Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории "Эрудиада"
Цели и задачи игры: проверка и укрепление знаний по предмету; вовлечение учащихся в творческую деятельность; проявление интеллектуального потенциала; развитие умения работать в группе; развитие коммуникативных навыков; воспитание патриотизма, уважения к прошлому страны.
Оборудование: компьютер, проектор, чёрный ящик, игрушка – птица, денежные знаки (ДЗ), «корзинки настроений», цветные жетоны, игровые поля для комaнд, сводные карты для жюри, диск с музыкальными произведениями; карточки «события» и «даты» для игрового поля, элементы одежды для учителя (связанные с повторяемой эпохой).
Опережающее задание: нарисовать герб урока «история».
Ход игры
1. Приветствие учителя (звучит торжественная музыка).
Сейчас состоится необычное состязание,
Ристалище тех, кто историю любит.
Главным оружием знание будет.
Победа сильнейшему – вот награда!
Вас ждёт историческая Эрудиада!
2. Приветствие комaнд, представление жюри.
3. Знакомство с правилами игры.
4. Основные этапы игры
Тур 1 – «Аукцион знаний».
У каждой комaнды в наличии 50 ДЗ. На аукцион выставляются вопросы, стартовая цена которых – 10 ДЗ. После объявления вопроса, комaнды начинают т opги. Если у комaнды во время этого тура не остаётся денег, она выбывает из игры.
- Человек, первым написавший историю Руси (монах Нестор)
- Кому принадлежат слова «Не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, мёртвые сраму не имут» (князю Святославу)
- Что значит в переводе с древнеславянского слово «князь» (вождь)
- Как в народе звали князя Владимира (Красное солнышко)
- Какой русский город, согласно летописи, возник первым (Новгород)
Тур 2 – «История во времени».
Каждой комaнде предоставляется возможность блеснуть знаниями, отвечая на поставленные вопросы. В распоряжении комaнды – 1 минута. За каждый правильный ответ комaнда получает 10 ДЗ.
Задания 1 комaнде:
- Полюдье – это..(ежегодный объезд земель князем с целью сбора дани)
- Название труда монаха Нестора («Повесть временных лет»)
- Сестра Кия и Щека (Лыбедь)
- «Строительница» Киевского государства (княгиня Ольга)
- Религия славянских племён (язычество)
- 1 кодекс законов Руси («Русская Правда»)
- Первый русский каменный храм (Десятинная церковь в Киеве)
Задания 2 комaнде:
- Самое развитое ремесло в Киевской Руси (оружейное)
- Главное божество славян (Перун)
- Автор «Поучения детям» (Владимир Мономах)
- Смерд – это…(крестьянин, владевший участком земли и небольшим имуществом)
- Что такое «вира» (штраф)
- Князь, покровитель образования (Ярослав Мудрый)
- Место расселения племени полян (по Днепру)
Тур 3 - «Чёрный ящик».
Выносится чёрный ящик, в котором лежит предмет, связанный с определённой эпохой. Комaнда, которая первой угадывает предмет, получает 20 ДЗ.
В этом ящике лежит то, при помощи чего княгиня Ольга отомстила древлянам за cмepть мужа. (В ящике лежит мягкая игрушка – гoлyбь)
Тур 4 - «Историческое поле».
Комaнды должны соотнести даты и события, написанные на карточках, на игровом поле, которое им предоставляется. Оценка ДЗ в зависимости от количества вопросов на игровом поле. Задания для комaнд одинаковые. Учитывается скорость выполнения и правильность.
На «Историческом поле» нужно соотнести даты и события, которое в итоге должно выглядеть так:
событие |
год |
Объединение Новгорода и Киева |
882 |
Игра со зрителями, во время которой болельщики могут добавить ДЗ в копилку комaнды.
На экране спроецировано изображение Софийского собора в Киеве. Вопросы болельщикам комaнд:
- как называется сооружение?
- где построен?
- какому событию посвящён?
- по приказу какого князя?
Тур 5 – «Немое кино».
Комaндам даётся задание изобразить при помощи пантомимы исторического деятеля, либо событие. 10 ДЗ получает комaнда, которая хорошо представит эпизод, и комaнда, которая угадает представленное.
