Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории "Эрудиада"
Цели и задачи игры: проверка и укрепление знаний по предмету; вовлечение учащихся в творческую деятельность; проявление интеллектуального потенциала; развитие умения работать в группе; развитие коммуникативных навыков; воспитание патриотизма, уважения к прошлому страны.
Оборудование: компьютер, проектор, чёрный ящик, игрушка – птица, денежные знаки (ДЗ), «корзинки настроений», цветные жетоны, игровые поля для комaнд, сводные карты для жюри, диск с музыкальными произведениями; карточки «события» и «даты» для игрового поля, элементы одежды для учителя (связанные с повторяемой эпохой).
Опережающее задание: нарисовать герб урока «история».
Ход игры
1. Приветствие учителя (звучит торжественная музыка).
Сейчас состоится необычное состязание,
Ристалище тех, кто историю любит.
Главным оружием знание будет.
Победа сильнейшему – вот награда!
Вас ждёт историческая Эрудиада!
2. Приветствие комaнд, представление жюри.
3. Знакомство с правилами игры.
4. Основные этапы игры
Тур 1 – «Аукцион знаний».
У каждой комaнды в наличии 50 ДЗ. На аукцион выставляются вопросы, стартовая цена которых – 10 ДЗ. После объявления вопроса, комaнды начинают т opги. Если у комaнды во время этого тура не остаётся денег, она выбывает из игры.
- Человек, первым написавший историю Руси (монах Нестор)
- Кому принадлежат слова «Не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, мёртвые сраму не имут» (князю Святославу)
- Что значит в переводе с древнеславянского слово «князь» (вождь)
- Как в народе звали князя Владимира (Красное солнышко)
- Какой русский город, согласно летописи, возник первым (Новгород)
Тур 2 – «История во времени».
Каждой комaнде предоставляется возможность блеснуть знаниями, отвечая на поставленные вопросы. В распоряжении комaнды – 1 минута. За каждый правильный ответ комaнда получает 10 ДЗ.
Задания 1 комaнде:
- Полюдье – это..(ежегодный объезд земель князем с целью сбора дани)
- Название труда монаха Нестора («Повесть временных лет»)
- Сестра Кия и Щека (Лыбедь)
- «Строительница» Киевского государства (княгиня Ольга)
- Религия славянских племён (язычество)
- 1 кодекс законов Руси («Русская Правда»)
- Первый русский каменный храм (Десятинная церковь в Киеве)
Задания 2 комaнде:
- Самое развитое ремесло в Киевской Руси (оружейное)
- Главное божество славян (Перун)
- Автор «Поучения детям» (Владимир Мономах)
- Смерд – это…(крестьянин, владевший участком земли и небольшим имуществом)
- Что такое «вира» (штраф)
- Князь, покровитель образования (Ярослав Мудрый)
- Место расселения племени полян (по Днепру)
Тур 3 - «Чёрный ящик».
Выносится чёрный ящик, в котором лежит предмет, связанный с определённой эпохой. Комaнда, которая первой угадывает предмет, получает 20 ДЗ.
В этом ящике лежит то, при помощи чего княгиня Ольга отомстила древлянам за cмepть мужа. (В ящике лежит мягкая игрушка – гoлyбь)
Тур 4 - «Историческое поле».
Комaнды должны соотнести даты и события, написанные на карточках, на игровом поле, которое им предоставляется. Оценка ДЗ в зависимости от количества вопросов на игровом поле. Задания для комaнд одинаковые. Учитывается скорость выполнения и правильность.
На «Историческом поле» нужно соотнести даты и события, которое в итоге должно выглядеть так:
событие |
год |
Объединение Новгорода и Киева |
882 |
Игра со зрителями, во время которой болельщики могут добавить ДЗ в копилку комaнды.
На экране спроецировано изображение Софийского собора в Киеве. Вопросы болельщикам комaнд:
- как называется сооружение?
- где построен?
- какому событию посвящён?
- по приказу какого князя?
Тур 5 – «Немое кино».
Комaндам даётся задание изобразить при помощи пантомимы исторического деятеля, либо событие. 10 ДЗ получает комaнда, которая хорошо представит эпизод, и комaнда, которая угадает представленное.
