Судьба российского крестьянства в первой половине XX века
Прошлые поколения оставили нам не столько готовые решения вопросов, сколько самые вопросы.
Сенека Младший.
Цель урока:
- углубить и систематизировать знания о развитии сельского хозяйства России в первой половине 20 века;
- раскрыть основные аграрные реформы и их сущность;
- оценить результаты и определить необходимые условия для перспективного развития сельского хозяйства современной России.
Задачи урока:
1. Знать основные аграрные реформы и их сущность в первой половине 20 века.
2. Уметь работать с различными документами по данной теме.
3. Продолжить формирование умения выpaбатывать свою точку зрения на основе документального материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения в группах.
4. Воспитывать у детей толерантность, уважение к другой точке зрения, уважения прошлого истории своей малой родины и страны, чувство ответственности за ее будущее.
Дидактический материал: презентация Power Point «Сельское хозяйство» (Приложение 1), документы для работы в группах.
Основные понятия: «прусский путь», «фермерский путь развития капитализма», фермер, столыпинская аграрная реформа, «военный коммунизм», НЭП, коллективизация.
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Вид урока: семинар.
Достижение поставленных целей предполагается через:
1. Фактический материал.
2. Использование документов по данной теме.
3. Отработку универсальных умений и навыков (анализа документов, определения причинно-следственных связей, отработку понятийного аппарата, умения вести дискуссию, участия в проектной деятельности, умения развернуто обосновывать суждения).
4. Атмосферу сотрудничества.
План
1. Введение. Проблемы развития сельского хозяйства в начале 20 века. Споры о путях развития российской экономики.
2. Столыпинская аграрная реформа. Результаты и последствия.
3. Мероприятия большевиков в аграрном секторе экономики: «военный коммунизм», НЭП.
4. Коллективизация сельского хозяйства.
А) Планы преобразований А.В. Чаянова, И В. Сталина, Бухарина.
Б) Коллективизация глазами писателей и современников. Голодомор.
В) Результаты коллективизации.
Г) Место сельского хозяйства в экономике СССР в 30-е годы и современной России.
5. Проект перспективного развития сельского хозяйства (творческое задание в группах).
Ход урока
1. Введение. Проблемы развития сельского хозяйства в начале 20 века.
Споры о путях развития российской экономики. (Слайд 1) 20 век оказался противоположным и сложным для тpaктовки веком. Сельское хозяйство всегда являлось основой для экономики нашей страны и в течение 2-х уроков мы рассмотрим основные аграрные преобразования начала 20 века и попытаемся разобраться в их результатах и последствиях, влиянии на современность.
Давайте вспомним:
- Какие пути развития капитализма вам известны? В чем суть каждого и насколько они были возможны для России начала 20 века?
- Термины: общинное землевладение, сельскохозяйственная кооперация, смешанное хозяйство, фермер.
- Как вы думаете, мог ли российский крестьянин стать землевладельцем, фермером?
2. Столыпинская аграрная реформа. Результаты и последствия
А) Основные цели и направления реформы.
Б) Результаты аграрных преобразований.
В) Как вы думаете, столыпинская аграрная реформа – «прусский» или «американский» путь развития? Объясните свою позицию. (Слайд 2)
3. Мероприятия большевиков в аграрном секторе экономики: «военный коммунизм», НЭП
С приходом власти большевиков происходят изменения и в сельском хозяйстве.
А) Цели введения «военного коммунизма», результаты.
Б) НЭП – продуманная политика советского правительства или вынужденная мера?
В) Итоги НЭПа. (Слайд 3) Почему руководство страны отказалось от НЭПа?
4. Коллективизация сельского хозяйства
30-е годы 20 века стали очередным испытанием для крестьян. По различным документам мы рассмотрим события из истории нашей страны данного периода и оценим их результаты для современной России. (Организация работы в группах)
Рабочий лист для 1-й группы:
А) Внимательно прочитайте отрывок из статьи. (Приложение 2)
Б) Ответьте на вопросы:
- Как нужно развивать сельское хозяйство, по мнению экономиста-аграрника?
