Урок обществознания в 6-м классе "Отношение человека к природе"
Учебник: Обществоведение: человек. Природа. Общение: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений/Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.; ред.кол. Л.Н. Боголюбов и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
Тип урока: комбинированный
Цели:
- Подвести учащихся к пониманию того, что законы морали должны распространяться на отношение человека к природе.
- Помочь учащимся усвоить основные понятия урока:
- мораль;
- ответственность;
- безответственность.
- Продолжить работу по формированию у учащихся
умений и навыков:
- работать с текстом;
- выделять главное;
- знать понятия и уметь их применять;
- делать мини-исследования;
- делать мини-проекты и уметь их представлять;
- делать выводы.
- С целью воспитания учащихся:
- акцентировать их внимание на таких категориях, как «нравственность», мораль»;
- способствовать формированию у учащихся положительной мотивации в их отношении к природе.
На доске:
- Дата;
- Тема;
- Основный вопрос урока: Какими качествами должен обладать человек, что бы его отношение к природе было нравственным?
- Незаполненная таблица: «Ответственное и безответственное отношение человека к природе»
Ответственное отношение | Безответственное отношение |
- Домашнее задание:
– учебник стр. 30-33,
– подготовить обращение к жителям города, соседям, друзьям, одноклассникам, призывающее относиться к природе по-человечески.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Основное содержание |
I. Организационный этап | |
II.Проверка ЗУН | |
1) Игра «Верите ли вы?..» | С целью настроить учащихся на работу и
вспомнить ранее изученное, учащимся
предлагается поиграть в игру «Верите ли вы?..»
(Учащиеся должны хором отвечать «да» или «нет») – Верите ли вы, что человек только биологическое существо? – Верите ли вы, что человек – часть природы? – Верите ли вы, что человек – биосоциальное существо? – Верите ли вы, что человек может прожить без природы? – Верите ли вы, что человек не оказывает влияния на окружающую среду? – Верите ли вы, что человек оказывает только положительное влияние на всю биосферу? – Верите ли вы, что человек загрязняет окружающую среду? – Верите ли вы, что у природы можно брать столько, сколько человеку нужно? – Верите ли вы, что все богатства нашей Земли неисчерпаемые? – Верите ли вы, что каждому человеку нужно знать правила природы? – Верите ли вы, что природа – это жизнь? – Верите ли вы, что экологическое состояние нашей планеты – это глобальная проблема? |
2) Фронтальная беседа |
|
3. Проверка синквейна | Дома учащиеся должны были составить синквейн со словом «биосфера» (1-2 человека отвечают устно, остальные в конце урока должны сдать тетради) |
4. Проверка задания исследовательского хаpaктера | Дома учащиеся должны были изучить экологическое состояние своего дома, двора, улицы и определить источники загрязнения. Учащиеся представляют мини-проекты. (1-2 человека отвечают устно, остальные в конце урока должны сдать тетради) |
Слово учителя | Таким образом, мы можем сказать, что слово «загрязнение» нам всем хорошо знакомо. Каждый из нас знает, что природа – это жизнь. Но человек в результате своей деятельности оказывает губительное влияние на окружающий мир. И поэтому так тревожно звучат слова В. Распутина, который считает, что самым громким словом, даже громче войны и стихии стало слово «экология». Может всему человечеству пора серьезно задуматься и начать относиться к природе по-человечески? В таком случае, каким же должен быть человек? Какими качествами он должен обладать, что бы его отношение к природе было нравственным? Ответ на этот вопрос мы и попытаемся найти при изучении новой темы. |
III. Изучение нового | |
Учитель называет тему и обращает внимание учащихся на записанный на доске основный вопрос урока: Какими качествами должен обладать человек, что бы его отношение к природе было нравственным? | |
Фронтальная беседа | Что бы можно было ответить на этот
вопрос необходимо вспомнить ранее изученное и
ответить на следующие вопросы: – Что такое «мораль»? – Как звучит золотое правило нравственности? – Как вы думаете должны ли распространяться законы морали на отношение человека к природе? |
Слово учителя Актуализирующий вопрос |
Так что же означает «относиться к
природе по-человечески»? Давайте не будем
спешить с ответом на этот вопрос, а вначале
познакомимся с рассказом об одной замечательной
семье. Далее учитель рассказывает о семье Пажетновых в соответствии с текстом учебника стр. 30-31 Вопрос классу:Что же побуждает Пажетновых вести такой образ жизни? Ведь не ради денег они обрекли себя на затворничество. В чем же причина? Как называется это внутреннее чувство? Догадались? (Ответственность) |
Задание | Учитель предлагает учащимся нарисовать
словесный портрет ответственного человека. Учащиеся называют черты хаpaктера ответственного человека. Далее заполняется левая колонка таблицы «Ответственное и безответственное отношение человека к природе». Таким образом, ответственный человек – это человек, который заботится о природе, потому что понимает, что природа – это жизнь. (Данный вывод учащиеся могут сделать самостоятельно или с помощью учителя) |
Работа с текстом учебника | А теперь давайте совершим путешествие в
прошлое и узнаем когда и кто в нашем государстве
начал заниматься природоохранной деятельностью. Обратимся к тексту учебника стр. 32 «Путешествие в прошлое». Учащиеся, поработав с текстом учебника, должны выполнить письменно в тетради упражнение «Три предложения», т.е передать содержание текста тремя короткими предложениями. (По окончанию работы 1 ученика заслушивают устно, у остальных учащихся данная работа проверяется при проверке тетрадей) |
Слово учителя + фронтальная беседа
Фронтальная беседа |
А теперь вернемся в день сегодняшний.