При помощи пантомимы нужно изобразить:
1 комaнде – Ярослава Мудрого
2 комaнде – Владимира Святого
5. Домашнее задание. Каждая комaнда представляет герб урока «история».
6. Подведение итогов. Комaнда снимает свой банк в присутствии члeна жюри. Жюри объявляет итоги игры, награждает победителей. Во время подведения итогов звучит фольклорное музыкальное произведение.
7. Самооценка участников игры – «корзина настроений». Каждый участник выбирает цветной круглый жетон, соответствующий его настроению и самооценке и прикрепляет к корзине своей комaнды. Корзины нарисованы на ватманах бумаги и прикреплены к доске.
Оранжевый жетон – «Я хорошо работал, помог своей комaнде».
Зелёный жетон – «Мне было интересно, но знаний не хватило».
Синий жетон – «Я был пассивен. Мне не интересно».
8. Заключительное слово учителя.
Умели наши предки пахать да косить
Дома-терема строить,
Умели холсты ткать, узорами их вышивать.
А в период набегов нечисти разной – родную сторонушку защищать.
Времена теперь другие, как и мысли и дела.
Далеко ушла Россия от страны, какой была.
Но историю страны забывать мы не должны.
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
01 02 2023 21:36:25
Работа посвящена одной из героических и трагических страниц военной поры блокаде Ленинграда. Благодаря беспримерному мужеству защитников и поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге жизни, удалось выдержать голод, болезни, бомбежки, морозы. Мужество ленинградцев вселяло уверенность в победе всему советскому народу....
31 01 2023 8:12:47
Предлагаются тесты по истории России по теме "Древнерусское государство" в формате ЕГЭ . 2 варианта для учащихся 6-х классов. Можно использовать на уроке обобщения....
30 01 2023 22:29:34
Цель работы: в форме решения учениками компетентностных задач контролировать освоение материала по теме «Древний Китай»....
29 01 2023 13:18:30
Повторительно-обобщающий урок закрепляет знания о личности Александра II, его реформах и их значении для развития России, формирует интерес к историческому прошлому, создает условия для развития у учащихся интеллектуальных и пpaктических умений в изучении истории. На уроке использованы различные контрольные задания: портретная галерея, кроссворд, деформированный текст, тест на знание фактов, понятий, на установление причинно-следственных связей.
...
28 01 2023 18:12:28

Учащиеся знакомятся с историей развития Дальнего Востока в конце ХIХ – начале ХХ в. Рассматривается влияние общероссийских исторических событий на развитие дальневосточного региона, Приморского края, города Владивостока....
27 01 2023 11:26:44
Урок-путешествие проводится в 6-м классе как урок обобщения материала и помогает ребятам окунуться в эпоху Средневековья. Различные задания и формы работы дают возможность не только вспомнить пройденный материал, но и повысить интерес к истории Средневековья.
...
26 01 2023 8:55:18
Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....
25 01 2023 21:42:49
Урок в 7-м классе по Новой истории построен на основе вопросно-ответной деятельности учеников с выдвижением ими гипотез, формулированием выводов и самостоятельной работы; позволяет изучить теоретически сложный материал курса.
...
24 01 2023 13:39:11
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
23 01 2023 18:59:52
Урок с элементами лабораторной работы. Учащиеся совершенствуют навыки самостоятельной работы с документом. На основе анализа документального и учебного материала учащиеся хаpaктеризуют механизм объединения республик в единое государство: устанавливают, как и на каких основах образовался СССР, воссоздают историю образования СССР....
22 01 2023 15:39:18
Урок-викторина строится на основе использования компьютерной технологии, которая предоставляет богатейшие возможности передачи информации. Викторина дает возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность.
...
21 01 2023 0:43:55
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
20 01 2023 16:49:17
На уроке учащиеся знакомятся с внешней политикой СССР в 1945–1953 гг., выясняют ее основные цели и направления. У учеников формируется представление о принципах, методах и подходах внешней политики СССР....