- Какую роль отводит Чаянов семье?
- Почему он отдает предпочтение кооперации? Каковы недостатки колхозов?
Рабочий лист для 2-й группы:
А) Внимательно прочитайте статьи И. Сталина « Головокружение от успехов», «Ответ товарищам колхозникам», «О хлебозаготовках и перспективах развития сельского хозяйства»
Б) Ответьте на вопросы:
- Когда и почему появились каждая из этих статей?
- Каковы основные идеи данных статей?
- Как распределялись огромные доходы сельского хозяйства в экономике страны?
- Появление статьи И. Сталина «Головокружение от успехов» разрешило проблемы, из-за которых она была написана?
Рабочий лист для 3-й группы:
А) Внимательно прочитайте статью Paкова А. « Социальный портрет раскулаченного в 1930 году»
Б) Ответьте на вопросы: - охаpaктеризуйте состав и имущество семей Троицкого округа
Уральской области, которые подлежали выселению.
- Какие политические причины раскулачивания отмечает исследователь?
- Каковы итоги коллективизации, по мнению автора? Согласны ли вы с ним? Свою позицию поясните.
Рабочий лист для 4-й группы:
А) Внимательно прочитайте отрывки из книг Базарова А.А. «Хроника колхозного рабства», «Вся жизнь моя тебе, Россия», Еловских М.И. «Спецпереселенцы» (Приложение 3, Приложение 4)
Б) Ответьте на вопросы:
- Как описывают коллективизацию те, кто ее пережил?
- Найдите информацию о погодных условиях; о том, как переселяли; о питании; о местах проживания.
Рабочий лист для 5-й группы:
А) Внимательно прочитайте отрывок из статьи Курганова И.А. «Крестьянство в судьбах России» (материалы сайта «Российские социалисты и анархисты после Октября 1917 года»)
Б) Ответьте на вопросы:
- Каковы причины коллективизации, по мнению автора?
- Как автор объясняет, что такое «общественное хозяйство»?
- Как вы думаете, в данном случае понятия общественное хозяйство и община синонимы? Свою позицию поясните.
Рабочий лист для 6-й группы:
А) Внимательно прочитайте статьи Базарова А.А. «Был ли голод на Урале?» (Приложение 5), Кондрашина А.А. «Правда о Голодоморе» (материалы сайта «Комсомольской правды»)
Б) Ответьте на вопросы:
- Каковы причины голода в 30-е годы 20 века, по мнению авторов?
- Какие выводы делают исследователи об итогах коллективизации?
- Как вы думаете, можно ли политику И. Сталина по отношению к своему народу назвать геноцидом? Свою позицию поясните. (Слайды 4, 5, 6)
Выслушиваются ответы детей.
Обобщение
- Результаты коллективизации
- Позволили ли аграрные реформы начала 20 века стать российскому крестьянину землевладельцем?
- Почему слабым звено экономики всегда было сельское хозяйство? (Слайд 7)
5. Проект перспективного развития сельского хозяйства (творческое задание в группах)
Мы рассмотрели и проанализировали аграрные реформы начала 20 века, но и сейчас, в начале 21 века, наше сельское хозяйство также переживает нелегкие времена. Давайте попробуем учесть исторический опыт и обществоведческие знания и составим проект перспективного развития сельского хозяйства.
Выслушиваются ответы детей.
Подведение итогов урока.
Рефлексия
Заверши фразу:
- Среди всех заданий мне особенно понравилось…
- Во время урока я приобрел(а) …
- Задания и вопросы заставили задуматься о …
Учитель. Наше занятие подходит к концу. Мы с вами осознали, что проблемы сельского хозяйства очень сложны, чтобы их разрешить требуется целый комплекс мероприятий во всех сферах жизни общества. «Прошлые поколения оставили нам не столько готовые решения вопросов, сколько самые вопросы», - так отмечал Сенека Младший. Процветание нашей страны зависит не только от решения аграрного вопроса, но и от вашего трудолюбия и знаний.