При помощи пантомимы нужно изобразить:
1 комaнде – Ярослава Мудрого
2 комaнде – Владимира Святого
5. Домашнее задание. Каждая комaнда представляет герб урока «история».
6. Подведение итогов. Комaнда снимает свой банк в присутствии члeна жюри. Жюри объявляет итоги игры, награждает победителей. Во время подведения итогов звучит фольклорное музыкальное произведение.
7. Самооценка участников игры – «корзина настроений». Каждый участник выбирает цветной круглый жетон, соответствующий его настроению и самооценке и прикрепляет к корзине своей комaнды. Корзины нарисованы на ватманах бумаги и прикреплены к доске.
Оранжевый жетон – «Я хорошо работал, помог своей комaнде».
Зелёный жетон – «Мне было интересно, но знаний не хватило».
Синий жетон – «Я был пассивен. Мне не интересно».
8. Заключительное слово учителя.
Умели наши предки пахать да косить
Дома-терема строить,
Умели холсты ткать, узорами их вышивать.
А в период набегов нечисти разной – родную сторонушку защищать.
Времена теперь другие, как и мысли и дела.
Далеко ушла Россия от страны, какой была.
Но историю страны забывать мы не должны.
В статье подробно рассказано, кто, как и для чего создавал в городе Междуреченске Центр патриотического воспитания и музей воинской славы. В приложении приведена презентация о музее....
06 07 2022 23:52:49
Программа по истории составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта. Изучает курс Всеобщей истории и истории России XIX в. до нач. XX в. На изучение курса истории в 8-м классе отводится 68 часов, т.е. 2 часа....
05 07 2022 3:25:44
Урок личностно-ориентированный с дифференцированным подходом к обучению детей, с большой долей самостоятельной работы учеников. Он помогает дать представление о своеобразии византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации; развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся....
04 07 2022 2:33:22
Презентация посвящена одной из крупнейших фигур русского просвещения Н.И. Новикову. Она расширяет кругозор учащихся, способствует формированию чувства любви к Родине, к ее людям и историческому прошлому родной земли. Материал урока рекомендуется для учащихся 7–8-х классов....
03 07 2022 15:27:26
При изучении материала урока используется информационно-коммуникационная технология (мультимедийная презентация выполненной в PowerPoint, мультимедийный учебник "История России"), технология развивающего обучения. Через контроль выполнения внеаудиторной работы достигается развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом, развивается познавательный интерес к предмету, формируется гражданская позиция....
02 07 2022 4:10:21
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
01 07 2022 15:11:41
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
30 06 2022 19:23:55
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
29 06 2022 17:11:46
28 06 2022 13:39:21
В статье определяется сущность понятия «холодная война», выясняются причины этого явления, определяется влияние внешних факторов на внешнюю политику СССР в послевоенный период, отpaбатываются лексико-грамматические навыки и переработки информации....
27 06 2022 3:53:54
Автор на уроке выясняет, какая армия необходима нашему государству, определяет трудности комплектования армии в современных условиях. Способствует формированию у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою страну....
26 06 2022 14:19:37
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
25 06 2022 3:27:39

Представленный вариант урока с презентацией возможно использовать в качестве повторительного урока по истории России IX–XV веков, внеклассной интеллектуальной игры по истории, внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества. Урок построен в виде викторины "Своя игра"....
24 06 2022 20:39:10
Целью урока является многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками. Задания заставляют учащихся не просто констатировать исторический факт, а выдавать его в качестве доказательства, проводя аналогию с тем или иным событием. Формировать навыки самоконтроля в процессе самостоятельной работы с тестами....
23 06 2022 4:16:30
В связи со сложностью преподавания тем, связанных с военными событиями, урок строился на краеведческом материале, что приближает занятие к сознанию учащихся, повысить их заинтересованность в обучении, вовлекает в поисково-исследовательскую работу по истории освобождения города....
22 06 2022 11:23:30
Урок знакомит учащихся с внешней политикой СССР в 1945—1953 гг., способствует развитию навыков работы с исторической картой, учебником, историческими документами.
...
21 06 2022 17:40:40
Урок помогает обобщить и повторить знания учащихся по теме "Экономическая сфера общества"....
