Большевики приходят к власти
Цель урока: воссоздать у учащихся целостную картину Октябрьских событий.
Задачи урока:
- знать политическую, социально-экономическую обстановку осенью 1917г;
- продолжать обучение навыками самостоятельного сопоставительного анализа в работе с документами, литературными источниками;
- вызвать интерес к данной странице истории России.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: документы, учебник, сд-диск (История России 20в., ч.1, КЛИО СОФТ).
План урока
- Последний этап кризиса власти.
- Политическая, социально-экономическая ситуация в стране осенью 1917г.
- Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.
- Оценка Октябрьской революции и её значение.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Беседа.
В начале урока учащиеся отвечают на вопросы:
- В чем причина корниловского мятежа?
- Почему мятеж был подавлен?
- Каковы последствия мятежа?
3.Рассказ учителя.
1.Последний этап кризиса власти.
Керенский, стремясь преодолеть возникший в результате мятежа правительственный кризис, создает 1 сентября 1917 г. новый орган власти - Совет пяти или Директорию, без участия кадетов, которые благодаря большевистской пропаганде воспринимались народом как пособники “корниловщины”.
Документ №1
Персональный состав Директории (сентябрь)
Министр-председатель Керенский А.Ф., эсер
Министр внутренних дел Никитин А.М., меньшевик
Министр иностранных дел Терещенко М.И., беспартийный
Военный министр Верховский А.И., беспартийный
Морской министр Вердеревский Д.Н., беспартийный
В этот же день, идя навстречу требованиям левых сил, Керенский А.Ф. объявил Россию 1 сентября1917 г. республикой.
Перед лидерами меньшевиков и эсеров встала реальная проблема: С какими силами идти на сотрудничество? С кадетами или большевиками создать новое коалиционное правительство? Этот вопрос решался на Демократическом совещании 14 сентября. После долгих обсуждений было принято решение: создать коалиционное правительство с кадетской партией.
Документ №2
Состав третьего коалиционного Временного правительства
( сентябрь-октябрь)
Министр-председатель Керенский А.Ф., эсер
Министр внутренних дел Никитин А.М., меньшевик
Министр иностранных дел Терещенко М.И., беспартийный
Военный министр Верховский А.И., беспартийный
Морской министр Вердеревский Д.Н., беспартийный
Министр юстиции Малянтович П.Н., меньшевик
Министр торговли и промышленности КоноваловА.И., прогрессист
Министр путей сообщения Ливеровский А.И., беспартийный
Министр земледелия Маслов С.Л.., эсер
Министр финансов Бернарцкий Н.В., радикал.демок.
Министр просвещения Салазкин С.С., кадет
Министр труда Гвоздев К.А., меньшевик
Министр продовольствия Прокопович С.Н., бесспартийн.
Министр государственного призрения Кишкин И.М.., кадет
Министр почт и телеграфов Никитин А.М., меньшевик
Государственный контролер Третьяков С.Н., прогрессист
Обер-прокурор Карташов А.В., кадет
4.Аналитическая работа с документами.
2.Политическая, социально- экономическая ситуация в стране.
Прочитать документ и охаpaктеризовать обстановку в стране по плану:
- политическая ситуация;
- экономическая ситуация;
- социальная ситуация;
- психологическая ситуация.
Документ №3
Создание нового кабинета министров со старым партийным составом не смогло стабилизировать политическую ситуацию, которая все более усугублялась по мере усиления экономического кризиса в стране.
Нараставший паралич экономики России был вызван продолжавшейся войной, расходы на которую “съедали” более 80% бюджетных денег. В то время из-за недостатка топлива и сырья закрывались предприятия. Выпуск промышленной продукции сократился только за один год (с 1916 по 1917г.) почти на 36%. Быстро росла инфляция. Реальная плата рабочих снижалась. В расстройство пришел железнодорожный трaнcпорт. Острое недовольство население городов вызвали продовольственные трудности.
Отчаявшись восстановить дезорганизованный товарооборот между городом и деревней с помощью повышения твердых цен на хлеб. Временное правительство все больше прибегало к административным мерам: введение хлебной монополии, карточек на продукты ( в марте- июне) и даже попытки вооруженных реквизиций хлеба (осенью). Однако из-за слабости правительственной власти и эти меры не принесли желаемых результатов. В конце августа хлебный паек в Москве и Петрограде был сокращен до 200г в день. На 5 октября запасов муки на фронтах оставалось на 6-15 дней, в Петрограде (на 14 октября)- на 7-8 дней. В подобной ситуации резко усилилось недовольство масс. Общее число бастующих в сентябре- октябре по сравнению с весной увеличилось в 7,7 раз и составило 2,5 млн человек. Резко упала производственная дисциплина и производительность труда, что еще больше усугубило экономическую ситуацию. Нарастала волна крестьянских выступлений, захват ими помещичьих земель, разгром усадеб, неповиновение властям. Усилился национальный сепаратизм, разваливавший страну. Критическим было положение на фронте. Немцы захватили Моонзундские острова, оттеснили Балтийский флот в Финский залив. Угроза Петрограду становилась все более реальной. Ненависть и озлобление переполнили страну.