Никто не станет спорить, что не все люди
относятся к природе ответственно. Вспомните, что
зачастую можно увидеть, придя в лес? Как
называется такое отношение к природе? (Безответственное).
И сразу же можно задать себе такой вопрос: «К
чему может привести безответственное отношение
к природе?». Может кто-то читал сказку Н. Телешова
«Белая цапля»? Учитель кратко напоминает содержание этой сказки (учебник стр. 32-33) и предлагает ответить на вопросы: – К каким последствиям привело решение Изольды? – Думала она о последствиях? – Что важного вы узнали из разговора Изольды с отцом? – Почему «не делать зла, этого мало»? – А что нужно делать? |
Задание | Учитель предлагает учащимся нарисовать
словесный портрет безответственного человека. Учащиеся называют черты хаpaктера безответственного человека. Далее заполняется правая колонка таблицы «Ответственное и безответственное отношение человека к природе». |
Слово учителя | Что же происходит в результате
безответственности? (Учащиеся дают краткий
ответ). Всем известна Красная книга, куда занесены редкие виды нашей флоры и фауны. А какая книга вам еще известна? (Черная книга, в которую занесены исчезнувшие виды животных) С помощью мультимедийного проектора демонстрируется презентации «Печальный счет потерь» (см. Приложение 1). |
IV. Закрепление | |
Фронтальная беседа | 1) Каким же бывает отношение человека к
природе? (Учащиеся дают краткий ответ). 2) Вспомните главное экологическое правило? (Нельзя брать у природы больше, чем она может дать) 3) Давайте еще раз вспомним золотое правило морали. А теперь попытайтесь изменить его так, что бы включить в него отношение к природе. У вас получилось правило экологической нравственности. 4) Вернемся к основному вопросу урока и ответим на него: Какими качествами должен обладать человек, что бы его отношение к природе было нравственным? |
Презентация мини-исследования | Двум учащимся было дано предварительное задание: провести мини-исследование, что бы выяснить, насколько информированы окружающие об экологии и о том, как нужно решать экологические проблемы. Учащиеся представляют мультимедийную презентацию (см. Приложение 2) |
Заключительное слово учителя | К счастью уже не только ученые –
экологи, но и большинство далеких от науки людей,
поняли, поняли, что биологическое разнообразие
планеты нуждается в охране и, что вред, наносимый
ему, может обернуться непоправимой бедой для
человечества. Надо создавать заповедники, добиваться, что бы меньше отходов загрязняли землю, надо заботиться о каждом дереве, каждой птице, общими усилиями сохранять и поддерживать богатство всего живого. Удастся ли людям добиться этой цели, покажет будущее. И урок хочется закончить поэтическими строками: – Цвети, Земля, |
V. Комментирование домашнего задания и выставление оценок. |
Примечание: Если на уроке позволит время, то на этапе закрепления учащимся можно предложить решение кроссворда (см. Приложение 3), предполагающего проверку знаний по теме.
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
03 12 2023 21:42:10
Урок «Культура России в эпоху Петра I» проводится для учащихся 7-го класса при изучении темы «Россия в правление Петра I». Если в школе ведется МХК, можно провести интегрированный урок, в котором будут участвовать разные классы, – это еще интереснее. Урок достаточно познавателен и насыщен фактами. Дети с большим удовольствием участвуют в нем....
02 12 2023 0:25:27
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
01 12 2023 23:53:13
Материалы к занятию исторического кружка или элективного курса «Вспомогательные исторические дисциплины» помогут учащимся понять, что история существует во времени и прострaнcтве.
...
30 11 2023 2:58:59
Урок "Народническое движение" второй урок в изучении темы. На первом уроке учащиеся, работая в группах, определили основных представителей народнического движения, направления и методы их борьбы. На втором уроке звучит отчет групп и дальнейшее изучение темы. На уроке сопоставляется терроризм XIX века и современный терроризм....
