за один год (с 1916 по 1917г.) почти на 36%. Быстро росла инфляция. Реальная плата рабочих снижалась. В расстройство пришел железнодорожный трaнcпорт. Острое недовольство население городов вызвали продовольственные трудности.
Отчаявшись восстановить дезорганизованный товарооборот между городом и деревней с помощью повышения твердых цен на хлеб. Временное правительство все больше прибегало к административным мерам: введение хлебной монополии, карточек на продукты ( в марте- июне) и даже попытки вооруженных реквизиций хлеба (осенью). Однако из-за слабости правительственной власти и эти меры не принесли желаемых результатов. В конце августа хлебный паек в Москве и Петрограде был сокращен до 200г в день. На 5 октября запасов муки на фронтах оставалось на 6-15 дней, в Петрограде (на 14 октября)- на 7-8 дней. В подобной ситуации резко усилилось недовольство масс. Общее число бастующих в сентябре- октябре по сравнению с весной увеличилось в 7,7 раз и составило 2,5 млн человек. Резко упала производственная дисциплина и производительность труда, что еще больше усугубило экономическую ситуацию. Нарастала волна крестьянских выступлений, захват ими помещичьих земель, разгром усадеб, неповиновение властям. Усилился национальный сепаратизм, разваливавший страну. Критическим было положение на фронте. Немцы захватили Моонзундские острова, оттеснили Балтийский флот в Финский залив. Угроза Петрограду становилась все более реальной. Ненависть и озлобление переполнили страну.
Ситуация в стране становилась критической. Поэт А.Блок в поэме “Двенадцать” дал картину надвигающейся революции, показал её стихию, те слои, которые готовы совершить социальный переворот. Прочитать отрывки из поэмы и ответить на вопросы.
Документ №4
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую РусьМы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови-
Господи благослови!Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!Отмыкайте погреба-
Гуляет нынче голытьба!
- О каком социальном слое пишет поэт? Кто встает в революционные шеренги?
а) рабочий класс, б) люмпенство, в) крестьянство
- На какое развитие событий был настроен “человек с ружьем”?
- Почему ружье “могло с легкостью выстрелить”?
- Комментарии учителя.
Осенью сложились предпосылки новой революции: недоверие Временному правительству; экономический кризис; массовая безработица; дезертирство; разгул преступности. В сложившейся ситуации большевики стали готовиться к захвату власти.
- Просмотр CD-диска .
3.Подготовка и проведение вооруженного восстания.
Сообщение учащегося о Троцком Л.Д.
7.Обобщение.
4.Оценка Октябрьской революции и её значение.
Документ №5
Оценка Октябрьской революции современниками и историками.
А.И.Деникин. “Очерки русской смуты”:
“Власть падала их слабых рук Временного правительства, и во всей стране не оказалось, кроме большевиков, ни одной действенной организации, которая могла предъявить свои права на тяжелое наследие во всеоружии реальной силы. Этим фактом в октябре 1917 года был произнесен приговор стране, народу и революции”.
Н.Верт. “История Советского государства”
“В условиях организационного вакуума осени 1917года, когда государственная власть уступила место соцветию комитетов, советов и совещаний, оспаривающих друг у друга крохи власти и законности, было достаточно энергичных действий одной группы, пусть даже малочисленной, но организованной и решительной, чтобы авторитет ее немедленно вырос до размеров, несопоставимых с ее реальной силой…Власть перешла от общества к государству, а в государстве к партии большевиков…”
М.Геллер, А.Некрич. “Утопия у власти”.
“Октябрьский переворот был завершен…Дважды на протяжении 1917 года власть в России, пораженная бессилием, падала от толчка. Как в феврале, так и в октябре в критический момент правительство обнаруживало, что не имеет никакой поддержки, не имеет защитников”.
События Октября оцениваются по-разному. Одни считают, что большевики спасли Россию, другие, наоборот, погубили русскую государственность. И всё-таки эти события имеют особое значение, как для нашей истории, так и для мировой. Впервые большевики попытались на пpaктике применить теорию построение социалистического общества.
Колоссальная роль отводится личности лидера большевиков В.И.Ленину.
8.Закрепление материала.
- Как большевики пришли к власти?
-Почему большевики смогли взять власть? Самостоятельно записать не менее 5 причин.
Д/з: параграф 12-13, подготовиться к контрольной работе.
Цель урока: сформирование представления о народных движениях XVII века, развитие мыслительных навыков и познавательных умений, воспитание интереса к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому....
06 07 2022 17:25:46
В ходе урока применяется метод сотрудничества, учитель и учащиеся совместно усваивают новый материал. Урок развивает у учащихся способности систематизировать правовые знания, анализировать тексты нормативных документов, применять их на пpaктике при решении задач....
05 07 2022 13:41:49
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
04 07 2022 3:46:56
Материал к уроку дополнен мультимедийными презентациями и литературными переработками сцен трагедий Софокла "Царь Эдип" и "Одиссеи" Гомера. Сцены из трагедий изложены автором сценария урока доступным для восприятия современным языком в стихотворной форме. Терминология, свойственная изучаемой эпохе, тем не менее, сохранена. Содержание слайд - фильмов делает возможным их использование в обучении наряду или вместо учебника, а элементы театрализации дают возможность детям творчески осмыслить учебный материал.
...
03 07 2022 2:17:24
Цель урока – определить слагаемые здорового образа жизни. Использованы педагогические технологии: технологии кейсов, здоровьесберегающие технологии, технологии проектирования. Тему и цель урока учащимся предлагается определить самостоятельно....
02 07 2022 0:47:51
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
01 07 2022 20:56:40
Цель данного урока — сравнение и анализ языческих верований жителей нашей страны на примере славян и сибиряков. Рекомендуется использовать данную разработку как внеклассное занятие или при изучении регионального компонента. Возраст учащихся 10—11-й класс. Эта тема может быть интересна учащимся социально-гуманитарных классов.
...
30 06 2022 23:55:53