20 06 2022 6:27:39
Обобщающий урок проводится в старших классах, так как рассчитан на два урока учебного времени. Основной его целью является не столько обобщение материалов по истории войны, хотя и это важно, сколько заострение внимания учеников на высоком патриотическом порыве российских народов в годы общей беды. Обязательно привлекаются местные материалы, что не только подчеркивает единство народа, армии, власти России в войне, но и позволяет ученикам через деятельность своих предков почувствовать и свою причастность к тем далеким великим событиям....
19 06 2022 3:39:45
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
18 06 2022 3:37:49
Учебная тема предназначена для изучения истории на ступенях начального и среднего профессионального образования. Содержание учебной темы структурировано с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе....
17 06 2022 7:49:45
В работе представлены примеры тестовых заданий, алгоритм составления схем, заполнения таблиц и составления простого плана параграфа учебника. Моделирование учебной деятельности обучающихся будет успешным, если учитывать закономерности развития урока, принципы построения учебной деятельности, биопсихофизиологические особенности учащихся....
16 06 2022 4:59:56
«Где живёт герой? Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать, и потому, что выживать в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди. Невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на наших мальчиков, как у них загораются глаза при слове «подвиг»!...
15 06 2022 5:41:45
Повторительно-обобщающие уроки являются важным элементом в работе любого учителя–предметника с точки зрения рефлексии. Именно на этих занятиях учитель может сделать выводы о знаниях учащихся, усвоении ими материала раздела или курса, уровне подготовленности к следующему этапу обучения....
14 06 2022 17:35:56
Цели урока: познакомить учащихся с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века....
13 06 2022 12:54:27
Цель урока: обобщить историю Древнего Египта; в ходе необычного общения усилить заинтересованность в знаниях данной темы.
...
12 06 2022 0:57:46
Женщина в политике - явление редкое. В работе анализируется роль женщины в современной политике. Раскрывается положительное влияние женщин-политиков на решение различных вопросов, сравнивается их государственная деятельность, показана их женская судьба жены, матери, бабушки. Жизнь женщины-политика - это ее работа. Некоторые люди работают, чтобы жить. Женщины-политики живут, чтобы работать....
11 06 2022 18:14:34
Ефремовский край богат знаменитыми именами людей, стремившихся обратить свои взоры на историю родного края, приобщая к этому других. Один из них – Ге opгий Владимирович Любомудров. Учитель-энциклопедист всю свою долгую жизнь посвятил обучению детей ботанике, зоологии, химии, астрономии. Стоял у истоков создания Ефремовского общества краеведов. ...
10 06 2022 19:27:42
Современный урок истории и социальных дисциплин должен помочь подросткам осознать своё место в непростом, постоянно меняющемся мире. Диспут «Разговор с В. Путиным» способствует выработке интереса у старшеклассников к современной политической жизни, экономическим и социальным реалиям, содействует формированию устойчивой жизненной позиции....
09 06 2022 5:12:16
Статья рассказывает о недолгом пребывании русского композитора М.П.Мусоргского в Тульской губернии. Летом 1868 г. в Шилове он проводит музыкальный эксперимент – пишет оперу на текст комедии Н.В.Гоголя «Женитьба». Изучает тульский фольклор, речь крестьян, создает на их основе музыкальные хаpaктеристики героев своей оперы. Но опера так и останется незаконченной, уступив место замыслу композитора создать оперу «Борис Годунов»....
08 06 2022 7:41:32

Урок по теме «Ассирийская держава» с учетом требований ФГОС, сопровождается презентацией, которую можно использовать как в работе учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе учащимися при изучении темы....
07 06 2022 10:28:16
Урок построен по традиционной системе с элементами ролевой игры. Данный урок позволяет рассмотреть изменения на политической карте мира во второй половине XIX века и определить место и роль России в этих изменениях. Особенностью урока является установление причинно-следственной связи исторических событий. Важный момент урока – это работа учащихся со схемами и таблицами, умение их анализировать и сравнивать....
06 06 2022 0:49:53
Цель занятия: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа....
05 06 2022 19:22:15
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
04 06 2022 19:58:34
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
03 06 2022 8:32:45
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
02 06 2022 20:56:47
Урок внеклассного мероприятия в кабинете информатики - необычная форма проведения беседы, активизирует познавательный интерес учащихся, придает полноту раскрытия темы через применение презентации, подготовленной в MS PowerPoint, что позволяет наглядно познать мир прошлого и настоящего.