29 11 2023 21:48:17
Урок истории в 8-м классе по теме «Русская живопись второй половины XIX века» развивает у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре. Учащимся предлагается совершить виртуальную экскурсию по картинной галерее художников-передвижников. Почти каждый ученик класса в ходе урока выступает в роли экскурсовода и посетителя выставки. В течение урока происходит знакомство учащихся с творчеством Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова, И.Н. Крамского, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана....
28 11 2023 19:43:12
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
27 11 2023 9:34:23
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
26 11 2023 23:24:17
Бинарный урок по истории и иностранному языку, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной – Второй Мировой войне, разработан в форме пpaктического занятия. Урок направлен на формирование уважения к старшему поколению, интереса студентов к боевому прошлому нашей страны - СССР и стран-союзников, Великобритании и США. Развитие исторических и языковых компетенций студентов достигается через использование информационных технологий....
25 11 2023 21:32:31
Представлен конспект исторической игры "Меч и дипломатия Александра Невского" для учащихся 6-х классов....
24 11 2023 23:27:10
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально.
...
23 11 2023 15:15:51
Урок-игра знакомит учащихся с выдающимися памятниками архитектуры и изобразительного искусства России XVIII века, показывает их значение.
...
22 11 2023 7:38:19

В ходе учебного занятия учащиеся повторяют и закрепляют знания, полученные в курсе новой истории. Урок проводится в форме игры-путешествия, в ходе которой комaнды учащихся выполняют тестовые задания, созданные с программами MyTestX и Microsoft PowerPoint....
21 11 2023 17:23:55
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
20 11 2023 11:14:49
Урок знакомит студентов с наиболее выдающимися произведениями культуры России XIX века, формирует музыкально-слуховые представления, воспитывает чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм.
...
19 11 2023 14:43:24
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
18 11 2023 9:37:36
На уроке учащиеся знакомятся с культурой, обычаями и традициями древних индейцев. Они совершают увлекательное путешествие на индейский летний фестиваль....
17 11 2023 13:18:27
Творчески работающие учителя истории ищут способы совершенствования преподавания истории. Педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда ученики сами становятся соучастниками познания. Уроки, на которых исторические события и факты выстроены в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, способствуют развитию творческого мышления, всестороннему развитию личности, позволяют ученику проявлять свою индивидуальность и формировать прочные системные знания....
16 11 2023 10:40:29
В статье определяется сущность понятия «холодная война», выясняются причины этого явления, определяется влияние внешних факторов на внешнюю политику СССР в послевоенный период, отpaбатываются лексико-грамматические навыки и переработки информации....
15 11 2023 3:32:10
После принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. На уроке
рассматриваются некоторые православные праздники, и какое значение они имели для каждого православного человека?...
14 11 2023 12:43:22
В маленьком кубанском поселке лесорубов с поэтическим названием Михизеева Поляна расстреляли всех 207 жителей, больше половины из которых были дети, а также женщины и старики. Детишек до года вырывали из материнских рук, поддевали на штыки или, схватив за ножки, били головочками о деревья... Это произошло 13 ноября 1942 года. А поселок сожгли дотла, как Хатынь и каждую четвертую деревню Белоруссии. Называют это место в Краснодарском крае Кубанской Хатынью. Никто не имеет права забывать об этом, чтобы не допустить повторения такого варварства.
...
13 11 2023 8:33:26
В данной статье приводится система работы учителя в старших классах с использованием лекционно-семинарско-зачетной системы преподавания, которая позволяет осуществлять гуманизацию образования, ставить личность в центр образовательного процесса. Цель работы — формирование личности, способной ориентироваться во всем многообразии современного мира....
12 11 2023 21:17:13
Урок нацелен на то, чтобы определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества. Учащиеся узнают, что такое «профсоюз», каковы принципы его построения и функционирования. Также рассматривается ход развития профсоюзного движения в России. Раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества....
11 11 2023 11:46:55
В предлагаемом материале рассматривается проблема русского бунта в ходе анализа трагедии С.А. Есенина «Пугачёв». Произведение изучается в контексте отечественной истории и литературы, проводятся параллели с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина, историческими и культурными событиями XX века....
10 11 2023 8:38:51
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
09 11 2023 22:58:14
Изучается и повторяется материал по истории средних веков. Результатом работы должен стать заполненный кроссворд, по предложенному описанию учащиеся должны угадать историческую личность, поработать с источником и решить историческую задачу. Можно выполнять задание как всей комaндой, так и распределив задания для каждого члeна группы....
08 11 2023 13:24:44
Цель урока: сформировать представление об опричнине как особом пути централизации государства, ее сущности и последствиях для нашей страны....
07 11 2023 18:21:16
Обучающиеся на данном уроке находятся в постоянном поиске, что активизирует мыслительную деятельность и прививает интерес к предмету. Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно сложным. Их понимание зависит от времени, от готовности людей учиться у истории. Война и Победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему....