19 01 2023 5:25:27
Данная методическая разработка полезна прежде всего преподавателям истории и классным руководителям, ставящим перед собой цель патриотического воспитания детей. В основу материала легли художественные произведения, пословицы и поговорки, познавательные задания, посвященные Древней Руси перед нашествием монголо-татар. Сильное воздействие на детей оказывают стихи на сюжеты истории и исторические инсценировки. Знания о Руси IX–XII веков – важнейшем периоде складывания древнерусского государства – необходимы, так как эта эпоха определила дальнейшую судьбу страны и народов, ее населяющих.
...
18 01 2023 19:40:29
Урок в 5-м классе проводится в форме игры-турнира по знанию истории, религии и культуры древневосточных цивилизаций Египта и Азии.
Урок построен на повторении и закреплении у учащихся знаний исторических фактов и имен, их сопоставлении и обобщении; позволяет развивать умение работы с исторической картой и источниками, дает возможность учащимся проявить находчивость и юмор.
...
17 01 2023 12:59:24
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
16 01 2023 19:33:42
Данный урок завершает тему «СССР в период апогея тоталитаризма: 1945–1953 гг.», подводит к пониманию сущности этого периода в истории нашей Родины. Материал урока отобран с целью как можно ярче проиллюстрировать те процессы, которые происходили в советском государстве. Используемые методы позволяют осуществить деятельностный подход в обучении....
15 01 2023 4:22:52
Урок – деятельностная игра, в ходе которой учащиеся, работая в группах, изучают Конституцию РФ, Семейный кодекс РФ – законодательные акты, защищающие семью, материнство, детство. Семья – общественный институт государства. Распад семьи влечёт снижение устойчивости общества. Знание семейного права способствует снижению количества разводов, укреплению семьи и государства.
...
14 01 2023 10:42:22
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
13 01 2023 0:20:22
Разработка урока по праву для 11-го класса к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. Изучение темы рассчитано на два академических часа, при этом предпочтителен вариант спаренных часов. Важнейшую роль в просвещении в области прав человека по-прежнему играют школьные уроки, которые закладывают базу правовой культуры у будущих члeнов гражданского общества правового российского государства.
...
12 01 2023 16:20:50
История противоречива. Столько раз переписывались учебники истории, искажались факты, зачастую отрицательное выдавалось за хорошее и наоборот! Одной из тайн истории остается так называемое монголо-татарское нашествие, связанное с именем Чингисхана. Кто же такой Чингисхан?
...
11 01 2023 5:50:13
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
10 01 2023 12:52:19
На совместном уроке отслеживается "лестница идей", на основе которых появились новые двигатели. Техника – это не только показатель научно-технического прогресса, это и показатель тех общественных отношений, при которых она используется. Каковы же были научные предпосылки появления тепловых двигателей?
...
09 01 2023 15:33:34
На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....
08 01 2023 14:11:24
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
07 01 2023 0:26:24
Урок истории рассчитан на 2 часа, призван показать историческую закономерность процесса образования славянских государств, дать информацию о первых русских князьях, о первом письменном законе Руси «Русская Правда». Учащиеся получают знания о восточных славянах в древности, возникновении древнерусского государства, крещении Руси, завершающий контроль проходят по технологии создания материалов в среде Uni Test....
06 01 2023 13:59:58
Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....
05 01 2023 12:36:19
Использование технологии критического мышления позволяет посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс создать условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело....
04 01 2023 7:41:17
Цель урока: сформировать представление о культуре Древневосточной цивилизации. Роль и место культуры Древнего Востока в мировой культуре....
03 01 2023 23:25:31
Урок позволяет расширить знания о жизни и творчестве писателя, сопоставить события истории и литературы, формирует навык анализа художественного текста и развивает умение хаpaктеризовать героев литературного произведения....
02 01 2023 20:33:44
Работа показывает истоки, ход и итоги новой экономической политики СССР в 20-х годах прошлого века. НЭП затронула не только экономические, но и политические, социальные основы жизни общества. Работа позволяет проследить весь ход изменений, понять причины неудач и, что самое главное, сравнить НЭП с современностью....