Литература для учителя
- Базаров А.А. Хроника колхозного рабства. -М.: Возвращение, 2004.-816с.
- Базаров А.А. Вся жизнь моя тебе, Россия. -Тюмень: «Тюменский курьер», 2008.-450с.
- Еловских М.И. Спецпереселенцы// Фольклор и литература Зауралья.-Курган.-2000.-С.53-57
- Заир-бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. -М. Просвещение, 2004с.
- Игошева Н. Россия Нэповская//История.-2000.-№12
- Осокина Е. СССР в конце 1920-х – начале1930-х годов: хроника начавшегося голода//История.-1999.-№20.
- Paков А. Социальный портрет раскулаченного в 1930 году //История.-2001.-№ 27
- Сапожникова Т. Столыпинская аграрная реформа //История.-2000.-№ 20
- Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России 20 века. 10-11 классы: элективный курс / сост.Е. Н. Сорокина.- Волгоград: Учитель,2007.-169с.
Литература для учащихся
- Базаров А.А. Хроника колхозного рабства. -М.: Возвращение, 2004.-816с.
- Базаров А.А. Вся жизнь моя тебе, Россия. -Тюмень: «Тюменский курьер», 2008.-450с.
- Еловских М.И. Спецпереселенцы// Фольклор и литература Зауралья.-Курган.-2000.-С.53-57
- Осокина Е. СССР в конце 1920-х – начале1930-х годов: хроника начавшегося голода//История.-1999.-№20.
- Paков А. Социальный портрет раскулаченного в 1930 году //История.-2001.-№ 27.
- Россия и мир.20 век: учебник для 11 кл. общеобразоват. Учреждений/ О.В. Волобуев, В.А. Клоков.-М.: Дрофа, -351с.
- Сталин И.Головокружение от успехов// Сталин И. Сочинения в 16 томах. – т.12.
- Сталин И.Ответ товарищам колхозникам // Сталин И. Сочинения в 16 томах. – т. 12.
- Сталин И.О хлебозаготовках и перспективах развития сельского хозяйства // Сталин И. Сочинения в 16 томах. – т. 11.
Статья демонстрирует эффективность использования компаративного (сравнительного) метода для повышения мотивации учащихся к истории и формированию умений анализа текстового материала. Рассматриваются этапы включения заданий на сравнение в 5-м классе: с использованием наглядных информативных источников (карт, моделей, схем); с использованием табличной формы организации материала. В статье приведены конкретные примеры заданий на сравнение по истории Древнего мира.
...
28 01 2023 20:40:55
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
27 01 2023 19:46:47
В статье представлена методическая разработка урока по обществознанию для выпускников 11-х классов и профессиональных училищ, которым предстоит впервые принять участие в выборах....
26 01 2023 6:44:39
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
25 01 2023 10:47:12
Цели представленного мероприятия - способствовать формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины; способствовать формированию у школьников интереса к прошлому России, гордости за свою Родину и народ; воспитание у учащихся чувства патриотизма, долга, ответственности перед Родиной, уважения и чувства признательности к ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта....
24 01 2023 8:35:50
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
23 01 2023 23:59:29
Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными к истории Гражданской войны в США, к решению проблем рабства, которое стало очередным этапом развития демократии в США. На примере хаpaктеристики А.Линкольна подчеркивается роль личности в истории....
22 01 2023 13:58:39
Игра по краеведению для учащихся 6-х классов представляет собой обобщение знаний по краеведению: традиций, культурных особенностей, Архангельской области, связанных с именами людей, которыми гордится северный край. Является логическим завершением курса по истории России с древнейших времен до конца XVI в....
21 01 2023 20:26:37
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
20 01 2023 1:40:11
Учитель формирует у учащихся образные представления о занятиях, религии, культуры и войнах Древней Греции посредством игры. Воспитывает интерес к далекому прошлому различных народов, чувство ответственности за свои знания....
19 01 2023 15:17:58
На данном уроке ребята через решение исторических задач, работы с текстом учебника, составление схем и таблиц изучают новый материал. Шестиклассникам дается возможность дать оценку каждого этапа работы, сделать выводы и оценить правильность своей работы.