06 11 2023 2:49:57
Представлена деловая игра "Заседание редакции газеты по подготовке спецвыпуска номера "Мгновения семнадцатой осени. История России. XX век".
...
05 11 2023 18:24:37
Урок знакомит учащихся с событиями исторического прошлого нашего города, сохранившихся в памятниках культуры, воспитывает бережное отношение к историческому прошлому, формирует гражданскую позицию учащихся....
04 11 2023 7:11:29
На уроке продолжаем формировать навыки работы с алгоритмом, в данном случае алгоритмом «Хаpaктеристика войны». Изучение материала происходит путем интеграции предметов история и информатика. Урок строится на основе электронного учебника «История России. ХХ век» М.: Клио Софт, 2001.
...
03 11 2023 21:38:55
Главная цель данного урока — воспитание у учащихся патриотизма, уважения к военному прошлому страны, города Томска и края, в котором живут дети, приобщение к краеведческой деятельности.
...
02 11 2023 3:59:39
Человек и путешествия... Издавна они стоят рядом. Что заставляет человека и в давние времена, и в наши дни, забывания об опасностях, выходить в открытое море, проходить неведомыми тропами, взбираться высоко в поднебесье? Может быть, человека гнала и гонит тяга к знаниям? А может быть просто романтика?
...
01 11 2023 17:57:32
Программа факультативного курса помогает лучше узнать свой родной Волгоградский край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры. Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев, составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях....
31 10 2023 1:22:46
В статье рассмотрены особенности проектирования учебного занятия в системно-деятельностном подходе на примере темы «Отмена крепостного права в России». 8-й класс....
30 10 2023 11:11:14
Цель урока – выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий; определить последствия Смуты; развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос.
...
29 10 2023 21:15:27
В Интернете содержится множество статей, посвященных уклонению от армии. Причем эти советы опираются на старую редакцию ФЗ, а с 1 января 2008 г. вступили в силу поправки к ФЗ, в которых часть отсрочек ликвидирована. Журналисты, политики активно обсуждают эту проблему. На анализе этих источников и строится занятие.
...
28 10 2023 0:31:43
Представлены тесты по истории России в 9-м классе по темам: «История СССР в период 1953–1964 гг.» и «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX века»....
27 10 2023 13:35:12
Цели урока: совершенствование универсальных учебных действий в процессе хаpaктеристики основного конфликта, выявление проблемы, решение их с помощью литературного анализа и исторической науки....
26 10 2023 19:17:32
В 5-х классах изучение мировой религии - буддизм включено в программу "История древнего мира". В разделе "Древний Восток" на изучение темы отводится 2 урока. Данные разработки содержат в себе историю Древней Индии, информацию о кастовом строе в Древней Индии и совсем небольшая информация о религии - буддизм. Автор предлагает свой вариант прохождения материала....
25 10 2023 2:26:43
Урок разработан в соответствии с изучаемой темой и с учетом возрастных особенностей учащихся. Использование современных компьютерных технологий во время урока позволяет наиболее полно использовать речевые способности учащихся, существенно увеличить объем рассматриваемого на уроке материала, а также развивает и совершенствует их индивидуальные творческие способности путем применения индивидуально-личностного подхода....
24 10 2023 22:12:14
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
23 10 2023 7:35:16
Цель урока: обобщить знания о средневековых европейских городах, полученных на предыдущих уроках....
22 10 2023 7:23:19
Цели урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме; воспитывать человеколюбие и непримиримость ко всякому насилию над людьми....
21 10 2023 19:16:12
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея.
...
20 10 2023 1:53:30
Урок разделен на этапы, каждый учитель-предметник отвечает за определенный момент, время для каждого обозначено заранее. После каждого этапа проводится рефлексия. Учитель литературы освещает основные события России XIX века, связав их с литературным процессом и философской мыслью того времени. Учитель МХК рассказывает об основных направлениях русской живописи в России XIX века....
19 10 2023 8:45:16
Работа может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых победе советских войск под Сталинградом, уроках окружающего мира, истории. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны.
...
18 10 2023 15:49:21
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
17 10 2023 21:30:37
Урок посвящен изучению основных направлений внешней политики России в начале XVIII в. и событиям первого периода Северной войны. Показан ход войны на суше, переход от поражений к победам русской армии. Раскрывается роль Полтавской битвы как генерального сражения. Приоритетом урока является проблемность изложения материала. ...
16 10 2023 10:46:27
Представленная работа рассказывает, как повысить эффективность обучения истории через развитие познавательного интереса учащихся. Целью работы является воспитание любознательного ученика с широким кругозором и конкурентоспособной личности со сформированной системой ценностей, умеющей реализовать себя в мультикультурной среде....
15 10 2023 17:27:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::