Ситуация в стране становилась критической. Поэт А.Блок в поэме “Двенадцать” дал картину надвигающейся революции, показал её стихию, те слои, которые готовы совершить социальный переворот. Прочитать отрывки из поэмы и ответить на вопросы.
Документ №4
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую РусьМы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови-
Господи благослови!Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!Отмыкайте погреба-
Гуляет нынче голытьба!
- О каком социальном слое пишет поэт? Кто встает в революционные шеренги?
а) рабочий класс, б) люмпенство, в) крестьянство
- На какое развитие событий был настроен “человек с ружьем”?
- Почему ружье “могло с легкостью выстрелить”?
- Комментарии учителя.
Осенью сложились предпосылки новой революции: недоверие Временному правительству; экономический кризис; массовая безработица; дезертирство; разгул преступности. В сложившейся ситуации большевики стали готовиться к захвату власти.
- Просмотр CD-диска .
3.Подготовка и проведение вооруженного восстания.
Сообщение учащегося о Троцком Л.Д.
7.Обобщение.
4.Оценка Октябрьской революции и её значение.
Документ №5
Оценка Октябрьской революции современниками и историками.
А.И.Деникин. “Очерки русской смуты”:
“Власть падала их слабых рук Временного правительства, и во всей стране не оказалось, кроме большевиков, ни одной действенной организации, которая могла предъявить свои права на тяжелое наследие во всеоружии реальной силы. Этим фактом в октябре 1917 года был произнесен приговор стране, народу и революции”.
Н.Верт. “История Советского государства”
“В условиях организационного вакуума осени 1917года, когда государственная власть уступила место соцветию комитетов, советов и совещаний, оспаривающих друг у друга крохи власти и законности, было достаточно энергичных действий одной группы, пусть даже малочисленной, но организованной и решительной, чтобы авторитет ее немедленно вырос до размеров, несопоставимых с ее реальной силой…Власть перешла от общества к государству, а в государстве к партии большевиков…”
М.Геллер, А.Некрич. “Утопия у власти”.
“Октябрьский переворот был завершен…Дважды на протяжении 1917 года власть в России, пораженная бессилием, падала от толчка. Как в феврале, так и в октябре в критический момент правительство обнаруживало, что не имеет никакой поддержки, не имеет защитников”.
События Октября оцениваются по-разному. Одни считают, что большевики спасли Россию, другие, наоборот, погубили русскую государственность. И всё-таки эти события имеют особое значение, как для нашей истории, так и для мировой. Впервые большевики попытались на пpaктике применить теорию построение социалистического общества.
Колоссальная роль отводится личности лидера большевиков В.И.Ленину.
8.Закрепление материала.
- Как большевики пришли к власти?
-Почему большевики смогли взять власть? Самостоятельно записать не менее 5 причин.
Д/з: параграф 12-13, подготовиться к контрольной работе.
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
23 09 2023 9:30:44
Цели: обобщить и закрепить в игровой форме знания учащихся по изученной главе "История Древнего мира: Древняя Греция"; привить интерес к самостоятельному изучению истории.
...
22 09 2023 22:27:32
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
21 09 2023 22:18:59

Содержание урока включает в себя повторение основных событий Смутного времени, хронологии, исторических лиц, причин и хаpaктерных черт Смуты. Основные проблемы урока — сравнение позиции Василия Шуйского и Боярской думы, опирающихся в борьбе за власть на иноземные силы, и патриарха Гермогена, К.Минина, Д.Пожарского, олицетворяющих позицию выбора национальной независимости. Важная образовательная составляющая урока – социализация учащихся....
20 09 2023 10:30:44
Данное мероприятие проводится для учащихся 9-11-х классов. Основные цели: познакомить учащихся с основными причинами, ходом событий и итогами афганской войны, развивать внимание, память, логическое мышление, умение слушать, анализировать и делать выводы, воспитывать патриотические чувства, гордость за своих земляков, провести грань между войной и миром.
...
19 09 2023 22:42:35
Цель урока: определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества; дается определение понятия «профсоюз»; раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества; рассматривается ход развития профсоюзного движения России в различные социально-экономические периоды; актуализируются знания и личный опыт учащихся в отношении участия в профсоюзном движении....