...
18 01 2023 9:47:12
Данный урок по истории России в 7-м классе знакомит учащихся с изменениями политического строя в России в начале XVII века. На уроке используются дидактические принципы научности, прочности, осознанности, связи с жизнью, наглядности с использованием современных средств обучения: мультимедийной презентации, интернет-ресурсов....
17 01 2023 3:30:58
Урок может быть проведен в 11-м классе по теме параграфа 23 «На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е годы» по учебнику «История России» А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова, С.В. Мироненко. При организации урока необходимо уделить внимание подготовленности обучающихся в решении проблемных задач и навыкам работы с историческими документами....
16 01 2023 12:51:18
Цель урока: усвоение знаний по теме "Внешняя политика России. Русско-японская война"; развивать умение работать с исторической картой, анализировать, делать выводы....
15 01 2023 17:54:52
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края.
...
14 01 2023 13:12:15
Методическая разработка игры в форме "Счастливого случая" поможет проверить знания обучающихся по вопросам международного гуманитарного права и деятельности Международного Комитета Красного Креста, заинтересовать проблемами, которые решает эта организация. Игра формирует гражданскую позицию. Игра рассчитана на обучающихся 8–11-х классов.
...
13 01 2023 9:10:45
Урок проводится в технологии исследования. Данная технология способствует не только усвоению новых знаний, но формированию ключевых компетенций: информационных, коммуникативных, социальных. Применяемая рейтинговая система оценивания работы учащихся позволяет оценивать деятельность на каждом этапе урока и в каждом виде деятельности, что стимулирует активность учащихся, позволяет видеть сильные и слабые стороны учащихся и объективно оценивать в течение всего урока....
12 01 2023 6:33:35
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
11 01 2023 5:53:34
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
10 01 2023 13:44:10
Образовательная цель урока - формирование у учащихся представлений об условиях усиления католической церкви и причинах появления ересей. Урок включает поиск ответов на проблемные задания, работу с текстом учебника, работу в группах, сообщения учащихся на уроке, работу в тетрадях, самостоятельные выводы учащихся, высокую активность и интерес учащихся на уроке....
09 01 2023 22:36:53
Игра-путешествие для учащихся 5-го класса. В этом возрасте дети начинают изучать курс всеобщей истории «История Древнего мира». Поэтому необходимо поддерживать и развивать к ней интерес. Для этого рекомендуем опираться на интересные исторические факты и различные варианты существующих мифов и легенд, используя научно-познавательную, художественную литературу и иллюстративный материал....
08 01 2023 16:34:28
Цели урока: создать условия для формирования представления, что такое группа людей и их виды, для развития умения выполнять "групповые нормы", навыков сотрудничества и сопереживания в группе; взаимопонимания, взаимовыдержки, доброжелательного отношения к окружающим людям....
07 01 2023 11:45:52
Литературно-исторический вечер помогает расширить представления учащихся о Сталинградской битве, о мужестве старшего поколения; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной.
...
06 01 2023 9:17:43
Интеллектуально-познавательная игра "Правовой калейдоскоп" воспитывает гражданскую ответственность и чувство собственного достоинства, дисциплинированность, уважение к правам и свободам человека, демократические правовые ценности....
05 01 2023 13:25:32
Цель путешествия - узнать и рассказать о жизни племени вятичей, проживавших на территории города Подольска (Московская область)....
04 01 2023 13:16:24
Цели урока: повторение и обобщение знаний учащихся; развивать заинтересованность в знаниях к предмету; развивать кругозор учащихся....
03 01 2023 12:51:18

Урок проводится в форме комaндной игры "Знатоки истории". Игра состоит из трех этапов: каждой комaнде нужно найти и исправить ошибки в предложенном тексте; решить кроссворд; поочередно предлагается ответить на вопросы исторической викторины. Выигрывает та комaнда, у которой по окончании игры будет больше очков....