...
01 06 2022 16:46:23
Избирательные технологии принято считать явлением, которое зародилось в недалеком прошлом. Действительно, этот термин сравнительно недавнего происхождения. Но само явление столь же древнее, сколь и выборы. В связи с этим интересно проанализировать те приемы и методы, которые использовали на протяжении всей истории России в ходе предвыборной борьбы.
Данный курс поможет выявить готовность учащихся к усвоению истории, обществознания на профильном уровне.
...
31 05 2022 0:41:15
Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины действительности. Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей. В результате был разработан «Учебный терминологический словарь по философии» как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии....
30 05 2022 6:16:38
Данный урок является продолжением изучения проблемы взаимосвязи процессов образования единого государства и борьбы за независимость от Золотой Орды....
29 05 2022 10:55:32
Урок разработан для учащихся 8-го класса. Форма проведения: урок-турнир. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, ликвидировать имеющиеся пробелы. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащимся предлагаются различные задания, которые развивают логическое мышление, память, внимание, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....
28 05 2022 14:40:26

Презентация выполнена в виде известной интеллектуальной игры: “Своя игра”. Участие принимают 4 комaнды. Проводится игра в два тура. В I туре четыре категории вопросов: картография, замени выражение, страноведение, ребусы. Во II туре три категории вопроса: Маска, я тебя знаю, мифология, волшебный ларец. В каждой категории по пять вопросов, от пяти до двадцати пяти баллов. По итогам подсчёта голосов, выигрывает комaнда, набравшая наиболее большое количество баллов....
27 05 2022 4:58:12
Среди многих героических страниц истории нашей страны были и тёмные периоды. К таким периодам относится время репрессий. Урок рассказывает о Соловецком монастыре, месте, где много веков подряд, жили и молились монахи. А в 1918 году там был устроен первый лагерь в Советской России. И там начали уничтожать людей, живущих в СССР. Ученики должны задуматься: что следует сделать, чтобы эти события не повторились....
26 05 2022 5:48:32
Урок "Государственная Дума начала XX века" посвящен 100-летию Первой Государственной Думы. В учебнике этот материал разбросан, и ему не уделяется должного внимания, поэтому я постаралась его систематизировать и сделать простым для усвоения учащимися 9-го класса. Ученики имеют полное представление о работе первых Дум и имеют возможность сравнить их с Думой современной.
...
25 05 2022 2:21:40
Урок можно разделить условно на две части: теоретическую и пpaктическую. В процессе изучения ученики работают самостоятельно по учебнику, слушают доклады, в качестве закрепления материала работают с тестом и решают проблемный вопрос. Данная работа может быть использована на уроках истории с целью повышения интереса у учащихся к историческому прошлому.
...
24 05 2022 14:48:39
Урок проводится в 12-м классе вечерней (сменной) общеобразовательной школы в первом полугодии. Обучающимся не выдают учебники для самостоятельного изучения материала. Поэтому очень важно на уроках работать по тексту учебника. Это выpaбатывает у обучающихся память, логику, мышление и другие навыки.
...
23 05 2022 20:48:27
Вниманию учителей обществознания предлагается урок-диспут атеиста (учитель) и теиста (иерей Александр). Учащиеся 11-го класса присутствуют на своеобразном ток-шоу, имея возможность задать вопрос отцу Александру. Примерные подвопросы рассматриваемой темы: сущность религии и религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации, религия и мораль, религия в современном мире, свобода совести и вероисповеданий....
22 05 2022 1:15:33
Представлен материал по истории культуры и быта России XVI века "Россия глазами иностранцев". Данные источники вызывают у школьников живой интерес, желание подискутировать, найти произведения русских авторов того времени и сравнить с мнением иностранцев.
...
21 05 2022 2:57:19

Урок рассчитан на 2 часа (пара), продолжительность ‒ 90 минут, состоит из двух частей. Первая часть ‒ теоретическая, по окончанию которой в качестве рефлексии проводится проверочный тест. Вторая часть ‒ пpaктическая. Мини-проект развивает творческие способности учащихся, быстро проверяет полученные во время урока знания. Учителю отводится роль координатора....
20 05 2022 12:30:39
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
19 05 2022 7:10:22
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
18 05 2022 10:44:33
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::