01 01 2023 23:15:10
Урок проводится в форме ролевой игры. Ученикам предоставляется возможность на уроке через игровую деятельность побывать в роли учителя и учеников и ощутить особенности обучения в школах Древней Греции.
...
31 12 2022 22:44:56
В ходе урока доказывается, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII веке. Подчеркивается значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; раскрывается сущность «Русской Правды»....
30 12 2022 22:22:31
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
29 12 2022 20:30:57
Методическая разработка урока может использоваться преподавателями обществоведческих дисциплин на уроках истории и экономики. Материал позволит учителям познакомить учеников с экономическим и историческим развитием одной из областей нашей Родины. Урок является примером интеграции учебных предметов.
...
28 12 2022 8:34:51

Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
27 12 2022 21:43:51
Тема Петра изучается на уроках истории, литературы (по роману А.Толстого «Петр I»). Автор объединила усилия двух предметов в изучении темы. Цель урока: дать нравственную оценку личности Петра I....
26 12 2022 2:38:13
Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, интеpaктивной доски и компьютера....
25 12 2022 21:16:38

Урок изучения нового материала представляет собой учебное исследование с ИКТ. Цель: продемонстрировать ресурсы учебника «История. Россия в XX гг. ‒ начале XXI века» (А.А. Данилов) и дополнительной информации (диаграммы, таблицы, схемы) для подготовки к ГИА; активизировать познавательный интерес к проблеме. Учащиеся делают вывод о том, что в период 70-х ‒ начала 80-х годов XX века в СССР наблюдался социально-экономический застой....
24 12 2022 18:20:12
Задачи урока: обобщение, повторение пройденного материала; осмыслить важнейшие закономерности причинно-следственных связей в истории стран Древнего Востока; развивать умения по пpaктическому использованию полученных знаний, усвоению информации по текстам учебных пособий и дополнительной литературе; учиться сопоставлять факты и делать выводы....
23 12 2022 1:27:46
Обобщающий урок по граждановедению состоит из презентаций на темы "Гражданство", "Права человека", "Закон об образовании", "Труд – право или обязанность?", "Семейное право России", созданных учениками 9-го класса....
22 12 2022 8:33:37
Конспект интегрированного урока по литературе и истории, рекомендуемый для проведения в 10-м классе. Ученики выступают как активные участники образовательного процесса, получают целостное представление об историческом событии - постройке Покровского храма в Москве.
...
21 12 2022 23:44:20
Это конкурс-викторина в форме известной телевизионной игры "Умники и умницы".
В соревновании учащиеся должны показать свои знания о выдающихся наших полководцах, начиная со времён Киевской Руси и до нашего времени. Тема представляет интерес как для учителей истории, так и для организаторов внеклассной работы в средней школе.
...
20 12 2022 19:10:46
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
19 12 2022 5:29:56
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др.
На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25.
...
18 12 2022 19:19:21
Урок с использованием методики опopного конспекта повышает эффективность обучения, позволяет в игровой форме запоминать исторический материал, видеть значение достижений культуры Древней Индии для современной цивилизации. Воспитывает толерантное отношение к представителям разных народов мира....
17 12 2022 11:37:56
Цели урока: создать условия для формирования представления, что такое группа людей и их виды, для развития умения выполнять "групповые нормы", навыков сотрудничества и сопереживания в группе; взаимопонимания, взаимовыдержки, доброжелательного отношения к окружающим людям....
16 12 2022 8:47:41
Музыкально-литературная композиция посвящена творчеству поэтов-фронтовиков, многие из которых не вернулись с полей Великой Отечественной войны. Цель урока – раскрыть глубину, многогранность, своеобразие произведений поэтов разных поколений и разных национальностей, посвящённых теме Великой Отечественной войны. У учащихся на жизненном примере и произведениях поэтов воспитываются лучшие нравственные качества: порядочность, благородство, беззаветная преданность Родине, чувство долга....
15 12 2022 11:38:49
Работа подготовлена к научно-пpaктической конференции по истории. Данный материал можно использовать для подготовки к внеклассному мероприятию по истории, к классному часу по данной тематике, использовать на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война. В конспекте работы используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
14 12 2022 12:25:35
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::