02 01 2023 3:19:52
В данной статье дается обоснование подхода к преподаванию истории в школе. Раскрыты способы активизации познавательной деятельности учащихся, отражена роль школьного историко-краеведческого музея в историческом образовании и формировании гражданина и патриота своей Родины.
...
01 01 2023 14:35:45
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
31 12 2022 0:39:41
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
30 12 2022 2:59:21
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
29 12 2022 8:59:57
В работе на примере одного из уроков в рамках технологии образовательной системы "Школа-2100" показаны преимущества использования технологий личностно ориентированного развивающего образования в вопросах формирования информационной грамотности учащихся на современном этапе....
28 12 2022 21:17:50
Данное занятие может быть проведено в рамках элективного курса по истории России в профильном 10–11-м классе. Предлагаемые методы обучения основаны на критическом мышлении. Познавательные задания подготовлены на основе приемов перспективного подхода к изучению истории, многоуровневого анализа исторических источников....
27 12 2022 5:54:54
В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на "Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....
26 12 2022 21:54:51
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся. Задачи, поставленные на начальном этапе урока, решаются в самостоятельной работе с различными источниками информации. Иллюстративный материал урока приобщает учеников к культурному наследию Древней Греции....
25 12 2022 3:48:34
Сценарий вечера духовно-патриотического воспитания с использованием ИКТ-технологий. Цель разработки – дать целостное представление о Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.), о роли человека на фронте и в тылу, возможность обратиться к личностному фактору отношения к данным историческим событиям....
24 12 2022 16:49:53

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
23 12 2022 2:53:53
Каждый учитель стремится оптимизировать педагогический процесс, выбирая при этом свой индивидуальный путь, который наиболее отвечает его требованиям. Позитивная технология обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, коррекции результатов. Она эффективна по результатам и оптимальна по затратам, а также гарантирует достижение стандарта обучения....
22 12 2022 1:13:50
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
21 12 2022 2:20:43
Урок истории в 8-м классе с использованием мультимедийных технологий и произведений литературы, живописи и кино....
20 12 2022 22:10:36
Урок-игра рассчитан на развитие познавательного интереса молодых избирателей к знаниям в области избирательного права. В виде наглядности выступают документальные материалы избирательной комиссии муниципального образования. Благодаря сочетанию конкурсов и деловой информации из реальной жизни поселения, а также дифференцированному домашнему заданию имеется возможность выбора индивидуальной траектории получения образования.
...
19 12 2022 17:40:32
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
18 12 2022 5:27:56
Игра может проводиться в связи с датами принятия Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ для учащихся 9–10-х классов. Расширяет правовой кругозор учащихся и осознание того, что РФ является частью мирового сообщества, доступна для ученика любого уровня подготовленности....
17 12 2022 11:46:57
Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с завоеванием монголами Русского государства, выяснить причины поражения Руси. Воспитать чувство патриотизма на примере героизма русского народа в борьбе с монголо-татарами. Развивать умение работы с текстом, картой, высказывать свое мнение, делать вводы.
...
16 12 2022 12:26:15
Урок создает условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с царствованием императора Павла I, выяснением причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране и мотивами его убийства....
15 12 2022 7:47:30
Цель урока: формирование представлений о политической раздробленности Древнерусского государства и особенностях развития главных политических центров Руси....
14 12 2022 2:11:49
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
13 12 2022 4:29:34
Предложен урок, цели которого подвести учащихся к пониманию того, что в 1917 году в России создалась ситуация, которая отличалась неустойчивостью, и существовали различные пути развития страны; продолжить развитие умений анализировать факты, делать выводы, аргументировать свои рассуждения, способствовать выработке у учащихся научно-исследовательского подхода к историческому процессу при использовании на уроке "альтернативных ситуаций".
...
12 12 2022 21:45:11

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
11 12 2022 3:27:46
Повторительно-обобщающий урок-игру можно провести как в основной, так и в полной школе на базовом уровне. Учащиеся учатся работать в комaнде, применять знания и оценивать их....
10 12 2022 9:59:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::