18 09 2023 22:56:12
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
17 09 2023 7:13:45
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
16 09 2023 16:19:12
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
15 09 2023 19:10:42
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю.
Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
14 09 2023 0:50:51
Данный урок по истории предназначен для учащихся 8-х классов, работающих по линейной программе. Возможно использование в 7-м классе по концентру. Урок интересен тем, что учащиеся используют знания по истории для подкрепления знаний по математике. Урок проводится с использованием компьютера (презентации), большого дополнительного материала, требует большой предварительной подготовки, возможен как урок обобщения.
...
13 09 2023 13:41:17
Урок истории разработан для учащихся 5-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
12 09 2023 11:52:11
Цели урока: изучение политического режима в СССР в 60–80-х гг.; формирование умения работать с историческими источниками, сравнивать политические режимы, давать собственную оценку исторических событий; формирование интереса к истории своей Родины....
11 09 2023 12:50:46
В материале представлены авторские идеи: использование предметов из жизни, окружающей нас, в историческом контексте; использование метода ранжирования при изучении сложного материала по социальной структуре общества. Методический материал может служить «каркасом-алгоритмом», в рамках которого можно выстроить любой другой исторический материал для повторения.
...
10 09 2023 16:52:34
Урок формирует адекватную самооценку и социальные навыки у подростков, дает понятие «цель», понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание собственных целей и стремлений....
09 09 2023 16:27:49

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
08 09 2023 17:11:41
Игра «Но вечный выше нас закон» проводится для учащихся 7–8-х классов. В течение игры расширяются правовые знания учащихся, формируются базисные знания о государстве, праве, развивается интерес к правоведению....
07 09 2023 8:55:55
Выбранная форма занятия - интегрированное (бинарное) - как нельзя лучше способствует всесторонней подготовке студентов в плане формирования общекультурных компетенций и их совершенствования. Кроме того, данная интеграция между литературой и историей направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между выбранными дисциплинами....
06 09 2023 5:25:59
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
05 09 2023 4:52:45
Итоговая работа состоит из двух частей. Первая часть включает 40 заданий с выбором ответа. Вторая часть состоит из 10 заданий (В1–В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр). К каждой части приводится инструкция по проверке работ учащихся.
...
04 09 2023 2:20:34
Урок способствует формированию у учащихся представлений о ходе и причинах бунтов и восстаний XVII века, о сложном внутриполитическом положении России в данный период, а также развитию креативных способностей учащихся....
03 09 2023 23:44:52
На уроке учащиеся знакомятся с историческим портретом Екатерины II. Целью урока является знакомство с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики. Показать роль дворянских привилегий и продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками....
02 09 2023 2:41:27
Данный урок разработан в рамках сети повторительно-обобщающих уроков по истории России, интегрированных с разными предметными областями. Обязательным компонентом таких уроков является не просто обобщение пройденного материала, а развитие познавательных компетентностей обучающихся....
01 09 2023 6:28:59
Последнее время на уроках истории всё меньше и меньше времени отводится для изучения истории родного края, рассмотрения процессов мировой истории на примере истории малой родины. Данный материал может быть использован как для уроков истории, при изучении истории родного края, так и для внеклассной работы с учащимися.
...
31 08 2023 10:40:50
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
30 08 2023 9:43:23
Работа посвящена проведению урока, на котором учащиеся подводят итоги изучения Великой Отечественной войны. Причем особое место отведено тому, какой вклад в Победу внесла малая родина учащихся (г. Новокузнецк).
...
29 08 2023 17:32:44
В современных условиях переоценки исторического прошлого своей страны, духовных ценностей на учителе лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России, умение беречь созданное нашими предшественниками, продолжать народные традиции.
...
28 08 2023 3:42:46
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
27 08 2023 11:21:57
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
26 08 2023 8:56:56
Учебно-методическое пособие используется в рамках изучения предметов гуманитарного цикла: истории, литературы, обществознания, основ права, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф (раздел «Основы военной службы»); а также на факультативных занятиях, в кружковых занятиях, при проведении внеклассных мероприятий, в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России....
25 08 2023 7:38:17
Цели урока: обобщить знания учащихся об определённой роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на развитии экономики; выделить особенности российского монополистического капитализма; акцентировать внимание на нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; провести анализ реформ П.Столыпина, охаpaктеризовать политику успокоения....
24 08 2023 7:38:11
После этого урока ученики смогут: показывать на карте Балканский полуостров и острова Эгeйского моря, основные области Балканской Греции; применять и пояснять на примерах понятия: «эллины»; описывать образ жизни людей и культурные памятники Древней Греции; приводить примеры влияния природно-географических условий Греции на развитие цивилизации; выражать собственное отношение к наследию древнегреческого общества....