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
29 06 2022 20:59:25
Урок "Религия в современном мире" разработан для учащихся профтехобразования по курсу Л.Н. Боголюбова "Обществознание" с использованием опережающего домашнего задания....
28 06 2022 15:38:32
Урок формирует знания учащихся о военных действиях в 1942–1943 годах. Развивает мыслительную деятельность учеников, работу с текстом. Воспитывает чувство гордости за народ, победивший фашизм....
27 06 2022 10:13:44
Элективный курс предназначен для учащихся 9-го класса общеобразовательных школ, выбирающих гуманитарный профиль, относится к предметно-ориентированным, рассчитан на 16 часов. Данный курс развивает личную ориентацию учащихся в образовательном процессе и ответственность за индивидуальный выбор....
26 06 2022 19:55:42
Урок в 6-м классе призван сформировать представление о героизме на примере подвига Жанны д'Арк, охаpaктеризовать этапы Столетней войны, выявить место, роль Жанны в войне, отношение к ней разных слоев населения, причины предательства, а затем возвышения королем до национальной героини, определить свое отношение к проблеме героизма....
25 06 2022 22:53:47
В работе рассматриваются примеры пpaктического применения эвристических методов обучения на уроках истории в 9-м классе. Приведенные в работе разработки уроков позволяют учителю реализовать основные цели эвристики: стимулировать самостоятельное овладение учащимися теоретическими знаниями по истории; обучить учащихся технологии творческого саморазвития с учетом их интересов и других личностных качеств....
24 06 2022 4:56:58
Учебная тема предназначена для изучения истории на ступенях начального и среднего профессионального образования. Содержание учебной темы структурировано с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе....
23 06 2022 15:28:26
Игровая форма урока позволяет учителю проверить усвоение всеми учащимися основных фактов, дат, имен; провести коррекцию знаний. Игровые формы побуждают школьников работать с дополнительной литературой, развивают воображение, творческие способности, формируют интерес к изучению истории....
22 06 2022 9:29:48
Исследовательская работа в группах позволила учащимся 10-го класса выявить молодежные неформальные организации в городе, встретиться с их лидерами и участниками, узнать причины их появления, определить собственную позицию по отношению к существующей молодежной субкультуре не только в России, но и собственном городе....
21 06 2022 21:25:21
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
20 06 2022 22:14:59
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию.
...
19 06 2022 19:29:12