23 08 2023 17:30:15
На уроке учащиеся изучают русскую культуру периода XIV–XVI вв.. Заранее поделённые на пять комaнд, ученики выступают со своими темами. У всех комaнд темы разные.
...
22 08 2023 4:17:16
Урок о семье Степановых создает условие для формирования представления учащихся о роли семьи в истории Великой Отечественной войны. Семейная история помогает ощутить прошлое предшествующих поколений. Ведь семья – это маленькое зеркало большого общества....
21 08 2023 11:27:23
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
20 08 2023 15:30:59
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
19 08 2023 23:27:29
Цель урока: активное применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности. В процессе урока учащиеся научатся и смогут: отработать навыки работы с картой; научатся показывать на карте границы империи Александры Македонского, а также Сирийского, Македонского и Египетского царств; смогут составлять схемы; с помощью учителя выводить определения; выражать собственное мнение о наследии эллинистических государств....
18 08 2023 12:28:31
Урок является завершающим при изучении темы «Гражданское право» в курсе "Право" в 11-м классе. Урок разработан по учебнику «Право. 11 класс» под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. Одной из основных задач, поставленных на уроке, является формирование углубленного интереса к праву и создание основы для становления правовой компетенции выпускников.
...
17 08 2023 23:57:31
Конкурс дает возможность проверить знания по теме Великая Отечественная война благодаря тестовым задания, кроссворду, вопросам; способствует сохранению связи поколений, воспитывает чувство патриотизма....
16 08 2023 20:33:20
В истории каждой страны есть незабываемые даты. Декабрь 1825 года – явление такого рода. По делу декабристов были привлечены 579 человек. В июле 1926 года началась отправка в Сибирь осужденных. Вслед за "государственными преступниками" отправились жены. Наш урок посвящен женам декабристов.
...
15 08 2023 4:11:53
Статья посвящена развитию речи, формированию коммуникативных умений и навыков. Учитель приводит примеры из собственной пpaктики по организации учебной деятельности над совершенствованием устной и письменной речи учащихся....
14 08 2023 6:46:40
Учащиеся совершенствуют навыки знаний о Реформации в Европе, развивают умение работать с текстом учебника, документом. Анализируют факты и события, дают оценку деятельности исторических личностей и историческим событиям....
13 08 2023 11:24:38
Актуальность темы обусловлена тем, что конфликты на национальной почве, миграционные процессы, постоянная пропаганда утилитарных ценностей потребительского общества – всё это оказывает негативное влияние на подрастающее поколение. Как изменить ситуацию? Как научить подростков и молодёжь верить в идеалы, созидать, любить Родину и быть нравственными и успешными? Как формировать терпимость людей друг к другу?
Использование регионального компонента в курсе отечественной истории – моя попытка сосредоточить внимание школьников родного края на некоторых способах решения существующих в обществе проблем путём знакомства с культурой родного края, ёё традициями, нравственными ценностями. Только в этом случае история станет привлекательным для детей и творческим в своей основе учебным предметом.
...
12 08 2023 0:22:36
В статье приводится пример урока-диспута.
...
11 08 2023 15:20:47
Цели урока: формирование представления о важнейшем этапе развития кубанских земель – о переселении черноморских казаков на Кубань, об истории становления Кубанского казачьего войска; привитие любви к малой Родине – Кубани, чувства гордости за свой край и его жителей; воспитание гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции....
10 08 2023 5:24:23
Урок для 10-го класса по теме «Киевская Русь» позволяет активизировать самостоятельную деятельность на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения на события....
09 08 2023 9:13:34
Урок-взаимодействие двух предметов: истории казачества и информатики помогает глубже усвоить исторический материал ИКТ-средствами. Пробуждает интерес к истории казачества, делает ее доступнее и понятнее....
08 08 2023 0:50:43
Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X–XV вв., имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Кто-то представляет "тюремную затворницу", которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами. Другие в русской женщине того времени видят образованную, социально активную личность....
07 08 2023 5:38:10
В основу статьи положен местный краеведческий материал, воспоминания жителей об истории своего поселка. Подчас достаточно сложно разобраться в сложных исторических фактах и событиях. Уроки и внеклассные мероприятия призваны помочь школьникам осмыслить как положительное, так и отрицательное в событиях отечественной истории. Представленный в статье материал – результат большой поисковой работы....
06 08 2023 4:46:52
Цели урока: обеспечить усвоение материала по теме "Куликовская битва"; продолжить формирование умений и навыков работы с наглядными источниками, тестом учебника; продолжить развитие способностей к обобщению и систематизации учебного материала, развитие аналитических навыков; воспитание интереса и уважения к истории России....
05 08 2023 6:18:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::