Урок проводится с целью формирования понятия «социальная структура» и умения анализировать структуру общества в разное историческое время. Развитие основных компетенций учащихся: умение увидеть социальную стратификацию, из чего выводится сама структура общества; процесс перемещения людей из одного социального статуса в другой и т.д.; умение сравнивать, обобщать, анализировать и т.д. На уроке идет процесс закрепления материала по теме для подготовки к ЕГЭ....
18 06 2022 11:50:22
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему экономического развития СССР после cмepти И.В. Сталина. С помощью самостоятельной работы в группах («шляпы мышления») формируется умение работать с документами, материалами учебника, умение высказывать свое мнение, делать выводы на заданную тему....
17 06 2022 15:11:49
В данной программе вынесена проблематика, связанная с этнической историей и культурой народов Северного Кавказа; проводится углубленное изучение и знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами разных народностей, изучение их исторических корней. Программа курса предполагает лекционные занятия и пpaктическую деятельность....
16 06 2022 19:38:18
На уроке показано влияние "оттепели" на внешнюю политику СССР, раскрыта противоречивость внешнеполитического курса Н.С. Хрущева. На примере Карибского кризиса показано, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....
15 06 2022 22:55:55
Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе....
14 06 2022 15:39:17
Цели урока: познать хаpaктерные черты богов древних египтян; сформировать представления о богах Египта; воспитать интерес к истории Древнего мира....
13 06 2022 14:38:32
Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности ТРКМ, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....
12 06 2022 15:29:24
Данная разработка поможет учителю истории провести необычный урок, научить учащихся анализировать новую нестандартную ситуацию, строить новое уникальное учебное действие с учетом анализа и понимания преобразовательной деятельности Петра 1.
...
11 06 2022 18:41:49
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться.
Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель.
Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству.
...
10 06 2022 14:12:22
Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс "Культура, литература и история родного края". Урок "Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса.
...
09 06 2022 4:38:45
Урок позволяет формировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны, познакомить с трагическими событиями начала войны, раскрыть причины неудач Красной армии и показать, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный хаpaктер....
08 06 2022 7:55:54
Урок воссоздаёт картину боевых событий на Курской дуге и проявления мужества в условиях военного времени. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры и личностные качества людей. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу. Подводит учащихся к пониманию своей сопричастности к событиям тех лет с использованием исторического, литературного, документального и музыкального материала. Формирует чувство гордости, любви и преданности своему Отечеству....
07 06 2022 16:12:32
Урок-панорама изучения нового с элементами театрализации и маршрута по теме "Рабство в Древнем Риме" ставит целью создание у школьников образного представления о положении рабов в Древнем Риме, их труде, занятости в хозяйстве, повседневной жизни и быту. Форма занятия позволяет развивать логические, образные и оценочные умения при разработке панорамных плакатов, воспитывает эмоционально-целостное отношение к истории....
06 06 2022 23:34:24
Внеклассное мероприятие по истории рассчитано на учащихся 10-го класса. Формирует уверенную в себе и в своих возможностях личность, повышает познавательный интерес учащихся к истории, развивает кругозор....
05 06 2022 18:57:26
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
04 06 2022 7:36:20
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
03 06 2022 12:31:34
Урок истории в 6-м классе по теме "Столетняя война. Жанна д, Арк" дает возможность учащимся уточнить знания о том, что может являться причиной войны и поводом для её начала. Но самое главное, материал урока позволяет понять, какую роль может играть простой народ и личность в борьбе за независимость своей страны. Для тех ребят, кто интересуется историей, дана возможность поработать с дополнительным материалом....
02 06 2022 16:23:38
Представлен материал проблемно-дискуссионного урока истории в 6-м классе. Структура урока предполагает обсуждение факторов и альтернатив исторического выбора Руси в XIII веке, а также последствий этого выбора. Показана сложность мopaльно-нравственной позиции и личной ответственности Александра Невского....
01 06 2022 9:45:40

Занятие посвящено истории и деятельности профсоюзов в РФ. Учащиеся 10‒11-го класса знакомятся с трудовым кодексом РФ, особенностями трудоустройства несовершеннолетних работников, какую роль в защите прав работников играет профсоюз, какое содержание вкладывают международные рабочие организации в понятие «достойный труд»....
31 05 2022 9:10:34
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся.
...
30 05 2022 8:52:57
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
29 05 2022 10:15:40

Урок приглашает учащихся к размышлению о том, что такое подвиг вообще и в чем заключался истинный подвиг декабристов. Автор развивает навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения....
28 05 2022 9:26:13
Целью работы является изучение обрядов народов Севера, особенности традиций и шаманских ритуалов малочисленных народов Севера, проживающих на Таймыре. Использован частично-поисковый метод....
27 05 2022 22:23:38
Урок разработан для 11-го класса социально-гуманитарного профиля. На уроке формируется представление учащихся о социальных ценностях и нормах, социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка....
26 05 2022 20:38:51
Целью и задачей выполнения самостоятельных заданий по курсу "Отечественная история" является приобретение умения получать новые эмпирические, теоретические и аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.
...
25 05 2022 12:16:52

Автор показывает учащимся масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа в блокадном Ленинграде. Воспитывает историческую грамотность и чувство патриотизма у подрастающего поколения. Формирует чувство сопричастности происходившим событиям в годы войны....
24 05 2022 12:53:40
Один из способов развития одаренности детей – урок-турнир. Турниры – это не только состязания духа, силы и интеллекта, но и увлекательное романтическое приключение, погружение в исторические или фантастические реалии той или иной культуры. На таких уроках дети имеют возможность раскрыть свои способности, таланты, проявить самостоятельность и создать что-то свое. Такие занятия требуют тщательной подготовки, продумывания заданий с учетом возможностей учащихся....
23 05 2022 2:51:20
В работе предлагаются способы, позволяющие активизировать познавательный процесс при изучении истории Средних веков.
...
22 05 2022 21:42:57
Урок изучения нового материала, с применением презентации PowerPoint. Цель урока - изучить причины, ход и итоги Крымской войны, показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации....
21 05 2022 17:33:41
В уроке рассматривается развитие внешней политики в мире в постсталинский период, поиски новой стратегии отношений с Западом, с социалистическим лагерем; урок развивает творческое мышление (анализ документов, самостоятельная работа с научной литературой, работа с новыми терминами и понятиями), самостоятельность мышления учащихся; чувство любви к Родине, толерантность, воспитывает интерес к истории Отечества.
...
20 05 2022 4:14:35
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории.
...
19 05 2022 13:55:12
Привлечение источников способствует формированию умений обучающихся, самостоятельно их анализировать и систематизировать содержащийся в них материал, делать выводы, используя исторический источник для аргументации, анализировать и обобщать факты. Целенаправленное использование источников позволяет развивать и расширять познавательный интерес у школьников, активизирует внимание. Работа с документами помогает становлению творческой деятельности учащихся....
18 05 2022 23:27:23
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::